Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века. Гонения христиан

ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ БЫЛИ БЛАГОЧЕСТИВЫМИ И ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ, НО ИХ ЖЕСТОКО ПРЕСЛЕДОВАЛИ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИМЕННО ГОНЕНИЯ СПОСОБСТВОВАЛИ БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА ВПЛОТЬ ДО НАШИХ ЗЕМЕЛЬ И ДАЛЕЕ.

Причина гонений

Благодаря Священному Писанию повседневная жизнь первых христиан отличалась благочестием, нелицемерной любовью к окружающим людям, равенством и добродетелью. Они, как никто другой, понимали драгоценность человеческой жизни. Не только на словах, но и на деле они свидетельствовали о Божьей любви, которая изменила их жизни и все их естество. Всем своим сердцем они любили Иисуса, умершего за грешников, поэтому с радостью и рвением выполняли Его великое поручение - провозглашали Спасительное Евангелие всем народам, призывая людей к выполнению всего того, что заповедал Господь. За что же тогда их так беспощадно преследовали и уничтожали?

Стоит подчеркнуть, что апостолы и их ученики придерживались библейских принципов веры, изложенных в писаниях и называемых сегодня Ветхим Заветом, а писания Нового Завета к тому времени не были еще сформированы. Апостол Павел так писал о Ветхозаветном Писании: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Библия. 2 Послание Тимофею 3:16-17) . Верность христиан Божьему Слову, которое призывает к благочестивой жизни по примеру Иисуса Христа, порождала против них гонения. Как бы парадоксально это ни выглядело, но это исторический факт. Тот же апостол Павел писал своему подопечному служителю Тимофею: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы… Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (Библия. 2 Послание Тимофею 3:12, 15).

Иудейские преследования (30-70 гг. н. э.)

В этот период христиане не отделялись от иудаизма. Х.Гонсалес в книге «История христианства» пишет: «Ранние христиане не считали себя последователями новой религии. Они были иудеями, и главным, что отличало их от остальных приверженцев иудаизма, была их уверенность в уже свершившемся пришествии Мессии - тогда как прочие иудеи все еще продолжали ожидать этого пришествия. Поэтому христианское послание евреям не призывало их отказаться от иудейства. Наоборот, с наступлением мессианской эпохи они должны были стать еще более совершенными иудеями... Для ранних христиан иудаизм был не соперником христианства, а все той же, прежней верой» . Для тех иудеев, которые отвергли Иисуса как Мессию, христианство также не было новой религией, они видели в нем лишь еще одно религиозное иудейское ответвление. Поэтому последователей Иисуса Христа изначально преследуют именно иудейские власти и их сторонники, а римские власти порой даже защищают христиан от их гонителей. Сами римляне считали гонения иудеев на христиан сугубо внутренним религиозным конфликтом в среде иудейского вероисповедания.

Религиозные вожди и радикально настроенные иудеи не собирались мириться с тем, что вера в Иисуса как Мессию Спасителя распространяется колоссальными темпами на территории Иерусалима и Иудеи. Гонения с их стороны рассеивали христиан-беженцев по другим территориям, что только способствовало еще более интенсивному распространению христианства на других территориях Римской империи. «Гонения на Иерусалимскую церковь дали сильный толчок евангельской работе. Проповеди имели здесь большой успех, и возникла опасность, что ученики надолго задержатся в этом городе и не станут выполнять поручения Спасителя возвещать Евангелие миру. Чтобы рассеять Своих представителей по земле, где они могли бы служить людям, Бог допустил гонения на Свою Церковь. Изгнанные из Иерусалима верующие “ходили и благовествовали слово”» .


Гонения со стороны язычников (70-313 гг.)

Позже в результате иудео-римской войны и разрушения Иерусалима в 70 г. н. э. и особенно после подавленного еврейского восстания под предводительством Бар-Кохбы в 135 г. н. э. по всей территории империи начались преследования евреев римской властью. Страдали от этих преследований также и христиане из евреев и неевреев, которые абсолютно не были на стороне иудейских восстаний. Римляне, особо не разбираясь, причисляли христиан к евреям из-за сходства в исповеданиях их веры. Отличить иудея и христианина от язычника не представляло особого труда. Христиане и иудеи почитали одно и то же Священное Писание и Закон Божий. Это видимо проявлялось в отказе употреблять нечистую пищу и мясо нечистых животных, в соблюдении святости субботнего дня как дня Господнего по Писанию и категоричном отказе поклоняться идолам и вообще каким-либо предметам и изображениям, или кому-либо как богу. А поскольку Рим строго требовал соблюдения государственного культа императора, то отказ христиан приносить жертвы императору приводил к обвинениям в политической нелояльности. Достоверно известно, что самым распространенным испытанием для христиан было требование признать императора божественным и принести фимиам на жертвеннике перед его статуей.

Те христиане, которые нелицемерно поклонялись Единому Богу, сохраняли Ему верность в этих принципиальных вопросах. Они под угрозой смерти отказывались приносить жертву императору, потому что в противном случае, они нарушили бы заповедь Того, Кого возлюбили больше своей жизни. Первые две из десяти Божьих заповедей гласят: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Библия. Исход 20:2-5).

Согласно Библии, истинное соблюдение Божьего Закона основано на любви к Богу и людям и является ее практическим выражением: «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1-е Послание Иоанна 5:2, 3) . Христианская любовь - это ответ на великую любовь Всевышнего к падшему человечеству: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Библия. Евангелие от Иоанна 3:16).

Первые уступки

Благодаря успешной проповеди Евангелия в то время к церкви присоединились многие выходцы из язычников. Но гонения римской власти на евреев побудили некоторых христиан, особенно из числа бывших язычников, раз и навсегда отмежеваться от иудаизма, чтобы римляне их не путали с евреями. Это им удалось сделать путем отказа от некоторых принципов Священного Писания, соблюдение которых в глазах римлян было признаком принадлежности к еврейскому этносу. Поэтому уже где-то с середины II века н. э. некоторые не утвержденные в вере христиане начали соблюдать вместо еженедельной субботы Господней воскресенье - день, в который язычники поклонялись своему богу солнца. Хотя они по-своему объясняли такую перемену воспоминанием о воскресении Христа в этот день недели, тем не менее отказ от соблюдения еженедельной субботы прямо противоречил Священному Писанию и был нарушением четвертой заповеди Божьего Закона.

