Сказка про лягушек для детей

Номинация «Художественная проза о детях, о семье, о школе»

Дети младшей группы очень любят поиграть в сказку, переживая все приключения сказочных героев. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации, где добро всегда побеждает зло. Ребятишки учатся быть такими же смелыми, решительными и находчивыми.

«Как лягушонок Квакушонок нашел настоящих друзей»

Жил да был, да не тужил лягушонок Квакушонок в чистом пруду недалеко от леса. По ночам он выпрыгивал из воды, садился на листок желтой кувшинки, смотрел на небо и любовался мерцающими звездами.

«Ква, ква, ква! Сколько красивых огоньков! Надо их достать и опустить на дно пруда, тогда мой пруд тоже будет сверкать, как небо огоньками!» - рассуждал Квакушонок.

Услышала про мечту лягушонка старая длинноногая цапля и говорит: «Какой ты глупый, лягушонок! Ведь эти звезды очень далеко и высоко на небе. А ты дальше своего пруда ничего не видел!»

Подумал Квакушонок, поразмыслил и решил отправиться в путь-дорогу, посмотреть мир.

«Беда, беда, бегите все сюда!» - завопила лиса на весь лес. Недалеко в густом малиннике спал большой лохматый мишка Топтыжка. Услышал он лисичкин крик и быстро поспешил на помощь. Топтыжка смазал Квакушонку лапку свежим пахучим медом, забинтовал листиком подорожника и угостил ароматной малинкой. Лягушонок сразу повеселел и опять начал ловко прыгать и скакать.

«Спасибо вам, друзья, с вами подружился я!» - воскликнул лягушонок.

Мишка и Лиса подхватили Квакушонка и весело запели: «Если дружно, если вместе можно петь и не тужить, если дружно, если вместе - хорошо на свете жить!» Чтобы исполнилась мечта друга, добрые зверюшки подарили лягушонку маленького сверкающего светлячка, похожего на огонек. Квакушонок поблагодарил мишку Топтыжку, да лису Красу, попрощался с ними и поспешил домой.

С той поры у Квакушонка появился настоящий живой огонек - светлячок Маячок, который жил на зеленой тонкой травинке в пруду. Каждый день по вечерам лягушонок вспоминал замечательных лесных друзей и не мог налюбоваться своим ослепительным, цветным светлячком-огоньком.

В сказке горе не беда,

Помощь подойдет всегда!

Дружба всем поможет,

Каждый это сможет!

Вот и сказочке конец! А кто слушал - молодец!

Творческое рассказывание

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творчества ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин "творческие рассказы" - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и на свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то мере родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию и объединяться одной темой

Свободное сочинение заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять сказку или "что может быть". Этому не учат специально, но способность к свободному (самостоятельному) сочинению подготавливается у детей всей системой развития речи в детском саду и в домашних условиях. Чем лучше подготовлен ребенок в речевом отношении, тем больше развиты у него воображение и творческие способностей.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества.

Альбом рассказов про лягушек

Жизнь лягушек

Лягушки едят комаров и мошек - иногда много едят, иногда мало.

Откладывают икринки, появляются мальки. Сначала у них появляются задние ножки, потом передние, отваливается хвостик и все.

На зиму лягушки засыпают под водой, а летом снова оживают. А потом все лето обучают своих детенышей как правильно надо ловить комаров и мошек.

Вот такая у них жизнь.

Савельев Степа. 6 лет

Прудовая лягушка

Едят прудовые лягушки вредных для рыб жуков-плавунцов, водяных клопов, личинок стрекозы и пиявок. Глаза навыкате помогают лягушке глотать. Язык у нее во рту прикреплен к нижней челюсти, недалеко от подбородка. Увидев добычу, лягушка мгновенно выбрасывает его изо рта, насекомое приклеивается к языку и тот час же попадает к охотнице в рот. Жевать лягушка не может, а языком протолкнуть пищу дальше не способна, тут и приходят и помогают хозяйке протолкнуть еду в желудок.

Но есть и такие лягушки, которые всю жизнь проводят на деревьях. Это квакши. Они обитают среди густой листвы тропических лесов, которая их укрывает не только от хищников, но и от палящего солнца.

Квакши ловко лазают, быстро и точно прыгают по ветвям и листьям. Охотятся на летающих насекомых. С деревьев эти лягушки слазят только для того, чтобы вывести потомство.

Концы пальцев квакши напоминают диски. На них есть особые "щетки", которые помогают древесным лягушкам держаться на вертикальной поверхности. Кожа и лапы квакши выделяют особую липкую слизь.

