Мечеть Иске-Таш (Девятая соборная, Старокаменная). Ильнур Миргалеев о монголах, татарах, Золотой Орде и международной ассоциации её исследователей Ордыноведы всех стран, соединяйтесь

Мечеть Иске-Таш находится в Ново-татарской слободе Казани. Иногда ее называют Девятой соборной мечетью или Старокаменной мечетью. Расположена она во внутриквартальной застройке между улицами Меховщиков и Гафури, официальный адрес – улица Гафури, 34-а.

История Ново-татарской слободы

Ново-татарская слобода появилась на карте Казани после большого пожара 1749 года. Многие районы города тогда пострадали, в том числе и Старо-татарская слобода. Этим решил воспользоваться епископ Лука Конашевич. Он начал строить на пепелище семинарию для крещеных татар. Семинария вплотную примыкала к участкам татар-мусульман, которым это очень не нравилось. Мусульмане подали прошение городским властям, чтобы их переселили подальше от семинарии. Прошение было удовлетворено. Для мусульман была выделена территория Ново-татарской слободы. С этой территории была выселена целая русская деревня “Поповка”, чтобы мусульмане не соседствовали с христианами. А Луку Конашевича императрица Елизавета специальным указом удалила из Казани, чтобы он не сеял вражду между мусульманами и христианами.

В новую слободу, в основном, переселялись люди простые: рабочие, ремесленники. Они строили себе маленькие деревянные дома и мечети. Интеллигенция, купечество, промышленники предпочли остаться в Старо-татарской слободе.

Как архитектурный памятник Ново-татарская слобода уступает в значимости Старо-татарской. Но все же в ней есть значимые постройки: две каменные мечети, одна из которых, Иске-таш.

Иске-таш – старый камень

Городская легенда гласит, что мечеть построена на братской могиле солдат, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в 1552 году. Раньше на этом месте стоял камень (тат. «зур иске таш» - «большой старый камень»), отсюда и название мечети. Построена мечеть в 1882 году купцом Утямышевым. Архитектор неизвестен. Построена мечеть в стиле классицизма.

Направление на Мекку вычислил известный мусульманский богослов-реформатор Курсави. В 1830-х годах мечеть перестраивалась и расширялась. Мечеть двухэтажная, двухзальная, с минаретом на крыше. Минарет опирается на толстую поперечную стену.

Мечеть была общественным центром Ново-татарской слободы. Интересно, что имамами в ней были представители рода Амирхановых, из которого вышел известных татарский писатель Фатых Амирхан.

В советское время мечеть была закрыта, в ней располагалась школа. Когда рядом с мечетью было выстроено новое, более просторное здание школы, мечеть стала использоваться как школьный склад. В 1994 году мечеть была возвращена верующим.

Иске-Таш изяществом и красочностью не отличается - прямоугольная мечеть с минаретом на крыше, белый фасад, а из элементов декора - только вогнутые наличники. Если бы не округленный трехъярусный минарет с массивным основанием, можно было бы принять здание за обычную жилую постройку.

Мечеть Иске-Таш – это культовое мусульманское построение, которое расположено в Ново-Татарской слободе в городе Казань. Мечеть ныне действующая, имеет интереснейшую историю и невероятное культурное и историческое значение. Иске-Таш сегодня – это не только памятник архитектуры, но и своеобразный монумент.

Существует древняя легенда, которая рассказывает нам историю этой великолепной мечети. Согласно преданию, построена мечеть Иске-Таш была на месте могилы воинов, защищавших родные земли Казани от нападения дружины Иоанна Грозного в бою в 1552 году. По легенде мечеть располагается непосредственно на месте самого захоронения, на что ранее указывала каменная глыба, сохраненная и расположенная перед восточным входом. Однако в тридцатых годах мечеть Иске-Таш была закрыта, затем ее использовали в качестве школы и склада, а легендарный камень был перемещен и после потерян. Вновь открыла двери для прихожан мечеть только лишь в 1994 году.

Помимо известного сегодня мечеть имела и иные названия. Ее знают так же как Девятую соборную, Большую каменную мечеть или Старокаменную мечеть. Название мечети Иске-Таш напрямую связано с утерянным камнем с братской могилы воинов – Зур Иске Таш. Именно благодаря этому камню мечеть и получила свое нынешнее имя.

Отличительной и характерной особенностью мечети Иске-Таш являются ее имамы. На протяжении многих десятилетий это всегда были мужчины из рода Амирхан, жившие рядом. Каждый из них прославился литературной и богословной деятельностью.