Были и случаи, когда отдельные христиане, а порой и целые общины во главе с епископами, не только отступали от Божьего закона, но и отдавали свои свитки Священного Писания на уничтожение и всем миром шли приносить жертвоприношения императору, чтобы только сохранить свою жизнь. А мотивировали они это так же, как и сегодня делают многие христиане: «Закон Десяти Заповедей дан для евреев», или: «Десять Заповедей были отменены Спасителем на Голгофе» и т. д.

Но если быть последовательными и предположить, что они были правы и что можно нарушать заповедь о субботе и поклоняться идолам в определенных стесненных обстоятельствах - то тогда, выходит, можно нарушать и другие заповеди в подобных ситуациях: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца и мать… На самом деле, это были случаи, когда христиане отрекались публично от своей веры, испугавшись угроз и гонений. Их практическая вера не имела ничего общего с подлинным христианством и с теми христианами, которые осознанно умирали от рук гонителей, не поступившись ни одним принципом Священного Писания.

Гонения на христиан, не подчинившихся государственной церкви (380-1800 гг.)

Как ни старались язычники искоренить распространение Благой Вести, пролитая кровь христиан становилась святым семенем, благодаря которому тысячи обращались в христианство. Верно сказал известный раннехристианский писатель и теолог Тертуллиан, обращаясь к гонителям Церкви в книге «Апология»: «Чем больше вы будете уничтожать нас, тем больше нас будет становиться: кровь христиан - это семя» . То, как христиане встречали смерть - с достоинством, иногда даже с пением, потрясало умы многих искренних и мыслящих людей, которые впоследствии сами становились христианами. Так гонения только увеличивали число свидетелей истины. В конце концов, к IV веку, христианство стало самой влиятельной религией в империи и распространилось даже за ее пределы. Но это не было победным концом христианства, так как теперь уже государственная христианская церковь начала использовать власть для насильственного навязывания своей веры инакомыслящим.

Начиная с дней императора Константина, римское государство желало иметь под своим контролем одну единственную церковь, а те общины и идейные течения, которые ей не подчинялись, объявлялись еретическими и преследовались. Так началась эра жестокого преследования христиан, не подчинявшихся государственной церкви. Из них известны несториане, ариане, павликиане и другие…. Те, кто не подчинялся, на самом деле, не обязательно были еретиками. Среди них было много христиан, которые в отличие от официального учения церкви того времени, старались сохранять чистоту учения Христа. В результате гонимые христиане переселялись за пределы империи. Поэтому и распространение христианства за пределами империи происходило именно посредством так называемых «еретических движений», которые утвердились в Евразии и Африке. Известны эти церкви под разными названиями: «кельтская церковь» - в Северной Европе, от Галлии до Финляндии и Новгорода; «ариане» - в Восточной и Центральной Европе среди остготов, вестготов, лангобардов, герулов, вандалов; «несториане» - от Кавказа до Китая и Индии, и другие.

Христиане за пределами империи

«В начале II в. н. э. Рим выселял особенно ревностных последователей христианской веры на окраины империи (территория современной Румынии и Украины. - Авт.). Этим известен, например, император Траян (98-117). Во время гонений христиане находили приют среди народов Причерноморья» . Таким способом распространилось христианство за пределами империи, в том числе на землях Украины, известной тогда как Готия или Скифия.

Мы имеем много примеров героев веры, которые жили на наших землях и сохраняли веру в Иисуса Христа, придерживаясь Божьих заповедей. Но об этом в следующих номерах газеты.

В условиях гонений, Апостол Павел писал от имени искренних и мужественных христиан: «Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (Библия. 2-е Коринфянам 6:8-10).

Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века

Нерон (54-68 г) При нем произошло первое настоящее гонение на христиан. Он сжег для своего удовольствия более половины Рима, обвинил в поджоге христиан и как правительство, так и народ начали их преследовать. Многие претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти.

В это гонение пострадали в Риме апостолы Пётр и Павел ; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г. (Нерон покончил жизнь самоубийством), и едва ли ограничилось одним Римом.

Веспасиан (69-79) и Тит (79-81), оставили христиан в покое, так как терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям.

Домициан (81-96), враг христиан, в 96 г. ап. Иоанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа , еп. Пергамский, был сожжён в медном быке.

Нерва (96-98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным.

Траян (98-117). В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений.

Коммод (180-192) был даже, скорее, благосклонен к христианам, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно - тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсевий. Церк. ист. V, 21).

Септимий Север (193-211) При нем:

  • в числе других был обезглавлен Леонид , отец знаменитого Оригена,
  • брошена в кипящую смолу девица Потамиена ,
  • принял мученический венец Василид, один из исполнителей казни над Потамиеной, обратившийся ко Христу увидев мужество девицы.
  • В Лионе был замучен св. Ириней , тамошний епископ.

В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора.

Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.

Каракалл (211-217) продолжал частные и местные преследования.

Гелиогабал (218-222) не преследовал христиан, потому что сам не был привязан к римской государственной религии, а увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христианство.

К тому же к этому времени народные возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними, особенно, в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих подозрениях относительно их жизни и учения.

Александр Север (222-235), сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы Оригена. Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной религией, он, однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа.

Александр Север даже разрешил некий спор между христианами и язычниками в пользу христиан.

Но христианство все же не объявлялось "религией дозволенной".

Максимин Фракиянин (Фракиец) (235-238), был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого убил.

Издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.

Гордиан (238-244) Преследований не было.

