Перед лицом смерти. Как православные готовятся к смерти

Справиться со смертью никогда не бывает легко, и неважно, сколько вы готовились, это всегда очень эмоциональный и печальный период. Чтобы помочь вам подготовиться к утрате, вот несколько советов.

Шаги

Часть 1

Поговорите с другими людьми

    Убедитесь, что все в семье знают, что этот близкий человек скоро умрет. Это позволит всем членам семьи и близким друзьям попрощаться с ним.

    Позвольте детям посетить близкого человека. Объясните им, что скоро должно произойти. Говорите с детьми ясно и уважайте их достоинство. Существует тенденция скрывать реальность ситуации, хотя дети способны понять и принять больше, чем думают взрослые. На самом же деле именно у ребенка часто бывают мысли, которые успокаивают или утешают взрослого. Вот о чем стоит помнить:

    • Не говорите ребенку, что близкий человек ушел/всего лишь спит. Эта ложь во благо может вызвать у ребенка/детей страх перед сном, или же они могут подумать, что человек пошел на прогулку/уехал в отпуск, хотя это не так. Если вы будете скрывать реальность, это может вызвать у ребенка возмущение и недоверие к вам.
    • Будь честны с ребенком/детьми, но используйте подходящие для их возраста ответы. Например, ваш ребенок очень мал и спрашивает "Как умер дедушка?". Вы можете сказать, что у дедушки была бяка в голове, ему было очень плохо, его состояние не улучшалось, его тело перестало работать, он умер и отдыхает в очень особенном месте. Когда ваш ребенок подрастет, вы можете сказать, что бяка в его голове – это опухоль мозга, как называется место, где он отдыхает (вы можете сказать вашему ребенку/детям, где находится могила), и что дедушка очень вас любил.
    • Для ребенка это нормально, – они от природы любопытны. Отвечайте фактами, а не эмоциями (хуже всего – обвинять ребенка в том, что он ведет себя гадко). Если ребенок спрашивает, что происходит, когда человек умирает, будьте честны и скажите, что захороненное тело проходит через стадию разложения, тело гниет, а затем становится просто скелетом. Если он спросит, что такое кремация, скажите, что тело сжигают особым образом при очень высокой температуре так, что оно становится пеплом.
  1. Осведомите дальних родственников о здоровье вашего близкого. Общайтесь посредством e-mail, телефона или социальных сетей.

    Часть 2

    Совместное времяпровождение
    1. Присядьте и говорите с вашим близким как можно больше. Если вы о чем-то сожалеете, или вам нужно рассказать ему/ей о том, что вы хранили в секрете годами, используйте это, чтобы поговорить с ними. Тем не менее, помните, что если это что-то серьезное (вы изменяли ему 15 лет), то, может быть, лучше воздержаться. Вы не хотите подвергать его/ее еще большему стрессу.

      Поговорите с вашим близким о смерти. Спросите, напуган ли он/она. Вам может быть спокойнее, когда его не станет, если вы будете знать, что он не боялся уйти. А если ваш любимый человек напуган, помогите ему или ей справиться их страхами.

      Скажите вашему любимому человеку, что вы будете скучать по нему, и часто говорите "Я тебя люблю". Нет ничего важнее этих трех слов.

      Скажите вашему любимому человеку, если вы напуганы, сбиты с толку или расстроены. Он может сказать вам то, что расслабит вас, и поможет с этим процессом.

      Примите напутствие от вашего близкого человека. Некоторые захотят поговорить о смерти, планах похорон и т.д., а другие – нет. Не думайте, что вы знаете, что он хочет, или что ему нужно. Сейчас не время играть в догадки!

      • Если ваш любимый человек притворяется, что он не умирает, и все будет в порядке, поймите, что это защитный механизм, и он заменяет надежду. Хотя важно быть чувствительным к подходу близкого вам человека к смерти, не позволяйте этой фантазии вызывать напряжение и проблемы у вас и других членов семьи. Это может быть именно тот случай, когда важно не ходить вокруг да около, а показать самым добрым и заботливым образом, что у вашего близкого человека смертельная болезнь, и что это влияет и на других людей. Ничего не будет хорошо, и вы потратите много времени впустую, если будете притворяться, хотя вы должны потратить его на воспоминания, исполнение желаний любимого человека и качественное совместное времяпровождение.
    2. Соберите членов вашей семьи в комнате и поговорите о былых временах. У каждого останется воспоминание о том, как ваш любимый человек улыбался и был счастлив или слышал, вспоминая все эти моменты. Это будет также и приятным воспоминанием: он или она была окружена семьей, которая очень любила этого человека, а что может быть лучше, чем быть рядом с семьей, когда их поддержка нужна вам больше всего?

      Убедитесь, что вы сказали все, что хотели сказать. Когда этого человека не станет, то вы не сможете вернуть ничего назад.

      Часть 3

      Практические аспекты ситуации

      Часть 4

      Подготовка
      1. Будьте готовы ко множеству эмоций, которые захлестнут вас. Некоторые эмоции могут возникнуть раз, другие же могут возвращаться снова и снова. К типичным мыслям и эмоциям относятся: гнев, страх, тревога, чувство несправедливости, возмущение, истощение, надежда, радость от моментов, проведенных вместе, принятие желаемого за действительное, облегчение, грусть, отчаяние и многие другие. Нет правильных или неправильных чувств или мыслей, и вы можете обнаружить, что некоторые эмоции мешают вашей способности ясно мыслить.

        Позволить себе испытывать скорбь. Плач – это нормально, и лучше выпустить все наружу, чем подавлять эмоции. Когда на глазах навернутся слезы – не сдерживайте их.

