Парк кузьминки описание и история. Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Стартовавший десять лет назад Всероссийский проект «Аллея Российской Славы», призванный увековечить в мемориальной культуре городов и населенных пунктов историческую память о многонациональном народе России во славу будущего нашего Отечества, нашел свое воплощение на Есенинском бульваре Кузьминок, по другую сторону от Волгоградского проспекта. В рамках этого проекта на бульваре поставили памятник защитникам Москвы. Он представляет собой окрашенную в белый цвет плиту со скруглённым верхом, на вершине которой установлен православный крест, на фасаде – барельеф в виде каноничного изображения Богородицы с младенцем, а внизу фасада надпись: «Участникам обороны Москвы в 1941 году от благодарных жителей Кузьминок». Дальше уже на пересечении Есенинского бульвара с улицей Юных Ленинцев, ближе к входу в парк расположен мемориальный комплекс, состоящий из нескольких сооружений. Первым здесь появился Памятник Воину – Победителю (1), сооруженный в 2006 г. Скульптура Воина установлена на пьедестале в форме пятиконечной звезды – символа Красной Армии. Затем Мемориальный комплекс дополнил Памятный знак в честь Городов-Героев (2) с капсулами земли, привезенными из этих городов. У монумента расположены памятные камни и фонтан, который был запущен 29 апреля 2008 г. Внешний вид этого фонтана, входящего в Мемориальный комплекс, довольно прост – это небольшая прямоугольная чаша с несколькими струями. Завершает композицию две стелы из белого камня, с выгравированными на ней названиями Городов-Героев. 9 мая 2009 г. здесь, на Алее Славы в Кузьминках, состав Мемориальный комплекса дополнила композиция «Люди мира на минуту встаньте» (3), посвященная узникам фашистских концлагерей. Основными компонентами её являются три черные гранитные плиты. Первая плита посвящена малолетним узникам, которые подверглись лагерным пыткам во время Великой Отечественной войны. Из оккупированной территории СССР было угнано более 2,5 млн. человек, а вернулось всего 1,5 млн. человек. Вторая – памяти мужчин и женщин их числа взрослого населения, которые в годы войны из оккупированной территории были угнаны на работы в Германию; угнано было 6 млн., а вернулось только 3, 5 млн. человек. Третья плита служит напоминанием о судьбе узников их числа советских военнослужащих, которых более 5млн. оказались в плену, и узников лагерей смерти: Бухенвальда, Заксенхаузена, Дахау, Равенсбрюка. Большой вклад в появление памятника «Люди мира на минуту встаньте» сыграло общество «Несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» района Кузьминки. Председатель общественной организации Виктор Михайлович Лисовский выступил с инициативным предложением о строительстве подобного памятника в районе Кузьминки и разработал проект «Люди мира на минуту встаньте». Площадка, на которой расположен памятный знак, находится на Аллее Славы между мемориалом Городов – Героев Советского Союза и памятником «Воину-Победителю». 9 мая 2010 г., в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на этом месте состоялось торжественное открытие еще одного памятника «Труженикам тыла в годы войны» (4,5). Барельеф работы скульптора Аполлонова А. А. посвящен памяти тем, кто сделал нашу Победу возможной. Миллионы людей, а это были преимущественно женщины и дети, не жалея сил, своего здоровья, а порой и жизни трудились круглые сутки на заводах, фабриках, полях, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение фронта вооружением, одеждой, едой. На установленном памятном знаке изображение женщины и ребенка у станка, символизирующие работу на военном заводе в годы войны. В настоящий момент в Кузьминках проживает порядка 3 тысяч тружеников тыла. Именно в честь них, по инициативе Совета ветеранов, был разработан проект этого памятного знака.
Вот такое замечательное место существует в районе Кузьминки – Аллея Славы (на пересечении улицы Юных Ленинцев и Есенинского бульвара), место, на которое из года в год 9 мая, в День Победы приходят жители района разных возрастов, чтобы «всем миром» поздравить ветеранов со столь значительным праздником. Здесь проходят торжества, на которых выступают представители администрации района и округа, сами ветераны Великой Отечественной войны 1941−1945гг. А поздравления по случаю праздника, звучащие из уст выступающих, всегда преисполнены благодарности всем тем, кто внес посильный вклад в завоевание Великой Победы, всем тем, кто собрался в этот значительный день на Аллее Славы и не менее – тем, кто не дожил до Великой Победы. В память тех же, кто завоевал Великую Победу ценой своей жизни, объявляется Минута молчания и можно наблюдать в их честь торжественное прохождение курсантов военного института. Традиционно в этот день ветеранов и гостей праздника угощают солдатской кашей и «100 граммами фронтовых». А после торжественной части в продолжение праздника всегда на Аллее Славы проводится и концертная программа. На предварительно установленной сцене выступают детские творческие коллективы, учащиеся школ района, эстрадные артисты. Со сцены звучат поздравления, стихотворения, песни. Изюминкой программы на протяжении многих лет является выступление Хора ветеранов района Кузьминки. Можно смело заявить, что власти и жители Кузьминок чтят память тех, кто сражался на поле брани и ковал Победу в тылу.

Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

Конный двор

Экскурсия по усадьбе Кузьминки

Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

Флигель

Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

Птичник (Кузница)

Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

Ванный домик

Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

Скотный двор

Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

Гроты

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

Пристань

В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

В ХVII в. на правом берегу речки Чурилихи, недалеко от места, где находилась деревня Собакино (Овсеево), была устроена мельница, принадлежавшая московскому Симонову монастырю. Есть легенда о том, что на ней работал некий Кузьма, от имени которого якобы возникло название Кузьминки. Его существование не подтверждается документально. Однако даже если предположить, что кого-то из кузьминских мельников действительно звали Кузьмой, это ровно ничего не доказывает: согласно нормам русского языка, название населенного пункта, образованное от имени Кузьма, было бы Кузьмино, а не Кузьминки. Местная топонимика увековечила не мельников, а место их работы, превратив его в собственное название этой пустоши.

Источники свидетельствуют, что в ХVII - начале ХVIII в. одним из наименований Кузьминок было Мельница. В Подмосковье существует несколько населенных пунктов с названием Кузьминки, образованным от находившихся в них храмах Косьмы и Дамиана. Память об этих святых православная церковь отмечала 1 июля и 1 ноября (по старому стилю). Именно эти праздники в народе назывались Кузьминками. Вероятно, храм Косьмы и Дамиана находился и на современной территории комплекса “Кузьминки - Люблино”. Его местоположение будет уточнено после проведения соответствующих археологических исследований.

Кузьминки Строгановых

Г. Д. Строганов

Одно из первых наиболее значимых событий в истории Кузьминок относится к 1702 г.

Тогда Петр I, отобрав эту пустошь вместе с мельницей у Симонова монастыря, пожаловал ее в вотчину своему любимцу, “именитому человеку” Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714) “за верную службу и помощь в оснащении флота и армии”. Это был знак высшего царского расположения к нему, своего рода орден, поскольку наград для меценатов и жертвователей при Петре I не существовало.

При Г.Д. Строганове в Кузьминках никаких существенных изменений не произошло. Мельница действовала, а остальная земля так и оставалась незастроенной и незаселенной. В 1714 г. после смерти владельца имение унаследовали его вдова Мария (Васса) Яковлевна, урожденная Новосильцева (1678-1734) и сыновья Александр(1698-1754), Николай(?) и Сергей(1707-1756) Строгановы. Только при них началось строительство на этой территории.

В 1716 г. Строгановы соорудили в Кузьминках деревянную церковь , освященную в честь своей фамильной святыни - Влахернской иконы Божьей Матери . По ней их имение получило новое название - село Влахернское (Лахернское). Недалеко от церкви находилась усадьба, первоначально состоявшая из господского дома и хозяйственных построек, также выполненных из дерева. Кроме них, в Кузьминках было пять дворов “деловых людей”, находившихся в услужении у владельцев имения, возведенных в 1722 г. Петром I в “баронское Российской империи достоинство”. Строгановы стали третьей по счету русской фамилией, получившей баронский титул. В середине декабря того же года, возвращаясь из похода в Персию, царь заехал в их усадьбу и даже жил в ней некоторое время. Очевидно, к тому времени в Кузьминках уже сложился усадебный комплекс европейского типа.


М.Я. Строганова

Из трех братьев Строгановых строительством в имении занимался только один Александр Григорьевич, впоследствии получивший придворное звание камергера. Недаром единственный церковный придел носил имя соименного ему святого - Александра Невского. Сама церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее в Кузьминках Александр Григорьевич Строганов соорудил новый храм Влахернской иконы Божьей Матери, также деревянный . Со временем А.Г. Строганов юридически стал единственным хозяином Кузьминок. В 1740 г. он и его братья наконец разделили доставшееся им от родителей наследство. Все это время строительные работы в Кузьминках не прекращались, а после раздела стали еще интенсивнее. Поставив плотины на речке Чурилихе, А.Г. Строганов создал прудовую систему, имеющую примерно одинаковую ширину на всем своем протяжении, что придало ей вид широкой реки.

В 1754 г. его имение унаследовали вдова Мария Артемовна, урожденная Загряжская, и дочь от первого брака Анна Александровна Строганова (1739-1816), ставшая единственной хозяйкой Кузьминок по разделу, состоявшемуся между ними в том же году.

В 1757 г. А.А. Строганова вышла замуж за блестящего молодого придворного князя Михаила Михайловича Голицына(1731-1804), позже дослужившегося до звания генерал-поручика. Таким образом, она является последней владелицей имения из рода Строгановых и первой из Голицыных.

