Какой мост рядом с храмом христа спасителя. Московский пешеходный Патриарший мост – ажурное украшение для свадеб и фотографий

Патриарший пешеходный мост – перекинут через Москву-реку и объединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные. Этот величественный гидротехнический объект был возведен в 2004-2005 гг. согласно проекту известнейшего живописца и скульптора современности и группы лучших российских архитекторов и инженеров. В облике строения создатели попытались отобразить лучшие традиции мостостроительства XIX столетия, благодаря чему Патриарший мост является самым красивым в столице России.

Основные параметры сооружения: длина – 203 м; ширина – 10 м; количество пролетов – 3; площадь – почти 260 м². Оригинальный консольный тип конструкции пролетов придает внешнему виду моста неповторимые черты.

Патриарший мост начинал строиться одновременно на разных берегах Москвы-реки. Когда обе части были готовы, то с помощью специальных приспособлений их развернули навстречу друг к другу, зафиксировав в нужном положении.

Участок моста, расположенный со стороны Берсеневской набережной, отделан белым мрамором. В структуре этого камня просматриваются древние окаменелости – фрагменты различных растений, среди которых преобладают стебли и цветы морских лилий и кринодей. Другая половина строения выложена прямоугольными каменными плитами контрастных оттенков.

К кованным узорчатым перилам круглый год устремляются потоки молодоженов и влюбленных пар, которые «закрепляют» свои отношения с помощью замков. Металлическая ограда густо увешана замками разных типов – и обычными магазинными, и оригинальными, сделанными на заказ (с сердечками, выгравированными именами и т.д.).

Фонари вмонтированы в полотно моста на достаточно близком расстоянии друг от друга. В светлое время суток они служат украшением архитектуры, ярким дополнением образа XIX столетия. А с наступлением сумерек огни фонарей наполняют вечера атмосферой романтики: отражаясь в темной воде, они создают неповторимую игру мерцающих бликов.

Патриарший мост в 2008-2011 годах становился местом, где записывалось новогоднее видеообращение к россиянам президента Дмитрия Медведева. Этот мост состоит из двух частей и потому пересекает не одну, а две водные артерии столицы - Москву-реку и Водоотводный канал. Он был построен в начале нынешнего столетия напротив храма Христа Спасителя. Свое название этот мост получил в честь патриарха Александра II.

Разработкой проекта сооружения занималась группа архитекторов и инженеров, в которую входил известный скульптор Зураб Церетели. Разработчики вдохновлялись обликом мостов, построенных в XIX веке, поэтому Патриарший мост называют в числе самых красивых в российской столице. Одной из самых элегантных его деталей являются светильники, встроенные в полотно моста, дополняют изысканный образ моста кованые ограждения.

Длина трехпролетного сооружения составляет более двухсот метров. Возведение Патриаршего моста было начато одновременно на обоих берегах Москвы-реки, затем обе части этой конструкции были соединены друг с другом. Ширина моста равна десяти метрам. Благодаря оригинальной конструкции моста, прогуливаясь по нему, можно побывать на трех набережных – Пречистенской, Берсеневской, затем пересечь Болотный остров и оказаться на Якиманской.

Патриарший мост является пешеходным и пользуется большой популярностью у молодоженов, которые прикрепляют к его перилам «замки верности», ключами от которых усеяно дно Москвы-реки.

С Патриаршего моста открываются виды главных московских старых и современных достопримечательностей – Кремля, дома Пашкова, небоскребов «Москва-сити» и других зданий, также с моста видно еще одно произведение Церетели – памятник Петру Первому.

Сегодня, в прекрасный осенний день приглашаем вас совершить прогулку по центру Москвы, по Патриаршему мосту. Отсюда открываются великолепные виды на Москву - город, который находится в постоянном движении, постоянно меняется. От Якиманской набережной перекинут пешеходный Патриарший мост, который соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные. Он был открыт в 2005 году, архитектор М. Посохин, художник З. Церетели и инженеры А. Колчин и О. Чемеринский. Длина моста - 203 м, ширина - 10 м. Отсюда открываются великолепные панорамы центра Москвы. В целом сооружение стилизовано под традиционную архитектуру мостов XIX века. В полотно моста встроены светильники, создающие оригинальное освещение.
Сразу же после открытия этот мост стал популярным местом у влюблённых и молодожёнов. Именно на этом мосту впервые в Москве было замечено новое явление - на его ограде стали появляться «замки любви»: большие амбарные, маленькие и элегантные, с именами или без имён.
А по другую сторону - бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, Центральный дом художника на Крымском валу.
С право мы можем увидеть Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках и палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, которые составляют единый комплекс. На закладном камне палат выбита дата - 1657. Однако, как показали археологические исследования, уже в XV-XVI веках на этом месте существовал деревянный дом с подклетом. Палаты соединялись с церковью, которая была домовой. В ней похоронен Аверкий Кириллов, убитый стрельцами во время стрелецкого бунта в 1682 году. Церковь была построена в 1656-1657 годах, главный престол освящен в честь Святой Троицы. Поэтому она также часто называется Троицкой.
Также с Патриаршего моста во всей красе открывается Московский Кремль. Перед ним - Большой Каменный мост. Первый мост на этом месте был сооружен в 1686-1692 годах на пути древнего брода и назывался Всехсвятский, по церкви Всех Святых на левом берегу Москва-реки. В 1859 году по проекту инженера Таненберга был построен новый мост, получивший название Большого Каменного. Он располагался чуть выше по течению реки - его продолжением была улица Ленивка. Нынешний однопролетный мост был возведен в 1938 году.
На другой стороне - уже упоминавшийся в предыдущих постах «Дом на набережной». Словосочетание «Дом на набережной» пошло от названия одноименного романа Юрия Трифонова. В 1960 - начале 1990-х годов этот дом также называли «Трешка», поскольку от него открывается вид на Кремль, изображенный на советской трехрублевой купюре. Официальное название - «Дом правительства».
На Пречистенской набережной обращает на себя внимание здание темно-красного кирпича - доходный дом Перцовой. Доходный дом З.А.Перцовой, построенный в 1905-1907 году в стиле модерн с русскими элементами по эскизам художника С.В.Малютина (известен как создатель русской матрешки). Некогда здесь снимали квартиры художники, а в подвале в 1908-1910 годах располагалось артистическое кабаре «Летучая мышь». Правее виднеется церковь Илии Пророка Обыденного.
Высотка справа - здание Министерства иностранных дел России, построено в 1948-1953 годах. Высота здания - 172 метра, в центральном здании 28 этажей. На заднем плане виднеются современные небоскребы Москва-сити.
И, конечно, находясь на Патриаршем мосту, нельзя не сфотографировать Храм Христа Спасителя - отсюда он открывается во всей своей красе. Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык". Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность. 5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва".К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
Здесь же, напротив Храма, стоит памятник императору Александру II Освободителю. Скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Был открыт 8 июня 2005 года. За спиной императора - два бронзовых льва.
На этом мой сегодняшний рассказ закончен. Казалось бы, совсем маленький уголок Москвы. Но как он насыщен историей, сколько всего можно здесь увидеть и узнать. Продолжение следует…

Сегодня приглашаю вас совершить прогулку по центру Москвы, вокруг Храма Христа Спасителя . Отсюда открываются великолепные виды на Москву — город, который находится в постоянном движении, постоянно меняется. Главная высотная доминанта Волхонки и окрестностей — это, безусловно, Храм Христа Спасителя. Почти отовсюду виден его огромный золотой купол, который сверкает на солнце.

Давайте начнем наш путь со патриаршего сквера около Храма Христа Спасителя . Он находится в своеобразной котловине, отсюда можно попасть в цокольный уровень Храма Христа Спасителя, где расположены Зал Церковных Соборов, Трапезная, круглосуточные автомойка, автостоянка и автосервис фонда ХХС, Институт Политики и Деловых Коммуникаций.

Здесь же, напротив Храма, стоит памятник императору Александру II Освободителю . Скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Был открыт 8 июня 2005 года. За спиной императора — два бронзовых льва.

Кто-то оставил на постаменте алую розу. В знак уважения императору? А может, влюбленный юноша, девушка которого не пришла на свидание?

Здание цвета морской волны за памятником — Картинная галерея Ильи Глазунова , открытая 31 августа 2004 года. Адрес галереи — улица Волхонка, 13. Открыта ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00.

Со стороны сквера, как мне кажется, Храм выглядит наиболее монументальным.

От Храма Христа Спасителя на другую сторону Москва-реки перекинут пешеходный Патриарший мост , который соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные. Он был открыт в 2005 году, архитектор М. Посохин, художник З. Церетели и инженеры А. Колчин и О. Чемеринский. Длина моста — 203 м, ширина — 10 м. Отсюда открываются великолепные панорамы центра Москвы. В свое время на перилах моста было полно замков, которые оставляли молодожены. Однако несколько лет назад их все сняли.

С Патриаршего моста во всей красе открывается . Перед ним — Большой Каменный мост . Первый мост на этом месте был сооружен в 1686—1692 годах на пути древнего брода и назывался Всехсвятский, по церкви Всех Святых на левом берегу Москва-реки. В 1859 году по проекту инженера Таненберга был построен новый мост, получивший название Большого Каменного. Он располагался чуть выше по течению реки — его продолжением была улица Ленивка. Нынешний однопролетный мост был возведен в 1938 году.

На другой стороне — уже упоминавшийся в предыдущих постах «Дом на набережной» . Словосочетание «Дом на набережной» пошло от названия одноименного романа Юрия Трифонова. В 1960 — начале 1990-х годов этот дом также называли «Трешка», поскольку от него открывается вид на Кремль, изображенный на советской трехрублевой купюре. Официальное название — «Дом правительства» . Он был построен в 1927-1931 годах по проекту архитектора Бориса Иофана, курировал стройку глава ОГПУ Генрих Ягода.

Всего здесь 24 подъезда, 505 квартир. Это был прообраз дома будущего: помимо квартир была предусмотрена вся необходимая инфраструктура — столовая, поликлиника, магазины, парикмахерская, детский сад, почта, телеграф, кинотеатр, спортзал, клуб, сберкасса, прачечная и др. Дом занимает площадь в 3 га. Из 2745 жильцов 242 были впоследствии расстреляны. Дом овеян множеством тайн и легенд. Рассказывают о пустотах в стенах, которые использовались для прослушки. Интересно, что в доме отсутствует 11-й подъезд — якобы по совету нумерологов, с которыми советовался Сталин. В действительности 11-й подъезд есть, но он технический. Возможно, именно здесь располагалась аппаратура для слежки за жильцами.

«Дом на набережной»

Рядом — Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках и палаты думного дьяка Аверкия Кириллова , которые составляют единый комплекс. На закладном камне палат выбита дата — 1657. Однако, как показали археологические исследования, уже в XV-XVI веках на этом месте существовал деревянный дом с подклетом. Палаты соединялись с церковью, которая была домовой. В ней похоронен Аверкий Кириллов, убитый стрельцами во время стрелецкого бунта в 1682 году. Церковь была построена в 1656-1657 годах, главный престол освящен в честь Святой Троицы. Поэтому она также часто называется Троицкой. В 1854 году была построена новая колокольня, на месте прежней, снесенной еще в 20-е годы XIX века. Однако в 1932 году она была снесена. Храм чудом уцелел — его предполагалось снести. В палатах А.Кириллова в 1870 году разместилось Императорское Московское археологическое общество, которое возглавлял граф Уваров. Сейчас здесь расположен Российский институт культурологии. Церковь в 1992 году передана верующим.

С Патриаршего моста во всей красе виден сквер у Храма Христа Спасителя, картинная галерея Ильи Глазунова. За ней, слева, виднеется Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Современное здание справа — новый корпус Российской государственной библиотеки (бывшая Библиотека имени Ленина).

Еще одна панорама Московского Кремля.

А по другую сторону — бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, Центральный дом художника на Крымском валу. Справа — Пречистенская набережная.

А еще с Патриаршего моста можно, приблизив зум, разглядеть застройку района Хамовники. Слева, под красной крышей — жилой дом Храма Христа Спасителя, построенный как доходный дом в 1900-м году. Сейчас это административно-офисное здание. Светлый дом чуть правее — Жилой дом остоженского рабочего ЖСК, построенный в 1926 году в стиле конструктивизма. Слева за ними — доходный дом купца Я.М.Филатова, известный как «Дом под рюмкой», 1907-1909 года постройки. «Рюмка» — колоколообразный шатер над угловой башенкой, на фотографии его можно разглядеть. По преданию, купец, будучи горьким пьяницей, едва не потерял все свое состояние. И он дал зарок, что бросит пить и на сэкономленные средства построит дом. А «рюмка» на крыше — это символическая последняя чарка.

Высотка справа — здание Министерства иностранных дел России, построено в 1948-1953 годах. Высота здания — 172 метра, в центральном здании 28 этажей. На заднем плане виднеются современные небоскребы Москва-сити.

И, конечно, находясь на Патриаршем мосту, нельзя не сфотографировать Храм Христа Спасителя — отсюда он открывается во всей своей красе.

Еще несколько панорам Москвы с Патриаршего моста:

Еще несколько заметных строений Москвы: усадьба Голицыных (ныне Институт философии РАН), зеленое здание правее — галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (относится к Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина). Желтая башня чуть в глубине — корпус Министерства обороны РФ. Серые здания на заднем плане — офисные и жилые дома на Новом Арбате (бывший Калининский проспект), «вставной челюсти Москвы», как его иногда называют — при его прокладке в 1960-х годах буквально «резали по живому», уничтожив многие памятные уголки старой Москвы, в том числе — знаменитую «Собачью площадку».

А теперь снова посмотрим на другую сторону Пречистенской набережной. Красное здание на углу — доходный дом Перцовой, о котором я уже рассказывала в посте «Прогулка по московским улицам и переулкам вокруг Зачатьевского монастыря» . Там же можно посмотреть и фотографии деталей этого удивительного здания. Правее виднеется церковь Илии Пророка Обыденного, о которой я также уже рассказывала.

Еще на Пречистенской набережной обращает на себя внимание здание темно-красного кирпича — Цветковская галерея , построенное в 1899-1901 годах по проекту архитектора Л.Н.Кекушева и художника В.М.Васнецова. Владелец здания, И.Е.Цветков, разместил здесь свою коллекцию, а в 1909 году передал ее и здание в дар Москве. В 1926 году Цветковская галерея вошла в состав Третьяковской галереи. В 1942 году здание было передано французской военной миссии. В настоящее время владелец особняка — военный атташе Франции.

А теперь подойдем поближе к Храму Христа Спасителя Его стены украшены горельефами — это копии, оригиналы первого Храма, разрушенного в 1931 году, хранятся в Донском монастыре Москвы.

Когда находишься перед Храмом Христа Спасителя, то даже и не верится, что под тобой — цокольный этаж с различными службами. Желтое здание на другой стороне улицы Волхонки — помещение Института философии РАН. Здание уже передано на баланс Музея изобразительных искусств, а институт будет переведен в другое место.

На Волхонке, в старинном особняке, также расположен Институт русского языка имени В.В.Виноградова РАН.

Здесь же можно увидеть въезд в цокольный уровень Храма, где расположены службы, принадлежащие Фонду Храма Христа Спасителя.

Перед входом на территорию Храма установлены экраны, где постоянно транслируются различные церковные службы и проповеди. Увы, когда находишься в отдалении, то эти звуки сливаются с уличным гулом и получается весьма неприятная какофония.

Сейчас мы выходим на Волхонку — одну из старинных улиц Москвы. О ее истории и архитектуре я неоднократно писала в блоге: , «Прогулка по Волхонке» , «Старые фотографии Волхонки» , «Судьба Волхонки: улица разрушений» и др.

А вот одно сооружение, кажется, осталось «за кадром» — незаметная внешне автозаправка, куда заезжают только машины со спецсигналами. Это — Кремлевская АЗС . Простому смертному заправиться здесь не удастся. Еще несколько лет назад здесь стояли раритетные заправочные колонки. Сейчас они заменены новыми аппаратами. Эта АЗС — часть так и не построенного Дворца Советов.

И, в завершении нашей прогулки пройдем еще раз вдоль Волхонки и снова взглянем на сквер около Храма Христа Спасителя.

На этом мой сегодняшний рассказ закончен. Казалось бы, совсем маленький уголок Москвы. Но как он насыщен историей, сколько всего можно здесь увидеть и узнать. Продолжение следует…

Мария Анашина, «Дорогами Срединного Пути», anashina.com


Сейчас около 9 часов утра, город вполне проснулся; кто-то уже на своих рабочих местах сидит, готовится к трудовым свершениям... А коммунальные службы убирают и умывают Москву. Женщина-дворник в голубой блузочке тщательно выметает площадку и ступени вокруг памятника Энгельсу у Пречистен ских ворот.


Из привезенной цистерны с чистой водой поливают клумбы и газоны... Надо было бы пораньше полить - уже жарковато и солнце печет. Но городские цветы не слишком капризные.


Удивила летняя площадка у ресторана "Ваниль" Степана Михалкова. Обычно тут устанавливают просторную фешенебельную летнюю террасу с шелковыми шторами, изысканной мебелью и орхидеями в модных вазах. На этот раз - простая деревянная загородка вокруг столиков, да еще и с надписью "Белуга"... Неужели Степан взял оборудование б/у у другого ресторана?
Но народ с утра за столиками уже сидит, завтракает перед трудовым днем.


Чтобы выйти к мосту, надо обойти Храм...


На церковных ступенях пока никого не видно, кроме охранника, увлеченно беседующего с кем-то по телефону...


Но из Храма неожиданно выходят рабочие в строительных спецовках. Заходили на утреннюю службу до начала смены?


Вазоны с цветами расставлены по всей Москве, и Храм тоже не отстает, ступени лестниц украшены вазонами с петуньей...


Фасад Храма, обращенный к реке...


С террасы Храма виден трифоновский "Дом на набережной", а из-за него выглядывает Котельническая высотка...


С другой стороны торчит идолище Церетели - монументальный Петр I, поставленный к Храму, пардон, задом...


Внизу под террасами, в сквере Храма во всю цветут розы...


А на набережной за сквером уже стоят туристические автобусы, несмотря на утренний час...


Вот и Патриарший мост, уходящий в Замоскворечье. На нем развернута фотовыставка, посвященная храмам России.


Сегодня уже 23 июня, но выставку пока никто не закрывает...


Вид с моста на Кремль...


И на Стрелку между рекой и каналом, где как раз и громоздится Петр...


Главная достопримечательность Стрелки, кроме Дома на набережной - старинная шоколадная фабрика Эйнем, в советское время - Красный Октябрь. Не так давно ее вывели из Центра Москвы, оставив на старом месте только шоколадный музей. Теперь фабричные постройки либо освобождают и приводят в порядок, превращая в деловой и развлекательный центр, либо разбирают, если они малоценны в архитектурном плане.
Возле бывших цехов уже кипит офисная жизнь...


А вот открытый ресторанчик пока работу не начал... Зонтики свернуты, стулья кверху ножками, чтобы не мешали уборке... Долго сотрудники ресторана раскачиваются!


Туристов с фотоаппаратами пока немного...


В основном прохожие размеренным шагом направляются по своим делам... И даже на открывающиеся виды особого внимания не обращают.


Знаменитый дом Цветкова в Соймоновском проезде перед Храмом.


Вид на Смоленскую высотку. И Москва-Сити за ней, конечно же, нахально влезает в пейзаж...


Чудом уцелевшая рядом с Домом на набережной церковь Николы Угодника (Живоначальной Троицы) на Берсеневке, построенная в 17 веке, и примыкающие к ней боярские палаты 16 века.
Именно, близость к правительственному Дому и помогла церкви уцелеть в период массового сноса церковных строений. В 1932 году уничтожили только колокольню, а сама церковь, в которой устроили общежитие для строителей Дома, пережила смутные времена.... Ныне она отреставрирована и неплохо выглядет на фоне серых стен сталинской постройки...



С моста можно спуститься на Берсеневку...


Старинные домики, доведенные к началу 1990-х до состояния трущоб, сносить не стали; они приведены в порядок и превращены в офисы.


Смотровая площадка с цветами и лавочками. Лавочки прячутся между вазонов, но их стало значительно меньше, чем было поначалу... Вазоны все время переставляют, то так, то этак, видимо, часть лавочек оказалась лишней.


А внизу продолжаются работы по реконструкции территории шоколадной фабрики. Там опять что-то снесли и окультуривают очередной пятачок... Спуски с лестниц здесь полностью готовы, но выход с них пока закрыт, не на стройплощадку же спускаться...


Немного дальше можно спуститься на набережную канала...


А там уже бьет культурная жизнь!


В каком-то смысле мост считается символической дорогой, ведущей к Храму...


Но со стороны Якиманки мост выходит к новому торгово-гостиничному центру. Он еще не открыт, пока ведутся отделочные работы, но лестница внутри здания, ведущая с моста на Большую Якиманку, функционирует уже несколько лет, непосредственно рядом со стройкой.