        • Плачьте с вашим ребенком/детьми и говорите о мертвом человеке. Это покажет вашему ребенку/детям, что вы никогда не забываете о этом человеке и что нормально плакать, показывать злость и выражать чувства и скорбь. Помните, что люди скорбят по-разному.
        • Если вы чувствуете, что другие люди настаивают на том, чтобы вы заполнили ваших близких людей с помощью ритуалов, подходов и конкретных поступков, которые не совпадают с тем, как вы хотите запомнить вашего любимого человека, поблагодарите их за предложения, но напомните им, что у каждого есть свой способ запомнить других, и что вы будете пользоваться своим способом.
        • Вам может быть легче, если вы уберете все подальше с глаз сразу же после смерти вашего любимого человека. Пара шлепанцев, галстук, даже его/ее любимую ручку… Верните их на место, когда вы почувствуете, что вы можете справиться с этим, воспоминание о них всегда будет рядом.
      2. Проводите время вне дома сейчас и потом. Вам понадобится ваша энергия и фокус, чтобы остаться на плаву. Иногда это значит, что нужно убежать от того, что кажется слишком реальным, и того, что происходит. Делайте небольшие перерывы, чтобы отдохнуть от эмоциональной глубины, которая приходит с процессом умирания.

        • Озвучьте ваши тревоги, грусть и чувства питомцу или близкому другу.
        • Сходите в парк или на ужин или просто погуляйте с парой друзей и родственников и расслабьтесь на какое-то время.
      3. Начните посещать терапевта в процессе ухода. Посещение консультаций до того, как ваш любимый человек умрет, поможет подготовить вас. Это также важный мост между присутствием этого человека и его отсутствием в вашей жизни. Продолжайте посещать терапевта после того, как человек умрет. Если вы будете говорить свободно и открыто, то это поможет вам открыть ваши чувства; он не будет осуждать вас, так как его работа – помочь вам.

      • Уважайте желания младших так же, как и всех остальных. Это выбор ребенка/детей, посещать ли похороны/могилу или нет. Не обижайтесь, не отговаривайте и не заставляйте их делать это, если они отказываются и/или им некомфортно это делать. У всех есть право выбора. Ваша реакция имеет значение и может оставить у ребенка глубокие позитивные или негативные воспоминания.
      • Уважайте скорбь, которую испытывают остальные. Другие люди, которые были также близки, проходят через то же, что и вы. Найдите время, чтобы провести его с друзьями и семьей, и выслушайте их истории. Выслушайте остальных, когда они озвучивают вам свои проблемы. У вас есть право излить душу; особенно во время такого эмоционального кризиса, как процесс смерти.
      • Вы можете создать книгу воспоминаний о вашем любимом человеке. Это может быть особенно полезно для маленьких детей, которые не будут помнить об этом человеке, когда подрастут. В этой книге храните такие вещи, как фотографии, записи из дневника, сувениры, фразы, которые этот человек всегда повторял, особые рецепты и т.д. Такой документ навсегда сохранит память о них, даже когда сменится несколько поколений.
      • Знайте, что в этом нет вашей вины.
      • Присядьте с вашим любимым человеком и сделайте альбом воспоминаний, по которому вы его запомните. Используйте его любимый цвет, стихотворение, полученное от супруга и т.д., все мелочи, которыми вы наслаждались с вашим любимым человеком.
      • Если вы планируете высадить сад или дерево в вашем дворе как память о любимом человеке, скажите об этом до того, как он или она умрет.

      Предупреждения

      • Не пытайтесь превратить смерть в пустяк; не пытайтесь развеселить людей, подшучивая над ними. Тем не менее, помните, что вы будете часто слышать черный юмор, который используется как защитный механизм, так что не стесняйтесь и не ругайте других, если это будет происходить время от времени. Смотрите на это так, как есть – это способ справиться с горем, чтобы потом вернуться к вежливому отношению.
      • Не говорите слишком много. Попробуйте прислушиваться к нуждам окружающих. Иногда умирающий человек не захочет говорить или даже слушать разговоры других, так что поддержите их молчанием. Это может быть очень одухотворенным времяпровождением.
      • Не критикуйте плач, скорбь по любимым или по тем, кто болен; это неуважительно. Потеря любимого – это священный момент. Проявите уважение. И даже если вы чувствуете нетерпение или облегчение, не выплескивайте это на окружающих во время смерти; такие эмоции вызывают неловкость и выражают неуважение.

О смерти, казалось бы, и думать-то не хочется, а тут – готовиться. Если сравнить с выпускным экзаменом, то вся жизнь это – долгий учебный процесс, стремящийся к ней и никуда более. Кто хорошо учился весь год, тот экзаменов не боится. Напротив, лодыри и прогульщики пытаются учиться в последние три дня, да и то лишь в процессе изготовления шпаргалок.

Со смертью этот номер не проходит. Вернее проходит, но в виде крайнего исключения. Есть примеры глубокого и спасительного предсмертного покаяния, самый яркий из которых – , висевший на кресте справа от Господа Иисуса. Надеяться на повторение подобного чуда в своей жизни – дерзость. Такие чудеса не планируются. Каяться нужно сегодня. Сегодня нужно и о смерти думать.

Верующий человек думает о смерти не как об исчезновении, а как о радикальном изменении способа бытия. Если ассоциируется с исчезновением, то придется согласиться с мыслями некоторых греков, говоривших, что пока мы есть, смерти нет, а когда смерть есть, нас уже нет. Это – довольно изящное словесное коленце, откинутое на манер софистов. Но оно не греет и в глубине своей содержит ложь. Мы близко знакомы со смертью на всем протяжении временной жизни.

Наш праотец услышал от Бога, что «смертью умрет», если съест от запрещенного дерева. Он съел и тотчас умер. Физически он умер, спустя девятьсот шестьдесят лет, но вкус смерти ощутил тут же. У него открылись очи, и он узнал свою наготу, а вместе с нею и стыд. Он потерял благодать, испугался Бога, ощутил жуткую пустоту внутри. Он пережил еще множество болезненных состояний, которые перешли в потомство и там многократно умножились. Вся история человечества с тех пор это – совокупный опыт умирания, опыт сопротивления смерти, опыт проигрыша в борьбе с ней. В этой борьбе человека согревало ожидание того, что Бог со временем вмешается в историю и победит смерть, и грех. И даже когда надежда на это выветрилась из большинства душ, когда первоевангелие было забыто, людей все равно продолжало согревать ощущение личного бессмертия.

