Почему мы не видим воздух. «Невидимый воздух». Конспект открытого занятия в старшей группе. Логика образовательной деятельности

Для родителей:
внимательно вместе с ребенком рассмотрите плакат.
На нем закодированы основные свойства воздуха.

  • воздух не имеет формы
  • воздух не имеет цвета
  • воздух не имеет вкуса
  • воздух невидим
  • воздух не имеет запаха.

Что бы это доказать, вам предстоит вместе с ребенком

провести ряд опытов.

Опыт №1 " Воздух не имеет формы"

Вам потребуется:

  • три шарика разной формы.

Цель:

доказать, что воздух не имеет формы.

Ход эксперимента:

Ребенок надувает три воздушных шарика, различной формы.

Что происходит:

Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.

Вывод: воздух не имеет формы.

Опыт № 2 " Воздух не имеет цвета"

Вам потребуется: лист бумаги .

Цель : показать, что воздух прозрачен.

Ход эксперимента : сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

Опыт №3 " Воздух не имеет вкуса"
Ход эксперимента:

Задайте ребенку следующие вопросы: а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Вывод: значит воздух не имеет вкуса.

Опыт №4 " Воздух невидимка"


Вам потребуется:

  • две миски с водой и стакан.
Ход эксперимента:
Возьмите в руки пустой стакан и спросите своего малыша:
Как ты считаешь, этот стакан пустой? Посмотри внимательно, есть ли в нем что-нибудь? А сейчас мы это проверим.
Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А теперь вы снова предлагаете опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Вывод : Воздух - невидимка, но окружает нас везде.

Опыт № 5 " Воздух не имеет запаха"

Вам потребуется:

Здравствуйте, друзья!
Сегодня новое заседание БиоТОПа по мотивам вопроса Андрея, который прислала мама Елена Валерьевна Ишимова, автор блога "Смешарики" .
Я немного перефразировала вопрос "Почему воздух прозрачный?", но смысл он от этого не утратил. Итак, добро пожаловать на поляну БиоТОПа.



Слониха (звонит в колокольчик ): Заседание БиоТОПа объявляю открытым!
Кафрский ворон: БиоТОП! БиоТОП!
Слониха: Что у нас на повестке дня?
Кафрский ворон : Абсолютно прозрачная тема. Почему воздух прозрачен? А газ бесцветен?

Глава 1. Стакан наполовину полон? Или...

Сова: А может и нет никакого воздуха? Может воздух, как новое платье короля из сказки, не существует. Увидеть-то его нельзя!
Сурикат : Он точно есть! Мы же им дышим!
Гепард: Я хочу спросить у вас всех про этот стакан. Посмотрите на него.
Гепард продемонстрировал стакан, в котором была налита вода, ровно по его середине.




Мартышка
(затараторила) : Я! Я знаю этот тест! Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Пусть каждый возьмет и ответит, или вспомнит, что он ответил, когда впервые услышал притчу про стакан.
Сова: По мне, туда воды не долили. Пожалели что ли?
Илистый прыгун: А по мне, так и половина стакана воды лучше, чем вообще без нее! Я без влаги не могу дышать, а здесь достаточно, чтобы можно было хвост в нее опустить и продержаться до прилива.
Сурикат: Вот и я думаю, что даже чуточку водички - уже неплохо. Знаете, как мы радуемся, когда дождь идет у нас в пустыне?

Мартышка (прыгая на месте от нетерпения) : Ой, не могу терпеть, объясняю! Я как оптимистка, радующаяся жизни, сразу отвечу, что стакан наполовину полон! Вот и Илистый прыгун, и Сурикат - тоже оптимисты. А пессимист, который склонен замечать в жизни плохое и ворчать, скажет, что стакан наполовину пуст.
Сова : Я не "пустимист"! Я как есть, так говорю. Всю правду выкладываю в глаза! Я этот...
Кафрский ворон : Реалист?
Сова: Да, он!

Гепард: Реалист скажет, что стакан полон на все 100%.
Сова: Дорогой Гепард, хорошо ли Вы видите? Сколько крыльев я Вам показываю? До полного стакана не хватает ровно столько же воды!
Гепард: Как думаете, уважаемая Сова, если я вылью воду из стакана, стакан будет пуст?
Сова (поболтав крылом внутри стакана) : Конечно! Пустой на все сто процентов!

