Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности. Как устроено антиэкстремистское законодательство в западных странах

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 16. Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций. При проведении собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности.

Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.
Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
При проведении массовых акций не допускается участие в них экстремистских организаций, использование их символики и атрибутики, а также экстремистских материалов.
В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или лица, ответственные за ее проведение, обязаны принять незамедлительные меры к устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в стране представляет рост экстремизма. В Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах установлен запрет на деятельность, направленную на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма в связи с политической, расовой, национальной или религиозной нетерпимостью; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением.
Однако серьезный потенциал мер правового противодействия экстремизму не всегда используется эффективно. Одной из причин этого являются пробелы в законодательном регулировании этого вопроса. Отсутствие четкого определения экстремистской деятельности вызывает серьезные трудности в привлечении к различным видам ответственности как организаций, так и физических лиц.
В связи с этим в проекте Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (далее именуется - законопроект) дается определение экстремистской деятельности, закрепляются основные положения государственной политики противодействия этой деятельности, устанавливается запрет на осуществление конкретных деяний, образующих в совокупности такую деятельность, подчеркивается значение профилактических мер.
В целях более полного регулирования противодействия экстремистской деятельности законопроектом на государственные органы возлагается обязанность предпринимать необходимые меры по противодействию экстремизму, в частности объявлять предостережения руководителям политических партий, общественных (религиозных) объединений о недопустимости совершения действий, могущих повлечь за собой экстремистские действия. В случае осуществления общественным (религиозным) объединением экстремистской деятельности, в результате чего причинен вред интересам личности, общества, государства или создана реальная угроза причинения такого вреда, государственные органы вправе приостанавливать деятельность такого общественного (религиозного) объединения до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете);
Аналогичные превентивные меры предусмотрены также и в отношении средств массовой информации.
Учитывая приоритетное значение устранения причин и условий экстремистской деятельности, законопроектом закрепляется положение о возможности ликвидации по решению суда юридических лиц, предоставляющих экстремистской организации финансовые средства, объекты собственности, учебную, полиграфическую и материально - техническую базу для осуществления экстремистской деятельности.
Публичные высказывания должностного лица о допустимости (желательности) осуществления экстремистской деятельности, а также непринятие должностным лицом мер по пресечению экстремистской деятельности являются основанием для привлечения такого лица к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, законопроектом установлено, что лица, допустившие экстремистские действия, по основаниям и в порядке, предусмотренными федеральными законами, могут быть ограничены в доступе к государственной и муниципальной службе, военной службе и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и к занятию частной детективной и охранной деятельностью.
Законопроектом предлагается комплекс мер по недопущению использования информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования (глобальная сеть "Интернет") для осуществления экстремистской деятельности.
Законопроектом также устанавливается запрет на участие в проведении массовых акций экстремистских организаций, на использование их символики и иных атрибутов, а также экстремистских материалов.
Вместе с тем основания и порядок привлечения к ответственности политических партий, общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан уже довольно полно определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе РСФСР и других законах. Учитывая это, в целях реализации положений законопроекта одновременно с ним подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Эти законопроекты взаимоувязаны, и рассматривать их необходимо одновременно.

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Вносимый проект Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.

В настоящее время в мире все чаще говорят о проблеме экстремизма. И для этого есть все основания. Никто из нас не застрахован от его проявлений. Родителям необходимо быть внимательными к своим детям, беседовать с ними о дружбе между национальностями, о толерантном отношении друг к другу. Предостерегите их от негативного влияния экстремистских идей.

Мы все живем в одном обществе. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять. Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям и традициям.

По данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

  • действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
  • действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека либо группы либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Так как экстремистская деятельность несет в себе большую опасность для государства и общества в целом то вполне естественно, что государство старается противодействовать и всячески пресекать данную деятельность.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления Из блога В. Д. Трофимова-Трофимова (члена Общественной палаты Санкт-Петербурга, глава комитета по межэтническим отношениям.) статья: «Экстремизм».

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

Законность;

Гласность;

Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности несут также и должностные лица, государственные и муниципальные служащие. Так, высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи. Резолюция № 1344 Совета Европы от 2003 года ст.3.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (принят в 2002 г., последняя редакция 2008 г.) определены правовые организационные основы противодействия экстремистской деятельности и установлена ответственность за её осуществление.

Согласно этому закону лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

Приведём краткое содержание отдельных статей закона, определяющих ответственность за экстремистскую деятельность.

В статье 9 говорится об ответственности общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. В случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлёкшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующее общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена.

В статье 11 речь идёт об ответственности средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности. В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

В случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлёкшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена.

Статья 13 предупреждает об ответственности за распространение экстремистских материалов. Согласно этой статье на всей территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечёт за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

В статье 14 установлена ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности.

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влекут за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

А что же иностранные граждане, совершившие преступления на территории Российской Федерации? В статье 15 прямо указывается об ответственности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственносгь в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В статье 16 говорится о недопущении осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций.

