Торпедные катера типа s 100. Торпедные катера времён Великой Отечественной войны. История создания торпедного корабля

Из торпедных катеров наиболее массовыми сериями строились катера ближнего действия типа Г-5 . Они поступали в состав флота с 1933 по 1944 год. При водоизмещении порядка 18 тонн катер имел две 53-см торпеды в аппаратах желобного типа и мог развивать скорость хода свыше 50 узлов. Первые катера типа Г-5 создавались авиационными специалистами (главный конструктор А. Н. Туполев), и это наложило отпечаток на их конструкцию. Они снабжались авиационными моторами, имели дюралевые профили, сложную форму корпуса, в том числе в надводной части, и другие особенности.

Торпедный катер «Воспер»

Всего было построено 329 катеров типа Г-5, из них 76 - в годы войны. На замену этому катеру, но в его габаритах, следовала серия катеров типа «Комсомолец» с улучшенной мореходностью и повышенной дальностью плавания. Новые катера имели — два трубных 45-см торпедных аппарата, четыре крупнокалиберных пулемета и были более технологичны для судостроительных заводов. Первоначально на них стояли американские моторы «Паккард», а после войны стали устанавливать высокооборотные отечественные дизели М-50. Так называемые катера волнового управления (без экипажа), управляемые по радио с гидросамолета МБР-2, в войну оказались слабо защищенными от авиации противника. Поэтому они использовались как обычные торпедные катера, то есть плавали с личным составом.

Первые торпедные катера СССР — , дальнего действия типа Д-3 поступили на флоты в 1941 г. Их строили в деревянном корпусе с безреданными обводами и развитой килеватостью. Вооружались катера 53-см торпедными аппаратами бортового сбрасывания открытого типа. По водоизмещению катера Д-3 в два раза превосходили дюралевые Г-5, что обеспечивало лучшую мореходность и увеличенную дальность плавания. Все же, по стандартам мирового кораблестроения, торпедные катера Д-3 больше относились к промежуточному типу, чем к дальноходным катерам. Но и таких катеров в советском флоте к началу войны были единицы, а Северный флот насчитывал в своем составе всего два торпедных катера. Только с началом военных действий на этот флот были переброшены десятки катеров. На долю отечественных торпедных катеров пришлось примерно 11 % всех израсходованных торпед. В прибрежной зоне не было достаточных объектов атаки для торпедных катеров ближнего действия. Вместе с тем эти катера плавали сравнительно много, но использовались часто не по прямому назначению (высадка десантов и т.д.).

Если в составе флотов было больше катеров дальнего действия, то могло использоваться у берегов противника. Получение в 1944 году Северным флотом 47 импортных катеров типа «Воспер» и «Хигинс» существенно увеличило боевые возможности бригады торпедных катеров. Их боевая деятельность стала более результативной.

В книге «Война на море в восточно-европейских водах в 1941-1945 гг.» (Мюнхен, 1958) немецкий историк Ю. Мейстер пишет: «Русские катера нападали днем так же, как и ночью. Часто они поджидали немецкие караваны, укрываясь за скалами в маленьких бухтах. Русские торпедные катера были постоянно растущей угрозой для немецких конвоев».

С 1943 года применялись катера типа Г-5 с реактивными установками М-8-М. В состав Черноморского флота вошли б таких катеров. Отряд катеров под командованием И. П. Шенгура систематически наносил удары по вражеским аэродромам, портам, укреплениям, а в сентябре 1943 г. участвовал в высадке десантов в районе Анапы, в районе станции Благовещенская и у озера Соленое.

Идея применить в боевых действиях торпедный катер впервые появилась в Первую мировую войну у британского командования, но англичанам не удалось добиться нужного эффекта. Далее свое слово по использованию небольших мобильных судов в военных атаках произнес Советский Союз.

Историческая справка

Торпедный катер представляет собой небольшое боевое судно, которое предназначается для разгрома военных судов и транспортных кораблей снарядами. Во Вторую мировую войну он многократно использовался в военных действиях с противником.

К тому времени морские войска основных западных держав имели небольшое количество таких катеров, но их строительство стремительно увеличилось к моменту начала военных действий. Накануне Великой Отечественной войны в насчитывалось почти 270 катеров, оснащенных торпедами. За период войны было создано больше 30 моделей торпедных катеров и получено более 150 от союзников.

