Путевой дворец екатерины. Императорский путевой дворец в твери. Петровский путевой дворец сейчас

Блистательная эпоха правления Екатерины Второй оставила после себя множество великолепных дворцов, таких как Гатчинский, Мраморный, Таврический, Екатерининский и Царицынский дворцовые комплексы, которые сегодня являются украшением обеих российских столиц. К числу таких архитектурных сооружений относится и Петровский путевой дворец в Москве. Он расположен недалеко от станции метро “Динамо”, по адресу Ленинградский проспект, 40.

Петровский путевой дворец: история

Строительство Петровского путевого дворца было начато в 1776 году по приказу императрицы Екатерины Второй, пожелавшей иметь комфортабельную резиденцию на пути из Петербурга в Москву, где можно было отдохнуть перед торжественным въездом в Златоглавую. Строительство продлилось четыре города, и хотя летом 1780-го года архитектор Матвей Казаков уже отрапортовал о завершении работ московскому градоначальнику, впервые именитая заказчица почтила своим присутствием новый путевой дворец лишь семь лет спустя. Причем, по легенде, Екатерина заявила, что во время пребывания в этой резиденции она чувствует себя под охраной народа и не нуждается в телохранителях. Следующий царственный гость - Павел Первый − провел там несколько дней перед своей коронацией в 1797 году, положив тем самым начало вековой традиции, по которой российские монархи отдыхали в этой на тот момент Подмосковной резиденции, прежде чем венчаться на царство в Московском кремле. В 1812 году Петровский путевой дворец на четыре дня стал ставкой Императора Наполеона, а в 1896 году в день кровавой трагедии на Ходынском поле здесь был организован торжественный обед в честь коронации Николая Второго. В советский период (с 1923 года) здание было передано Академии ВФ им. Н. Е. Жуковского и использовалось в качестве главного административного корпуса этого учебного заведения вплоть до 1997 года.

Реставрация и реконструкция московского Петровского дворца в конце 20-го в начале 21-го века

В 1998 году Петровский путевой дворец был передан под юрисдикцию Московского правительства, и здесь был произведен капитальный ремонт, включая модернизацию коммуникаций и реставрацию внутренних интерьеров. Все восстановительные работы продлились вплоть до 2009 года. В результате этот великолепный историко-архитектурный памятник превратился в Дом торжественных приемов Московской мэрии, а часть его помещений были переоборудованы под четырехзвездную гостиницу с бассейном, русской баней и рестораном “Карамзин”, где подают блюда французской, итальянской и русской кухни. Более того, в залах первого этажа время от времени организуются концерты камерной музыки и разнообразные культурные мероприятия, на которые можно попасть по специальным приглашениям или по билетам, распространяемым через концертные агентства.

Петровский путевой дворец: экскурсии

Дворец является прекрасным образцом архитектуры 18 века, поэтому в любое время года есть немало желающих попасть туда на экскурсию. Стандартная программа такого посещения этого дворцового комплекса, включает групповую прогулку в сопровождении гида по Парадному двору, Колонному залу, Казаковской лестнице, парадному купольному залу и по аванзалам второго этажа. Однако самое интересное - это посещение дворцового мини-музея, где представлены экспонаты, рассказывающие об истории строительства и реконструкции дворца, о коронационных торжествах, проводимых здесь на протяжении 18-19 веков, а также событиях в период оккупации Москвы французами в 1812 году. Туристы могут также прогуляться по великолепному ландшафтному парку, разбитому в 1827 году под руководством архитектора Таманцева, занимающегося восстановлением комплекса после его разорения отступающей наполеоновской армией.

Тем, кто собирается посетить путевой Петровский дворец в Москве, нужно знать, что билеты на экскурсии продаются в экскурсионном бюро, расположенном по адресу Зубовский бульвар, 2, и их необходимо приобретать заранее. Причем если турист собирается фотографировать внутренние помещения или делать снимки во внутреннем дворе, то необходим специальный фото-билет.

Свадьба в Петровском дворце в Москве

Еще 3 десятилетия назад наши мамы и папы были в восторге, если им удавалось зарегистрировать свой брак во Дворце бракосочетания вместо того, чтобы расписаться “по-быстрому” в отделении ЗАГС по месту жительства. Сегодня ситуация изменилась, и современные молодожены имеют возможность провести в парадных залах, где не раз гостили российские монархи, аристократы, а также известные литераторы и музыканты. В частности, прекрасным местом для такого торжества является Петровский путевой дворец, свадьба в котором станет незабываемым событием и хорошим началом семейной жизни для любой влюбленной пары.

