Всеволод санаев с женой. Елена Санаева: биография и личная жизнь советской актрисы (фото). Восходящая звезда кинематографа

Советский кинематограф кардинально отличается от современного российского не только качеством производимых кинолент. Телезрители всего СНГ и сейчас продолжают смотреть «Иронию судьбы, или с легким паром» каждый Новый год, да и вне праздников не против пересмотреть фильм «Волга, Волга» режиссера , «Сердца четырех» Константина Юдина и другие.

Секрет успеха кинофильмов периода Советского Союза связан не только с ностальгией, исторической ценностью и режиссурой, большой вклад в их популярность вносит душевная игра актерского состава.

Детство и юность

Всеволод Васильевич Санаев родился в России (тогда Российская империя) 25 февраля 1912 года в небогатой многодетной семье рабочих (12 детей в семье). Мальчик рос на окраине промышленного города Тулы. Учеба в школе давалась Всеволоду с трудом, да и учился он нехотя. По этой причине Василий Санаев забрал сына из школы и отправил осваивать рабочую профессию на фабрику, производившую гармони.


Так будущий актер стал подмастерьем на предприятии, где работал и его отец. В обязанности юноши входила сборка и настройка музыкальных инструментов. В 16 лет Всеволод уже сам обучал профессии двоих подмастерьев. Во время работы на фабрике юношу не покидала мысль о том, что он занимается не тем, к чему лежит душа.

Еще в детстве Всеволод с матерью ходил в театр, где гастролирующий Московский Художественный театр показывал спектакль по пьесе «Дядя Ваня». Мальчик очень был впечатлен игрой актеров, атмосферой театра, но даже мечтать о театральной карьере не смел. Однако Всеволод стал с удовольствием посещать в качестве слушателя любительский театр в Туле «Серп и молот». Достигнув положительных результатов в актерской игре, молодой человек хоть и не с первого раза, но поступил в драматическую студию.


Всеволод Санаев в юности

Уже в 1930 году Санаев стал актером дублирующего состава театра, работавшего при ОАО «Тульский патронный завод». Карьера его стремительно шла вверх. Через год Всеволод уже работал актером в Тульском государственном академическом театре драмы имени . Для дальнейшего профессионального развития молодому человеку необходимо было получить профильное образование.

Старший наставник в театре готовил Всеволода к вступительным экзаменам на театральный рабочий факультет в Москве. Несмотря на порицание семьи (родители рабочих специальностей не воспринимали всерьез увлечений взрослого сына), Санаев уехал в столицу учиться.


Окончив рабфак, Всеволод повышал профессионализм в театральном техникуме под руководством Николая Плотникова. Учитывая острый недостаток финансов, вечерами молодому человеку приходилось напряженно работать. Усердие Всеволода помогло ему по окончании техникума поступить в Государственный институт театрального искусства, где наставником будущего актера стал талантливый режиссер Михаил Тарханов.

С 1943 года Всеволод сменил еще несколько театров, на сцене которых выступал. В 1943 году он работал в Государственном ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академическом театре имени Моссовета, а в 1946 – в Государственном театре киноактёра. В 1952 году Санаев хотел перейти во МХАТ, но предложенные роли его не устроили: жена актера тяжело заболела, и семья остро нуждалась в деньгах.

Фильмы

Окончив институт, Всеволод Санаев устроился актером в Московский Художественный театр. Несмотря на популярность искусства в те времена, работы было немного, а конкуренция высока, поэтому начинающий актер обратил взор в сторону только развивающегося кинематографа.


В 1938 году на советские телеэкраны вышла музыкальная комедия с участием Всеволода «Волга, Волга». Актер дебютировал в кино сразу в двух небольших ролях: молодой человек сыграл музыканта и лесоруба. Зато уже через два года Санаева ждала первая большая и серьезная роль рабочего Добрякова в художественном фильме «Любимая девушка».


Всего на счету актера 89 сыгранных ролей в советских и российских кинофильмах, 2 роли в телевизионных спектаклях и один озвученный мультфильм.

Личная жизнь

Биография Всеволода Санаева в части личной жизни актера до недавнего времени оставалась белым пятном, пока внук Всеволода Санаева не выпустил биографическую книгу «Похороните меня за плинтусом», рассказывающую о семейной жизни знаменитого деда.

