Виды сюрикенов и их названия. Смертоносная звезда сюрикэн: история, классификация, особенности применения. Красивый сюрикен из скрап-бумаги

Загадочная страна Япония дала миру множество интересных и полезных вещей – отличные автомобили, бытовую технику, роботов (которые в ближайшем будущем станут на одну ступень с человеком). Культура Японии многообразна, и в этом ее привлекательность – она не похожа на традиции и обычаи других стран (справедливости ради заметим, что в принципе все страны различны между собой – это и является уникальным).

Многие постоянно ездят в страну Восходящего солнца, знакомятся с ней, проникаются любовью и уважением к тысячелетним традициям. В отличие от западных стран, до нас дошли в большинстве своем обычаи Японии почти в первозданном виде. Особое внимание приковано к оружию – традиционному, непохожему ни на одно в мире. Безусловно, самым знаменитым является меч катана – в наши дни предмет коллекционирования (а когда-то меч самураев). Но Япония придумала и другие типы вооружений-не менее страшные и смертельные, требующие ловкости, точности. К таким относится сюрикен. Расскажем подробнее, что это за вид.

Рука, бросающая лезвие

Данный вид оружия был частью экипировки ниндзя – японских наемников, обладавших отличными навыками борьбы, почти сверхъестественной реакцией, скоростью. В японском языке слово «сюрикен» состоит из нескольких – сю (рука), ри (выпустить, отпустить), кен (лезвие, острие). Таким образом, данное слово можно перевести, как рука, бросающая лезвие.

Действительно, сюрикен требовал превосходных навыков и удивительной точности и меткости. В наши дни этим словом обозначают все метательное оружие небольших размеров, которые можно скрыть в одежде.

Разделяют два типа сюрикенов – сякен (те самые знаменитые звезды) и бо-сюрикен (метательные стрелы). Внешний вид различный, но похожий друг на друга – звезды, иглы, ножи и так далее. Читатель может поинтересоваться – а почему именно в такой «звездной» форме делали это оружие? Ответ довольно прост – японцы (и ниндзя особенно) верили в мистику. Некоторые знаки наносились на одежду (как кресты на плащи тамплиеров), на оружие. Чего проще было сделать само оружие в виде знаков? Таким образом, воины верили, что на их стороне могущественные силы, которые помогут им в бою.

История происхождения

Проследить историю происхождения уникального метательного оружия ниндзя очень трудно (ведь согласитесь, ниндзя не рассказывают никому о своих секретах). К тому же, метание сюрикенов, как вид боевого искусства, был тайным – ему обучались лишь избранные. Тем не менее, есть некоторые факты о создании тех или иных видов сюрикена, которые изготавливались для определенных семей ниндзя.

Существовали различные формы, размеры – 4-угольные, 8-угольные, были даже в форме треугольника. Первые упоминания о сюрикенах относятся к 16 веку – именно тогда в японских трактатах впервые упоминается некий метательный снаряд, сделанный из металла, с заточенными острыми краями. До этого периода японцы в бою бросали камни (причем довольно метко), затем наступил черед маленьких копий (размером с наконечник). Но именно сюрикену досталась вся слава метательного японского оружия.


Сразу отметим, что сразу убить с помощью этого оружия, конечно, трудно – размеры не позволяют (не идет речь о повреждении жизненно важных органов, например, применении сюрикена на горло противника). Однако, нанести существенные и болезненные травмы не составляло большого труда. Воины ночи – ниндзя – чаще всего неожиданно ранили противника стальной «звездой».

Можно было рассечь что-либо или колоть в ближнем бою (тут смерть наступит наверняка – от множества мелких и точных ран). В мирное время сюрикены использовались в быту – например, при лазании по деревьям.

Слава сюрикена

Но не только в этом заключался успех использования сюрикена. Ведь в талантливых руках любое оружие будет смертельным. В чем же заключалась слава сюрикена? В технике метания. Даже здесь были свои правила, которым воины неукоснительно следовали. Например, бо сюрикен кидали с полуоборотом и без него – этой технике будущие ниндзя учились долго, по деталям отрабатывая каждое движение.