Акимова Камилла 6 лет.

Жила-была лягушонок Алина. Она часто грустила, так как жила совсем одна в своем небольшом озере.

Однажды Алина пошла на охоту за комарами и мошками, и в это время ей встретился лягушонок Ростислав. Они тут же познакомились и решили вместе пойти на охоту. С той поры Алина и Ростислав делали все вместе: играли, охотились, кушали. Им было очень хорошо и весело вместе. Вот так началась крепкая и долгая дружба двоих лягушат Алины и Ростислава.

Аристархов Ростислав 6 лет.

История одной лягушки

Жила-была лягушка - прожорливое брюшко. Она была красивая, зеленая и веселая. И родились у нее маленькие головастики. Росли, росли головастики и превратились в маленьких лягушек, очень похожих на свою маму. И тогда они пошли гулять всей своей большой семьей. Притаились в кустах лягушки, чтобы поймать свою добычу. Мама показала своим деткам, как надо правильно ловить язычком добычу - это было весело. Потом они вернулись домой сытыми. А зимой они все заснули до следующей весны, чтобы проснувшись, опять веселится.

Картавая Арина 6 лет.

Девочка и лягушка

Жила-была лягушка на болоте. Как то раз, она прыгала по своему болоту и ловила комаров. И вдруг увидела девочку, которая очень громко плакала. Лягушка спросила: "Девочка, ква-ква, почему ты так громко плачешь?" Девочка ей ответила: "Да, я гуляла по лесу, собирала грибы и ягоды и заблудилась. Никак не могу найти тропинку, по которой я пришла". "Не беспокойся - успокоила ее лягушка - Я здесь все тропинки наизусть знаю, я без труда найду ее". И действительно она быстро нашла нужную тропинку и проводила девочку до дому. Девочка поблагодарила свою спасительницу и пошла домой. С тех пор они стали лучшими друзьями на свете. Вот такая история.

Острякова Анжела 6 лет

Жизнь лягушек

У лягушек обычно гладкая кожа и длинные ногти - для того, чтобы было удобнее прыгать, и зеленый цвет кожи, чтобы прятаться в траве.

Лягушки живут на болотах большими семьями. Умеют очень громко квакать, питаться комарами и мошками.

Головчеко Даша 6 лет.

Сочинение про лягушку

Лягушка зеленого цвета, кожа покрыта слизью. На лапах у нее есть перепонки, они помогают ей плавать и даже двигаться. Лягушка любит прятаться в болоте, под тенью листьев. Питается она комарами и мошками, ловя их длинным липким языком. А по вечерам она очень громко квакает, поэтому люди и говорят, что она дождь вызывает.

Табала Кристина 6 лет.

Рассказ про лягушку

Лягушка умеет маскироваться и прятаться под травой и в болоте, потому что она вся зеленая как трава. У нее есть перепонки на лапах. Питается она мошками и комарами. У лягушки липкий язык, она следит за полетом комара и когда тот садится на цветок, стреляет своим языком, ловит и ест комара. Лягушка помогает людям, она съедает много комаров, которые больно кусают людей. Еще она откладывает икру, из нее появляются головастики, потом они тоже превращаются в лягушек. И еще лягушка умеет надувать щеки и громко квакать.

Шестаков Алеша 6 лет.

Лягушкина жизнь

Лягушки очень любят прыгать по болоту или по озеру. У них есть друзья - другие лягушки и большие жабы. У лягушек на лапах есть перепонки, гладкая кожа зеленого цвета, а вот шерсти нет. А еще если потрогать жабу, то могут появиться бородавки.

Лягушки любители покушать комаров, стрекоз, мошек, бабочек и даже наверное ос едят. Когда наступает зима, болото замерзает, лягушки прячутся и спят до весны, как медведи. А летом лягушки очень часто собираются и вместе поют свои лягушечьи песни, хором.

Взрослые лягушки откладывают икру в траве, а потом из нее появляются маленькие головастики. Головастики целый день едят, чтобы вырасти и стать похожими на своих родителей. А еще они очень любят плавать наперегонки - сам видел.

Зекин Артем 6 лет.

Как живут лягушки

Лягушки живут в озерах и на болотах. У них на лапках есть перепонки, которые помогают им хорошо двигаться, прыгать, скользить и хорошо плавать. Они рождаются в воде из икринок. Сначала получаются головастики, а потом они превращаются в маленьких лягушат.

Лягушки очень любят греться на солнышке днем, а ночью квакать. На болотах, где живут лягушки, на них охотится цапля. Когда цапля идет по воде, лягушки замирают, чтобы она их не заметила.

Когда наступает зима, они прячутся под листики и спят там до весны. А весной, когда пригреет солнышко, они снова просыпаются и ловят насекомых. Лягушки приносят пользу людям, они поедают вредителей, особенно комаров.

Понаморенко Даниил 6 лет.

Жизнь лягушки

У лягушки склизкая кожа зеленого цвета. Лягушка питается комарами и мошками. Она поджидает свою добычу под кустом и бросается на нее своим языком. Еще у нее длинные, складывающиеся задние ноги, и на пальцах у нее перепонки, которые помогают ей отлично плавать в воде и передвигаться по суше. Лягушка зимой засыпает, зарываясь в тине, и спит так до весны.

У лягушки есть и враги. Это хищная рыба щука и длинноногая птица цапля. Все лягушки, когда на них охотится цапля, застывают и прикидываются травой.

Ночью, перед сном, лягушки собираются все вместе и поют колыбельные песни - квакают. А еще, маленькие лягушата боятся ос, потому, что они могут их ужалить.

Когда лягушка много ест комаров и мошек, у нее рождаются личинки. Из этих личинок появляются головастики. Затем головастики вырастают и становятся большими лягушками и уже могут сами охотиться на насекомых. И когда они подрастают, то уходят от мамы и уже становятся совсем взрослыми, и каждая лягушка заводит себе свою семью. И так много-много раз все происходит с самого начала.

Шамигулов Витя 6 лет.

Жизнь лягушек

На свете существует множество различных видов лягушек. Лягушки бывают очень маленькие, средние, большие и очень большие. Среда их обитания - болото. Все лягушки хорошо плавают и прыгают. Передвигаются они с помощью перепонок на передних коротких лапках, задние лапки у них длинные. Питаются лягушки насекомыми: комарами, мухами, мошками, стрекозами. И этим самым они очень помогают людям.

Лягушки прячутся в воду, поджидая свою добычу, затем ловят ее своим длинным, липким языком.

Когда они очень много едят насекомых, то высиживают икру, потом из нее появляются маленькие головастики. Головастики вырастают и становятся лягушками.

Кожа всех лягушек покрыта слизью. Они очень любят греться на солнышке. Лягушки надувают щеки для того, чтобы произносить звуки - а мы слышим их кваканье.

Когда наступает зима, лягушки зарываются в тине и спят там до весны.

Куимов Илья 6 лет.

Рассказ про лягушек

Жила-была лягушка в своём домике. Домик у неё находился около болото. Один раз она съела очень много комаров. А на другой день она родила 12 икринок. Через несколько дней икринки открылись и на свет появились мальки. Когда подросли мальки, то они стали очень похожи на лягушат.

Мама начала водить их на прогулку. Она им показывала, как ловить языком насекомых и есть их. Они быстро научились это делать. Лягушка-мама учила их что можно есть, а чего нельзя. Теперь они многое умели. И все они жили долго и счастливо.

Вотякова Алина 6 лет.

Жила-была лягушка. Она родила головастиков. Вот они стали средними лягушками, они выросли и спрятались под водой. И они ждали свою добычу. Вот муха прилетела, не одна муха, а целых десять. Вот они наловились, они своим липким языком могут ловить насекомых: комаров, мух.

Лягушка однажды пошла погулять. И когда настала зима, они стали до весны спать. Наступила весна, они проснулись и опять стали ловить мух и комаров.

Кузьмина Алина 6 лет.

Н.А. Ветлугина выделяет в формировании детского художественного творчества три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на художественное творчество.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

На третьем этапе появляется новая продукция.

Знание особенностей формирования детского художественного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

Одним из условий является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.

Другим важным условием обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания "придумать", то есть создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

М.М. Алексеева и В.И. Яшина полагают, что творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок. Реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, о дружбе зверей...). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: "Что случилось в лесу с ежиком", "Приключения волка". Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием картин, игрушек.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и разнообразное в грамматическом отношении, а главное - логично построенное и выразительное, доступно детям на шестом-седьмом году жизни, до этого их сочинения представляют набор логически не связанных друг с другом образов из известных им художественных произведений. Неспособность детей младших возрастов к свободному сочинению нельзя считать отступлением от нормы, это вполне естественно и объясняется недостаточным еще для сочинительства развитием речи и мышления. Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения в пересказывании.

Самый сложный вид рассказывания - это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом "Кто интереснее придумает сказку".

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: "Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку-"рыжая шубка".

Педагогу надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий и последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания: целостностью (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли), структурным оформлением (начало, середина, конец), связностью (логические связи между предложениями и частями монолога), объемом высказывания, плавностью (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания). Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы, располагать материал в нужной последовательности, строить речь преднамеренно и произвольно.

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

— Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!

Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыю-фью-фью — раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

— Кря, кря! — сказала одна из них, — Лететь еще далеко; надо покушать.

И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решила высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

— Кря, кря! — сказала другая утка, — уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

И все утки стали громко крякать в знак одобрения.

— Госпожи утки! — осмелилась сказать лягушка, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:

— Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце концов все-таки спросила, потому что была осторожна:

— А много ли там мошек и комаров?

— О! целые тучи! — отвечала утка.

— Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.

— Возьмите меня с собой!

— Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.

— Когда вы летите? — спросила лягушка.

— Скоро, скоро! — закричали все утки. – Кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!

— Позвольте мне подумать только пять минут, — сказала лягушка, — я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.

И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

— Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.

Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассмотреть, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.

— Вот как я превосходно придумала, — думала она про себя.

А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее.

— Удивительно умная голова наша лягушка, — говорили они, — даже между утками мало таких найдется.

Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть.

Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:

— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.

И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

— Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне, — утки лягушку несут!

Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.

— Смотрите, смотрите! — кричали в другой деревне взрослые, — вот чудо-то!

— Знают ли они, что это придумала я, а не утки? — подумала квакушка.

— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

— Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали, одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дергая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:

— Это я! Это я придумала!

Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую.

И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.

— Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.

Сначала — небольшое предисловие. Я давно мечтала написать несколько сказок с упражнениями внутри , то есть сказок-зарядок. Чтобы можно было не только сказку читать и представлять всё, что происходит, в голове, но также и делать разные интересные действия - топать, хлопать, гудеть, кукарекать… Первой сказкой-зарядкой оказалась , которая появилась благодаря Феюлии и её сынишке Этьенну. Благодаря этой сказке я очень увлеклась идеей и узнала, что это интересно не только мне. А сегодняшняя сказка обещана девочке Веронике, у которой недавно был день рождения. Веронике очень надоел кашель и всякие бронхиты, и мы с её мамой решили, что надо срочно писать дыхательную сказку.

Просьба ко взрослым: пожалуйста, прочтите сказку сначала сами и постарайтесь издать все звуки, которые предлагаются по ходу действия. Каждый звук-упражнение, и если оно выполнено правильно, то оно разогревает область горла, или бронхов, или грудной клетки в целом. Поэтому я и прошу сначала с ними освоиться, чтобы показать детям «лечебный» пример. Например, «Кар!» можно прокричать поверхностно, но если произнести его тихо, медленно или басом — получится гораздо эффективнее. Итак:

Сказка про лягушонка Кваню

Всё началось с того, что один маленький очень симпатичный лягушонок Кваня захотел узнать, как живут люди. Он был очень любопытный, и ему казалось, что люди удивительно красивы: они ведь совсем не похожи на лягушек, и у них бывают туфли и сапоги, разная одёжка, разноцветные волосы на голове, лодки, корзинки и удочки. И еще у них много всяких дел — они всё время шевелятся, то приходят, то уходят, много квакают — и совсем не понятно, про что. Зато у них это получается очень по-умному… Вот это жизнь!

Однажды Кваня услышал от мальчика, который сидел на берегу пруда, очень смешное стихотворение:

  • Учусь я квакать день деньской -
  • Никак не получается.
  • Как квакну громко: КУА! КУА! КУА! -
  • Дыхание кончается!

Кваня попытался рассказать стихотворение по-лягушачьи:

  • Ква-ква ква-ква-ква ква ква ква -
  • Ква-ква квакваква-ква-ква-ква.
  • Ква-ква ква-ква-ква: КУА! КУА! КУА! -
  • Кваквак-кваква ква-ква-ква-ква!

Мальчику очень понравилось, как рассказывал лягушонок: он даже захлопал в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп! Но его тут же позвала мама, и он убежал.

А однажды лягушонок Кваня увидел на берегу своего пруда девочку в красных туфльках — очень красивую и очень добрую. То, что она добрая, он понял сразу — она приветливо помахала ему рукой. Раньше никто из людей не махал рукой и не улыбался маленькому лягушонку. И Кване очень захотелось с ней познакомиться. Но девочку позвали собирать бруснику, она подхватила корзинку и быстро ушла.

Лягушонок решил попросить одного старенького лягушачьего колдуна, чтобы он превратил его в человека. Ну или, хотя бы в человечка. Он у всех спрашивал: как найти лягушачьего колдуна? И ему отвечали: только по запаху. Он должен пахнуть как свежая чистая вода.

Лягушонок долго блуждал среди водорослей и тины, принюхивался, шумно втягивал воздух и шмыгал носом, стараясь почувствовать запах: шмыг-шмыг-шмыг!

Заглядывал в разные норки: шмыг-шмыг-шмыг.

Пробирался под большими листьями водяных линий: шмыг-шмыг-шмыг.

Путался в осоке, которая растёт на берегу и всё нюхал: шмыг-шмыг-шмыг.

И вот однажды он почувствовал запах свежей чистой воды. Лягушонок запрыгал: где-где? И увидел маленького старенького лягушачьего колдуна, который сидел среди корней большого дерева. Рядом бил чистый родник — подземный источник. Лягушонок заговорил, конечно же по-лягушачьи:

Преврати меня в человека, добрый колдун!
- А зачем тебе, малыш?
- Хочу побольше узнать про людей. Уж очень мне любопытно.
- Хорошо, но я могу превратить тебя не в человека, а в человечка. Только мне нужно тебя проверить, сможешь ли ты дышать и говорить в человеческом мире. Там ведь всё по-другому. Готов к проверке? К трудной проверке?

Тогда первое . Сможешь ли ты долго жевать воздух так, как будто это вода? Давай-ка, начинай! Жуй, жуй, но не глотай и не останавливайся. А пока жуёшь, дотронься сначала до каждого пальчика на передних лапках, а потом — до каждого пальчика на ногах.

Лягушонок принялся жевать воздух так, как будто это вода. Он дотрагивался до каждого своего пальчика, сначала на руках, а потом на ногах, и при этом жевал-жевал-жевал и не глотал. Когда он дотронулся до последнего пальчика ноги, волшебник воскликнул: «Молодец!».

Теперь второе . Ты знаешь, что люди не плавают, а ходят. Они шутливо называют это: «Топ-топ-топ». Так вот, давай мы с тобой оба начнём говорить: «Топ-топ-топ» без единой остановки. Если ты сможешь дольше меня не останавливаться — то я тебя точно превращу в человечка за 1 секунду.

Топ-топ-топ, — без остановки наперебой заговорили лягушонок и волшебник. И лягушонок продержался дольше!

Ворона…

Ну, ладно, победитель, превращайся в человечка, — волшебник воскликнул: ФУУУ! И через секунду лягушонок превратился… в ворону!

Он замахал крыльями, широко раскрыл клюв и сказал (только тихонько, чтобы никого не испугать): «КАААР. КААААР. КАААААР.»

Жук…

Волшебник понял, что что-то перепутал, и сказал: ФУУУФ! И через секунду ворона превратилась в… жука.

Жук начал крутить головой во все стороны и непрерывно жужжать: жжжжжжжж — то громче, то тише, то опять громче, то снова тише.

Волшебник опять понял, что ошибся.

Человечек!

Тогда он воскликнул: ФУ-ЛЯ-ЛЯ! И наконец-то лягушонок превратился в человечка!

Ему так понравилось топать по земле ножками, махать ручками, хлопать глазками! Волшебник помог ему сделать одежду из листьев. Получилось симпатично. Интересно, что глаза у человечка оказались не зелёного лягушачьего цвета, а голубые — цвета чистой воды.

Лягушонок догадался, что он теперь умеет разговаривать по-человечески, и тут же сочинил стишок:

  • Хорошо, что ноги есть — топ-топ-топ!
  • Хорошо, что руки есть — хлоп-хлоп-хлоп!
  • Хорошо смотреть, дышать,
  • По тропинкам топотать,
  • Воду в лужице плескать — шлёп-шлёп-шлёп!

Волшебник сказал:

Я помогу тебе добраться в человеческий мир. Садись, вот поезд на колёсах из желудей.Пока ты будешь дудеть: «ТУУ!» — он будет ехать. Перестанешь дудеть — он остановится. Где он остановится — внимательно оглядись и подумай — хочешь ли ты здесь оставаться? Если нет — продолжай дудеть дальше: «ТУУ!» Дальше сам смотри, где тебе делать остановки!

Лягушонок-человечек помахал волшебнику, запрыгнул на поезд с колёсами из желудей и задудел басом: «ТУУ!»

Так лягушонок стал человечком и отправился в далёкие края, чтобы познакомиться с людьми поближе.

Продолжения сказки про лягушонка Кваню:

Источники иллюстраций: «Franz Collection», likma.ru

Нет похожих материалов

Колодец был глубок, веревка длинна, и когда вытаскивали полное ведро, ворот ходил туго. Как ни прозрачна была колодезная вода, никогда не играли в ней солнечные лучи - они попросту не достигали ее поверхности. А куда солнце заглядывало, пробивалась между камнями травка. Тут-то и проживало большое семейство жаб. Они были пришлые, и, собственно говоря, первой, причем вверх тормашками, переселилась сюда самая старая жаба - она здравствовала и поныне. Зеленые лягушки, испокон веков обитавшие в колодце, признали жаб за родню и окрестили их «курортниками». Но жабы замыслили остаться здесь и обжились на «суше», как они называли мокрые камни.

Старой лягушке довелось разок совершить путешествие в ведре, когда его поднимали наверх. Но там ей показалось чересчур ярко - у нее даже глаза заломило. Ее счастье, что исхитрилась выпрыгнуть из ведра. Она с такой силой шлепнулась об воду, что потом слегла на три дня с болью в спине.

Много о мире наверху она рассказать, конечно, не могла, но, во всяком случае, и она, и все остальные знали, что колодец-это еще не весь мир. Вот старая жаба, та могла бы кое-что рассказать, но она никогда не отвечала на вопросы, ну ее и спрашивать перестали.

Старуха-толстуха, бородавчатое брюхо! - говорили про жабу молоденькие зеленые лягушки. - И дети все в нее.

Очень может быть, - отзывалась жаба. - Зато у кого нибудь из них, а то и у меня самой спрятан в голове драгоценный камень.

Зеленые лягушки слушали, таращили глаза и с досады передразнивали жабу, а потом бухались на дно колодца. А молодые жабы гордо вытягивали задние лапки. Каждая воображала, что драгоценный камень спрятан именно у нее. Они сидели смирнехонько, боясь даже голову повернуть, но в конце концов спросили, чем же им, собственно, гордиться и что это за драгоценный камень.

Он такой дорогой и такой красивый, что и не описать, - отвечала старая жаба. - А носят его для собственного удовольствия, другим на зависть. Больше ни о чем не спрашивайте, не стану отвечать.

Ну, уж у меня-то его нет, - сказала самая младшая из жаб, такая безобразная, что дальше некуда. - Да и откуда бы ему взяться у меня? А если другие завидуют, мне это вовсе не доставляет радости. Нет, чего бы мне хотелось, так это добраться когда-нибудь до края колодца и выглянуть на свет. То-то, должно быть, красота!

Хорошо там, где нас нет, - сказала старая жаба. - Ты все тут знаешь, все тебе знакомо. Берегись ведра, оно может тебя раздавить. А уж если попадешь в него, так скорее выскакивай. Правда, не всем удается упасть так удачно, как мне, - и кожа и кости целы.

Ква! - сказала младшая жаба, а это все равно что «Ах!» по-нашему. Уж очень ей хотелось побывать наверху, поглядеть на белый свет, на зелень.

И вот наутро, когда полное ведро проходило мимо камня, на котором сидела молодая жаба, все внутри у нее так и затрепетало. Она прыгнула в ведро и упала на его дно. Ведро вытянули наверх и тут же выплеснули.

Ах ты, чтоб тебя!.. - воскликнул работник, увидев жабу. - Сроду не видывал такой гадины! - И он так пнул ее носком деревянного башмака, что чуть не изувечил, но она все-таки успела забиться в высокую крапиву и стала озираться вокруг. Крапива была густая - стебель к стеблю, и вот жаба посмотрела наверх. Солнце просвечивало сквозь листья крапивы, и для нее эти заросли были все равно что для нас лесная чаща со сверкающим между листьями и ветвями солнцем.

Тут гораздо красивее, чем в колодце! Право, я готова остаться тут на всю жизнь! - сказала жаба.

Прошел час, другой.

Интересно, а что вокруг? Уж если я забралась так далеко, надо посмотреть и что дальше.

И она поползла что было сил и выползла к дороге. Солнце светило на жабу, пыль припудривала, а она знай себе ползла да ползла через дорогу.

Вот где суша-то! - сказала она. - Пожалуй, тут даже слишком сухо. У меня першит в горле.

Так добралась она до канавы. Здесь голубели незабудки, цвела таволга. Вдоль канавы тянулась живая изгородь из бузины и боярышника. Словно лианы, вился белый вьюнок. Залюбоваться можно было всей этой пестротой. А еще порхала здесь бабочка. Жаба решила, что это тоже цветок, только он оторвался от стебля и хочет полетать по свету - чего же тут непонятного!

Вот бы и мне так полетать! - вздохнула жаба. - Ква! Ах, какая красота!

Восемь дней и восемь ночей провела жаба в канаве, благо еды было вдоволь. А на девятый день сказала себе: «Вперед!» Что же манило ее? Разве могла она найти что-нибудь лучше? Может быть, маленькую жабу или зеленых лягушек? Сегодня ночью ветер донес звуки, говорившие о том, что где-то неподалеку были ее родичи.

«Жизнь прекрасна! Выбраться из колодца, полежать в крапиве, проползти по пыльной дороге, отдохнуть в сырой канаве-до чего же хорошо! Но теперь

Вперед! Поискать лягушек или молоденькую жабу! Без общества все-таки не обойтись, одной природы мало!»

И жаба снова пустилась в путь.

Она перебралась через поле, допрыгала до большого пруда, окруженного тростником, и заглянула в заросли.

Вам здесь не слишком сыро? - спросили ее лягушки. - А впрочем, милости просим. Вы кавалер или дама? Ну да это все равно. Добро пожаловать!

Вечером ее пригласили на концерт - домашний концерт. Известное дело: много рвения, жидкие голоса. Угощенья никакого, зато питья - целый пруд, стало бы охоты.

Она видела звезды, такие большие и ясные, видела серп молодой луны, видела, как солнце поднимается все выше и выше.

«Пожалуй, я все еще в колодце, только в большом. Надо подняться еще выше! Мне так неспокойно, такая тоска на душе! - А когда луна округлилась и стала полной, бедняга жаба подумала: - Не ведро ли это спускается? Не прыгнуть ли в него, чтобы забраться выше? А может, и солнце - ведро, только покрупнее? Какое оно огромное, яркое! Мы все в нем поместимся. Надо ловить случай. Ах, как светло у меня в голове! Наверно, даже тот драгоценный камень не горит так ярко. Ну да такого камня у меня нет, и я об этом не горюю. Нет, выше, к свету и радости! Я уже решилась, но мне как-то страшно. Шутка ли сделать такой шаг! Но раз надо, так надо! Вперед! Вперед на дорогу!»

И она пошла, вернее, поползла, как ей и было положено, и выбралась на проезжую дорогу. Тут жили люди и было много цветочных садов и огородов, где росла капуста. Жаба остановилась отдохнуть перед огородом.

Сколько же на свете разных тварей! Я даже и не подозревала! Ах, как велик и прекрасен мир! Вот и надо в нем осмотреться, а не сидеть все на одном месте. - И она прыгнула в огород. - Какая тут зелень! Какая благодать!

Еще бы! - отозвался капустный червяк, сидевший на листке. - У меня здесь самый крупный листок закрывает полсвета. Ну да мне хватает.

Кудах-тах-тах! - послышалось около них.

Это пожаловали в огород куры и засеменили между грядок. У курицы, шедшей первой, было очень острое зрение. Она заметила червяка на капустном листе и клюнула. Червяк упал на землю и ну вертеться да извиваться. Курица, не зная, что это должно означать, поглядела на червяка одним глазом, потом другим и решила: «Это он неспроста».

В конце концов она нацелилась склевать червяка. Жаба так испугалась, что поползла прямо на курицу.

Эге, да он выдвигает резервы! - сказала курица. - Смотрите, какой ползун. - И курица отвернулась от червяка. - Очень мне нужен такой зеленый заморыш! От него только запершит в горле.

Остальные куры согласились с нею, и все ушли.

Отвертелся-таки! - сказал червяк. - Вот как важно сохранять присутствие духа. Но самое трудное впереди - как вернуться на мой капустный лист. Где он?

А маленькая жаба подскочила к нему выразить свое сочувствие: мол, она так рада, что своим уродством спугнула курицу.

О чем это вы? - спросил червяк. - Я отвертелся от нее без чужой помощи. Не угодно ли вам оставить меня в покое? А, вот и капустой пахнет. Вот и мой лист. Что может быть лучше собственного хозяйства? Надо только подняться повыше.

«Да! - сказала себе жаба. - Все выше и выше! Вот и червяк тоже так думает. Только он сейчас не в духе со страху. Все мы должны стремиться ввысь». И она задрала голову, как только могла.

На крыше одного крестьянского дома сидел в гнезде аист и щелкал клювом. Рядом сидела аистиха и тоже щелкала.

«Как высоко они живут! - подумала жаба. - Вот бы попасть туда!»

В доме у крестьянина жили два молодых студента. Один - поэт, другой - натуралист. Один радостно воспевал природу, как она отражалась в его сердце, - воспевал короткими, выразительными и звучными стихами. Другой вникал в самую суть вещей, так сказать, потрошил их. Оба были веселыми, добрыми людьми.

Смотри-ка, жаба, да какой славный экземпляр! - воскликнул натуралист. - Так и просится в банку со спиртом.

Да у тебя уже две сидят, - возразил поэт. - Оставь эту в покое. Пусть себе радуется жизни.

Уж больно она безобразна! Просто прелесть! - сказал натуралист.

Вот если б мы могли найти у нее в голове драгоценный камень, я бы сам помог тебе распотрошить ее.

Драгоценный камень! - усмехнулся натуралист. - Силен же ты в естествознании.

А разве не прекрасно это народное поверье, будто жаба, безобразнейшая из тварей, нередко таит в голове драгоценный камень? И разве не бывает того же с людьми? Ведь какие замечательные мысли носил в голове Эзоп или, скажем, Сократ…

Больше жаба ничего не услышала, да все равно она и половины разговора не поняла. Студенты пошли своей дорогой, а жаба ушла от беды - от банки со спиртом.

И эти тоже толковали про драгоценный камень, - сказала жаба. - Хорошо, что у меня его нет, а то бы мне несдобровать.

На крыше дома опять защелкало. Это аист-отец читал лекцию своему семейству, а семейство косилось на двух студентов, расхаживавших по огороду.

Нет на земле твари заносчивей человека! - говорил аист. - Слышите, как они тараторят? А по-настоящему-то у них все равно не получается. Они чванятся даром речи, своим человеческим языком. Хорош язык, нечего сказать. Чем дальше кто едет, тем меньше его понимают. А вот мы с нашим языком понимаем друг друга по всему свету, и в Дании, и в Египте. А они даже летать не умеют! Правда, они умеют ездить по «железной дороге» - так они назвали эту свою выдумку, - зато и шеи себе ломают частенько. Мороз по клюву подирает, как подумаешь. Свет простоял бы и без людей. Во всяком случае, мы прекрасно проживем и без них. Были бы только лягушки да дождевые черви.

«Вот это речь! - подумала молодая жаба. - Какой же он большой и как высоко забрался! Я еще никого на такой высоте не видела».

А плавает-то как! - воскликнула жаба, когда аист полетел, широко взмахивая крыльями.

Аистиха, оставшись в гнезде, продолжала болтать. Она рассказывала птенцам про Египет, про воды Нила и про то, какой чудесный ил в чужедальней стране. И для жабы все это было ново и занятно.

«Я непременно должна побывать в Египте! - сказала она себе. - Ах, если б аист или кто-нибудь из его птенцов взял меня с собой. Уж я бы отслужила им в день их свадьбы. Да, я побываю в Египте - ведь мне всегда так везет. Право, моя тоска, мои порывы лучше всякого драгоценного камня в голове».

А ведь это-то и был ее драгоценный камень - ее вечная тоска, ее порывы ввысь, все время ввысь! Она как бы светилась изнутри, сияла счастьем, излучала радость.

Тут появился аист. Он заметил жабу в траве, спустился и схватил ее не слишком деликатно. Клюв сжался, засвистел ветер. Неприятно это было, зато жаба летела ввысь, ввысь, в Египет! Глаза ее сияли, из них как будто вылетела искра.

Ква-ах…

Тело ее умерло, жабы не стало. Ну, а искра из ее глаз - куда девалась она?

Ее подхватил солнечный луч, солнечный луч унес драгоценный камень из головы жабы. Куда?

Не спрашивай об этом натуралиста, спроси лучше поэта. Он ответит тебе сказкой. В этой сказке будут и капустный червяк, и семья аистов. И представь себе! Червяк-то превратится в красивую бабочку! Семья аистов полетит над горами и морями в далекую Африку, а йотом найдет кратчайший путь обратно в датскую землю, на то же место, в тот же самый день! Да, это похоже на сказку, но это так! Спроси хоть у натуралиста, он подтвердит. Да ты и сам это знаешь, сам видел.

Ну, а драгоценный камень из головы жабы?

Ищи его на солнце, посмотри на солнце, если можешь!

Блеск его слишком ярок. Не приспособлены еще наши глаза, чтобы разглядеть всю красоту мироздания, но когда-нибудь мы этого достигнем. И это будет всем сказкам сказка, потому что будет она про нас самих.