Глава 2. Винить, конечно, некого - Кругом одни молекулы


Орангутан: Это легко объяснить, почему мы не видим воздух вокруг нас! Воздух состоит из разных газов: в основном из кислорода, азота, водорода, углекислого газа. Каждый газ состоит из своих частичек - бесцветных и прозрачных молекул. Они настолько маленькие, что их можно увидеть только в самый мощный электронный микроскоп. Молекулы летают во всех направлениях, расстояние между ними такое, что лучи света легко проходят между ними, не отражаясь от молекул. Поэтому мы воздух не видим.

Мартышка: А дерево мы видим, потому что луч света не проходит через его молекулы?
Орангутан : Понимаете, Мартышка, но молекул дерева не бывает.
Мартышка: Как это не бывает? Я же вижу дерево! Вот если бы вы про воздух сказали, который не видно, еще можно было бы поверить.
Осьминог: Дерево состоит из клеток, а клетки состоят из частей-органоидов. Они как будто маленькие клеточные органы, поэтому их называют органоиды. А вот эти органоиды состоят из разных веществ, а вещества уж состоят из молекул. А молекулы состоят из атомов.



Мартышка
: Большое состоит из среднего, а среднее - из маленького, а маленькое - из малюсенького!
Осьминог: Верно! Древесная целлюлоза - вещество с белыми молекулами, а лигнин - с коричневыми, он-то и придает цвет коре. А стоят молекулы так плотно прижавшись к друг другу рядами, что свет не может через них пройти и отражается. И мы их видим.

Мартышка: Но в общих чертах, я была права!
Орангутан: Правы, милая Мартышка.
Сурикат: А я понял, почему в воде мы можем что-то видеть, но не так хорошо, как на воздухе! Потому что молекулы в воде располагаются не так далеко друг от друга как в газе, но не так близко как в лигнине дерева! Правильно?
Орангутан: Молодец! Вы очень способный молодой Сурикат!

Слониха: Ой, а у нас в стакане какой-то тип сидит! Я его только сейчас рассмотрела!

Глава 3. Я вас вижу насквозь!


Кто-то в стакане: Заметили таки! А я то уж думал, что совсем стал невидимкой.
Кафрский ворон : Выбирайтесь из стакана, милейший, и представьтесь! А то, нарушаете инкогнито весь протокол. Что я должна записывать?
Кто-то в стакане: Попрошу без сложных слов! Я показываюсь. Стеклянный сомик, к вашим услугам!


Из стакана, в котором казалось никого не было, появилась прозрачная, словно стекляшка, рыбка. На воздухе она стала отчетливо видна, в то время, как в воде ее выдавали лишь голова, да небольшая область тела вокруг.


ПЕСЕНКА СТЕКЛЯННОГО СОМИКА
(

Стеклянным призраком слыву,
И тем ужасно горд!
В воде невидимым живу,
И хищник не найдет.

Как невидимкой водной стал? -
Вы спросите, друзья.
Как цвет природный потерял,
Спою вам в песне я.

Труляля и траляля!

Я сам призрак, друзья!

Все мышцы, кожа, чешуя
Утратили пигмент,
Покрылся бугорками я,
Не отражать, чтоб свет.

Чтоб стать прозрачным как вода,
И свет не преломлять,
Я все пространство живота
Стал жиром заполнять.

Труляля и траляля!
Я сом-призрак, я сом-призрак,
Я сам призрак, друзья!

Прозрачен жидкий жир - успех!
Да виден стал хребет...
Посеребрить его не грех,
Чтобы рассеять свет.

Неотразимым хочешь стать,
И жизнь вести беспечную? -
Могу совет бесплатный дать:
"Будь тихим, не отсвечивай!"

Труляля и траляля!
Я сом-призрак, я сом-призрак,
Я сам призрак, друзья!



Слониха
: Очень приятно познакомиться, Стеклянный сомик! А почему же в воде Вы почти не видны, а на воздухе заметны.
Стеклянный сомик: Так я же в воде живу, поэтому и настроен под ее особенности. В воде плотность больше, чем в воздухе. Вот поводите рукой в воздухе и воде и вы почувствуете разницу! Если бы мое тело было заполнено воздухом, а не жиром, то я бы отличался по плотности от воды очень сильно, и был бы заметнее.

Сурикат и Мартышка стали размахивать лапами в воздухе, а затем в воде.
Мартышка: Вода сопротивляется движению!
Сурикат : Ага!