Везде, где есть человек, есть . И везде, где есть погребальный обряд, центральной мыслью в нем является мысль о продолжении жизни за гробом. Иногда есть и вторая мысль, более важная, а именно – мысль о будущем воскресении. Она могла выражаться очень просто. Например, через укладывание усопшего в позу младенца, в то свернутое состояние, в котором мы проводим внутриутробный период и в котором некоторые любят спать. Это положение тела, сообщенное покойнику, проводит параллель между материнским лоном, из которого родился человек, и землей, этой общей для всех утробой, из которой предстоит воскреснуть.

Кроме этой предельной простоты, вера в загробную жизнь может обрастать массойобрядов, положим, египетских, с мумификацией, сложно разработанными ритуалами, жертвами и проч. Мы не найдем ни одного народа, который не знал бы погребального ритуала и не верил в продолжение жизни за гробом. Этому вопросу посвящено огромное количество литературы, но нам сейчас важно уяснить лишь одну мысль. А именно: в общечеловеческом опыте смерть есть не что иное, как изменение способа существования, а не его прекращение вообще .

Как принять смерть

На очень похоже рождение. Более радикальная перемена способа существования, чем у человека, видна лишь на примере превращения гусеницы в бабочку. Вызывающе неэстетичная, медленно ползающая, никого, кроме голодных птиц не интересующая, гусеница совершенно чудесным образом превращается в порхающее, легкое, раскрашенное всеми райскими красками существо. А что же человек?

Человек в утробе расположен вниз головой. Он не дышит легкими. Не питается через рот. Все необходимое из организма матери человек получает через пуповину. Кроме того, человек полностью погружен в воду. Он ни в чем не похож на «того» себя, каким ему предстоит стать через некоторое время: устремленным вверх, видящим солнце, самостоятельно двигающимся. Лишь нежелание всматриваться в это «обыкновенное чудо» делает его привычным в наших глазах. Но коль скоро задумаешься, тут же и согласишься с тем, что между понятиями «родиться» и «умереть» гораздо больше общего, чем нам кажется.

День смерти христиане древности считали днем . Это был переход от худшей жизни к лучшей, и для того, чтобы так думать и чувствовать, нужно иметь очень живой опыт святости. Главный враг бесстрашной смерти – грех. Грех отлучает человека от Бога и покоряет «имеющему державу смерти, то есть диав олу» (Евр. 2:14). Если же приход в веру ознаменовывается радостным внутренним переживанием прощения грехов и вступлением в празднование Вечной Пасхи, то исчезает и смертный страх, вытесняемый надеждой на Бога, любовью к Нему и мужеством.

Коснувшись рождения, нельзя обойти вниманием . Оно есть истинное рождение в вечную жизнь, единственное Таинство, упомянутое в Символе веры. Вошедшее в привычку поспешное, невнимательное, лишенное должного трепета совершение этого Таинства, сильно обеднило нашу духовную жизнь. Эпоха великомучеников, первые три с небольшим столетия христианской истории были временами, когда христиане долго готовились к принятию Крещения и крестились взрослыми. Они посещали Литургию, слушали Писание и уходили на словах «Оглашенные, изыдите». Епископы и пресвитеры вели с ними беседы. Они учились молиться. Напряженное и неспешное приготовление к Таинству рождало после совершения самого Таинства глубокий внутренний опыт. Это был именно живой опыт рождения заново, опыт приобщения к Воскресшему Христу, опыт вхождения в жизнь будущего века. Этим отчасти объясняется мужественная борьба с грехом и удивительное долготерпение в страданиях, которыми славилась Церковь тех далеких веков.

Но что делать нам, тем, кто крещен в детстве, нуждается в покаянных слезах и кроме них лишен всякой иной влаги, очищающей душу? Нам нужно перерождаться через покаяние. Слезы упомянуты не случайно. Начало земной жизни младенца, по отделении его от материнского организма, ознаменовано плачевным криком. Точно так же кричит и плачет душа, перерождаясь, так же с криком и слезами, утомленная суетой, она срывает с себя прилипшие греховные покровы. Мы так хотим провести жизнь в смехе, так влюблены в веселье, любое, по всякому поводу, что громом должны звучать для нас слова из молитвы Златоуста: «Дай мне, Господи, слезы, память смертную и умиление». Будем просить на молитве у Бога слез и памяти смертной и мы, чтобы в неизвестный и трепетный день обрести для себя Бога милостивым.

Ворота и путь, ведущие в вечную жизнь, узки. В них нельзя свободно войти, но можно только протиснуться. Это тоже образ, очень похожий на рождение. Ребенок, рождаясь, что иное делает, как не протискивается, не усиливается с болью и мукой пополам, выйти наружу и обрести свободу?

Покаяние это и есть умирание, умирание для греха и оживание для Бога. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 6:11) это однажды в жизни совершается через Крещение, и затем всю жизнь продолжается через исполнение заповедей и борьбу со страстями.

Много размышлял над первичным, глубинным смыслом слов. Так слово «искусство» связано с понятием «искушения» или «испытания». Кто много раз «испытан» в каком-либо деле, тот уже «искушен», у того практический навык может быть назван словом «искусство». Искусство есть мастерское умение, и оно требует опыта, частого повторения. Умираем же мы лишь один раз; мы лишены опыта частых умираний, а значит обречены на «неумелую» смерть. Наша смерть обязана быть неуклюжей так же, как комом обязан выйти первый блин. Во всех этих размышлениях есть истинная прозорливость. Как-то сама собой напрашивается следующая мысль: нужно научиться умирать, нужно изобрести способ правильно приготовиться к важнейшему событию в своем земном странствии.