Регистрация брака в Петровском дворце

В 2012 году власти Москвы разрешили использовать в качестве места для проведения свадеб путевой Петровский дворец. Регистрация брака на территории этого роскошного архитектурного комплекса возможна после подачи заявления в Тверском отделе ЗАГС. В течение каждого месяца для проведения свадеб выделяется 2-4 дня в зависимости от сезона, причем на выездную официальную церемонию регистрации длительностью около 45 минут молодоженам разрешается пригласить до 20-40 гостей. По пожеланию новобрачных свадьба может проходить под звуки классической музыки в исполнении струнного квартета, а шампанское гостям будут подавать лакеи в ливреях, сшитых по образцам униформы, которые носили слуги в 18-м веке.

Кроме того, как уже было сказано, некоторые помещения дворцового комплекса отведены под комфортабельную гостиницу, поэтому молодожены здесь могут провести романтичную ночь и встретить рассвет в настоящих царских покоях.

Фотосъемка в Петровском дворце

Всем, кто желает получить на память о своей свадьбе шикарный фотоальбом, можно порекомендовать выбрать местом регистрации брака Петровский путевой дворец. Фото с такой на фоне роскошных интерьеров в стиле ампир или сделанных в живописных аллеях наверняка станут предметом белой зависти подруг, и их будет приятно рассматривать даже много лет спустя.

Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Когда Екатерина II еще только планировала дворец, где смогут останавливаться царские особы и важные делегации по пути из Петербурга в Москву, дорога, по которой они приезжали, называлась, конечно же, еще не Ленинградским проспектом, а Тверским трактом. А земли, на которых сейчас располагается Петровский парк с прекрасным путевым дворцом в центре, принадлежали в то время Высокопетровскому монастырю, давшему название не только этому дворцу, но и улице Петровке, на которой этот монастырь находится.

То есть, как мы поняли в первые минуты нашей экскурсии, парк и дворец, как и город на Неве, названы вовсе не в честь Петра Великого, а в честь святого апостола Петра. Ну а «путевыми» называются дворцы, находящиеся собственно на пути и служащие временным пристанищем для тех, кто этот путь держит.

Екатерина II, заказавшая постройку этого дворца в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в отличие от своей предшественницы Анны Иоановны, пышно украшавшей обе столицы кружевными завитками в стиле барокко, держала курс на более строгую и сдержанную античность. Петербург для нее перевоплощал Джакомо Кваренги – приверженец палладиевой архитектуры, а в московском зодчестве большой след в то время оставили В. И. Баженов и М.Ф. Казаков, который работал под руководством Баженова в Экспедиции кремлёвского строения. Выбор архитектора для путевого дворца можно назвать тем случаем, когда ученик победил учителя. Екатерина II отвергла проект Баженова и утвердила проект Казакова, уже завоевавшего ее расположение созданием увеселительных павильонов для гуляний на Ходынском поле.

Строительство дворца началось в 1776 году и длилось до 1780 года. Уже в 1778 году Екатерина поручила Баженову и Казакову строительство еще одного дворцового ансамбля в Царицыно. Сходство Петровского путевого дворца и Царицыно очевидно – этот стиль позже получил название псевдо- или русской готики. За основу брались палладианские строения с строгим следованием симметрии и учётом правил перспективы.

Но русские архитекторы щедро добавляли им черты европейской готики, московского барокко и какие-то свои собственные архитектурные находки. Иногда в постройках можно было заметить личные убеждения архитектора или мецената, потому так часто на памятниках этого периода мы можем заметить какие-то знаковые элементы масонства. Глядя на Петровский путевой дворец снаружи, мы сразу отмечаем характерное для готики стремление ввысь. Мы не смогли не сосредоточить свой взгляд на этих традиционных для готики раздвоенных окошках в форме «ласточкин хвост» и необычных витых трубах.

Попадая во внутрь дворца и поднимаясь по узким лестницам, мы оказываемся уже в атмосфере барокко, среди нежно голубого цвета, золоченых канделябров и лепных символов изобилия.

Несмотря на то, что столицей был Петербург, коронации на царство продолжали проходить в духовной столице и сердце страны – Москве. Потому дворец стал местом, где после пути из Петербурга останавливались будущие цари со своими свитами, отдыхали и приводили себя в порядок перед официальным принятием царского сана – первым из них был Павел I, короновавшийся в 1797 году. Среди экспонатов находящегося здесь сейчас музея есть милые дорожные вещи того времени.

Например, впечатляющие часики с защитным чехлом, дорожные наборы игр и портативное, как бы мы сейчас сказали, бюро. Кстати, как мы узнали из передачи «Что? Где? Когда?», дорожные бюро делались такой покатой формы не только для того, чтобы на них было удобно писать письма, но и для того, чтобы их можно было использовать в качестве подушки. Однако думаем, что царским особам на такие ухищрения идти было незачем.