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также её своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до её проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускается привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за её проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечёт за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность её организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Выводы

  1. В Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
  2. В Российской Федерации запрещается распространение через средства массовой информации экстремистских материалов.
  3. На территории Российской Федерации запрещается любое распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
  4. За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Вопросы

  1. В каких случаях может быть запрещена деятельность общественных и религиозных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности?
  2. Какой вид ответственности предусмотрен за распространение через средства массовой информации экстремистских материалов?
  3. Какие виды ответственности предусмотрены для граждан Российской Федерации за осуществление экстремистской деятельности?
  4. Какие требования антиэкстремистского порядка предъявляются к организаторам массовых акций?

Задание

Используя изученный материал по вопросам экстремистской деятельности, подготовьте сообщение о том, может ли помочь решить возникшие в вашей жизни проблемы участие в экстремистской деятельности, обоснованно объясните своё мнение.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).

Объектом данного преступления выступает политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей.

Объективную сторону образуют публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Понятие экстремизма дается в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», принятом Государственной Думой 27 июня 2002 г.

В соответствии с данным ФЗ экстремистская деятельность включает в себя:

  1. Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
  2. Пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  3. Публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
  4. Финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей. Арифметический подход в оценке признания (или непризнания) публичности неприемлем. В каждом конкретном случае вопрос решается с учетом всех обстоятельств дела: места, времени, обстановки содеянного.

Призывы — это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, когда путем непосредственного обращения к ним формируются побуждения к определенным действиям. В данном случае призывы субъекта имеют конкретную цель — объединить граждан, активизировать их волю и направить поведение в русло прямого осуществления экстремистской деятельности.

Призывы субъекта при этом носят общий характер, т.е. не обращены персонально к кому-либо, в них нет конкретного содержания о месте, времени и способе совершения экстремистской деятельности. Этим они отличаются от подстрекательства к конкретному преступлению либо деятельности организатора, например по объединению толпы к осуществлению массовых беспорядков.

С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется виной в форме умысла. Лицо осознает, что создает, руководит или участвует в организованной группе для совершения преступлений экстремистской направленности, и желает совершить действия, вытекающие из целей такой группы. Мотивы и цели совершения преступления могут быть различными и, не влияя на квалификацию, учитываются в процессе индивидуализации уголовного наказания.

Субъект преступления общий — физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Квалифицирующим признаком организации и участия в экстремистском сообществе закон признает использование субъектом своего служебного положения (ч. 3 ст. 282.1 УК РФ).

Примечание к ст. 282.1 УК РФ содержит поощрительную норму, на основании которой лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от , если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Организация деятельности экстремистской организации (282.2 УК РФ).

Основной объект преступного посягательства — незыблемость основ конституционного строя России, безопасность государства. Дополнительные объекты — интересы правосудия, а также гарантированные Конституцией права и свободы граждан.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской организацией признается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным этим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Экстремистская организация, в отличие от экстремистского сообщества, это легально созданная в предусмотренных законом формах организация, которая уже в процессе своего функционирования выходит за рамки законной деятельности.

Экстремистские организации, предусмотренные ст. 282.2 УК РФ, могут быть коммерческими или некоммерческими, созданными в форме юридического лица или не являться .

Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями по организации или участию в запрещенной судом экстремистской организации. Состав преступления формальный; оно окончено с момента выполнения виновным предусмотренных в ст. 282.2 УК РФ действий независимо от того, какие последствия может повлечь за собой функционирование организации.

Уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ наступает только в случае продолжения деятельности организации после вступления в силу решения суда о ликвидации организации или запрете ее деятельности; продолжение деятельности после ее приостановления не может быть квалифицировано по ст. 282.2 УК РФ и влечет согласно ст. 20.2.1 КоАП РФ «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности». Когда ликвидация организации или запрет ее деятельности были осуществлены судом либо в результате судебной ошибки, либо в результате преднамеренного вынесения неправосудного решения, с позиций принципа вины в уголовном праве организация деятельности или участие в деятельности такой организации не является преступлением.

С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется виной в форме умысла. организаторов и участников должны охватываться все обстоятельства совершения преступления: и экстремистский характер осуществляемой деятельности, и факт наличия вступившего в силу судебного решения о запрете деятельности или ликвидации организации.

Субъект организации деятельности экстремистской организации — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, причастное к деятельности этой организации. Если судебное решение о ликвидации или запрете деятельности организации не исполняется государственным служащим, служащим органа местного самоуправления или служащим государственного или муниципального учреждения, которые не являются членами запрещаемой организации, то их противодействие исполнению судебного решения квалифицируется по ст. 315 УК РФ.

Примечанием к ст. 282.2 УК РФ установлена специальная поощрительная норма, согласно которой лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремистской организации, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного .

Экстремистская деятельность и Интернет: Видео