Иске-Таш – это мечеть, которая появилась в Казани благодаря вложениям представителей купеческой знати. Денежные средства на ее строительство были выданы зажиточным купцом Габдуллой Утямышевым, Этот человек за всю свою долгую жизнь построил не один десяток мечетей в селениях России и стал известен, написав некоторые книги по религиозным вопросам. В 1802 году в мечети Иске-Таш были произнесены первые молитвы. Перенесла Иске-Таш и реконструкцию. В середине 19 века был создан проект по реконструкции сооружения, и именно в этом виде мечеть и сохранилась до сегодняшних дней.

Иске-Таш – это классическая мечеть с минаретом на крыше. Причем форма минарета чем-то напоминает минареты на старинных мечетях Волжской Булгарии и Касимаю. Оформленная в признанных классических традициях, имеющая два этажа и два молельных зала, Иске-Таш по праву считается одним из самых привлекательных мест для туристов.

Islam-today

Предлагаем вам собрать паззл старое фото мечети Иске-Таш. Кликая по 2 элементам картинки, вы меняете их местами. Подсказка покажет, как выглядит оригинал фогографии.

Казань по праву считается культурным центром ислама в Российской Федерации. В находится около 20 больших мечетей. Недаром главный архитектурный комплекс города, Казанский кремль, был занесен в список объектов под эгидой ЮНЕСКО. Кроме того, столица Республики Татарстан недавно отпраздновала свое тысячелетие.

Мечети Казани

Практически все мусульманские молитвенные столицы были построены до 1917 года. Многие из них впоследствии закрывались или реконструировались.

На сегодняшний день главная мечеть в Казани расположена в столичном Кремле. Она была возведена в честь известного имама-сеида по имени Кул Шариф. Кремлевская мечеть поражает своими масштабами и колоритом. Также известными на весь исламский мир являются молитвенные сооружения Марджани, Ярдэм, Нурулла, Иске-Таш и многие другие.

Всего же в городе функционирует более двух десятков мечетей: Апанаевкая, Голубая, Бурнаевская, Галеевская, Азимовская, Султановская, Казаковская, Белая и пр. Самой старой из них является Вторая соборная. Это второе название Она была возведена еще в 1771 году. Долгое время, с 1930-х, мечеть использовалась в социальных целях, как детский сад. Однако после большой реставрации в 2011 году Вторая соборная вновь открылась для прихожан. Кроме того, пользуются популярностью у мусульман Закабанная и Пороховая мечети Казани.

Адреса всех городских молебен показывают, что они расположены по периметру всей столицы. Так было сделано для удобства прихожан из разных уголков Казани и всего Татарстана.

Мечеть Кул-Шариф

Это главное архитектурное достояние города расположено в пределах знаменитого Казанского кремля. Первый камень в основание современного храма был положен в 1996 году. Торжественное открытие было приурочено к 1000-летнему юбилею столицы.

Высота храма достигает 58 метров. В архитектурный комплекс входят 4 грандиозных по величине минарета. Купол украшен «казанской шапкой», которая в незапамятные времена представляла собой корону ханов. Экстерьер полностью выполнен в соответствии с местными традициями и культурой. Это заметно в декоре и минаретов, и главных ворот, и торжественных арок, и мощных колонн.

Внутри главная мечеть в Казани украшена огромными хрустальными люстрами, уникальными витражами, позолотой и мозаиками. Пол и стойки выполнены из чистого мрамора и гранита, привезенных с Урала. Одним из особенностей храма являются два массивных смотровых балкона, на которых часто проводятся экскурсии.

Помимо самой мечети, в комплекс входит Музей истории ислама и кабинет имама. Ночью храм подсвечивается тысячами разноцветных огней. На сегодняшний день многие известные мечети мира не смогут сравниться с Кул-Шариф в плане масштабов, богатства и грации. Храм по праву считается одной из первостепенных мусульманских молебен Европы.

Мечеть аль-Марджани

Это архитектурное сооружение расположено в Старо-Татарской слободе столицы, близ озера Нижний Кабан (адрес - ул. К. Насыри, 17). (Казань) является исторически значимым храмом всего исламского народа. Первый вариант здания был возведен в конце 18 века по приказу Екатерины II. Постройка обошлась казне в 5.000 рублей, что по тем временам было немыслимыми деньгами.

В современном виде мечеть выполнена в лучших традициях средневековой татарской архитектуры. Во время реконструкции было уделено большое внимание такому стилю, как барокко. Несмотря на то что здание всего в два этажа, минарет возвышается вверх на три яруса. Храм получил свое название в честь имама Марджани, который служил в нем 39 лет вплоть до 1889 года.

