Первое образовательное учреждение для женщин. Московские высшие женские курсы. Упражнения в науках и супружеская любовь

«История женского образования в России»


3. Характеристика основных женских учебных заведений

3.1 Смольный институт

3.2 Мариинский институт

3.3 Женские гимназии

3.4 Бестужевские курсы

4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.

Заключение

Список использованной литературы


1. Возникновение женского образования в России

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году дочь киевского князя Всеволода Ярославовича Анна (сестра Владимира Мономаха) открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят». В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

В результате, с XI-XIII веках при церквах и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам "отрокам и девицам". Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века. Однако известен интересный случай:

В Тобольске, первая женская духовная школа была основана архиепископом Варлаамом II (Успенским), занимавшим Сибирскую кафедру с 1862 по 1872 годы. Поводом к открытию женского духовного училища послужило прошение студента Тобольской семинарии управляющему Сибирской кафедрой с просьбой, дозволить ему, вступить в брачный союз «с девицею светского звания». На прошение преосвященный наложил резолюцию следующего содержания: «Чтобы впредь не было отпирательств учеников семинарии от вступления в брак с девицами духовного звания, попечительство, в непродолжительном времени, представит свои соображения на открытие училища для девиц духовного звания…». Кроме того, тобольскому архипастырю «нередко почти со слезами горести» приходилось выслушивать «отзывы матерей духовных семейств, что и они сами, а тем более их дети, особенно дочери - жалкие будущие супруги и матери служителей алтаря Господня, не умеют ни читать, ни писать, а потому и не знают не только всех необходимых правил святой религии нашей, но и самых обыкновенных, так необходимых для всякого человека, молитвословий христианских».

Следует отметить, что в результате развития образования, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

Так же к XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» был целиком посвящены вопросам воспитания детей.

А уже в 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы».


2. История женского образования в России

Екатерина II в 1762 году начала свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. Он представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. «Посему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно как избрать средства к тому прямые и основательные. «Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие веки».

Таким образом, начало женского образования в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого был основан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Названный «Воспитательным обществом благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесь же училищем для малолетних девушек недворянского происхождения («мещанским училищем») должен был стать по задумке императрицы Екатерины II центром женского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и хозяек.

Изданный устав «Общества благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в "Общество" в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Так же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах.

В созданных по уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище).

С 1796 года после смерти Екатерины по указу Павла I дела "Воспитательного общества" были переданы в руки его жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы Марии - управлению, ведавшему в России до 1918 года

22 декабря 1797 года Мария Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище. Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия, названное вскоре Мариинским институтом. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыре аналогичных женских училища в Москве и Петербурге.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

19 апреля 1858 года в Санкт-Петербурге открыто первое в России женское среднее учебное заведение. Оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны (то есть подчинялось Ведомству императрицы Марии) и в ее честь получило название Мариинское женское училище. В1862 году Мариинское училище переименовали в женскую гимназию. В дальнейшем по ее образцу создали женские гимназии в других городах (только в Петербурге к 1866 году открыли семь гимназий с семилетним сроком обучения). Таким образом, основание Мариинской гимназии в Петербурге положило начало существованию всей системы женского среднего образования в России. Стоит отметить, что женские гимназии «Ведомства учреждений императрицы Марии» были платными, причем плата за обучение превышала таковую в мужских гимназиях. К 1911 году в России действовало 35 Мариинских женских гимназий, где учились 16 тысяч воспитанниц.

В первой половине 60‑х годов XIX века начинает развиваться сеть учебных заведений. Первоначальное их название - женские училища первого разряда. Параллельно возникают и неполные средние учебные заведения - училища второго разряда (будущие женские прогимназии).

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях.

С 1872 года в России стали открывать частные женские гимназии. В связи с высокой платой за обучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.

По инициативе и на средства общественности, стали создаваться высшие учебные заведения университетского типа для женщин. Первым женским университетом считаются Бестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором А.Н. Бекетовым. К поступающим на курсы предъявлялись высокие требования: принимали лишь тех, кто имел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме того, они должны были сдать экзамен на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскому языку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей.

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.

В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м - словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.

Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.

Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини.

Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков»

Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими

В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.

По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами.

История

Почти все институты были причислены к 1-му разряду женских учебных заведений . Число всех учащихся в институтах - около 7500. Общий расход на институты был свыше 300 000 рублей в год.