Кузьминки Голицыных

В 1757 году внучка Григория Дмитриевича Анна Александровна будучи уже баронессой вышла замуж за князя М.М.Голицына. В качестве приданого за женой князю Голицыну достались помимо городского дома в Москве, чугунно-литейных заводов на Урале, соляных варниц, древних документов, икон и картинной галереи также и село Влахернское с чудотворной иконой Влахернской Божией Матери.

Вступив в права хозяина Кузьминок, Михаил Михайлович предпринимает широкую реконструкцию и благоустройство имения. Созданный в Кузьминках в конце 18 века английский парк - один из первых пейзажных парков Москвы, ставший эталоном для помещичьих ландшафтных парков конца 18 столетия. По примеру Павловска под Петербургом была вырублена знаменитая двенадцатилучева просека (французкий парк).

Тогда же были перестроены церковь, княжеский дворец, пристань, конный и скотный дворы, садоводство, слободка с хозяйственными службами. Причем сооружения слободки и ее планировка - один из немногих композиционных элементов усадебного строительства конца 18 - начала 19 веков, сохранившегося до настоящего времени, что представляет исключительный исторический и архитектурный интерес.

Но наибольшего развития усадьба «Кузьминки» получила в 19 веке в пору его принадлежности сыну князя М.М.Голицына Сергею Михайловичу, поднявшему усадьбу на пик славы и выдвинувшему ее в один ряд с такими жемчужинами архитектурно-паркового строительства, как петербургские Павловск и Петергоф, а также парижский Версталь. Не зря усадьбу называли московским Павловском и сопоставляли с ительянскими образцами усадеб прошлого века.

Появились интересные по архитектуре Пропилеи, Березовая беседка, пристань сложной конфигурации, Липовая аллея, висячий мост с кодранами, Ванный домик, Египетский павильон, Померанцевая оранжерея. Капитально перестроены и получили новое архитектурное решение Скотный и Конный дворы, частично главный дом.

На собственных чугунно-литейных заводах Голицына по заказу князя для Кузьминок создавались настоящие шедевры чугунного литья: металлические лавочки различной формы, обелиск императору ПетруI, триумфальные и ажурные ворота, тумбы с двойными цепями, фонари и жирандоли удивительных форм, памятники императрице Марии Федоровне и императору Николаю I, ограды, фигуры львов и грифонов на воротах. По словам современников село Влахернское по обилию малой архитектурной формы чугунного производства представляло собой музей под открытым небом.

В создании усадьбы принимали участие многие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы 18-19 веков: И.Жеребцов, А.Воронихин, Р.Казаков, Артари, И.Еготов, Росси, Кампиони, А.Г.Григорьев, М.Д.Быковский, Клодт. Последний являлся автором скульптурных композиций коней с вожатыми, единственными в Москве, другая пара установлена в Петербурге на Анничковом мосту.

Если говорить о творчестве отдельных архитекторов, стоит учточнить, что Кузьминки - единственный пример в творчестве зодчего Д.Жилярди - автора полной реконструкции усадьбы и проектов многих сооружений, в том числе знаменитого Музыкального павильона, вошедшего в каталог мировых шедевров классицизма.

Помимо прочего в Кузьминской усадьбе были открыты богадельня и больница, обслуживавшая жителей окрестных деревень, что являлось не частным явлением в помещичьих усадьбах.

Кузьминки были популярны во все времена своего существования. В свое время эти места посещали император Петр Великий, имератрицы Екатерина 11 и Мария Федоровна (жена Павла 1), император Александр 11, генералиссимус А.В.Суворов, поэты В.А.Жуковский и И.И.Козлов, писатели М.Ф.Достоевский и А.П.Чехов, художники В.Г.Перов и М.В.Нестеров, семья Ульяновых.

Использованы материалы сайта www.infoknoga.ru; статья Н. Кузьминой.

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.

История кузьминской земли обогащает отечественную историю топонимикой — название местности Кузьминки, гидронимикой — названия рек Чурилиха и Голедянка. На ее территории сохранились захоронения XIII века — остатки жилой постройки с частично сохранившейся печью и фрагментами каменно-глинобитной конструкции. — редчайшая археологическая находка на территории Москвы.

Следует отметить, что и сегодня долина объединенных рек с заросшим прудом, расположенная между Кузьминским и новым Люблинским прудами, представляет собой естественный природный ландшафт с уникальными для Москвы мезотрофными болотными комплексами. Поверхность поймы заболочена, на участках которых с поверхности залегают водонасыщенные болотные торфяные отложения. Русло реки характеризуется наличием многочисленных родников. В настоящее время этот участок площадью пять с половиной гектаров поставлен на охрану как памятник природы.