История создания торпедного корабля

В далеком 1927 году коллективом ЦАГИ была осуществлена разработка проекта первого советского торпедного судна, руководителем которого был А. Н. Туполев. Кораблю дали название «Первенец» (или «АНТ-3»). Он имел следующие параметры (ед. измерения - метр): длина 17,33; ширина 3,33 и 0,9 осадок. Сила судна составляла 1200 л. с., тоннаж - 8,91 т, быстроходность - целых 54 узла.

Вооружение, которое находилось на борту, состояло из торпеды 450 мм, двух пулеметов и двух мин. Катер опытного производства в середине июля 1927 года вошел в состав черноморских военно-морских сил. В институте продолжали работать, усовершенствуя агрегаты, и в первый месяц осени 1928 года был готов уже серийный катер «АНТ-4». До конца 1931 года на воду спустили десятки судов, которые назвали «Ш-4». Вскоре в Черноморском, Дальневосточном и Прибалтийском военных округах возникли первые соединения торпедных катеров. Корабль «Ш-4» не являлся идеальным, и руководство флота заказало ЦАГИ новый катер в 1928 году, который впоследствии назвали «Г-5». Это было абсолютно новое судно.

Торпедный корабль модели «Г-5»

Глиссирующее судно «Г-5» прошло испытание в декабре 1933 года. Корабль имел корпус из металла и считался наилучшим в мире как по техническим характеристикам, так и по оснащению вооружением. Серийный выпуск «Г-5» относится к 1935 году. К началу Второй мировой войны он был базисным типом катеров СССР. Скорость торпедного катера составляла 50 узлов, мощность - 1700 л. с., а на вооружении находились два пулемета, две торпеды 533 мм и четыре мины. На протяжении десяти лет было выпущено больше 200 единиц различной модификации.

В период Великой Отечественной войны катера «Г-5» вели охоту на вражеские охраняли корабли, производили торпедные атаки, высаживали десант, конвоировали поезда. Недостатком торпедных катеров была зависимость их работы от погодных условий. Они не могли находиться в море, когда его волнение достигало более трех баллов. Неудобства были и с размещением десантников, а также с перевозкой грузов, связанных с отсутствием плоской палубы. В связи с этим перед самой войной создали новые модели катеров дальнего действия «Д-3» с деревянным корпусом и «СМ-3», имеющие стальной корпус.

Торпедный лидер

Некрасов, который был руководителем опытно-конструкторской бригады по разработке глиссеров, и Туполев в 1933 году разработали проект корабля «Г-6». Он был лидером среди имеющихся катеров. По документации судно имело следующие параметры:

  • водоизмещение 70 т;
  • шесть торпед 533 мм;
  • восемь моторов по 830 л. с.;
  • скорость 42 узла.

Три торпеды выпускались из торпедных аппаратов, находящихся на корме и имеющих форму желоба, а следующие три - из трехтрубного торпедного аппарата, который мог поворачиваться и находился на палубе судна. Кроме того, на катере было две пушки и несколько пулеметов.

Глиссирующее торпедное судно «Д-3»

Торпедные катера СССР марки «Д-3» выпускались на ленинградском заводе и сосновском, который находился в Кировской области. На Северном флоте было всего два катера такого вида, когда началась Великая Отечественная война. В 1941 году на заводе Ленинграда было произведено еще 5 кораблей. Только начиная с 1943 года на вооружение стали поступать отечественные и союзнические модели.

Суда «Д-3» в отличие от предыдущих «Г-5» могли работать на более дальнем (до 550 миль) расстоянии от базы. Скорость торпедного катера новой марки составляла от 32 до 48 узлов в зависимости от мощности двигателя. Еще одной особенностью «Д-3» было то, что с них можно делать залп во время стоянки, а с агрегатов «Г-5» - только при скорости не менее 18 узлов, иначе выпущенная ракета могла попасть в судно. На борту корабля находились:

  • две торпеды 533 мм образца тридцать девятого года:
  • два пулемета ДШК;
  • пушка «Эрликон»;
  • спаренный пулемет «Кольт-браунинг».

Корпус судна «Д-3» разделялся четырьмя перегородками на пять водонепромокаемых отсеков. В отличие от катеров типа «Г-5», «Д-3» были снабжены более хорошим навигационным оборудованием, а на палубе могла свободно передвигаться группа десантников. Катер мог взять на борт до 10 человек, которые размещались в обогреваемых отсеках.