Во время Отечественной войны 1812 года, после начала московского пожара и поспешного вывода французских частей, здесь в течение четырех дней с 3 сентября держал ставку император Наполеон. Когда он смотрел из окна дворца на яркое и шумное полыхание своих надежд и амбиций, несмотря на удаленность от горящего города, у императора обгорели волосы - настолько сильно пожар нагрел кирпичные стены дворца. Эти значительные дни в судьбе и Наполеона, и дворца А.С. Пушкин увековечил в своем «Евгении Онегине». Наш экскурсовод окончательно завоевал наши сердца, вдохновенно прочитав нам эти строчки:

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

Пожилой уже Казаков был увезен к этому времени родными в Рязань, известие о пожаре в Москве, многое в которой было создано им самим, ускорило приход его смерти. Уголок большого выставочного зала посвящен войне, пожару и Наполеону.

Реставрацией дворца после разрушительного пребывания здесь французов занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. А купол парадной ротонды, где проходили балы и торжественные приемы, расписал художник Джузеппе Артари. Многие посетители принимают эту роспись за продолжение лепнины, настолько объемной она выглядит – практически современная 3D-графика.

До прихода советской власти основные залы и комнаты так и предназначались для государственных нужд. Здесь выставлены царская посуда, атрибуты быта и даже меню двух обедов: в честь бракосочетания Александра III и Марии Федоровны в 1883 году и в честь коронации Николая II и Александры Федоровны в 1896 году. Обратите внимание, что это перечень блюд для одного человека; и на один обед, а не недельное довольствие.


Остальная часть дома служила казенными квартирами для знатных людей. Когда М.Ю. Лермонтов гостил на такой квартире у своего приятеля Д. Розена, он написал в письме своим родным: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».

После революции дворец стал практически колыбелью красной авиации. В 1920 году здесь была открыта Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, любовно называемая ее воспитанниками «Жуковской» или «Жучкой».

Из этих стен вышли все те, кем гордимся мы и наша космонавтика. Именно в этой самой ротонде с расписным куполом получал свой диплом Юрий Алексеевич Гагарин.


Заметьте, что стены этой ротонды сплошь украшены империалистическими двуглавыми орлами и портретами эксплуататоров крепостного труда, а потому загадка, как памятник почти без потерь пережил приход советской власти. А объясняется эта загадка очень изобретательно. Пощадившие труд архитекторов и художников, новые хозяева не стали сбивать лепнину, а подвесили под купол этой ротонды огромный дирижабль, символизирующий прогресс в воздухоплавании и закрывающий все не актуальные более элементы.

Сейчас в этой ротонде проходят встречи московского мэра с важными делегациями. Так что часть дворца продолжает служить государству. Еще часть – это гостиница. Ну а несколько залов действуют как музейные: Кавалерийский зал, Круглый зал, Бело-голубая и Золотая гостиные.

В Золотой гостиной сохранились оригинальная мебель, заслонки для каминов и зеркала. Нас заинтересовали небольшие круглые столики, стоящие в углах при больших столах, окруженных сидячими местами. Оказалось, на них компаниям подавались курения – что-то вроде современных кальянов.


В зеркала над каминами смотрелась сама Екатерина. Мы не смогли отказаться от предложения экскурсовода воспользоваться этой своеобразной машиной времени и заглянуть в них самим.

Петровский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Ленинградского проспекта, бывшего Петербургского тракта. Он был построен по просьбе Екатерины II в 1776-1789 годах замечательным архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым и является, по всеобщему мнению, одним из лучших его творений в национально-романтическом стиле. Но почему же дворец, построенный по воле Екатерины II, носит название Петровского? Причина в том, что расположился он на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – тому самому, что дал название нашей старинной улице Петровке. Дворец возвели как место отдыха для путешествующей царской семьи.


После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург туда переехали царская семья, Сенат, правительственные учреждения. Но главные государственные святыни и, прежде всего, Успенский собор, в котором испокон веков проходило венчание на царство, а затем и коронация российских государей, по-прежнему оставались в Москве. А это значит, что хотя бы раз в жизни члены царствующего дома должны были совершать путешествие из Санкт-Петербурга в Москву. Мы с вами привыкли быстро перемещаться в пространстве: самолет, скоростной поезд… Наши предки относились к этому иначе: ехали долго, с чувством, с толком, с расстановкой. И чем выше был ранг путника, тем дольше длилось путешествие.


Во времена Алексея Михайловича один из чиновников к месту своей службы в Сибири добирался в течение трех лет. Императорская семья путешествовала из новой столицы в Первопрестольную в течение двух-трех недель. В пути «царский поезд» останавливался для проведения встреч будущего императора с подданными. Для отдыха членов царствующей семьи и сопровождавших их придворных строились так называемые «путевые» дворцы. Их между Санкт-Петербургом и Москвой было несколько, но, несомненно, самым величественным стал Петровский путевой дворец. Его еще иногда называют подъездным, поскольку здесь была последняя остановка перед въездом будущего императора в Москву.


История строительства Петровского путевого дворца весьма интересна и тесно связана, как ни странно, с событиями Первой русско-турецкой войны (1768-1774 годы). 10 июня 1774 года Российская империя торжествовала. В небольшом местечке Кючук-Кайнарджи между Россией и Турцией был заключен мирный договор, положивший конец Первой русско-турецкой войне. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила контрибуцию в 4,5 миллиона рублей, право держать военные корабли в Черном море и, главное, под протекторат России перешел Крым. Екатерина II решила достойно отметить это событие и повелела устроить большие народные гулянья в Москве.