Еще труднее обстояло дело с метанием сякена – тут нужно было учитывать форму оружия. Здесь необходима подкрутка, которая обеспечивает более четкое и точное движение и меткое попадание в цель.

Ее можно добиться, держа сюрикен за края по направлению движения кисти. Последний тип оружия бросали один за другим на высокой скорости. Всего у воина могло быть до 30 метательных пластин, которые он пускал в ход.

К сожалению, с появлением огнестрельного оружия в Японии (а вместе с ней и сюрикен) перестали пользоваться повсеместно. После начала многие мастера боевых искусств ушли на фронт. Не всем повезло вернуться с поля боя. Некому стало обучать тонкостям метания сюрикена.

Казалось бы, эти традиции были обречены на вымирание. Но интерес Запада к японской культуре и традициям снова возродил интерес народа к метательному оружию.

Повсеместно начали появляться новые школы боевых искусств, где молодые люди имеют возможность прикоснуться к тайне сюрикена. И конечно, не в последнюю очередь, сюрикен получил второе «рождение» благодаря кинофильмам о ниндзя – непобедимых воинах ночи, выпускающих свои смертельные «звезды».

Техника метания “звездочек” значительно проще. Во время полета звездочка постоянно вращается. Так как стреловидный (метаемый) объект имеет несколько лезвий, то цель может быть поражена двумя остриями. Но точно поразить цель непросто. Постоянно упражняясь в мастерстве техники, необходимо определить размеры и вес используемой звездочки. Без этого нельзя добиться хорошей техники. Поэтому очень важна конструкция звездочки.

Способ вложения силы в бросок и техника метания соответствуют аналогичным положениям в метании стрелки. Однако они зависят от формы звездочки.

На приводимой схеме представлены четырех- (крест), шести- и восьмиугольные звездочки.

Рис. 17 – способ метания в близкую цель.

Рис. 18 – способ метания в дальнюю цель.

Рис. 19, 20 – способ удержания при метании в цель, находящуюся на среднем расстоянии.

Рис. 21, 22 – неправильные способы удержания.

Шестиконечный сюрикен

Рис. 23 – правильный способ удержания.

Рис. 24 – способ удержания при нахождении цели вблизи.

Рис. 25 – способ удержания при нахождении цели на удалении.

Рис. 26 – способ удержания неправильный, т.к. указательный палец не используется для фиксации звездочки, цель трудно поразить.

Чаще всего человек пользуется своей правой рукой. Поэтому многие люди используют свою правую руку для удержания объекта и его метания. Если вы используете свою правую руку, то звездочка легко отклонится влево (рис. 27). Это происходит потому, что ваш вес сосредотачивается в левой стороне тела. Поэтому мы должны исправить эту ошибку и регулировать бросок (рис. 28). Особо на это нужно обращать внимание после окончания броска. Чем больше расстояние до цели, тем больше отклонение.

В случае боевого использования сюрикенов не расходуйте их все сразу, если у вас нет другого оружия. Оставьте один-два сюрикена в запасе и держите их в руке готовыми к бою (рис. 29).

Главным правилом является следующее: держите сюрикен достаточно крепко вплоть до момента, броска. Ослабьте захват оружия лишь перед тем, как выпустить его.




Бросок с боковым выxватыванием (рис. 30)

Крепко возьмите оружие и держите его у противоположной стороны тела. При броске взмахните рукой вдоль тела и вытяните руку по направлению к цели. Резко отогните запястье назад прежде чем отпустить сюрикен, чтобы придать ему вращение.

Бросок с задним выхватыванием (рис. 31)

Локоть поднят, а сюрикен направлен к земле, рука немного позади корпуса. Бросьте сюрикен движением, подобным тому, которым ковбой выхватывает свой пистолет. Резко отогните назад запястье перед тем. как отпустить оружие, чтобы придать ему вращение.

