Презентация на тему климатические пояса африки. Личностно-ориентированный урок-презентация "климат африки". Отмечена самая высокая температура ____________

Африка - самый жаркий материк Земли, чему она обязана своим географическим расположением. Континент располагается в четырёхклиматических поясах: экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом. Африка находится между 37° северной и 34° южной широты - то есть в экваториальных и тропических широтах.

Экваториальный пояс Африки расположился на берегу Гвинейского залива и протянулся вглубь материка до озера Виктория. Круглый год здесь господствует экваториальная воздушная масса, поэтому сезоны года отсутствуют, здесь постоянно жарко, и очень часто идут сильные дожди. Из-за обильного увлажнения (2-3 мм в год) и очень тёплого климата (выше +20°-+30°С в течение всего года) здесь сформировалась природная зона влажных экваториальных лесов. В лесах Африки сосредоточено невообразимое количество видов животных и растений, многие из которых еще неизвестны науке. Внутренние районы экваториального пояса остаются по-прежнему незаселенными.

Субэкваториальный пояс Окружает экваториальный с севера, востока и юга. В отличие от него, здесь уже нет круглогодичных дождей, а появляется выраженный дождливый и сухой сезоны. Летом в поясе господствует экваториальная воздушная масса, приносящая сезон дождей. Количество осадков и продолжительность этого сезона сокращаются по мере удаления от экватора. В районах материка, где сезон длится большую часть года формируются переменно-влажные леса, там же, где сезон дождей длится меньше полугода осадков уже становится недостаточно для развития древесной растительности - там возникают редколесья и саванны. Стоит отметить, что лето в Африке приходится на июнь-август в северном полушарии и декабрь-февраль в южном, потому, когда в одной части субэкваториального пояса идёт сезон дождей, в противоположной господствует тропическая воздушная масса - то есть наступает засушливый сезон.

Тропический пояс Африки чётко делится на северный и южный. Здесь круглый год стоит ясная погода, а дождей практически нет. Количество осадков уменьшается при удалении в глубь материка. Так как очень большая площадь Африки расположена именно в северных тропических широтах, здесь формируются оптимальные условия для формирования пустынь - сухой воздух, повышенное давление за счет тропической воздушной массы и удаленность от океана. Именно поэтому Африка считается материком классического развития пустынь. Кроме засушливости тропиков Африки здесь следует отметить огромные перепады температур. Летом, когда Солнце поднимается высоко, оно буквально раскаляет песок пустыни, а температура воздуха поднимается выше 30 и даже 40 градусов. Самая высокая температура воздуха в Африке и во всем мире была зарегистрирована в Ливийской пустыне и составила +58°С. В то же время, после захода Солнца температура резко падает на несколько десятков градусов, а зимними ночами опускается даже до отрицательных значений.

Субтропический пояс растянулся узкой полоской по северному побережью Африки, а также - на самом юге материка. Он также делится на северный и южный. В субтропиках в течение года сменяется две воздушные массы: летом приходит тропическая, потому лето в субтропиках жаркое и сухое, а зимой - приходит умеренный воздух, принося осадки. Здесь сформировалась природная зона жестколистных и вечнозеленых лесов. Однако, в первозданном виде она практически нигде не сохранилась, так как территория субтропиков активно преобразовывается под хозяйственной деятельностью человека.

Отдельных регионов определяются количеством осадков, длительностью сезона дождей. Обширные территории испытывают недостаток влаги. Для Африки характерен перенос тропического воздуха пассатами. Высокие берега затрудняют поступление влажных ветров. Западные берега в тропических широтах омываются холодными течениями. На территории Африки выделяется семь : экваториальный, два субэкваториальных, два тропических и два субтропических.

Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Между двумя тропиками полуденное солнце всегда находится высоко над и дважды в год бывает в зените. Даже зимой среднемесячные температуры не опускаются ниже +18…+20 °С. Больше всего света и тепла получает Сахара. Летние температуры здесь более +30 °С. В в районе Триполи наблюдался абсолютный максимум температур на Земле +58 °С. Африка - самый жаркий материк.

Экваториальный пояс охватывает значительную часть бассейна и побережье Гвинейского залива: простирается до 7-8° с. ш. и 5° ю. ш. В связи с сильным нагреванием поверхности земли в Конго ливневые осадки выпадают в течение всего года (рис. 50-1). Самое влажное место Африки находится у подножия г. - 9655 мм в год. В режиме осадков
выделяется два максимума, связанные с наиболее высоким положением Солнца.

