Жизненный сценарий: как его изменить? Как изменить сценарий своей жизни: решаем проблемы через метафору

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Ключевые события жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни - отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Где все происходило?

...сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Бонус

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте. Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения. Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать , начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским .

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как определить свой сценарий

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать , способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, . А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Свой сценарий жизни каждый из нас создаёт, будучи ребёнком. Находясь под влиянием близкого окружения: родителей, бабушек и дедушек, мы постепенно выковываем модель своего будущего из фрагментов положительных, драматических и трагичных событий, которые смогли произвести на нас неизгладимые впечатления.

Причём вписываем в страницы судьбы все до мельчайших подробностей: когда обзаведёмся семьёй, сколько детей в ней будет, определяем социальное положение в обществе и даже продолжительность своей жизни.

Сценарий жизни пишется на подсознательном уровне. Поэтому многие даже не догадываются о его существовании. И тем более о том, что его можно изменить. Как это сделать? Ответ прост – переписать свой сценарий жизни самостоятельно! Мистика - скажете вы? Вовсе нет - ответит вам наука. Она же и подскажет, как найти выход из замкнувшегося на детском подсознании круга.

Сценарий жизни как понятие, в научный мир ввёл известный в своих кругах психиатр и психолог Эрик Берн. Согласно его исследованиям, ребёнок, находясь под влиянием родителей и опираясь на семейные традиции, постепенно пишет содержание своей будущей драмы. Позже под произведение он подбирает действующих лиц, заставляя их исполнять отведённые роли.

Характерной чертой такого сценария жизни является неизбежный трагизм, постоянно повторяющийся по спирали жизненного пути автора. Зачатком всех событий являются решения, принятые в детстве под влиянием родительского воспитания.

Драматический жизненный сценарий неизбежен при наличии двух составляющих:

  1. Трудное детство - неблагополучные родители, неполноценная семья, агрессия и т. д.;
  2. Малоосознанный образ существования повзрослевшего ребёнка - отсутствие целей, достижений, чёткой личностной позиции и т. д.

К сожалению, людей, проживающих проблемный сценарий жизни - большинство. Их полной противоположностью являются представители общества, создавшие сценарии победителя. Это дети, воспитанные в счастливых семьях мудрыми родителями. Взрослея, они подходят к своему настоящему и будущему осознанно, поэтому их судьбы - счастливые, светлые, успешные.

Как вы считаете, к какой категории людей относитесь вы?

Понимание того, что вы проживаете проблемный жизненный сценарий - это первый шаг на пути к само осознанию. Далее необходимо правильно расставить приоритеты, определить жизненную позицию, ближайшие планы, выделить последовательность целей (ближние, средние, дальние), стратегии их реализации.

Если вы решили переписать свой жизненный сценарий, то, должны приготовиться к фундаментальной работе над собой. Первое, что необходимо сделать, это переосмыслить свое прошлое, чтобы взглянуть по-новому в своё будущее.

Шаг 1 . Оглавление прошедшего пути. Представьте, что создаёте книгу о своём прошлом. Разделите его на несколько глав (от 3 до 7) и дайте название каждой (например, детство, юность, студенчество и т. д.), создав к ним краткое описание.

Шаг 2 . Важные события. Для каждого раздела жизненного сценария подберите кульминационные случаи. Они должны касаться взлётов, падений, судьбоносных поворотов разных периодов. Опишите прошедшее в деталях, вспомните каждую мелочь: что произошло? почему? кто в этом участвовал? какая была реакция родителей?

Перечитайте, подумайте и сделайте выводы, почему именно так все случилось? Почему каждый описанный случай для вас ценен? Как характеризуют ушедшие события вас как личность в прошлом? Что вы думаете по этому поводу сейчас?

Шаг 3 . Дальнейшее развитие событий. Далее, подумав, создайте модель благоприятного и неблагоприятного сценария вашей судьбы. Начать следует с положительного варианта. Приоритеты должны быть смелыми, но реалистичными. В негативном содержании опишите ваши опасения и страхи.

Шаг 4 . Суть жизненного пути. Перечитайте несколько раз свой сценарий жизни. Уловите связь между событиями, найдите главную тему, общую суть разных ситуаций. Постарайтесь проанализировать свои поступки с разных точек зрения. Это поможет поменять ваше отношение к жизни на пути к само осознанию.

Сценарии жизни людей

6 сценариев жизни людей – именно столько вариантов поведения людей смогли выделить эксперты в ходе своих исследований. Каждый из сценариев получил своё название и отличается от другого схемой, в которой прослеживается определённая последовательность действий человека.