Писал в своем знаменитом дневнике, что истинная христианская жизнь это – опыт умирания для греха и приготовления к вечности. Интересно, что Платон приблизительно в тех же терминах высказывался о целях истинной философии. «Она учит умирать», – говорил Платон, имея в виду тот разрыв с мирскими связями и умирание для суеты, которые свойственны истинной философии.

То, что предчувствовали мудрецы древности, в жизнь и в конкретное дело превратили христианские святые. Именно умирать уходили монахи, когда оставляли города и поселялись в лесных дебрях или сухих пустынях. Их жизнь, лишенная всякого понятного и мирского удовольствия, и представляется ничем иным, как смертью для мирского человека. Обычный человек согласится скорее умереть той самой одной и настоящей смертью, чем жить по-монашески и мучиться. А ведь эта странная жизнь, монашество то есть, и есть добровольная смерть прежде наступления той, неизвестной и неизбежной.

Ко многим событиям повседневной жизни отцы советовали относиться так, как если бы человек уже умер. Например, как мертвый нужно учиться реагировать на похвалу и ругань.

И грехи свои нужно учиться оплакивать так, словно в доме у тебя – покойник.

Ко всяким слухам и сплетням, ко всей информационной мишуре тоже было бы неплохо относиться с вниманием погребенного мертвеца.

Высоко все это. Столь высоко, что кажется недосягаемым. Знаю. Согласен. Но само чтение повестей и изречений из жизни великих отцов пустыни каким-то тайным образом лечит душу и прививает ей небесные мысли. Не уходя в монастырь, не переставая жить в многоэтажке и посещать супермаркет, мы все же имеем одинаковую со всеми христианами древности задачу: исполнить заповеди. Исполнение заповедей должно умертвить грех и оживить дух. «Если Христос в вас, то плоть мертва для греха, а дух жив для Господа », – говорит святой Павел. И еще говорит: «Да не царствует грех в мертвенной плоти вашей » Подобных слов, построенных на антитезе смерти и жизни, смерти для греха и жизни для Господа у Павла много.

О смерти можно думать с улыбкой, пока холодное дыхание ее нешевельнуло волосы на твоих висках. Говорят, Джон Леннон в молодости спал в гробу. Конечно, не потому, что подражал , а потому, что глупый был. В эти годы он с прочими «битлами» говорил, что они по популярности превзойдут Господа Иисуса Христа (!?) Зато в последние годы жизни он панически боялся смерти, избегал разговоров о ней и спал при включенном электричестве. Это – поучительная и горькая правда. И тот старик из басни, что устал тащить дрова, который вспомнил, что вся его жизнь прошла в голоде и труде, взмолился, чтоб смерть пришла. Но как только она пришла на его зов, он не растерялся и сказал: «Помоги мне донести дрова до дома» Мы не хотим раньше времени шутить над смертью. Мы не должны смеяться над ней, покуда в нас живы грехи и страсти. Но мы должны думать о ее неоткупном и неизбежном появлении и молиться о даровании «христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной». Это прошение произносится и на вечерне, и на утрене, и на Литургии.

Христос плакал над гробом . Это были слезы содрогания безгрешного Человека, при виде той беды и того позора, в какие смерть ввергла детей Адама. Опыт Лазаря остался для нас невысказанным, поскольку соответствующих слов просто-напросто нет в словаре человеческом, чтобы описать, как Лазарево пребывание в аду, так и Павлово пребывание в раю. (См.2 Кор. 12:4) Но сами слезы Богочеловека должны быть поучительнее любых слов.

Плакать над гробом не стыдно. Плакать и растворять скорбь молитвой и раздачей милостыни. Кто-то из отцов пустыни сказал, что если мы услышим о приближении смерти к одному из братьев, мы должны поспешить к нему. Во-первых, чтобы молитвой укрепить уходящего человека в минуты или часы последней борьбы. А во-вторых, чтобы ощутить сердцем эту великую тайну – разлучение души с телом. Сердце почувствует больше, нежели увидят глаза и услышат уши. Человек взбодрится, ощутит страх Божий, отряхнет от себя уныние и маловерие. Потому, что «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его » (Еккл. 12:7)

Те времена, когда смерть была далека и не представляла собой ежедневного зрелища, были временами неслыханного разврата. Это было перед Потопом, когда было «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время » (Быт. 6:5) Наши же времена, времена безмерно умножившейся немощи человеческой, то и дело сжимают сердце мелодиями и стихами заупокойного богослужения. Его стоило бы выучить наизусть, причем, всякому. Это – учение Церкви, выраженное средствами высокой поэзии. Самогласные стихиры Иоанна Дамаскина, тропари на «благословен еси, Господи», да, в общем, вся заупокойная служба это – научающее вере и врачующее душу «надгробное рыдание». Этими молитвами можно, буквально, жить. «Классическая» православная бабушка, кроме «Отче», «Богородицы» и «Верую», знающая панихиду наизусть, это – обладатель самых важных религиозных знаний.

Важная деталь: в заупокойных богослужениях есть частые обращения к мученикам. Кровь страдальцев за Имя Христово это – царская багряница Церкви. Христос пролил кровь за род человеческий. Мученики пролили кровь за Христа. В этом взаимном пролитии крови Господь и мученики вошли в таинственное и неразлучное единение. Нередко люди, решившиеся на любые страдания за Христа, видели Его. Он являлся им, укрепляя и ободряя. Поэтому слово «мученик» по-гречески звучит, как «мартирос» и означает не только страдальца, но и свидетеля. Мученик не просто верит. Он уже видит. Его внутреннему взору приоткрыта реальность иной, будущей жизни, и мученик возвещает нам о вечности и духовной реальности больше любого богослова. Значит почитание Христовых страдальцев способно ободрить нашу испуганную и уставшую душу. Прежде чем мы приступим к « к горе Сиону, и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:22-23), нам предстоит часто призывать в молитве имена этих праведников, достигших совершенства.