Сова: Да Вы, батенька Сом, живое пособие по изучению скелета!
Орангутан: Вы очень правильно подметили, уважаемая Сова! В лабораториях специально выводят животных с прозрачной кожей и органами, чтобы изучать внутренние процессы при жизни животного, без всякого вреда для этих существ. Изучают стеклянных лягушек, рыб. А недавно вывели даже прозрачных мышей!
Осьминог: Хотите, я покажу вам фокус с исчезновением сокровищ?
Сурикат: Конечно!

Глава 4. Исчезновение кристалла




Осьминог: Я однажды случайно нащупал на дне этот предмет. Он конечно, оказался из стекла, но ведь мог бы быть и алмазом! Видите какой кристалл?
Мартышка: Какой большой и красивый!
Осьминог: А теперь - фокус с исчезновением! Опустим кристалл в стакан с водой!
Сурикат: Ой! Он как будто растворился. Я хочу его потрогать, там ли он еще.
Сурикат опустил лапку в стакан и потрогал кристалл.
(Проделайте подобный опыт со стеклянными прозрачными предметами, заставляя их "исчезать" в воде)

Сурикат: Он там! Честное сурикатское! Я его нащупал!
Мартышка : Вот как можно хранить бриллианты у всех на виду, в аквариуме с золотыми рыбками.
Осьминог: Кристалл почти исчез в воде, как и наш друг Стеклянный сомик.




Мартышка
: Немножко все таки отсвечивает. Но ведь алмаз прозрачный и твердый. У него не могут быть большие расстояния между молекулами, как у воздуха. Почему же он пропускает свет?
Осьминог : Верно. Частицы в алмазе расположены в особом близком порядке, слагая кристаллическую решетку. И свет проходит сквозь нее.

Кристаллическая решетка алмаза.


Орангутан : В стекле хоть и нет кристаллической решетки, но частички тоже располагаются упорядоченно.
Осьминог: Пятьсот миллионов лет назад в морях палеозоя водились трилобиты - родственники раков. У них глаза были покрыты прозрачными твердыми очками из кальцита. Они пропускали свет через серединку кристаллической ромбической решетки.
Стрекоза : Как это романтично! Рыцарь в хитиновой броне с хрустальными глазами! Жаль, что они все вымерли...
Осьминог : Броня была полная, включая глаза.

Мартышка: А ведь и у нас есть прозрачные части в организме! Глаза покрыты прозрачной пленкой - роговицей. Только она гибкая, не как у трилобитов.
Осьминог : Какое тонкое замечание, милая Мартышка! А внутри глаз заполнен стекловидной жидкостью, чтобы свет мог попадать внутрь глаза.
Орангутан: А у растений кожица, покрывающая лист, тоже прозрачная, чтобы пропускать свет к зеленым клеткам с хлорофиллом, для производства питания.
Осьминог: И наши клетки заполнены прозрачным гелем - цитоплазмой.


Гепард
: И все же стать похожими на воду легче, чем стать похожими на воздух. Поэтому прозрачные животные встречаются чаще в воде - медузы, гребневики, рачки.
Стрекоза (взмахивая крыльями) : Не скажите, коллега! У насекомых часто прозрачны крылышки, чтобы быть незаметнее в полете!
Мартышка : Так вот почему у комаров крылья прозрачные! Чтобы как можно незаметнее ко мне подобраться и незаметнее улететь, когда укусят! Какое коварство!
Осьминог: Да, уважаемая Мартышка. Прозрачностью пользуются и хищники, скрываясь от своих жертв.
Стеклянный сомик : Например, стеклянные окуни так поступают.

Сова : Постойте! До меня сейчас только дошло! Так что же получается? Если бы молекулы воздуха были цветные, то и воздух был цветной?

Глава 5. Так ли уж прозрачен воздух?


Орангутан : Скорее всего, так бы оно и было, уважаемая Сова! Но тогда мы бы видели очень плохо.
Сурикат: А вот у нас по утру в пустыне воздух становится мутным, а вдали белый, как молоко.
Сова: Так это же туман!
Орангутан : Да, это туман. Видимость в тумане снижается, из-за того, что в воздухе кроме бесцветного газа летают очень мелкие капельки воды. Они отражают свет, и не дают ему свободно проходить. Поэтому мы не видим, что происходит вдалеке.
Мартышка: А в промышленных городах в воздухе летают частички сажи, и всяких химикатов. От выхлопов автомобилей. И воздух загрязнен.
Осьминог: А в квартире летает пыль! Посмотрите на солнечный луч, проходящий из окна. В нем летают пылинки.
Орангутан: Да, абсолютно чистый воздух встретить сложно, в нем всегда есть свои большие и маленькие воздухоплаватели. Споры грибов и бактерий, пылинки и частички сажи, семена растений.