Внутри и снаружи мечеть отделана золотыми наконечниками и полумесяцами. Все стены и своды интерьера украшены светлыми орнаментами и лепниной.

Мечеть Ярдэм

Этот молебный комплекс примечателен тем, что на его территории расположен Реабилитационный центр для незрячих людей. Почетным имамом храма является Илдар Баязитов. Он же по совместительству занимает пост заместителя муфтия Татарстана.

Мечеть Ярдэм (Казань) на данный момент является единственной исламской организацией на территории России, которая получила национальную награду за добровольчество. Сегодня храм считается главным покровителем людей с ограниченными возможностями со всего города и даже Республики.

Само здание выполнено в сдержанном стиле. Экстерьер ничем не примечателен. Внутри храм отделан в теплых тонах. Интерьер заметно отличается от привычных исламских молебен своим минимализмом. Находится мечеть на улице Серова, д. 4а.

Мечеть Нурулла

Это культовое сооружение представляет собой здание из двух этажей. Примерная дата постройки - конец 1840-х годов. Нуруллская мечеть в Казани имеет просторный зал с глубоким колоритным куполом. Минарет состоит из трех ярусов и расположен над южным входом.

Экстерьер храма украшен орнаментом, свойственным средневековому Ближнему Востоку. До 1908 года имам-хатибом мечети был известный общественный деятель Габдулла Апанаев, который также являлся владельцем издательства «Азат». После его ухода храм был закрыт и частично разрушен по распоряжению властей Татарстана. И только в 1992 году мечети Нурулла вновь вернули ее былое величие и значимость. Ближе к концу 1990-х храм был полностью реконструирован.

Мечеть Иске-Таш

Один из немногих действующих исторических Ново-Татарской слободы был построен еще в 1802 году.

По легенде, Старокаменная мечеть в Казани существовала еще в середине 16 века. Тогда на ее месте была огромная для бойцов, защищавших город от армии Ивана Грозного. В итоге старый камень, игравший роль памятника, стал первым кирпичиком в фундаменте современной мечети.

Трехуровневый минарет выполнен в стиле классицизма со свойственной строгостью и монохромностью. Сам храм состоит из двух залов.

В конце июня в Казани прошел VI Международный форум «Pax Tatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды», посвященный 750-летию этого средневекового государства. Пожалуй, главным его итогом стало создание Международной ассоциации исследователей Золотой Орды, которая, скорее всего, будет базироваться в столице Татарстана. О вновь создаваемой организации «Реальное время» побеседовало с руководителем Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Ильнуром Миргалеевым. В своем интервью историк рассказал, кроме того, о народах-наследниках Улуса Джучи, корректности термина «монголо-татары» и о том, кто станет примером для ордыноведов.

Ордыноведы всех стран, соединяйтесь!

— Ильнур Мидхатович, на прошлой неделе в Казани состоялся золотоордынский форум. К каким выводам пришли его участники?

— Этот форум проводится раз в два года и является большим событием для ордыноведения и татароведения. На него собираются крупные ученые со всего мира — более 100 участников из 10—15 стран. Обсуждаются новые темы, предлагаются совместные проекты. Например, идеи сборника «Золотая Орда в мировой истории» и журнала «Золотоордынское обозрение» родились на этой площадке. В этом году форум был особый: он совпал с 750-летием Таласского курултая, на котором собрались потомки Чингисхана и юридически признали независимость территорий друг друга. К этому юбилею приковано внимание широкой общественности, научный мир отслеживает эти события.

Наш Институт истории им. Ш. Марджани предложил написать книгу по истории других чингизидских политий. Прежде всего мы хотим взяться за Чагатайский улус, потому что он и к нам имеет отношение. Связи татар со Средней Азией прослеживаются с древних времен. Наше сотрудничество с Узбекистаном активно развивается, ищем в их архивах новые источники. Однако специалистов по Чагатайскому улусу, к сожалению, не так много. Но мы договорились с некоторыми коллегами, ждем предложений своих тем.

После этого мы хотим взяться за Хулагуидов (Ильханы, Иран). Это направление тоже интересно: долгие годы золотоордынские ханы с ними воевали, мирились, сотрудничали — словом, активно взаимодействовали. Как вы знаете, в Иране и восточной Турции живут татары — это остатки татаро-монгол времен Хулагуидов. Сейчас они пользуются туркменским и турецким языками. Есть и люди, разговаривающие на персидском, но помнящие, что они татары — они нам тоже интересны. Они приезжали в Казань на конгресс татар. Такие группы татар живут и в Афганистане. По истории Хулагуидов специалистов достаточно, они есть и в Израиле, Иране, арабском мире.