Но самое главное, конечно, это и . Радость Пасхальной ночи это именно радость победы над «последним врагом», как написано: «Последний же враг истребится – смерть » (1 Кор. 15:26) Текст пасхального канона буквально переполнен выражениями радости о победе над смертью.– «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и, играющее поем Виновного»

– «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зрящее, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хвалящее вечную»

– «Вчера сраспинахся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе. Сраспинахся Тебе вчера, Сам мя прослави, Спасе, во Царствии Твоем».

Смысл последнего тропаря важен особенно. Он говорит о том, что для того, чтобы наше естество ощутило победу Христа над смертью, необходимо, чтобы мы приняли участие и в Христовых страданиях. Терпеливое, длительное и честное перед Лицом Бога самоумерщвление в течение поста, на Пасху увенчается обновлением и радостным очищением. Благодатный опыт переживания Пасхи Христовой, вот, что более всего нужно нам, стремящимся в жизни будущего века.

Многие строчки псалмов, известные по букве, открывают в эти свой тайный смысл. «Обновится, яко орляя, юность твоя», «Возрадуется язык мой правде Твоей», «Все кости мои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?», «Возрадуются кости смиренные» и проч. Воистину, язык радуется, говоря «Христос воскресе!». И каждая косточка знает, что раз Христос воскрес, то будет день, когда зазвучит слово: «кости сухие! Слушайте слово Господне! … Вот, Я введу дух в вас и оживете » (Иез. 37:4)

Слово огласительное Иоанна Златоуста тоже упоминает об изменившемся отношении к смерти. Святитель призывает не рыдать об убожестве, ибо «вилось общее Царство» не унывать о грехах, ибо «прощения воссияло из гроба»; и не бояться смерти, «освободила бо нас Спасова смерть»

Итак, в Пасхе мы имеем врачество от всех недугов. И если, как пишет митрополит Иерофей (Влахос) мы продолжаем рыдать, унывать и страшиться, то это значит, что свет Христова Воскресения еще не осветил всех уголков нашей души.

При этом одной Пасхи в год не хватит, чтобы жить ее светом до следующего года. Лампаду веры задует ветер или в ней закончится масло. Чтобы Пасха стала смыслообразующим центром христианской жизни, Церковь празднует ее еженедельно, пятьдесят два раза в году. Каждое воскресенье – малая Пасха. Об этом говорит чтение соответствующих текстов Евангелия на утрене, воскресная песнь после Евангелия и все богатство Октоиха. Собираться на воскресную службу нам следует именно как на праздник победы над смертью, с любовью и благодарностью к Победителю-Иисусу, невидимо дориносимому ангельскими чинами на Таинстве Евхаристии.

Смерть очевидно разрушает все и побеждает всех. Среди побежденных ею числятся сила, мудрость, красота, таланты, успехи, знания. Говоря по совести, жить можно, или не думая о смерти, или имея от нее лекарство. Такое лекарство есть. Святой мученик Игнатий, прозванный Богоносцем, шел под конвоем в Рим, чтобы там принять смерть за Христа от зубов диких зверей на цирковой арене. По дороге он встречался с представителями Церквей, писал письма общинам. В одном из таких писем он говорит о , о Евхаристии, и называет ее «врачевством бессмертия». Истинное Тело и Кровь воскресшего из мертвых Иисуса Христа, принимаемые нами на Литургии, есть лекарство, соединяющее нашу смертную природу с Бессмертным Господом. Причащаться нужно часто. Но особенно важно принять бессмертную пищу перед смертью. Илья-пророк, после победы над жрецами Ваала, был столь утомлен душой, что просил себе смерти. (3 Царств 19:4-9) Когда он уснул под кустом можжевельника, Ангел коснулся его и приказал есть и пить. Пророк съел предложенную лепешку и выпил воду. Явление Ангела повторилось, и опять пророк ел и пил. А затем он получил повеление идти на встречу с Господом к горе Хорив и шел, не останавливаясь, сорок (!) дней и ночей.

Нам тоже предстоит дальнее путешествие к престолу Божию. Нам тоже нужно будет напитаться особенной пищей ради этого путешествия – Телом и Кровью Господа.

Она – не стена, смерть. Она – двери. Вернее, двери это – Христос, сказавший: «кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет » (Ин. 10:9) Христос умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Теперь, благодаря Его искупительной смерти, в Нем и через Него мы, воротами смерти, войдем в иную жизнь. Войдем, выйдем там на широту и свободу и, как овцы Христовы, найдем тучное пастбище.