Вращение стабилизирует полет, т.к. при этом сказывается гироскопический эффект в сочетании с «эффектом крыла» и появляющийся момент количества движения (физический термин, означающий вращение) позволяет метнуть на более далекое расстояние. Чем быстрее вращается сюрикен в полете, тем дальше будет полет и сильнее поражение.


Бросок из-за головы (рис. 32, 33)

Это весьма сильный бросок. Поднимите оружие над головой и сделайте резкое движение рукой сверху – вниз и вперед. Этот бросок, возможно, наиболее точный, так как вы можете направить сюрикен по прямой в цель.

Боковой бросок (рис. 34, 35)

Этим броском ниндзя пользовались чаще всего. Крепко зажмите сюрикен в руке и вытяните руку вдоль противоположной стороны тела. Бросьте сюрикен, вытягивая руку вперед и перенося вес тела по направлению к цели.

Бросок с вращением тела (рис. 36-38)

Этот метод требует долгой подготовки. Он заключается в том, что тело поворачивается на 360 градусов и выполняется боковой бросок. Достоинством этой техники является ее неожиданность. Противник обычно бывает напуган ею. Эта техника также эффективна при последовательном быстром метании нескольких сюрикенов. Секрет здесь заключается в том, чтобы в одной руке держать пачку сюрикенов и метать их другой.

Бросок с обратным захватом (рис. 39. 40)

Возьмите сюрикен обычным способом и переверните кисть руки. Таким образом вы сформируете обратный захват. Бросьте сюрикен, вытянув руку вперед, и, когда он покинет ладонь, взмахните рукой к противоположному плечу. Это придаст оружию вращательное движение. Преимущество этого метода в его быстроте и обманчивости.

Захват в руке. Рис 41},

Кроме бросания оружия, весьма практичный метод защиты представляет собой нанесение прямых и рубящих ударов рукой с зажатым в ней сюрикеном.

Кроме катаны, среди оружия Японии огромную известность приобрели метательные лезвия, которые были «визитной карточкой» наемных убийц и шпионов ниндзя - сюрикены.

Оружие сюрикен

Зачастую сюрикены называют звездой ниндзя, так как пользовались ими в основном воины ночи. Распространение среди японских наемных убийц они обрели из-за того, что заостренные пластинки, звезды с острыми краями и тонкие лезвия запросто можно скрыть под одеждой и внезапно, исподтишка применить против врага. Взяв сюрикэны необходимой формы в две руки, ниндзя мог не только метать их, но и рассекать и колоть ими в ближнем бою. К тому же, сюрикены помогали при лазании по деревьям и при разведении костра использовались в качестве кресал.

Виды сюрикэнов

Сюрикены разделены на множество типов, обычно это метательное оружие ниндзя классифицируется по двум видам: метательные стрелки бо-сюрикэн, и заточенные звезды или пластины сякен.

Бо сюрикены, в свой черед, бывают в форме палочки (хасидзё), острого клина (кусабигата), веретена (босуйгата), игл (харигата), ножей(тантогата) и т.д. Существует около пятидесяти типов бо.

Бо сюрикен

Наиболее часто ниндзя использовали всем известные метательные «звезды», по другому называемые сякен. Многообразие сякенов очень велико (несколько десятков видов): в форме креста, многоконечные звездочки или свастики, в форме железного кольца (тэккан).

Наиболее интересны среди сякен тэцумари-сюрикэн и мандзи - сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн изготавливали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. На заостренные части мандзи-сюрикэна наносился яд.

Метание сюрикенов

Техника метания сюрикэнов происходит от мастерства метания всевозможных ножей - танто и т.п., и особых стрел для метания утинэ.

Приемы метания сюрикэнов

Бо-сюрикэн метают используя бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок с отсутствием оборота (тёку-дахо). Во время выполнения броска вращение вокруг поперечной оси пытаются полностью исключить. Бодзё-сюрикэн с правильной балансировкой движется практически прямолинейно.

