Как проходит пасхальная служба в церкви? Пасхальное Богослужение — аудио. Текст

Служба в церкви на Пасху - особенно торжественна, поскольку знаменует собой главное для христиан событие года. В спасительную ночь Светлого Христова Воскресения принято бодрствовать. С вечера в Великую Субботу в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы.

Начало праздничной службы

Начнем с вопроса, во сколько служба в церкви на Пасху начинается. Итак, если вы планируете бодрствовать в пасхальную ночь, то должны знать, что начало службы в церкви на Пасху стартует незадолго до полуночи, когда во всех храмах служат полунощницу.

В это время иерей с диаконом направляются к Плащанице, вокруг нее совершают каждение. При этом поют «Возстану бо и прославлюся», после чего поднимают Плащаницу и относят ее на алтарь.

Как проходит служба в Церкви на Пасху? Есть ряд важных моментов. Плащаницу располагают на святом Престоле, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. В эти минуты все священнослужители в полном облачении выстраиваются по чину у Престола. В храме зажигают свечи.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах (двустворчатые двери напротив Престола в алтаре, главные врата иконостаса в православном храме) священнослужители тихо поют стихиру (текст, приуроченный к стихам псалма) о воскресении Спасителя мира.

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Завесу открывают и снова уже громче поют ту же стихиру. Царские Врата открываются. Стихиру о воскресении Спасителя поют в полный голос.

Крестный ход

Еще одна важная часть пасхальной ночи - шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход проводят вокруг здания храма в сопровождении непрекращающегося трезвона.

В самом начале крестного хода несут фонарь, за ним располагается запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. За ними, располагаясь двумя рядами, следуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами в руках, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники.

Последняя пара священников (тот из пары, который располагается справа), несет Евангелие, в руках у священника, следующего слева - икона Воскресения. Замыкает Крестный ход - предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Крестный ход останавливается перед закрытыми вратами западного входа в храм. В этот момент трезвон затихает. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение. При этом священнослужители трижды пропевают: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Далее поют ряд стихов, на каждый пропевают тропарь «Христос воскресе». После этого все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», завершая словами: «И сущим во гробех живот даровав». Двери в храм открывают и участники Крестного хода заходят внутрь храма.

Сколько идет служба в церкви на Пасху? Праздничное ночное богослужение длится до 2-3 часов ночи. Учитывайте этот момент, если планируете прийти в храм с детьми. После Крестного хода начинается утреня, которая продолжается Божественной литургией.

В этот время верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы планируете приобщиться к причащению, следует заранее сходить на исповедь и получить благословение. Это необходимо потому, что перед причащением следует быть чистым и телом, и духом.

Окончание утрени

По окончании утрени вы увидите, как священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. После этого они христосуются с каждым из молящихся, если храм небольшой и это позволяет количество верующих.

Обычно в больших храмах, куда на пасхальное богослужение приходит много верующих, священник произносит от себя краткое приветствие и завершает его троекратным «Христос воскресе!», при этом осеняя Крестом на три стороны, после чего возвращается на алтарь. В краткой фразе «Христос воскресе!» заключается вся сущность веры.

Пасхальные часы и Литургия

Во многих храмах за окончанием утрени следуют пасхальные часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме. Всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией диакон совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение проводят несколько священников, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. Во время чтения Евангелия с колокольни доносится «перебор», когда ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Как себя вести в храме

Входя в церковь, необходимо трижды перекреститься с поясными поклонами: тремя пальцами только правой рукой. Обязательно при этом снимите перчатки. Мужчины должны снять головной убор.

Если вы хотите обратиться к священнику, сначала нужно сказать: «Батюшка, благословите!». После этого можно задавать вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно — ладонями вверх правую на левую и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Храм, тем более в пасхальную ночь - особенное место, что происходит духовное таинство. Поэтому следует вести себя соответственно. Помните о том, что пока продолжается церковная служба, не рекомендуется поворачиваться спиной к алтарю.

Если вы пришли с ребенком, заранее объясните ему, что здесь нужно вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться. Не пользуйтесь мобильным телефоном в храме и не позволяйте этого делать ребенку. Переключите аппарат на режим без звука. Пока проходит пасхальная служба, вы должны быть сосредоточены исключительно на этом.

Пока вы стоите в числе других верующих во время службы, и священник по время чтения осеняет вас крестом, Евангелием и образом, в этот момент нужно слегка поклониться. Крестным знаменем себя принято осенять в тот момент, когда вы слышите слова: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сын, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу».