Филипп Аравитянин (244-249), был настолько благосклонен к христианам, что впоследствии возникло мнение, что он и сам был тайным христианином.

Деций Траян (249-251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.

В это жестокое гонение многие отпали от христианства.

Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей.

В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан , приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила , еп. Антиохийский, Александр , еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний.

Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский .

А св. Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших.

Гонение продолжалось только около двух лет.

Галл (252-253) поводом для гонения послужил отказ христиан от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций , сменившие друг друга епископы.

Валериан (253-260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, начал в. преследования.

Эдиктом 257 г. он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания.

В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский , принявший мученический венец на глазах паствы.

Галлиен (260-268). Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество.

Для христиан надолго наступило спокойное время.

Домиций Аврелиан (270-275), как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права.

Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он решил дело имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и в пользу законного епископа.

В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии.

В период тетрархии:

август – Максимиан Геркул

август – Диоклетиан

кесарь – Констанций Хлор

кесарь – Галерий

август – Констанций Хлор

август – Галерий

кесарь – Север, затем Максентий

кесарь – Максимин Даза

август – Константин
единовластное правление

август – Ликиний
единовластное правление


Максимиан Геркул (286-305) готов был преследовать христиан, особенно, находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом от принесения языческих жертв.

Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он согласился только издать эдикт об удалении христиан из войска. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г., согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры.

Начались самые страшные гонения , которые до тех пор испытали христиане.

Констанций Хлор , всегда смотрел на христиан без предубеждения.

Констанций только для видимости исполнял некоторые эдикты, как, например, допустил разрушение нескольких церквей,

Галерий , зять Диоклетиана, ненавидел христиан. Будучи кесарем, он мог только ограничиться частичными преследованиями христиан,

В 303 г. Галерий настоятельно требовал издания общего закона, целью которого было полное истребление христиан.
Диоклетиан подчинился влиянию зятя.

(Подробно об этих гонениях рассказывает их современник Евсевий, еп. Кесарийский в своей церковной истории.)

Став августом-императором, продолжал преследования с той же жестокостью.

Пораженный тяжкой и неизлечимой болезнью, убедился, что никакая человеческая сила не может уничтожить христианства. Поэтому в 311 г., незадолго до своей смерти, выбрав одного из своих полководцев, Ликиния, вместе с ним и с западным императором Константином издал эдикт о прекращении гонения на христиан .
Эдикт был обязателен для кесарей.

Максентий , мало заботившийся об управлении, не преследовал христиан систематически, ограничиваясь лишь частными истязаниями и поруганиями.

и оставался тираном своих подданных, как христиан, так и язычников.

Максимин после смерти в 311 г. Галерия начал было по-прежнему преследовать христиан, запрещал им строить, изгонял из городов, некоторых увечил. Им были преданы смерти: Силван Емесский ,
Памфил , кесарийский пресвитер
Лукиан , антиохийский пресвитер и ученый
Петр Александрийский и др.

В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт , провозглашающий свободное исповедание христианства.

Гонения христиан в Римской империи - Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в "collegium illicitum" или в "coetus nocturni" приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время Г. Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке. Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего - смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства - этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия - великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала "безбожников". При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Принято с древних времен считать десять Г. на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М. Аврелия , С. Севера, Максимина, Деция, Вале p иана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет - искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок. 17, 12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических Г. было меньше десяти, а частных, местных и случайных - несравненно больше. Г. не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни. Недостойные императоры, как Коммод , Каракалла и Гелиогабал , были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: "нет дождя, следовательно, виноваты христиане". Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: "сhri stianos ad leones"! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические - непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные - отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Первым Г. считается предпринятое Нероном (64); но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима . Тиран хотел за пожар Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на постыдное дело. Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству, что видно из апокалиптического описания великого Вавилона, жены, опьяненной кровью мучеников. Нерон в глазах христиан был антихристом, который еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Римская империя - царством демонов, которое в скором времени уничтожится совершенно с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии. При Нероне в Риме пострадали, по древнецерковному преданию, апостолы Павел и Петр. Второе гонение относят к импер. Домициану (81-96); но оно не было систематическим и повсеместным. Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам; из Палестины представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида, в невинности которых, впрочем, убедился сам император и дозволил им возвратиться беспрепятственно на родину. - Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при импер. Траяне (98-117), который на запрос Плиния Младшего, правителя Вифинии, указал, как должны власти поступать с христианами. По донесению Плиния, за христианами не было замечено никаких преступлений политических, кроме разве суеверия грубого и упорства непобедимого (не хотели перед императорскими изображениями делать возлияний и курений). Ввиду этого император определил не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии, подвергать их смертной казни. Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна. Но число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы. Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка. Несправедливо приписывают импер. Адриану (117-138) и Антонину Пию (138-160) эдикты, благосклонные христианам. При них оставалось во всей силе постановление Траяна. Но преследования их времени могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления М. Аврелия (161-180). М. Аврелий презирал христиан, как философ-стоик, и ненавидел их, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Гонение одновременно свирепствовало в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обстоятельные сведения о преследовании христиан в это время в галльских городах Лионе и Вьене. При М. Аврелии в Риме пострадал св. Иустин философ, апологет христианства, в Лионе - Пофин, 90-летний старец, епископ; твердостью в перенесении мучений и героическою смертью прославились девица Блондина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сожгли и пепел бросили в Рону . Преемник М. Аврелия, Коммод (180-192), восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна. С. Север до 202 г. был сравнительно благосклонен к христианам, но с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке; здесь особенным героизмом мученичества прославились две молодые женщины, Перепетуя и Фелицитата . Религиозный синкретизм имп. Гелиогабала (218-222) и Ал. Севера (222-235) побуждал их благосклонно относиться к христианам. В короткое царствование Максимина (235-238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях. При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого христианином. Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение М. Аврелия. Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил гонением; провинциальным начальникам были даны обстоятельные на этот счет инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков; число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества. При Валериане (253-260), в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование. Чтобы расстроить христианское общество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и прежде всего на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов. В Карфагене пострадал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лаврентий, герой между мучениками. Сын Валериана Галлиен (260-268) прекратил гонение, и христиане около 40 лет пользовались религиозною свободой - до эдикта, изданного в 303 г. императором Диоклетианом. Диоклетиан (284-305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Перемену в настроении императора некоторые приписывали соправителю его Галерию (см.). При съезде их в Никомидии был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан; явился второй эдикт, гонение запылало с особенною силою в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор . В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества нашли красноречивого описателя в Евсевии, еписк. Кесарийском. В 311 г., незадолго перед смертью, Галерий прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Максимин, управлявший азиатским Востоком, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Мало-помалу, однако, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные Константином вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен Константина христианство пользовалось правами и привилегиями господствующей религии в Римской империи, за исключением кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане (361-363).