Вот только всерьез думать об этом надо в течение всей жизни, а не в самом конце, как двоечник перед экзаменом.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СМЕРТИ = Мы все умрём. Мы можем умереть через месяц, а можем прожить ещё пятьдесят лет; но каждый из нас умрёт (Евр. 9:27). [За одним исключением: те, кто будет жить при возвращении Христа, не умрут, но изменятся (1 Кор. 15:51)]. Коэффициент смертности у рода человеческого - 100 процентов! Поэтому мысли о смерти любимого человека должны побудить нас подумать о подготовке к собственной смерти. Учитывая неизбежность конца земной жизни, это не только облегчит нам задачу помощи умирающим, но и поможет самим быть готовыми. Так как смерть неизбежна, то что можно сделать, чтобы подготовиться к её приходу, и как побудить других подготовиться к ней? МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ С практической точки зрения, принимая во внимание тот факт, что все рано или поздно умрут, ответственные взрослые, возможно, захотят позаботиться о некоторых вещах. (1) Человек может написать «последнюю волю и завещание», где распорядится относительно того, кто получит его имущество после его смерти. (2) Кто-то может также подготовить «завещание о жизни» - завещание, указывающее, какое медицинское обслуживание его составитель хотел бы или не хотел бы получать в случае серьезной болезни или недееспособности. (3) Родителям, имеющим на своём иждивении несовершеннолетних детей, следует указать в своём завещании, кто и как должен позаботиться об их детях в случае смерти их обоих. (4) Хорошо, если человек - вместе со своим супругом - заранее позаботится о погребении. (5) Человек может также высказать свои предпочтения относительно похорон или поминальной службы. Так как умирающие часто думают о материальной или финансовой подготовке к смерти, то начать подобное планирование следует как можно раньше в жизни. Каждый кормилец семьи должен оставить распоряжение относительно того, как будет жить его семья в случае потери им дееспособности или в случае смерти. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ Помимо финансовых приготовлений, связанных со смертью, неизлечимо больной человек должен подготовиться к концу жизни психологически и эмоционально. Люди инстинктивно борются за жизнь. Воля к жизни настолько сильна, что многие, от которых отказались врачи, отказываются умирать! Тем не менее, когда всё-таки наступает конец, каждому из нас приходится смиряться с тем фактом, что мы тоже пойдём путём всякой плоти. Возможно, нам будет легче, если мы будем знать, что процесс умирания, как и процесс горя, состоит из нескольких этапов. Может быть, стоит познакомиться с этапами процесса умирания - и когда мы боремся за жизнь, и тогда, когда готовимся умереть. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ Человек, который знает, что умирает, должен, по мере возможности, уладить незавершённые дела, связанные с другими людьми - с обществом и со своей семьёй. Возможно, он пожелает попрощаться с друзьями и членами семьи. Прекративший с кем-либо общение - из-за чувства вины за совершённый проступок или из-за обиды на другого человека - должен постараться примириться с ними. С библейской точки зрения, не имеет значения, считает ли человек, что он согрешил против кого-либо или что другой согрешил против него: он должен пойти к тому человеку и попытаться примириться (См. Мф. 5:23, 24; 18:15–17; Иак. 5:16). Простить или получить прощение (Кол. 3:13) - значит обрести покой самому и утешить тех, кто остаётся жить. ДУХОВНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ Самое важное, что должен сделать человек перед смертью, - это подготовиться духовно. Библия учит, что каждый человек после смерти предстанет перед судом (Евр. 9:27). На этом суде будет определена его судьба в вечности в зависимости от того, как он жил (Мф. 25:31–46; 2 Кор. 5:10), и, в частности, тем, был он или не был спасён Иисусом Христом (Отк. 7:14). Каждый судимый либо получит жизнь вечную, либо будет приговорён к вечному осуждению (Мф. 25:46). Для умирающего практически не остаётся времени для приготовления. Он должен принять меры к тому, чтобы быть готовым предстать перед судом, приняв приглашение Господа о спасении. Если вы ухаживаете за умирающим, то у вас появляется возможность помочь ему «приготов[иться] встретить Бога» (Ам. 4:12). В этом деле нужно быть очень осторожным и тактичным. Никто не подскажет вам, как начать разговор с человеком, чья смерть неминуема, но постараться надо. Умирающий может быть особенно восприимчив к истине. Если вы сможете помочь ему стать христианином, это будет для него величайший дар надежды. Тогда смерть он сможет встретить с таким же отношением, как у Павла: «Ибо для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение» (Фил. 1:21). Он будет знать, что у него, как и у Павла, есть «венец правды, который даст… Господь, праведный Судия, в день оный… и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8; см. также Отк. 2:10). Если вы сами стоите на пороге смерти (в конце концов, мы все умрём), то вам следует подумать, что вам необходимо сделать, чтобы подготовиться к своему неизбежному путешествию в место успокоения. Если вы склонны думать: «Я не собираюсь умирать; я проживу ещё много лет», то вам следует вспомнить человека, которого Бог назвал «безумным» (Лк. 12:20). Тот человек сказал себе: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Однако Бог сказал: «В эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20). Можете ли вы гарантировать, что сегодня же у вас не возьмут душу вашу? Смерть неизбежна, и она может прийти внезапно и неожиданно. Поэтому вы должны духовно готовиться к смерти уже сейчас. Библия учит, что мы всегда должны быть готовы ко второму пришествию Христа, которое может произойти в любой момент (см., например, Мф. 25:13). По той же причине мы всегда должны быть готовы к смерти. Как можно духовно подготовиться к смерти? Стать христианином, поверив в то, что Христос есть Сын Божий (Ин. 3:16), покаявшись в своих грехах (Деян. 17:30), исповедав веру в Христа (Рим. 10:9, 10) и крестившись для прощения грехов (Деян. 2:38). Христианам, которые отошли от Господа, необходимо вернуться к своей первой любви, покаявшись в грехах (Деян. 8:22), исповедовав свои грехи (1 Ин. 1:9) и помолясь Богу о прощении (Деян. 8:22; Иак. 5:16). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Не следует отправляться в путешествие, не подготовившись. Мы все совершаем путешествие по жизни, которое закончится смертью, если только Христос не вернётся раньше. Мысли о месте нашего вечного пребывания должны побудить нас готовиться тщательнейшим образом. Если ваш близкий страдает от неизлечимой болезни, то вам следует воодушевить его подготовиться к смерти. Однако не менее важно, чтобы и вы сами были готовы к своему суду. Конечно, чтобы начать приготовления, не следует ждать, когда смерть нависнет над вами. Вы должны жить так, чтобы всегда быть готовым покинуть этот мир.

Как подготовиться к смерти?

    Говорите себе с утра: Сегодня я умру, каждый день. Вот и подготовитесь. Не создавайте долгов, приготовьте средства на похороны. Чаще совершайте религиозные ритуалы подготовки к смерти.

    Ну, или наплюйте на эту подготовку и живите полноценно, а если вдруг..., то сюрприз будет.