Стоит отметить, что усадьба создавалась не как замкнутая летняя резиденция, огражденная от окружающего ее мира. Ни до князя М. М. Голицына, ни после него в XIX веке усадьба не имела ясно выраженных границ, постепенно сливаясь с окружающими ее лесами. Таким образом, в кузьминской усадьбе создавался один из первых пейзажных парков Москвы конца XVIII века, который явился примером для подражания в других помещичьих усадьбах. Так, например, по образцу заречной беседки в Кузьминках в 1801 году в Павловске была перенесена статуя героя античности Аполлона на новое место — против княжеского дворца за рекой.

Стоит добавить, что Кузьминки в свою очередь перенимали лучшее при создании пейзажного парка. По примеру Павловского парка в конце XVIII века в Кузьминках в сосновой роще была прорублена двенадцати лучевая просека регулярного (французского) парка, в центре которой была устроена круглая площадка, в центре ее была помещена статуя Аполлона (копии для Павловска и Кузьминок выполнены скульптором Ф. И. Гордеевым). По кругу площадки у каждой из аллей были расположены гипсовые статуи Муз. И сегодня 12-лучевая просека французского парка является большой достопримечательностью Кузьминок. Стоит отметить еще одну особенность Кузьминок: продолжение преемственности павловского принципа украшательства парка. Пример тому — чугунные «Триумфальные ворота», которые во всех своих частях, за исключением верха — герба, совпадают с «Николаевскими воротами» в Павловске под Санкт-Петербургом, построенными в 1826 году К. И. Росси. Проект этот был выполнен на Пашийских чугунолитейных заводах князя С. М. Голицына I и через три года повторен вторично для украшения Кузьминок. Это еще раз убеждает, насколько близки по паркостроению обе усадьбы. Москвичи впоследствии даже стали называть село Влахернское «Московским Павловском».

Сама по себе усадьба «Кузьминки» являет собой высокий уровень искусства. Творчество архитекторов, литейщиков, художников, скульпторов, специалистов паркового строительства представляет огромную ценность в отечественной культуре. В Кузьминках создавали свои творения такие маститые архитекторы, скульпторы и художники, XVIII-XIX веков: как Доменико (в России его называли Дементий Иванович) Жилярди, А. Г. Григорьев, А. Н. Воронихин, М. Д. Быковский, К. И. Росси, П. К. Клодт фон Юргенсбург, Артари, С. П. Кампиони, И. П. Витали, Ф. П. Крентан, оставившие после себя яркие примеры творчества.

Если говорить о творчестве архитектора Доменико Жилярди в Кузьминках, стоит отметить следующее. Он много строил в Москве и ее окрестностях, но везде это были отдельные постройки. И только в Кузьминках архитектор смог отставить о себе память, как автор единого архитектурно — паркового ансамбля, так как здесь по проекту зодчего восстанавливалась полностью вся усадьба: от парковых дорожек и скамеек до фундаментальных сооружений. Это сыграло положительную роль в том, что усадьба «Кузьминки» в итоге была проникнута единством замысла, стиля и выполнения, что ее отличало от многих российских усадеб. Умелая рука зодчего превратила конный двор в одно из лучших достижений стиля «ампир» в России. Изюминкой двора явился знаменитый Музыкальный павильон, вошедший в каталог мировых шедевров.

С подмосковной усадьбой «Кузьминки» связана вся творческая биография архитектора М. Д. Быковского, занимаясь переделками, ремонтами, отделкой интерьеров домов, а также создав самостоятельные работы — дом и каменный мост на плотине, памятники императору Петр Великому, Николаю I, вдовствующей императрице Марии Федоровне, надгробие князю С. М. Голицыну I в приделе святого Сергия Радонежского церкви Влахернской иконы Божией Матери.

Кроме того, стоит отметить, что такого обилия чугунно-литейных изделий, как в Кузьминках, нельзя было встретить ни в одной подмосковной усадьбе. Чугунные изделия в количестве 250 единиц представляли собой подлинные произведения искусства. Так, например, литые из чугуна канделябры-торшеры с богато орнаментированными растительными стволами, которые «вырастают» из основания, состоящего из четырех крылатых грифонов. Звери-птицы сидят по диагоналям постамента, опираясь на выставленные вперед львиные лапы. Выразительные крылатые грифоны и сто семьдесят лет назад, и сегодня являются визитной карточкой усадьбы. В любой литературе в качестве иллюстрации по Кузьминкам представлены знаменитые скульптурные композиции. Это дает основание выдвинуть точку зрения, что усадьбу «Кузьминки» можно рассматривать как своеобразный музей малой архитектурной формы под открытым небом.