Пансионерки

Правила приёма воспитанниц на казённый счёт определялись особо для каждого института, причём в основание их были положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и баллотировка по жребию. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служили, наряду со званием или чином её отца, различные обстоятельства:

  • её сиротство (то есть круглая ли она сирота или имела в живых одного из родителей),
  • обстоятельства смерти её отца (например, убит ли он в сражении),
  • если был жив, то состоял ли на действительной службе,
  • её материальное положение или её родителей.

Некоторые из разрядов предоставляли безусловное право на поступление казённой пансионеркой с преимуществом по старшинству поданных прошений, кандидаткам же прочих разрядов производилась баллотировка по жребию.

Казённокоштными пансионерками принимались девицы в возрасте от 10 до 12 1/2 лет, а своекоштными - в возрасте от 9 до 13 1/2 лет (плата - от 150 до 400 р. в год). Полупансионерками и приходящими принимались девицы в так называемые полуоткрытые институты (Донской, Нижегородский , Керченский и Тамбовский), а в остальные губернские институты - лишь в виде исключения (с 1881 г.).

Программа

Программа преподаваемых предметов в женских институтах была почти сходной с программами женских гимназий; главное отличие институтов составляло усиленное преподавание новых языков.

Классы

Число классов в институте - 7; кроме того, при институте находились приготовительный и так называемый специальный классы.

Администрация

Администрацию института составляли инспектор, начальница, инспектрисы, преподаватели, преподавательницы (в младших классах) и классные дамы.

Список институтов

Всего институтов было 30.

В Санкт-Петербурге

В Москве

В Москве было 4 женских института:

  • Александровский институт,
  • Елисаветинский институт,
  • Николаевский сиротский институт.

В губерниях

16 губернских женских институтов:

На правах институтов

Кроме того, правами института пользовались:

  • училище св. Елены (в Санкт-Петербурге),
  • Кубанское Мариинское женское училище с пансионом в Екатеринодаре ,
  • тобольская Мариинская школа.

Вневедомственные

Характер институтов имели также женские учебные заведения, не состовшие в ведомстве императрицы Марии :

  • институт Е. И. В. принцессы Ольденбургской (в Санкт-Петербурге),
  • Александро-Мариинское училище (в Москве),
  • Усачевско-Чернявское женское училище (в Москве),
  • Мариинское высшее женское училище (в Вильне).

Только в последние два принимались дети всех состояний .

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Женская юношеская сборная России по футболу
  • Чемпионат Белоруссии по футболу среди женщин

Смотреть что такое "Женские институты" в других словарях:

    В России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Ж.и. Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), осн. в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт) … Педагогический терминологический словарь

    В России жен. закрытые ср. уч. заведения. Ведут историю от основанного по проекту И. И. Бецкого (при непосредств. участии императрицы Екатерины II) Об ва воспитания благородных девиц (Смольного ин та; 1764) с отделением для девиц мещанского… …

    Институты благородных девиц, закрытые привилегированные женские учебно воспитательные заведения для дочерей потомственных дворян. Первый — Смольный институт (основан в 1764) с мещанским отделением (см. Александровский институт). В 1797… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Закрытые привилегированные женские учебно воспитательные заведения для дочерей потомственных дворян. Первый Смольный институт (основан в 1764) с мещанским отделением (см. Александровский институт). В 1797 подчинены Ведомству учреждений… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    См. Женские институты, Женское образование … Российская педагогическая энциклопедия

    Женские социальные сети - (женские сети влияния) это межиндивидные связи между женщинами или формирующиеся вокруг одной женщины, направленные на осуществление неформального влияния. Данное явление тесно связано с понятием власть женщин или, в других переводах с… …

    - [лат. instituta vitae consecratae], в Римско католической Церкви сообщества, канонически утвержденные церковной властью и объединяющие верующих, к рые посредством обетов (или др. «священных уз») добровольно принимают посвященную Богу форму жизни … Православная энциклопедия

    Женские гимназии - средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (См. Ведомство учреждений императрицы Марии), гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии (См.… … Большая советская энциклопедия

    Женские и гендерные исследования за рубежом - Первые курсы женских исследований в высшей школе были организованы под влиянием женских движений 1960 1970 х гг., когда женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за гражданские и экономические права.… … Термины гендерных исследований

    Женские врачебные курсы - В 1870 г. профессор Н. Ф. Здекауэр, Н. И. Козлов и А. Я. Красовский, сознавая крайне неудовлетворительную подготовку русских повивальных бабок и акушерок, почти бесполезных при нормальных родах и совершенно беспомощных, по своему незнанию, при… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Пропаганда , Эдвард Бернейс. "Правдивая, реалистичная книга Бернейса подробно рассказывает о самых могущественных и влиятельных организациях в капиталистических демократиях индустриальногостроя" Ноам Хомски Эпохальная,…

Женские учебные заведения, подобно мужским, также распадаются на три категории - низшие, средние и высшие.