Сякены обычно бросали партиями с высокой скоростью по очереди. При метании необходима подкрутка, что делается с помощью хвата сякэна ближе к краям и движению кисти, который напоминает щелчок пальцами. При таком закручивании движение сякена более точное, а во время броска в горизонтальной плоскости создается эффект крыла, который увеличивает дистанцию полета.

Воин ночи был обязан уметь метать сюрикены не только точно, но и неожиданно, из любой позиции тела.

Способы метания сюрикенов

  • Тодзи-но ката - бросок совершался движением сверху вниз той рукой, которая была противоположна ноге, вынесенной вперед.
  • Хон-ути - то же, что и Тодзи-но ката, но рука и нога были одноименные
  • Ёко-ути - бросок сюрикена в горизонтальной плоскости от плеча;
  • Гяку-ути - хон-ути с телом, развернутым боком;
  • Дза-ути - бросок в вертикальной плоскости сидя на коленях;
  • Хандза тодзи-но ката - тодзи-но ката сидя на одном колене;
  • Хандза хон-ути - хон-ути сидя на одном колене;
  • Хандза ёко-ути - ёко-ути сидя на одном колене;
  • Хандза гяку-ути - гяку-ути сидя на одном колене.
  • Нэ-ути - бросок сюрикэна лежа на земле;
  • Дзюдзи-ути - метание сразу двух сюрикенов в разные стороны;
  • Онкэн-ути («спрятанное лезвие») - неожиданный резкий бросок сюрикена из скрытого кармана;
  • Интю-ути - метание лежа в темноте;
  • Хая-ути («скоростное метание») – поочередные броски с большой скоростью правой рукой, левая рука при этом сжимает пачку сюрикенов и большим пальцем выдвигает их для подачи в правую руку.

Часто сюрикены метали сразу по нескольку штук за бросок, что позволяло лишить лишить врага зрения или вонзить сякены в обе ноги.

Сюрикены сложно было метать на дальние расстояния, поэтому они использовались в основном для задержки преследователей или ранения соперника с последующим вступлением в рукопашную схватку.

В основном сюрикены метали в глаза, виски, шею, участки прохождения артерий. Из-за того, что сюрикены часто бросали в голову, тренировались броскам на круглой двадцатисантиметровой мишени.

Сюрикены также выполняли вспомогательные функции – ими пользовались как отмычками, гвоздодерами, ими прорезали отверстия для слежки.

Ношение сюрикэнов

Наемные убийцы носили сюрикены в особом мешочке на поясе а также в многочисленных скрытых отделениях в одежде или рукоятках меча. Ниндзя носил с собой около двадцати-тридцати метательных лезвий.

Жанр статьи - Ниндзя

Сюрикэн – это обширная и весьма многочисленная группа японского метательного оружия, предназначенная для скрытого ношения. Иногда его использовали и для нанесения ударов в ближнем бою, в качестве колющего или режущего оружия. Название «сюрикэн» так и переводится: «лезвие, скрытое в руке».

Любопытно, что из всего многообразия японского холодного оружия именно сюрикэн и традиционный меч-катана получили наибольшую известность и популярность. И если в отношении катаны это выглядит абсолютно справедливо и обосновано, то громкая мировая слава сюрикэна вызывает некоторое недоумение. Причина подобной известности этого метательного оружия очень проста: благодаря современному кинематографу и аниме сюрикэн стал настоящей «визитной карточкой» загадочных японских средневековых убийц и шпионов – ниндзя . Хотя, данное представление не совсем соответствует действительности.

Существует огромное количество разновидностей сюрикэнов, они отличаются по своей форме, размеру, весу и способу изготовления. Существуют свои особенности и при использовании разных видов этого оружия. Все сюрикэны можно разделить на две большие группы:

  • бо-сюрикэны;
  • сякэны.

Именно к последней группе относятся хорошо всем нам известные по кинофильмам «звездочки ниндзя».