Однажды императрица позвала к себе придворного архитектора Василия Ивановича Баженова и сказала ему: «Любезный мой Баженов, за три версты от города есть луг (Екатерина Великая имела в виду Ходынское поле); представьте, что этот луг – Черное море и что из города две дороги; ну вот, одна из двух сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); на устье первого Вы построите столовую и назовет ее Азовом; на устье второго – театр и назовете его Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите тут Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами… и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, гораздо лучше других».

Конечно, императрица, лукавила. Празднества были устроены с невиданным доселе размахом: на Ходынском поле появился сказочный город с деревянными крепостями, декорированными под камень и носившими названия взятых в ходе войны турецких крепостей; на лугу, изображавшем Черное море, были установлены корабли, служившие трибунами для зрителей, а вокруг расположились иллюминированные деревни и мельницы. Во время театрализованных представлений Азов брали штурмом, а в Керчи и Еникале устраивались роскошные балы и фейерверки. Для гуляющей публики фонтаны били вином, на столах были разложены жареные быки, а на деревьях развешаны жареные курицы.

Императрице гуляния очень понравились, и она решила построить здесь же, напротив Ходынского поля, новый путевой дворец. Екатерина II повелела архитектору Казакову, ученику Баженова, работавшему вместе с ним над возведением ходынских павильонов, построить для нее каменную дачу, приписав к указу: «Фантазии своей не жалей…». Строительство Петровского путевого дворца велось очень быстро. Казаков приступил к работам в 1776 году, а уже в 1779 году начались отделочные работы. Все декоративные элементы (больше тысячи) были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом. Екатерина II впервые посетила дворец в 1785 году по пути из Новгорода.


Перед взором императрицы предстало великолепное здание, по структуре своей напоминавшее классицистическую усадьбу: главный дом с флигелями, парадный двор, проездные ворота на задний двор и там – еще два хозяйственных флигеля. Но внешне дворец казался сказочным замком, в котором причудливо сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо, увенчанное двойной аркой с гирькой и опирающееся на бочкообоазные колонны, соседствовало с барочными окнами-люкарнами, украшенными рогами изобилия; белокаменные древнерусские пояски прекрасно уживались со стрельчатыми готическими окнами.


Башенки-донжоны, придающие дворцу вид крепости, сверху были украшены зубцами-мерлонами, похожими на те, что поместили итальянские мастера на кремлевские стены, а проезды в задний двор фланкировали башенки, напоминавшие миниатюрные минареты. Дополняли это буйство фантазии архитектора многочисленные декоративные детали: пирамидки – «знак славы и памяти добрых государей», каменные шары, остроконечные звезды, винтовые дымоходы. «Праздник праздников», «дневная иллюминация» – так окрестили Петровский путевой дворец восторженные современники. Во дворце видели символическое воплощение так называемого «греческого проекта» императрицы.


Екатерина II, выиграв Первую русско-турецкую войну 1768-1774 годов, не считала борьбу России с Османской империей завершенной. Она планировала полностью вытеснить турок из Европы и возродить Византийскую империю во главе со своим внуком Константином Павловичем – она не случайно назвала его именно так. И тогда выбор места для строительства дворца оказывается не случайным: ходынские постройки – это взятые турецкие крепости, своеобразный отчет о проделанной сложной работе. А расположенный на одной оси с ними Петровский путевой дворец, купол которого напоминает знаменитую константинопольскую Софию, – это то, к чему нужно стремиться, планы на будущее.


Греческому проекту Екатерины не суждено было осуществиться, тем не менее, начиная с Павла I, все будущие императоры останавливались перед коронационными торжествами в Петровском путевом дворце. А в 1812 году дворец посетил император Наполеон Бонапарт. Он явился гостем незваным, сбежав из Московского Кремля, к которому вплотную подобралась огненная стихия. Проплутав целый день в дыму и пламени, Наполеон вечером 16 сентября добрался до дворца и потребовал провести его в покои его «брата Александра» – так он называл императора Александра I. Во дворце уже вовсю хозяйничали французские солдаты, так что первую ночь Наполеон провел на подоконнике, укрывшись шинелью.

Наполеон работал с документами, развлекался и принимал французских подданных, проживавших в Москве. С просьбой компенсировать потери от пожара к императору приезжала модистка Мари-Роз Обер-Шальме. Она держала магазин на Кузнецком мосту и продавала товар втридорога, за что москвичи метко прозвали ее Обер-Шельмой. Именно здесь Наполеона видели ползающим по географическим картам, разложенным на полу: он прокладывал маршрут похода в Индию, намереваясь включить в состав своего войска и покоренную российскую армию. При отступлении из Москвы французы подожгли Петровский путевой дворец: обрушился купол и перекрытия, а то, что уцелело в огне пожара, разграбили окрестные крестьяне.