Осьминог: Предлагаю пойти на рыбалку, то есть я хотел сказать на охоту на воздухоплавателями за вашим окном. построим ловушку для воздухоплавателей! Выясним, так ли уж прозрачен воздух за окном.

Материалы и оборудование: бумажные тарелки, вазелин, палочка, скотч.
1. Прикрепите бумажную тарелку донышком на палочку с помощью скотча.
2. Намажьте тарелку толстым слоем вазелина. Другую тарелку обклейте скотчем липкой стороной наружу.

3. Выставьте тарелки за окно в ветреный день.
4. Через сутки занесите ловушки домой и рассмотрите их. Улов ловушки будет зависеть от времени года, и от высоты этажа, на котором вы живете. Сравните, какая ловушка оказалась эффективнее и наловила больше воздухоплавателей.
5. Проведите несколько исследований таких воздушных ловушек: весной, летом, осенью и зимой. Сравните показатели и сделайте выводы.

ПС: такая ловушка позволяет улавливать семена, переносимые ветром на лугах. Так изучают распространение этой группы растений по воздуху.

Сурикат (поднимая руку ): Стесняюсь спросить... Вот вы говорили про прозрачных животных, и мне покоя не дает вопрос все это время. А кто такие гребневики?

Глава 6. Кто такие гребневики?


Осьминог: Гребневики немного похожи на медуз. Когда-то давно их даже относили к одному типу кишечнополостных. Но сейчас, когда поближе познакомились с их строением, стало ясно, что это самостоятельный тип животных. У них нет ядовитых стрекательных (крапивных) клеток, а есть липкие клетки - коллоциты на щупальцах. Ими они захватывают и приклеивают добычу.
Илистый прыгун: Гребневиками их назвали за реснички, с помощью которых они плавают. А еще они очень красивые. Хоть и прозрачные, эти существа светятся в глубине морей и океанов, мерцают ресничками как гирлянды.

Мартышка: А давайте, пока наши ловушки ловят, нарисуем этих гребневиков и других прозрачных животных. Я один способ знаю, даже два способа, нет даже три способа, чтобы их нарисовать!
Сова : Уж определитесь, Мартышка, со способами-то!
Мартышка (загибая пальцы ): Первый - на черной бумаге белым мелом нарисовать, а цветными мелками кое-где обвести. Только у меня нет цветных мелков...
Орангутан : Значит, вычеркиваем способ. Но у кого мел в наличии, может запросто нарисовать картину.

Мартышка : Ну, хорошо - вычеркиваем... Второй способ - граттаж. Процарапывание по черному фону. Но бумагу надо заранее подготовить. Сначала натереть толстым слоем цветных восковых мелков, а затем покрыть сверху густой смесью из черной туши и гуаши. А потом, когда все высохнет, процарапывать изображения с помощью шила или зубочистки. У меня есть маленький листок с уже подготовленным фоном. Только шила у меня нет....
Гепард: Не беда! У меня есть подходящие острые когти!
Орангутан : Наверное хорошая картина получится. А третий - какой способ?
Мартышка : А третий способ - обвести белой свечой и восковыми мелками изображения, а потом сверху покрыть акварельной краской. И у меня есть и восковые мелки, и свечка, и акварельная краска.
Сурикат : Тогда, будем рисовать! Только я еще плохо умею рисовать. Мне бы подсказку.



Осьминог : По просьбе нашего Суриката сделаем шаблон. На нем первые два рисунка - гребневики, а два нижних - медузы. Подложим наш шаблон под акварельный лист, закрепим на стекле окна и обведем восковыми мелками и кое-где свечкой. А потом возьмем кусочек поролона, вставим его в прищепку и черной акварельной краской покроем весь лист.
Мартышка : А мы с Гепардом будем рисовать в технике граттаж.


Орангутан
(задумчиво осматривая картины ): Хм... А разные техники дали различный эффект! Но с акварелью получилось больше движения.
Сурикат: Ой, как мне понравилось рисовать! Даже захотелось такой сделать мобиль с объемными гребневиками!
Осьминог : А хорошая идея! Сделаем в следующий раз. А сейчас нам пора посмотреть, что же наловили ловушки.

Все отправились смотреть на ловушки.
Орангутан: Для вазелина задача оказалась трудной. Низкая температура весны сделала его твердым для ловли. Зато скотч справился хорошо. Поймал мошек и частички песка.
Слониха (рассматривая тарелку) : А ведь это рисунки ветра! Но я думаю, что пора закрывать наше сегодняшнее прозрачное заседание!



Кафрский ворон : БиоТОП! БиоТОП!
Гепард: Постойте! Воздух несет в своих потоках моего кандидата! Видите точку над озером?
Слониха: Мы с радостью встретим нового коллегу. Но представлять его будем в следующей серии!

Вот и завершилась очередная встреча на поляне БиоТОПа. Хочется выразить благодарность Елене Валерьевне за поддержку рубрики. А Андрею выдаю от блога "Магия биологии" сертификат почетного почемучки.


Рубрика открыта для новых вопросов от почемучек. Пишите вопросы в комментариях, на почту! Не стесняйтесь!
На подготовку ответа я трачу много времени, но ведь любое хорошее представление в театре требует этого. Я обязательно отвечу вместе с моими помощниками из пальчикового театра.

Правин Кадамбари

Почему мы не можем видеть газы?

Я не уверен, что заставляет молекулы газа быть невидимыми. Этот вопрос может выглядеть глупым, но я действительно хочу знать историю, стоящую за этим.

Кот Шредингера

Кто сказал, что мы не можем видеть молекулы газа?

Бернхард

@ Удивительно, это не совсем объяснение, верно?

Карл Виттофт

@iamnotmaynard Этот сайт в основном действителен, хотя и несколько запутанный. Голубое небо обусловлено рассеиванием синего, а не поглощением других цветов (как, например, в случае с синим листом бумаги). Если бы не было рассеяния, солнце было бы ярче, а остальное небо казалось бы черным. Тем не менее, нерассеянный свет (или цвета заката) не является результатом цвета атмосферы, а является лишь остатками солнечного света после того, как некоторые цвета были удалены от прямого пути.

Хенк Лангевельд

Спросите себя, «невидимый для кого ?» Видимость субъективна для наблюдателя.

Ответы

DavePhD

(фотография предоставлена ​​Эфрамом Голдбергом)
[Примечание: крайняя левая ампула охлаждается до -196 ° C и покрывается белым слоем инея .]

N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 хороший пример цветного газа. N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">N N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">2 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">О N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">4 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">N N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">2 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">О N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">4 (бесцветный) существует в равновесии с N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 , При более низкой температуре (слева на фото из Википедии), N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">N N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">2 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">О N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">4 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">N N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">2 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">О N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">4 является предпочтительным, в то время как при более высокой температуре N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 является предпочтительным.

Чтобы газ имел цвет, необходим электронный переход, соответствующий энергии видимого света.

Если бы наши глаза работали около 100 нм, мы бы жили в очень темном мире, почти весь свет был бы поглощен атмосферой. То же самое, если они работали на 10 микрометров. Но наши глаза развились, чтобы использовать свет, который был им доступен; и этот свет был между 400-700 нм; прямо в середине этого падения поглощения (очевидно, что вам нужно посмотреть на спектры поглощения азота и кислорода, чтобы получить полную картину).

Так что причина, по которой мы не можем видеть обычные газы; потому что эволюция оптимизировала наши глаза, чтобы работать таким образом. Если бы мы развивались в атмосфере, состоящей в основном из газообразного хлора, я бы поспорил, что мы все еще будем спрашивать: «Почему мы не можем видеть газы?» и кто-то придумал бы контрпримеры того, как (в их мире) редкие газы, водяной пар, кислород и азот были видны.

В какой-то другой части электромагнитного спектра воздух может быть виден.

Одна из причин, почему глаза стали чувствительными в «видимом» спектре, заключается в том, что воздух там не поглощает. Иначе глаза были бы бесполезны: ты не увидел бы ничего, кроме воздуха. Наши глаза могут сказать нам, что происходит вокруг, только если они используют часть спектра, где воздух не поглощает.