Литература: Le Blant, "Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs" (в "Comptes rendus de l"academ. des inscript.", П., 1868); Keim, "Rom u. d. Christenthum" (1881); Aubé, "Hist. des perséc. de l"église" (некоторые статьи отсюда были переведены в "Православном обозрении" и в "Страннике"); Uhlhorn, "Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum" (1886); Бердников, "Государственное положение религии в Римской империи" (1881, Казань); Лашкарев, "Отношение Римского государства к религии до Константина Великого" (Киев , 1876); А. Лебедев, "Эпоха гонений на христиан и проч." (Москва, 1885).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Гонения христиан в Римской империи" в других словарях:

    ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - преследование раннехрист. Церкви в I IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос вом. Г. периодически возобновлялись и прекращались по различным причинам. История взаимоотношений между Римской империей и христ. общинами на ее… … Православная энциклопедия

    В Римской империи. Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Гонения на христиан в Риме и Римской империи - – гонений всех считают 10, распределенных на 3 группы: 1 я груп.: при импер. Нероне (54 68 г.) и Домициане (81 96 г.) было 2 гонения: 1) Нерон поджег Рим в угоду своей жестокой мании величия и вину взвел на христиан. В числе мучеников Нерона … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Проверить достоверность указанной в статье информации … Википедия

10 июня во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы состоялся круглый стол «Гонения на христиан: память и современность», организованный представительством Общины святого Эгидия в России. В обсуждении проблемы приняли участие: представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви, священник Георг Варданян; Митрополит Филиппопольский, представитель Антиохийского патриархата Нифон; апостольский нунций в Российской Федерации Иван Юркович; журналист Евгений Пахомов; настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа; заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества Елена Агапова; настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубино протоиерей Александр Борисов; представитель Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе; председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Стать голосом людей, которые не имеют голоса

Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации:

Преследования людей, которые думают и верят по-другому, – к сожалению, константа человеческой истории. Мир и согласие – моменты эпизодические, и почти не было столетия, когда человечество не страдало.

И наша задача здесь – дать пример. У нас есть жития святых – это фактически сборник рассказов о том, как можно жить во время преследований.

Но та жестокость, с которой происходят преследования последних нескольких лет – неожиданна. И наша задача здесь – стать голосом людей, которые не имеют голоса, защищать их, сделать всё, чтобы им помочь.

Армянский народ хорошо знает, что произошло в их истории. Это не должно быть забыто, и папский престол активно участвует в мероприятиях, направленных на это.

Я желаю, чтобы здесь мы все нашли какой-то ключ, формулу, чтобы впустить эту плеяду в нашу жизнь, чтобы каждый выбрал элемент для личного понимания. Чтобы это не была просто академическая встреча.

«Безопасность христианских общин в разных странах – индикатор социального благополучия общества»

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России:

Сегодня христианская память перестала быть живой. Но когда она перестаёт быть таковой, то на место памяти встаёт что-то подобное ей. А для христиан взгляд в будущее всегда был и взглядом на историю.

Сегодня в мире постоянно совершаются гонения на христиан. Особенно активно это происходит там, где христиане находятся в меньшинстве – в странах Азии, Африки, Ближнего Востока.

Существует целая география страдания, о которой, к сожалению, крайне мало говорят и ещё меньше слушают. Большая проблема здесь – недостаток внимания, происходящий от занятости либо недостатка информации. Для многих людей гонения на христиан просто слишком далеки. Но не проходить мимо – это первый шаг уважения к жертве христиан.

Положение на Ближнем Востоке постоянно приковывает внимание СМИ. Но мало кто помнит, что в 90-е годы в Ираке была цветущая община из минимум полутора миллионов христиан. Сегодня, по самым оптимистичным подсчётам, их осталось четыреста тысяч.

К гонениям на христиан добавляется разрушение христианских святынь. Ныне весь мир следит за судьбой Алеппо, который был примером мирной жизни мусульман и христиан различных конфессий. Сейчас город осаждён, а христиане стали разменной монетой в переговорах между повстанцами и правительственными войсками.

В некоторых регионах Африки быть христианином становится слишком опасно. Достаточно вспомнить массовые убийства христиан в Нигерии или убийства христиан в Ливии, убийства в Кении, Судане.

Тяжело положение христиан в Китае, в Бирме власти считают христиан диссидентами, их постоянно арестовывают и убивают. В Северной Корее около четверти христиан живут в трудовых лагерях за отказ признать национальный культ страны. В Индии христиане постоянно становятся жертвами фундаменталистских погромов.

При этом тема гонений на христиан не должна подвергаться упрощениям или использоваться в идеологических целях. Часто страдания христиан изображают как результат столкновения цивилизаций – христианского Запада и исламского Востока. Но приведённый выше перечень показывает, что проблема – гораздо шире. Тем более что первыми жертвами радикальных исламских группировок чаще оказываются не христиане, а сами мусульмане.

Очевидно одно: XXI век начался с новой волны гонений на христиан, и часто в конфликтах христиане разных конфессий страдают вместе. Принимая в 2013 году в Риме коптского патриарха Тавардоса II, папа Франциск отметил: «Общность страдания может стать действенным орудием единства. Из общности страданий могут прорасти прощение и примирение».