Покидая храм, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Богослужения мирянским чином

Служба на Святую Пасху

Описание Пасхальной службы

Тропарь, глас 5-й
Х ристос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8-й
А ще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Светлое Христово Воскресение.
ПАСХА.

Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии – ирмоса 9-й песни канона – Плащаница вносится в алтарь. Отпуст полунощницы: Христос, Истинный Бог наш... В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры Воскресение Твое, Христе Спасе... совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей... и пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.) При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Катавасия и каждение на каждой песни канона. По каждой песни – малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи Да воскреснет Бог... предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху (при чтении полное название Слова обязательно): Аще кто благочестив..., после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту: Уст твоих якоже светлость огня... На литургии антифоны Пасхи; входный стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Вместо Трисвятого – Елицы во Христа крестистеся... Вместо Достойно – Ангел вопияше... Светися... Причастен Тело Христово приимите... Вместо Благословен Грядый во имя Господне..., Тело Христово приимите... (во время причащения), Видехом Свет Истинный..., Да исполнятся уста наша..., Буди имя Господне и 33-го псалма поется Христос воскресе. (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпуст пасхальный: Христос, воскресый из мертвых... (на вечерне, утрене и литургии), царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы. Вечером совершается вечерня. Вход с Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем в царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню и утреню в полном облачении.

В связи с Пасхой изменяется весь строй богослужений. Отменяются поклоны, в богослужении не используется чтение, но все поется, все службы совершаются в красном облачении. На Пасху иначе совершаются молебны и панихиды, а также отпевания. Даже умереть на Пасху считается признаком особой милости Божией.

Название праздника "Светлое Христово Воскресение" обозначает главное событие Евангелия – Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Второе и наиболее употребительное название – Пасха – имеет древнюю историю. Пасха – слово еврейское, переводится как переход. Церковь христианская, видя в пасхе еврейской прообраз своей, христианской Пасхи, то есть перехода от смерти к жизни и от земли к небесам, приняла от евреев и само название праздника.

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Апостолы заповедовали праздновать его всем верующим. В первые века христианства не везде праздновали Пасху в одно время. На I Вселенском соборе (325 г. по РХ) было принято правило упорядочить ее празднование. IV Вселенский собор определил прекращать пост и начинать празднование Христова Воскресения тотчас после полуночи.

1 Кор.5:
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

Богослужения предпасхального вечера, когда плащаница Спасителя еще стоит в храме, начинается по традиции чтением Деяний святых апостолов, это чтение может совершаться на русском языке.

В половине двенадцатого ночи начинается Пасхальная полунощница. Во время этой короткой службы священники уносят плащаницу в алтарь. К полуночи все в храме замирает. Ровно в полночь из алтаря доносится тихое пение священнослужителей, оно усиливается и становится полногласным при открытии Царских Врат. С этого момента Царские Врата не закрываются в течении всей Пасхальной недели. Духовенство выходит из алтаря для крестного хода в храм и затем на церковный двор с пением "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

С пением этой стихиры крестный ход обходит вокруг весь храм и останавливается у входа, где при закрытой двери (как у закрытого камнем гроба Господня) начинается Пасхальная утреня. Здесь впервые звучит тропарь праздника: "Х ристос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав" .

На первой пасхальной службе очень часто звучит радостный возглас священника: "Х ристос воскресе!" . При этом все должны отвечать: "В оистину воскресе!" и креститься.

Пасхальная утреня продолжается в храме при полном освещении. Все поется, читаются только Апостол и Евангелие. Сразу по окончании утрени начинается первая пасхальная литургия. Только после нее наступает разговение – пасхальный пир.

Перед литургией (Пасхальной обедницей) во время пения часов принято христосоваться, то есть троекратно целовать друг друга и дарить друг другу крашеные яйца. При этом произносят: "Х ристос воскресе!" и отвечают: "В оистину воскресе!" . Это радостное приветствие не смолкает 40 дней, пока празднуется Пасха.

Каждый день на Светлой, пасхальной, неделе после литургии утром совершается крестный ход вокруг храма.

Царские Врата закрываются только в субботу вечером, перед началом воскресной всенощной.