Большой художественный вкус подарил отечеству прекрасные памятники архитектуры. Так, оригинальный вид Египетского павильона и тогда, и сейчас производит внушительное впечатление. Скошенные стены и окна здания напоминают собой усеченную пирамиду. В центре здания имеется неглубокий портик-лоджия с двумя колоннами, перехваченными рельефными жгутами с папирусообразными капителями. На стенах лоджии имеются скульптурные детали на египетские ритуальные темы. Это единственное в своем роде здание в архитектурной Москве.

Многие события, происшедшие в усадьбе «Кузьминки», дополняют отечественную историю. Так, например, священнослужитель местного прихода и бытописатель Н. А. Порецкий описывает ураган, пронесшийся 16 июня 1904 года над юго-востоком Подмосковья, который уничтожил до 100000 деревьев в Кузьминском парке. Помимо местного описания он дает яркую характеристику злосчастного лета.

Н. А. Порецкий так же упоминает об эпидемиях холеры 1830 и 1871 годов, ставших трагедией для всей России.

Более того, он, видимо, по рассказам старожилов, описал знойное лето 1871 года — причину распространения холерной заразы: «Лето было как никогда жаркое. Дождей почти не было. Все сожгло». В Кузьминках от холеры умер только один обитатель. Сами жители, якобы, спасли себя, совершив крестный ход вокруг села с Влахернской иконой Божией Матери.

История Влахернского прихода — неотъемлемая часть истории русского православия. «Влахернское было единственным подмосковным местом, куда в таком множестве стекались москвичи на гулянье 2 июля…к единственному московскому барину-вельможе». «В храмовый праздник 2 июля здесь бывали большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающие гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной роще», — отмечали современники.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках по изяществу интерьера и богатству ризницы не уступал многим московским церквам. Внутренние стены храма были облицованы дорогим испанским карарским мрамором. На колокольне были установлены куранты.

Относительно церкви в Кузьминках и повышенного внимания к ней со стороны современных ценителей древнерусской живописи стоит отметить семейную реликвию Строгановых, а впоследствии князей Голицыных — Влахернскую икону Божией Матери, находившуюся в местном храме с 1725 по 1929 годы.

Бесспорная ценность икон состоит в технике их исполнения — «энкаустика» (exaustix — выжигаю) — античная живописная техника. Восковую краску растопляли, и по причине быстрого охлаждения воска, от изготовителя требовалось большое мастерство при наложении на разогретую доску состава, создавая рельефное изображение Богоматери и младенца, имитируя при этом резьбу. В 1654 году икона и три ее списка были подарены константинопольским патриархом русскому царю Алексею Михайловичу. Одну из них царь подарил купцам Строгановым.

Особое место стоит уделить кузьминской лечебнице, учрежденной князем С. М. Голицыным в 1816 году, что являлось не частым явлением в помещичьих усадьбах. Лечебница была единственной на округу, насчитывавшей около восьмидесяти населенных пунктов. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в популярности Кузьминок. До 1869 года лечебница полностью содержалась на средства князей Голицыных, все консультации врачей и отпуск лекарств были бесплатными. В вышеназванном году лечебница была передана Московскому уездному земству и переведена в здание бывшего скотного двора этой же усадьбы.

В истории русской культуры стоит отметить, что именно в больнице в Кузьминках в 1882 году лежал на излечении художник В. Г. Перов. Здесь же, в Кузьминках, он скончался. В день его смерти в Кузьминки пришли многие представители культурного общества, чтобы проводить в последний путь художника.

В этой же больнице лежал на излечении, будучи мальчиком, поэт Ф. С. Шкулев.

Много замечательных и славных имен связано с Кузьминками. Посещения истори ческих лиц вошли в летопись кузьминской земли.

Известно, что в 1722 году здесь бывал царь Петр I. Современник петровской эпохи В. А. Нащокин в своих записках оставил сведения о его пребывании: «В декабре, в последних числах, Его Величество, не въезжая в Москву, изволил пребывать в Подмосковной Строгановой, что слывет Мельница, наступили в Москву из онаго Персидского походу триумфом».

До середины XIX века еще сохранялся деревянный домик, в котором останавливался Петр Великий. В 1848 году на его месте был сооружен чугунный обелиск (арх. М. Д. Быковский).

Усадьбу «Кузьминки» посещали генералиссимус В. А. Суворов с женой Варварой Ивановной (урожд. Прозоровской) после венчания; вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), посещение которой было отмечено чугунным памятником, открытым в 1828 году; император Николай I, в память о котором в 1856 году был установлен чугунный монумент.

В 1837 году после возвращения из сибирского путешествия цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) в сопровождении воспитателя-поэта В.А. Жуковского посетил Кузьминки. Следующее посещение Александра Николаевича уже императором Александром II состоялось в 1858 году, когда проездом в Николо-Угрешский монастырь он с супругой Марией Александровной заехал в Кузьминки навестить больного князя С.М. Голицына.