Схема "Прежде " - свойственна людям с позицией: "Для меня недопустимо хорошее, пока я не закончу с обязанностями";

Схема "После " - характерна тем, кто считает, что за все нужно платить. То есть, если человек получает нечто хорошее, желанное, то ему за это завтра придётся расплатиться дорогой ценой.

Схема "Никогда " - сценарий жизни людей, свойственный представителям человечества, которые считают, что им никогда не получить то, о чем они мечтают больше всего. Но на самом деле они абсолютно ничего не делают, чтобы достичь желаемого.

Схема "Всегда " - относится к категории людей, с которыми "это всегда случается", то есть повторяется один и тот же негативный эпизод. Причиной повторения событий является неправильное принятие решений изначально.

Схема "Почти " - характерна тем, кто не доводит дела до логического завершения. Им постоянно что-то мешает достичь поставленной цели.

Схема "Неопределённый сценарий" - свойственна людям, которые впадают в ступор после достижения краткосрочных целей. Они не могут определиться с дальнейшими действиями, поэтому не добиваются большего.
Какая из схем сценария жизни людей подходит вам?

Вы готовы поменять свой сценарий на позицию победителя?

Осознав, что в нашей жизни что-то не так, мы стремимся избавиться от оков "замкнутого круга". Справиться самостоятельно с поставленной задачей практически невозможно. Здесь обязательно нужно участие психолога, который поможет выявить сценарий нашей жизни, заглянуть в корень детских событий, определить приоритеты, ближние, дальние цели. И главное, вырвет из оков замкнутого круга неудач. Записаться к квалифицированному специалисту с опытом просто. Достаточно принять твёрдое решение, чтобы кардинально поменять свою жизнь.

admin

Идея предопределенности волнует каждого человека. Профессионально шифр судьбы разгадывают писатели, философы и психологи. Все остальные занимаются исследованием линии жизни исключительно на досуге. Писатели и философы создают только наброски разрешения вечного антропологического вопроса, а вот психологи подчас дают точные рецепты. Вернее, они стараются выдать свои гипотезы за рабочие судьбические механизмы. Прежде всего вспоминается Эрик Берн и его психологическая концепция, в центре которой жизненный сценарий.

Чтобы разговор был предметным, нужно сначала определить понятие жизненного сценария. Итак, жизненный сценарий, по Берну – это бессознательный план, формируемый родителями. Контур человеческой судьбы возникает в раннем возрасте.

Формирование жизненных сценариев

Э.Берн – ученик Фрейда, поэтому он уделяет пристальное внимание первым годам жизни ребенка. В начале жизненного пути или недоверие к миру, и ребенок делает (не сознательно) выводы по двум параметрам:

Оценка самого себя.
Оценка родителей и окружающего социального мира.

Вариантов ответа четыре:

Оба параметра положительные. Это лучший вариант – «первичный протокол победителя». Формируется здоровая, сильная личность.
Человек оценивает себя положительно, а окружение – отрицательно. Так возникают . Те, кто любит советовать всем и всегда, потом обижаются, когда их советам не следуют. Те, кто определяет своих детей и родителей на попечение государства. Крайняя степень такого сценария дает миру – убийц. Ведь у таких людей всегда виноваты другие.
Человек себя оценивает отрицательно, других – положительно. Это психология неудачника и того, кто практикует постоянное самоуничижение. Печально, но люди, жалеющие себя, передают такое поведение своим детям. «Я плохой и ничего не стою» — это мышление, которое экстраполируется на все сферы жизни человека.
Человек себя оценивает отрицательно, других – тоже отрицательно. Психология, которая ведет в непроглядной безнадежности. В жизни человека все возможности окрашены в черный цвет.

Таково в общем виде формирование жизненных сценариев. За них отвечают два фактора, которые влияют на развитие у человека того или иного миропонимания.

Основные жизненные сценарии (виды)

Не стоит пугаться, жизнь многообразнее мнений о ней. Человеческое существование никогда не вписывается полностью даже в самую разработанную и подробную теоретическую схему. Однако теории нужны опорные точки, и у Берна они есть. Итак, основные жизненные сценарии следующие:

Победители. Американский психолог признает победителями тех людей, у которых исправен механизм целеполагания и есть воля к достижению поставленных задач.
Непобедители. Им на роду написано добывать хлеб потом и кровью. Но такой образ жизни не принесет им победы. Их удел – оставаться на том же уровне. Причем они и не хотят ни выше, ни ниже. Этот тот тип, который в публицистике называется «обывателем». Непобедители законопослушны и довольны своей «жизнью, женой и работой».
Неудачники. Это те, которые вечно и всем недовольны. Сколько бы такой человек ни заработал, чего бы ни достиг, он будет в психологическом смысле на самом дне. Опасность в том, что если такие субъекты падают, то они тянут за собой окружающих.