От Пасхи до Вознесения вместо молитвы "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины..." читается тропарь "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и вместо молитвы "Достойно есть яко воистинну блажите тя Богородицу..." читаются припев и ирмос 9-й песни пасхального канона: "Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися Сионе! Ты же Чистая красуйся Богородице, о возстании Рождества Твоего."

Самым величавым, праздничным и веселым богослужением Православной Церкви является богослужение Святой Пасхи . В сей день все верующие вспоминают о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых.

Праздничное богослужение Светлого Праздничка богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями, в каких ясно выражены глубочайшие правды веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

Приблизительно в половине двенадцатого в ночь с Величавой Субботы на Воскресенье начинается последование пасхальной полунощницы , во время которой священник с диаконом заносят Плащаницу (полотно с изображением положенного во гроб тела Иисуса Христа) на собственных главах в алтарь через королевские врата, и считают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в символ сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

Священнослужители облачаются в торжественные светлые облачения. Звонят колокола - благовест возвещает о приближении величавой минутки Воскресения Христова.

Ровно в полночь священнослужители в алтаре, который знаменует Небо, при закрытых королевских воротах начинают тихо петь стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби незапятнанным сердечком Для тебя славити». Во 2-ой раз священнослужители поют эти слова громче, также в алтаре, однако уже с отдернутой заавесью королевских ворот - в символ того, что величавые судьбы населения земли открываются на Небесах до этого, чем являются на земле. Открываются Королевские Врата, и стихира, еще больше высочайшим голосом, поется выходящим из алтаря духовенством в 3-ий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание от лица всех молящихся.

Начинается трезвон. Крестный ход выходит из храма и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с запахами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, вроде бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую известие о Воскресении Христовом. Трезвон прекращается.

Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, три раза начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней!..» - и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, совместно с духовенством три раза поет всерадостный тропарь Святой Пасхи: «». В этом тропаре содержится основная идея Праздничка, что Христос воскрес, Своею смертию попрал погибель и тем положил начало новейшей, нескончаемой жизни. Прямо за духовенством хор три раза повторяет тропарь.

Потом священник произносит стихи старого предсказания св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» , чем трогательно выражает крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение будущего Спасателя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к нескончаемой удовлетворенной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе...» вроде бы отвечает ветхозаветным праведникам, что предсказания исполнились, Христос воскрес, погибель уничтожена и праведникам дана жизнь нескончаемая.

Открываются двери храма , где пылают все осветительные приборы и лампады. Все, ликуя, поют: Священнослужители входят в алтарь в открытые королевские врата, которые не запираются во все дни Светлой седмицы - в символ того, что с Воскресением Господа Королевство Небесное открыто для всех верующих.

Следующее богослужение пасхальной заутрени состоит в основном из пения канона с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых!..» . Это величавое и праздничное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому Иоанну Дамаскину и, согласно с высочайшими идеями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, безграничной преданности и любви к Нему.

Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над гибелью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтоб в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в колебании, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!». Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасателя.

В конце утрени , во время пения стихир Пасхи, после слов: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением» , священнослужители в подражание ученикам Христовым (Лк. 24, 14-35) отрадно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» - восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя правду Воскресения Христова, а иной в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» - и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.

Все верующие начинают также приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», три раза целуют друг друга и обмениваются красноватыми пасхальными яичками, которые служат для христиан эмблемой Воскресения: из-под мертвой скорлупы яичка рождается жизнь, которая была скрыта, как в гробе. Красноватый цвет яичка припоминает верующим, что новенькая, нескончаемая христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

В самом конце Светлой Утрени звучит замечательное по глубине мысли и силе чувства Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, который призывает всех ликовать: «Богатии и убозии, вместе ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь...» и возглашает нескончаемую победу Христа над гибелью и адом: «Где твое, смерте, нажимало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе».

В торжественном отпусте: который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» - Святая Церковь вновь коротко, однако торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

По многолетнах совершаются пасхальные часы и Литургия по чину святого Иоанна Златоустого .

По исходном литургийном возгласе: «Благословено Королевство...» - священнослужители поют: «Христос воскресе...» - и стихи: «Да воскреснет Бог...», возвещая этим веселым песнопением, что Литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной погибели и Воскресения из мертвых Христа Спасателя, сейчас отдельно прославляет само событие Воскресения Христова. При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

В пении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (Пс. 65), «Боже, ущедри ны и благослови ны...» (Пс. 66), также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога...» - Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» читается Апостол из книжки Деяний (1, 1-8), содержащей ясное свидетельство о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам. Дальше наступает праздничное чтение Евангелия , благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (Ин. 1, 1-17): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог...». В огромных храмах Евангелие читается на разных языках: еврейском, греческом и римском, на которых была изготовлена надпись на Кресте Христовом, также и на новых языках мира, благовествующих правду веры Христовой в символ радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. Чтение Евангелия сопровождается гулом колокола и завершается коротким трезвоном, вроде бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.

Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высочайшей светлой пасхальной радости. К особенностям службы следует отнести неоднократное удовлетворенное повторение в направление службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию погибель поправ и сущим во гробех животик даровав! »

По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и заболевания, о даровании здравия вкушающим святой артос. Артос остается в храме на аналое в направление всей Светлой седмицы в воспоминание тех расчудесных явлений Воскресшего Господа, очевидцами и свидетелями которых были апостолы, также в символ невидимого присутствия посреди верующих Воскресшего Господа.

В заключение пасхальной литургии священник поет первую половину тропаря «Христос воскресе...», а хор кончает: «И сущим во гробех...» Дальше священник произносит торжественный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых...», и кончает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (три раза): «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Хор поет (три раза): «Христос воскресе из мертвых...» (резвым напевом) - и кончает: «И нам дарова животик нескончаемый; покланяемся Его тридневному Воскресению».

Под праздничный колокольный гул верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном экстазе приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Первоисточники:

  • paskha.ru - коротко о пасхальном богослужении
  • liturgica.ru - статья о пасхальном богослужении из Журнальчика Столичной Патриархии
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое Пасха?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Как отмечают Пасху в различных странах мира?
  • Как отмечают Рождество в различных странах мира?
  • Как выкрасить пасхальные яичка?
  • Праздничная Пасхальная служба может разниться в отдельных приходах временем начала, также как и будние богослужения могут начинаться в различное время. Однако от повседневного это богослужение отличается особой торжественностью.

    Несмотря на все изменения в современном мире, остается одним из главных и самых любимых праздников для большей части россиян. Пасхальные службы церкви начинают за неделю до Пасхи. В это время прихожане чаще ходят в храм. Есть традиция, по которой двери храмов перестают замыкать за несколько дней до Пасхи, чтобы любой верующий человек имел возможность посетить Обитель Божию во столько, во сколько ему будет удобнее.

    Проходят Пасхальные службы всю Светлую седмицу (до субботы включительно). Особым днем становится суббота накануне самого праздника. Именно в этот день завершается Великий пост, и прихожане уже могут идти в церковь, чтобы священнослужители освятили святой водой куличи, яйца и другую еду к праздничному столу. В эту же субботу есть возможность помянуть своих умерших родственников и поставить свечки за упокой.

    Вечером субботнего дня начинается ночное бдение, во время которого миряне идут на Всенощную.

    Что и как нужно делать в доме Божием

    Чтобы не вносить смятение в торжественность общего служения и ощущать себя уверенно, существуют некоторые условности, соблюдение которых необходимо. Следующие правила помогут уяснить, как вести себя на пасхальной службе.

    Правила поведения

    Описание

    Внешний вид Женщинам нужно надеть длинный наряд и покрыть голову.Следует избегать глубоких выкатов и прозрачных тканей. От использования косметики лучше отказаться. Мужчинам при входе в храм следует обнажить голову.
    Как войти и выйти из храма? На входе надо три раза осенить себя крестным знамением и поклониться.Уходя, три раза осенить себя крестным знамением и поклониться возле двери церкви и за её калиткой.
    Соблюдайте тишину Следует воздержаться от громких разговоров и пользования сотовым. Детям пояснить, что нужно вести себя смирно.
    Во время службы Нужно стоять лицом к алтарю.Когда батюшка осеняет мирян крестным знамением - поклониться.Осеняться крестом, слыша «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».Принимая благословение, сложить руки крестообразно и поцеловать благословляющую руку.
    Вопросы Если требуется задать вопрос священнику, для начала нужно обратиться: «Батюшка, благословите!» и только после этого задать интересующий вопрос.

    Церковь - обитель Божия, а посему следует помнить, сколько бы человек там ни находился, его пребывание должно быть овеяно благоговением и любовью.

    Этапы и время начала Всенощной

    Ночная Пасхальная служба является наиболее величественной и высокоторжественной из всех видов богослужений. Существует поверье, что Пасхальная ночь - самая тихая ночь в году. Белые с золотом и серебром одеяния священников, хоровые песнопения, перекатистый перезвон колоколов создают особую обстановку. Берет за душу и сакральное для всякого православного восклицание «Христос Воскресе!».

    Пасхальная ночь знаменуется праздничным богослужением, которое состоит из нескольких этапов. Первый: вынесение Плащаницы. Оно происходит в Страстную пятницу в три часа пополудни - во столько, во сколько Иисус Христос умер на кресте. До момента выноса верующим запрещено в этот день веселиться, есть пищу и купаться. После возложения Плащаницы в храме постящимся будет разрешено употребление малой толики хлеба и воды. Затем происходит следующее:

    • пение стихиры в алтаре;
    • крестный ход;
    • утреня;
    • заутреня и вынос артоса (это праздничный хлеб, который потом разламывается и раздается прихожанам);
    • литургия.

    Каждый этап служения важен и ни при каких условиях не игнорируется, поскольку имеет особый символизм, относящийся к истории воскрешения Господа. Ночное Пасхальное богослужение происходит непосредственно перед двенадцатью часами ночи. Начало Пасхальной службы носит название «Полунощница Пасхальная». После неё Плащаницу под пение «Восстану бо и прославлюся…» вносят в алтарь и возлагают на Великий престол, где она и будет оставаться Вознесения.

    Перед двенадцатью часами раздаются три протяжных удара колокола - Благовеста, который после усиливает зычность мерных ударов, возвещая, что праздник Пасхи начался. Далее церковники три раза, вначале тихо, а далее громче поют «Воскресение Твое, Христе Спасе…».

    Заутреня и крестный ход

    В двенадцать часов ночи следует заутреня и крестный ход. Под звуки трезвона священники с распятьем, хоругвями, ликами Святых, благовониями и церковными светильниками шествуют процессией из алтаря к выходу. За несомыми светильником, запрестольным распятьем на кресте и иконой Богоматери парами шествуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы, диаконы и священнослужители. Завершающая пара церковников несет Евангелие и икону Воскрешения Господня. Замыкающим в праздничной процессии шествует настоятель. Миряне несут полыхающие свечи.

    Три раза вся процессия обходит храм. Читается «Воскресение Твое, Христе Спасе…». В это же время над храмом Божиим разносится трезвон, возвещающий благую весть: ». Священники трижды приветствуют мирян: «Христос Воскресе!».

    Останавливается все шествие в притворе. Звон колоколов стихает, и под пение «Христос воскресе из мертвых…» священник окропляет присутствующих святой водой. После читается «Да воскреснет Бог…», а миряне восклицают: «Христос воскресе». Как только прозвучит: «Христос воскресе из мертвых…», батюшка символически описывает кадилом на дверях крест, и они открываются.

    Исход из храма и замыкание его входных врат символичны.

    Христиане покидают свод Обители Бога, как и Адам с Евой покинули райский сад. Однако Господь наш, пролив свою кровь, вновь отворил для человечества врата рая. И когда на утрени снова открываются двери храма - для верующих символично отверзаются врата в жизнь вечную.

    Продолжение заутрени и завершение ночного бдения

    Продолжается утренняя служба, как только вся процессия снова находится в храме, где во множестве горят свечи и лампады. Оглашается великая ектения, пропевается канон и произносится малая ектения, поется светилен «Плотию уснув…», пропеваются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. По окончании оглашается Слово Иоанна Златоуста, символично напоминающее о смысле и значимости Воскресения Господня для всех верующих.

    Завершает заутреню «Друг друга объимем…». После этого миряне целуют крест в руках священнослужителя и христосуются (троекратные символичные поцелуи) со священником. Идет по времени заутреня в среднем 90 минут. По её окончании православные приветствуют друг друга Благой Вестью «Христос воскресе», христосуются и обмениваются писанками. Следующим этапом является Литургия, на которой поется тропар, …», ипакой, кондак, отпуст и благословляются православные миряне. Верующие, соблюдавшие пост, идут на исповедь с причастием.

    В Божьих храмах, где служба на Пасху проводится одномоментно несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках. Это тоже несет определённый символизм: именно так блюдется заповедь Спасителя нести Слово Божие в мир. Этот этап длится в среднем 120 минут. После Литургии миряне идут домой, разговляются и отмечают день Пасхи в кругу семьи и близких людей.

    Всенощная Пасхальная служба своей благоговейной атмосферой призвана вводить верующих в таинство общения с Господом.