С будущей супругой Лидией Антоновной (в девичестве Гончаренко) актер познакомился накануне Великой Отечественной Войны, когда вместе с театральной труппой МХАТа был на гастролях в Киеве. Едва ли не с самого знакомства с тогда еще студенткой филологического факультета Лидией Всеволод решил жениться на молодой красавице. Вся родня девушки была против их брака, но сердцу не прикажешь – Лидия уехала в Москву вместе с Санаевым.


Лидия Антоновна была искренне преданна мужу и семье, но страдала депрессивным расстройством, что осложняло семейную жизнь Санаевых. После одного опрометчиво рассказанного анекдота на общей кухне (семья жила в коммунальной квартире) личностью девушки заинтересовались спецслужбы, в результате чего впечатлительная Лидия оказалась в психиатрическом отделении с официальным диагнозом мания преследования.


С началом войны Всеволод Васильевич уехал на гастроли в Борисоглебск, оставив жену с маленьким сыном в Москве, а вернуться обратно не смог в связи с боевыми действиями. Лидия с малышом на руках была эвакуирована на территорию Казахстана. Там двухлетний Алексей подхватил корь и дифтерию, отчего вскоре умер. Потеря первенца стала страшным ударом для Лидии Санаевой.

В 1943 году у Санаевых родилась дочь , которая в раннем детстве перенесла желтуху. На фоне тяжелой болезни дочери у Лидии Антоновны развился острый страх потерять и дочь вслед за сыном, который сопровождал женщину всю жизнь. Эта проблема сильно осложняла семейную жизнь супругов. В результате, по словам внука артиста, Всеволоду Ивановичу зачастую не хотелось возвращаться домой, хоть он и преданно любил жену.


Отношения с дочерью у Всеволода Васильевича тоже складывались сложно: властная Лидия Антоновна не хотела принимать выбор дочери, а отец не хотел спорить. Елена Всеволодовна сначала вышла замуж за инженера Владимира Конузина, а вторым мужем девушки стал режиссер . От первого брака Елена родила сына Павла, ставшего писателем, режиссером, актером.

Смерть Всеволода Санаева

Всеволод Васильевич с неуемной жизненной энергией работал на съемочной площадке до конца жизни, пока позволяло состояние здоровья.

В 75 лет актер перенес серьезный инфаркт, но выжил, по словам дочери, исключительно ради любви к жене – боялся оставить ее без поддержки. В 1995 году Лидия Антоновна умерла, а через десять месяцев скончался и Всеволод Антонович.

Причиной смерти актера стало тяжелое онкологическое заболевание – рак легкого. Могила Санаева и его супруги находятся на Новодевичьем кладбище в Москве.

В память о вкладе актера в театральное киноискусство в декабре 2011 года вышел почтовый конверт с нанесенным на него фото Всеволода Санаева.

Фильмография

  • 1938 – «Волга, Волга»
  • 1941 – «Сердца четырех»
  • 1948 – «Молодая гвардия»
  • 1959 – «Баллада о солдате»
  • 1963 – «Оптимистическая трагедия»
  • 1969 – «Странные люди»
  • 1983 – «Белые росы»
  • 1987 – «Забытая мелодия для флейты»
  • 1995 – «Ширли-мырли»
21 октября 2018

Знаменитого режиссера многие считали неисправимым ловеласом - а он оказался однолюбом. Быков считал, что встреча с Санаевой была послана ему свыше.

Елена Санаева и Ролан Быков. Источник: Globallookpress.com

21 октября актрисе Елене Санаевой исполняется 76 лет. Долгие годы центром ее жизни был знаменитый муж, режиссер Ролан Быков. А после его смерти она и сама начала снимать кино - чтобы доделать начатое супругом..

Любовь с первого взгляда


Елена Санаева в молодости. Источник: Globallookpress.com

Режиссер знаменитых «Айболита-66» и не был красавцем-мужчиной, но успеху у противоположного пола это не мешало. Невысокий, со своеобразной внешностью и плохой дикцией, он обладал невероятным обаянием и харизмой. Первой женой Быкова стала актриса ТЮЗа Лидия Князева, с которой он прожил около десяти лет, до середины 60-х. После его развода многие женщины мечтали стать хозяйками в его доме, как рассказывал сам Быков, его не раз пытались на себе женить, и пару раз он даже был готов «сдаться». Но каждый раз что-то останавливало. Романов было много, Ролан Антонович даже начал чувствовать себя неисправимым бабником - но все изменила встреча с Еленой Санаевой.

больше по теме

«Ты у меня красавица». Как роль Бабы-яги помогла Инне Чуриковой выйти замуж Инну Чурикову многие считают одной из главных «некрасивых красавиц» отечественного кино. «Это пацан или девка?» спрашивали многие после выхода фильма «В огне брода нет».