Торпедный корабль «Комсомолец»

Накануне Второй мировой войны торпедные катера в СССР получили дальнейшее развитие. Конструкторы продолжали проектировать новые улучшенные модели. Так появился новый катер под названием «Комсомолец». Его тоннаж был как у «Г-5», а трубные торпедные аппараты - более совершенны, и он мог нести мощнее зенитное противолодочное оружие. Для строительства судов привлекали добровольные пожертвования советских граждан, отсюда появились и их названия, например, «Ленинградский рабочий», и другие подобные наименования.

Корпус судов, выпущенных в 1944 году, делали из дюралюминия. Внутренняя часть катера включала в себя пять отсеков. По бортам на подводной части установили кили, уменьшающие качку, желобные торпедные заменили на трубные аппараты. Мореходность увеличилась до четырех баллов. Вооружение включало:

  • торпеды в количестве двух штук;
  • четыре пулемета;
  • бомбы глубинные (шесть штук);
  • дымовое оснащение.

Рубка, в которой размещалось семь человек экипажа, сделана из бронированного семимиллиметрового листа. Торпедные катера Второй мировой войны, особенно «Комсомолец», отличились в весенних боях 1945 года, когда советские войска подходили к Берлину.

Путь СССР по созданию глиссеров

Советский Союз являлся единственной основной морской страной, которая строила корабли реданного вида. Другие державы перешли к созданию килевых катеров. Во время штиля скорость реданных судов была значительно больше, чем килевых, при волнении в 3-4 балла - наоборот. Кроме того, катера с килем могли взять на борт более мощное вооружение.

Ошибки, допущенные инженером Туполевым

За основу в торпедных катерах (проект Туполева) был взят поплавок гидросамолета. Верх его, который влиял на прочность устройства, был использован конструктором на катере. Верхнюю палубу судна заменяла выпуклая и крутоизогнутая поверхность. Человеку, даже когда катер находился в состоянии покоя, невозможно было удержаться на палубе. При движении корабля выйти из кабины экипажу было совершенно невозможно, с поверхности скидывало все, что на ней находилось. В военное время, когда на «Г-5» необходимо было транспортировать десант, военнослужащих садили в желоба, которые имеются у торпедных аппаратов. Несмотря на хорошую плавучесть судна, перевозить какой-либо груз на нем невозможно, так как нет места для его размещения. Конструкция торпедного аппарата, которая была позаимствована у англичан, была неудачной. Наименьшая скорость судна, при которой выпускались торпеды, - 17 узлов. В состоянии покоя и при меньшей скорости залп торпеды был невозможен, так как она попадала бы в катер.

Военные немецкие торпедные катера

В период Первой мировой войны для борьбы с британскими мониторами во Фландрии германскому флоту пришлось задуматься над созданием новых средств борьбы с врагом. Выход нашли, и в 1917 году в апреле месяце был построен первый небольшой , имеющий торпедное вооружение. Длина деревянного корпуса была чуть больше 11 м. Судно приходило в движение при помощи двух карбюраторных двигателей, которые перегревались уже при скорости в 17 узлов. При увеличении же ее до 24 узлов появлялись сильные брызги. В носовой части был установлен один торпедный 350 мм аппарат, выстрелы могли совершаться при скорости не больше 24 узлов, в противном случае катер ударял по торпеде. Несмотря на недостатки, германские торпедные корабли поступили в серийное производство.

У всех кораблей был деревянный корпус, скорость достигала 30 узлов при волне в три балла. Экипаж состоял из семи человек, на борту присутствовал один торпедный 450 мм аппарат и пулемет, имеющий винтовочный калибр. В Кайзеровском флоте ко времени подписания перемирия находился 21 катер.

Во всем мире после завершения Первой мировой войны случился спад производства торпедных судов. Только в 1929 году, в ноябре, немецкая фирма «Фр. Люрсен» приняла заказ на строительство боевого катера. Выпущенные суда несколько раз усовершенствовались. Немецкое командование не удовлетворяло использование на кораблях бензиновых двигателей. Пока конструкторы трудились по замене их на гидродинамику, все время шла доработка других конструкций.