Начальное образование д е вочкам дается совм е стно с мальчиками в начальных народных школах и других подобных заведениях; сравнительно р е дко, преимущественно в городах, устраиваются школы для д е вочек особо от мальчиков. По данным упомянутого выше сборника статистических св е д е ний, в 1898 г. в начальных училищах Империи училось 1,023,609 д е вочек, что составит 25% общего числа учащихся в начальных школах. В городах учившиеся в начальных школах д е вочки составляли 36,2% всего числа учащихся.

Средние учебные заведения для женщин возникают у нас в царствование Екатерины II, учредившей в 1764 г., по плану Бецкого, «Воспитательное заведение для благородных д е виц». По образцу этого заведения уже в Х VIII стол е тии было открыто н е сколько учреждений сначала в столицах, a зат е м и в других городах. Эти учебные заведения, большею частью закрытые, получили название «институтов»; развитию их в сильной степени сод ей ствовало теплое участие и покровительство Императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I. Управление ими, посл е смерти ее, было передано в 1828 г. в особое IV отд е ление Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, впосл е дствии переименованное в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии.

До половины XIX стол. институты, доступ в которые был открыт только для д е виц дворянского происхождения, являлись единственными средне-учебными заведениями для женщин. Лишь в конц е 50-х годов в министерств е народного просв е щения поставлен был в очередь вопрос об устройств е женских учебных заведений на других основаниях, a именно открытых и с допущением д е виц вс е х сословий. В 1858 г. издано было особое Положение о женских учебных заведениях в е е щения. К 1870 г. в разных городах устроены были, в значительной степени на средства или при сод е йствии городских общественных управлений, до 150 женских училищ в е домства народного просв е щения, преобразованных в гимназии на основах изданного в этом году нового «Положения о женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просв е щения». По этому положению женские гимназии состоят из 7-ми годичных курсов, при чем для приготовления учениц к педагогической д е ятельности может быть учрежден 8-й дополнительный класс; женские прогимназии состоят из 3 классов. Окончившим полный курс 8-ми классов и награжденным медалями дается звание «домашних наставниц», не получившим медалей, но удостоенным аттестатами - звание «домашних учительниц»; окончившие только 7 классов получают право на звание «первоначальных учительниц, учительниц народных училищ».

Всл е д за созданием первых открытых женских учебных заведений в е домства министерства народного просв е щения, I V отд е ление Собственной Его Императорского Величества Канцелярии нашло необходимым открыть в своем в е домств е подобные же женские гимназии для приходящих учениц вс е х сословий и в е роиспов е даний; в 1862 г. издан был особый устав, регулирующий устройство и программы этих заведений.

Таким образом, в настоящее время женские средние учебные заведения распадаются на три группы:

I. Женские гимназии и прогимназии в е домства министерства народного просв е щения. В 1898 г. их было 346 с 94,078 учащимися.- II. Институты. В 1898 г. их было всего 32, из которых 10 в С.-Петербург е , 4 в Москв е и 18 в провинции.- III. Женские гимназии в е домства учреждений Императрицы Марии. В 1898 г. их было 30 (из них 10 в С.-Петербург е , 5 в Москв е и 15 в провинции); в этих гимназиях и институтах в 1898 г. было 20,246 учащихся.