Дворец простоял в полуразрушенном состоянии до 1827 года, когда император Николай I назначил архитектора Ивана Таманского, ученика Казакова, руководить восстановлением дворца. Таманский воссоздал внешний облик Петровского замка таким, каким его задумал его учитель, а вот интерьеры переделал в модном тогда стиле «ампир». Дворец вновь стал местом последней остановки царской семьи перед въездом в Москву. После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой высочайшие особы, приехав на Николаевский вокзал, пересаживались в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (Белорусский)вокзал.


На Брестском вокзале все садились в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы, в Петровский путевой дворец, который по-прежнему оставался обязательной частью коронационных торжеств. Здесь проходили встречи с представителями сословий, балы и приемы. Именно отсюда в день коронации торжественная процессия направлялась по Петербургскому тракту в Кремль. Со времен Николая I Петровский путевой дворец стал использоваться и как загородная дача членов императорской семьи, когда они находились в Москве. На первом этаже дворца располагалась приемная государя, комнаты членов императорской семьи, колонный зал, два вестибюля и четыре лестницы.


Одну из этих лестниц архитектор Таманский сохранил такой, какой ее задумал Казаков – с обильной лепниной, имитирующей плоды изобилия и символизирующей процветание России под скипетром императрицы Екатерины Великой. Второй этаж дворца делился на две половины: Императорскую, где находились покои государя, и Запасную, где располагались комнаты наследника престола. Парадные помещения представляют собой большой купольный зал высотой шестнадцать метров и примыкающие к нему четыре гостиные. Главной достопримечательностью Купольного зала является роспись, выполненная братьями Артари. До пожара 1812 года купол был украшен лепниной.


В 1917 году жизнь Петровского путевого дворца резко изменилась – он был национализирован, здесь размещались то пулеметная команда, то стрелковая рота. Новые обитатели топили печи драгоценным паркетом и мебелью красного дерева, а картины и ценности из дворца бесследно исчезли. В 1923 году Анатолий Луначарский предложил передать дворец «для утилизации» Красной авиации, благо неподалеку находился Ходынский аэродром. И дворец действительно ожидала утилизация: военные начали приспосабливать его под свои нужды. В одном из флигелей разместилась типография, в другом – моторная мастерская, купольный зал использовали как столовую. В Петровском путовом дворце пробили новые дверные проемы, поставили перегородки.


Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского занимала дворец до 1996 года. После переезда военных здесь начались серьезные реставрационные работы, которые продлились почти десять лет. Восстановленный дворец вернулся к выполнению представительских функций – он стал Домом приемов правительства Москвы. Сюда вновь приезжают высокопоставленные гости, здесь совершаются торжественные приемы и заседания. В Круглом зале дворца проходят концерты органной музыки, романсовая гостиная и концерты инструментальной музыки.

Лариса Скрыпник

Вряд ли кто-то может не обратить внимание на красивое розовое здание Петровского путевого дворца, с готичными башенками на Ленинградском проспекте. А какие, наверное, красивые интерьеры, можно найти внутри Петровского замка! Однажды, прогуливаясь по Петровскому парку, я попыталась попасть на территорию, но не тут то было. Охранники у ворот не пустили меня даже во двор, но подсказали, что попасть внутрь можно с экскурсией. Ну что ж, найдем экскурсию, уж больно здание шикарное. А когда что-то недоступно, то еще интереснее.

Записываемся на экскурсию в Петровский путевой дворец

Найти компанию, которая организовывает экскурсии в Петровский путевой дворец, не составило труда. В одной из социальных сетей, мне пришло приглашение на это мероприятие. Стоимость была достаточно высокой - 700 рублей с человека, плюс фотосъемка за 150 рублей. Итого: 850 рублей с человека! Не хило, скажу я вам. Для сравнения: экскурсия во дворец Шарлоттенбург в Берлине (более 50 меблированных комнат) , с аудиогидом и съемкой обошлась нам в 18 евро. А говорят еще, что в Европе дорого!

При регистрации на экскурсию также требовалось предоставить паспортные данные, так как объект как оказалось режимный. Под режимным стоит понимать принадлежность дворца Правительству Москвы. Он так сейчас и называется: Дом приемов Правительства Москвы. Ко всему прочему, нужно было встретиться с организаторами и оплатить экскурсию заранее. Но это все мелочи, ведь впереди нас ждал настоящий дворец.

В назначенный день организаторы собрали нас в метро Динамо и всю толпу повели ко Дворцу. Восхищаться оградой времени было не много. Сделав буквально несколько кадров, вся группа очутилась перед тайным входом во дворец.

Тайна находится с левой стороны от парадного въезда.


Башня ограды Петровского путевого дворца

Внутри стоят железные рамки и суровый мужчина проводит контроль паспортов и легкую ревизию сумок. После всех этих манипуляций мы оказались во внутреннем дворике Петровского путевого дворца. Вот он, запретный плод! Завидуйте, проходящие мимо прохожие! Вы там, а мы здесь! Бе-бе-бе!

Внешний вид Петровского путевого дворца и внутренний двор

Здание Петровского путевого дворца было построено архитектором Матвеем Казаковым в 1768-1774 гг по приказу Екатерины II. Снаружи здание получилось весьма странным и необычным для того времени, так как декор эклектичен, т.е сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны характеризуют древнерусский стиль. При всем при этом присутствует классическая, четко выверенная композиция.

В 2014 году исполнится целых 230 лет этому дворцу, а им все продолжают восхищаться!

Разглядывать и обсуждать элементы внешней отделки можно очень долго, но экскурсионная группа ждать не будет. Экскурсовод музея Москвы пригласил нас во внутрь.

У входа во дворец нас встречала пара лебедей, вырезанная изо льда.


Чем знаменит Петровский Путевой дворец?

Как это ни странно, но название дворца не говорит нам, что его построили по приказу Петра I. Дворец был построен гораздо позже его правления, в 1768-1774, в честь окончания русско-турецкой войны. А Петровским назван по двум причинам. Во-первых, это название местности, где был построен дворец. Да-да, раньше район около м. Динамо не являлся престижным местом, почти в центре Москвы. Это было село под названием Петровское. А во-вторых, Екатерина II боготворила и уважала все русское, в том числе и Петра I.

Дворец был построен в качестве путевого, для отдыха царей после длинной дороги в карете из Петербурга в Москву. Все царские особы приезжали на венчание на царство в Успенском соборе Кремля, не смотря на то, что центр власти был в Санкт-Петербурге. Так сложилось исторически, и никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный Иваном Грозным.

Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели. Немудрено, что была необходимость в остановках и отдыхе после трясучки в карете, хоть и самой комфортабельной. Но все равно это не Мерседес представительского класса. Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии. В резиденции в разное время останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей выставлены в колонной галереи на первым этаже дворца.

Особым явился 1812 год в истории Петровского путевого дворца. После страшного пожара в Москве Наполеон был вынужден отступить на север. В Петровском путевом дворце несколько дней базировалась ставка нашего недруга. Именно отсюда он наблюдал, как пылает город, который так ему и не достался. Именно эти события описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Работы по восстановлению пришлись на царствование Николая I. 10 лет лучшие архитекторы школы Казакова восстанавливали дворец, и в 1837 году здание снова очаровывало людей.

После революции Дворец перешел к военным. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, выпускниками которой являлись Ю.А. Гагарин, М.Терешкова и многие другие известные летчики и космонавты. Но в какой-то момент чиновники решили, что в Москве не нужно летное высшее училище. Подготовку летчиков отдали в Воронеж, а теперь Аэрофлот не знает, где брать профессионалов. Но зато здание Петровского дворца с 1997 года находится в ведении администрации города Москвы. Логика простая. Всегда дворец принадлежал царским особам, а сейчас чего?

С 1998 года во путевом Петровском дворце проводилась реставрация. После десяти лет работ он открылся в марте 2009 года и стал Дворцом приемов правительства Москвы.

Внутренние интерьеры Петровского путевого дворца

Экскурсия по залам Петровского путевого дворца охватывала несколько помещений на первом этаже, и четыре гостиных на втором.

Первый этаж Петровского дворца занимает выставка о прошлом дворца, истории его строительства, а также обитателях и важных событиях. С экскурсоводом нам повезло, было видно, что человек очень любит свое дело, с удовольствием рассказывает. Не часто увидишь такого увлеченного экскурсовода, который говорит, словно поет, попутно читая стихи.

На первом этаже Петровского путевого дворца

Экспонаты на первом этаже щенячьего восторга не вызвали: макет дворца, гравюры, несколько старинных дорожных вещей (сундук, путеводители). Интерес вызывает карта Москвы до и после Пожара, на которой отмечена территория, которая была охвачена пожаром. Зрелище надо отметить страшное.


На втором этаже Петровского дворца представлены восстановленные интерьеры гостиных. Среди них большой круглый зал, Петровская гостиная, кабинет Екатерины. При внешней помпезности стариной здесь «не пахнет». Все производит впечатление новодела и чего-то очень официального (что, впрочем, правда). А ничем не прикрытые камеры наблюдения, современные светильники над картинами, из-за которых блики на картине и на фотографиях, еще больше убивают атмосферу музея.

Самым впечатляющим залом на втором этаже является Круглый зал, с шикарным высоким куполом, расписанным в технике гризайль. То есть это живопись, при которой используются несколько оттенков одного и того же цвета, для имитации материальной поверхности. В данном случае лепнины. По словам нашего экскурсовода, когда здание дворца в 20-з годах прошлого столетия передали Военной академии, новоиспеченные учащиеся специально уничтожали интерьеры, стреляли по зеркалам и картинам. Однако, прекрасный купол удалось сохранить, подвесив под купол накачанный воздухом аэростат. Конечно, когда разрушительный запал молодежи спал, аэростат убрали. Но купол тогда уже мало кого волновал.


Общее впечатление об экскурсии неоднозначное. То есть, собираясь войти внутрь дворца надо нацеливаться на то,что внутри прошедшие реставрацию интерьеры и главная миссия здания далеко не музейная. Не стоит рассчитывать увидеть там что-то сохранившиеся со времен Екатерины II, что-то аналогичное пышности дворцов Санкт-Петербурга. На мой взгляд, дворец снаружи гораздо красивее, чем внутри. Однако, для удовлетворения интереса сходить можно.

Но все же гаденькое чувство разочарования долбило по мозгам.

Петровский дворец- молодоженам

Меня поразило, что свадебные фотосессии проводились также и во время экскурсии, и мы им, кажется немного мешали.

Прогулка по Петровскому Парку

В теплое время года очень приятно прогуляться вокруг Петровского дворца. Периметр внешней стены не назовешь маленьким, однако, декоративные башенки различных причудливых форм занимают внимание, и прогулка проходит легко.

Как записаться на экскурсию в Петровский путевой дворец

Есть несколько вариантов, как попасть на экскурсию во дворец. Можно найти в Интернете коммерческое туристическое агентство и выбрать наиболее удобные даты. Стоимость экскурсии составит от 700 рублей.

Более дешевый вариант) - записаться на экскурсию через Музей Москвы, подробнее можно узнать здесь. Стоимость экскурсии 400 рублей.

Не забудьте сразу приобрести билет на фотосъемку стоимостью около 150 рублей, на месте в Петровском путевом дворце его приобрести не получится.

И не забудьте паспорт, его проверяют.

Петровский путевой дворец, как добраться

М. Динамо, выход к Петровскому парку, Ленинградский проспект, д. 40.

В глубине Петровского пейзажного парка просматривается яркая своеобразная архитектура исторической жемчужины современной Москвы - ансамбль Петровского путевого дворца. Этот великолепный образец русской готики конца XVIII столетия стал памятником победы в одной из ключевых войн между Российской и Османской империями. Мирный договор 1774 года принес на весь следующий год атмосферу непрекращающегося праздника в Москву и заряд созидания в ее архитектуру.

Именно 1775 год стал знаменательным в судьбе : в январе, после строительства Пречистенского дворца, он был официально представлен Ее Императорскому Величеству и в мае утвержден в звании архитектора, что ознаменовало начало его самостоятельной творческой деятельности. Разносторонний талант зодчего не замыкался только на русском классицизме. Казаков и Баженов разрабатывали пути освоения древнерусского зодчего, создавая оригинальные произведения в духе русского архитектурного романтизма. Матвей Федорович создавал новые формы и композиции, используя принципы живописности древнерусского архитектурного ансамбля, приемы и материалы прошлого, в частности сочетание кирпича с белым камнем.

В идейно-художественном содержании его творческих исканий чувствуются элементы , сочетающиеся с господствующими принципами русского классицизма. Этим объясняется, что живописные формы русской готики ужились с ордерными пропорциями и строго классической композицией планов во всех романтических произведениях Казакова.

Созданию Петровского путевого дворца предшествовало строительство выдающимся тандемом Баженова и Казакова огромного комплекса «увеселительных» сооружений на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира, по которому России вернулись земли, некогда принадлежавшие Древней Руси. Естественно, торжество должно было носить национальный характер.

Поэтому зодчие решили возродить в своем проекте древнерусскую архитектуру, средствами которой были созданы изумительные произведения в формах национальной архитектуры и неоготики, обогащенных новыми приемами и мотивами в соответствии с современными условиями. Баженов, отвлеченный провалом строительной утопии Большого Кремлевского дворца и экспертизами по кремлевским строительным работам, переложил основную тяжесть ходынских работ на плечи Казакова. Так, недалеко от Петербургской дороги на обширном пространстве в апреле - июне 1775 года были возведены многочисленные временные павильоны из дерева, раскрашенные под камень, которые связывались архитектурно-композиционно и содержательно.

Основные строения изображали покоренные турецкие крепости на Черном море (его роль отводилась полю), отходившие по мирным соглашениям России: Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинская линия укреплений. Остальные крупные сооружения были возведены для иллюминаций и фейерверков. Матвей Федорович изобразил все павильоны-крепости на великолепных четырех офортах перспективных видов ходынских строений с разных сторон так, как если бы они были выполнены действительно из камня, что представило собой проект этого архитектурного ансамбля.

Императрица, оставшись довольной прошедшими торжествами и работой зодчего, заказала Казакову проект нового «подъездного» дворца у села ПетровскоеЗыково на въезде в Москву со стороны Твери. Этот проект должен был стать композиционным, стилистическим и символическим продолжением ансамбля ходынских павильонов.

Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие Высоко­петровскому монастырю, напротив Ходынского поля, за Петербургским трактом. Самый южный, последний, путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для отдыха Ее Императорского Величества и важнейших особ, которые могли бы остановиться в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский Кремль с особой пышностью.

Проект Петровского путевого дворца, ставший первым крупным произведением зодчего, был составлен летом - осенью 1775 года, а в сентябре следующего года состоялась его закладка. По композиции ансамбль представляет собой тип усадьбы в духе декоративного феодального замка, окруженного стенами и башнями строго симметричного расположения, типичного для классицизма. Крепкая классическая основа проекта прослеживается в логично задуманном плане, в построении самого объема дворца и во внутреннем его убранстве.

Здание дворца, при сложности общего плана, подчиняло себе все остальные элементы композиции. Передние ворота, фланкируемые живописными башнями, открывали перспективу главной композиционной оси комплекса. Центр ансамбля - кубический трехэтажный объем дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, соединялся галереями с боковыми крыльями. Он был окружен двумя обширными дворами. По периметру парадного полукруглого курдонёра со стороны Санкт-Петербургской дороги находились корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня.

С противоположной стороны дворца был устроен внутренний двор, где располагался небольшой садик, к стенам которого примыкали с северо-запада и юго-востока еще два маленьких хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. На углах переднего и заднего дворов возвышались большие башни.

Позади дворца предполагалось огромное здание конного двора, но за недостатком средств эта часть проекта осталась невыполненной. Купол был установлен над центральным круглым залом, от которого крестом расходились четыре квадратных зала. Из них два, расположенных по главной оси ансамбля, предназначались для вестибюлей. Отделка парадного зала коринфскими колоннами, фризом, гербами, «государственными портретами» в стиле Людовика XVI, как и остальных помещений, не вносила диссонанса в цельность всей композиции. Все сооружения строились из красного кирпича с применением белокаменных и керамических деталей.

Это оформление, напоминающее узорчатый наряд древнерусских зданий, намного увеличило декоративность и живописность общего вида Петровского дворца. Служебные корпуса и ограда заднего двора были украшены несколькими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых), что придавало всему комплексу в целом необычайный крепостной характер.

Наиболее часто встречающимися декоративными деталями были пирамидки - «знак славы и памяти добрых государей», расставленные вокруг строений, на здании, на крыльце, на куполе. Овальные окна главного фасада дворца были обрамлены пересекающимися «рогами изобилия», символизирующими чрезвычайные богатства, приобретенные победами. С внешней стороны вокруг дворца был вырыт глубокий ров, края которого были обложены дерном.

Через ров были перекинуты каменные мосты. Около выступающих наружу круглых башенок предполагались небольшие бастионы. Над воплощением дворца работало довольно много иностранных мастеров: например, И. Юст выполнял наружные и внутренние декоративные работы, И. Енш и И. Ерке изготавливали скульптуры. Постройка дворца затянулась на семь лет из-за скупого финансирования. Наружные Строительные работы были закончены в 1779 году, а внутренняя отделка дворца продолжалась до 1783 года. После ухода в 1812 году наполеоновской армии из Москвы здание было разорено крестьянами. Многократные реставрационные и ремонтные работы незначительно исказили образ комплекса.

Символическое значение ансамбля дворца в составе ходынского комплекса трактуется двумя версиями. Согласно первой, Петровский дворец обрамлялся, будто крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями и уподоблялся древней Москве, главенствующей над покоренными крепостями.

Вторая говорит о том, что, воодушевившись победой 1774 года, Екатерина Великая мечтала о дальнейших победоносных походах в Турцию, чтобы освободить греков и взять Константинополь. В связи с этим дворец включался в ансамбль ходынских павильонов - захваченных турецких крепостей - как символический образ недоступного города и воплощение цели гипотетической - Царьграда с собором Святой Софии в центре. Этим легко объясняется крепостной «турецкий» характер окружающих дворец служебных построек, аналогичный архитектуре Азова и Таганрога, и образ главного здания с высоким куполом.

Интерпретация Петровского дворца как Царьграда подтверждается своеобразным симбиозом готических и древнерусских форм, исполненным Казаковым с целью воспроизведения византийского стиля. Такое яркое «цитирование» древнерусских деталей нельзя увидеть больше ни в одном каменном неоготическом произведении второй половины XVIII века, в том числе в творчестве самого Матвея Федоровича. Без сомнения, Петровский путевой дворец - наиболее значительное сооружение Казакова из всех, созданных им в национально-романтических традициях.

Это особенно заметно при сравнении его с неоконченным дворцом в Царицыне, который возводился им в 1787-1793 годах на основании разобранной баженовской постройки, где попытка соединить классицистические и древнерусские элементы не привела к созданию сооружения, органичного и цельного по облику. Строительством Петровского путевого ансамбля Казаков увековечил себя как крупнейшего представителя русской готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.