Немецкие торпедные катера Второй мировой войны

Военно-морское руководство Германии еще до начала Отечественной войны взяло курс на производство боевых катеров с торпедами. Вырабатывались требования к их форме, оснащенности и маневренности. К 1945 году было решено построить 75 судов.

Германия занимала третье место в мировом лидерстве по экспорту катеров с торпедами. Перед началом войны кораблестроение Германии работало над выполнением плана «Z». Соответственно, германский флот должен был солидно перевооружиться и иметь большое количество судов с носителями торпедного оружия. С началом военных действий осенью 1939 года намеченный план не был выполнен, а затем производство катеров резко увеличилось, и к маю 1945 года только «Шнелльботов-5» было сдано в эксплуатацию почти 250 единиц.

Катера, имеющие стотонную грузоподъемность и улучшенные мореходные качества, были построены в 1940 году. Боевые суда обозначались начиная с «S38». Это было основное оружие германского флота в войне. Вооружение катеров было следующим:

  • два торпедных аппарата, имеющие от двух до четырех ракет;
  • два тридцатимиллиметровых зенитных оружия.

Наибольшая скорость судна - 42 узла. В боях Второй мировой войны было задействовано 220 кораблей. Немецкие катера на месте сражения вели себя храбро, но не безрассудно. В последние несколько недель войны корабли были задействованы в эвакуации беженцев на родину.

Германцы с килем

В 1920 году, несмотря на экономический кризис, в Германии была проведена проверка работы килевых и реданных судов. В результате этой работы сделали единственный вывод - строить исключительно килевые катера. При встрече советских и немецких катеров побеждали последние. Во время боев в Черном море за 1942-1944 годы ни один немецкий катер с килем не был утоплен.

Интересные и малоизвестные исторические факты

Не всем известно, что советские катера с торпедами, которые использовались во времена Второй мировой, являлись огромными поплавками от гидросамолетов.

В июне 1929 года авиаконструктор Туполев А. начал строительство глиссирующего судна марки «АНТ-5», оснащенного торпедами в количестве двух штук. Проводимые испытания показали, что суда обладают такой скоростью, которую не могли развить корабли других стран. Военное начальство было довольно этим фактом.

В 1915 году англичанами был сконструирован небольшой катер, обладающей огромной скоростью. Иногда его именовали «плавучим торпедным аппаратом».

Советские военачальники не могли позволить себе использовать западный опыт проектирования судов с торпедными носителями, считая, что наши катера лучше.

У построенных Туполевым кораблей было авиационное происхождение. Об этом напоминает особая конфигурация корпуса и обшивка судна, выполненная из дюралевого материала.

Заключение

Торпедные катера (фото представлено ниже) имели много преимуществ перед боевыми кораблями других типов:

  • маленький размер;
  • высокая скорость;
  • большая маневренность;
  • небольшая численность людей;
  • минимальная потребность в снабжении.

Суда могли выйти, произвести атаку торпедами и быстро скрыться в морских водах. Благодаря всем этим достоинствам они являлись грозным оружием для врага.

Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Широко применялся во время Второй мировой войны. К началу войны торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо, но с началом войны строительство катеров резко возросло. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Проект первого глиссирующего советского торпедного катера разработал в 1927 г. коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А.Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер "АНТ-3" ("Первенец"), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Катер имел водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая: 17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.

Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности. 16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА... " Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и в сентябре 1928 года был спущен на воду серийный катер "АНТ-4" ("Туполев"). До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных "Ш-4". На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но "Ш-4" был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте "Г-5". Это был новый по тем временам корабль - в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость - 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам.

Торпедный катер типа "Г-5"

Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

"Г-5" прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой - необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Однако, низкая мореходность катеров, особенно типа "Ш-4", ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности "Ш-4" и "Г-5" лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны "авиационному" происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов - размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера "Д-3" и "СМ-3" - торпедные катера дальнего действия. "Д-3" имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер "СМ-3" со стальным корпусом.

Торпедный катер "Д-3"

Катера типа "Д-3" производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие "Д-3", а также по ленд-лизу катера союзников. Катера "Д-3" выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров "Г-5", хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

"Д-3" обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5". Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами - 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле - 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус "Д-3" изготовлялся из дерева. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. - до 37 узлов, "паккарды" мощностью по 1200 л. с. - 48 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 320-350 миль, восьмиузловым ходом - 550 миль.