Количество атмосферных осадков превышает испаряемость в 1,5-2 раза. Среднее количество осадков около 2000 мм. Высокие температуры +26…+28 °С и большая обеспечивают непрерывный рост растений. Для экваториального климата характерен один сезон - летний с ежедневным выпадением после полудня сильных (зенитальных) дождей.

На восточном побережье формируется тропический влажный климат с максимальным количеством атмосферных осадков летом.

Субтропический пояс охватывает крайние север и юг Африки. На побережье Средиземного моря и на юго-западной окраине материка формируется субтропический с сухим жарким летом (+28 °С) и теплой влажной зимой (+12 °С, осадки до 1000 мм) (рис. 50-4). Субтропический влажный климат на юго-востоке Африки отличается равномерным распределением осадков в течение года. Зимой они связаны с западным переносом воздушных масс, а летом - на всем юго-восточном побережье дуют ветры с . Атмосферные осадки составляют 1500 мм. Летом значительное количество влаги остается на склонах Драконовых гор, зимой - на западных склонах Капских гор. Субтропический континентальный климат характерен для пустынь Капских гор и Кару.

Широкому использованию запасов тепла для ведения сельского хозяйства в препятствует недостаток осадков и частые . При осадках 600-800 мм урожаи неустойчивы, а при меньшей величине земледелие без невозможно. В пустынях и можно заниматься только в оазисах. Огромные территории заняты малопригодными для жизни человека и непроходимыми экваториальными лесами. Низкое плодородие многих типов почв и опасные тропические болезни сдерживают развитие хозяйства в Африке.

Африка расположена в экваториальном, субэкваториальных, тропических, субтропических климатических поясах. Климат Африки определяют ее географическое положение, пассаты, океанические течения, особенности рельефа. Достаточное количество тепла позволяет выращивать тропические и субтропические культуры.





Реши проблему: Почему Африка самый жаркий материк на Земле?Почему Африка самый жаркий материк на Земле? Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях?Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях? В каких климатических поясах располагается Африка?В каких климатических поясах располагается Африка?





Средние температуры зимы и лета. Годовое количество осадков. Климатические пояса. В январе: от +8 С на севере до +24 С на юге. В июле: от +32 С на севере до + 8 С на юге. От 3000 мм осадков на западном побережье Африки; от 1000мм до 2000 мм в экваториальной Африке; Менее 100 мм осадков в районе тропической Африки. Основные: экваториальный, тропический; Переходные: субэкваториальный, субтропический. Климат Африки.


План анализа климатограммы: Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме (месяцы года указаны буквами). Что по ней можно узнать? Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур? Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года? Сделайте вывод о типе климата.






Работа с климатической картой. Что такое изотермы? Какова средняя июльская температура у озера Чад? Какая средняя январская температура в бассейне реки Оранжевая? Что обозначают на карте цифры красного и черного цвета около города? Где на континенте выпадает самое большое количество осадков? Где меньше всего осадков?


Проверь ответы Назовите климат территории, который имеет такие особенности: Характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января +24 С, июля +30 С. Количество осадков мм. Территория находится в области высокого атмосферного давления, осадков мало (менее 100 мм). Средняя январская температура воздуха здесь +10 С, июльская +38 С.
Большая часть южной Африки находится севернее 30 ю.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от южной Африки самый крупный на земном шаре о.Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь расположены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а на выходах кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ). В южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года.

Класс: 7

Презентация к уроку






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Модель взаимодействия учителя и учеником на уроке представляет собой активное обучение, центрированное на ученика и выполнение задания. Роль учителя- консультант, эксперт, направляющий деятельность. Опорный конспект строится по готовой схеме учителя, но учитель не дает все сразу в готовом виде, а постепенно логически подводит к каждой части материала. Ученикам предлагается самим находить решения вопросов, используя картографический материал.

Цель: ознакомить учащихся с климатом Африки.

Задачи:

  • научить принципам построения опорного конспекта. Научить давать характеристику климата в различных климатических поясах, используя опорный конспект;
  • формировать умение работать с климатическими картами, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Предполагаемый учебный результат.