    Никак не нужно к ней готовиться - вс равно, вероятнее всего, она придт неожиданно (а это, может быть, даже и лучше, чем когда у вас остатся пара минут/секунд на осознание того, что вот оно - именно сейчас вы умрте), но можно жить так, чтобы в каждое мгновение вашей жизни, если вдруг придт смерть, вы понимали, что вы счастливы и ни о чм не жалеете. Всего нам не успеть в любом случае, и смерти никак не избежать. Так зачем беспокоиться о проблеме, если она не разрешима? Эти мысли только напрасно расходуют ваше время, которое и так бесценно, ведь неизвестно, сколько ещ его у вас осталось. Нужно просто стараться проживать каждую минуту с осознанием счастья. Я не имею ввиду бесконечное веселье, балдж, кайф и прочее. Я говорю о том чувстве, когда вы понимаете, что довольны своей жизнью и рады тому, что имеете. Когда вы не озабочены постоянно гонкой за чем-то лучшим, а просто спокойно движетесь вперд, наслаждаясь каждым днм. Когда на душе у вас - гармония и покой. Лично мне бы хотелось умереть счастливой.

    Сон является подготовкой к смерти, так как это бессознательное состояние тело, как и во время смерти!

    Очень хороший, и главное, актуальный вопрос. Если вы христианка, то должны знать, что жизнь нам дана, как раз для того, чтобы подготовиться к тому, что после смерти, то есть, к вечности. По скольку нам не дано знать когда мы умрем, то готовым нужно быть всегда. Что для этого нужно? - любить Бога, и не делать другим, что не желаешь себе.

    Зачем говорить о смерти? Ведь жизнь так прекрасна! С ее удачами и неудачами. С крутыми поворотами. А ведь смерть это тоже крутой поворот в жизни. И к такому повороту как ни готовся, готов никогда не будешь.

    1. Написать завещание.
    2. Отложить в банк сумму, достаточную для организации похорон.
    3. Написать записку с указанием ФИО,даты рождения, места жительства, контактных данных ближайших родственников и вс время носить е с собой, лучше - в нескольких экземплярах, спрятанных в разных карманах, чтобы облегчить процедуру опознания трупа в случае, если, например, поездом размажет.
    4. С наиболее мнительными родственниками лучше порвать контакты заблаговременно, дабы Ваша смерть не нанесла им чрезмерного вреда.
    5. Выплатить все долги и впредь не занимать и не брать ничего в кредит.
    6. Забрать у должников вс, что Вам должны - это избавит наследников от возможных юридических проблем. Впредь ничего никому не давать в долг.

    Да вот и вс, собственно. Подготовка к переправе через Стикс успешно завершена. Вот только вся Ваша жизнь после этого превратится в жизнь заключнного, ожидающего в своей камере исполнения вынесенного ему смертного приговора. Оно Вам надо? Если надо - вперд и с песней. Правда, перед этим (без обид) сходите на прим к психиатру: вс-таки, в норме человеку свойственно чаще думать о жизни. Ежечасное ожидание смерти - это уже проблема.

  • пройти буддийский курс практики осознанного умирания Пхова тогда вы автоматически перерождаетесь в Чистой стране будды Амитабы вне Сансары даже если смерть застала вас врасплох

    Смерть это неотъемлемая часть жизни. Интересно то, что готовься к ней, или не готовься она придет, иногда даже не предупредив. Если ее бояться и не брать в голову ну и так можно. Однако мне лично нравятся люди, которые думают о смерти и к ней готовятся. Подготовка к смерти является частью духовного пути почти любой религии. Например у мусульман, человек совершивший паломничество (хадж) должен носить на голове чалму, которая является саваном, то есть он в любой момент готов к тому, чтобы умереть и саван всегда с собой. Частью кодекса самурая считается если он стоит перед выбором жить или умереть, то он выбирает умереть. Джордж Харисон однажды спросил у Далай Ламы: Как вы узнате, что медитация была хорошая? - Умру узнаю.,- ответил Далай Лама. Но не стоит слишком заморачиваться, на духовных путях. Мысль о смерти, освобожденная от истерик и страха (зачем бояться неотвратимого?) заставит человека, делать как можно меньше долгов, ценить каждый миг отпущенной жизни, не откладывать ничего на потом, не ранить понапрасну ни словом ни делом ни себя, ни близких тебе людей, успевать доделывать дела и общения до конца. Прощаться каждый раз на всегда и встречаться с благодарностью за отпущенный шанс увидеться еще раз. Мне кажется вс это не плохие привычки, которые делают человека собранным, мудрым и ответственным.

    Во первых какого вероисповедания не был бы человек, нужно положить начало покаянию. Как сказал Султан Сулейман из Великолепного века - другие двери могут быть то открытыми, то закрытыми - дверь покаяния открыта всегда.

    Для этого нужно внимательно по возможности отслеживать свою реакцию на происходящие в течении дня, свои поступки и свои помыслы. Вечером нужно мысленно все проанализировать и покаяться, в случае необходимости.

    Соблюдать посты; которые помогают увидеть свое несовершенство и понять причину его. Вот причина и есть то за что нужно каяться и просить Господа убрать это из вашей жизни.

    Можно писать много, но суть такова - смирение, воздержание и упование на Господа- вот то, что может подготовить нас к встречи с Творцом.

    Приведу такой пример - во время Второй Мировой в Вырецке, что под Ленинградом жил старец Серафим Вырецкий, кстати сказать который повторил подвиг преподобного Серафима Саровского - 1000 ночей молился о нашей победе на камне. На этот камень его тащили так он был болен, и Милостью Божией он стоял на камне больными ногами всю ночь и молился. Так вот приходит к нему молодая женщина и со слезами говорит, мол батюшка помолитесь, что бы муж мой хоть какой, хоть без рук, без ног, но только бы пришел с войны живой! На что отец Серафим строго настрого не велел ей ТАК молится, говоря - Ты что? выполнит Бог твою просьбу и вернет тебе мужа без рук и ног! Проси Господа, что бы вернулся целый и невредимый!

    Это к тому, что молится нужно о своем душевном и физическом здоровье! А если больны - молиться, что бы Господь простил грехи и продлил Ваши дни.

    А теперь главное - человек созревает для жизни 9 месяцев и созревает для смерти тоже 9 месяцев, даже для внезапной смерти, поэтому внимательный увидит приближение е и покаянием и молитвой может Господь отодвинуть е....

19. Как готовиться к смерти?