До встречи с Быковым актриса уже успела побывать замужем. В первый раз она отправилась в ЗАГС вскоре после окончания ГИТИСа, в 1967-м, спустя четыре года у супругов родился сын, а еще через два года они развелись. Как вспоминала сама актриса, они с мужем, инженером Владимиром Конузиным, просто были разными людьми. После развода у Елены возникли серьезные отношения с мужчиной намного моложе ее, но тут во все вмешался случай.

С 43-летним Роланом Быковым 29-летняя актриса познакомилась на съемках фильма «Докер», в котором, по сценарию, они оказались мужем и женой. Санаева была задействована в другой картине и к началу съемок опаздывала. Быков потребовал замены актрисы, на съемочную площадку уже вылетела Майя Булгакова. Отец Елены, знаменитый актер Всеволод Санаев, народный артист СССР, тогда пытался отговорить дочь от возникшей у нее идеи все же приехать на съемки и «хотя бы посмотреть» всем в глаза.

Она не только заявилась на съемочную площадку, но и сходу снялась в первой сцене. Поцелуй с Быковым, которого не было в первоначальном сценарии, но на котором неожиданно настоял Ролан Антонович, оба они запомнили на всю жизнь. Говорить о любви он начал сразу после знакомства - как вспоминала Санаева, таких страстных и горячих признаний она ни разу не слышала ни от одного мужчины. Предложение руки и сердца Ролан Антонович сделал через год, на съемках фильма «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», куда Санаева приехала его навестить. Когда они ужинали в ресторане с коллегами, он опустился на колено и попросил Елену стать его женой.

«Тебя Бог выдумал…»


Елена Санаева и Ролан Быков на съемках. Источник: Globallookpress.com

больше по теме

Вскоре Быков и Санаева начали жить вместе, хотя расписались они только через десять с лишним лет. Елена выглядела значительно моложе своего возраста. Быкова, который, наоборот, выглядел старше своих лет, очень выводило из себя, когда малознакомые люди называли актрису его дочкой. Ради него она изменила прическу, чтобы выглядеть взрослее, пошла против родителей - это были далеко не единственные жертвы со стороны актрисы, но она никогда ни о чем не жалела. Бывшая жена Ролана Быкова рассказывала ее родителям о любвеобильности экс-супруга и мешках писем от поклонниц. Санаевы были против этих отношений, но чувства оказались сильнее их увещеваний. А потом сила этой любви заставила их переменить свое мнение в отношении режиссера, правда для этого потребовались годы.

Быков признавался, что на момент их встречи уже не верил, что может полюбить. «Тебя Бог выдумал и послал мне», - говорил он жене. Соединивший их судьбы фильм режиссер и актер терпеть не мог, роль в «Докере» называл чуть ли не единственной, которой стыдился, но какое это имело значение, когда благодаря ей судьба подарила ему главную женщину в его жизни!

Поначалу супруги жили с мамой Ролана Антоновича. Сын Елены Всеволодовны остался с ее родителями: в том, что ему будет с ними лучше, актрису настойчиво убеждали и свекровь, и, особенно, мама, властная женщина, любившая внука самоотверженной, тиранической любовью.


Ролан Быков. Источник: Globallookpress.com

Елена Санаева оказалась между двух огней. С одной стороны - свекровь, ревнующая ее к сыну, с другой - собственная мама Лидия Антоновна, страдавшая из-за того, что у нее не получилось оградить дочь от мужчины, который может сломать ей жизнь, и прикладывавшая все усилия к тому, чтобы уберечь внука. Эту драматическую историю Павел Санаев потом описал в своей книге , по которой впоследствии был снят фильм. Он вспоминал, что Лидия Антоновна любила близких с такой «тиранической неистовостью», что ее любовь «превращалась в оружие массового поражения».

Без сына Елена Санаева страдала страшно, виделась с ним постоянно - благо жили они рядом, но все попытки изменить ситуацию оказывались безуспешными. До 11 лет Павел оставался с бабушкой и дедушкой. Когда он, наконец, начал жить с мамой и ее новым мужем, первое время мальчик был настроен (не без стараний Лидии Антоновны) против Быкова. Но постепенно их отношения наладились. У знаменитого режиссера было огромное чувство ответственности за близких - и он чувствовал ответственность за Павла, как за собственного ребенка. Со временем потеплели и отношения Ролана Быкова с тещей, Лидия Санаева наконец поняла, что зять всей душой любит ее дочь и внука, и приняла его.


Павел Санаев с женой.

Книга моего сына Павла «Похороните меня за плинтусом» - художественное произведение! Это не хроника жизни моего папы, Народного артиста СССР Всеволода Санаева, и его жены, моей мамы Лидии Санаевой. Что-то было так, а что-то не совсем так или совсем не так...

Недавно меня в очередной раз поразил результат исследований, проведенных книжным магазином «Москва». Он определил три самые читаемые книги - это серия о Гарри Поттере, «Код да Винчи» и... «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, моего сына. На этом месте естественным бы выглядел восклицательный знак как отражение материнской радости за успех Пашиной книжки, но я бы поставила еще и вопросительный.

Фото: Из архива Е. Санаевой

Ведь если с первыми двумя фаворитами мне все предельно ясно - они полностью соответствуют мейнстриму читательского интереса, то бронзовый призер явно выпадает из этого ряда. Вот где загадка для меня... Думаю, время постепенно с этим разберется. Пока факт остается фактом - книга, написанная в 1994 году, пережила уже более пятнадцати переизданий большими тиражами, ее продолжают читать и перечитывать миллионы, и я не перестаю приятно этому изумляться.

Но очень устала повторять очевидное (хоть свою книжку пиши!): книга Павла Санаева - комичная и трагичная, светлая и мрачная - это художественное произведение! Повесть о восьмилетнем мальчике Саше Савельеве, который живет у дедушки с бабушкой, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей «беспутной» дочери, бросившей сына ради «карлика-кровопийцы», алкаша и «бездарности», - не документальна.

Это не хроника жизни моего отца, Народного артиста СССР Всеволода Санаева, его жены и моей мамы Лидии Санаевой. По меньшей мере неразумно отождествлять нас с персонажами повести: актрису Елену Санаеву - с той молодой матерью, а гениального Ролана Быкова, актера и режиссера - с нищим художником из Сочи. А очень личные переживания маленького рассказчика воспринимать буквально как переживания автора - писателя, сценариста и режиссера Павла Санаева. Ну, это же литература! Было бы иначе, она никогда бы так точно не попала в сердца людей.

А если судить по фильму, у которого нет ничего общего с повестью кроме названия, все без исключения герои этой истории - полные моральные уроды.


Фото: Из архива Е. Санаевой

Всеволод Васильевич Санаев. Родился 12 (25) февраля 1912 года в Туле - умер 27 января 1996 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1969).

Всеволод Санаев родился 12 (25 по новому стилю) февраля 1912 года в Туле.

Его отец был потомственным мастером по изготовлению гармоней.

Сестра Людмила (Шемякина) Санаева, жила в Карелии (в городе Сегежа).

В 1926-1930 годах работал сборщиком гармоней на Тульской гармонной фабрике.

В 1930-1931 годах - артист вспомогательного состава Тульского театра при Патронном заводе.

В 1931-1932 годах - актёр Тульского театра драмы имени М. Горького.

После окончания ГИТИСа в 1937 году Санаев стал работать во МХАТе. Однако работы в театре было немного, да и корифеи театра неохотно делились ролями. В итоге в 1942 году Всеволод Санаев принял решение уйти из труппы.

Свой уход из театра Всеволод Санаев объяснил просто: "Оставить МХАТ, друзей, сцену - дело, конечно, нелегкое. Но в каждом человеке должно быть сознание - может, это называется призванием, - что в какой-то определенной области жизни он необходим".

С 1943 года - артист академического театра имени Моссовета.

С 1946 года по 1994 год - актёр Театра-студии киноактёра.

В 1952-1956 годах играл во МХАТе. В этот период в жизни актёра заболела жена, и молодому актёру пришлось бросить театр и сниматься в кино, чтобы прокормить семью. Печали добавляло предательское отношение бывших коллег. В частности, актёр Сергей Лукьянов просил совершенно серьёзно: «Зачем тебе больная жена, не бросай театр, а брось её».

В кино его дела обстояли лучше. Дебютировал в 1934 году, в эпизоде картины «Частная жизнь Петра Виноградова».

В 1938 году снялся в знаменитом советском фильме «Волга, Волга» - сыграв две маленькие роли: бородатого лесоруба и безбородого музыканта. Перваой крупной работой стала роль рабочего Добрякова в картине «Любимая девушка» (1940).

Всеволод Санаев в фильме "Волга, Волга"

В 1949-1950 годах - педагог ВГИКа. Член КПСС с 1955 года.

Среди заметных ролей Всеволода Санаева - директор МТС Кантауров в «Возвращении Василия Бортникова» (1952), Донцов в «Первом эшелоне» (1955), старшина Козлов в «Пять дней, пять ночей» (1960), Сиплый в «Оптимистической трагедии» (1962), полковник Лукин в киноэпопее «Освобождение» (1968).

Интересны его актёрские работы в фильмах, поставленных , - Ермолай Воеводин в «Вашем сыне и брате» (1965), Матвей Рязанцев в «Странных людях» (1969) и Степан Фёдорович в «Печках-лавочках» (1972).

Очень ценил свою работу с Василием Шукшиным.

"Счастлив, что работал с Макарычем. Сомневался: молодой режиссер, снимает всего второй большой фильм - что он знает, чему может научить. Когда приступали к съемкам, он все на мои руки поглядывал - опасался, видно, что выйдут не кряжистыми. Тогда я помню, ему сказал: главное у человека - глаза, а руки... "Ну что же, сделаю их беспокойными, не привыкшими находиться без дела", - ответил Макарыч, чуть–чуть подумав, на том и порешили... Только рядом с этим режиссером я понял, как надо жить - и не только в искусстве. Многие толкуют о правде в нашем киношном деле - какая она наяву, а какая на экране, а вот у Шукшина особенная - единая и там, и тут...", - говорил Всеволод Санаев.

На похоронах Василия Шукшина в череде официальных речей говорили много всего и разного. Затем к микрофону вышел Всеволод Санаев. Он долго молчал и, наконец, с трудом выговорил всего три слова: "Братцы, горе-то, какое!". И заплакал, не скрывая слез.

Большим успехом стала роль полковника Зорина, сыгранная им в детективной трилогии о милиции - «Возвращение Святого Луки» (1970), «Чёрный принц» (1973) и «Версия полковника Зорина» (1978).

Всеволод Санаев в фильме "Печки-лавочки"

Всеволод Санаев в фильме "Освобождение"

Из последних киноработ Всеволода Санаева стоит отметить мелодраму «Белые росы» (1983) и роль начальника в министерстве из картины «Забытая мелодия для флейты» (1988). При том что Санаев был убеждённый коммунист, долго избирался секретарём парткома «Мосфильма».

За свою жизнь Всеволод Санаев снялся более чем в семидесяти картинах.

В последние годы актёр сетовал, что ему так и не дали попеть в кино и сыграть комедийную роль. Когда Всеволода Санаева спрашивали, кем бы он стал, если бы не был актёром, он отвечал: «Я был бы замечательным гармонных дел мастером».

В 1966-1986 годах - секретарь Союза кинематографистов СССР.

Всеволод Васильевич Санаев скончался 27 января 1996 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Всеволод Санаев (документальный фильм)

Личная жизнь Всеволода Санаева:

Жена - Лидия Антоновна Санаева (1918-1995). У них родился сын Алексей, который умер в возрасте 2 лет, заболев во время войны корью и дифтеритом.

Дочь - , актриса, вдова актёра и кинорежиссёра . До этого была замужем за Владимиром Конузиным, инженером.

Внук Павел Санаев - российский актёр, сценарист и режиссёр.

Внук актера Павел Санаев написал книгу «Похороните меня за плинтусом», в которой описал отношения в семье Всеволода Санаева - по воспоминаниям бабушки, у которой он прожил несколько лет, когда его мать начинала свои отношения с Роланом Быковым.

Повесть «Похороните меня за плинтусом» экранизирована в 2009 году.

Фильмография Всеволода Санаева:

1934 - Частная жизнь Петра Виноградова - краснофлотец (нет в титрах)
1938 - Волга, Волга - лесоруб
1938 - Если завтра война - грамотный боец
1939 - Девушка с характером - лейтенант милиции Сурков
1939 - Юность командиров - полковник Гришаев (нет в титрах)
1940 - Любимая девушка - Василий Добряков
1941 - Первая конная - Кулик (нет в титрах)
1941 - Первопечатник Иван Фёдоров - Пётр Тимофеев
1941 - Сердца четырёх - Еремеев, красноармеец
1944 - Иван Никулин - русский матрос - Алёха
1946 - В горах Югославии - Алексей Губанов, красноармеец
1947 - Алмазы - Сергей Нестеров, геолог
1948 - Молодая гвардия - коммунист-подпольщик (нет в титрах)
1948 - Страницы жизни - радиодиктор (нет в титрах)
1949 - Падение Берлина - оратор (нет в титрах)
1949 - У них есть Родина - Всеволод Васильевич Сорокин
1951 - В степи (к/м) - Тужиков, секретарь райкома
1951 - Жуковский - студент (нет в титрах)
1951 - Незабываемый 1919 год - Борис Викторович Савинков (нет в титрах)
1951 - Пржевальский - протоиерей (нет в титрах)
1951 - Сельский врач - Николай Петрович Коротков
1951 - Тарас Шевченко - эпизод
1953 - Беззаконие (к/м) - Ермолай, дворник
1953 - Вихри враждебные - эпизод (нет в титрах)
1953 - Возвращение Василия Бортникова - Кантауров, директор МТС
1954 - Верные друзья - посетитель Неходы (нет в титрах)
1955 - Первый эшелон - Алексей Егорович Донцов, директор совхоза
1956 - Полюшко-поле - Николай Фёдорович Холин, директор МТС
1956 - Разные судьбы - Владимир Сергеевич Жуков, парторг ЦК
1957 - Ласточка - Мельгунов
1957 - Рассказы о Ленине - Николай Александрович Емельянов
1957 - Страницы былого - Скворцов
1958 - На дорогах войны - Иван Фёдорович Уваров
1958 - Очередной рейс - эпизод (нет в титрах)
1959 - Баллада о солдате - эпизод
1959 - В степной тиши - Ветров
1959 - Неоплаченный долг - Алексей Окунчиков
1959 - Песня о Кольцове - отец Кольцова
1959 - Тоже люди (к/м) - пожилой солдат
1960 - Пять дней, пять ночей - старшина Ефим Козлов
1960 - Трижды воскресший - Иван Александрович Стародуб
1961 - В пути (к/м) - старик
1961 - Взрослые дети - Василий Васильевич
1963 - Встреча на переправе (к/м) - председатель колхоза
1963 - Оптимистическая трагедия - Сиплый
1963 - Это случилось в милиции - майор Сазонов
1964 - Большая руда - Мацуев
1964 - Зелёный огонёк - пенсионер
1965 - Ваш сын и брат - Ермолай Воеводин
1965 - Первый день свободы - полковник Давыдов
1965 - Перекличка - Варенцов
1966 - В западне - Ковач
1967 - За нами Москва - генерал Панфилов
1967 - Скуки ради - Тимофей Петрович Гомозов
1968 - Освобождение - полковник Лукин
1968 - Стреляные гильзы (к/м) - отец
1969 - Главный свидетель - Дюдя
1969 - Странные люди - Матвей Рязанцев
1969 - Я его невеста - Антон Григорьевич Митрохин
1970 - Возвращение «Святого Луки» - полковник Зорин
1970 - Кремлёвские куранты - старый рабочий
1970 - Украденный поезд - генерал Иван Васильевич
1971 - Ни дня без приключений - дед Данилюк
1971 - Нюркина жизнь - Борис Гаврилович
1972 - Эоломея (ГДР) - Кун, пилот
1972 - Печки-лавочки - Сергей Фёдорович Степанов, профессор
1973 - Здесь наш дом - Александр Евгеньевич Плужин
1973 - Чёрный принц - полковник Зорин
1975 - Там, за горизонтом - Викентий Кириллович
1976 - Время московское - Назар Лукич Григоренко
1976 - Ну, публика! (телеспектакль) - обер-кондуктор
1976 - ...И другие официальные лица - Олег Максимович Астахов
1978 - Близкая даль - Андрей Захарович Погодин
1978 - Месяц длинных дней (телеспектакль) - Павел Степанович Каширин
1978 - Версия полковника Зорина - полковник Зорин
1978 - Любовь моя, печаль моя - отец Фархада
1980 - Незваный друг - Владимир Абдуллаевич Шлепянов
1980 - Тегеран-43 - Инкепер, хозяин кабачка
1981 - От зимы до зимы - Павел Михайлович, министр
1981 - С вечера до полудня - Андрей Жарков, писатель
1982 - Надежда и опора - Кирилл Львович Ротов
1982 - Частная жизнь - эпизод
1983 - Белые Росы - Федос Ходас
1983 - Тайна «Чёрных дроздов» - мистер Джордж Фортескью
1984 - Мёртвые души - Иван Григорьевич, председатель судебной палаты
1986 - В распутицу - Строгов
1986 - Первый парень - Иван Иванович
1987 - Апелляция - Иван Степанович Миронов
1987 - Забытая мелодия для флейты - Ярослав Степанович
1993 - Трагедия века - Лукин
1995 - Ширли-мырли - меломан

Всеволод Санаев — советский и российский актер. Он обладал какой-то природной органичностью, умением быть достоверным в любой роли. По мнению критиков был очень правдивым в своем творчестве, обладал особенной чистотой тона и тонким слухом. Наверное этим и объясняется та всенародная любовь к этому артисту и слова благодарности, которые ему говорили просто встречные прохожие.