На опытных катерах и серийных "Д-3" впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со "стопа", в то время как катера типа "Г-5" при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов - в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате. "Д-3" вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила - 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел - 21 кабельтов (около 4 тыс. м). Стрелковое вооружение "Д-3" состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов. Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба - двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний - сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус "Д-3" разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10-3 шп. располагался форпик, во втором (3-7 шп.) - четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла - между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта - между 9-м и 11-м. На катерах типа "Д-3" устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на "Г-5". Палуба "Д-3" позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на "Г-5". Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8-10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков "Д-3".

Торпедный катер типа "Комсомолец"

"Д-3" и "СМ-3" были не единственными торпедными катерами, разрабатывавшимися в нашей стране накануне войны. В те же годы группа конструкторов проектировала малый торпедный катер типа "Комсомолец", который, почти не отличаясь от "Г-5" по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение. Строились эти катера на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: "Тюменский рабочий", "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер".

Торпедный катер типа "Комсомолец", 1944 г. выпуска имел дюралюминиевый корпус. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили. Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10 м. Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов. Длина наибольшая 18,7 м., ширина 3,4 м., среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на "Комсомольцах" была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка "Комсомольцев", вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой "Комсомольцы".


ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

S-100 Klasse (1945): хозяин морей

Немецкие “шнелльботы” — быстрые торпедные катера — стали символом морского господства Германии в акваториях нескольких морей и, конечно, в проливе Ла-Манш.
Об одном из этих катеров мы расскажем сегодня.

Торпедный катер класса S-100 образца 1945 года — настоящее дитя войны. Катер был создан в 1943 году с учётом опыта боевых действий в проливе Ла-Манш против военного и торгового флотов Великобритании. В результате долгих исследований и экспериментов, немецкие инженеры создали превосходный торпедный катер для активных боевых действий и патрулирования морских акваторий и проливов, в котором были учтены и исправлены многие недостатки катеров ранних классов. Для конструкции катера судостроители выбрали дерево, как лёгкий, упругий и надёжный материал. Деревянные конструкции корабля выполнялись из разных пород дерева — дуб, кедр, красное дерево, орегонская сосна. Двойной кожух деревянной обшивки был поделён металлическими переборками на 8 водонепроницаемых отсеков. Рубка катеров этого класса была бронированной, толщина стальных листов составляет 12 мм, что является хорошей противопульной и противоосколочной защитой. Кроме того, бронёй защищалось устройство охлаждения воздуха, используемого для супернаддува двигателей. Три двигателя, 2500-сильные дизели “Mercedes-Benz”, располагались в двух независимых моторных отсеках. Достаточно тяжёлый для торпедного катера, S-100 тем не менее мог разогнаться до скорости в 42,5 узла (почти 80 км/ч)!

Вооружение катера было продиктовано выполняемыми им боевыми задачами, главной из которых являлось уничтожение вражеских кораблей практически любого типа и класса. Задачу эту “шнелльбот” выполнял при помощи торпедного и артиллерийского вооружения — S-100 был оснащён двумя аппаратами для торпед калибра 533 мм, причём каждый торпедный аппарат можно было перезарядить ещё одной торпедой прямо в боевом походе. У катера было отличное артиллерийское оснащение — одна автоматическая 37-мм пушка (аналог знаменитой зенитки FlaK36), одна спаренная и одна одиночная установка 20-мм пушек C/38, которые успешно применялись как против авиации, так и против кораблей. В дополнение к этому арсеналу по бортам бронерубки могли устанавливаться пулемёты винтовочного калибра, а на корме располагался спаренный механизм сброса глубинных бомб.


Обои на рабочий стол: | |

В War Thunder торпедный катер класса S-100 — быстрая, опасная машина, обладающая по сравнению со своими одноклассниками прямо-таки футуристическим дизайном. Как и большинство торпедно-артиллерийских катеров второй половины войны, этот “шнелльбот” пригоден для выполнения практически всех задач в игровых морских баталиях. Особо порадуют владельцев катера боекомплект в 4 торпеды и превосходная 37-мм пушка, фугасные снаряды которой замечательно дырявят борта противников, вызывая пожары и поломки внутренних модулей.