  • Умение отметить информацию на контуре континента, используя условные обозначения.
  • Умение искать климатические показатели на картах и давать характеристику климата.
  • Делать выводы о влиянии климатообразующих факторов на климат.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку, карта Африки, атласс, кодоскоп, материал для кодоскопа (климатограммы – Приложение 1 ), цветные карандаши, контур континента из картона.

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы работы. Словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, кодоскопный материал), практические (работа с картой, построение опорного конспекта на контуре континента).

ХОД УРОКА

1. Актуализация темы

Дидактический прием – постановка проблемной ситуации, проблемный вопрос.

Учитель. Мы продолжаем с вами изучение Африканского континента. Меня как-то спросили, действительно ли Африка самый жаркий континент на планете? И нужно ли брать с собой теплую одежду, собираясь в путешествие по Африке?
Вот это и предстоит нам с вами выяснить. Слайд 1 – тема урока.

2. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня вы попробуете конспект не записать в тетради, а нарисовать. Будем с вами строить опорный конспект, где информацию отметим в виде условных обозначений.

Слайд 2 (шаги построения опорного конспекта появляются на одном слайде при нажатии Enter или стрелки вниз)

(Enter) Обвести контур континента в тетради, правильно ориентируя его.
(Enter) Обозначить экватор, северный и южный тропики

Вопрос. Как географическое положение влияет на климат?

Предполагаемый ответ. От месторасположения зависит какие климатические пояса располагаются на территории

По карте климатических поясов ребята определяют какие из них находятся в Африке.
(Enter) Используя карту обозначить границы климатических поясов.
(Enter) Расскрасить, подписать названия в легенде.

Вопрос. Есть ли в этом списке хоть один холодный пояс?

Предполагаемый ответ. Нет

Вопрос. Какие климатические пояса являются главными, какие переходными?

Предполагаемый ответ. Главные: тропический, экваториальный. Переходные: субтропический, субэкваториальный.

Учитель. Попробуем дать характеристику климатических поясов. Начнем с экваториального.

Предполагаемый ответ. Экваториальный влажный, теплый.

Дети в 7 классе часто затрудняются по памяти назвать характеристики климата.

Учитель. В атлассе есть специальные карты. Которые вам помогут без затруднений назвать климатические показатели поясов. Учитель показывает принципы чтения климатических карт.

Предполагаемый результат. Умение считывать средние и максимальные показатели климата (температура и осадки).

(Enter) На контуре в экваториальном поясе условными обозначениями указываем влажность и температуру.

По такому же принципу заполняется тропический пояс. После ответов учеников, нажимая клавишу v или Enter появляются ответы.

Учитель . На физической карте Африки найдите и назовите пустыни.

Предполагаемый результат. Ребята называют пустыни (Сахара, Ливийская, Нубийская, Калахари, Намиб)

Учитель. Мы описали главные климатические пояса. А как изменяется климат в переходных поясах?

Предполагаемый результат. Ребята называют принципы изменения климата по сезонам в переходных поясах.

Учитель. На нашем опорном конспекте изменение воздушных масс мы отметим крупными стрелками красного цвета для лета, синего – для зимы.
(Enter) обозначение в легенде
(Enter) нанесение стрелок на контур

Предполагаемый результат. Ученики наносят условные обозначения и комментируют (в субэкваториальном поясе летом воздушные массы дуют со стороны экваториального пояса, поэтому лето будет теплым и влажным; зимой воздушные массы дуют со стороны тропического пояса, поэтому зима будет жаркой и сухой. Таким же образом заполняют и комментируют климат субтропического пояса)

Учитель. Мы уже рассмотрели и описали некоторые климатообразующие факторы: географическую широту и циркуляцию воздушных масс. Какие еще факторы могут влиять на климат?

Предполагаемый ответ. Течения, рельеф, удаленность от моря.

Учитель. На физической карте континента найдите и назовите океанические течения, омывающие Африку.

Предполагаемый ответ. Гвинейское и Мозамбикское – теплое, Бенгельское холодное.

(Enter) нанести течения на контур.

Вопрос. Как влияют течения на климат?

Предполагаемый ответ. Теплое – повышает температуру воздуха на несколько градусов и способствует образованию осадков; холодное – понижает температуру, не способствует образованию влажности.

Учитель. Используя климатические карты докажите эти суждения.

Предполагаемый результат. Ребята называют климатические показатели в местах, где протекают течения, сравнивают их с другими ближайшими местами, где не протекают течения, доказывают этим влияния течений. В случае холодного Бенгельского течения, необходимо упомянуть образование пустыни Намиб.