Своей человечностью и образом жизни гонимые христиане являют в своих странах иной образ жизни, неприемлемый для фанатизма или интересов тех, кто стремится к контролю над обществом.

Жизнь христиан – это обвинительный акт для последователей господствующей идеологии, побуждающей всех искать только собственного благополучия. Но христианин не поддаётся логике конфликта, он всегда ищет пространство для диалога и жизни вместе. Поэтому гонения на христиан нельзя поднимать на флаг борьбы против чего-либо.

Внимание к гонениям на христиан – это, прежде всего, акт гражданской солидарности и религиозной ответственности. Ведь преследование христиан – это не только конфессиональный вопрос. Свобода и безопасность христианских общин – это индикатор социального благополучия общества.

«Пять-семь тысяч наёмников в Сирии – выходцы из стран СНГ»

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества:

Всю историю «Императорского Палестинского общества» Ближний Восток был местом, где оно поддерживало братьев по вере и защищало православные святыни. И те события, которые ныне происходят там, мы считаем своей личной трагедией.

Ближний Восток – это колыбель трёх мировых религий, но для нас это – прежде всего, колыбель христианства, место, где проходили основные библейские события.

Своей политикой архитекторы «Арабской весны» породили ту волну насилия, которая происходит в странах Ближнего Востока сейчас, и я полагаю, что у этой ситуации есть конкретные виновники.

Международное уголовное законодательство говорит о том, что боевики ИГИЛ совершают сейчас одновременно геноцид, преступления против человечности и военные преступления.

Сегодня у нас произошла очень интересная встреча. В Москву на конференцию по арабскому миру прилетел верховный муфтий Сирийской Арабской республики Бадреддин Аль-Хассун. Поскольку мы доставляем гуманитарную помощь не только христианскому, но и мусульманскому населению Сирии, причём стараемся делать это через духовных лидеров, Бадреддин Аль-Хассун – наш давний партнёр.

Сегодня верховный муфтий привёл ужасающие факты: всего сегодня против населения Сирии воюют до семидесяти тысяч наёмников. Пять-семь тысяч из них – выходцы из России и стран СНГ. И мы уже знаем, что есть случаи поездок наших молодых людей в Сирию.

Сегодня муфтий подтвердил, что едут иногда целые семьи, и одна из причин этого – очень профессиональная обработка со стороны вербовщиков. 80 спутниковых каналов вещают лишь только для того, чтобы подавить голос правительственных каналов Сирии.

Сегодня в Дамаске, где я была недавно, жизнь продолжается. Но концентрация людей там показывает: люди из всех городов бегут в столицу, где относительно спокойно. Работают кафе, жизнь течёт, но всё это происходит на фоне миномётных обстрелов.

У нас много личностных контактов на Ближнем Востоке, и многие из них подтверждают: две трети христиан уже покинули Алеппо. И все беженцы задают вопрос: неужели христиане – это мученики, а судьба Ближнего Востока всем безразлична?

С нашей точки зрения, было бы безумно важно перекрыть все источники финансирования терроризма – а это и рынок нефти, на котором ИГИЛ выступает в качестве нефтерейдеров. Есть рабский рынок, рынок артефактов, которые вывозят из Сирии. И пока мировое сообщество этого не замечает, будучи занято своими политическими амбициями, сделать что-либо будет крайне сложно.

Отдельная проблема – уничтожается целый пласт культурного наследия. «Православное палестинское общество» могло бы выступить с инициативой временного вывоза из Сирии музейных ценностей и размещения их в музеях мира. Понятно, что Пальмиру никто не вывезет, но хоть бы что-то оттуда можно было бы сохранить.

Организаторы Круглого стола напомнили, что «Община Святого Эгидия» является инициатором превращения Алеппо в открытый город, где должны быть прекращены боевые действия, и открыты гуманитарные коридоры для доставки помощи и выхода населения.

О жертвах гонений на Ближнем Востоке нужно составить молитву, подобную читаемой за литургией об Украине

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине:

Мы знаем, что тема гонений – вечная. Из Евангелия мы знаем слова Спасителя: «Меня гнали, и вас будут гнать». Но и образец отношения к гонителям Господь даёт нам: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». О том же напоминают нам слова первомученика архидиакона Стефана, который молится за своих палачей. Ту же линию продолжает апостол Павел, призывая молиться за гонителей, и понятно, что это были те языческие цари, которые устраивали гонения.

Гонения новомучеников 20-30-х годов тоже являют образец отношения к гонителям: призывов отомстить гонителям не было ни в 1918 году, ни в 1942.

Нынешние гонения на Ближнем Востоке тоже ставят Церковь перед вопросом. С одной стороны, мы призваны не проклинать, а благословлять. Но, с другой стороны, вспоминается пример, который приводил Антоний Сурожский.

Однажды к митрополиту Антонию пришёл молодой человек и заявил, что никогда не возьмёт в руки оружия, и, даже если хулиганы нападут на его девушку, он встанет на колени и будет молиться. «Тогда я посоветую Вашей девушке искать другого молодого человека». В любой войне, где человек защищает свою Родину, он неизбежно применяет насилие.

Здесь говорилось о молодёжи, которая едет на Ближний Восток. Я думаю, что это – характерный порыв молодых, которые ищут своё место в жизни.

Нам же остаётся молитва. Я думаю даже, что было бы хорошо попросить отца Всеволода Чаплина донести до патриарха просьбу о составлении за жертв гонений на Ближнем Востоке молитвы, подобной той, которая сейчас произносится за литургией об Украине.

«Миру пора меняться»

Священник Георг Варданян, представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви:

Армянская община на Ближнем Востоке оказалась жертвой сразу нескольких конфликтов, развивающихся в разных странах. Из-за гражданской войны в Сирии за последние три года численность этнических армян в этой стране сократилась вдвое. Почти ничего не осталось от армянской общины в Ираке. В случае с Ираком о жертвах среди армян говорить пока не приходится, чего не скажешь, увы, о ситуации в Сирии, где разрушены также и храмы.