Кузьминки посетили: саксонский дипломат при петербургском и лондонском дворах Фицтум фон Экштедт, отметивший, что усадьба «образцовая ферма в величественнейшем стиле, воздвигнутая среди голой степи», и делегация американских моряков во главе с адмиралом Фоксом, где им был оказан пышный прием.

Помимо высокопоставленных лиц Кузьминки посещали писатели, художники, политические деятели. Именно в Кузьминках на даче Елизаровых В.И. Ульянов (Ленин) закончил брошюру «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?». Священнослужитель Иоанн Кронштадский порадовал обитателей села Влахернское своим посещением.

Кузьминки вдохновляли художников, поэтов, писателей. В своих произведениях, отмечая местную красоту, писатели живописным языком отражали то величие и благородство архитектуры и природы, которая подняла Кузьминки на вершину славы. Кузьминки — село Влахернское имели заслуженную славу художественной сокровищницы русской культуры и были хорошо известны не только у нас в России, но и за границей по изданным в 1841 году в Париже гравюрам Ж. Н. Рауха «Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего кн. С. М. Голицыну». «Такого большого и богатого иллюстративного материала не имеет больше ни одна дворянская подмосковная усадьба», — констатирует М. Ю. Коробко.

Село Влахернское «едва ли уступит какой — нибудь великолепной итальянской вилле с мраморным палаццо, бархатными лугами и зеркальным озером», отмечали современники князя С. М. Голицына. «Здесь что ни шаг, то искусство», — писал бытописатель Кузьминок Н. А. Порецкий.

Живописные места усадьбы «Кузьминки» вдохновили художника В. А. Серова, написавшего картину «Линейка на пути из Москвы в Кузьминки» (Русский музей в Санкт-Петербурге), высоко оцененную И. Э. Грабарем, который в свою очередь оставил потомкам живописное полотно с видом ванного домика усадьбы «Кузьминки».

В 1918 году усадьба была передана Государственному (позже Всесоюзному, Всероссийскому) институту экспериментальной ветеринарии, который использовал ее здания и землю в своих целях, исключив историко-архитектурную ценность усадьбы. Поселковый совет, созданный на базе бывшей усадьбы «Кузьминки» так же решал проблемы в обход интересам ее сохранения.

Несмотря на попытку Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины защитить усадьбу от уничтожения, усадьба была оставлена за институтом с размещением в зданиях лабораторий и квартир для сотрудников. Часть голицынского леса определили в леса местного значения для соседних селений.

Борьба атеистов с Церковью обернулась для Влахернского прихода его упразднением в 1929 году, арестом и ссылкой настоятеля Н. А. Порецкого. Здание храма перестроили, проведя внутреннюю перепланировку, уничтожив могилу князя С. М. Голицына и устроив там общежитие для аспирантов. Колокольню взорвали, ризницу приспособили под лабораторию.

В 1929 году Рудметаллторгу было передано большинство чугунных изделий усадьбы. До сегодняшнего дня чудом сохранились кони и грифоны со львами. В 1936 году началась реконструкция Кузьминского парка с постройкой кафе, эстрады и павильонов настольных игр.

В годы Великой Отечественной войны в Кузьминках располагался зенитно-артиллерийский полк, стояли танковые части, шло формирование полков, были нарыты землянки и укрепления. Военные люди и оборудование нанесли значительный ущерб парку.

После войны стало меняться отношение к усадьбе. Историки рассматривали ее с позиции мест, связанных с деятельностью В. И. Ленина, искусствоведы обращались к Кузьминкам в конспекте изучения творчества архитекторов.

В 1955 году через лесной массив усадьбы «Кузьминки» прошла кольцевая автодорога, разделившая территорию лесопарка и резко сократившая историческую зону усадьбы. В 1960 году поселок Кузьминки был включен в состав Ждановского района г. Москвы, а усадьбе «Кузьминки» был определен охранный номер 393, как архитектурно-паркового ансамбля, подлежащего восстановлению.

В 1964 году была проведена реставрация дачи Елизаровых с размещением там Музея Ленина. На самой территории усадьбы создали парк культуры и отдыха, следствием чего стало привлечение большого количества москвичей, которые наносили значительный вред местному ландшафту. Воспользовавшись отсутствием границ охранной зоны архитектурно-паркового ансамбля, в 1966 году начали застраивать территорию парка жилыми домами.

Переломным годом в судьбе усадьбы «Кузьминки» считается 1974 год, в котором был подтвержден статус усадьбы как памятника государственного значения. Однако в 1979 году вышло решение «Об организации парка культуры и отдыха на территории лесопарковой зоны „Кузьминки“ Волгоградского района». Данное решение снижало статус Кузьминок, как усадебного комплекса, и низводила его до статуса районного значения.

