Кто создал архитектурно парковый ансамбль кусково. Архитектурно-парковый ансамбль. Загородные дворцы эпохи Возрождения в других странах


Я была в Кусково три года назад, но до сих пор во мне осталось какое-то смешанное чувство восхищения и сожаления о том, что прошли времена глубокой старины.

Земли лоскутик драгоценный,
Кусково! Милый уголок...

И. Долгорукий


Архитектурно-парковый ансамбль Кусково - уникальный по сохранности и художественному значению памятник русской усадебной культуры XVIII века. Усадьба получила широкую известность как "летняя загородная увеселительная резиденция" одного из богатейших вельмож России - графа Петра Борисовича Шереметева, сына и наследника знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Б. П. Шереметева. Более пятидесяти лет он посвятил созданию блестящего ансамбля на месте родовой вотчины, которой Шереметьевы владели с XVI века.

Здесь все делалось "по апробации и по указу его сиятельства", по образцу царских загородных резиденций, с использованием лучших достижений высокоразвитого в то время ансамблевого строительства, с учетом русских традиций и особенностей кусковского ландшафта. Европейски образованный, просвещенный вельможа П. Б.Шереметев привлекал к созданию увеселительной усадьбы не только известных архитекторов, живописцев, знатоков искусства - таких, как Ю. Кологривов, К. Бланк, А. Фохт, Л. Лагрене, К. Легрен, но и крепостных мастеров. Значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам "собственных" архитекторов - Ф. Аргунова, А. Миронова, Г. Дикушина.


Голландский домик. 1749 г, неизвестный архитектор




Дворец. 1769-1775 гг. Построен под руководством архитектора К. И. Бланка

Усадьба состояла из трех частей - запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка "Гай". С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части. Назначение усадьбы во многом определило ее своеобразие. Изысканные образцы усадебной архитектуры, великолепный французский парк, зеркальная гладь прудов, многочисленные увеселительные затеи были превосходными декорациями, среди которых разыгрывались грандиозные театральные праздники.




Большая каменная оранжерея, архитектор Ф. С. Аргунов


С наступлением лета, дважды в неделю, по распоряжению гостеприимного хозяина на усадебные гуляния приглашались все "кому угодно оным пользоваться". Особо отмечались дни рождения и тезоименитства владельцев, важные государственные и церковные даты. Сюда стремилась "почти вся Москва". Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приемов собирала до 25-30 тысяч гостей.

Кухонный флигель, архитектор Ф. С. Аргунов


Центром всего ансамбля является Дворец, доминирующий в архитектурной сюите Почетного дворца. В непринужденной асимметрии здесь, на берегу Большого пруда, расположились церковь, колокольня и Кухонный флигель. Водная гладь пруда служила своеобразной сценической площадкой, по которой во время гуляний скользили ярко расцвеченные челноки, ялики и парусная яхта с пушками, разыгрывая потешные "морские баталии". С центрального портика Дворца открывается перспектива в запрудную часть парка.


Грот. Архитектор Ф. С. Аргунов


Северный фасад Дворца выходит во французский регулярный парк - единственный уцелевший в Москве подобный образец садового искусства середины XVIII века. Строгая геометрия его "зеленой архитектуры" оживлена беломраморной скульптурой русских и итальянских мастеров XVIII веха. Чередование зеленых ковров и цветников партера, торжественного зала под открытым небом, завершает Большая каменная оранжерея. В западной и восточной частях парка на берегах небольших прудов расположились два маленьких ансамбля - Голландский и Итальянский.

Итальянский домик. Построен под руководством архитектора Ю. И. Кологрилова с участием Ф. С. Аргунова


Голландский домик - единственный сохранившийся из построек, окружавших небольшой пруд, и самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы. Более полно сохранился ансамбль вокруг Итальянского пруда с экзотическим Гротом, изящным Итальянским домиком и веселой россыпью Менажерей. В непосредственной близости от Итальянского домика был устроен зеленый Воздушный театр.


Эрмитаж. Построен под руководством архитектора К. И. Бланка

Главным "угощением" для гостей были знаменитые кусковские спектакли - итальянские и французские оперы, балетные дивертисменты в исполнении крепостных актеров театра графов Шереметевых. Некогда на этой сцене впервые зазвучал голос самой известной крепостной актрисы XVIII века - Прасковьи Жемчуговой.













Прогулки по регулярному парку были не только приятными, но и познавательными. Здесь можно было "Побывать" в уголках разных стран и познакомиться с их художественной культурой, отдохнуть в жаркий день в "подводном царстве", уединиться в красивейшем павильоне Эрмитаж или послушать певчих птиц в Вольере. Архитектурно-парковый ансамбль и богатейшие коллекции, собранные владельцами, прославили Кусково как один из крупных центров русской культуры и просвещения, что послужило основой для создания в 1918 году Музея-усадьбы.

Кусково до сих пор таит очарование минувшей эпохи, приглашая погрузиться в подлинный мир парадной дворянской усадьбы XVIII века.

Адрес: Москва, ул. Юности, 2.
Как добраться: станция метро "Рязанский проспект", далее автобусами № 133, 208.

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково.
Кусковская усадьба – один из самых ранних сохранившихся до наших дней усадебных комплексов. Она уникальна ещё и тем, что дошла до нас без значительных изменений. Но в XVIII веке Кусково было значительно богаче. Наиболее полно сохранилась «центральная» часть усадьбы с основными памятниками архитектуры.
Самой ранней постройкой усадьбы является церковь. Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с дворцом, возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.
Перед домом (дворцом) – лужайки и аллеи большого французского регулярного парка со строго геометрической сеткой дорожек. Сходясь, они образуют многолучевые звёзды. В этом парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны.
Симметрично центральной оси расположились павильоны «Эрмитаж», «Вольер», напротив дворца - Большая каменная оранжерея. «Малые ансамбли»: Голландский и Итальянский, сохранившийся с наибольшей полнотой – расположились в западной и восточной частях усадьбы.
Главными сооружениями «английского парка Гай» были Дом Уединения, фактически служивший жильем графской семье, Портретная галерея и Театр.
Разнообразию развлечений и занятий отвечали устроенные в усадьбе аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи», библиотека.
Наряду с парадными в структуру увеселительной усадьбы входили служебные и хозяйственные постройки: псаренный и конюшенный дворы, менажереи для содержания водоплавающих птиц, американские теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов, кухни при каждом из павильонов.

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа – парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения.
Дворец – сравнительно небольшое здание, построенное в «масштабе человека», то есть не подавляющее своими размерами, а создающее уютную атмосферу человеческого жилья. Этот же масштаб сохраняют залы, гостиные, библиотека, столовая, кабинет, комнаты владельцев. Их украшает изящная мебель, обои, гобелены, портреты, картины, гравюры, мраморные бюсты работы Ф. И. Шубина. Белый танцевальный зал дворца поражает посетителя своими размерами и великолепием. В зале – золочёные декоративные детали, зеркала, хрустальные люстры и огромный живописный плафон работы французского художника Л. Лагрене.

Первое документальное упоминание о Кускове датируется XVI в. С тех пор как В.А.Шереметев в начале XVI в. выменял ее у А.А.Пушкина, усадьба никогда не выходила из владений рода Шереметевых. Кусково, по духовным завещаниям, переходило от В.А.Шереметева к его сыну И.В. Меньшому, от него к Федору Ивановичу, который в 1648 г. передал его своему племяннику Василию Петровичу. После его смерти, в 1665 г. оно перешло к П.В.Большому, а от него, в 1690 г., к младшему его сыну Владимиру Петровичу. Известный сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 г. купил Кусково у брата. При его сыне, графе Петре Борисовиче, наследовавшем усадьбу в 1719 г., Кусково приобрело европейскую известность. С этого времени на протяжении почти 200 лет - Кусково являлось блестящим образцом «летней загородной увеселительной резиденции».

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.

Усадьба Марфино

Анастасия Черешнева, редактор рубрики “Жизнь”, фотограф.

Майские праздники - это возможность не только как следует отдохнуть, но и сменить обстановку.