Я уже старый человек. Бывает, что иногда довольно много размышляю о смерти. Конечно же, это не навязчивая идея, но в этих размышлениях о смерти есть много страхов. Я совершенно спокойно принимаю приближающуюся к своему завершению жизнь и факт её неизбежного конца. Мои опасения связаны с подробностями и способом умирания. Я боюсь трудной смерти, во время которой проявился бы мой бунт и пока ещё неизвестное мне какое-то внутреннее сопротивление против того, что необходимо всё оставить. Мы умираем только один раз. А поэтому - как этому научиться? Каким образом хорошо подготовиться к смерти?

Конечно же, мы не можем обеспечить себе хороших условий умирания и достойного переживания смерти. Пословица: «Какова жизнь, такова и смерть», пожалуй, лучше всего показывает, как мы можем учиться умирать. Ключ к хорошей смерти - хорошая жизнь. Готовясь к смерти, мы стремимся к тому, чтобы в нас всё больше возрастала свобода ко всему тому, кем мы являемся и чем владеем. Речь идёт не только о вещах материальных, но также об обладании вообще, в том числе - о накопленном опыте, способностях, одарённостях. Существенное препятствие в правильном подходе к смерти - привязанность к тому, что - как нам кажется - принадлежит нам. Смерть отнимает у нас всё и от всего нас отгораживает: „Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно!” (Иов 1, 21) - так молится набожный Иов после того, как утратил всё, чем перед этим Бог так щедро его одаривал. Смерть показывает, что всё то, что мы имеем и чем располагаем, всё это нам лишь «одолжили» на какое- то короткое время. Окончание жизни вынуждает нас отдать Властителю всех вещей то, чем мы пользовались во время нашего земного паломничества, благодаря Его великой доброте. Отсюда становится понятным, что подготовка к смерти состоит в том, чтобы постепенно и добровольно возвращать то, чем нас одаривал сам Господь Бог: „Чтó ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, чтó хвалишься, как будто не получил?” ( I Кор 4, 7) - напишет святой Павел. Особенно болезненна смерть тех людей, которые всю свою жизнь посвятили приобретению вещей материальных и в них видели смысл своего существования.

Боль умирания связана также с привязанностью к близким нам людям. Осознание необходимости расставания с теми, кого мы любим и кто нас любит, невольно рождает бунт. Смерть представляется чудовищем, которое пожирает любовь между людьми, и именно из-за этого она переживается так болезненно. Смерть всегда будет трудным опытом как для умирающего, так и для его близких. И хотя смерть отнимает у нас их любовь, делает она это лишь для того, чтобы привести нас к источнику всякой любви - к Богу.

Освобождение от вещей и людей не ведёт, однако, к внутренней пустоте, а является связью с Властителем всего и всех, с Создателем и Отцом каждой жизни. Поэтому наилучшей подготовкой к смерти будет открывание Бога как окончательного смысла и цели нашей жизни, а также соединения с Ним как Господином жизни и смерти.

Для нас, христиан, тайна смерти не является трагедией, поскольку мы всю надежду возлагаем на Христа. В Нём наша жизнь и воскресение. Вера в воскресшего и вечно живущего Иисуса гарантирует нам доброе умирание. Люди глубокой веры вообще не боятся смерти, потому что веруют в прочную связь с Иисусом, которую они выстраивали на протяжении всей своей земной жизни.

Аскетизм, особенно в проповедничестве, очень сильно подчёркивает так называемые окончательные истины. В прошлом много внимания уделялось размышлениям о смерти, конце света, страшном суде, аде, чистилище и небе. Упоминание этих правд веры имело целью заставить слушателей осознать границы человеческой жизни, мобилизовать их силы на борьбу с грехом и преданнее служить Богу и людям. Провозглашая проповеди о смерти, некоторые священники ставили посреди церкви катафалк с пустым гробом либо применяли иные проповеднические приёмы, помогающие прочувствовать краткость человеческой жизни. Чтобы подчеркнуть драматизм смерти, приводились примеры внезапных и неожиданных случаев смерти, которые трактовались как кара за грехи. „Классикой” такой проповеднической тематики является книга священника Френсиса Спираго «Собрание примеров для верующих католиков», изданной в Варшаве в 1911 году. Однако не думается, что такой способ представления о смерти на самом деле помогал бы обращению и способствовал бы упорядочению духовной и моральной жизни человека. Как показывает опыт, невротический страх смерти не настраивает на это. Страх сам по себе не является созидательной силой. Он скорее парализует. Страх также оживляет в человеке чувственные вожделения, удовлетворение которых несколько «приглушает» неизбежное осознание смерти. Только в полной свободе смерть может быть хорошо принята как составной элемент жизни.

В контексте приведенных выше размышлений напрашивается ещё одна очень существенная мысль. Смерть должна быть принята, но её нельзя задавать себе самому. Необходимость подчёркивания этого момента представляется очень важным в контексте современного мира, который проповедует эвтаназию, то есть сознательное умерщвление людей с их согласия или с разрешения родственников. Эвтаназия - это не героический выбор смерти во имя какой-то большой идеи, а лишь малодушное бегство от житейских трудностей. Поэтому её следует расценивать как выражение презрения к жизни. В этом презрении к жизни виновны не только те, которые просят о насильственной смерти, но также их родственники, которые дают на это согласие; и врачи, которые осуществляют эвтаназию; и политики, которые утверждают это бесчеловечное «право», принимая закон о разрешение на эвтаназию.

Эвтаназия - это презрение к жизни и бегство от неё. Любовь же к жизни, как ни парадоксально это звучит, проявляется в хорошей подготовке к смерти. Ибо смерть - это часть человеческого существования. Это дар, которого мы сами себе не можем дать, но который можем получить. В наших взаимоотношениях с Богом всё является благодатью и обо всём необходимо просить. Поэтому очень важно, чтобы мы просили о благодати «благоприятных обстоятельств для нашей смерти», а также о благодати доброго и достойного умирания.