В 1978 году сгорел шедевр зодчества XIX века — Музыкальный павильон. Бывшее здание больницы протерпело шесть пожаров, в результате которых пострадали уникальные росписи потолков. Памятник передали Госкомспорту СССР, который не принял никаких охранных мер.

Наконец, в 1980 году комплекс усадьбы «Кузьминки» был внесен в «Перечень памятников истории и культуры РСФСР», подлежащих первоочередной реставрации и музеефикации с обязательным выводом ВИЭВ с территории усадьбы. Но Программа реставрационных работ по Кузьминкам на 11-ю и 12-ю пятилетки осталась невыполненной.

С 1980-х годов стала проводиться просветительская работа среди москвичей. В 1983 г. в программе лектория ПКиО «Кузьминки» появилась новая тема «История усадьбы Кузьминки», с 1984 года начал работу Народный университет культуры «История усадебной культуры Подмосковья XVIII-XIX вв.». Предлагалась программа создания единого музея-памятника «Кузьминки» в качестве средства спасения комплекса.

Однако политические события изменили процесс музеефикации усадьбы и свели реставрационные работы к нулю. В последнее десятилетие XX века решения городских властей стали подавать надежды на возвращение усадьбе первоначального вида и вернуть ей статус одной из лучших российских усадеб.

В 1990 году храм, ризница и дом причта были переданы Русской Православной Церкви, начались реставрационные работы. В том же году правительство Москвы постановило создать на территории парка «Кузьминки» Государственный историко-культурный комплекс.

К XX веку на территории Кузьминок сохранилось более 20 памятников архитектуры. Среди них сохранились в руинированном состоянии кузница и теплица. В аварийном состоянии Оранжерея, дворцовые флигели, Скотный и Конный дворы. Требующие безотлагательных восстановительных и реставрационных работ — Музыкальный и Египетский павильоны. Полностью утрачена парковая скульптура. Исчезла две трети металлических изделий, украшавших Кузьминский парк. Английский парк был запущен, французский парк относительно благоустроен.

Территорию усадьбы «Кузьминки» и сохранившиеся постройки занимали различные учреждения: ВИЭВ, администрация Леспаркхоза «Кузьминки», частная школа, Музей К. Г. Паустовского, ЭСНРПМ.

В настоящее время отреставрированы гроты, здание на Слободке, Ризница Конный двор, воссоздан Музыкальный павильон, Горбатый мостик, Церковь, на стадии реставрации находятся Кузница, Ванный домик.

… История и культура усадьбы «Кузьминки» служит нам и сегодня.

Кузьминки заслуживают бережного отношения и серьезного изучения.

Более подробную информацию можно получить в книгах автора Нины Дмитриевны Кузьминой «Кузьминки. Село Влахернское. Мельница», «Православный приход храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках», «Москвы дорогой уголок»).

На выходных выдалось немного времени и удалось посетить парк Кузьминки, что рядом с усадьбой. Парк огромный и красивый, очень зелёный, поэтому не стоило упускать возможности познакомиться с парком с воздуха с помощью коптера.

В ХVII в. на правом берегу речки Чурилихи, недалеко от места, где находилась деревня Собакино (Овсеево), была устроена мельница, принадлежавшая московскому Симонову монастырю. Есть легенда о том, что на ней работал некий Кузьма, от имени которого якобы возникло название Кузьминки. Его существование не подтверждается документально. Однако даже если предположить, что кого-то из кузьминских мельников действительно звали Кузьмой, это ровно ничего не доказывает: согласно нормам русского языка, название населенного пункта, образованное от имени Кузьма, было бы Кузьмино, а не Кузьминки. Местная топонимика увековечила не мельников, а место их работы, превратив его в собственное название этой пустоши.

Одно из первых наиболее значимых событий в истории Кузьминок относится к 1702 г.

Тогда Петр I, отобрав эту пустошь вместе с мельницей у Симонова монастыря, пожаловал ее в вотчину своему любимцу, “именитому человеку” Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714) “за верную службу и помощь в оснащении флота и армии”. Это был знак высшего царского расположения к нему, своего рода орден, поскольку наград для меценатов и жертвователей при Петре I не существовало.

При Г.Д. Строганове в Кузьминках никаких существенных изменений не произошло. Мельница действовала, а остальная земля так и оставалась незастроенной и незаселенной. В 1714 г. после смерти владельца имение унаследовали его вдова Мария (Васса) Яковлевна, урожденная Новосильцева (1678-1734) и сыновья Александр(1698-1754), Николай(?) и Сергей(1707-1756) Строгановы. Только при них началось строительство на этой территории.

