Описание вензеля поставщика двора императорского. Выставка «Поставщики Двора Его Императорского Величества. Из полицейской хроники

На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил из крестьян графа .

Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи . Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Петр Арсеньевич Смирнов»

Пётр Арсеньевич Смирнов приехал в Москву в 1860 году, когда получил вольную, и сразу же открыл небольшую винную лавку на девять служащих. Его мечта была наладить выпуск качественной водки вместо того, что в то время пили в кабаках и трактирах. В 1863 году он строит у Чугунного моста на Овчинниковской набережной небольшой водочный завод, который сразу же начал выпускать товар хорошего качества и быстро нашел широкое распространение.

Пётр Арсеньевич Смирнов купил этот трехэтажный дом у купца Морковкина в 1867 году. Смирнову достался добротный дом c большим двором, несколькими пристройками и глубоким подвалом, где можно было держать бочки с вином. Особняк на Пятницкой был приобретен специально, чтобы сам Пётр Арсеньевич мог контролировать качество производства напитков, так как очень дорожил своей репутацией. Через девять лет он перестраивает здание по проекту архитектора Н. А. Гейнца. Вход был украшен чугунным крыльцом-навесом с двуглавыми орлами, точно такими же, как на этикетках «Смирновской» водки. В советские годы этот навес был снесён, а вход заложен. И только в конце 1990-х годов восстановлен вновь.

В 1873 году потомственный почетный гражданин Петр Смирнов решает принять участие в международной промышленной выставке в Вене, где имеет невероятный успех и получает диплом и медаль участника выставки. С этого момента началось настоящее признание дела купца Смирнова. Спустя некоторое время, царь Александр III самолично пожелал, чтобы купец Смирнов стал Поставщиком Высочайшего Двора. В 1886 году Смирнов был награждён орденом Станислава III степени и отметил это событие на своем доме: на фасаде со стороны Пятницкой виднеется надпись «Поставщик дв. Его Императорского Величества Петр Арсеньевич Смирнов».

Ассортимент товаров и их качество поражали даже самых серьезных иностранных ценителей алкоголя: «Вишнёвая водка», «Нежинская рябина», «Финь-Шампань», не говоря уже о всеми любимом столовом вине № 21. Императрица Мария Федоровна очень любила ликер «Белая слива», который выпускался исключительно Петром Смирновым. В конце XIX века ассортимент смирновского завода состоял из более чем четырёхсот наименований продукции.

После революции в 1918 году завод и дом у Чугунного моста стали «народным достоянием» и прекратили свою работу. Сын Петра Смирнова продал права на фирму «П. А. Смирнов» американскому подданному, который стал выпускать водку «Smirnoff», правда, совсем по другой технологии.

Дом у Чугунного моста на углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной до сих пор является настоящим символом водки П. А. Смирнова. Сейчас в особняке находится торговый дом и магазин, где продают напитки по рецептам родоначальника славной купеческой фамилии.

В Центральном Доме Художника на Крымском валу с 28 марта по 05 апреля 2015 года проходит XXXVIII Антикварный салон в рамках которого, создана небольшая экспозиция с изделиями поставщиков Двора Его Императорского Величества.
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет. Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестно поставлять двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново.

Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.


Впервые технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской шлифовальной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров "Агатовых комнат" в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы). Большие вазы, которые изготавливали по рисункам архитекторов русского классицизма (ныне экспонируются в петербургском Эрмитаже), также облицованы в технике "русской мозаики" пластинками малахита и лазурита. Сложнейшую работу на криволинейных поверхностях мастера довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем.

Фрагмент. Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.
Бронза, литье, патинирование, малахит «Русская мозаика». Частная коллекция.


Технология представляла собой следующий процесс: форму, выполненную предварительно из камня, меди или другого материала, покрывали горячей мастикой из канифоли и воска, на которую наклеивали малахитовые пластинки толщиной в несколько миллиметров, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Если между пластинками образовывались щели - швы, их затирали мастикой, смешанной с малахитовым порошком. Затем предмет шлифовали и полировали.

Одна из парных ваз с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г. Исполнитель Столетов.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.

Фрагмент. Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.


Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Подробнее об этом замечательном предприятии и его изделиях мы писали, когда освещали выставку в Царицыно (Подробнее читать ).

Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.
Исполнитель Столетов. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.


Чайный сервиз. Россия, Москва. Фирма К. Фаберже. 1896 г. Серебро, кость, эмаль, золочение.
Высота сахарницы -9,5 см.
Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Чайно-кофейный сервиз. Россия, Москва. Фирма И. Хлебникова. 1891 г.
Серебро, гравировка, золочение. Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-1871 гг. основал фирму в Москве. В художественной культуре второй половины ХIХ - начала ХХ.века фирма сыграла выдающуюся роль и внесла огромный вклад в ювелирное искусство. Её мастера неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для императорской семьи благодаря сочетанию высокого профессионализма, оригинальности замыслов и знанию национальных традиций - фирма удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". 24 июня 1917 г. фабрика закрылась. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой. Тюль, пайетки, бисер, стеклярус.
Атласная вставка расшита жемчугом, стразами, шелком и металлической нитью. Частная коллекция Татьяны Абрамовой.


Надежда Петровна Ламанова (14 декабря 1861, Шутилово, Российская Империя — 14 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. В 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей двора Ея Императорского Величества. Также Н. Ламанова являлась главным модельером Художественного театра.


Спектакли МХТ шли только в её костюмах. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книппер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Мы видим её костюмы во многих советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский».

Фрагмент. Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой.

Лансере Е.А. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх).
Модель 1878 г. Россия, Санкт-Петербург.
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена. 1878-1888 г. Бронза, литье, чеканка, монтировка 48,5х50х23 см. На поземе в литье в воспроизведение подписи скульптора: «Е: ЛАНСЕРЕ:», клейом отливщика: «ОТЛИ. ШОПЕНЪ. И БЕРТО», круглый штамп Министерства финансов «ОТЪ: М.Ф. /1878/ НА 10: ЛЕТЪ:». Из коллекции К.В. Журомского.


Евгений Александрович Лансере (24 августа 1848, Моршанск — 4 апреля 1886, Нескучное, Харьковская область) — русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876). В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере Е.А. Фрагмент. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх). Модель 1878 г.


1777 год считается датой основания Потемкинского, а затем (после смерти его хозяина перешел в ведение казны) - с 1792 г. Императорского Стеклянного завода. Завод сам стал художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые путеводители по столице и рекомендовали ознакомиться всем гостям.

Стакан кавалерский. ИСЗ. 1840-1850 гг. Бесцветный хрусталь, полировка.
Частная коллекция. Михаил и Екатерина Гаджикасимовы.


С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Подробнее прочитать про продукцию стеклянных заводов России можно .
Вот такие шедевры представлены в экспозиции на XXXVIII Антикварном салоне в ЦДХ. Здесь можно увидеть предметы высочайшего мастерства, признанные современниками. Ведь знак поставщика Двора Его Императорского Величества являлся гарантией качества и получить его желали многие промышленники.

Антикварный салон продлится с 28 марта по 05 апреля 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 500 руб. Подробнее .

13 марта 2017 года в Доме Российского исторического общества состоится открытие выставки «Поставщики Двора Его Императорского Величества», повествующей о судьбе выдающихся представителей дореволюционного кондитерского и винного производств. Победители международных выставок - товарищество «Братья Елисеевы», общество «Бекман и Ко», кондитерская «Жорж Борман» и другие легендарные отечественные бренды рубежа XIX-XX веков будут представлены многочисленными экспонатами и обширным фотографическим материалом из фондов «Абрау-Дюрсо» и коллекции Музея истории русского шоколада - «М.И.Р. шоколада», Музея истории русской водки - «М.И.Р. водки».

Мероприятие организовано в рамках совместного проекта Российского исторического общества и общероссийской общественной организации «Деловая Россия» при поддержке фонда «История Отечества» и Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Часть экспозиции выставки посвящена самым значимым мастерам кондитерского дела: А. И. Абрикосову - основателю знаменитой кондитерской фабрики «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), Жоржу Борману - основателю кондитерской компании и торговой марки своего имени, Фердинанду Теодору фон Эйнему - основателю «Товарищества Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»), Торговому дому «А. Сиу и К» (ныне фабрика «Большевик»).

Во второй половине XIX века кондитерское производство в России росло и развивалось быстрыми темпами. По всей стране возникали мелкие и крупные товарищества и артели по производству шоколада, конфет, карамели, леденцов и других всевозможных сладостей. Конкурентная борьба способствовала расширению ассортимента продукции, повышению качества товаров, созданию интересной и яркой рекламы, которой часто являлась сама упаковка продукта. Настоящим шоколадным королем Российской Империи был Алексей Иванович Абрикосов, выходец из купеческой семьи. В 1849 году Алексей Иванович занялся собственным кондитерским предприятием, которое постоянно расширялось, превратившись к концу XIX века в крупнейшее кондитерское предприятие России, Поставщика Двора Его Императорского Высочества. Он был не только самым крупным производителем кондитерских изделий, но и активным общественным деятелем: за свои выдающиеся заслуги был удостоен Высочайших наград: от Золотой медали на Аннинской ленте до Ордена Св. Владимира третьей степени включительно и чина Действительного Статского Советника. Другой известный владелец кондитерской компании - Григорий Николаевич Борман, основатель кондитерской торговой марки «Жорж Борман», купец 2-й гильдии, потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга. Его деятельность началась в 1866 с покупкой у немецкого кондитера Генриха Пфейфера шоколадной фабрики на Английском проспекте. С 1876 года Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения Государственного герба на своей продукции.

Вторая часть экспозиции отведена мастерам винного дела дореволюционной России, как прославленным, так и незаслуженно забытым. Среди них: торговое товарищество «Братья Елисеевы», товарищество «Н.Л. Шустов с Сыновьями», водочный завод «Бекман и Ко», водочный завод «Келлер и Ко», компания «Heidsieck&Co» и некоторые другие. Особый интерес среди экспонатов представляют подлинные напитки для императоров и великих князей, ставшие бесценными свидетельствами большого искусства в производстве отечественных вино-водочных изделий. Отдельно в рамках экспозиции представлена история возрождения знаменитого производителя шампанских вин «Абрау-Дюрсо».

История отечественного производства высококлассных напитков имеет немало славных страниц. В 1892 году в Париже на Всемирной выставке за выдержку французских вин Елисеевы получили высшую награду, и на всех последующих международных выставках французские вина из коллекции торгового дома «Братья Елисеевы» принимались только вне конкурса - было признано, что равных им по уровню и ассортименту нет. Уже в 1900 году на грандиозной выставке, которую посетило более 50 миллионов человек, в том числе представители монарших семей, мировой сенсацией стала экспонировавшаяся вне конкурса коллекция лучших французских вин «RetourdeRussie», представленная торговым домом «Братьев Елисеевых», за которую Григорий Елисеев был награжден Орденом Почетного Легиона. Другая примечательная победа русского производителя - Гран-при товарищества «Н.Л. Шустов с сыновьями» за коньяк «Фин-Шампань отборный». Жюри проводили дегустацию вслепую и присудили победу образцу, который оказался российским. Так продукт получил известность во всем мире. Для продвижения напитка в России предприниматель пошёл на хитрость: подкупленные молодые франты, которые требовали в лучших заведениях подать «коньяк от Шустова», возмущенно покидали заведение в случае, если этого напитка не оказывалось, тем самым вынуждая владельцев ресторанов закупать именно его.

Об этих и других ярких и занимательных эпизодах из истории деятельности поставщиков Двора Его Императорского Величества будет рассказано на выставке. Вход на выставку осуществляется по билетам. У Вас есть уникальная возможность совместить посещение временной тематической экспозиции с обзорным туром по усадьбе и Дому Российского Исторического Общества, включая Александровский, Охотничий, Стрелецкий залы.

Как посетить выставку?

Выставка проходит в Доме Российского исторического общества по адресу: Москва, ул. Воронцово поле 13с1

Даты проведения:

16.03.2017 - 17.04.2017

Режим работы выставки:

Вторник, Четверг: Группа I 17:00 - 18:00, Группа II 19:00 - 20:00. Суббота: Группа I 12:00 - 13:00, Группа II 14:00 - 15:00

Билеты:

Стоимость билета 150 рублей. Предварительная электронная регистрация

Дети до 12 лет - бесплатно.

Величества - почётное звание ряда торговых марок в Российской империи.

Часы петербургской фабрики Павла Буре

Характеристика



В купцы, постоянно поставлявшие товары ко двору, получают право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет .

Всего на начало XX века насчитывалось 30-40 компаний, имевших такое звание. Производитель коньяков Шустов Н. Л. добивался этого статуса в общей сложности 38 лет. Другими известными поставщиками двора был прародитель марки Smirnoff , Смирнов П. А. , производитель шоколада Теодор Эйнем, основатель фабрики «Эйнем» (см. кондитерская фабрика «Красный Октябрь» ), кондитерское заведение Абрикосова (см. кондитерская фабрика Бабаева ), производитель швейных машин «Зингер », производители автомобилей Руссо-Балт и «Мерседес», ювелирный дом Фаберже, гастроном Елисеевский, производители часов Павел Буре, Tissot и Breguet.

После прихода к власти большевиков бывшие поставщики императорского двора подверглись национализации, многие производства остановились. «Зингер» возобновил работу в 1923 году под маркой «Госшвеймашина», затем - «Подольский механический завод». Основатель марки «Смирнов» эмигрировал во Францию, после чего распространилось французское написание бренда («Smirnoff»), а производство автомобилей «Руссо-Балт» прекратилось.

Знак

В 1901 году было утверждено новое изображение знака Поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус Поставщика («Высочайшего Двора» - «Поставщика Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества», «Императрицы Марии Федоровны», «Императрицы Александры Федоровны» или Великих князей и княгинь ). Указывался год присвоения звания, выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского Двора, с цветным изображением знака .

Список

Указанный год - время получения звания.

А

Б

  • Предприятие по производству стекла и хрусталя - завод Бахметьевых
  • Беккер, Якоб - «Фабрика роялей Якоб Беккер» (с 1867)
  • Блум, Юхан - ювелир
  • Бок, Карл Иванович - Торговый дом мастера-ювелира К. Бока
  • Борман, Григорий Николаевич - кондитер, «Жорж Борман ». См. Харьковская кондитерская фабрика , совр. Бисквит-Шоколад .
  • М. П. Бородина и комп. - торговый дом; канцелярские принадлежности; владельцы: Россет Феликс Феликсович и жена его Россет Елизавета Павловна (с 1905)
  • Буре, Павел Карлович - часы
  • Генрих Брокар - Товарищество парфюмерного производства «Брокар и К.»

В

Г

Д

Е

З

И

К

Л

  • Ламанова, Надежда Петровна - модельер
  • Лагидзе, Митрофан Варламович - минеральные воды. Совр. Тихвинский лимонадный завод .
  • Товарищество скоропечатня А. А. Левенсон (с 1896)

М

Н

О

П

Р

С

Т

Р

  • «А. Ралле и Ко» - парфюмерия

Ф

Ц

  • Циммерман, Юлий Генрихович - музыкальные инструменты

Ш

Щ

  • А. Щербаков, И. Ф. Ятес - бумага. См. Успенская бумажная фабрика (упр. 1994)

Э

Я

  • Иисакки Ярвенпяя (Iisakki Järvenpää) - ножи-пуукко , с 1888
  • Яковлев П.Д. - экипажи

B

C

L

T

Напишите отзыв о статье "Поставщик Двора Его Императорского Величества"

Ссылки

  • - попытка возобновления при администрации президента РФ

Литература

  • В. В. Скурлов и А. Н. Иванов «Поставщики Высочайшего Двора». СПб, 2002

Примечания

Отрывок, характеризующий Поставщик Двора Его Императорского Величества

– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.