Примечательно, что середина списка (непобедители) доставляет обществу меньше всего хлопот. А крайности тревожат социум. Одни (победители) в позитивном смысле, другие (неудачники) в негативном.

Основные жизненные сценарии узнать не так уж трудно, если наблюдать за людьми.

Победители говорят: «Сегодня я ошибся, но завтра я не промахнусь».
Непобедители говорят: «Да, я доспутил ошибку, но могло бы быть и хуже. По крайней мере я…»
Неудачники говорят: «Я бы сделал это, но…», «я бы мог, но…». Главное здесь – сослагательное наклонение и бездействие.

Раннее детство и формирование жизненного сценария личности. Элементы сценария

Сценарий состоит из 7 компонентов:

Финал. В самом раннем детстве, когда человеку родители говорят в гневе обидные или злые слова, его символически обрекают на «проклятие» — трагический исход. Если мать сравнивает ребенка с алкоголиком-мужем – она провоцирует . Когда же родители действуют обратным образом (говорят добрые слова и хвалят ребенка) – они программируют успешный сценарий.
Предписание. Это система запретов и разрешений. Они разделяются на степени: а) социально приемлемые и допустимые – «веди себя как следует», «тебе не стоит хвастать», б) жестокие и чрезмерные – «не говори лишнего», «не рассказывай матери», в) грубые приказы и произвольные запреты. Сводятся такие предписания к обычной неоправданной грубости «Оставь меня!», «Не высовывайся», «Не якай». Третий тип предписаний создает неудачников и действует как «проклятие».
Провокация узнается там, где родители сознательно или бессознательно одобряют . В итоге ребенок превращается в наркомана или алкоголика. А случается и так, что родители «неудачно шутят» над ребенком, называя его «придурком», «дурачком» или обнажая перед ним друге его слабые стороны. Взрослые не понимают: они строят для чада рельсы, которые привезут его не туда.
Нравственные постулаты – это те опознавательные знаки, по которым человек ориентируется в моральном измерении своей жизни, считает ее «правильной» или «неправильной». Моральные догмы закладывают родители. «Учись хорошо», «Работай усердно». Каждый сам вспомнит не один десяток таких «нравоучений». Плохо тогда, когда постулаты перемежаются с провокацией. В таком случае снова человек может свернуть не туда.
Пример родителей служит человеку наглядным образцом, как надо себя вести и на что рассчитывать. Мамы ориентируют поведение девочек, а образ отца влияет на мальчика. Кроме того, пример родителей иллюстрирует то, чему они учат, если существует разрыв между делами и словами ближайших предков, то сценарий ребенку не обещает ничего хорошего.
Сценарный импульс. Это протест против слишком детализированного сценария. Если родители стремятся чрезмерно управлять ребенком, возникает импульс, направленный против излишнего наставничества.
Антисценарий или внутреннее освобождение. Если жизнь человека складывается неудачно, то он откладывает реализацию своих возможностей на будущее время, например, на возраст после 40. И это нередко освобождает от власти сценария.

Функции элементов не одинаковы. Пункты 1, 2, 3 управляют сценарием, а остальные составляющие могут использоваться против программирования судьбы родителями.

Так связаны между собой раннее детство и формирование жизненного сценария личности.

Как изменить жизненный сценарий?

Как высококвалифицированный психолог и человек, которому нужно , Э.Берн утверждает: сценарий распознается только сторонним наблюдателем – психотерапевтом. Но есть четыре вопроса, помогающие человеку приоткрыть дверь в тайну своей судьбы.

Какую фразу любят повторять ваши родители? Честный ответ позволяет понять, как расколдовать сценарий.
Как жили ваши родители? Ответ дает понимание того, что в человеке личного, а что родительского, навязанного.
Главный запрет родителей? Если человек ответит на этот вопрос, то поймет границы собственного сценария, а также, возможно, найдет ключ к тому, что его мучит.
Какие поступки или поведение одобрялось родителями или радовало их? Ответ дает ключ к пониманию того, как человек отреагировал на родительские предписания.

Э. Берн, чтобы проиллюстрировать последний пункт, приводит пример человека, который спился, потому что родители ему все время говорили: «Не думай!».

При ответе на вопрос, как изменить жизненный сценарий, нужно помнить, что первый шаг к освобождению в осознании «театральности» собственного существования. Если человек будет знать виды сценариев, их элементы, а также «волшебные» вопросы, то он сможет «расколдовать» свою судьбу.