Высшие женские учебные заведения возникают в России по инициатив е частных лиц. В 1872 г. учреждены были высшие женские курсы в С.-Петербург е проф. K. H. Бестужевым-Рюминым и в Москв е профессором В. И. Герье. В посл е дующие годы открыты были такие же курсы в Киев е и Казани. В программу курсов введены были преимущественно историко-филологические и физико-математические науки. На курсы принимались окончившие средние женские учебные заведения - гимназии и институты. Допускались также и вольнослушательницы. Учебный курс продолжался 3 года на С.-Петербургских и 2 года на Московских курсах. Курсы развивались весьма усп е шно; число слушательниц постоянно возрастало; к преподаванию были привлечены лучшие ученые силы м е стных университетов. В начал е 80-х годов произошла перем е на в отношениях администрации к высшему женскому образованию. В 1886 г. был закрыт прием на С.-Петербургские курсы; Московские курсы в 1888 г. совершенно закрыты. С.-Петербургские курсы в 1889 г. восстановлены с существенными изм е нениями как в научно-учебном, так и в административном отношениях. По временному положению 1889 г. высшие женские курсы в С.-Петербург е считаются частным учебным заведением, причем однако директор курсов, a также инспектриса, руководящая воспитательною частью, назначаются министерством народного просв е щения. Курсы разд е лены на два отд е ления: словесное и физико-математическое; учебные планы обоих отд е лений утверждаются министерством. Хозяйственною частью зав е дует попечительный сов е т. Число слушательниц ограничено было комплектом в 400 чел., но желающих обучаться на них оказалось так много, что министр народного просв е щения разр е шил в 1896 г. увеличить комплект до 600. Впосл е дствии число слушательниц еще увеличилось: к 1-му янв. 1899 г. на курсах было 916 слушательниц и 44 вольнослушателницы (на историко-филологическом отд е лении - 719, на физико-математическом - 241). При курсах учрежден интернат, в который поступают слушательницы, не им е ющие в С.-Петербург е родителей или родственников, с которыми они могли бы жить. Плата за слушание лекций - 100 руб. в год, живущие в интернат е платят 300 руб. в год.- С 1900 года возобновлены и высшие женские курсы в Москв е .

Педагогические курсы существуют с 1859 г. и состоят из словесного и математического отд е лений. Курс трехл е тний; первые 2 года читаются общеобразовательные предметы. Для упражнения слушательниц, готовящихся в домашние наставницы, при курсах им е ется прогимназия.

Женский медицинский институт. В 1872 году, также по инициатив е частных лиц, в С.-Петербург е возникли женские «врачебно-акушерские курсы». Они были устроены при Военно-Медицинской Академии, причем однако занятия женщин-курсисток происходили совершенно отд е льно от студентов Академии. Ц е лью курсов было поставлено приготовление ученых акушерок. Преподавание производилось профессорами Академии. Курсами зав е довала конференция, Академии под предс е дательством ее начальника; непосредственное же начальство слушательниц составляли почетная инспектриса и ее помощницы. Слушательницами принимались окончившие курс средних учебных заведений с пов е рочным испытанием при прием е . Занятия были рассчитаны на четырехгодичный курс. По окончании его производился выпускной экзамен прим е нительно к экзамену на звание врача. В 1876-1877 г. курсы были отд е лены от Военно-Медицинской Академии и переведены в Николаевский военный госпиталь, образовав самостоятельное учреждение, при чем с т е х пор они получили название «Женских врачебных курсов». Зав е дывание ими, независимо от надзора инспектрисы и ее помощниц, возложено на главного врача госпиталя. Срок обучения вм е сто 4 л е т был установлен пятил е тний. В 1876 г. оканчивающим курс предоставлено право практики по женским и д е тским бол е зням.

Развитие курсов шло весьма усп е шно, что между прочим доказал опыт практического прим е нения знаний курсисток на войн е 1877 г., когда они исполняли ординаторские обязанности и своею энергиею, знаниями и самоотверженностью заслужили общее одобрение профессоров, д е йствовавших на театр е войны. По ходатайству Медицинского Сов е та, в виду заслуг женщин-врачей, им был дарован нагрудный знак «Ж. В.» (женщина-врач), дававший право самостоятельной врачебной практики, a в 1879 г. министру внутренних д е л предоставлено разр е шать выдержавшим испытание слушательницам право врачебной службы в городских, земских и других общественных учреждениях. За время с 1872 по 1882 г. на курсы поступило всего 1.390 лиц; общее число слушательниц на вс е х 5 курсах составляло не мен е е 450.