Обширная община в Сирии возникла после геноцида армян 1915 года, когда многие из них бежали в Сирию и осели в Алеппо и Дамаске. До начала нынешнего конфликта в Сирии проживало восемьдесят тысяч армян, сейчас их осталось тридцать.

При этом многие из армян Сирии не собираются покидать вторую родину, веря в близкое окончание конфликта.

Своя специфика есть у армян в Турции, где одной из последствий геноцида стала исламизация. В итоге геноцид армян обернулся геноцидом христиан: храмы были превращены в руины, уничтожены древнейшие рукописи. Однако последствия геноцида до сих пор не устранены, а виновные не наказаны.

В 1915 году Европа не обратила внимания на развитие пантюркизма. Именно поэтому ему на смену легко пришёл фашизм с уничтожением неугодных народов – русских, белорусов и других. Преследования заставили многих людей скрывать свою этническую принадлежность, отказаться от корней.

В истории есть понятие «коллективная память народов», и историческое сознание удалить невозможно, даже много лет спустя оно даст знать о себе. Сегодня Турция переживает кризис идентичности. О себе заявили народы, кого много лет заставляли считать себя турками – армяне, греки, ассирийцы, курды.

Несмотря на то, что официально армянская община в Турции насчитывает несколько десятков тысяч человек, на самом деле армян в Турции – до двух миллионов.

Сегодня, когда мир полыхает от злобы и ненависти, ему пора меняться: перековать, по библейскому изречению, мечи на орала.

Современный радикальный ислам – это необольшевизм

Евгений Пахомов, журналист, востоковед:

Мне кажется, нужно затронуть тему того, что такое вообще радикальный исламизм.

Я дважды делал большие материалы о Пакистане, и встречался с местными христианами – католиками церкви Фатимской Божией Матери в Исламабаде и протестантами из англиканской церкви святого Фомы.

Я могу привести случаи, которые все знают, – когда совершенно невинных людей обвиняли в богохульстве, но хочу сказать о другом. Я понял, что такое быть христианином в Пакистане. Это – когда ты празднуешь Рождество, а вокруг тебя стоит охрана автоматчиков.

Государство пытается защитить христиан, понимая, что они первыми становятся жертвами радикалов. И вот это повседневное существование под охраной – гораздо страшнее случаев, которые широко попадают в газеты.

И в то же время нельзя сказать, что Пакистан – это такая страшная страна, где всех режут. Это страна с древней и богатой культурой, и элита там пытается это остановить.

И теперь главный вопрос: как возникли талибы, которые появились на севере Пакистана, и как они эволюционировали в ИГИЛ. Сразу скажу: это – не про ИГИЛ ни разу.

То, с чем мы имеем дело, это – необольшевизм. Это – попытка перехватить красное знамя, упавшее из рук борцов с религией. Например, знаменитый террорист Ильич Рамир Санчес – легендарная фигура 1970-х, который воевал на стороне Красных бригад, Красной армии Японии, а сейчас отбывает пожизненное заключение во Франции, принял ислам, и сейчас пишет работу с названием «Революционный ислам».

Речь в ней, разумеется, идёт не об исламе. Мы имеем дело с борьбой за новую утопию. То есть молодые люди, которые сейчас попадают в ИГИЛ, пытаются построить идеальное государство, основанное на том исламе, который они себе представляют.

Однажды я попал в медресе, где говорил с последователями радикальной группировки. И они говорили о том, что «если будет настоящий ислам, не будет войн, все богатые будут платить налог, и не будет бедных»… В какой-то момент мне казалось, что они сейчас встанут и споют: «Гренада, Гренада моя».

Молодёжь не склонна к радикализму, она склонна к максимализму и простым рецептам – поумирать, поубивать.

При этом это движение эволюционирует. То есть раньше талибы запрещали музыку, даже суфийскую, резали шиитов и дервишей. У ИГИЛ в ходу и музыка, и телевидение, и длинные волосы мужчин…

Я, конечно, согласен, что им надо перекрывать источники денег. И нужна контрпропаганда, но именно для той детской мечты, что все проблемы решаются за три выстрела.

Христиане избегают отвечать на вопросы современности

председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата:

Страдания христиан на Востоке и тех христиан на Западе, которые не могут реализовать свой потенциал в безбожных государствах, – это вызов нашей совести.

Недавно я прочёл текст Анны Ильиничны Шмаиной-Великановой, где было сказано, что война – это всегда зло, но христианские страны не делают достаточно, чтобы защитить христиан на Ближнем Востоке, не проявляют достаточной воли и жертвенности.

Наверное, сегодня нужно добиться того, чтобы христианские страны, включая Россию, проявили больше силы и больше воли. Сложно сказать, в чём это должно проявляться – территориальное вмешательство, поддержка оружием.

Мы слишком привыкли, что наш душевный и физический комфорт не должен быть нарушен. И не нужно снижать накал дискуссии – мне кажется, в ней не должно быть ни страха, ни ненужного пацифизма.

Наш второй страх – это неготовность ответить на те вопросы о несправедливости мирового устройства, которые стоят перед теми молодыми людьми, которые получают неправильные ответы на свои вопросы со стороны радикалов.

И даже девочка, которая присоединилась к ним, оказалась там именно потому, что не получила ответов на вопросы, почему общество устроено несправедливо, почему большинство людей оторваны от принятия решений о своей собственной судьбе. Почему нет справедливости, почему нет таких религиозных общин, которые помогли бы решить общественные проблемы.

Радикалы ответ дают, а мы его избегаем – в том числе потому, что пытаемся ни с кем не поссориться. И сегодня нам нужно говорить как можно более простые слова, чтобы люди не уходили в ад.