Изменение жизненного сценария. Философия vs психологии. «Свобода лежит внутри»

На этот раз стоит отойти от изложения концепции Э.Берна, чтобы предложить свой рецепт избавления от сценария как формы человеческой жизни.

Человеком управляет то, во что он верит. Если человек думает, что его жизнь написана родителями, и он обречен – жизнь его будет черна и непроглядна. Можно полагаться на построения Э.Берна и неистово искать «противоядие» против «проклятия» или «злого рока», а можно лишить идею «несчастной судьбы» энергии, перестав подпитывать ее своими страхами и комплексами.

Это трудный путь, ведь таким образом человек признает, что только он и никто больше или несчастье. Небеса молчат, Бог сочувственно взирает на его долю, но не помогает, поэтому что определяющее качество человека – свобода воли!

За изменение жизненного сценария отвечает сам человек. Если мыслящий и действующий субъект поймет эту нехитрую истину — «проклятие» снимется.

Возникает закономерный вопрос, жизненный сценарий личности существует или нет? Существует, если человек в это верит. Концепция Берна популярна потому, что она снимает с человека ответственность за собственную жизнь. «Первичный протокол», написанный родителями, виноват в неудачах, падениях, ранах и разочарованиях. Разумеется, психологическая доктрина Э.Берна подводит человека в тому, что недурно проснуться и взять управление судьбой в свои руки, но изначальный посыл формулируется так: «Во всем виноваты родители!» А это не честно, ни по отношению к человеку, ни по отношению к его родителям.

15 марта 2014, 13:11 13 232 0 Одно из интереснейших понятий в психологии – жизненные сценарии. Когда мы разберем этот термин, то будем немного лучше понимать мотивы чужого поведения. Начнем с того, что человек – единственное существо, которое может совершать осознанный выбор. Причем он может быть как мелким (например, что одеть или поесть сегодня ), так и большой (жениться или не жениться ). Выбор бывает сделать или очень легко, или вообще невозможно. Ведь за каждым решением будут последствия, и не каждый может их спокойно принимать. Страх сковывает наши движения.

А что, если мы скажем: не всегда выбор осознанный. Интересно, не правда ли? Мы же всегда думали, что сами решаем свою судьбу. А так мы, получается, недалеко ушли от животных? Даже неприятно как-то. Нет, человек действительно отличается от братьев наших меньших. Он может осознанно делать выбор даже невзирая на сильнейший страх ответственности. Но это энергозатратный процесс. Намного проще жить по привычному сценарию, который в нас был взращен ближайшим окружением еще в детском возрасте. Вообще, это достаточно серьезная тема, и ее надо рассматривать последовательно. Давайте обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий по Берну?

Если расписать этот термин дословно, то все будет правильно. человека – это сценарий жизни. То есть те модели поведения, которые заблаговременно прописаны в определенных ситуациях. Привычки, проще говоря. Сценарий – понятие комплексное и развернутое, но формируется еще в детском возрасте с помощью родителей. Но это еще не означает, что его нельзя менять, уже будучи взрослым.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Одна из его ключевых концепций – социально-психологические игры, которые люди творят друг с другом. Жизненный сценарий – это фактически то, как будет эта игра развертываться в представлении этого человека. У всех нас есть определенный план с четко прописанными деталями: какие люди должны быть в нашей жизни, что должны делать, какие реакции будут с вашей стороны, кого нельзя пускать. И мы вовлекаем других в ту драму, которую пишем сами. Но база жизненного сценария – это события, которые произошли в детстве. Так говорил Эрик Берн.

Как и когда он формируется жизненный сценарий

Мы уже поняли, что жизненный сценарий начинает писаться в детском возрасте. Фактически то, что называют воспитанием, и является процессом привития ребенку определенного жизненного сценария. Обычно того сценария, по которому живут наши родители или лица их замещающие. Поэтому часто дети успешных родителей также добиваются успехов. То же самое касается и бедных семей. Впрочем, не всегда. Известно множество случаев, когда сыновья миллионеров становились чуть ли не бездомными в итоге, а дети из неблагополучных семей – миллионерами.

От чего это зависит? От стиля воспитания или хотя бы его наличия. Ведь часто богатые родители настолько заняты, что не уделяют внимания ребенку. Тогда его жизненный сценарий формируется на основе норм, которые приняты у его окружения. В подростковом возрасте ими могут быть девиантные (то есть, неуправляемые, проще говоря) лица как старше, так и ровесники. Когда воспитание почти отсутствует, речь идет о педагогической запущенности. Стоит помнить, что все имеет свою причину.

А что же случается с жизненным сценарием после того, как закончился подростковый возраст. Он уже сформирован или продолжает формироваться? Конечно, второй вариант правильный. Но не для всех. Есть две категории людей: авторы и жертвы . Первые берут ответственность за свою жизнь на себя, а вторые сваливают ее на внешние обстоятельства. Последние чаще не имеют никаких целей и живут по тому сценарию, который был сформирован еще ранее. Часто если понаблюдать за такими людьми, то они как жили десять лет назад, так и продолжают жить. Даже если есть какой-то опыт, то выводы, сделанные на его основе, вписываются в ту же шаблонную парадигму, которая была воспитана в них.

Например, человек что в 20 лет, что в 40 может после неудачного начинания говорить «Я ни на что не способен, поэтому никогда больше я не буду этого делать». В отличие от жертв авторы могут сильно измениться и за год. У них совсем другие модели поведения, и они готовы их менять в случае необходимости. Они могут понимать, что прежние привычки мешают им достичь желаемого, и потому приучают себя к чему-то новому.

Люди с позицией автора сильно меняются из года в год. Видно, что человек развивается и воспитывает сам себя. И тут идет ключ к ответу на вопрос «А формируется ли жизненный сценарий во взрослом возрасте». Мы ранее разобрали, что он появляется вследствие воспитания. Так вот, взрослый человек с позицией автора воспитывает сам себя и подходит к этому вопросу даже более тщательно, чем многие родители. Следовательно, он может кардинально поменять сценарий. Естественно, он будет его сам формировать.

Если на секунду задуматься, то можно легко определить, «от куда ноги растут»:

Пример # 1

Папа хотел мальчика, а родилась девочка, но амбиции воспитать себе наследника не утихла, и вот эта девушка сначала преуспевает в школьном кружке по карате, потом заканчивает технический ВУЗ и вот уже директор крупной корпорации, но, к сожалению, не один её роман не увенчался успехом. А все потому, что она не могла найти себе равного мужчину, такого же сильного и независимого. Она всегда чувствовала, что она доминирует в отношениях, а хотелось бы наоборот. И вот она уже на пороге у бизнес-центра, где проходит тренинг по развитию женственности.

Пример # 2

Женщина хотела родить ребенка для себя. Родила. Мальчик. Но, углубленная обида на мужчин не позволила ей завести новые отношения. В связи с чем, у мальчика не было образца мужского поведения, образца сценария поведения отца, мужа, партнера. Это непременно отразилось на его отношениях с женщинами.

Кто и что влияют на его формирование

Альфред Адлер считал, что жизненный сценарий формируется в первые пять лет жизни человека. Ну что ж, это пища для размышления своего жизненного пути и повод задуматься о воспитании своих детей смолоду.

Вообще, понятие жизненный сценарий невероятно масштабное, поэтому говорить, что на него влияет только один или два фактора, бессмысленно. Что еще влияет на формирование жизненного сценария?

  1. Семья . Пожалуй, это первый и самый главный автор нашего жизненного сценария. Именно в семье закладываются определенные установки, потерны, которые мы потом повторяем в своей жизни. Поговорка, что мужчина выбирает себе жену похожую на его маму, а женщина мужа, похожего на отца неспроста. Мы повторяем сценарии наших родителей в своей жизни. И не нужно говорить, что «я никогда не буду таким, как мои родители. Я не буду повторять их поведение», когда ваш отец хотел, чтобы вы стали адвокатом, а вас всегда тянуло в спорт, потом не удивляйтесь, когда вы также будете настаивать на том, чтобы отдать сына на хоккей, когда его будет тянуть к точным наукам.
  2. Социальное окружение . Чаще всего это друзья, хотя могут быть просто хорошие знакомые. Особенное значение в этом пункте занимают наставники, которых можно причислить в промежуточную позицию между друзьями и учителями. Это люди, которые многое повидали и сформировали качественный жизненный сценарий сами и готовы его передать своему близкому человеку. Довольно интересное наблюдение : все больше молодых девушек вступающих в брак уверены на корню, еще на этапе знакомства с парнем, что у них сложатся неудачные отношения со свекровью. В итоге так оно и получается. И они даже не стараются как-то изменить ситуацию. Ну а что, «у половины страны так…» уверенны они. Это все откуда? Из рассказов других, телевиденье, СМИ, подруги, мама и т.д.
  3. Учителя, тренеры и коучи . Это люди, для которых формирование жизненных сценариев других является профессиональной деятельностью. Они получают за это деньги. К категории учителей можно отнести школьных и университетских преподавателей (с последними ситуация может быть неоднозначной, потому что есть настоящие преподаватели, а есть лекторы. Последние не формируют жизненный сценарий напрямую, а лишь косвенно, и то не всегда ). Тренеры и коучи берут за результаты своих клиентов приличные деньги. Чаще всего к ним обращаются уже зрелые люди, которые и сами не против меняться. То есть, работа с тренером и коучем характеризуется ответственностью, разделенной пополам. Профессионал воздействует на человека, а другой намеренно поддается. Это отличает работу тренеров и коучей от обычного социального окружения, поскольку наши друзья и ближайшие люди влияют на нас неосознанно, мы не включаемся активно в процесс формирования собственного жизненного сценария. Разве что мы можем выбирать тех людей, которые на нас будут незаметно влиять.
  4. Живые источники информации. Это люди, которые не ставят себе за цель формировать жизненный сценарий другого человека (даже подсознательно не стремятся к этому), но они могут дать факты, сказать что-то, что вызовет резонанс в душе другого человека совсем случайно. Это могут быть случайные прохожие или те же лекторы в университетах.
  5. Неживые источники информации – СМИ, книги, видеоуроки, аудиокниги, статьи и все остальное, что переносит определенные факты, но при этом нет взаимодействия с живым человеком. Тут играет роль установка человека. Если он настроен самостоятельно менять свое мировоззрение, жизненный сценарий под воздействием прочитанного или услышанного, то они влияют, если нет – то он может много знать, но в его жизни так ничего и не изменится. Кроме того, здесь далеко не последнюю роль играет способность человека запоминать информацию.

Чтобы еще глубже разобраться в этой теме, давайте разберем несколько видов жизненных сценариев. Детальную классификацию негативных жизненных сценариев предложили Боб и Мери Гулдинг. Анализ жизненных сценариев невозможен и без этой классификации. Давайте рассмотрим виды детальнее:

  1. Не живи . Очень часто у людей с этим жизненным сценарием появляются мысли о самоубийстве. Родители таких детей невольно запрещали своему ребенку жить, что вообще парадоксально. Понятно, что ему хотели только добра, но маленький человечек так воспринял. И как появляется такая установка? Очень просто. Родители достаточно часто детям говорят что-то типа «лучше бы ты на свет не появлялся» или «я тебя убью за это». И оно понятно, что мы можем такое говорить в порыве злости (все мы люди), но надо понимать, что детям никогда такого говорить нельзя. Жизненные сценарии личности этого типа на самом деле встречаются очень часто. Установка человека, который, несмотря на этот сценарий, еще не покончил с собой (бессознательная, стоит отметить), следующая: «Я могу жить, пока».
  2. Не будь собой . Еще один популярный родительский запрет. Тут бывает два вида сценариев «не будь человеком своего пола» и «просто не будь собой». Первый случай попадается тогда, когда родители хотели девочку, а родили мальчика (или наоборот). Второй случай попадается намного чаще. Сравнивали ли вас с соседскими детьми. Конечно, да. Сравнение – это естественная потребность человека. Это абсолютно нормально. Но вот если ребенку постоянно говорить о том, что он хуже, чем Петя у тети Маши, то это обязательно негативно отпечатается на его психике. Да, если один раз сказать, ничего не будет, но где единичный случай, там и второй, а далее и до привычки недалеко. А искоренить ее трудно, потому что воспитание ребенка в стиле «не будь самим собой» встраивается в жизненный сценарий родителя. А потом и ребенок станет воспитывать собственных детей таким образом. Не всегда, но вероятность большая.
  3. Не будь ребенком . Это когда родители желающего постоянно играть и резвиться чада грузят, как настоящего взрослого человека. Рано. Во-первых, психоэмоциональные перегрузки вредны и во взрослом возрасте. Во-вторых, на ребенке это даст негативный след на всю жизнь. Фактически, когда родители говорят сыну или дочери «Не будь ребенком», то они ему запрещают радоваться. И этот сценарий окажется клеймом на всю жизнь. Оно вообще надо?
  4. Не взрослей . Интересно то, что эта установка нередко внушается теми же родителями и тем же детям. Ведь с одной стороны хорошо иметь взрослого ребенка, но ведь плюсы есть и у обратной стороны. Поэтому родители не могут самостоятельно определиться, какие достоинства для них более важны. Следовательно, ребенку внушается мысль «не взрослей» параллельно с предыдущей, что приводит к психологическому кризису. Любые попытки самостоятельности пресекаются, а родители говорят «что бы ты без меня делал», «у тебя еще молоко на губах не обсохло».
  5. Не достигни этого . Родители накладывают ребенку запрет достигать чего-то, говоря фразы типа «ну не твое это, брось и займись чем-то другим». Во-первых, мы не можем знать наверняка, какие у нас таланты. Надо отказаться от идеи, что нам даны свыше какие-то особенные способности. Нет, безусловно, генетически обусловленные задатки есть, но мы их не сможем определить, потому что выражаются они в максимальной степени освоения определенного навыка. Что талантливые, что неталантливые, должны постоянно работать, чтобы достичь цели. И этому надо учить детей или себя.
  6. Нельзя. Просто нельзя. Того нельзя, этого нельзя . Ребенок ничего не пробует и не знает, какая она вообще, эта жизнь. Не учится он и повзрослев. Почему? Потому что страшно.

Есть множество и других видов жизненных сценариев, которые все не уместить в оной статье. Все они имеют негативный характер. При этом есть полярные сценарии, которые делаются путем образования антонимической конструкции. Проще говоря, нужно исключить со смысла частицу «не». Например, «живи», «будь собой» и так далее.

Как определить свой сценарий по жизни

На деле, мы все внутренне чувствуем собственный жизненный сценарий. Ведь подсознательно мы всегда сверяем действия с психологическими установками, в голове всегда нарисована система координат. Поэтому надо скорее не определять, а осознавать. Как это сделать. Есть множество самых различных методик. Но мы возьмем простую.

Для начала надо поставить цель . Многие этого не делают, и потому не анализируют себя. Чтобы определить свой сценарий, необходимо войти в позицию взрослого и чисто логически подумать, как вы поступаете в определенных ситуациях. Можете использовать приведенный выше классификатор (хоть это и не все сценарии). Подумайте, что из описанного выше относится к вам.

Хорошо, поставили цель. Теперь надо определить, почему вы сейчас этого не имеете. Собственно, жизненный сценарий – это то, что нам помогает или мешает достичь желаемого. Просто будет проще отталкиваться от реальных фактов вашей жизни. Работа очень тяжелая и глубокая. Желательно записывать свои мысли на листке бумаги.

А еще лучше вариант – составить ментальную карту. Схему, проще говоря. Подойдите к этому процессу творчески. Но с большой вероятностью у вас будет один из приведенных выше сценариев. Так уж сложилось, что в нашей воспитательной культуре подобные установки внушаются с завидной легкостью. Ведь так проще воспитывать. А поскольку родители идут по пути наименьшего сопротивления, то и дети также учатся этому, сие становится их жизненным сценарием.

  1. Вспомните ваше самое первое воспоминание из детства. Можно записать его. Главное, чтобы оно было ваше, а не то, что вам рассказывали о вас.
  2. Кто главный герой этого воспоминания? Из взрослых людей.
  3. Что вы чувствуете в этом воспоминание? Удовлетворены ли ваши потребности?

Расшифровка воспоминания:

Взрослый человек это тот человек, который оказал наибольшее влияние на формирование вашего ЖС. Тот, чье мнение о вас легло в основу вашего собственного мнения о самом себе.

Ваши чувства, желания и эмоции из воспоминания — это то, чего вы придерживаетесь по жизни, ваша ведущая потребность.

Работа по осознанию жизненного сценария занимает не один день и даже не месяц. И даже не год. Это постоянный процесс. Важно анализировать свое поведение, но в меру. В ином случае можно внушить себе негативные установки, и тогда будет сложнее определить свой сценарий в дальнейшем. Если вы будете анализировать свои действия согласно приближению к цели или отдалению от нее, то картина вашего жизненного сценария вырисуется сама собой.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация не является исчерпывающей и окончательной. Сколько людей и судеб человеческих, столько и сценариев. Каждая жизнь требует индивидуального анализа и всех под одну гребенку нельзя подтянуть. Вы вполне можете давать собственные названия, поскольку творчество включает мозг на полную.

Как изменить Жизненный сценарий личности

Итак, мы определили жизненный сценарий и поняли, что он не соответствует тому, что вы желаете. Как же тогда изменить жизненный сценарий? Медленно, шаг за шагом. Для начала выпишите на листик те привычки, которые ассоциируются с жизненным сценарием, взгляды на мир и так далее. После этого начните каждый день совершать маленький шажок. Хотите начать думать, как уверенный в себе человек (установка «будь собой» + сценарий «достигай»), то посвятите этому хотя бы пять минут в день.

Так вы можете расписать и по другим пунктам. И здесь опять же, нет готовой волшебной таблетки. Вам надо придумать те маленькие шаги, которые подходят именно вам, основываясь на выводах, сделанных по предыдущему пункту.

Некоторые хотят изменить свою жизнь быстро, но это невозможно. Родители вселяли в вас эти установки не один год, а вы хотите их изменить за день? Так не бывает. Даже если один-два дня сможете пожить по другому сценарию, все равно вернется все на круги своя. А часть времени будет даже хуже, потому что вообще никаких сил не будет. Поэтому внедряйте полезные привычки постепенно.

Очень хорошо это продемонстрировать на примере человека, который решил начать заниматься спортом (хочет внедрить жизненный сценарий «будь здоровым и красивым»). Он один день активно позанимался на тренажерах, на следующий день мышцы болят, а через день он даже пошевелиться не может. Получилось внедрить новый сценарий? Конечно, нет. Скорее всего, он к тренажеру нескоро подойдет такими темпами.

Второй вариант – ему просто надоест. То есть, мышцы способны выполнять работу, но поскольку этот человек не привык делать 50 отжиманий в день (а некоторые двести сходу хотят), то быстро вернется на круги своя. Постоянно будет все откладывать на завтра.

А если у него в голове был сценарий «ты ничего не можешь», то он очень быстро сдастся. Кстати, очень важная ремарка: не нужно воспринимать определенный сценарий, как шаблон. То есть, если в голове сидит мысль «ты ничего не можешь», то это не касается всех сфер, а только новых для данного лица. Менять жизненный сценарий надо в парадигме того, который у вас сейчас есть.

То есть, в данной ситуации надо самому себе задать вопрос «а что ты можешь», и от этого отталкиваться и постепенно наращивать интенсивность мер по перевоспитанию самого себя.

Помните, что процесс самовоспитания намного сложнее, чем обычное воспитание. Себя переделать тяжелее, и потому не надо себя насиловать. Просто не выдержите. Тише едешь – дальше будешь, как говорится в известной пословице.

Сценарий отношений: какой он

Все описанное выше касалось жизненных сценариев человека, и люди там входили как отдельная часть. А есть еще отдельные сценарии, по которым протекают отношения между людьми. Все это тема не менее сложная, и можно копать очень глубоко. Тем не менее, давайте рассмотрим основные сценарии развития отношений, которые могут иметь негативные последствия для них же.

  1. Избегание негативной оценки . Суть следующая : человек рассказывает о себе, а потом боится критики. Следовательно, он не прислушивается к другому человеку, а потом страдает, что с ним мало разговаривают и нет эмоциональной реакции. А по сути, для него важна только одна ее разновидность – положительная.
  2. Докажи свою любовь . Такому человеку всегда мало любви, и другому придется из кожи вон лезть, чтобы ее доказывать. Если он этого не будет делать, человек с таким сценарием не будет чувствовать себя нужным. Исходит из низкой самооценки.
  3. Я всем должен . Для такого человека характерно неадекватное чувство вины, собственные желания проявляются лишь в одиночестве, не имеет сил, чтобы сопротивляться другим людям. Легко поддается на любые манипуляции, основанные на чувстве вины типа «в Африке дети голодают, а ты тут решил много зарабатывать. Вообще ни стыда, ни совести».
  4. Неосознанность . Такие люди не понимают своих эмоций, что делает его неконтролируемым. Эмоциональный интеллект таких личностей очень низкий, что делает их непредсказуемыми. Вместе с тем, не может распознавать эмоции других людей и надеется, что все будут экстрасенсами и поймут, что он чувствует, без его участия.
  5. Ну и наконец, последняя стратегия сходная по типу – эмоциональная закрытость . В этом случае человек осознает собственные чувства, но делает все возможное, чтобы не показывать их окружающим. Сценарии семейных отношений предсказуемы, если хоть один из членов семьи причисляется к одному из этих пяти типов.

И напоследок. Если вы заинтересовались данной темой, то вам стоит просмотреть и/или прослушать следующие материалы, которые мы подобрали специально для читателей нашего сайта. Ведущие психологи подробнейшим образом рассказывают простыми словами про сценарии жизни. Более подробно говорят о том, как формируется ЖС и что делать с тем, чтобы изменить бессознательные жизненные паттерны.

№ 1 Мнение профессионального психолога. Радио-интервью.

№ 2 Женские рассуждения и мнения о перемене жизненного сценария. Женский сценарий жизни.

№ 3 Семейный сценарий или сценарий отношений тоже берет начало из детства. Об этом и многом другом в следующем видео.

Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить её так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы её прожили. Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого. Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.