В ежедневной суете мы мало замечаем окружающую красоту, а что и говорить о той, которая находится за пределами нашего «будничного» пути. Вокруг города находятся десятки уникальных исторических мест, которые на протяжении столетий ждут своих гостей.

Путешествия открывают в человеке новое, освежают ум, расширяют границы. И для этого не обязательно уезжать далеко. Откройте для себя усадьбу «Марфино» , которая находится на 39 км Дмитровского шоссе.

На высоком берегу речки Уча расположился усадебный комплекс, история которого начинается с XVI столетия. Среди владельцев усадьбы был воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник - князь Борис Алексеевич Голицын, наследники которого продали усадьбу Салтыковым.

При Салтыковых в Марфино был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских празднествах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают центральный дворец усадьбы похожим на средневековый замок.

Перед дворцом – огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Слева от дворца расположен необычный мост с бойницами, за которым видны две церкви. А справа раскинулся живописный парк с беседками. Возникновению этого уникального архитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы.

Марианна Петренко, дизайнер интерьеров, руководитель архитектурного бюро MPdesign

Готовы ли вы мчаться с легким весенним ветром в мыслях на встречу к приключениям или пикнику среди потрясающих красот русских усадеб?

Именно так я и предлагаю провести один из многочисленных праздничных майских дней! “Прохладно!”, – скажете вы. Нет, в наших вечно юных горячих сердцах всегда горит огонь любопытства и неизведанных путешествий!

Не пожалеете, если найдёте время поехать в Тверскую губернию недалеко от города Торжок и посетить усадьбу Знаменское-Раёк. Этот классицистический рай был построен в конце XVIII века архитектором Н. А. Львовым и является одним из самых известных примеров русского палладианства. В плане усадьба образует ожерелье, а когда стоишь внутри двора, чем-то напоминает площадь Святого Петра в Ватикане.

Как-то с подругой мы прокатились в Раёк на выходные, как раз в майские праздники, ведь там уже много лет идет реставрация комплекса, открылся приличный мини-отель, а в послеобеденные часы практически всегда откуда-то раздаётся классическая музыка.

Это какой-то сюрреализм - проснуться в усадьбе XVIII века и позавтракать на природе, вдали от городской суеты, покататься на лошадях, а когда ноги загудят, пойти неспешно гулять в парк, дышать свежим воздухом и слушать журчание ручейка.

Музей-заповедник Монрепо

Лиховидова Юлия, редактор раздела “Дизайн”, архитектор

Для тех, кто в майские праздники решил посетить нашу северную столицу, рекомендую съездить в Выборг и прямиком направиться в жемчужину города – музей-заповедник Монрепо – поистине удивительное место! Расстояние от Санкт-Петербурга до Выборга примерно равняется 130 км, а трасса “Скандинавия” располагает к путешествию качеством дорожного покрытия и визуальной природной составляющей.

Между прочим, погода в этом прекрасном городе обещает быть лучше, чем в Москве, хотя небольшой дождь не может испортить впечатление от прогулки, скорее создаст атмосферное мистическое настроение, потому как парк представляет собой совсем необычное место!

В переводе с французского Монрепо значит «место моего уединения», и действительно, попадая в эти земли, мы перестаём ощущать городскую суету, вокруг царит спокойствие, позволяющее насладиться окружающей красотой. Монрепо, площадь которого – около 161,5 га, уникален, потому как объединил в себе первозданное великолепие природы и творения человеческих рук!

Историческое ядро заповедника составляет усадебно-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., куда входят памятники деревянной архитектуры классицизма (главный усадебный дом и Библиотечный флигель) и пейзажный скальный парк романтического стиля - уникальный памятник садово-паркового искусства.

Монрепо неповторим по своей природе! Чтобы полноценно насладиться прогулкой, одевайтесь комфортно и тепло, тогда вам ничего не помешает шагать на встречу огромным валунам, покрытым мхом и лишайником; проходить сквозь зелёные насаждения, которым более 200 лет; карабкаться по скалам, наслаждаясь видом на побережье бухты Защитная Выборгского залива.