Молодым людям нужна цель в жизни, которая не может заканчиваться в жизни земной, и уж тем более – ограничиваться какими-то меркантильными интересами. Людям нужен новый прорыв, нравственный и интеллектуальный. Никто не пойдёт умирать за демократию, рынок или толерантность, и не будет жить только ради этого.

Поэтому важно сегодня в очередной раз сбросить с себя коросту приспособленчества и сказать молодым людям: «Вот путь истинной жизни – Христос».

Христиане оказываются в сложном положении не только в странах, которые известны как «зоны нестабильности». Я очень рад, что сегодня многие организации, и общественные, и Святой престол, стали говорить о христианофобии.

Очень хочется пожелать всем нам отражать те голоса, которые заявляют, что мы, христиане, не имеем права говорить об общественно значимых проблемах, сохранить одновременно мир и волю.

Фото Надежды Сокоревой

Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в "collegium illicitum" или в "coetus nocturni" приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время Г. Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке. Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего - смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства - этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия - великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала "безбожников". При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Принято с древних времен считать десять Г. на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М. Аврелия, С. Севера, Максимина, Деция, Вале p иана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет - искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок. 17, 12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических Г. было меньше десяти, а частных, местных и случайных - несравненно больше. Г. не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни. Недостойные императоры, как Коммод, Каракалла и Гелиогабал, были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: "нет дождя, следовательно, виноваты христиане". Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: "сhri stianos ad leones"! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические - непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные - отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Первым Г. считается предпринятое Нероном (64); но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на постыдное дело. Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству, что видно из апокалиптического описания великого Вавилона, жены, опьяненной кровью мучеников. Нерон в глазах христиан был антихристом, который еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Римская империя - царством демонов, которое в скором времени уничтожится совершенно с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии. При Нероне в Риме пострадали, по древнецерковному преданию, апостолы Павел и Петр. Второе гонение относят к импер. Домициану (81-96); но оно не было систематическим и повсеместным. Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам; из Палестины представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида, в невинности которых, впрочем, убедился сам император и дозволил им возвратиться беспрепятственно на родину. - Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при импер. Траяне (98-117), который на запрос Плиния Младшего, правителя Вифинии, указал, как должны власти поступать с христианами. По донесению Плиния, за христианами не было замечено никаких преступлений политических, кроме разве суеверия грубого и упорства непобедимого (не хотели перед императорскими изображениями делать возлияний и курений). Ввиду этого император определил не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии, подвергать их смертной казни. Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна. Но число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы. Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка. Несправедливо приписывают импер. Адриану (117-138) и Антонину Пию (138-160) эдикты, благосклонные христианам. При них оставалось во всей силе постановление Траяна. Но преследования их времени могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления М. Аврелия (161-180). М. Аврелий презирал христиан, как философ-стоик, и ненавидел их, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Гонение одновременно свирепствовало в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обстоятельные сведения о преследовании христиан в это время в галльских городах Лионе и Вьене. При М. Аврелии в Риме пострадал св. Иустин философ, апологет христианства, в Лионе - Пофин, 90-летний старец, епископ; твердостью в перенесении мучений и героическою смертью прославились девица Блондина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сожгли и пепел бросили в Рону. Преемник М. Аврелия, Коммод (180-192), восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна. С. Север до 202 г. был сравнительно благосклонен к христианам, но с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке; здесь особенным героизмом мученичества прославились две молодые женщины, Перепетуя и Фелицитата. Религиозный синкретизм имп. Гелиогабала (218-222) и Ал. Севера (222-235) побуждал их благосклонно относиться к христианам. В короткое царствование Максимина (235-238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях. При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого христианином. Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение М. Аврелия. Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил гонением; провинциальным начальникам были даны обстоятельные на этот счет инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков; число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества. При Валериане (253-260), в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование. Чтобы расстроить христианское общество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и прежде всего на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов. В Карфагене пострадал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лаврентий, герой между мучениками. Сын Валериана Галлиен (260-268) прекратил гонение, и христиане около 40 лет пользовались религиозною свободой - до эдикта, изданного в 303 г. императором Диоклетианом. Диоклетиан (284-305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Перемену в настроении императора некоторые приписывали соправителю его Галерию (см.). При съезде их в Никомидии был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан; явился второй эдикт, гонение запылало с особенною силою в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор. В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества нашли красноречивого описателя в Евсевии, еписк. Кесарийском. В 311 г., незадолго перед смертью, Галерий прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Максимин, управлявший азиатским Востоком, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Мало-помалу, однако, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные Константином вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен Константина христианство пользовалось правами и привилегиями господствующей религии в Римской империи, за исключением кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане (361-363).

Литература: Le Blant, "Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs" (в "Comptes rendus de l"academ. des inscript.", П., 1868); Keim, "Rom u. d. Christenthum" (1881); Aubé, "Hist. des perséc. de l"église" (некоторые статьи отсюда были переведены в "Православном обозрении" и в "Страннике"); Uhlhorn, "Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum" (1886); Бердников, "Государственное положение религии в Римской империи" (1881, Казань); Лашкарев, "Отношение Римского государства к религии до Константина Великого" (Киев, 1876); А. Лебедев, "Эпоха гонений на христиан и проч." (Москва, 1885).

  • - Король Чехии, король Немецкий и император «Священной Римской империи» из Люксембургской династии, правивший в 1346-1378 гг. Ж.: 1) с 1329 г. Бланка, дочь герцога Валойского Карла...

    Все монархи мира

  • - Император «Священной Римской империи», король Немецкий, король Венгрии и Чехии из династии Габсбургов, прививший в 1711 -1740 гг. Сын Леопольда I и Элеоноры Пфальц-Нойбургской...

    Все монархи мира

  • - Немецкий король и император «Священной Римской империи», правивший в 1742-1745 гг. Сын курфюрста Баварского Макса Эмануэля и Терезы Куниг унды Собесской. Ж.: с 5 окт. 1722 г. Мария Амалия, дочь императора Иосифа I ...

