Самая крупная ж д катастрофа. Действия при аварии на железнодорожном транспорте и правила поведения в поездах

Железнодорожные катастрофы всегда приводят к ужасающим последствиям. И, к сожалению, Россия, как и другие страны, неоднократно познавала на себе всю правдивость данного высказывания. Ее история может вспомнить не один десяток катастроф, произошедших на железнодорожных путях.

Горы разорванного металла и тысячи пролитых слез - вот что остается после подобных трагедий. А еще, непостижимая печаль матерей и жен, чьих любимых забрала неумолимая судьба. Практически все железнодорожные аварии и катастрофы, наполненные ею. Поэтому давайте вспомним о самых крупных трагедиях, произошедших на территории СССР и России, дабы почтить память тех, кто погиб в них.

Опасность, сокрытая в прогрессе

Когда появились первые поезда, никто и не задумывался над тем, насколько страшными могут быть железнодорожные катастрофы. И даже после того, как в Филадельфии в 1815 году первый неуправляемый тепловоз забрал жизнь 16 человек, мир сказал: «Что ж поделать, иногда и такое бывает».

И правда, на сегодняшний день трудно переоценить ту пользу, которую приносят в нашу жизнь поезда. Ведь благодаря им поездки даже в самые далекие уголки России больше не кажутся такими уж невероятными и долгими, как ранее. И все же никогда не стоит забывать о том, что прогресс приносит не только добро, но и разрушение. И описанные ниже истории - прямое тому доказательство.

Первые железнодорожные катастрофы в СССР

1930 год стал настоящим ужасом для работников железной дороги. Причина тому - две крупные аварии, случившиеся в нем. Впоследствии многие жители страны начали побаиваться пользоваться услугами «паровых извозчиков», выбирая более надежные средства передвижения.

Итак, первая авария произошла в ночь с 7 на 8 сентября в Подмосковье. На станцию Перерве, что рядом с поселком Марьино, прибыл пассажирский поезд № 34. Машинист Макаров, управляющий паровозом, сразу же предупредил начальство станции о том, что его состав поврежден, и он уже несколько раз останавливался, дабы исправить неполадки.

Макаров предложил заменить его тепловоз другим, дабы избежать возможных неприятностей. Однако его просьба не была выполнена. Вместо этого ему в помощь дали дополнительный паровоз, который должен был подстраховывать его в пути. К сожалению, подобное решение не только усугубило существующую проблему, но и привело к трагическим последствиям.

Так, при попытке тронуться с места усиленный тепловоз порвал все соединения между кабиной и пассажирским составом. Вследствие чего паровоз ушел вперед, а вагоны так и остались стоять на месте. И все бы ничего, если бы диспетчер не передал преждевременный приказ другому поезду прибыть на перрон.

И вот очередной пассажирский состав на всем пару мчится к платформе. Лишь в нескольких метрах от станции, машинист замечает стоящие на его пути пассажирские вагоны. Даже экстренное торможение не помогло вовремя остановить поезд. Впоследствии столкновения травмы получили более 40 человек, а 13 и вовсе погибли на месте.

Столкновение поезда с трамваем

В этом же году в Санкт-Петербурге случилась еще одна трагедия. На железнодорожном проезде, близ Московских ворот, грузовой поезд, сдавая назад, сбил проходящий мимо трамвай. От удара последний вагон оторвался и упал прямиком на пассажирскую часть. Увы, к моменту прибытия пожарных большинство людей уже умерли.

Как и прочие железнодорожные катастрофы, эта произошла из-за нелепого стечения обстоятельств. Ведь, как показало следствие, в этот день внезапно перестал работать диспетчерский пункт, обслуживающие пути рабочие не успели вовремя перевести стрелки, а машинист трамвая слишком поздно заметил надвигающуюся угрозу.

И вот такое нелепое стечение обстоятельств унесло 28 человеческих жизней, а 19 выживших пассажиров больше никогда не пользовались услугами общественного транспорта.

Большие железнодорожные аварии послевоенного времени

Окончание войны принесло мир Повсюду начали строиться новые города и поселки, а первые покорители Сибири отправились в свое занимательное путешествие, по заснеженному краю. Было проложено миллионы километров путей, по все всей территории страны.

Но расплатой за подобный скачок в прогрессе стали масштабные железнодорожные катастрофы, произошедшие в послевоенные годы. И самая страшная из них случилась близ станции Дровнино, что находится в Московской области.

6 августа 1952 года локомотив № 438 должен был доставить своих пассажиров в Москву. Однако примерно в 2 часа ночи он столкнулся с лошадью, которая переходила железнодорожные пути. Несмотря на малый вес животного, локомотив сошел с рельсов и потянул за собою весь состав.

Вагоны одни за одни пошли под откос, давя друг друга своим весом. Когда спасатели прибыли на место крушения, то увидели горы скомканного металла, похоронившего под собой треть пассажиров. А те, кто уцелел, еще долго отходили от полученных во время аварии травм.

По официальным данным, железнодорожная катастрофа в Дровнино привела к гибели 109, травмы получили 211 человек. Долгое время считалось крупнейшим крушением поезда в СССР, покуда его не затмило еще большее горе.

Железнодорожная катастрофа 1989 года

Как говорилось ранее, причиной многих трагедий становится невероятное стечение обстоятельств. Если бы не они, то, возможно, мир никогда бы и не почувствовал ту боль, что принесла с собой железнодорожная катастрофа под Уфой (1989 года).

А началось все 4 июня 1989 года с утечки газа в 10 километрах от города Ашан. Ее вызвала небольшая дыра в трубопроводе, которая открылась за 40 минут до трагедии. Как это ни прискорбно, но газовая компания знала о ней, так как приборы заранее показали скачок давления в трубах. Однако вместо того, чтобы перекрыть подачу голубого топлива, они только увеличили его напор.

Из-за этого возле железнодорожных путей начался скапливаться взрывоопасный конденсат. И когда в 01:15 (по местному времени) здесь проходили два пассажирских поезда, он детонировал. Взрыв был так силен, что разбросал вагоны по всей округе, как будто они совсем ничего не весили. Но, что еще хуже, пропитанная конденсатом земля запылала, словно факел.

Ужасные последствия катастрофы под Уфой

Ощутить на себе разрушительную мощь взрыва смогли даже жители Ашана, находящегося в 11 километрах от места события. Огромный столб огня осветил ночное небо, и многие даже подумали, что туда упала ракета. И пускай это была лишь нелепая догадка, реальность оказалась не менее ужасающей.

Когда первые спасатели прибыли на место крушения, то увидели пылающую землю и обгоревшие до основания вагоны состава. Но страшней всего было слышать голоса тех, кто не мог выбраться из огненной западни. Их мольбы и слезы еще долгие годы преследовали спасателей по ночам.

В итоге даже крупнейшие железнодорожные показались незначительными по сравнению с этой трагедией. Ведь от огня и ожогов умерло около 600 человек, столько же получили серьезные ранения. До сих пор эта катастрофа отзывается болью в сердцах людей, потерявших в ней своих родственников и друзей.

Аварии, произошедшие на железной дороге в 90-х годах

С распадом Советского Союза железнодорожные не прекратились. В частности, в 1992 году произошли две крупные трагедии, унесшие с собой много человеческих жизней.

Первая авария произошла в начале марта, на участке Великие Луки - Ржев. Из-за большого мороза отказала система оповещения поездов, и два состава попросту не знали о приближении друг к другу. Вслед чего пассажирский тепловоз врезался в хвост товарняка, стоявшего на переезде. В итоге 43 человека больше никогда не смогут увидеть свою семью, а более 100 остались со серьезными травмами.

В этом же месяце Рига - Москва, проигнорировав запрещающий свет светофора, столкнулся с грузовым составом. Лобовой удар унес жизнь 43 человек, в том числе и машинистов обоих тепловозов.

Трагедии нового тысячелетия

Как это ни печально, но прогресс еще не может оградить пассажиров от риска. Железнодорожные катастрофы в России происходят даже сегодня, несмотря на глобальное улучшение системы безопасности.

Так, 15 июля 2014 года в Московском метрополитене случилась очередная трагедия. На Парк Победы - Славянский Бульвар с рельсов сошел электропоезд, перевозивший пассажиров. В итоге погибло 24 человека, а более 200 получили травмы.

Вечером 11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда с углем, следовавшего в Восточном направлении, произошел отрыв 12 хвостовых вагонов. Вагоны сошли с железнодорожного полотна и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна в обоих направлениях, повреждена одна опора линии элетропередачи, движение по Транссибирской магистрали в западном и восточном направлениях было остановлено.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный-Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью тогда обратились 42 человека, пятеро из них, в том числе ребенок, были госпитализированы. По заключению взрывотехников ФСБ РФ, на пути следования поезда сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун-Утай (Иркутская область) произошло столкновение поезда, следовавшего рейсом по маршруту Владивосток-Новосибирск с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

18 декабря 2003 года на 86 км железнодорожного перегона Ищерская-Стодеревская Северо-Кавказской железной дороге (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава №2503 сработало взрывное устройство. Пострадавших нет, частичные повреждения получили тормозная система локомотива.

5 декабря 2003 года недалеко от центрального вокзала г. Ессентуки (Ставропольский край) в пассажирском поезде, следовавшем рейсом по маршруту Кисловодск-Минеральные Воды, было приведено в действие заложенное в вагоне взрывное устройство мощностью, эквивалентной 30 кг тротила, и начиненное металлическими предметами. По данным Южного регионального центра МЧС РФ, погибли 44 человека, позже скончались в больнице три человека, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

1 апреля 2002 в Москве вблизи Ярославского вокзала произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. В результате столкновения у тепловоза оторвало колесную пару. Погибших нет. За медицинской помощью, по данным МПС, обратились 22 человека. После аварии движение поездов на ярославском направлении не прерывалось.

11 ноября 2002 года четыре человека погибли и несколько человек получили ранения в результате аварии электропоезда на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга. Электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры.

25 сентября 2001 года 16 человек получили ранения в результате схода с рельсов шести вагонов и локомотива пассажирского поезда номер 191 Ростов-Баку. Авария произошла на перегоне Мечетенская-Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону. По сообщению пресс-службы МПС РФ, специалистами Северо-Кавказской железной дороги установлено, что неизвестными злоумышленниками было снято 25 метров рельсов пути.

9 декабря 2001 года произошло столкновение товарных составов на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области. Грузовой поезд столкнулся со стоявшим на путях товарным поездом, из-за чего четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

В ночь на 26 января 2000 года произошло столкновение поездов на перегоне Торбино-Мстинский мост (Октябрьская железная дорога). В пассажирском поезде, который столкнулся с товарняком, ехало 139 человек. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека были госпитализированы. Все пассажиры отправлены электропоездом в Санкт-Петербург.

Крупная железнодорожная авария произошла 4 апреля 1999 года в Мордовии: в районе станции Воеводское на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. В результате аварии, произошедшей из-за износа железнодорожного полотна, пошли под откос 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Повреждено около 250 метров полотна, 150 метров контактной линии. Человеческих жертв нет.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново-Тальменка Кемеровской железной дороги четыре вагона-цементовоза отцепились от состава и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. Погибли 17 и пострадали 44 пассажира электропоезда.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд "Москва - Киев" из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка (267-й километр участка Калуга - Брянск Московской железной дороги). Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом стоявшего сзади поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, еще 11 пассажиров были доставлены в больницу города Сухиничи.

20 июля 1995 года на железной дороге около Сергача Нижегородской области (Горьковская железная дорога) столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Произошел взрыв трех цистерн со сжиженным газом. Погибли шесть человек, около 20 были ранены.

Крупная железнодорожная катастрофа произошла 8 августа 1995 года в Краснодарском крае. Через железнодорожный перегон Тихорецк - Кавказская (Северо-Кавказская железная дорога) проследовал товарный сборный состав из 31 вагона, следовавший из Ростова в Баку. Не дойдя двух километров до станции Кавказская, состав потерпел крушение, 16 вагонов сошли с рельсов. Среди опрокинувшихся вагонов оказалось четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином, их содержимое вспыхнуло. В результате крушения два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

28 апреля 1994 года в Башкирии в 180 километрах юго-восточнее Уфы произошла железнодорожная катастрофа. Из-за нарушения начальником станции Тирлян правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившим следование поезда на красный светофор, на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. В результате столкновения четыре первых вагона электрички перевернулись. В катастрофе погибли 20 человек.

8 декабря 1993 года на территории Саратовского отделения Приволжской железной дороги прогремел мощный взрыв. В результате ошибки сцепщика при формировании грузового состава сошли с рельсов и опрокинулись маневровый тепловоз, пять цистерн с бензином, четыре цистерны с аммиаком и две платформы с железобетонными конструкциями. Вслед за этим произошло возгорание и взрыв двух цистерн с бензином и цистерны с аммиаком. Погиб машинист локомотива.

3 июня 1989 года у железнодорожной станции Улу-Теляк Иглинского района Башкирии произошел разрыв трубы газопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" с последующим взрывом углеводородно-воздушной смеси, эквивалентным взрыву 300 тонн тротила. Возникший при этом пожар охватил территорию около 250 гектаров. Катастрофа произошла в момент входа в зону загазованности двух пассажирских поездов - N211 и N212, следовавших из Адлера в Новосибирск и из Новосибирска в Адлер с 1284 пассажирами и 86 членами поездных бригад. Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, при этом семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри. Ударной волной были сброшены с путей 11 вагонов. Погибли 575 человек, травмы получили 623.

Железнодорожный транспорт является наиболее популярным, и по сравнению с другими видами транспорта наименее опасным. Его популярность объяснима. Способен обеспечивать массовые перевозки людей и доставку грузов в любое время суток, при любой погоде и при этом транспортировка от пункта А до пункта Б имеет небольшую себестоимость.

Кроме того, железнодорожный транспорт постоянно совершенствуется. Появляются скоростные поезда, позволяющие преодолевать большие расстояние максимально быстро и комфортно. Однако они относятся к общественному виду транспорта, которые обладают повышенной опасностью из-за массового людского потока.

Аварии на железнодорожном транспорте крайне редки, но иметь представление о том, как себя следует вести в таких катастрофах необходимо.

Что может стать причиной аварии на железной дороге

Передвижение поезда осуществляется по рельсовым путям с использованием локомотивной тяги. Главным недостатком этого транспорта, который может стать причиной для аварии является привязка его к проложенному полотну.

Небольшая неисправность, любой посторонний предмет на ней приведет к тому, что поезд сойдет с рельсов. При этом, учитывая скорость движения состава, не произойдет моментальной остановки.

Часто авария может быть спровоцирована возгоранием, которое способно возникнуть от любой искры из печей, котлов отопления, локомотивов или теплушек. Столкновения составов у поезда возникают и из-за оплошности или рассеянности диспетчеров, машинистов.

В редких случаях причины аварий на железнодорожном транспорте могут заключаться и в таких природы, как ураганы, смерчи, завалы, камнепады. Густой туман, ливни ухудшают видимость, что в соединении с человеческим фактором приводят к катастрофе.

При столкновениях или сходе поезда с рельсов сопровождается резкой остановкой и движением по инерции. В результате вагоны переверчиваются, в них возникают пожары и взрывы, травмируется корпус.

Самые негативные последствия аварий на железнодорожном транспорте возникают при перевозке опасных грузов: емкостей с химическими иили , взрывоопасных орудий, топлива. Эти аварии сопряжены с опасностью заражения и отравления большой зоны местности, нанесения значительного вреда экосистеме. Устранить их бывает крайне сложно без последствий, которые дадут о себе знать спустя время.

Для предотвращения катастроф на железной дороге необходимо осуществлять проверку и плановый тщательный осмотр не только подвижного состава, но и вспомогательных устройств, включая противопожарное оборудование и средства защиты. Особую осторожность необходимо соблюдать в тепловозах, электровозах.

Действия при катастрофе или крушении на железнодорожном транспорте

Обычно экстренное торможение происходит внезапно. Если есть возможность, наименее травмоопасным местом будет сидя на полу. Если вы стоите, то обязательно найдите себе какую-то опору. Упритесь ногами стену или сиденье, руками держитесь за поручень. Мышцы следует напрячь, чтобы избежать повреждения костного аппарата.

Толчков может быть несколько, поэтому не расслабляйтесь, пока не поймете, что движение поезда окончательно прекратилось. Держитесь дальше от окон во время аварии, так как можно получить ранение от осколков.

При покупке билетов, следует знать, что больше всего повреждаются крайние вагоны, в центре – риск получить сильные повреждения минимален. В каждом вагоне имеются аварийные окна. Следует незамедлительно ими воспользоваться, после остановки поезда, так как есть большая вероятность пожара.

Покидая вагон, берите с собой только самое необходимое: документы, деньги. Не ищите свой багаж, он не стоит вашей жизни. Выходите только на полевую сторону, чтобы избежать попадания под идущий по другому пути поезд.

Самая опасная ситуация, в которой вы можете оказаться при возникновении аварии на железнодорожном транспорте – это пожар. От открытого огня следует уходить в другие вагоны, закрывая плотно за собой двери. Большой ошибкой станет открытие окон. Это только усилит возгорание. Токсичный газ – малминит, который выделяется при плавлении вагонов, является опасным для жизни. Не вдыхайте его. Закройте нос и рот любой влажной тканью или предметом одежды.

При движении вагон состава может полностью выгореть в течение получаса. В таком случае должна проходить очень быстро и четко. Оказавшись в безопасном месте, начинайте помогать другим пассажирам. Не поддавайтесь паническим настроениям. Выполняйте инструкции проводников и других сотрудников поезда.

Покинув поврежденный поезд, следует отойти от него на длительное расстояние. Если есть задымление и пожар, то впоследствии возможен взрыв. Обеспечить себе защиту при аварии на железнодорожном транспорте от оборванного электропровода можно, если передвигаться маленькими прыжками. Действуя подобным образом, вы сможете избежать попадания под воздействие шагового напряжения. Обычно оно может распространяться до 30 м на влажной земле.

В тех ситуациях, когда двери и аварийные выходы оказались заблокированы камнями, водой, селями, то следует сохранять спокойствие и дать знать о своем местонахождении стуком. Спасательные бригады обязательно придут на помощь ко всем пострадавшим.

Правильные действия проводника в случаи экстренной ситуации

При обнаружении каких-либо признаков внештатной ситуации (дым, запах гари, искрение, перегрев оборудования) на стоянке или во время движение поезда проводник в первую очередь должен действовать по следующей схеме:


  • Доложить о возникшей ситуации начальнику железнодорожного транспорта либо главному электромеханику
  • Действовать далее в соответствии с их указаниями

Проводники, находящиеся в соседних вагонах, услышав сигнал тревоги, должны незамедлительно подойти к месту возникновения внештатной ситуации. Им следует включиться в оказании необходимой помощи пострадавшим пассажирам, оказывать действия по предупреждению новых несчастных случаев и помогать в устранении аварии и ее последствий.

В случаи возгорания проводник сообщает о ситуации начальнику, затем приступает к эвакуации людей. Помимо этого он организует сохранность служебной документации и материальных ценностей. При ликвидации пожара необходимо использовать подручные или имеющиеся в вагоне средства пожаротушения.

Как правильно должна быть организованна работа проводников в ситуации возникновения пожара во время движения поезда?

Инструкция ОАД РЖД 959Р от 24.05.2007 содержит следующий порядок действий:

  1. Дежурный сотрудник связывается со своим напарником
  2. Воспользовавшись стоп-краном осуществляет аварийную остановку транспорта. Исключением для остановки являются: тоннель, мост, путепровод, акведук. В этих местах будет затруднительно быстро эвакуировать пассажиров и организовать тушение пожара.
  3. По служебной внутренней связи проводник сообщает о ситуации начальнику илибо дежурному механику, также следует известить машиниста.
  4. Объявить пассажирам об эвакуации. Днем следует обесточить вагон полностью, а ночью оставить только аварийное освещение. Открыть все двери в тамбуре и зафиксировать их.
  5. При наличии аварийных окон – открыть их. Если возможность спасения людей через двери тамбура отсутствует, то необходимо разбить окна за очагом возгорания.
  6. Огонь в вагоне всегда распространяется в противоположном движению поезда направлении. Это необходимо обязательно учитывать, организуя эвакуацию пассажиров.
  7. Высадка осуществляется на полевую сторону
  8. Одновременно с эвакуацией должно осуществляться тушение огня. Чтобы не задохнуться следует воспользоваться изолирующими комплектами самоспасателя (СПИ-20) или СИЗОД (средства защиты органов дыхания). Обязательно следует знать и соблюдать указанное время защитного действия и температуру воздействия на комплекты. Такая информация имеется в паспорте к изделию.
  9. Во время тушения огня все торцевые двери тамбуров в соседних вагонах необходимо закрыть.

Ликвидацию пожара можно осуществлять любыми подручными средствами. Если используется песок, то защищайте от него глаза. Для этого лопату не поднимайте слишком высоко. Используя противопожарное полотно (кошму), накрывайте им огонь полностью.

При возгорании одежды на человеке необходимо незамедлительно сбить его, но не голыми руками. Если нет возможности быстро сбросить или сорвать загоревшую часть одежды, то набросьте на пострадавшего любую плотную ткань (брезент, одеяло). Это перекроет доступ кислорода, и огонь погаснет.

При использовании порошковых или углекислотных огнетушителей проводник должен направлять струю пены в противоположную сторону от нахождения людей. При попадании на кожу тушащего состава удалите его любой тканью, а затем промойте тщательно водой.

Такие виды огнетушителей следует использовать при возгорании электрооборудования с рабочим напряжением до 1000 В. Нельзя подносить его к открытому огню ближе, чем на 1 м, а также держаться за раструб.

После снятия напряжения и заземления контактной сети, а также при получении соответствующего разрешения электромеханика можно использовать для тушения воду либо огнетушители на основе пены. Если напряжение снять невозможно, то рядом расположенные с электрооборудованием горящие предметы следует тушить на расстоянии более 7 м. любыми средствами пожаротушения. Однако необходимо контролировать расстояние между струей и частями, находящимися под напряжением. Оно не должно быть меньше 2 м.

Правила поведения при пользовании железнодорожным транспортом

Обезопасить себя можно и заблаговременно, если соблюдать установленные правила поведения во время поездки на поезде.

К ним относятся:

  • При выборе мест отдавайте предпочтение нижним полкам, которые находятся ближе к выходу или аварийным выходам и расположены в центральных вагонах.
  • Во время движения не стойте на подожках
  • Не высовывайте в окна голову или руки
  • Лучше заранее уточнить место нахождения огнетушителей и мест аварийного выхода.
  • Без крайней необходимости не прибегайте к стоп-крану. Помните, что резкое торможение способно привести к травмированию многих пассажиров и сходу поезда с рельсов.
  • Двери в купе фиксируйте, иначе при остановке они придут в движении и могут травмировать человека.
  • Тяжелые вещи, особенно с хрупкими предметами не кладите на верхние полки.
  • Запрещено брать в качестве ручной клади, а также сдавать в багажное отделение взрывоопасные иили легковоспламеняющиеся жидкости.

Придерживайтесь в поездке при общении элементарных правил вежливости. Не употребляйте алкоголь и наркотические вещества, следите за своими ценными вещами.

Ликвидация последствий аварии

При катастрофе на железной дороге прибывшие группы спасателей в первую очередь приступают к оценке обстановки. Проводят сбор данных о причинах катастрофы, о возможных рисках и зонах наибольшей опасности.

Следующим этапом является определение границ последствий аварии и оцепление местности. Происходит поиск источника возгораний и тушение его. Из искореженных вагонов извлекаются пострадавшие. При необходимости в вагонах делаются дополнительные люки для более быстрой эвакуации людей. На месте аварии оказывается медицинская помощь пострадавшим.

При разливе топлива или химического вещества происходит его локализация и ликвидацию. Обязательно учитывается возможный вред, причиненный данной местности. В последнюю очередь проводятся работы по восстановлению железнодорожного полотна, электросетей. Более подробно о Вы можете ознакомиться в нашей статье.

Оригинал взят у schnause в 25 лет.4 июня 1989 г.Катастрофа в Челябинске.

4 июня 2014 года исполняется 25 лет, как произошла чудовищная по масштабам и по жертвам катастрофа на железнодорожном транспорте. Катастрофа на перегоне Аша — Улу Теляк — крупнейшая в истории России и СССР катастрофа, произошедшая 4 июня 1989 года в 11 км от города Аша. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), ранены более 600.

Катастрофа считается самой крупной в истории СССР и России.

В поездах № 211 Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер-Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира, из них 383 ребёнка и 86 человек поездных и локомотивных бригад.

Поезд из Новосибирска в ту ночь опаздывал по техническим причинам, а встречный состав незадолго до трагедии остановился на промежуточной станции для срочной высадки - у женщины прямо в вагоне начались роды.

Значительные пассажиры, следовавшие в Адлер, уже предвкушали тихий отдых на море. Им навстречу ехали те, кто, наоборот, уже возвращался с отпуска. Взрыв, прогремевший среди ночи, эксперты дают оценку как эквивалент взрыва трехсот тонн тротила. По неофициальным данным, мощность взрыва в Улу-Теляке была приблизительно такой же, как в Хиросиме - около 12 килотонн.

Взрыв уничтожил 38 вагонов и два электровоза. 11 вагонов ударной волной были сброшено с путей, из них 7 полностью сгорели Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. В радиусе трех км вокруг эпицентра были повалены вековые деревья.

Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Позже следствие выяснит, что первопричиной утечки газа и взрыва стала некачественная сварка газопровода. В итоге — нарушение герметичности швов. Газ - тяжелее воздуха, а в этом месте большая низина. Образовалась взрывоопасная смесь и поезда входили уже в полностью загазованную зону, где для мощного взрыва было довольно маленькой искры.

В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 г. на продуктопроводе произошло 50 крупных аварий и отказов, не приведших, однако, к человеческим жертвам. После аварии под Уфой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

Воспоминания очевидца.

4 июня 1989. Было очень жарко в эти дни. Погода была солнечная и воздух был теплым. На улице стояла 30 градусная жара. У меня родители работали на железной дороге и 7 июня мы с Мамой поехали на поезде «памяти» с ст. Уфа до о.п. 1710 км. Уже к тому времени вывезли раненых и погибших, уже наладили железнодорожное сообщение, но что я увидел через 2 часа после отправления…Я уже не забуду никогда! За несколько километров до эпицентра взрыва не было ни чего. Все обгорело! Где когда то был лес, трава, кустарники, сейчас было все покрыто пеплом. Это как напалм, который выжег все, ничего не оставив в замен. Повсюду валялись искореженные вагоны, на чудом уцелевших деревьях были фрагменты матрасов и простыней. Так же были везде разбросаны фрагменты человеческих тел…и это запах, на улице стояла жара и трупный запах был повсюду. И слезы, горе, горе, горе…

Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 10 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (12,5 килотонн). Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.

По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микро свищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Вот уже прошло 22 года с того момента, когда случилась эта чудовищная катастрофа под Улу-Теляком. Погибли более 600 человек. А сколько людей остались калеками? Многие так и остались без вести пропавшими. Реальных виновников этой катастрофы так и не нашли. Суд длился более 6 лет, наказали только «стрелочников» Ведь можно было избежать этой трагедии, если не безалаберность и халатность с которой столкнулись, мы тогда. Машинисты передавали, что есть сильный запах газа, но меры так и не предприняли. Мы не должны забывать о этой трагедии, о боли которую пережили люди… До сих пор ежедневно нас оповещают то об одном, то о другом печальном происшествии. Там, где волею случая прервались более 600 жизней. Для их родных и близких это место на земле Башкортостана - 1710-й километр по железной дороге…

В дополнении привожу выдержки из советских газет, которые писали о катастрофе в то время:

От ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР 3 июня в 23 часа 14 минут по московскому времени на продуктопроводе сжиженного газа, в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск - Уфа, в результате аварии возникла утечка газа. При прохождении двух встречных пассажирских поездов назначением Новосибирск-Адлер и Адлер - Новосибирск произошел взрыв большой силы и возгорание. Имеются многочисленные жертвы.

Примерно в 23 часа 10 минут московского времени один из машинистов передал по рации: вошли в полосу сильной загазованности. После этого связь оборвалась… Как мы сейчас знаем, после этого произошел взрыв. Сила его была такой, что на центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла. А это за несколько километров от эпицентра взрыва. Мы видели также тяжеленную колесную пару, которая очутилась в одно мгновенье в лесу на расстоянии более пятисот метров от железной дороги. Рельсы скрутило в немыслимые петли. А что же тогда говорить о людях. Погибло очень много людей. От некоторых вообще осталась лишь кучка пепла. Трудно об этом писать, но в составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорело.

Катастрофа на Транссибе.

Вот что рассказали корреспонденту «Известий» в Министерстве путей сообщения: Трубопровод, на котором произошла катастрофа, проходит примерно в километре от магистрали Уфа - Челябинск (Куйбышевская железная дорога). В момент взрыва и возникшего из-за него пожара пассажирские составы 211 (Новосибирск-Адлер) и 212 (Адлер - Новосибирск) шли навстречу друг другу. Удар взрывной волны и пламени выбросил с колеи четырнадцать вагонов, разрушил контактную сеть, повредил линии связи и железнодорожное полотно на протяжении нескольких сот метров. Огонь перебросился на поезда, за несколько часов пожар удалось потушить. По предварительным данным взрыв произошел из-за разрыва трубопровода Западная Сибирь - Урал неподалеку от железнодорожной станции Аша. По нему перегоняется сырье для химических заводов Куйбышева. Челябинска. Башкирии… Длина его составляет 1860 километров. По мнению специалистов, которые работают сейчас на месте аварии, в данном участке происходила утечка сжиженного газа пропан-бутан. Здесь продуктопровод идет по горной местности. В течение определенного времени газ накапливался в двух глубоких ложбинах и по неизвестным пока причинам взорвался. Фронт взметнувшегося пламени был примерно полтора-два километра. Потушить огонь непосредственно на продуктопроводе удалось лишь после того, как выгорел весь углеводород, собравшийся в месте разрыва. Выяснилось, что еще задолго до взрыва жители близлежащих населенных пунктов почувствовали в воздухе сильный запах газа. Он распространялся примерно на расстояние от 4 до 8 километров. Такие сообщения поступали от населения в районе 21 часа по местному времени, а трагедия, как известно, произошла позднее. Однако вместо поиска и ликвидации утечки кто-то (пока идет выяснение) добавил давление в трубопроводе и газ продолжался растекаться по ложбинам.

Взрыв в летнюю ночь.

Газ в результате утечки постепенно накапливался в лощине, концентрация его возрастала. Специалисты полагают, что проходившие поочередно грузовые и пассажирские составы мощным потоком воздуха прокладывали безопасный для себя «коридор», и беда отодвигалась. По такой версии она, возможно, отодвинулась бы и на этот раз, поскольку поезда «Новосибирск - Адлер» и «Адлер - Новосибирск» согласно железнодорожному расписанию не должны были встретиться на данном участке. Но по трагической случайности в поезде, следовавшем в Адлер, у одной из женщин начались преждевременные роды. Находившееся среди пассажиров врачи оказали ей первую помощь, На ближайшей станции поезд был задержан на 15 минут, чтобы передать мать и дитя вызванной «скорой помощи». И когда произошла роковая встреча на загазованном участке, «эффект коридора» не сработал. Для воспламенения взрывоопасной смеси было достаточно крохотной искорки из-под колес, выброшенной в окно тлеющей сигареты, зажженной спички.

В правительственной комиссии 6 июня в Уфе состоялось заседание правительственной комиссии, которую возглавляет заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.Г.Ведерников. Министр здравоохранения РСФСР А.И.Потапов доложил, комиссии о неотложных мероприятиях по оказанию помощи пострадавшим в результате катастрофы на железной дороге. Он сообщил, что на 7 часов утра 6 июня в медучреждениях Уфы находилось 503 человека из числа раненых, в том числе 115 детей, в тяжелом состоянии находятся 299 человек. В медучреждениях Челябинска - 149 пострадавших, в том числе 40 детей в тяжелом состоянии находятся 299 человек. Как было сообщено на заседании, по предварительным данным в обоих поездах находилось в момент катастрофы около 1200 человек. Более точную цифру назвать пока трудно, ввиду того, что неизвестно число ехавших в поездах детей до пятилетнего возраста, на которых, согласно действующему положению, не приобретались железнодорожные билеты и возможных пассажиров, также не приобретавших билетов.

До момента катастрофы поезда № 211 и № 212 никогда не встречались в этой точке. Опоздание поезда № 212 по техническим причинам и остановка поезда № 211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались роды, привели эти два пассажирских состава к роковому месту одновременно.

Так звучит холодная новостная сводка.

Погода стояла безветренная. Газ, вытекавший наверху, заполнил всю низину. Машинист товарного поезда, незадолго до взрыва проследовавший 1710-й километр, передал по связи, что в этом месте сильная загазованность. Ему обещали разобраться…

На перегоне Аша - Улу-Теляк у Змеиной горки скорые почти разминулись, но раздался страшный взрыв, следом еще один. Пламенем заполнило все вокруг. Сам воздух стал пламенем. По инерции поезда выкатились из зоны интенсивного горения. Хвостовые вагоны обоих поездов выбросило из колеи. У прицепного “нулевого” вагона взрывной волной оторвало крышу, тех, кто лежал на верхних полках, - выбросило на насыпь.

Часы, найденные на пепелище, показывали 1.10 местного времени.

Гигантскую вспышку видели за десятки километров

До сих пор загадка этой страшной катастрофы волнует и астрологов, и ученых, и экспертов. Как получилось, что два опаздывавших поезда-близнеца Новосибирск-Адлер и Адлер-Новосибирск встретились в опасном месте, где дал течь продуктопровод? Почему возникла искра? Почему в пекло попали поезда, наиболее забитые людьми летом, а не, например, товарняки? И почему газ взорвался за километр от места утечки? До сих пор доподлинно не известно количество погибших - в вагонах в советские времена, когда на билетах не проставляли фамилий, могло быть огромное количество «зайцев», ехавших на благословенный юг и возвращавшихся обратно.

В небо взметнулось пламя, стало светло, как днем, мы подумали, сбросили атомную бомбу, — говорит участковый Иглинского ОВД, житель поселка Красный Восход Анатолий Безруков. — Помчались к пожарищу на машинах, на тракторах. Техника на крутой склон подняться не могла. Стали карабкаться на косогор — кругом сосны стоят, как обгоревшие спички. Внизу увидели рваный металл, упавшие столбы, мачты электропередачи, куски тел… Одна женщина висела на березе со вспоротым животом. По склону из огненного месива полз, кашляя, старик. Сколько лет прошло, а он у меня так и стоит перед глазами. Тогда я увидел, что человек горит, как газ, синим пламенем.

В час ночи на подмогу сельчанам подоспели подростки, возвращавшиеся с дискотеки в селе Казаяк. Сами еще дети среди шипящего металла помогали наравне со взрослыми.

Старались вынести детей в первую очередь, - рассказывает житель села Казаяк Рамиль Хабибуллин. - Взрослых просто оттаскивали от огня. А они стонут, плачут, просят укрыть чем-нибудь. А чем укроешь? С себя одежду снимали.

Раненые в шоковом состоянии расползлись в буреломе, искали их по стонам и крикам.

Брали человека за руки, за ноги, а в руках оставалась его кожа… — рассказывал водитель “Урала” Виктор Титлин, житель поселка Красный Восход. — Всю ночь, до утра, возили пострадавших в больницу в Ашу.

Водитель на совхозном автобусе Марат Шарифуллин три рейса сделал, а потом кричать стал: “Не поеду больше, привожу одни трупы!” По дороге дети кричали, просили пить, обгоревшая кожа прилипала к сиденьям, многие не переживали дороги.

Машины в гору не поднимались, приходилось раненых на себе выносить, - рассказывает житель поселка Красный Восход Марат Юсупов. - Несли на рубашках, одеялах, чехлах от сидений. Помню одного парня из поселка Майский, он, здоровый такой, человек тридцать вынес. Весь в крови, но не останавливался.

Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделал Сергей Столяров. На станции Улу-Теляк он, машинист с двухмесячным стажем, пропустил 212-й скорый, отправился на товарняке вслед за ним. Через несколько километров увидел огромное пламя. Отцепив цистерны с нефтью, стал медленно подъезжать к опрокинутым вагонам. На насыпи змеями вились сорванные взрывной волной провода контактной сети. Забрав в кабину обожженных людей Столяров двинулся к разъезду, вернулся на место катастрофы уже с прицепленной платформой. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил… Домой вернулся — рубашка колом стояла от запекшейся чужой крови.

Пришла вся поселковая техника, везли на тракторах, - вспоминал председатель колхоза «Красный Восход» Сергей Космаков. - Раненых отправляли в сельский интернат, там их дети перевязывали…

Специализированная помощь пришла много позже — через полтора-два часа.

В 1.45 на пульт поступил звонок, что под Улу-Теляком горит вагон, — рассказывает Михаил Калинин, старший врач смены “Скорой помощи” города Уфы. — Через десять минут уточнили: выгорел весь состав. Сняли с линии все дежурные машины “скорой помощи”, оснастили их противогазами. Куда ехать — никто не знал, Улу-Теляк в 90 км от Уфы. Машины шли просто на факел…

Вышли из машины на пепелище, первое, что видим, — кукла и оторванная нога… — рассказывал врач “Скорой помощи” Валерий Дмитриев. — Сколько пришлось обезболивающих уколов сделать — уму не постижимо. Когда с ранеными ребятишками тронулись в путь, ко мне подбежала женщина с девочкой на руках: “Доктор, возьмите. У малышки погибли и мать, и отец”. Мест в машине не было, я посадил девочку к себе на колени. Она была закутана по самый подбородок в простынку, головка ее была вся обожжена, волосики свернулись в запекшиеся кольца — как у барашка, и пахла она, как жареный барашек… До сих пор этой девчушки забыть не могу. По дороге она рассказала мне, что зовут ее Жанна, и что ей три года. У меня тогда дочке было столько же лет. Сейчас Жанне должно быть уже 21, совсем невеста…

Жанну, которую вывозил из зоны поражения врач «Скорой помощи» Валерий Дмитриев, мы нашли. В книге памяти. Ахмадеевой Жанне Флоридовне 1986 года рождения не суждено было стать невестой. В трехлетнем возрасте она умерла в Детской республиканской больнице Уфы.

Деревья валило, как в вакууме

На месте трагедии остро пахло трупным запахом. Вагоны, почему-то ржавого цвета, лежали в нескольких метрах от путей, причудливо сплющенные и изогнутые. Даже трудно представить, какая температура могла заставить так извиваться железо. Удивительно, что в этом пожаре, на земле, превратившейся в кокс, там где вырывались с корнем электроопоры и шпалы, еще могли остаться живы люди!

Военные потом определили: мощность взрыва составила 20 мегатонн, что соответствует половине атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму, — рассказывал председатель сельского совета “Красный восход” Сергей Космаков. — Мы прибежали на место взрыва — деревья падали, как в вакууме, — в центр взрыва. Ударная волна была такой силы, что в радиусе 12 километров во всех домах выбило стекла. Куски от вагонов мы находили на расстоянии шести километров от эпицентра взрыва.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, в беспамятстве, уже мертвых… — вспоминает врач-реаниматолог Владислав Загребенко. — Грузили в темноте. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненных — со ста процентами ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному будешь помогать, то потеряешь двадцать. Когда в больнице пошли по этажам, ощущение было, что мы на войне. В палатах, в коридорах, в холле лежали черные люди с сильнейшими ожогами. Я такого никогда не видел, хоть и работал в реанимации.

В Челябинске в злополучный поезд сели ребята из 107-й школы, отправлявшиеся в Молдавию, работать в трудовом лагере на виноградниках.

Интересно, что завуч школы Татьяна Викторовна Филатова, еще до отправки побежала к начальнику вокзала убеждать, что по технике безопасности вагон с детьми должны поставить в начало состава. Не убедила… Их “нулевой” вагон прицепили в самый конец.

Утром мы узнали, что от нашего прицепного вагона осталась одна платформа, — говорит директор 107-й школы Челябинска Ирина Константинова. — Из 54 человек выжили 9. Завуч — Татьяна Викторовна лежала на нижней полке со своим 5-летним сыном. Так и погибли вдвоем. Не нашли ни нашего военрука Юрия Герасимовича Тулупова, ни любимую учительницу ребят Ирину Михайловну Стрельникову. Одного старшеклассника опознали только по часам, другого по сеточке, в которую родители положили продукты ему в дорогу.

Сердце защемило, когда прибыл поезд с родственниками пострадавших, — говорил Анатолий Безруков. — Они всматривались с надеждой в смятые, как бумажки, вагоны. Пожилые женщины ползали с целлофановыми пакетами в руках, надеясь найти хоть что-то оставшееся от своих родных.

После того, как раненных увезли обгоревшие и искореженные куски тел - руки, ноги, плечи собирали по всему лесу, снимали с деревьев и складывали на носилки. К вечеру, когда подошли рефрижераторы, таких носилок, заполненных человеческими останками, набралось около 20. Но и вечером солдаты гражданской обороны продолжали резаками извлекать из вагонов вплавленные в железо остатки плоти. В отдельную кучу складывали вещи, найденные в округе - детские игрушки и книжки, сумки и чемоданы, кофточки и брюки, почему-то целые и невредимые, даже не опаленные.

Салават Абдулин, отец погибшей старшеклассницы Ирины, нашел на пепелище ее заколку для волос, которую сам отремонтировал перед поездкой, ее рубашку.

В списках живых дочери не было, — будет вспоминать он позже. — Три дня мы искали ее в больницах. Никаких следов. А потом пошли с женой по холодильникам… Была там одна девочка. По возрасту похожа на нашу дочь. Головы не было. Черная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног тоже не было…

На одного ребенка претендовали сразу две матери

А в Уфе, Челябинске, Новосибирске, Самаре срочно освобождались места в стационарах. Чтобы вывести раненых из больниц Аши и Иглино в Уфу, задействовали вертолетное училище. Машины садились в центре города в парке Гафури за цирком — это место в Уфе и по сей день называют “вертолетной площадкой”. Машины взлетали каждые три минуты. К 11 утра все пострадавшие были доставлены в городские больницы.

— Первый больной поступил к нам в 6 часов 58 минут, — рассказывал заведующий ожоговым центром города Уфы Радик Медыхатович Зинатуллин. — С восьми утра до обеда — пошел массовый поток пострадавших. Ожоги были глубокие, практически у всех — ожоги верхних дыхательных путей. У половины пострадавших было обожжено более 70% тела. Наш центр только открылся, в запасе было достаточно и антибиотиков, и препаратов крови, и фибринной пленки, которую накладывают на обожженную поверхность. К обеду приехали бригады врачей из Ленинграда и Москвы.

Среди пострадавших было много детей. Помню, у одного мальчика было две матери, каждая из которых была уверена, что на кроватке — ее сыночек…

Американские врачи, как узнали, прилетели из Штатов, сделав обход, сказали: “Выживет не больше 40 процентов”. Как при ядерном взрыве, когда главной травмой бывает именно ожог. Половину из тех, кого они считали обреченными, мы вытащили. Я помню десантника из Чебаркуля — Эдика Аширова, ювелира по профессии. Американцы сказали, что его надо перевести на наркотики и все. Мол, все равно не жилец. А мы его спасли! Он выписался одним из последних, в сентябре.

В штабах в эти дни царила невыносимая обстановка. Женщины цеплялись за малейшую надежду и подолгу не отходили от списков, там же падая в обморок.

Прибывшие из Днепропетровска на второй день после трагедии отец и молодая девчонка в отличие от других родственников, светились счастьем. Они приехали к сыну и мужу, в молодой семье - двое малышей.

Нам не нужны списки, - отмахиваются. - Мы знаем, что он выжил. В «Правде» написали на первой странице, он детей спасал. Знаем, что лежит в 21-й больнице.

Действительно, молодой офицер Андрей Донцов, возвращавшийся домой, прославился, когда вытаскивал из горящих вагонов детей. Но в публикации было указано, что у героя - 98% ожогов.

Жена и отец переминаются с ноги на ногу, им хочется быстрее покинуть скорбный штаб, где рыдают люди.

Забирайте, в морге, - сообщает телефон 21-й больницы.

Надя Шугаева, доярка из Новосибирской области вдруг начинает истерически смеяться.

Нашла, нашла!

Пытаются вымученно улыбнуться сопровождающие. Нашла отца и брата, сестру и малолетнего племянника. Нашла… в списках погибших.

За катастрофу ответили стрелочники.

Когда ветер еще носил пепел заживо сгоревших, к месту катастрофы пригнали мощнейшую технику. Опасаясь эпидемии из-за незахороненных фрагментов тел, размазанных по земле и начавших разлагаться, выжженную низину в 200 гектаров поспешили сровнять с землей.

За смерть человек, за страшные ожоги и увечья более тысячи человек ответили строители.

С самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями. Было предъявлено обвинение и заместителю министра нефтяной промышленности Донгаряну, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Был вертолет, который облетал всю трассу, его отменили, был линейный обходчик — убрали и обходчика.

26 декабря 1992 года состоялся суд. Выяснилось, что утечка газа из путепровода произошла из-за трещины, нанесенной ему за четыре года до катастрофы, в октябре 1985 года, ковшом экскаватора при строительных работах. Продуктопровод был засыпан с механическими повреждениями. Дело отправили на дорасследование.

Шесть лет спустя Верховный суд Башкирии вынес приговор - всем подсудимым по два года в колонии-поселении. На скамье подсудимых оказались начальник участка, прораб, мастера, строители. “Стрелочники”.

В морге работали афганцы.

Самую тяжелую работу взяли на себя воины-интернационалисты. Афганцы вызвались помогать спецслужбам там, где не выдерживали даже видавшие всякое врачи. Трупы погибших не помещались в уфимском морге на Цветочной и человеческие останки складировались в машинах рефрижераторах. Учитывая, что на улице стояла невозможная жара, запах вокруг импровизированных ледников был невыносимый, а мухи слетались со всей округи. Эта работа требовала от добровольцев выносливости и физической силы, все прибывавших погибших требовалось размещать на спешно сколоченных полках, навешивать бирки, сортировать. Многие не выдерживали, содрогаясь в рвотных судорогах.

Родственники, обезумевшие от горя, искавшие своих детей, ничего вокруг не замечали, пристально вглядываясь в обугленные фрагменты тел. Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, вели дикие диалоги:

Это не наша Леночка? - говорили они, столпившись вокруг черного куска мяса.

Нет, у нашей Леночки на ручках складочки были…

Как родители умудрялись опознать родное тело, для окружающих оставалось загадкой.

Для того, чтобы не травмировать родственников и уберечь их от посещения морга, в штабы привезли страшные фотоальбомы, разместив на страницах снимки с разных ракурсов фрагментов неопознанных тел. В этом ужасном сборнике смерти имелись страницы со штампом - «опознаны». Однако многие все-таки ехали в рефрижераторы, надеясь, что фотографии лгут. И на парней, недавно пришедших с настоящей войны, обрушивались страдания, которых они не видали, воюя с душманами. Зачастую парни оказывали первую медицинскую помощь тем, кто падал в обморок и оказывался на грани безумия от горя, или с бесстрастными лицами помогали переворачивать родным обугленные тела.

Мертвых не оживишь, отчаяние пришло, когда начали прибывать живые, - говорили потом афганцы, рассказывая о самых тяжелых переживаниях.

Счастливчики находились сами

Были и курьезные случаи.

Утром в сельсовет пришел мужчина с новосибирского поезда, с портфелем, в костюме, в галстуке — ни одной царапинки, — рассказывал участковый Анатолий Безруков. — А как выбрался из вспыхнувшего поезда — не помнит. Ночь в лесу в беспамятстве проплутал.

Являлись отставшие от поезда и в штабы.

Ищете меня? - поинтересовался парень, заглянувший в скорбное место на железнодорожном вокзале.

Зачем нам вас искать? - удивились там, но заученно заглянули в списки.

Есть! - обрадовался молодой человек, найдя свою фамилию в столбике пропавших без вести.

Александр Кузнецов загулял за несколько часов до трагедии. Вышел пива попить, а как ушел злополучный поезд не помнит. Провел на полустанке сутки, и лишь отрезвев, узнал о случившемся. Добрался до Уфы, сообщить, что живой. Мама юноши в это время методично обходила морги, мечтая найти хоть что-то от сыночка, чтобы похоронить. Домой мать и сын уехали вместе.

На месте взрыва отказывала субординация

Солдатам, работавшим на путях, выдавали по 100 граммов спирта. Трудно представить сколько им пришлось перелопатить металла и обгоревшей человеческой плоти. 11 вагонов было сброшено с пути, 7 из них полностью сгорело. Люди работали ожесточенно, не обращая внимания на жару, зловоние и витающий в этом клейком сиропе почти физический ужас смерти.

Ты что, ох…ел? - кричит молодой солдатик с автогеном пожилому мужчине в форме.

Генерал-полковник ГО осторожно поднимает ногу с человеческой челюсти.

Извините, - растерянно бормочет он и скрывается в штабе, находящемся в ближайшей палатке.

В это эпизоде все противоречивые эмоции, которые испытывали присутствующие: и злость на человеческую слабость перед стихией, и смущение - тихую радость, что собирают не их останки и ужас, перемешанный с отупением - когда смерти очень много - она уже не вызывает бурного отчаяния.

На месте трагедии путейцы обнаружили огромные суммы денег и ценные вещи. Все они были сданы государству, включая сберкнижку на 10 тысяч рублей. А через два дня выяснилось, что за мародерство арестован ашинский подросток. Троим удалось скрыться. Они, пока остальные спасали живых, срывали с мертвых вместе с обгоревшими пальцами и ушами золотые украшения. Если бы подонка не закрыли под серьезной охраной в Иглино, возмущенные местные жители разорвали бы его в клочья. Молодые менты разводили руками:

Знали бы, что преступника защищать придется…

Челябинск потерял хоккейную надежду.

Сто седьмая школа Челябинска потеряла под Уфой 45 человек, спортивный клуб “Трактор” — юношескую команду хоккеистов, двукратных чемпионов страны.

Лишь вратарь Боря Тортунов вынужден был остаться дома: бабушка сломала руку.

Из десяти хоккеистов — чемпионов Союза среди сборных регионов — выжил лишь один Александр Сычев, впоследствии игравший за клуб «Мечел». Гордость команды — нападающего Артема Масалова, защитников Сережу Генергарда, Андрея Кулаженкина, вратаря Олега Девятова вообще не нашли. Дольше всех из обожженных ребят, пять дней, прожил самый младший из хоккейной команды — Андрей Шевченко. 15 июня он отметил бы свое шестнадцатилетие.

— Мы с мужем успели его увидеть, — рассказывает мама Андрея Наталья Антоновна. — Нашли его по спискам в реанимации 21-й больницы Уфы. — Он лежал, как мумия, — весь в бинтах, лицо серо-коричневое, шея вся распухшая. В самолете, когда мы его везли в Москву, он все спрашивал: “Где ребята?” В 13-й больнице — филиале института им. Вишневского мы хотели его окрестить, но не успели. Через катетер три раза ввели ему врачи святую водичку… Ушел он от нас в день Вознесения Господня — тихо умер, без сознания.

Клуб “Трактор” через год после трагедии организовал турнир, посвященный памяти погибших хоккеистов, который стал традиционным. Вратарь погибшей команды “Трактор-73” Борис Тортунов, оставшийся тогда из-за бабушки дома, стал двукратным чемпионом страны и Кубка Европы. По его инициативе воспитанники школы “Трактор” собрали деньги на призы участникам турнира, которые по традиции вручают матери и отцы погибших ребят.

Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, из которых 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. По официальным данным на месте аварии было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

Самые поразительные крушения поездов, случившиеся в разных уголках нашей планеты:

1. Поезд пролетел через веранду после того, как у него отказали тормоза

Вокзал Монпарнас (Gare Montparnasse), являющийся одним из шести крупнейших железнодорожных терминалов Парижа, стал печально известным 22 октября 1895 года благодаря схождению с рельсов экспресса Гранвилль-Париж (Granville-Paris Express), который переехал упорный брус. Локомотив проехал вдоль всей станции, длина которой составляла 30 метров, пробил стену толщиной в 60 сантиметров, вылетел через веранду из здания и упал носом на улицу де Ренн (de Rennes), находившуюся в 10 метрах под верандой. Двое из 131 пассажира, а также пожарный и два кондуктора получили ранения. Единственной жертвой этого крушения оказалась женщина, которая во время крушения находилась внизу, на улице, и которая была убита упавшим куском стены. Несчастный случай произошёл из-за тормозов Вестингауза (Westinghouse), которые не сработали, а также по вине машиниста, который хотел успеть нагнать то время, на которое он опаздывал. На кондуктора наложили штраф в размере 25 франков, а на машиниста штраф в 50 франков.

2. Самое смертоносное крушение высокоскоростного поезда


Крушение поезда в немецкой деревне Эшеде (Eschede) стало самой смертоносной катастрофой с участием высокоскоростного поезда. Оно произошло 3 июня 1998 года возле деревни Эшеде в районе Целле (Celle), входящем в состав Нижней Саксонии, Германия. В результате крушения погиб 101 человек и 88 человек получили ранения. Эта катастрофа превзошла по количеству жертв крушение поезда при Далерау (Dahlerau), произошедшее в 1971 году, и стала самым смертоносным несчастным случаем в истории Федеративной Республики Германия. Причиной крушения стала одна небольшая трещина в одном колесе, которое, наконец, отказав, вызвало сход поезда с рельсов на переключении рельс. Сильное разрушение поезда было вызвано столкновением с автомобильным мостом, которое произошло после того, как поезд сошёл с рельсов.

3. Самое фатальное крушение поезда в мире, произошедшее по причине того, что поезд ударило цунами


Крушение поезда на Шри-Ланке в 2004 году, вызванное цунами, стало железнодорожной катастрофой с самым большим количеством жертв за всю историю. Крушение произошло, когда цунами разрушило переполненный пассажирский поезд на прибрежных железнодорожных путях Шри-Ланки. Цунами, образовавшееся в результате землетрясения в Индийском океане 2004 года, унесло самое большое количество жизней за всю историю железной дороги. Погибло более 1700 людей, что намного больше, чем в результате предыдущей железнодорожной аварии.

Поезд, известный под названием «Королева Береговой Линии» (Queen of the Sea Line), был обычным пассажирским поездом, циркулировавшим между городами Коломбо (Colombo) и Галле (Galle). В воскресный день 26 декабря 2004 года он выехал из Коломбо примерно в 6:55 утра, перевозя около 1000-1500 заплативших пассажиров и неизвестное количество «зайцев».

В 9:30 в пляж в деревне Пералья (Peraliya), недалеко от Телватты (Telwatta), ударила первая из огромных волн, образовавшихся в результате землетрясения, произошедшего незадолго до этого у берегов Суматры, Индонезия. Поезд остановился из-за того, что вокруг него поднялась вода. Сотни местных жителей посчитали, что поезд хорошо держится на рельсах, и забрались на его крышу, чтобы их не смыло волной. Другие же встали рядом с ним, надеясь, что поезд примет на себя ударную волну. Волна затопила вагоны и вызвала панику среди пассажиров. Следующая, более большая волна подняла поезд и обрушила его на дома и деревья, расположенные вдоль рельсов, сметая всех, кто искал спасения за поездом. Восемь вагонов были настолько сильно забиты людьми, что открыть их двери было невозможно, и они быстро наполнились водой, в которой постепенно утонули практически все, кто был внутри, по мере того как волны накатывали одна за другой. По подсчётам, сделанным на основе состояния береговой линии, а также на основе отметки наибольшего уровня воды, высота волн цунами составляла от 7,5 до 9 метров над уровнем моря и от 2 до 3 метров над уровнем крыши поезда.

4. Угон поезда и последующая катастрофа от его столкновения с домом

Угон машин, грузовиков или мотоциклов вряд ли кого-то удивит, но вот угон целого поезда - это совсем другое дело. Об этом слышишь не каждый день. Вором стала 20-летняя женщина, которая работала уборщицей в Стокгольме. Она украла ключи от поезда, затем доехала на нём до конца путей на большой скорости и разбила его о дом после того, как поезд сошёл с рельсов и перемахнул через улицу.

К счастью, кроме женщины, чьё имя не разглашалось, никто не пострадал. Катастрофа случилась ранним утром, и в поезде ещё никого не было. В доме в момент столкновения также никто не находился.

Примечание: Позже было определено, что поезд не был угнан. Уборщица случайно запустила его, когда убиралась в кабине, и не смогла догадаться, как его остановить.

5. Поезд, который невозможно было остановить, вызвал обрушение моста


Железнодорожная авария в Луишеме (Lewisham) произошла примерно в 6:20 вечера 4 декабря 1957 года на обходной линии в Луишеме, Лондон. В густом тумане электрический поезд, направлявшийся в Хэйес (Hayes), остановился по сигналу под мостом, а следовавший за ним паровоз, направлявшийся в Рамсгит (Ramsgate), врезался в него. От этого столкновения мост обрушился на паровоз. В результате погибло 90 человек и 109 человек, получивших ранения, были госпитализированы. Мост пришлось полностью убрать, и до того, как железнодорожная линия под ним вновь стала работать, прошла целая неделя. Мост же был отстроен заново и введён в эксплуатацию только через месяц.
После двух судебных разбирательств машинист паровоза был признан невиновным по обвинению в убийстве. Министерство транспорта установило, что он не замедлил хода после того, как проехал два предупреждающих сигнала, поэтому он не мог остановиться уже после сигнала об опасности. В итоге, министерство транспорта пришло к выводу, что система автоматического предупреждения могла бы предотвратить столкновение.

6. Столкновение поездов в Индии


Крушение поезда в округе Фирозабад (Firozabad) произошло в Индии в 1995 году, когда два поезда - Калинди Экспресс (Kalindi express) и Пуршоттам Экспресс (Purshottam express) - столкнулись около Фирозабада. Пуршоттам Экспресс ударил Калинди Экспресс сзади, когда последний остановился из-за заклинивших тормозов, которые оказались в таком состоянии после того, как он сбил корову. Во время столкновения почти все люди спали. Около 200 человек погибло и ещё примерно 200 получили ранения.

7. Столкновение поездов, вызванное гонками на спор


Заголовок, написанный Уильямом Миддлтоном (William Middleton) для этого фото в своей книге «The Interurban Era», гласит:

«Два поезда железнодорожной компании «Фонда Джонстаун и Гловерсвиль» (Fonda, Johnstown, & Gloversville) опозорились после своего неуместного соревнования за место на железнодорожной станции в Гловерсвиле, Нью-Йорк».

8. Удивительное схождение поезда с рельсов с потерей только одной человеческой жизни

Трагедия произошла в умиротворённом живописном месте, в самом центре Озёрного Края (Lake District).

В холодный, дождливый февральский вечер 2007 года спокойствие фермы, находящейся неподалёку от крошечной деревушки Грэйриг (Grayrigg), было нарушено, когда Вёрджин Пендолино Экспресс (Virgin Pendolino London to Glasgow express), ехавший из Лондона в Глазго, сошёл с рельсов главной линии Западного Побережья (West Coast Main Line). Всего за несколько секунд восемь вагонов скоростного электропоезда «Class 390» сошли с рельсов, что привело к травмам 86 пассажиров и двух членов экипажа из тех 105 человек, которые на тот момент находились в поезде. Это произошло по причине того, что локомотив, ехавший со скоростью примерно 153 километра в час, сошёл с рельсов и утащил за собой вагоны поезда, которые раскидало по земляной насыпи.

В результате погиб только один человек - 84-летняя Маргарет «Пегги» Майссон (Margaret Peggy Masson), которая пережила само происшествие, но умерла позже в больнице.