Фото Тимура Рахматуллина

Необходимо поднять статус того, что мы делаем: форумы, журнал... Наша площадка выросла по статусу. Назрела необходимость создать Международную ассоциацию исследователей Золотой Орды

Вадим Трепавлов (на фото)

Дальше, если сил хватит, возьмемся за Юаньскую империю. Но тут есть свои сложности: например, китайские исследователи пишут не совсем по европейским традициям. Так что пока будем работать над Чагатайским улусом — с этим согласились и те, с кем мы эти вопросы обсуждали на форуме. Осенью мы обсудим детали и уже определимся с авторским коллективом этой монографии.

Второе предложение от имени московских коллег прозвучало из уст Вадима Трепавлова. Он сказал, что необходимо поднять статус того, что мы делаем: форумы, журнал. По его словам, наша площадка выросла по статусу. Назрела необходимость создать Международную ассоциацию исследователей Золотой Орды. Этот вопрос мы обсудили с руководством Института истории им. Ш. Марджани и получили поддержку, обсудили и с группой московских коллег из Института российской истории РАН. Сейчас идет активная переписка, обсуждаем детали и делимся своими видениями, как устроить такую ассоциацию. Пока договорились, что она будет базироваться в Казани — в нашем институте. Печатным органом станет наш журнал «Золотоордынское обозрение».

Мы открыты для всех предложений. Возможно, другие научные учреждения видят это по-своему. Все обсуждается. Главное, форум поддержал эту идею — создание Международной ассоциации исследователей Золотой Орды.

— То есть Казань может стать мировым центром золотоордынских исследований?

— Если мы посмотрим на историю Золотой Орды, то увидим, что это не только история татар, не только история России, это история Евразии. Чингизидские государства затрагивали огромную территорию и сотни лет оказывали влияние на многие народы. И интерес к теме большой: в Кыргызстане, Узбекистане, Казахстане, Монголии, Турции, Иране, европейских странах, Америке. Очень мощные исследовательские школы, кроме Казани, существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, в Сибири. Большой круг исследователей сосредоточен в Венгрии во главе с Марией Иванич и Иштван Вашари. В Румынии тоже развивается эта школа, там, кстати, есть и татарская диаспора. Также в других европейских странах есть крупные специалисты: Роман Хаутала, Александр Узелац, Мари Фаверо, Питер Джексон и др. Сегодня мир работает на других позициях: координация таких узловых тем идет на международных площадках. И коллеги считают, что статус того, что мы делаем, должен быть определен международной ассоциацией.

Фото Максима Платонова

Если мы посмотрим на историю Золотой Орды, то увидим, что это не только история татар, не только история России, это история Евразии. Чингизидские государства затрагивали огромную территорию и сотни лет оказывали влияние на многие народы

Ильнур Миргалеев

— Были ли противники этой идеи — создания центра в Казани?

— По крайней мере никто не выступил против. Многие коллеги потом подходили ко мне и выражали поддержку идее. Я, в свою очередь, просил их присылать свои предложения. С автором идеи, Вадимом Трепавловым, мы зашли к руководству института, они также поддержали это предложение. Вадим Винцерович сказал, что все для этого у нас есть. Возможно, будут новые направления, области исследований. Пока мы собираемся на форум раз в два года. Будем обсуждать периодичность форумов с коллегами, в первую очередь с нашими «аксакалами»: Трепавловым, Крамаровским и другими.

— Руководство Татарстана в курсе этой идеи?

— Насчет ассоциации еще нет. Пока не доложили. Наверное, Рафаэль Сибгатович (Хакимов, директор Института истории им. Ш. Марджани, — прим. ред.) этот вопрос обговорит в ближайшее время и с руководством республики.

Ориентация на византинистов

— Есть ли какие-то примеры, на которые вы могли бы ориентироваться при создании ассоциации?

— Такие ассоциации создаются, когда тема актуальна, широка, междисциплинарна, интересна не одному государству или народу, а достаточно широкому кругу специалистов разных стран. Здесь мы смотрим прежде всего на византинистов.

Объединению византинистов, насколько я помню, уже около 200 лет. Свои конференции они проводят раз в 5 лет. Что касается структуры, у них есть национальные комитеты (российский комитет, чешский комитет и др.). Возможно, подобным образом будем действовать и мы. Но пока все обсуждаем. Конечно же, мы хотим выбрать оптимальный вариант, чтобы все шло не в ущерб нашей деятельности, чтобы не было излишней бюрократии. Каких-то членских взносов нам тоже не нужно. Хочется нечто демократичное и с высоким статусом, чтобы ассоциация приносила только пользу тематике.

— Чтобы получить высокий статус, нужно учреждение выше регионального уровня. Может быть, создадите под эгидой Российской академии наук?

— Ассоциация как раз и предполагает такой уровень. Но мы хотим без «эгиды». Именно международная ассоциация, которая базируется у нас, возможно, и в других институтах — никаких проблем. Все равно работы будет много.

Сейчас российских византинистов курирует МГУ, Сергей Павлович Карпов. Я надеюсь, он тоже войдет в нашу ассоциацию, потому что он один из самых лучших специалистов по латинским источникам, в том числе имеющим отношение к Золотой Орде, он публиковался и у нас, у меня с ним прекрасные отношения. И пригласим, конечно же, других ведущих специалистов с мировым именем, в том числе зарубежных.

hist.msu.ru

Сейчас российских византинистов курирует МГУ, Сергей Павлович Карпов (на фото). Я надеюсь, он тоже войдет в нашу ассоциацию, потому что он один из самых лучших специалистов по латинским источникам, в том числе имеющим отношение к Золотой Орде

Ильнур Миргалеев

— О финансовой стороне пока говорить рано?

— Да, пока рано. Наш центр — это Институт истории АН РТ. То, что мы уже делаем, практически достигло мирового уровня — я имею в виду наши издания, наш журнал и золотоордынский форум. У нас есть издательская и научная площадки, которые успешно функционируют. Будем подавать заявки и на международные гранты. Конечно, хотелось бы, чтобы, например, Международный золотоордынский форум имел свое закрепленное, постоянное финансирование.

— Ассоциация как-то будет оформлена юридически?

— Мы общим собранием VI золотоордынского форума принимаем решение о том, что по предложению наших коллег создается такая ассоциация. Сейчас будем прорабатывать, как она будет функционировать. Разумеется, это будет некоммерческая организация. Будем стараться по максимуму делать так, чтобы не было всякой бюрократии и других сложностей. Будем изучать опыт других ассоциаций. Коллеги, которые предложили создать такую ассоциацию, видят, что штаб-квартира этого научного союза должна быть здесь, в Казани. Прежде всего ждем предложений от специалистов нашей тематики, дальше, я надеюсь, будут переговоры с руководством республики, и какой-то общий знаменатель будет найден. Я думаю, и Вадим Трепавлов, и Институт российской истории РАН здесь внесут еще свою лепту.

Наследники Улуса Джучи и «власти скрывают»

— Где-то еще проходят золотоордынские форумы?

— Это чисто казанское изобретение. Есть более широкие форумы, где в том числе обсуждается и тематика Золотой Орды, либо проводятся специальные круглые столы. Проводились конференции в Венгрии, Чехии, Австрии, Казахстане. Но такие масштабные мероприятия, посвященные именно Золотой Орде, проходят только в Казани. В свое время конференции, посвященные Золотой Орде, проводили Равиль Фахрутдинов и Миркасым Усманов. Теперь мы, «молодежь», проводим форум с 2009 года и на постоянной основе. Исследователей достаточно много, каждый работает в своем направлении: нумизматы, источниковеды и другие. Им интереснее обсуждать между собой узкие аспекты.

— Юлай Шамильоглу, работающий в Назарбаевском университете, говорил, что подобные конференции проводятся и в Казахстане, причем не менее масштабно.

— Вероятно, он имел в виду тюркологические конференции — эта тема намного шире. Назарбаевский университет хочет широко изучить эту тему. Для этого набирает аспирантов по многим направлениям тюркологии. Надеюсь, у них все получится.

Фото Романа Хасаева

Вероятно, Шамильоглу (на фото) имел в виду тюркологические конференции — эта тема намного шире. Назарбаевский университет хочет широко изучить эту тему. Для этого набирает аспирантов по многим направлениям тюркологии. Надеюсь, у них все получится

Ильнур Миргалеев

— Нет ли ревности к теме со стороны казахов?

— Всякие разговоры про «ревность», «перетягивание одеяла на себя» — не люблю эти вещи. Хотя в соцсетях действительно можно иногда видеть такие споры. На нашей конференции одной из самых больших делегаций была казахстанская. У нас нет противоречий со специалистами из Казахстана, Москвы или откуда-то еще. Мы работаем в одной связке. История ведь общая, и кого-то «главного» здесь нет. Даже если определять главного, можно с таким же успехом назвать татар: правое крыло Золотой Орды осталось за татарскими ханствами (Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское). Неграмотные или ангажированные люди пытаются в чем-то нас обвинить. Достается даже Марджани! Кстати, Шихабуддин хазрат среди наследников Золотой Орды назвал и Казахское ханство. А Казахское ханство сформировалось на основе левого крыла Золотой Орды. Более того, когда Ногайская Орда прекратила свою историю, она вошла как Младший жуз в казахское ханство. Т. е. казахи увеличили свое золотоордынское начало. Но при этом Старший жуз — это моголы-чагатайцы. На распавшейся территории Чагатайского улуса и Золотой Орды образовалось Казахское ханство. Это тоже джучидская-чингизидская династия — двоюродные братья ханам, которые покоятся в нашем Казанском Кремле.

Понятно, когда пишешь общую историю, уделяешь внимание и национальной истории. Да, мы пишем и для татар. Московские коллеги пишут историю России в первую очередь для русских, казахстанские делают упор на казахов. Каждый имеет право выделять свою историю. Почему в угоду каким-то идеям мы должны отбрасывать свою историю? Критика сыпалась и на 7-томник «История татар с древнейших времен». Так пишите свою историю — не вижу тут проблемы. Мы не претендуем ни на чью историю, но и свою не отдадим. Это и ответ всяким советчикам из «друзей» и «братьев».

Были попытки политизировать и наш форум со стороны татарских и нетатарских общественников. Были и такие, которые упрекали, что наши программы написаны на трех языках, а не только на татарском. Как можно обвинять иностранного докладчика за то, что он не выступает на татарском? Или критиковать нашу небольшую книгу «Краткая история Золотой Орды» за якобы «обеление завоевателей Руси»? Мы ее написали именно для широкого круга читателей, там небольшой текст и отрывки из источников, список литературы.

— Своего рода «Золотая Орда для чайников»?

— Можно и так выразиться. В свое время Равиль Фахрутдинов написал «Краткую историю татар». Других популярных работ по средневековой истории особо и нет. К сожалению, пока популяризированная история пишется крайними дилетантами.

Некоторые приходят и заявляют, что нашли что-то скрытное, дескать, «власти скрывают». Понятно, были периоды, когда какие-то документы скрывались или даже уничтожались. А теперь какой смысл что-то скрывать?

— А сейчас уже ничего не скрывают?

— Наверное, могут скрывать, но лишь то, что касается современной истории или недавней истории. А исторические факты, касающиеся средневековой истории, прятать бессмысленно. У нас уже рассекречивают и архивы НКВД, все это публикуется. Сводить счеты никто не собирается, все понимают — это уже история. А средние века зачем скрывать? Возможно, у кого-то возникает ощущение недосказанности, есть и ангажированные люди. Но специально никто исследовать не запрещает. Вот Илья Зайцев нашел рукопись Сергея Аверкиева о татарском влиянии на русскую жизнь — и мы ее напечатали. Да, с 1944 года запрещали изучать Золотую Орду. И Миркасыму Усманову пришлось схитрить — он свою книгу назвал «Улус Джучи», другие делали акцент на археологии. Все это было.

До сих пор татарам приписывают «иго», «татарский гнет», отсталость страны связывают с походами Батыя! Для исследователей такие вопросы не имеют значения. Мы также стараемся не спускать эти темы на уровень псевдоидеологических разборок, поскольку они идут в ущерб исторической науке.

Фото Максима Платонова

Исторические факты, касающиеся средневековой истории, прятать бессмысленно. У нас уже рассекречивают и архивы НКВД, все это публикуется. Сводить счеты никто не собирается, все понимают — это уже история. А средние века зачем скрывать?

Ильнур Миргалеев

— Какие направления по истории Золотой Орды сейчас больше исследуются, на что ученые делают упор?

— Когда мы писали «Золотую Орду в мировой истории», с авторами была постоянная переписка, мы встречались на нескольких конференциях и обсуждали — как мы видим, как все это подать связанно. Проект был очень большой. И тогда мы пришли к выводу, что из имеющихся источников уже много всего вытащили, интерпретировали, и они хорошо использованы в реконструкциях современных исследователей. Конечно, мы понимаем, что их можно прочитать по-разному, также появляются новые источники. Но если мы не начнем сейчас целенаправленно работать по источниковедению, по выявлению и введению в научный оборот новых источников, то мы уже практически в ближайшие годы упремся в исследовательский тупик.

Если вы посмотрите «Золотую Орду в мировой истории», то увидите, что авторы разделов по многим аспектам пишут: «Эти вопросы требуют дальнейших исследований». Это была наша установка. И на сегодняшний день эта книга — самая лучшая по Золотой Орде. Разные темы написаны лучшими специалистами, но они не до конца раскрыты. И мы приняли решение: активно работать по привлечению и выявлению новых источников. По крайней мере, ближайшие 10 лет намерены работать в этом направлении. А через 10 лет, возможно, на основе новых источников сможем написать что-то другое, более глобальное.

И еще одно серьезное направление — латинские источники. Мы издали одну книгу Романа Хауталы по латинским источникам, в основном это XIII век. Сейчас он закончил вторую книгу — это латинские источники по периоду хана Узбека, там больше тысячи страниц! Это новые источники. И, конечно, многие коллеги подходили и спрашивали, когда выйдут эти издания.

Что касается русских источников, благо, московские коллеги находят много новых, особенно XVI—XVII веков. Там тоже есть золотоордынская тематика — постзолотоордынский мир. Сейчас в научный оборот вводится очень много источников.

«Монголы» или «татары»?

— Сегодня и русские националисты, и разного рода «имперцы» нивелируют значение Золотой Орды. Стоит ли бороться с этим явлением?

— А нужно ли с ними бороться? Не только же они так действуют. Издаются и псевдоисторические работы, иногда такие книги дарят руководству Татарстана. И чиновники у нас спрашивают: «А что вы скажете по этим книгам?» Поэтому мы немного в курсе и этого явления.

Или, например, появляются какие-то увлеченные люди, пенсионеры в основном, не имеющие исторического образования, но при этом считающие себя великими историками. Они пишут большие трактаты и присылают их руководству республики или руководству института. И говорят: «Дайте финансирование для издания: здесь запрятанная история! Вы не работаете, а я вот работал, все это написал!» К сожалению, таких немало. Недавно кто-то написал статью, мол, не было никакой Монгольской империи — такая фоменковщина. И мне один монгольский коллега пишет: «Ильнур, у вас там такая-то статья вышла, вы собираетесь отвечать?» Я говорю: «Зачем? Их так много. И кто этот человек? Он не работает ни в каких академических исторических институтах». И вообще, я не читаю такие работы! Могу пройтись по диагонали.

Поэтому если кто и должен отвечать, то это могут делать, наверное, общественники. Безусловно, я говорю о грамотных общественниках. А так, нам смысла нет реагировать на каждого. Там же не история как наука, а идеология, через нее пытаются представить свое видение, ну и навязать ее. К академической науке они никакого отношения не имеют. И мы не можем разрываться, мы не специалисты в этих «философиях». Самый лучший ответ — это наши издания.

Реальное время

Если вы посмотрите «Золотую Орду в мировой истории», то увидите, что авторы разделов по многим аспектам пишут: «Эти вопросы требуют дальнейших исследований». Это была наша установка. И на сегодняшний день эта книга — самая лучшая по Золотой Орде. Разные темы написаны лучшими специалистами, но они не до конца раскрыты. И мы приняли решение: активно работать по привлечению и выявлению новых источников

Ильнур Миргалеев

— Возможно, не хватает «популярной» истории?

— Да, есть такая проблема. Все просят: «Издавайте популярные работы, вы пишете такими сложными терминами». Потому что эти термины могут не понять даже специалисты: нужно еще к ним дописывать примечания и сноски. Естественно, текст утяжеляется. А наш институт маленький, а тема большая, и здесь занимаются не только Золотой Ордой, но и всей историей. Поэтому специалисты не могут писать все время популярные работы. Или нужно придумать какие-то проекты, потому что люди должны писать, выделять свое время, это же должно и оплачиваться. Я и сам нашим аксакалам-историкам говорю: «Пишите популярную историю».

А потом есть у нас в Казани писатели. Они также могли бы помочь в популяризации каких-то исторических сюжетов. Вот к нам пришли художники, хотят создать историческую мастерскую, потому что существует проблема визуализации, нужна сюжетная линия. Мы им дали несколько сюжетных идей, и Рифкат ага Вахитов сделал несколько эскизов и уже по ним нарисовал панорамные портреты — как принимают послов и др. Эти панорамные рисунки, портреты очень важны для понимания истории, их не хватает, к сожалению. Эти портреты вы можете посмотреть на выставке в музее Иске Казан.

Золотоордынский форум мы завершили поездкой именно в Иске Казан. Я вспомнил известную легенду о том, что сюда пришел хан, у него был золотой котел, казан, его слуга пошел набрать воды, уронил казан, его не нашли, и от этого события пошло название «Казань». И самое главное — в Иске Казан нашли гуннский котел, бронзовый, он есть в местном музее. Я говорю: «Ну вот же идея, давайте эту легенду как-то оживим. Давайте «найдем» это место на берегу Казанки, где потеряли котел, поставим тут памятник какой-нибудь, знак — что здесь потеряли. Давайте оживим эту популярную легенду». Пусть экскурсоводы рассказывают о том, что у нас есть Иске Казан, легенду, как потеряли котел, если хотите проехать 40—50 км, давайте поедем. Там есть и музей, и искеказанское городище. Есть что посмотреть и показать.

Кстати, недавно в Болгаре мы проводили круглый стол по книге Махмуда ал-Булгари «Нахдж аль-фарадис» («Путь в Рай»). По указанию Рустама Нургалиевича [Минниханова] издали подарочный вариант: факсимиле и транскрипция с переводом. Книгу подготовили сотрудники нашего Центра, издали совместно с Советом муфтиев России. Известный художник Фарит Валиуллин написал портрет Махмуда ал-Булгари — сейчас картина висит в Болгарской исламской академии. Автор этого богословского сочинения задался вопросом: вроде бы Золотая Орда — сильное государство, но начались проблемы: болезни (чума), политические смуты. Он объясняет обрушившиеся на государство несчастья тем, что люди отошли от религии. Мы говорим: в этой книге очень много интересных сюжетов, берите и пишите, визуализируйте. Этот труд нужно и сегодня использовать в обучении в медресе. Не зря же им пользовались во дворцах султанов Египта и Османской империи.

Фото Тимура Рахматуллина

Термин «монголо-татары» историчен. Исследователи вкладывают в это определение понимание, что этот конгломерат прежде всего тюрко-монгольский, назывался он тогда «монголо-татары», «татаро-монголы». И здесь никаких проблем нет. Люди судят по поверхностным сведениям, но специалисты вкладывают в этот термин совершенно другое понимание

Ильнур Миргалеев

— Насколько уместен термин «татаро-монголы», вокруг которого тоже нешуточные споры?

— Абсолютно корректен. Да, споры идут, говорят, что термин придуман дореволюционными русскими историками. Сергей Кляшторный говорил, что этнически пора отделить татар от монголов. Но это немного разные вещи. Термин «монголо-татары» историчен. Те же арабские источники пишут про «магул-татар». Более того, у них есть и «магул-фарис» (монголо-персы). Китайские источники также использовали эту форму. Крымский автор Абдулгаффар Кырыми пишет «магул вэ татар».

Касаемо «монгол» есть великолепное исследование историка Павла Рыкина — почему Чингисхан вдруг решил себя, свой народ и свою династию и государство назвать монгольским. Хотя его полководцы, Мухали например, говорили: «Мы татары!» И в китайских источниках они тоже названы «черными татарами». Хотя собственно монголы, которые существовали за сотни лет до Чингисхана и успешно воевали с китайцами, жили в другом месте, в нескольких тысячах километров от Монголии, и не были их предками. Но Чингисхан взял для своей династии название «монгол». Хотя все называли их татарами, и в источники вошло — или татары, или монголо-татары, чтобы понимать, о ком идет речь.

Этот конструкт термина XIII века, и он продолжает жить дальше, идут процессы по этнической консолидации, по названиям народов, формирование средневековых татар, других народов и собственно монголов. На огромном пространстве происходят и этнические процессы, и политические. На территории Чагатайского улуса — тюрко-монгольские кочевники становятся «моголами». Именно ушедшие под натиском джучидов тимуриды во главе с Бабуром создают в Индии империю Великих Моголов. А в землях хулагуидов, в Иране, за теми, кто пришел с войсками Хулагу, закрепляется также название «татары». В Золотой Орде термин «татары» закрепляется не только за теми, кто пришел с Батыем, но и за местными тюрками, кыпчаками, болгарами и другими.

Таким образом, термин «монголо-татары» историчен. Исследователи вкладывают в это определение понимание, что этот конгломерат, прежде всего тюрко-монгольский, назывался он тогда «монголо-татары», «татаро-монголы». И здесь никаких проблем нет. Люди судят по поверхностным сведениям, но специалисты вкладывают в этот термин совершенно другое понимание. Я считаю, что этот термин помогает понять всю сложную этническую картину в чингизидских государствах.

Тимур Рахматуллин, Рустем Шакиров

Фото на обложке: «Әлбәттә»