    Все монархи мира

  • - Из династии Габсбургов. Король Венгрии в 1655-1687 гг. Король Чехии в 1656-1705 гг. Немецкий король в 1658- 1690 гг. Император «Священной Римской империи» в 1658-1705 гг. Сын Фердинанда Ш и Марии Анны Испанской...

    Все монархи мира

  • - Король Немецкий, король Венгрии и Чехии, император «Священной Римской империи из династии Габсбургов, правивший в 1790-1792 гг. Сын императора Франца I и королевы Марии Терезии...

    Все монархи мира

  • - Из рода Каролингов. Сын Людовика I Благочестивого и Ирменгарды...

    Все монархи мира

  • - Немецкий король и император «Священной Римской империи» в 1125 - 1137 гг. Ж.: Рихенза, ум. 4 дек. 1137 г. После смерти бездетного Генриха V немецкие князья собрались в Майнце для выборов нового короля...

    Все монархи мира

  • - Из Люксембургской династии. Король Венгрии в 1387-1437 гг. Король Немецкий и император «Священной Римской империи» в 1410-1437 гг. Король Чехии в 1419-1437 гг. Сын Карла IV и Елизаветы Померанской...

    Все монархи мира

  • - См. ФРАНЦ, Император Австрийской империи...

    Все монархи мира

  • - в Священной Римской империи съезды имперских князей для решения общих вопросов; они собирались редко, и никогда не случалось, чтобы присутствовали представители всех имперских государств...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в Римской империи. - Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - так назывались в Римской империи чиновники, имевшие военный характер и находившиеся при каком-нибудь высшем магистрате. О. сначала назначались из рабов и отпущенников, потом - из всадников. Они имели большую...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сын Ф. II ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Франц. В «Священной Римской империи»: Ф. I , император в 1745-65. В 1729-36 герцог Лотарингский, с 1737 - великий герцог Тосканский. Был женат на Марии Терезии, с 1740 её соправитель в австрийских наследственных землях...
  • - Фридрих. В «Священной Римской империи»: Ф. I Барбаросса, германский король с 1152, император с 1155. Из династии Штауфенов...

    Большая Советская энциклопедия

"Гонения христиан в Римской империи" в книгах

ГЛАВА ПЯТАЯ Диоклетиан и его организация. - Гонения на христиан и торжество христианства. - Константин и его династия

автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Диоклетиан и его организация. - Гонения на христиан и торжество христианства. - Константин и его династия Диоклетиан, 285–305 гг.Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (285–305 гг.) - таково было полное имя, принятое новым императором, - был, наравне с многими из своих

ГЛАВА ШЕСТАЯ Утверждение христианства и правоверия в Римском государстве. - Разделение империи на Восточную и Западную и последние времена Западной Римской империи. (363–476 гг. н. э.)

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ШЕСТАЯ Утверждение христианства и правоверия в Римском государстве. - Разделение империи на Восточную и Западную и последние времена Западной Римской империи. (363–476 гг. н. э.) Иоман, христианинПреемник Юлиана, Иовиан, избранный советом высших военачальников, был

Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Гонения на христиан

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Гонения на христиан Стремясь отвести от себя подозрения в поджоге и одновременно еще раз потешить свою дьявольскую жестокость, Нерон подло обвинил во всем ненавистных христиан, которых после публичного суда над Павлом и успешной деятельности апостола в Риме наконец

ОТ ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ К СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ОТ ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ К СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ Гибель Каролингской империи в IX в. оплакивали многие ученые монахи и епископы, рисовавшие ужасы братоубийственной войны, мятежей и нашествий варваров: дракары норманнов обрушивались не только на побережье, но

ГЛАВА I Перенесение столицы империи в Константинополь и возникновение Восточно-Римской империи (330-518)

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

ГЛАВА I Перенесение столицы империи в Константинополь и возникновение Восточно-Римской империи (330-518) I ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТОЛИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ И ХАРАКТЕР НОВОЙ ИМПЕРИИ 11 мая 330 года на берегах Босфора Константин торжественно объявил своей столицей Константинополь.

Глава 8 ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН. КОНСТАНТИН И ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ

Из книги Век Константина Великого автора Буркхардт Якоб

Глава 8 ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН. КОНСТАНТИН И ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ В череде ситуаций, история возникновения которых прекрасно и точно известна, иногда обнаруживается событие чрезвычайной важности, чьи глубинные истоки упорно ускользают от взгляда исследователя. Именно таково

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ Суть созданной им монархии - домината - Диоклетиан стремился отразить в религии. Для этого он использовал утративший было во время смут свое значение культ императора. Еще Август в свое время объявил умершего Цезаря богом Юлиусом и

7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов)

Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов) СВЕТСКАЯ ИСТОРИЯПродолжим описание повторов в скалигеровской истории, обусловленных сдвигом на 1053 года. Действие обнаруженной

автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Когда и почему в Риме начались систематические общеимперские гонения на христиан?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Когда и почему в Риме начались систематические общеимперские гонения на христиан? В 249 году римский император Деций Траян, стремясь упрочить внутренний мир в государстве и считая рост христианского населения опасным для Рима, издал эдикт, согласно которому все

Положение христиан до гонения при Нероне

автора Болотов Василий Васильевич

Положение христиан до гонения при Нероне История не сохранила никаких следов взаимного отношения между христианством и императорами в царствование первых двух императоров, Тиберия (14-37) и Кая Калигулы (37-41). Известие, будто Тиберий, получивши от Пилата донесение об

Положение христиан при императорах восточного происхождения и их преемниках до гонения при Декии

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Эдикт Галлиэна и положение христиан до гонения при Диоклетиане

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Эдикт Галлиэна и положение христиан до гонения при Диоклетиане Преемником Валериана остался сын его Галлиэн (260-268), который еще при отце был объявлен императором. По своему характеру этот император - игра случая. Это был человек совсем не государственный, с сильными