Учитель. Обращает внимание на показатели осадков в северном и южном тропическом поясе Африки.

Вопрос. Как вы думаете, почему в северном тропическом поясе так сухо и много пустынь, а в южном гораздо влажнее?

Предполагаемый ответ. Северная часть больше и центральные районы больше удалены от океана.

Учитель. Из перечисленных факторов, которые влияют на климат, мы не рассмотрели только рельеф.

Вопрос. Вспомните, где в Африке есть горы, где равнины. Используя климатические карты опишите как они влияют на климат?

Предполагаемый результат. Ребята просматривают климатические карты в районах гор и равнин. Сравнивают показатели.

Предполагаемый ответ. Эфиопское нагорье препятствует прохождению влажных воздушных масс с Индийского океана, равнинная территория в районе Конго способствует свободному прохождению влажных воздушных масс с Атлантического океана.

Учитель. Подумайте, как изменяется климат в горах?

Предполагаемый ответ . С высотой становится холоднее, на вершинах может быть снег.

Учитель. Вы сами смогли ответить на вопрос, нужна ли в Африке теплая одежда?

3. Закрепление материала. Использование полученных знаний и умений

Учитель начинает рассказ о климате по опорному конспекту. Побуждает продолжить учеников.

Предполагаемый результат. Ученики рассказывают части темы, используя конспект и направляющие вопросы учителя.

Учитель. Предлагает вспомнить как графически отображаются показатели климата. Ученикам предлагаются разные климатограммы (Приложение 1 )

Просмотр небольшого отрывка из фильма о климате Африки.

Видео предназначено для расширение кругозора и развития познавательнго интереса учеников, а также для закрепления материала.

4. Заключение

Результаты урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание (рассказ по опорному конспекту)

В презентации использованы отрывки из фильма серии BBC „Wild Africa. Deserts”. Режиссер – Fergal Keane.

География 7 класс дата _______________

Тема урока: "Климат Африки"

Цели урока:

    Познакомить обучающихся с климатическими поясами Африки - основными и переходными, их особенностями и признаками.

    Развивать познавательный интерес и географическое мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи.

    Воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к уроку

Какую особенность климата Африки? (Африка – самый жаркий материк Земли).
Давайте выясним, почему же Африка стала самым жарким материком? Какие факторы повлияли на формирование климата этого континента?

Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока:
Климат Африки.

II. Поиск решения

1. - Вспомним климатообразующие факторы. (Ученики называют 3 фактора, затем заполняют таблицу с комментариями учителя)

1. Высота солнца над горизонтом. Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между 2 тропиками (23.3 гр.) Два раза в год солнце в этих районах стоит в зените. А его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния.

2. Назовите 2-й фактор. (Подстилающая поверхность ).
3. Третий фактор: (Воздушные течения)

2. Климатообразующие факторы повлияли на климат материка. Выясним, в каких климатических поясах лежит Африка (карта обозначения климатических поясов). Назвать основные и переходные.

3. Для каждого климатического пояса характерны свои воздушные массы . Установим соответствие между климатическим поясом и воздушными массами. (1 ученик работает у доски)

4. Охарактеризуем особенности каждого климатического пояса по схеме.

Характеристика климатических поясов

Климатический пояс

Географическое положение

Воздушные массы

Характеристика

Экваториальный пояс

Бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива

Жарко-влажно

Субэкваториальный пояс

До 15-20 градуса широты к северу и к югу от экватора

ЭВ – летом,

ТВ – зимой

Жарко-влажно

Жарко-сухо

Тропический пояс

До 25-30 градуса северной широты и южной широты

Жарко-сухо

Субтропический пояс

Крайний север и крайний юг материка

ТВ – летом,

УВ – зима

Жарко-сухо

Умеренно

Вывод: На материке Африка отсутствуют холодные климатические пояса.

III. Проверка знаний

Тест. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.

Ключ к тесту
А) 3, 5, 9;
Б) 1, 8;
В) 2, 6, 10;
Г) 4, 7.

IV. Итог урока.

Африка – самый жаркий материк, потому что…

    Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.

    Среднемесячная температура не ниже ____________.

    Отмечена самая высокая температура ____________.

V. Домашнее задание:

1) параграф 26,
2) задание по контурной карте: указать границы климатических поясов

3) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему?