Реквием читать краткое содержание. Краткий анализ стихотворения "реквием" ахматовой. Жанр, размер, направление

Поэма начинается с воспоминания Ахматовой — ее узнают в тюремной ленинградской очереди, стоящая рядом женщина просит ее описать это, поэтесса соглашается.

Действие разворачивается в военное время, происходят ужасные вещи — аресты ни в чем неповинных людей. Возле тюрем — очереди, состоящие из матерей и жен осужденных. Семнадцать месяцев женщина проводит в тюремных очередях, ожидая приговора для сына. Все эти женщины ждут. Ожидание для них — самое страшное испытание.

Ахматова говорит, что если ей когда-нибудь установят памятник, то ставить его надо именно там, где она провела семнадцать страшных месяцев:

А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов.

Сочинения по темам:

  1. Анна Ахматова прожила долгую жизнь, наполненную историческими катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. Когда в первые годы революции многие...
  2. В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в...
  3. Поэма «Реквием» — одно из вершинных про­изведений позднего творчества А. А. Ахматовой. Поэма писалась в пе­риод с1935 по 1940 г....
  4. Любовь — главная тема творчества А. Ахматовой. Эта удивительная женщина-поэт наполнила свои стихотворения любовью и нежностью к мужу и сыну,...
  5. В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания...
  6. «Любовь у Ахматовой не праздная причуда и не просто дань возрасту, нерассуждающей страсти. Она полна глубокого душевного содержания, она —...
  7. Не могла эта музыка быть ни печальной, ни скорбной, но именно это и оборачивалось таким страданиям для любящего сердца, уже...

Реквием

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.

ВСТУПЛЕНИЕ

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука - а сколько там
Неповинных жизней кончается...

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

ПРИГОВОР

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

К СМЕРТИ

Ты все равно придешь - зачем же не теперь?
Я жду тебя - мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой,-
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.

И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза -
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук -
Слова последних утешений.

РАСПЯТИЕ

Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.

Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Так «Requiem» Вольфганга Моцарта , творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:

  • памяти;
  • матери;
  • Родины;
  • страдания народа;
  • времени;
  • любви.

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

— А это вы можете описать?

Поэт говорит:

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Заключение

«Реквием» — это особенное поэтическое произведение Анны Ахматовой, выходящее за рамки контекста обыденного восприятия жизни и истории. Героем поэмы является народ, а автор — лишь часть этой массы людей. Стихотворные строки поэт написал простым понятным языком. Они пропитаны любовью к родине и ее жителям.

Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.

Анна Ахматова - одна из самых известных поэтов «серебряного века». Одним из лучших и самых крупных ее произведений считается поэма «Реквием». Это душевное и глубокое произведение.

История создания поэмы «Реквием»

Творение было создано в 1935-1940 годах. Эпилог поэмы написан в 1940 году. Она описывает репрессии 1930 годов. По «Реквиему» можно понять чувства и мысли людей тех времен. Однако поэме дали увидеть свет только в 50-х годах из-за негативной реакции чиновников. Из-за этого Ахматову надолго отлучили от литературной деятельности. Возможно, в этом были виноваты события, которые положила в основу своей поэмы писательница.

Неоднократно был арестован младший Ахматов. "Реквием", краткое содержание этой поэмы, расскрывает трагедию семьи поэтессы. Мужа Ахматовой обвинили в участии в антиправительственном заговоре и расстреляли возле Петрограда в 1921 году. Чувства потери Ахматова отобразила в «Реквиеме». И в своем произведении поэтесса отобразила много своих переживаний.

Жанр «Реквиема»

Композиция «Реквиема» оправдывает жанр поэмы. Отдельные стихи объединяются одной идеей - поэтесса призывает к борьбе с насилием. Но некоторые исследователи считают, что «Реквием» Ахматовой - это не цельное произведение, а цикл стихотворений, которые написаны в похожем ключе. Против этого действует тот факт, что в поэме есть введение и заключительная часть, что не свойственно сборнику и циклу, но характерно для цельного произведения. Все это прослеживается в поэме «Реквием» Ахматовой, краткое содержание которой в полной мере это доказывает.

В поэме «Реквием» можно выделить несколько планов содержания. Здесь есть указания на современность - эпоху репрессий и расстрелов. Сцена ареста символизирует похоронный обряд - вынос умершего тела.

2-й план показывает разрушение исторической ситуации и возводит ее к архитипической модели. Поэма раскрывает души русских матерей, их отчаянье, обездоленность и безумие. В общем сюжете прослеживаются личные страдания Ахматовой.

3-й план поэмы связан с сюжетом из Библии: сын, которого уводили на гибель - образ Иисуса, земная женщина - образ Богоматери. Сцена распятья, в которой приводятся слова Христа, служит трагедии массового террора того времени, а также высшей людской трагедии в поэме «Реквием» (Ахматова). Краткое содержание поэмы подтверждает образность и переживание героев. Поэтесса, написав свою поэму, воспитывает свой народ и живет вместе с ним.

Поэма «Реквием» Ахматова. Краткое содержание. Начало поэмы

Ахматова, вместо предисловия, рассказала о возникновении идеи написания поэмы: одна женщина из очереди в тюрьму попросила написать словами, что происходило в душе у каждого.

В «Посвящении» много горя и смертельной тоски. Это горе людей в тюрьме, их родственников и близких. Они с утра идут далеко с каменными сердцами и стоят в очередях к заключенным родным.

Вступление

После «Посвящения» идет «Вступление». Оно адресовано уходящим в лагеря и на расстрел родным и соотечественникам. Это история, которую пережила сама Ахматова («Реквием» - краткое содержание). Она вспомнила, как утром увели сына, все пережитое, как стояла в очередях, чтобы увидеть его. Муж ее умер, сына арестовали, она просит строки помолиться за нее. Во вступлении поэмы ярко характеризует то время. В первых главах описывается большое человеческое горе.

«Реквием» (Ахматова), краткое содержание его частей, повторяет отрывок из жизни в миниатюре и означает значимые события. В десяти главах поэмы сто стихов.

Главная героиня поэмы - мать, у которой отнимают сына, может быть лишая его жизни. «Реквием» строится на диалоге матери с необратимыми обстоятельствами, независимыми от возможностей людей. Образы матери и сына равняются с евангельской символикой. Простую женщину Ахматова сравнивает с библейской Матерью, сына которой распяли.

Когда сажают невиновных людей, матери все чаще обращаются к смерти. Так же несправедливо был осужден и младший Ахматов. "Реквием", краткое содержание этого произведения, показывает горечь утраты матерей. Смерть здесь выступает для матери как спасение. Лишь смерть спасает от страданий и пустоты в душе, такие страдания можно сравнить только со страданиями Матери Христа. Что и делает Ахматова. «Реквием», краткое содержание его - пример тому.

Основная часть

И после «Вступления» звучит главная тема «Реквиема» - плач матери за сыном. Ахматова придает прощальной сцене большое значение. В поэме появляется мелодия, на манер колыбельной. Мотив колыбельной подготавливает мотив бреда и безумия.

Ситуация с матерью и казнимым сыном, которая возникает в «Реквиеме», соотносится в Ахматовой с сюжетом Евангелии. Поэму можно считать философской. Каждая мать, которая потеряла сына, походит на Богоматерь. Поэт передает голос Иисуса, но не слышит голоса Матери. Ее состояние, чувство вины и бессилие не способны передать никакие слова. Образ Богоматери символизирует всех матерей мира, детей которых убили. К «Эпилогу» голос матери и поэта сливаются в один.

Центр сюжета поэмы - V и VI главы. Они посвящаются сыну и времени его заключения. Перед этими главами есть четыре коротких, в которых доносятся разные голоса. Русской женщины из истории, народной женщины из песни, и женщины из трагедии, сродни Шекспировской. Четвертый - голос, который обращается к Ахматовой 10-х годов, и к Ахматовой 30-х годов XX века.

В седьмой части произведения - «Приговор» - с двоякими чувствами описывается момент свершения суда. Здесь прослеживается мотив страдания, полнее раскрывается образ матери, которая, прежде всего, желает снова жить. У нее много душевных сил, она сама отдала своего сына на приговор. Ведь мать была готова к расставанию с сыном и справится с этим.

Несмотря на все, героиня Ахматовой - живая, слабая в душе женщина, которая долго скорбит. Следующая глава поэмы «К смерти» доказывает этот факт. Обращаясь к смерти, героиня взывает к ней, что очень ждет конца. Ей уже неважно, какой будет эта смерть: от рук бандита или от болезни. Строки показывают состояние героини, которая уже обезумела. Ее состояние похоже на агонию, которая сопровождается бредом. Агония женщины в «Распятии» меняется на молчание матери, на которую никто не посмел взглянуть, когда умер ее сын. Земной образ переходит в божественный. Поэтесса очень ценила образ матери. Показать чувства апатии матерей хотела Анна Ахматова. «Реквием», краткое содержание ее поэмы, служит этому хорошим примером.

В поэме Ахматова описывает личную трагедию. Поэт переживает боль страны и не ограничивается лишь содержанием произведения, это всего лишь один пример народного страдания. Подобные слова есть в «Посвящении» и в «Эпилоге».

Заключительная часть

Если говорить о поэме «Реквием» (Ахматова), краткое содержание ее частей будет неполным без заключительной части. Поэма заканчивается эпилогом из двух частей. В первой описывается потеря счастья жизни и радости. Эти строки посвящаются всем, кто стоял с поэтессой.

Во второй части эпилога даются воспоминания о тех, кто находился с ней в очередях в тюрьму. Годы спустя она помнит каждую в лицо и слышит ее. Одна из них еле ходит, вторая и вовсе не может ходить, еще одна приходит сюда ежедневно, как домой. Поэтесса не знает их по именам и с ними не знакома. Но именно им посвящает поэму. Вместо завещания она просит поставить памятник возле этой тюрьмы, ведь время, которое она здесь провела, никогда не забудет.

Поэма «Реквием» Ахматовой была написана в 1960‑х годах. Поэтесса читала рукописи людям, которым доверяла, а после тут же сжигала их. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Реквием» по главам на нашем сайте. Это одно из самых сильных, пронзительных произведений Ахматовой, в котором описана страшная эпоха сталинских репрессий. Пересказ пригодится для подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи поэмы

Главные герои:

  • Лирическая героиня – мать, невероятно сильная, стойкая женщина, которой довелось пережить своего сына, прототип Ахматовой.

Другие персонажи:

  • Сын – безвинно осужденный и казненный сын главной героини.
  • Собирательный образ русской женщины – все женщины, которые на протяжении веков отправляли своих мужей и сыновей на эшафот.

Ахматова «Реквием» очень кратко

Великая Отечественная война. Ленинград полон тюремных очередей, в которых женщины проводят месяцы, дожидаясь приговоров для своих невинно осуждённых сыновей, братьев, мужей.

Поэма начинается с воспоминания Ахматовой - её узнают в тюремной ленинградской очереди, стоящая рядом женщина просит её описать это, поэтесса соглашается.

Действие разворачивается в военное время, происходят ужасные вещи - аресты ни в чём неповинных людей. Возле тюрем - очереди, состоящие из матерей и жён осуждённых. Семнадцать месяцев женщина проводит в тюремных очередях, ожидая приговора для сына. Все эти женщины ждут. Ожидание для них - самое страшное испытание.

Ахматова говорит, что если ей когда-нибудь установят памятник, то ставить его надо именно там, где она провела семнадцать страшных месяцев:

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Читайте также Анна Ахматова – . “Реквием” (1935 - 1940) - цикл стихотворений, который сама Ахматова называла поэмой. Они создавались в один из самых трагических периодов её жизни и стали свидетельством силы человеческого духа, преданности своему народу, нравственной чистоты и чувства собственного достоинства, самоотверженности и героизма женщины-матери, до конца борющейся за жизнь своего ребенка.

Короткий пересказ «Реквием» Ахматовой

Анна Ахматова «Реквием» краткое содержание поэмы:

Данная поэма берет начало с рассказа Ахматовой о том, как ее случайно узнают в тюремной очереди в Ленинграде. Женщина, которая стоит рядом, просит Анну описать данный случай, на что получает положительный ответ.

На улице ужасное военное время - людей арестовывают ни за что. Около тюрем собираются огромные очереди матерей, дочерей и других родственников людей, которые попали в тюрьму за просто так. Одна женщина семнадцать месяцев стоит в очереди в ожидании итогового приговора для своего сына. Все люди в очереди ждут, ждать для них - единственный выход, который очень мучителен и является ужасным испытанием.

Данная поэма Ахматовой учит людей тому, что нужно не покидать своих близких, когда наступили тяжелые времена. В своей поэме Ахматова показала, как переживал целый народ в то время, как матери и жены пытались спасти своих мужей и сыновей, стоя в очереди днями и ночами. Поэма “Реквием” - как крик души, когда терпеть уже нет сил.

Конечно, поэма посвящена всем тем людям, которые погибли ни за что, которые подверглись гнету и осуждению.

В поэме показаны чувства людей, которые были в беде, как они переживали и боролись. В одной героине показан образ женщин, которые стояли до последнего, не жалея своих сил. В поэме “Реквием” уместились судьбы многих женщин.

Через эту поэму читатель может узнать тяжелую судьбу своего народа, увидеть всю боль тех времен и ужас, который постепенно нарастал.

Это интересно: Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на первую половину XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30‑х годов, военные годы. Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в жизни и творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир. Но все же Ахматова в первую очередь лирический поэт, воспевающий человеческие чувства, прославляющий .

«Реквием» Ахматова краткое содержание с описанием каждой главы:

Посвящение

Поэма посвящена матерям, сестрам, дочерям всех тех, кто без вины оказался в застенках и лагерях.

Вступление

Это история началась в 30‑х годах 20 века, когда тюрьмы Ленинграда были заполнены до предела, а поток осужденных не ослабевал. Это было страшное время, когда «безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами».

Мать вспоминает, как на рассвете пришли арестовывать ее сына. Эти страшные минуты ей не забыть никогда. И теперь ей оставалось одно – «как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть».

Лишь «желтый месяц» был свидетелем тоски больной одинокой женщины. Она просит помолиться за нее, ведь «муж в могиле, сын в тюрьме».

Душевные терзания героини настолько сильны, что она считает, что «это кто-то другой страдает» – она бы так не смогла.

Героине трудно осознать, что все это случилось с ней, некогда веселой и беззаботной женщиной. Теперь же ее удел – «своею слезою горячею новогодний лед прожигать», стоя в огромной очереди с передачей для сына.

Неопределенная ситуация с сыном продолжалась семнадцать месяцев, и героиня «кидалась в ноги палачу», моля его о помиловании. За это время она так измучилась, что уже не понимала, «кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать».

Недели пролетали за неделями, и каждый день героиня думала о том, что чувствует ее сын, сидя за решеткой.

Наступил страшный день, когда озвучили приговор сыну. Женщина была уже к этому морально готова, но у нее еще много дел – «надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить».

Героиней овладело равнодушие к жизни, она призывала смерть, чтобы та под любой личиной пришла за ней.

Страшные испытания, выпавшие на долю героини, стали причиной того, что «безумие крылом души накрыло половину».

Героиня обратилась к христианским образам, сравнивания простую женщину с библейской Матерью, безвинного сына которой распяли на кресте.

Эпилог

Поэтесса боится, что когда-либо забудет весь тот ужас, который произошел с ней и сотнями тысяч других женщин. И уже если ей и поставят памятник, то он должен стоять в том месте, где она провела семнадцать страшных месяцев в ожидании приговора сыну.

Заключение

Произведение Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, бесправия, отношения между матерями и детьми.

Это интересно: – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич . Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.

Видео прочтение поэмы «Реквием» Ахматова

Ахматова писала поэму целых шест лет, которые пришлись как раз на это время, когда погибали многие. Именно тюрьма является символом того времени, которое показала Ахматова в своем произведении, не боясь за последствия.