Под влиянием реакции в отношении к женскому образованию в судьб е врачебных женских курсов наступил кризис: в 1882 г. прием на курсы был приостановлен, и они были постепенно закрыты. С т е х пор в течение 15 л е т женское врачебное образование заглохло, но сознание важности его не изгладилось, и в печати и общественных учреждениях не переставали раздаваться голоса, доказывавшие необходимость восстановления женских врачебных курсов. Лишь в 1892 г. выработан был проект положения о новом учреждении для высшего медицинского образования женщин- «Женского Медицинского Института». Рассмотр е ние этого проекта в Государственном Сов е т е было однако отложено впредь до того времени, когда из частных пожертвований образуется сумма, до-статочная для покрытия расходов по содержанию института. Упомянутый проект был наконец рассмотр е н в 1895 г., и вопрос об открытии Женского Медицинского Института р е шен окончательно. Открытие его состоялось в сентябр е 1897 году. По уставу институт им е ет ц е лью доставить лицам женского пола медицинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и д е тских бол е зней и к акушерской д е ятельности. Средства института составляются главным образом из частных пожертвований, пособий от городов и земств и платы за учение. Непосредственное управление им и состоящим при нем интернатом вв е ряется директору, назначаемому министерством народного просв е щения; директору в работах по управлению помогают сов е т преподавателей, правление из профессоров и инспекторов и попечительный комитет, назначаемый министром из лиц, могущих сод е йствовать удовлетворению хозяйственных нужд института и увеличению средств его. Курс учения - 5-л е тний; зачет полугодий, полукурсовые и окончательные испытания производятся прим е нительно к правилам, установленным для медицинских факультетов. Окончившим курс дается диплом на звание «женщины-врача» с правом повсем е стной свободной практики. В 1898 г. издан закон, предоставляющий женщинам-врачам права и преимущества государственной службы в отношении пенсий. Этим актом ув е нчивается признание важности женского медицинского образования.

В которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян , генералов , штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт - также дочери купцов , почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше к так называемым неподатным состояниям .

История

Почти все институты были причислены к 1-му разряду женских учебных заведений . Число всех учащихся в институтах - около 7500. Общий расход на институты был свыше 300 000 рублей в год.

Пансионерки

Правила приёма воспитанниц на казённый счёт определялись особо для каждого института, причём в основание их были положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и баллотировка по жребию. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служили, наряду со званием или чином её отца, различные обстоятельства:

  • её сиротство (то есть круглая ли она сирота или имела в живых одного из родителей),
  • обстоятельства смерти её отца (например, убит ли он в сражении),
  • если был жив, то состоял ли на действительной службе,
  • её материальное положение или её родителей.

Некоторые из разрядов предоставляли безусловное право на поступление казённой пансионеркой с преимуществом по старшинству поданных прошений, кандидаткам же прочих разрядов производилась баллотировка по жребию.

Администрация

Администрацию института составляли инспектор, начальница, инспектрисы, преподаватели, преподавательницы (в младших классах) и классные дамы.

Список институтов

Всего институтов было 30.

В Санкт-Петербурге

В Москве

В Москве было 4 женских института:

  • Александровский институт,
  • Николаевский сиротский институт.

В губерниях

16 губернских женских институтов:

На правах институтов

Кроме того, правами института пользовались:

  • училище св. Елены (в Санкт-Петербурге),
  • Кубанское Мариинское женское училище с пансионом в Екатеринодаре ,
  • тобольская Мариинская школа;
  • (открыт в 1917, ликвидирован коммунистами в 1922 г., г. Дзержинск).

Вневедомственные

Характер институтов имели также женские учебные заведения, не состоявшие в ведомстве императрицы Марии :

  • институт Е. И. В. принцессы Ольденбургской (в Санкт-Петербурге),
  • Александро-Мариинское училище (в Москве),
  • Усачевско-Чернявское женское училище (в Москве),
  • Мариинское высшее женское училище (в Вильне).

Только в последние два принимались дети всех состояний .

В литературе

  • Бо́льшая часть произведений Лидии Чарской (1875-1937) посвящена школьной жизни воспитанниц закрытых школ-пансионов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Женские институты"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Примечания

Отрывок, характеризующий Женские институты

«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».
Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.
Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.
– Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! – Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что то какие то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал:
– Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. – Как будто более всего его интересовало веселье самой игры.
«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб – одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:
– Ну, еще одну карточку.
– Хорошо, – отвечал Долохов, окончив итог, – хорошо! 21 рубль идет, – сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.
– Это мне всё равно, – сказал он, – мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.
Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.
– За вами 43 тысячи, граф, – сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола. – А устаешь однако так долго сидеть, – сказал он.
– Да, и я тоже устал, – сказал Ростов.
Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?
Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.
– Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, – сказал он.
– Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.
«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.
– Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.
– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.