Карл Виттофт

Это, как я уже говорил, только часть истории. Оказывается, есть только определенные диапазоны длин волн, к которым чувствительны классы химических веществ, которые могут производить животные. Существуют и другие спектральные полосы с высокой проницаемостью в атмосфере, но нет органического соединения для их обнаружения.

@CarlWitthoft Вы правы. Я не стал подробно останавливаться на этом, но, вероятно, обновлю свой ответ.

DavePhD

@mpv тетраоксид азота не виден, диоксид азота есть.

грабить

Один фактор, который следует иметь в виду, заключается в том, что для материала низкой плотности с относительно слабыми взаимодействиями со светом общая масса столба, через который проходит свет, будет иметь большое значение в воспринимаемом цвете. Например, если вы наполните белую ванну водой, вы заметите, что сантиметровый столб воды из-под крана (или из вашего стакана с водой) прозрачен, а столбец шкалы дециметров в нижней части ванны - прозрачный. отчетливо синий.

Вы можете увидеть тот же эффект, если взглянуть на зеленую или коричневую гору с расстояния в несколько десятков миль: зелень и коричневые пятна размыты синим цветом многих тонн воздуха.

wbeaty

Почему жидкости невидимы? И почему газы похожи на серебристые капли? (... спрашивает существо, которое всю свою жизнь провело под водой.)

Газы прозрачные, невидимые. Жизнь на дне «океана воздуха» может дать определенным дышащим воздухом организмам искаженную точку зрения.

Если бы мы провели наши жизни в вакууме, то мы бы подумали, что воздух и вода были прозрачными жидкостями. Мы заметили бы, что воздух изгибает свет намного меньше, чем вода. В условиях вакуума чистый мешок с воздухом будет вести себя не так, как линза, по сравнению с прозрачным пакетом с водой.

Фактическая демонстрация классной комнаты: получите аквариум, полный воды. Заполните водяной шар. Теперь держите шар, погруженный в аквариум, и дайте ему выпустить воду. Вижу ничего? Нету. Это очевидно доказывает, что вода невидима. :) И если бы у нас была газонаполненная среда, а затем выпустили содержимое газонаполненного баллона, мы могли бы доказать себе, что газ невидим. Нет? Мы воздушные рыбы, живущие на дне азотного океана, и твердо убеждены, что газ является невидимым материалом.

Газ может быть очень заметен. Солнце все сделано из газа и совершенно непрозрачно. Внутри солнечного света частицы (фотон) перемещаются только на сантиметры (в очень глубоких) километрах (ближе к поверхности), прежде чем они будут поглощены. Не очень отличается от других "частиц" местного газа. Таким образом, вы не можете видеть солнце в свете (вы можете использовать акустические волны в качестве подповерхностной диагностики, но это уже другая история).

То, что мы называем «солнечной поверхностью», - это слой далеко, где газ становится достаточно разреженным, чтобы стать прозрачным. Там фотоны убегают как солнечный свет. Газ там на самом деле гораздо менее плотный, чем прозрачный воздух вокруг нас, потому что он состоит из почти чистого водорода (что делает его совершенно непрозрачным для видимого света, если достаточное количество атомов водорода захватывает дополнительный (второй) электрон, процесс, понятный только в 1940-х годах)).

Небольшая часть очень маленькой части, которая попадает на землю, рассеивается в нашей атмосфере; те, которые отскакивают от вашего глаза, образуют голубое небо, которое вы видите. Синий не потому, что они изменяют энергию (цвет), а только потому, что больше фотонов рассеивается в синем, чем в красном - поэтому солнце показывает красный цвет на закате, потому что больше синего испускается прямо на ваш глаз.

Вопрос хороший, потому что прозрачность газов кажется нам нелогичной. Вот почему "излучательный перенос в звездных атмосферах" является продвинутой темой в курсах астрофизики. Свет, который исходит от звезд, является нашей основной диагностикой, чтобы понять их, но интерпретация этого света требует хорошего понимания непрозрачности звездного газа. Гуглите эту тему и читайте мои конспекты...

Ли Райан

Солнце производит свой собственный свет, который мог бы подавить любое подобие света, идущего с другой стороны, даже если он полностью прозрачен.

Ричард Тингл

Стоит отметить, что (в подавляющем большинстве) солнце не является газом. Это плазма; четвертое состояние материи, где электроны полностью отделены от ядер

Роб Руттен

@Richard Tingle - Да, действительно, только в нижней части солнечной атмосферы, именно в тот слой, куда выходит видимый свет, газ (в основном молекулы водорода) нейтрален, причем одна десятая части промилля имеет второй электрон и управляет выходом солнечное излучение мы видим. На большей глубине от солнца газ все больше ионизируется; в ядре он действительно полностью ионизирован (все электроны выключены). Все еще "газ", поскольку он все еще подчиняется простому "закону идеального газа" P = NkT.

Ричард Тингл

Сказать, что плазма - это разновидность газа, это все равно, что сказать, что газ - это разновидность жидкости, потому что она не имеет определенной формы. Они очень разные звери; очевидно, что они ведут себя очень по-разному в электрическом и магнитном полях, но более тонко они имеют коллективные взаимодействия на большом расстоянии и могут двигаться "как масса", в то время как газовые взаимодействия всегда являются взаимодействиями двух частиц. Смотрите эту вики-страницу, в частности, раздел, объясняющий разницу между газом и плазмой: en.m.wikipedia.org/wiki/Plasma_(physics)

Хенк Лангевельд

Видимость субъективна

Видимость субъективна, вам нужен наблюдатель .

Вы просили историю. Это начинается с наших самых ранних предков, которые разработали датчики, чувствительные к электромагнитному излучению.

Что за датчики и какое излучение? Что бы ни случилось.

В начале? Какое бы излучение ни было доступно, все, что попадало в атмосферу с достаточной энергией, чтобы достичь поверхности Земли.

По мере изменения атмосферы датчики адаптировались к излучению, которое должно было пройти.

Со временем эти сенсоры превратились в глаза. Как они сделали со многими другими видами.

Риджул Гупта

Я просто должен был вставить сюда!

В расширении вашего вопроса вы спрашиваете, что

Я не уверен, что заставляет молекулы газа быть невидимыми

Ну, все «молекулы» невидимы для наших глаз, у нас просто нет разрешения, чтобы видеть их, если у вас есть атомно-силовой микроскоп, вы можете видеть их вот так

Тем не менее, вы можете видеть много газов в целом, как ясно продемонстрировал @DavePHD!

Если вы по-прежнему намерены говорить о том факте, что вы можете видеть практически все твердые или жидкие вещества, а не все газы, вы должны взглянуть на людей, которые бьют себя в зеркала или очки, поскольку они тоже становятся невидимыми для нас в различных случаях.

В то время как почти все твердые частицы и жидкость организованы достаточно, чтобы по крайней мере отражать свет, газы слишком разбросаны, чтобы сделать это! Единственное свойство, которое позволяет газам становиться видимыми, - это поглощение или испускание фотонов, если во время поглощения дополнительный свет находится в видимом диапазоне, мы можем видеть газ, и если излучаемый свет находится в видимом диапазоне, мы можем видеть его, в противном случае мы просто можем не с нашими глазами!

В последнем абзаце не думайте о тумане или других подобных вещах, которые выглядят как газы, и говорите, что они отражают! Есть другие феномены, которые играют там, и кроме того туман не газ! Отражение происходит только от газов, когда оно нечистое и имеет более коллоидную природу, так как частицы дыма делают его в дыму черным / серым / белым!

Дэвид Уайт

В ответе есть биологический компонент. По сути, среда выбирает атрибуты, которые увеличивают вероятность того, что вид будет успешным в передаче своих генов будущим поколениям. Исходя из этого, если такое чувство, как зрение, развивается у вида, оно будет развиваться таким образом, чтобы максимизировать полезность этого чувства. Для земной атмосферы глаза различных видов «настроены» на конкретные длины волн света, которые не поглощаются атмосферой, потому что эти длины волн дают этим видам наибольшую информацию об окружающей среде и, следовательно, увеличивают их шансы на размножение.


На нашем интернет-уроке по окружающему миру мы поговорим о том, без чего бы не существовали мы, природа, планета Земля. Да! Это воздух. Что такое воздух?…

Воздух и свойства воздуха

Воздух — это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.

Газы не имеют формы. Они распространяются во все стороны и заполняют весь доступный объём.

Воздушная оболочка Земли — атмосфера — защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.

Слои атмосферы:

Воздух необходим всему живому для дыхания и для создания органических веществ.
Смотрим познавательный видеоролик с 5.55

Какие свойства имеет воздух?

О свойствах поподробнее.

Сейчас вы видите все то, что вокруг вас: стены, компьютер, шкаф, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? Верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это?

Исследование 1 .

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? Появятся пузырьки воздуха.

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? А ваши стены? А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный .

Исследование 2 . А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?… Пахнет чем-нибудь воздух? А как же запахи в кондитерской, аптеке? … Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет .

Исследование 3 . Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?

Вывод: воздух не имеет вкуса

Исследование 4. Возьмите в руки книгу. Какой она формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Вывод: воздух не имеет форму.

Исследование 5. Воздух упругий

Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось?

Теперь посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Могу ли я сделать первый шарик таким же упругим, как и второй? Что для этого нужно сделать?…. Верно, добавить воздуха. А что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?…… (Воздух сжимается).

У вас, наверняка, есть велосипед. Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? ….. также прыжки на спортивных велосипедов делают как раз из-за воздуха в шинах.

А где еще используется это свойство?…..

Исследование 6. Воздух легче воды, то есть менее плотный, чем вода.

Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Вот почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг.

Исследование 7. Воздух — плохо проводит тепло.

Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

Верно, между этими двойными стеклами находится воздух, который не пропускает холод и дома становится гораздо теплее. Так как воздух имеет низкую плотность, он плохо проводит тепло.

Если воздух плохо проводит тепло, почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? Ч то же греет землю, снег ли?….

Между снежинками — воздух, он не пропускает холод.

Подумайте, как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?…. А что происходит с мехом животных к зиме?…

Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, а человек надевает тёплый свитер, шубу.

Исследование 8. При нагревании расширяется

Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Почему батареи в комнатах устанавливают внизу, под окном? Что происходит с горячим воздухом?

Да, когда воздух нагревается, воздух расширяется, то есть становится легче и поднимается вверх.

Теперь вы сможете объяснить по какому принципу летает воздушный шар?


А китайские фонарики?

А может ли быть одинаковая температура: днем и ночью? зимой и летом? у полюсов и на экваторе?

Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается). Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).

А это значит, на Земле происходит постоянное перемещение воздуха, а попросту дует ветер.

Ветер — это движение воздуха.

Ветра приносят и пользу и вред.

Представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем промышленно развитом городе, где есть заводы, фабрики, шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей.

Есть ветра, которые приносят много бед.


Как использует человек свойства воды

Человек издавна научился использовать силу воздуха, как источник энергии.
Он изобрел парус , который позволил ему отправиться в путешествие.


Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.


Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.


Одним из способов передвижения по воздуху – воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 183 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом.

На воду нельзя надёжно опереться — она жидкая. Однако водному лыжнику это удаётся, если развить достаточную скорость. Воздух — ещё менее плотный, чем вода. Но если развить большую скорость, то оказывается на него можно опереться. Это открытие позволило создать более совершенные летательные аппараты.

Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой. Например, если заполнить воздушный шарик более лёгким газом — водородом, то они полетят вверх.

Парашют может планировать по воздуха благодаря плотности воздуха.

Вы знаете, что вода при нагревании превращается в пар, газообразное состояние, а если пар остудить — получится опять жидкое состояние.

Оказывается, любой газ тоже можно превратить в жидкость, если охладить. Только для этого потребуется очень низкая температура.

Углекислый газ , охлажденный до твёрдого состояния, используют для замораживания продуктов и называют сухим льдом. А тает он при -78 градусов С.

Жидкий азот образуется при температуре -196 гр.С. Его используют в медицине.

Чистый кислород используют для дыхания больных. Им наполняют акваланги для подводного дыхания. кислородные маски есть в самолётах для чрезвычайных ситуаций.

А жидкий кислород нужен для окисления топлива космических кораблей. Ведь без кислорода невозможно не только дыхание, но и горение.

Все мы понимаем, что воздух нашей планете просто необходим. Его следует беречь!



Задачи:
*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:
Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.
Пособия:
Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1. «В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3: «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

Опыт 4. «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Опыт 5. «Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

Опыт 6. «Веер»
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель: Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 7 «Мы дышим воздухом».

Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? – пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Опыт 8 «Дудочка»
Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Опыт 9 «Мыльные пузыри»
Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Дети: Воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Воздух вкуса не имеет.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:
* Почему бывают волны на море, на реке?
* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?
* Воздух бывает холодным, тёплым.
* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?
Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!