Данная работа, выполненная в форме справочника,является единственной в своем роде и не имеет аналогов в России. В ней впервые в нашей стране обобщены основные сведения о боевых кораблях основных классов специальной постройки, привлекавшихся для решения боевых задач на море в интересах ВМС Германии. Для крупных надводных кораблей и подводных лодок наряду с основными тактико-техническими элементами приведены основные моменты их боевой деятельности в годы войны. При этом особое внимание уделено ведению боевых действий против ВМФ СССР и в оперативных зонах советских Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Последнее принципиально отличает данный справочник от других аналогичных работ, как у нас в стране, так и за рубежом, и позволяет наглядно увидеть реальный ущерб, нанесенный германским флотом советскому и наоборот.

2.7. Торпедные катера

2.7. Торпедные катера

В Германии к началу второй мировой войны был накоплен достаточный опыт строительства торпедных катеров, и их постройка в ходе войны велась в широких масштабах. В основном это были сравнительно большие катера, обладавшие хорошими мореходными качествами, умеренной для этого класса кораблей скоростью хода, большой дальностью плавания и сравнительно мощным артиллерийским вооружением. Эти катера, под общим обозначением "S", кроме решения ударных задач, использовались для защиты своих коммуникаций от легких сил противника, минных постановок, противолодочных действий и т.д. В 1940 г. вступил в строй первый легкий торпедный катер типа "LS". Одним из предназначений этих катеров были действия с вспомогательных крейсеров во время их рейдерства. В 1941-43 гг. вступили в строй 36 катеров-рейдовых минных заградителей типа "КМ", часть из которых, вооружив одним торпедным аппаратом, переклассифицировали в малые торпедные катера типа "KS". Основные элементы германских торпедных катеров приведены в табл. 2.14.

Таблица 2.14 Основные элементы торпедных катеров
Элементы /тип корабля/ "S-1" "S-2" "S-6” "S-10" "S-14" "S-18“ "S-26" "S-30” "S-139" "S-170" ”KS" "LS"
1. Водоизмещение, т:
- стандартное 39,8 46,5 75,8 75,8 92,5 96 78,9 92,5 99 15 11,5
- полное 51,6 58 86 92 117 105,4 115 100 113 121 19 13
2. Размеры, м:
- длина 26,85 28 32,4 34,6 34,6 34,94 34,9 32,8 34,9 34,9 16 12,5
- ширина 4,3 4,46 5,06 5,06 5,26 5,26 5,28 5,06 5,28 5,28 3,5 3,46
- осадка 1,4 1,44 1,36 1,42 1,67 1,67 1,67 1,47 1,67 1,67 1,1 0,92
3. Главные механизмы:
- тип установки дизельмоторы авиаци-ои. дизеля
- суммарная мощность, л. с. 2700 3100 3960 3960 6150 6000 6000 4800 7500 9000 1300 1700
- число двигателей 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2
- число винтов 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2
- запас топлива, т 7,1 7,5 10,5 10,5 13,3 13,5 13,3 13,5 15,7
4. Скорость хода, узлы 34,2 33,8 36,5 35 37,5 39,8 39 36 41 43,6 32 40,9
5. Дальность плавания, миль:
- скоростью хода 22 узла 582 582 758 . . . 284
- скоростью хода 30 узлов 350 600 600 800 300
- скоростью хода 32 узла . 500
- скоростью хода 35 узлов _ _ 700 700 700 780 -
6. Вооружение, число:
- 533-мм торпедных труб 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 _ _
- 450-мм торпедных труб 1 2
- торпед 2 2 2 2 4 4 4 4 4 4 1 2
- 40/56 зен. АУ - 1 - - - - - - 1 _ _ _
- 37/80 зен. Ау _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2 _ _
- 20/65 зен. АУ 1 - 1 1 1 2 2 2 1 - - 1
- зен. пулеметов - 2 - - - - - - - - 1 _
7. Экипаж, чел. 14 14 21 21 21 21 21 16 23 23 6 6
8. Год вступления в строй 1930 1932 1933- 1935 1935 1936-1938 1940-1943 1939-1941 1943- 1945 1944-1945 1941 - 1945 1940-1945
9. Всего построено, ед. 1 4 4 4 4 8 88 16 72 18 21 12

10. Дополнительные данные: с 1944 г. многие торпедные катера дополнительно получали на вооружение 40-мм и 20-мм зенитные автоматы или на них устанавливали один 30-мм и шесть 20-мм автоматов.