В 1716 г. Строгановы соорудили в Кузьминках деревянную церковь , освященную в честь своей фамильной святыни – Влахернской иконы Божьей Матери . По ней их имение получило новое название – село Влахернское (Лахернское). Недалеко от церкви находилась усадьба, первоначально состоявшая из господского дома и хозяйственных построек, также выполненных из дерева. Кроме них, в Кузьминках было пять дворов “деловых людей”, находившихся в услужении у владельцев имения, возведенных в 1722 г. Петром I в “баронское Российской империи достоинство”. Строгановы стали третьей по счету русской фамилией, получившей баронский титул. В середине декабря того же года, возвращаясь из похода в Персию, царь заехал в их усадьбу и даже жил в ней некоторое время. Очевидно, к тому времени в Кузьминках уже сложился усадебный комплекс европейского типа.

Из трех братьев Строгановых строительством в имении занимался только один Александр Григорьевич, впоследствии получивший придворное звание камергера. Недаром единственный церковный придел носил имя соименного ему святого – Александра Невского. Сама церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее в Кузьминках Александр Григорьевич Строганов соорудил новый храм Влахернской иконы Божьей Матери, также деревянный . Со временем А.Г. Строганов юридически стал единственным хозяином Кузьминок. В 1740 г. он и его братья наконец разделили доставшееся им от родителей наследство. Все это время строительные работы в Кузьминках не прекращались, а после раздела стали еще интенсивнее. Поставив плотины на речке Чурилихе, А.Г. Строганов создал прудовую систему, имеющую примерно одинаковую ширину на всем своем протяжении, что придало ей вид широкой реки.

В 1754 г. его имение унаследовали вдова Мария Артемовна, урожденная Загряжская, и дочь от первого брака Анна Александровна Строганова (1739-1816), ставшая единственной хозяйкой Кузьминок по разделу, состоявшемуся между ними в том же году.

В 1757 г. А.А. Строганова вышла замуж за блестящего молодого придворного князя Михаила Михайловича Голицына(1731-1804), позже дослужившегося до звания генерал-поручика. Таким образом, она является последней владелицей имения из рода Строгановых и первой из Голицыных.

В 1757 году внучка Григория Дмитриевича Анна Александровна будучи уже баронессой вышла замуж за князя М.М.Голицына. В качестве приданого за женой князю Голицыну достались помимо городского дома в Москве, чугунно-литейных заводов на Урале, соляных варниц, древних документов, икон и картинной галереи также и село Влахернское с чудотворной иконой Влахернской Божией Матери.

Вступив в права хозяина Кузьминок, Михаил Михайлович предпринимает широкую реконструкцию и благоустройство имения. Созданный в Кузьминках в конце 18 века английский парк – один из первых пейзажных парков Москвы, ставший эталоном для помещичьих ландшафтных парков конца 18 столетия. По примеру Павловска под Петербургом была вырублена знаменитая двенадцатилучева просека (французкий парк).

Тогда же были перестроены церковь, княжеский дворец, пристань, конный и скотный дворы, садоводство, слободка с хозяйственными службами. Причем сооружения слободки и ее планировка – один из немногих композиционных элементов усадебного строительства конца 18 – начала 19 веков, сохранившегося до настоящего времени, что представляет исключительный исторический и архитектурный интерес.

Но наибольшего развития усадьба «Кузьминки» получила в 19 веке в пору его принадлежности сыну князя М.М.Голицына Сергею Михайловичу, поднявшему усадьбу на пик славы и выдвинувшему ее в один ряд с такими жемчужинами архитектурно-паркового строительства, как петербургские Павловск и Петергоф, а также парижский Версталь. Не зря усадьбу называли московским Павловском и сопоставляли с ительянскими образцами усадеб прошлого века.

Появились интересные по архитектуре Пропилеи, Березовая беседка, пристань сложной конфигурации, Липовая аллея, висячий мост с кодранами, Ванный домик, Египетский павильон, Померанцевая оранжерея. Капитально перестроены и получили новое архитектурное решение Скотный и Конный дворы, частично главный дом.

На собственных чугунно-литейных заводах Голицына по заказу князя для Кузьминок создавались настоящие шедевры чугунного литья: металлические лавочки различной формы, обелиск императору ПетруI, триумфальные и ажурные ворота, тумбы с двойными цепями, фонари и жирандоли удивительных форм, памятники императрице Марии Федоровне и императору Николаю I, ограды, фигуры львов и грифонов на воротах. По словам современников село Влахернское по обилию малой архитектурной формы чугунного производства представляло собой музей под открытым небом.

Если говорить о творчестве отдельных архитекторов, стоит учточнить, что Кузьминки – единственный пример в творчестве зодчего Д.Жилярди – автора полной реконструкции усадьбы и проектов многих сооружений, в том числе знаменитого Музыкального павильона, вошедшего в каталог мировых шедевров классицизма.

Помимо прочего в Кузьминской усадьбе были открыты богадельня и больница, обслуживавшая жителей окрестных деревень, что являлось не частным явлением в помещичьих усадьбах.