Мастера нередко наносили на сюрикэны различные мистические знаки, чтобы в предстоящем бою привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы. В целом же, можно сказать, что сюрикэн был весьма распространенным видом метательного оружия в средневековой Японии и пользовались им не только ниндзя , но и самураи . Поэтому технике его использования обучали практически во всех известных японских школах боевых искусств.

Сегодня сюрикэны можно купить в обычных оружейных магазинах Европы и США. Хотя, в некоторых странах продажа этого холодного оружия запрещена. Согласно российскому законодательству (по ГОСТу), длина лучей сюрикэна не должна превышать 8 мм, в противном случае он будет считаться холодным оружием.

Однако прежде чем перейти к описанию этого оружия и его классификации, следует несколько слов сказать об истории его возникновения.

История оружия

Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики , топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи . В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.

Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.

В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».

Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.

Скорее всего, что бо-сюрикэны появились ранее, чем хорошо всем известные «звезды-сякэны». Даже само значение слова сюрикэн — лезвие, скрытое в руке, — говорит о том, что первые образцы этого оружия скорее напоминали клинок, чем многоугольную звезду.

Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).

Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.

К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.

Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета .

Классификация

Дать общее описание сюрикэна проблематично, ибо оружие это имеет большое количество разновидностей, весьма отличающихся по внешнему виду и характеристикам. Как уже было сказано выше, метательное оружие сюрикэн разделяется на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны или бодзё-сюрикены. Это вид холодного метательного оружия, которое имеет вид стержня, круглого, восьмигранного или четырехгранного сечения. Как правило, бо-сюрикэны затачивались с одного конца, но встречаются и экземпляры с двухсторонней заточкой. Эти смертоносные палочки могли иметь длину от 12 до 25 см и вес от 30 до 150 гр. Форма бо-сюрикэнов могла быть самой разной: палочкообразной, клиновидной, веретенообразной, напоминать иглу, нож или гвоздь. В настоящее время известно более 50 форм этого оружия.

Техника применения бо-сюрикэнов изучалась во многих японских школах боевых искусств. Так что не только шпионы-ниндзя, но и самураи весьма прилежно изучали секреты использования сюрикэнов в бою.

Сякэны (или курума-кэн, что переводится как «меч-колесо»). Этот вид метательного оружия, выполненного в виде тонкой металлической пластины звездообразной или круглой формы с острозаточенным краем. Диаметр такой пластины мог составлять от 100 до 180 мм. Это оружие имело разную толщину: от весьма небольшой (менее 1 мм) до довольно значительной (около 3 мм). Тонкие и легкие сякэны проще метать, но их дальность и точность ниже. К тому же таким оружием тяжело нанести серьезные повреждения противнику. Тяжелые «звездочки» имели лучшую баллистику и пробивные свойства, но бросать их было тяжелее. Поэтому скорострельность снижалась. Иногда толщина сякэна снижалась от центра к его краям. Подобная конструкция улучшала баллистические характеристики оружия, но усложняла его изготовление.

Во время изготовления плоскую металлическую пластину равномерно закаляли, после чего формировали лучи (если, конечно, делали «звезду»). А затем остро затачивали их.

В центре подобной пластины обычно делали отверстие, которое улучшало аэродинамические свойства этого оружия, к тому же позволяло переносить сюрикэны на веревке, словно связку ключей. Кроме того, отверстие облегчало извлечение этого оружия при застревании в чем-либо (в дереве или голове самурая). Кстати, благодаря более совершенной аэродинамической форме сякэны имели большую дальность поражения, чем бо-сюрикэны. У «звездочек» она составляла примерно 12-15 метров, а заточенный стержень можно было метнуть всего метров на 7-8.

Кстати, «звездочки» действительно были более популярны у ниндзя, самураи предпочитали использовать прямые бо-сюрикэны. Существует огромное количество разновидностей сякэнов (не менее пятидесяти). В первую очередь они отличаются своей формой: круглые, шестиконечные, четырехугольные, трехлучевые и другие. Их названия – так же как у бо-сюрикэнов – связаны с той или иной школой боевых искусств, использовавших их чаще всего.

Разнообразие размеров и форм как бо-сюрикэнов, так и сякэнов во многом обусловлено различными техниками их использования, которое, кстати, и сегодня продолжается в восточных школах боевых искусств. Также следует понимать, что общего стандарта изделий в то время не существовало, так что каждый кузнец делал уникальные изделия, с собственными размерами и формой. Кроме того, при изготовлении сюрикэнов, конечно же, учитывались индивидуальные особенности бойца, а также его предпочтения.

Как использовали сюрикэны

В письменных источниках, дошедших до наших дней, описаны разные способы применения сюрикэнов. Броски производятся из разных позиций, используя различные траектории. Естественно, что техники метания сюрикэнов различных видов также имеет свои отличия. Кроме того, у каждой школы боевых искусств были собственные приемы применения этого оружия.

Если говорить о технике работы с бо-сюрикэнами, то выделяли две основные техники: бросок без оборота и бросок с оборотом.

Обычно бо-сюрикэн зажимали между большим и указательным пальцем, так чтобы его затупленный конец лежал у их основания. Затем оружие с силой выбрасывали в сторону противника. Хорошо брошенный сюрикэн должен лететь по траектории, максимально приближенной к прямой линии. Вращение при броске старались свести к минимуму. Гораздо проще было метать бо-сюрикэн, заточенный с обеих сторон.

Сякэны обычно метали сериями, при этом снаряд подкручивали кистью. Среди мастеров владения сюрикэном была популярна такая присказка: «Один вдох-выдох – пять ножей». Согласно другим источникам, хорошо подготовленный воин за 10-15 секунд мог метнуть пять «звездочек». Таким образом небольшую глубину нанесенных повреждений пытались компенсировать их количеством. Учитывая максимальную дальность броска, у оборонявшегося было примерно 3-4 секунды до того, как противник приблизится на расстояние удара меча или копья. Иногда режущую кромку сюрикэнов обмазывали ядом, такой прием особенно любили ниндзя.

Вращательное движение позволяло этому оружию сохранять устойчивость, лететь дальше и более точно попадать в цель.

Основной целью для сюрикэнов были лицо, глаза, горло, конечности и другие части тела, незащищенные доспехами.

Ниндзя действительно любили сякэны, хотя, конечно же, они никогда не были главным оружием в арсенале этих неуловимых воинов. Следует отметить, что в наставлениях по ниндзюцу, которые удалось обнаружить исследователям, практически нет описания методик метания сюрикэнов. Подобный факт можно трактовать двояко: либо это мастерство было настолько секретным (можно вспомнить о сюрикэндзюцу), что его тайны нельзя было доверить даже бумаге, либо каждый мастер имел собственную технику. Учитывая широкое распространение этого оружия среди японской воинской элиты, второе объяснение выглядит более предпочтительно.

Считается, что воин-ниндзя должен был уметь бросать «звездочки» из абсолютно любого положения: стоя, сидя, лежа, на бегу. Их обучали одинаково умело пользоваться обеими руками, метать оружие под разными траекториями, молниеносно выхватывать сюрикэны из любых мест хранения (из-за пояса, нарукавников, отворотов одежды). Сегодня известно о семи базовых способах метания этого оружия, девяти секретных способах и восьми средней сложности, которыми пользовались ниндзя.

Эти средневековые японские разведчики-диверсанты использовали сюрикэны не только в качестве метательного оружия, острозаточенной «звездочкой» было удобно прорезать отверстия в стенах и ширмах, поддевать гвозди, делать дырки для скрытого наблюдения.

Сюрикэны обычно носили стопкой, по 8-10 штук, завернув в ткань. Иногда прятали в карманы, рукава и даже волосы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Что такое сюрикен (фото)

Краткие характеристики оружия ниндзя

  • считается главным оружием ниндзя в кино и играх;
  • служил для дезориентации врага, удара по незащищённым частям тела;
  • не был запрещен на родине и иногда носился как шпилька для волос;
  • временами использовался с нанесенным на лезвие ядом;
  • почти не дошел в оригинале до наших дней, из-за некачественного сырья.

Как мы это представляем — звезда ниндзя в полете

История и мифы про сюрикены

Несмотря на то, что японцы аккуратный народ и у них много исторических рукописей, появление на свет одного из самых известных образцов японского оружия окутано тайной.

Никто точно не скажет, когда была изобретена первая «звездочка».

Впрочем, это не была звездочка, оружие ниндзя — метательные сюрикены в классической смысле этого слова. Первоначально они имели вид короткой стрелы или толстой иглы для работы с кожей. Можно вспомнить и о распространенных в средневековье в Японии метательных ножах и небольших мечах, но до классического сюрикэна им было все равно далеко.

Первое упоминание про звездочки - оружие ниндзя встречается лишь в XVII веке, в трактате школы единоборств ганрицу-рю. В следующие столетия ее использовали все, кому нужно было иметь в запасе дополнительное оружие. Смертоносным сюрикэны назвать было сложно, но отвлечь противника или нанести очень неприятную рану в район глаз или кистей рук можно было вполне.

Новый этап жизни «звездочек» начался в ХХ веке. Глобализация и увлечение всем таинственным преподнесло сюрприз в виде устрашающе выглядящего оружия, привезенного из страны легендарных ниндзя. Это впоследствии повлекло за собой и «Черепашек-ниндзя», и «Наруто».


Виды сюрикенов

В Японии известно огромное количество видов метательного оружия. Сюрикэны здесь делят на две большие разновидности, Бо-сюрикэн и Сякэны. Первая категория выглядит нестандартно для привыкших к форме звезды ниндзя. Эти виды сюрикенов, по сути, небольшие метательные копье или заостренные бруски железа определенной формы.

Как называется большой сюрикен:

  • куги-гата , прообразом послужил гвоздь;
  • ари-гата , произошедший от иглы;
  • танго-гата , в форме ножа;
  • око-гата , напоминающий копье;
  • мацуба-гата , или сосновая иголка, нечто вроде громадной занозы.

Сякэны, или хира сюрикэны, основные разновидности. Ниже перечислено, как называются звездочки ниндзя:

  • хиси-ган, изготавливались из мелкой монеты;

  • куги-нуки , основа части плотницкого инструмента;

Фото сюрикены Куги-нуки
  • тэцумари-сюрикен , пара металлических колец, которым придана форма ветряной мельницы;
  • мандзи-сюрикен обладал ядом на лезвии для гарантированного поражения противника;
  • и каких только нет…

Как выглядят сюрикены, фото разных форм

Разделяются сюрикэны и по форме, от круга до многолопастных звездочек искривленной формы. Интересно, что до нашего времени практически не дошли старинные сюрикэны. Причина в изготовлении их из плохого металла в том, что оружие — звездочки, по сути, одноразовое.


Использование в бою

Поскольку изготовление сюрикэна не требовало особого труда или затрат, им активно пользовались все слои японского общества, от самураев до пресловутых ниндзя и обычных разбойников. Уметь метать звездочки ниндзя было необходимо из любого положения.

Разные школы свели способы метания в специальный список, знать которых должен каждый настоящий ниндзя.

Список должен знать каждый настоящий ниндзя.

Каким способом металась звездочка ниндзя, название техник перечислено ниже:

  • тодзи-но ката, сверху вниз рукой, противоположной вынесенной вперед ноге;
  • хон-ути, то же, но с конечностями с одной стороны;
  • ёко-ути горизонтальный бросок от плеча;
  • гяку-ути, хон-ути но повернувшись боком к цели;
  • дза-ути вертикальный бросок при сидении на коленях;
  • хандза тодзи-но ката, тодзи-но ката но при сидении на колене;
  • хандза хон-ути, Хандза ёко-ути, Хандза гяку-ути - описанные выше броски, находясь на одном колене;
  • нэ-ути, бросок из положения лежа;
  • дзюдзи-ути, бросок двух орудий одновременно в разные стороны;
  • онкэн-ути, неожиданный бросок спрятанного лезвия;
  • интю-ути, из положения лежа в темноте;
  • хая-ути, правая рука без остановки метает подаваемые левой рукой лезвия.

Сильно отличались методы броска бо-сюрикена от броска «звездочки». Стержень бросали либо с помощью закрутки, либо без нее. В первом случае сюрикэн обладал больше силой, скоростью и дальностью броска, но мог угодить в цель боком или тыльной стороной. Второй способ был более точен, но не обладал силой первого варианта броска. Для стабилизации орудия в полете к тыльной стороне крепились перья или волос.


В Японии ношение сюрикэнов не было противозаконным, поэтому практически любой человек мог иметь при себе это оружие, от одного до нескольких десятков экземпляров. Хранили их как правило стопками по десять штук. Завернутые в тряпицы японские звездочки (оружие ниндзя) были скрыты от посторонних глаз и не наносили повреждений рукам владельца.

Их убирали либо за пояс, либо в карманы, либо еще как-нибудь, подальше от посторонних глаз. Бо-сюрикэны можно было использовать как заколки для волос, что не вступало в противоречие с традиционными японскими прическами. В этом случае оружием могли пользоваться даже женщины, к примеру, гейши. Помимо метательного, оружие могло так же использоваться как тычковое.

Зажатая между пальцами звездочка ниндзя в ближнем бою могла нанести серьезные рваные раны. Использовали его и как своеобразную противопехотную мину. Одним заточенным концом орудие втыкали в грунт, что бы остальные торчали из земли. Поскольку тяжелая обувь была редкостью, невнимательность приводила к очень неприятным и серьезным травмам ступни.

Техники удержания сюрикена

Метательные звезды — сюрикены своими руками

Важно помнить и о том, что бывает с излишне самоуверенными в своих силах дворовыми ниндзя.


Чтобы сделать метательные звезды, требуется небольшой ассортимент инструментов:

  • кернер;
  • дрель со сверлами по металлу;
  • болгарка (или ножовка по металлу для самых суровых ниндзя);
  • шлифовальный станок или круг;
  • напильник или точильный камень как аналог шлифовального круга.

Делать метательные звезды ниндзя необходимо в несколько этапов:

  • сперва начертить на бумаге то, что Вы хотите получить в итоге;
  • перенести с бумаги на кусок металла чертеж;
  • кернером сделать точные отметки будущего сверления;
  • болгаркой или ножовкой убрать все лишнее;
  • шлифовальным кругом или напильником убрать остатки металла, а затем заточить изделие.

Получившуюся звезду можно метать.

Важно помнить о безопасности, ведь такое изделие может пробить достаточно толстую деревянную доску.

При использовании звезды нужно помнить о безопасности.

Вообще изготовление настоящих металлических звездочек-сюрикенов достаточно опасное занятие даже на стадии подготовки. Использование их может привести к несчастным случаям, отвечать за которые нужно будет изготовителю. Характерной иллюстрацией может послужить один из эпизодов американского мультипликационного сериала «Южный парк».

А вот изготовление этого изделия из бумаги поможет улучшить моторику рук, и осчастливить ребенка (ну, или самого себя) замечательным умением. Для того, чтобы делать простейшие метательные звезды ниндзяиз бумаги, нужно совершить следующие действия:

  • лист бумаги разрежается на две равные части;
  • получившиеся прямоугольники сгибаются что бы получились более узкие прямоугольники;
  • загибаются верхний и нижний угол с разных сторон;
  • они же загибаются в противоположную сторону;
  • обе детали прикладываются друг к другу, вставляются и закрепляются острыми углами;
  • с обратной стороны делается то же самое.

Сюрикены, фото из бумаги

Бумажный сюрикэн готов. Есть и более сложные пути, более продвинутые боевые звездочки, которые можно изготовить самостоятельно.