Всеволод Санаев сыграл более девяноста ролей, причем самых разных, иногда совершенно противоречивых героев. Его работы были главными и эпизодическими, но это не имеет никакого значения, ведь в каждого своего персонажа актер вкладывал частичку своей широкой души.

Детские и юношеские годы

Родился Всеволод Санаев 25.02.1912 года в Туле. Семья была многодетной, у родителей кроме Всеволода было еще 11 детей. Достаток в семье был небольшой и жили они на рабочей окраине города. В школе у Всеволода были проблемы, учеба ему не особо давалась, да и рвения к обучению за ним не наблюдалось. Поэтому его отец, Василий Санаев принял единственно верное решение – нечего просиживать штаны, нужно идти работать. Так Всеволод попал на фабрику по производству гармоней, на которой много лет трудился и его отец.

Фото: Всеволод Санаев в молодости

Всеволод сразу был подмастерьем, который должен был собирать и настраивать музыкальный инструмент. Когда парню исполнилось шестнадцать, он уже был настоящим мастером и уже сам обучал двух учеников будущей профессии сборщика. На этой фабрике Всеволод проработал с 1926 по 1930 год, постоянно чувствуя какой-то дискомфорт, зачастую возникающий тогда, когда душа не лежит к этой работе.

Знакомство с искусством

Первая встреча с театром в биографии Всеволода состоялась когда он еще был в детстве, во время спектакля Московского художественного театра, приехавшего на гастроли в Тулу. Тогда давали чеховского «Дядю Ваню», и мальчику очень понравилась игра артистов. Но сцена была от него так далеко, что и мечтать о ней было напрасно.

Но мечты о театре не давали покоя, и вот юноша уже посещает тульский любительский театр под рабочим названием «Серп и молот» в качестве слушателя. Оказалось, что у него есть актерские способности, поэтому после достижения определенных результатов Всеволод решил попробовать свои силы в драматической студии. Ему удалось туда поступить, хоть и пришлось немало потрудиться.

В 1930-м Всеволода Санаева принимают во вспомогательный состав труппы театра, работавшего при тульском патронном заводе. Он поражает зрителей своим мастерством перевоплощения и спустя всего год уходит в Тульский государственный академический театр им.Горького. Чтобы расти профессионально, Санаеву нужно учиться.

Москва

В театре у Всеволода был наставник, который и помогал молодому человеку подготовиться к поступлению на рабфак в столице. Семья была категорически против, его родителям казалось несерьезным увлечение сына, они были уверены, что их наследник выберет себе простую рабочую профессию. Но парень настоял на своем и уехал покорять столицу.

После окончания рабфака Санаев поступает в театральный техникум к Н.Плотникову. Ему катастрофически не хватало денег, рассчитывать на помощь родителей было напрасно, да и в некоторой степени стыдно, поэтому каждый вечер Всеволод отправлялся на подработку.

Санаев был упорным в достижении своей цели, поэтому не остановился на одном техникуме, и после его окончания стал студентом ГИТИСа, поступив на курс к знаменитому режиссеру М.Тарханову.

В 1943 году Санаев начинает работать в театре им.Моссовета, в 1946-м переходит в Государственный театр киноактера. В 1952 году актер уходит во МХАТ, но ничего хорошего из этого не получилось. У него было слишком мало ролей и соответственно небольшая зарплата, на которую невозможно было содержать семью. Как раз в то время сильно заболела жена и деньги нужны были срочно. Санаев обращается к тогдашнему директору театра А.Тарасовой с просьбой об уходе. Его отпустили, понимая, что пока корифеи МХАТа остаются на своих местах, Санаеву в этом театре ничего не светит. Он ушел из театра в 56-м.

Кино

Дебютным фильмом актера Санаева стала картина «Волга, Волга», снятая в 1938 году, где ему предложили сразу две незначительные роли. В этом фильме он был музыкантом и лесорубом. А спустя два года Всеволод снялся в картине «Любимая девушка», в которой сыграл простого работягу Добрякова. Роль была большой и достаточно серьезной, но актер справился блестяще.

Фильмография актера насчитывает почти 90 фильмов, два телеспектакля и озвучивание одного мультфильма. Последняя работа актера — картина «Забытая мелодия для флейты», снятая вышла в 1988 году. Всеволод Санаев всегда жалел о том, что у него никогда не было комедийных ролей, и что он ни разу не спел в кино. А на вопрос, чем бы он занимался в жизни, если бы не стал актером, он неизменно отвечал, что был бы отличным мастером гармонных дел.

Личная жизнь

Личная жизнь актера Санаева никогда не выставлялась напоказ. Подробности происходящих в семье событий стали известны сравнительно недавно, когда внук актера Павел написал книгу-биографию под названием «Похороните меня за плинтусом».


Фото: Всеволод Санаев с женой

Свою судьбу Всеволод встретил в Киеве, куда его театр приехал на гастроли. Это было перед самой войной. Девушку звали Лида Гончаренко, она училась на филфаке в одном из Киевских вузов. Она была очень красивой и актер влюбился сразу и навсегда. В течении всего месяца, пока продолжались гастроли, Всеволод делал девушке предложение, и в итоге она ответила согласием. Семья Лиды была категорически настроена против этого брака, не понимая как можно так быстро принимать такое ответственное решение, да еще выходить замуж за мужчину с такой несерьезной профессией. Все были уверены, что ничего путного из этой затеи не выйдет и Лидочка вернется. Но их брак просуществовал почти 50 лет, вопреки всем прогнозам пессимистов.

Лида очень любила своего мужа, но у нее было выраженное депрессивное расстройство, которое стало причиной напряженной обстановки в доме. Когда она по неосторожности рассказала какой-то анекдот соседям по коммуналке, то кто-то донес спецслужбам и они стали наводить о ней справки. И без того впечатлительная натура женщины не выдержала такого натиска и случился срыв, после которого Лиду госпитализировали в психиатрию, поставив ей диагноз – мания преследования.

В самом начале войны Санаев с театром находился на гастролях в Борисоглебске. Жена и маленький сын Алеша остались в Москве. Столицу в это время закрывают как прифронтовой город и вернуться обратно у актера не получилось. Лидия с сыном эвакуируется в Алма-Ату. Алеше было всего два года, когда он заболел корью и дифтерией и умер. Смерть любимого первенца сильно отразилась на психике женщины.

А Всеволоду пришлось остаться в Борисоглебске и каждый день выходить на сцену. Их театр давал каждый день по два спектакля для бойцов, которые ждали отправки на фронт. И каждый раз, выходя на сцену, актер думал о том, что он здесь делает, ведь все молодые и здоровые мужчины должны быть именно там, на передовой.

После похорон сына Лидия Санаева пытается прорваться к мужу в Борисоглебск. Она добиралась туда несколько месяцев, в полном физическом и моральном истощении.

После воссоединения семьи в 1943 году у них родилась дочка Елена. Девочка была слабенькая, к тому же в детстве переболела желтухой. Лидию мучили постоянные страхи за жизнь дочери, она боялась ее потерять. С этим страхом Лидия Антоновна жила всю свою жизнь, так и не найдя силы его преодолеть. В семье были постоянные размолвки, атмосфера иногда накалялась так, что Санаев даже не хотел идти домой, несмотря на свою преданность жене и ребенку.

Первым мужем стал инженер В.Конузин. Мать не одобряла этот брак, а отец, чтобы не усугублять и без того накаленную атмосферу в семье, предпочитал отмалчиваться. В этом браке родился мальчик Павел, будущий писатель, актер, режиссер.

Второй раз Елена вышла замуж за режиссера , с которым прожила до самой его смерти в 1998 году.

Смерть

Энергии Всеволода Санаева мог бы позавидовать даже молодой. Он продолжал трудиться практически до последних дней своей жизни.


В 1987 году у Санаева случился инфаркт, но он сумел справиться с болезнью, так как сильно волновался за свою жену. Он боялся, что она останется без его поддержки. Лидия Санаева умерла в 1995 году, а 27.01.1996 года не стало и самого Всеволода Васильевича. Он умер от онкологии. Местом упокоения супругов Санаевых стало Новодевичье кладбище в столице.

Избранная фильмография

  • 1938 - Волга, Волга
  • 1941 - Сердца четырёх
  • 1955 - Первый эшелон
  • 1959 - Неоплаченный долг
  • 1964 - Большая руда
  • 1967 - Скуки ради
  • 1970 - Украденный поезд
  • 1978 - Близкая даль
  • 1984 - Мёртвые души
  • 1995 - Ширли-мырли

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .