Растительноядные животные – особая категория в мире фауны. Травоядные, или растительноядные животные: особенности, список, виды и фото Все травоядные животные

- – животные, рационы которых представляют растения, содержащие много клетчатки; имеют хорошо развитые желудок и толстые кишки, преимущественно слепую; к ним относят крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, кроликов … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ РЫБЫ - рыбы, питающиеся высшими водными растениями, фитопланктоном. Р. р. являются белый амур, обыкновенный толстолобик, красноперка, частично плотва и др. (см. ,) … Прудовое рыбоводство

- (Diprotodontia) противополагаются плотоядным (Polyprotodontia). У первых (вомбаты, фалангисты, кенгуру и др.) резцов мало (вверху не более, как по 3 с каждой стороны, а внизу обыкновенно по 1); клыки малы, или отсутствуют, а коренные массивные с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

См. Фитофаги. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

Растительноядные виды перепончатокрылых насекомых из надсемейства хальцид (См. Хальциды) …

Когда впервые обнаружили кости динозавров? Примерно в 1820 г. внимание английских и французскиз исследователей привлекли окаменевшие зубы и кости больших размеров. Изучая их, они пришли к выводу, что окаменелости принадлежат необычайно крупным… … Энциклопедия Кольера

Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными представляют собой следующий этап приспособления позвоночных животных к жизни на суше. Это первые настоящие наземные позвоночные, характеризующиеся тем, что размножаются на суше яйцами, дышат… … Биологическая энциклопедия

Карповые самое богатое видами семейство подотряда карповидных. Ротовое отверстие у них окаймлено сверху только предчелюстными костями, которые подвижно соединены с верхнечелюстными. Рот выдвижной. На челюстях нет зубов, но на глоточных… … Биологическая энциклопедия

Рептилии (Reptilia), класс позвоночных животных. Современные П. реликты богатого и разнообразного мира рептилий, достигших наибольшего расцвета в мезозойскую эру. По сравнению со своими предками, древними земноводными, П.… … Большая советская энциклопедия

- (Insecta), самый крупный класс животных, объединяющий больше видов, чем все прочие группы вместе взятые. Относится к членистоногим беспозвоночным. Как и у всех этих животных, у насекомых сегментированное тело с членистыми придатками, покрытое… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Животные планеты , Папуниди Е.. Жизнь есть везде: на поверхности суши и в недрах Земли, в глубинах морей и океанов и даже в воздушных просторах. Увидеть и изучить всех представителей животного сообщества просто невозможно -…
  • Стереоэнц Динозавры , Тышко А. (сост.). Эта книга откроет маленьким читателям мир, населенный множеством самых разных динозавров. Некоторые из них были величиной с кошку или курицу, а другие достигали размеров огромных китов.…

Предполагаемый результат: формирование у детей понятия хищное и растительноядное животное; умение выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.

Цели урока

1. Познакомить с понятиями хищное и растительноядное животное; учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
2. Формировать правильную связную речь, положительную самооценку и взаимооценку, научить работать в группах.
3. Воспитывать экологическую культуру, способствовать формированию любознательности.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Игра на внимание “Живая – неживая природа”

Правила игры. Учитель называет различные слова. Если называется предмет неживой природы – дети топают, живой – хлопают в ладоши. В игре возможны “ловушки” – названия предметов, которые сделаны руками человека.

Примеры слов: облако, кенгуру, стол, камень, тигр,светильник, сова, песок, щука, вода, книга, бабочка, лев, заяц.

На доске плакаты с изображением животных: лев, бабочка, рыбы, волк, заяц, тигр, орел, кенгуру.

У. – На доске расположены названия объектов живой природы, которые вы назвали во время игры. Что у них общего?

Д. – Это животные.

2. Определение характерных признаков растительноядных и хищных животных.

Игра «Угадай-ка»

Я загадала одно из этих животных. Угадайте, кто это? (Дети задают вопрос, на который можно дать ответ «да» или «нет».)

Это зверь?
- Живет в наших лесах?
- Питается растениями? и т.п.

Лев, кенгуру.

Чьи вопросы показались наиболее удачными? Сравните этих животных. (Общее - звери, место обитания, различие - по питанию: один – хищник, второй - питается растениями.)

    Распределение животных по группам.

Дополните группы названиями других животных, подходящими по способу питания (таблицы с изображениями и названиями животных).

Как можно назвать первую группу? (Хищники: орел, лиса, тигр, волк, лев, щука.)
- Кого называют хищниками?
(Животные, которые питаются другими животными.)
- Как назвать вторую группу?
(Растительноядные: бабочка, кенгуру, заяц) . Чем питаются эти животные? (Животные, которые питаются
растениями).

На доске – схема:

Как думаете, можно ли, внимательно рассмотрев животное, определить, к какой группе по способу питания оно относится? (Можно, по зубам.)

Мы будем учиться определять, какие еще внешние признаки животных, кроме зубов указывают на их способ питания.

4. Физкультминутка( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающее запоминание, повышает устойчивость внимания):

Ленивые восьмёрки”

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками, затем глазами.

    Исследовательская работа.

Проведем работу в группах.

Назвать признаки хищников и признаки растительноядных.

Каждая группа получает изображения животных с заданием: определите, хищник это или растительноядное животное. Внимательно рассмотрите их внешность – зубы, лапы, клюв и т. д., определите особенности.

1 гр. – волк, кабан
2 гр. – орел, филин
3 гр. – щука, акула
4 гр. – заяц, бобр
5 гр. – клест, снегирь

Для справок: Для справок: плакат с изображением зубов, клювов, лап.

Устная проверка. От каждой группы отвечает 1 ученик.

Коллективный вывод ( делают дети, учитель завершает ). У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением. У растительноядных животных зубы, перетирающие пищу, сильные губы, язык; растительноядные хорошо бегают, прячутся, у них хороший слух и зрение.

6. Физкультминутка ( упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Качания головой.

    Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.

    Релаксация. В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем (руки в сторону).

Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!

    Работа по учебнику.

Рассмотрите рисунок

Учебник с. 12-13 (верхний рисунок). Расскажите, что видите. Коза и обезьяна – что объединяет таких разных животных? (Пища – растения.)

Обезьяны: современные человекообразные и обезьяноподобные существа – чем питаются?

Вывод ( делают дети). Древние предки человека были растительноядными.

Какими стали предки человека позже, узнаем на следующем уроке.

9. А теперь поиграем. Отгадайте загадку:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной …
(Медведь)

Скажите, а к какой группе по способу питания отнесем этого зверя? Сейчас вас ждет сюрприз.

Инсценировка: «3 медведя»

Входят три медведя.

Медведица. - Я медведица, а это мои медвежата. Мы – могучие и ловкие, хитрые и осторожные.

Медведь. Несмотря на то, что мы хищники, мы очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев, желуди. Ребята, а вы знаете, что мы еще едим? (Рыбу, мед, малину, орехи)

Медвежонок. Еще мы едим раков, улиток, насекомых, птиц и птичьи яйца, грызунов.

Медведица. Больше всего мы любим мед.

Медведь. Ой, только не надо о пчелах. Когда поспевают овес и кукуруза, мы можем целую ночь быть в поле. Сядешь, пригнешь колосок и съешь его. Затем другой. Вот объедение!

Учитель. Пока много растительной пищи, медведи питаются ею. Но если ее не хватает, то медведь вспоминает, что он хищник, и нападает на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков.

Медведица. Нам стыдно, но есть то хочется.

Медвежонок. Но на людей мы не нападаем, только если нас сильно раздразнят, напугают или ранят. Но вы же друзья и не будете так поступать?

Медведица. Нам пора, до встречи.

Что нового узнали о медведях?

Скажите, а в наших лесах живут медведи? Какие еще хищники обитают в Удмуртии?

III . Итоги урока

О каких группах животных вы расскажете сегодня родителям? Какие особенности каждой группы запомнили?

Рефлексия

Понравился урок? Понравились сами себе на уроке? Покажите какое у вас сейчас настроение.

Творческое задание

Понаблюдайте за домашними животными, определите, к какой группе по способу питания они относятся, какие признаки об этом говорят.

Кто из нас не катался на лошади или не видел слона в цирке, не кормил в зоопарке зебру или не мечтал покататься на жирафе? А Вы знаете, что объединяет всех этих животных? Все они предпочитают одинаковое меню на обед. Такие животные называются травоядные или растительноядные.

Наша огромная планета населена самыми разными животными. И среди такого многообразия живущих существ, немалое количество животных являются травоядными. Ниже представлены статьи о различных травоядных животных, в которых Вы сможете найти много интересного о них.

Европейская лань – лесной олень. Описание и фото животного лань

Животное лань является представителем семейства Оленевые. Это красивый олень средних размеров. Европейская лань – грациозное, быстрое и изящное животное. В этой статье можно посмотреть описание и фото лани европейской, узнать много нового и интересного о жизни этого замечательного животного.

Животное жираф – самое высокое животное. Описание и фото жирафа

Жираф – это млекопитающее из отряда парнокопытных. Жираф является самым высоким животным на планете. Жираф – умное и миролюбивое животное, которое знакомо нам с детства. В этой статье Вы найдете фото и описание жирафа, а также узнаете много интересного об этом уникальном и замечательном животном.

Представители класса травоядных питаются исключительно растительной пищей. Поэтому у них хорошо развиты челюсти. Отличаются они друг от друга своими размерами тела, окрасом шерсти, скоростью передвижения и умением скрываться от врага.

Характеристика травоядных животных

Длинные мускулистые сильные ноги, копыта, защищающие ноги при передвижении по твёрдой и каменистой местности. Копыта позволяют защищаться от врагов. Жажда, мучащая их, заставляет находиться вблизи водоёмов. Самые распространённые парнокопытные травоядные животные -лама, зебра, олень, лось, зубр, косуля. Кроме таких массивных травоядных животных, есть маленькие и мелкие, к ним относится заяц, хомяк, мышь-полёвка.

Представители травоядных животных

Отличительные черты травоядных животных

  • Слон - один из самых больших травоядных животных, наделённый длинным чувствительным хоботом. Хоботом слоны могут захватывать самые мелкие предметы на земле и доставать еду с высоких деревьев. У слонов разнообразная пища: корни деревьев, фрукты, кора и трава. Едят много и почти не спят. Эти животные ходят на большие расстояния для того, чтобы добыть себе еду. Огромные размеры тела слона не мешают ему тихо ходить и быстро бегать. Скорость их бега может достигать до 30 км/ч. Ещё слоны очень умные.
  • Заяц - небольшое травоядное животное, которое наделено раздвоенной верхней губой, что облегчает ему легко добывать пищу. Заяц питается исключительно травой, а зимой корой и сухими веточками от деревьев и кустов. У зайцев очень хорошо развит слух. Это позволяет им слышать шаги приближающихся хищников. А также у зайцев хорошо развиты задние лапы. Они могут очень быстро бегать, развивая скорость до 50 км/ч. Заяц высоко и далеко прыгает, притом в воздухе резко меняет направление, что позволяет ему легко убежать и скрыться от хищника.
  • Лама - животное из семейства верблюдов. Она внешне похожа на оленя, только без рогов. Питаются почти всем: листьями, травой, сеном, веточками. У лам очень крепкие и мускулистые ноги. Поэтому они могут развивать скорость больше 50 км/ч., что позволяет им с лёгкостью убежать от хищника. А также эти животные обладают хорошей тёплой шерстью, которая защищает их от холодных ветров зимой и от жары летом.
  • Зебра - животное из семейства лошадей. Они отличаются красивым окрасом-чёрно - белой полосой. Этот окрас у каждой зебры индивидуален и не повторяется. Они питаются исключительно травой. А также их организм нуждается в обильном количестве воды, поэтому они обитают вблизи водоёмов и часто ходят на водопой. У зебр большие мускулистые ноги, которые позволяют быстро бегать и убегать от хищников.
  • Олень - травоядное животное. Олени отличаются своими ветвистыми рогами. Количество ветвей на рогах указывает на возраст оленя. Эти животные питаются всеми дарами природы. Они не прихотливы в питании. Летом питаются мягкой травой, ягодами, осенью - желудями и каштанами, а зимой-корой и веточками деревьев. У оленя крепкие ноги и большая выносливость, которая позволяет быстро убегать от хищника.
  • Лоси - животные, имеющие красивые рога, формой напоминающие соху. Они плохо видят, зато хорошо развиты слух и обоняние, что позволяет услышать приближение хищника. Лоси питаются так же как и олени, травой, корой деревьев, ягодами, желудями и каштанами. Лоси много пьют, поэтому обитают вблизи водоёмов.
  • Зубр - парнокопытное травоядное животное. С виду он имеет угрожающий вид, хотя совсем безобидный. Питаются травой и корой деревьев, веточками кустов. Имея быстрые выносливые ноги, они легко и быстро бегают, преодолевая большие расстояния и высокие препятствия.
  • Косуля - травоядное, красивое, изящное животное, которые питаются косули травой, ягодами, желудями, мхом. Они очень активные и нуждаться в большом количестве воды, поэтому живут у водоёмов.
  • Хомяк - семейства грызунов. Это очень интересное животное. Питается хомяк в основном зерном с полей. Он складывает зерно в защёчные мешки и несёт к себе в норку. У этих грызунов хорошо развиты когтистые лапки, которые позволяют быстро и ловко перемещаться в пространстве, убегая от хищника.
  • Мышь-полёвка также из семейства грызунов. Мышь очень ловкая. Передние лапки очень подвижные, которые позволяют им быстро убежать если грозит опасность. Питаются эти грызуны растительной пищей-зерном, травой, ягодами, орехами.
  • Горилла из семейства травоядных, самая большая на земле обезьяна. Она имеет длинные верхние конечности и нижние с мощными стопами. Массивные челюсти позволяют гориллам есть твёрдую пищу, такую как кора деревьев, веточки и корни кустарников, а также и мягкую сочную траву и фрукты.
  • Кенгуру - самоё необычное травоядное животное, так как имеет на животе мешок, по внешнему виду который напоминает сумку, поэтому их называют сумчатыми. В этом мешке кенгуру носит своего детёныша. Кенгуру имеют две длинные задние лапы и две короткие передние. У них сильно развиты задние лапы, благодаря которым они могут очень высоко и далеко прыгать. У кенгуру хорошо развит слух, что немаловажно для диких мест обитания. Питаются они исключительно растительной пищей.

Всеядность - это способ получения энергии и питательных веществ путем потребления пищи животного и растительного происхождения. Животные с таким рационом считаются «всеядными». Большинство людей, за исключением веганов, которые полностью исключают продукты животного происхождения, также являются всеядными.

Значение термина

Слово «всеядность» происходит от латинских слов omnis «всё» и vora , что означает «пожирать или глотать» - так что всеядность означает «пожирание всего». Это довольно точное определение, поскольку всеядные животные имеют разные источники пищи, включая водоросли, растения, грибы и других животных. Некоторые животные могут быть всеядными на протяжении всей своей жизни, а другие на определенных ее этапах (например, некоторые морские черепахи).

Преимущества и недостатки

Преимуществом всеядности является возможность отыскать себе пищу в самых разных местах и условиях среды обитания. К примеру, если нет возможности питаться определенной пищей, всеядное животное может довольно легко изменить свой рацион. Некоторые всеядные существа также являются падальщиками, то есть они питаются мертвыми животными или растениями, что еще больше увеличивает их возможности питания.

Всеядные животные вынуждены искать себе пищу, а поскольку у них есть такая разнообразная диета, их способы получения пищи не такие специализированные, как у плотоядных или травоядных. Например, хищники имеют острые зубы для разрыва и захвата добычи, а у травоядных есть более плоские зубы, приспособленные для измельчения растительности. Всеядные могут иметь смесь обоих видов зубов (к примеру, наши коренные зубы и резцы).

Недостатки всеядности можно хорошо отследить на примере некоторых видов морских организмов, которые с большой вероятностью способны вторгаться в неродные среды обитания. Это оказывает каскадное воздействие на местные виды, которые могут быть подвергнуты преследованию или перемещаться из-за инвазивных всеядных. Примером является краб азиатский прибрежный, родной для стран северо-западной части Тихого океана. Он был ввезен в Европу и США, при этом питание и среда обитания ему не соответствует, и это животное приносит значительный ущерб существующим .

Примеры всеядных животных

Млекопитающие

  • Свинья: это, вероятно, самый известный представитель всеядных животных, и в настоящее время данный вид является популярным среди людей - его содержат в качестве домашнего питомца или выращивают для получения мяса.
  • Медведь: эти животные одни из наиболее оппортунистических существ, так как они прекрасно приспосабливаются к различным условиям. Если есть много фруктов в той области, где они обитают, то медведи будут питаться ними. Если вместо этого есть река с большим количеством рыбы, медведь будет ее ловить весь день. Панда - представитель семейства медвежьих - также считается всеядным животным, поскольку может разнообразить свою бамбуковую диету грызунами или маленькими птичками.
    Единственным исключением является плотоядный белый медведь, возможно это связано с отсутствием питания растительного происхождения в его естественной арктической среде обитания.
  • Ёж: многие считают, что ёж питается насекомыми и мелкими , но эти маленькие существа любят иногда есть фрукты и овощи.
  • Другие всеядные млекопитающие: еноты, мыши, белки, ленивцы, бурундуки, скунсы, шимпанзе, и, конечно же люди.

Птицы

  • Вороны: как показано во многих фильмах, они всегда рыскают в поисках останков животных, но, кроме мертвых туш, они также, как правило, едят овощи, когда другие источники питания отсутствуют.
  • Куры: они являются полной противоположностью маленького ребенка, так как поглощают все подряд. Что бы вы не дали ей, курица будет проглатывать это без секундного колебания.
  • Страусы: хотя их основной рацион включает овощи и растения, эти животные являются любителями всяких разных насекомых.
  • Сороки: эти птицы также едят почти все, хотя они, как правило, становятся кормом для собак и попугаев.

Морские организмы

  • Многие виды крабов (включая голубых крабов, крабов-призраков и азиатских прибрежных крабов);
  • Мечехвосты;
  • Омары (например, американский омар, настоящий лангуст);
  • Некоторые морские черепахи - оливковые черепахи и австралийская зеленая черепаха - всеядные. Зеленые черепахи являются травоядными, во взрослом возрасте, но детеныши всеядные. Головастые черепахи становятся плотоядными животными во взрослом возрасте, но они всеядные, когда еще молодые.
  • Обыкновенные литорины - эти маленькие улитки питаются в основном водорослями, но могут также есть мелких животных (например, личинок усоногих).
  • Некоторые виды зоопланктона;
  • Акулы, как правило, плотоядные, хотя китовых акул и исполинских акул можно считать всеядными, поскольку они являются фильтраторами и питаются планктоном. Когда они проплывают через толщу воды с открытыми огромными ртами, планктон, который они потребляют, может включать как растительные, так и животные организмы. Мидии и ракушки также могут считаться всеядными, поскольку они фильтруют мелких организмов (которые могут содержать как фитопланктон, так и зоопланктон) из воды.

Всеядные животные и уровни пищевой цепи

В морском (и наземном) мире есть продуценты и консументы.