Как живут наследники актерских династий: Бондарчук, Янковские, Ефремовы, Ургант, Михалковы, Виторган. Актер театра и кино Янковский Ростислав Иванович: биография, роли и интересные факты Как из диспетчера автобазы Янковского вышел артист

Виктор Порфирьевич Петров (1907-2000) – профессор географии, исследователь истории Русской Америки, писатель и общественный деятель, – родился и вырос в Харбине. В 1930-1940-х годах жил в Шанхае, где занимался репортёрской работой. Тогда и состоялось его знакомство с семьей Янковских, о трех поколениях которых он рассказывает в этом очерке, иллюстрированном архивными фотографиями. Янковские – пионеры освоения русского Приморья, успешные предприниматели-создатели первого крупного предприятия в регионе (оленеводство и коневодство), а также знаменитые охотники, энтомологи, орнитологи, покровители науки и искусств, писатели. После бегства в 1922 г. в Корею семья начала все заново и за короткий срок создала в окрестностях Вонсана новое большое оленеводческое предприятие, имение и курорт, что было важным событием не только для русской общины Кореи и Восточного Китая, но и для деловой жизни Кореи.

Администрация сайта (РАУК) благодарит Кирилла Сергеевича Чиркина (Хэйворд, Калифорния) за предоставление ей этого текста.

ДИНАСТИЯ ЯНКОВСКИХ

  1. Приморье

Кто на Дальнем Востоке не знал фамилии Янковский? Если не из­вестна вся история семьи Янковских, то, конечно, были известны мно­гочисленные предприятия этих пионеров Приморья: оленеводческие хо­зяйства, конные заводы, плантации жень-шеня, рыбные промыслы - вот результаты многогранной деятельности этих удивительных людей, которых, может быть, можно сравнить с пионерами Дикого Запада Америки, сумевших своей энергией, предприимчивостью и смелостью создать теперешний благодатный край - Калифорнию и другие штаты Запада.

Вероятно, сравнение пионеров Янковских с американскими пионерами-ковбоями – только поверхностное. Как те, так и другие оживили край, населили, создали предприятия - все это без чьей-либо помощи, без правительственных субсидий, только своими средствами, своими мозолистыми руками, а главное - неусыпной верой и энергией.

На этом, однако, сравнение заканчивается. В то время, как амери­канские пионеры занимали свой Запад главным образом грубой силой, жестокостью по отношению к местному индейскому населению, Янков­ские, поселившиеся на полуострове, в районе только что основанного Владивостока, создали первое крупное хозяйство в Приморье мирным трудом и смекалкой.

Американские ковбои в кабаках развлекались стрельбой не только по зеркалам, люстрам и бутылкам на полках баров, устраивали дуэли на улицах: кто быстрее выхватит револьвер из кобуры и выстрелит в противника первым. Пионеры Янковские тоже владели оружием, но стреляли не в людей, а в диких зверей: тигров и диких кабанов, изоби­ловавших в то время в Приморье. Если и приходилось иногда стрелять в людей, то только для самозащиты от нападавших ’’лесных рыца­рей” – хунхузов.

Но начнем сначала. Основатель дальневосточной семьи Михаил Ива­нович Янковский попал в Восточную Сибирь и затем на Дальний Восток совсем не по своему желанию или выбору. Польский националист, он, после подавления восстания 1863 года, был сослан в Восточную Сибирь.

После отбытия срока на каторге и ссылке на Олекме, на Ленских зо­лотых приисках, М. И. Янковский в 1874 году переселился ”на воль­ное поселение” в Приморье. Там первые пять лет жизни в краю он про­вел на острове Аскольд, где занимал должность управляющего золоты­ми приисками. Проживая на острове Аскольд, он все время совершал поездки по побережью океана, выискивая идеальное место для того, чтобы поселиться там. Поиски его оказались успешными, и он нашел для себя то, что он долго искал: уединенный, пустынный полуостров в

Амурском заливе, недалеко от Владивостока. На этом полуострове он основал свое имение, ставшее со временем знаменитым. Этот полуост­ров до сих пор носит его имя - полуостров Янковского.

Здесь, на полуострове размером в 8 тысяч десятин, М. И. Янковский, путем долголетних опытов, вывел замечательную дальневосточную по­роду лошадей, которой стали пользоваться не только крестьяне, но и военное ведомство, приобретавшее этих коней для нужд кавалерии и конной артиллерии. Нужно отметить, что его достижения в коннозавод­стве получили широкое одобрение. Выведенные на его заводе кони за­воевали многочисленные призы на бегах и скачках, получили медали на сельскохозяйственных выставках.

М. И. Янковский получил широкую известность и как крупный уче­ный – орнитолог и энтомолог, открывший много новых, до этого не­известных, видов птиц и насекомых. Он нашел около ста видов новых для науки дневных и ночных бабочек, из которых нескольким было присвоено его имя. Одним из его замечательных открытий было описа­ние им совершенно нового вида весьма редкой птички – овсянки, жи­вущей на юге Приморья. Через сто лет, уже в советское время, в 1981 году, в Советском Союзе была выпущена специальная почтовая марка, стоимостью в 15 копеек, названная ’’Овсянкой Янковского”.

Деятельность М. И. Янковского была чрезвычайно многогранной. Кроме любимого им коннозаводства, он много времени и труда поло­жил на защиту приморского пятнистого оленя, стараясь защитить жи­вотное от хищнической охоты на него браконьеров, старающихся до­быть ценные панты. М. И. Янковскому удалось увеличить поголовье пятнистого оленя. Нужно отметить, что этот олень славился, да и теперь славится своими пантами, неокостеневшими рогами, содержащими цен­ное лекарственное вещество, носящее название ’’пантокрин”. Дело, на­чатое им, в настоящее время продолжается советскими учеными на Дальнем Востоке. Там сейчас вырабатывают в больших количествах препарат ’’пантокрин”.

Мало того, М. И. Янковский занялся разведением знаменитого кор­ня женьшеня. Им была создана первая в России плантация этого, как тогда называли, корня жизни, весьма популярного в восточной меди­цине.

И это не все. М. И. Янковский занимался также археологическими раскопками, результаты которых публиковались в ’’Известиях” Рус­ского географического общества. Особенно большое внимание при­влекла его работа: ’’Кухонные остатки человека каменного века”. За другую работу - ’’Остров Аскольд” - он получил серебряную медаль Русского географического общества.

Самое замечательное в деятельности этого пионера Приморского края то, что он создал большое дело, добился крупных достижений в науке без какой-либо субсидии со стороны правительственных орга­нов или научных обществ. Его деятельность протекала в весьма труд­ных, если не сказать опасных, условиях, когда ему приходилось иметь дело не только с дикими животными еще девственного края, но и с уг­розой постоянных нападений людей-хищников, хунхузов.

Дело, начатое им, в годы революции оказалось разгромленным. С те­чением времени, однако, его исследования и практическая работа полу­чили признание в Советском Союзе, дело, заложенное им, явилось ба­зой для теперешнего советского хозяйства: оленеводства и производ­ства пантокрина. Там, в бывшем имении Янковского, на полуострове, названном его именем, теперь продолжает дело Янковского крупный приморский совхоз ’’Амурский”.

Будучи еще на острове Аскольд, в первые годы жизни в Приморье, Михаил Иванович Янковский женился на сибирячке, жительнице Ир­кутска, Ольге Лукиничне Кузнецовой.

Дело, начатое М. И. Янковским, продолжал его сын Юрий Михайло­вич, прославившийся в Приморье, а позже и в Корее, как замечатель­ный охотник на тигра и дикого кабана. Основанное отцом оленеводчес­кое дело – разведение пятнистого оленя – продолжало процветать и превратилось в самое большое в мире,

В таежной глуши, на полуострове Янковского, семья Янковских жи­ла поразительной жизнью интеллигентных людей, интересующихся лите­ратурой, музыкой, изобразительным искусством. Для детей были наня­ты учителя, готовившие их по программам гимназий. Экзамены они сдавали экстерном во владивостокских гимназиях.

В имении устраивались вечера и балы, ставились пьесы. Там вечерами одевались, дамы и мужчины, в туалеты прошлых веков. Там танцевали па-де-катр, па-д’эспань, миньон, шаконь и другие салонные танцы на­всегда ушедшего мира.

Свое повествование я пишу по тем отрывочным сведениям, которые мне посчастливилось позаимствовать из писем ныне здравствующей внучки М. И. Янковского, дальневосточной поэтессы Виктории Юрьев­ны Янковской.

Указанные выше спектакли в имении на острове Янковского стави­ла мать Виктории, жена Юрия Михайловича. В молодости она училась в Москве, где жила в доме своей тетки А. Сабашниковой, сестра которой, Екатерина Алексеевна Андреева, была первой женой Бальмонта. С ли­тературным миром тогдашней России семья была связана также через кузину матери, Маргариту Васильевну Сабашникову - первую жену Максимилиана Волошина. Другая кузина матери, Екатерина Карнако- ва-Битнер, была артисткой МХАТа и любимой ученицей Станиславско­го. Ее пасынок – Юлий Бриннер – один из знаменитейших американ­ских актеров.

Наконец на территории Приморья появляется третье поколение - дети Юрия Янковского: две дочери – Муза и Виктория и три сына: Ва­лерий, Арсений и Юрий. Жизнь на природе, в тайге, сделала их искус­ными охотниками, не боявшимися ходить на кабана и тигра. Отец, Юрий Михайлович, его сыновья и дочь Виктория известны были на Дальнем Востоке как опытные следопыты.

Здесь нужно вернуться к тем ’’окаянным годам”, о которых пишет Бунин. Налетел шквал революции и гражданской войны. Даже после окончания гражданской войны на Юге России Приморье еще держалось: национальная русская, белая власть просуществовала там до октября 1922 года. С приходом красных произошел разгром всего того, что бы­ло накоплено тремя поколениями Янковских, создавших благополучие края.

Оставаться в имении ’’Сидеми” было уже нельзя. Началась эвакуа­ция. Семья Янковских решила покинуть родное имение, бросить почти все свое имущество и, пока не поздно, перебраться в Корею. После ее отъезда в заповеднике осталось три тысячи пятнистых оленей.

В последние дни, перед самым приходом красных, Ю. М. Янковский посадил жену, детей и остальных родственников на собственный паро­ход, и они поплыли в корейский порт Сейсин. Взяли с собой служащих имения – всего выехало 68 человек. Пароход тянул на буксире не­сколько огромных барж, на которые были погружены лошади, коровы и автомобиль.

  1. Корея

С октября 1922 года началась для семьи Янковских новая жизнь в изгнании, в Корее. Здесь Юрий Михайлович сам, ’’голыми руками”, как писала его дочь Виктория, создал новое громадное предприятие, имение и курорт. Семья вновь начала жить нормальной жизнью, продолжавшей­ся 23 года, вплоть до прихода красных в 1945 году, когда семья ’’осно­вателей” Приморья была окончательно разгромлена.

Ю. М. Янковский труда не боялся. В молодости побывал он в Амери­ке, был ковбоем в Техасе. Некоторое время жил в Калифорнии, откуда вывез чистокровных лошадей для своего конного завода.

Оказавшись в Корее, он энергично взялся за создание своего нового гнезда. Семья вначале жила в палатках или в скалах под навесами. Эти первые невзгоды были не страшны. Может быть, сказалась многолет­няя охотничья тренировка. Им приходилось во время охотничьих экс­педиций много дней проводить в тайге, и не только летом, но и зимой.

С годами было приобретено имущество – земельные угодья, вклю­чающие огромную долину с рекой и великолпеный морской пляж. Свои имения в Корее Ю. Янковский превратил в первоклассный курорт, ко­торый включал имения ’’Лукоморье” на берегу Японского моря и ’’Но­вину” – в горах. Неподалеку находился радиоактивный горячий источ­ник, который стал привлекать летом курортников из крупных центров русского дальневосточного зарубежья: Шанхая, Харбина, Тяньцзина, Мукдена, Дайрена, Циндао. Зимой стали наезжать охотники на дикого зверя и птицу. Зверья всякого было вдоволь – тигров, диких кабанов, барсов.

Дело процветало, жизнь семьи улучшалась. И не только в материаль­ном отношении, но и в культурном. Летом в имения Янковских съез­жался цвет литературного и артистического мира. Был создан свой театр, построена церковь. Буквально все известные на Дальнем Востоке актеры, музыканты, писатели, журналисты побывали на ’’Лукоморье” или в ’’Новине” Янковских. Это был волшебный мир, будто перенесен­ный на ковре-самолете из Приморья в Корею. Здесь ставились всевоз­можные спектакли при участии лучших артистов Харбина и Шанхая, ба­лет, шарады. Это был мир литературных вечеров и ’’цехов поэтов”. В то же время это был мир деловой инициативы, предприимчивости, мир не изнеженных комфортом созданий, а энергичных людей, не боящихся тяжелого труда и этим трудом создавших себе комфорт и все блага жизни.

Но опять налетел шквал, обрушился на беженцев из Приморья и раз­рушил созданное на чужой земле семейное гнездо. В 1945 году страну наводнили советские войска, появились чекисты, разные СМЕРШи и прочие атрибуты советского строя. И, как опять пишет Виктория, ’’вдаль уходили долины на десятки верст, извивалась река и змеилась вдаль дорога, по которой все ушли августовским утром 1945 года и ни­когда не вернулись”.

Чекисты забрали людей, никогда не живших под советской властью, никогда не бывших советскими гражданами. Увели главу семьи, Юрия Михайловича, двух его сыновей, Валерия и Юрия, двоюродную сестру. Виктории повезло, может быть, потому, что она в это время жила в Маньчжурии. Последние восемь лет в Маньчжурии Виктория прове­ла в совершенной глуши, в тайге. Одному из братьев, Арсению, уда­лось перебраться через 38-ую параллель в Южную Корею, откуда он по­пал в США.

Виктории, одной из всей семьи оставшейся в Маньчжурии, пришлось много испытать: подвергнуться ’’народному суду” с ’’исповедями”, ’’раскулачиванию” и другим притеснениям. Только в пятидесятых го­дах она связалась с внешним миром. Нашлась ее сестра Муза в Чили и брат Арсений в США. 9 марта 1953 года, в день похорон Сталина, Викто­рия выехала на пароходе из Тяньцзина в Гонконг. Дальнейшие этапы: Индия, Италия и Чили (через Панамский канал). Восемь с половиной лет в Чили и наконец – тихая пристань в США, где она поселилась на Русской реке, в Калифорнии.

Тяжела была судьба родных, увезенных в советские истребительные лагеря. Все они как ’’враги народа” были осуждены на 10 лет лагерей.

Юрий Михайлович не дожил до освобождения, умер в тюрьме в Тюме­ни.

Пока он отбывал тюремное заключение, в Советском Союзе вспом­нили его отца, Михаила Ивановича, орнитолога и энтомолога, которого теперь признали крупным ученым. К сыну, Юрию Михайловичу, приез­жали в тюрьму ученые, чтобы познакомиться с его идеями по оленевод­ству и выращиванию женьшеня. Обещали издать его сочинения по отбы­тии им тюремного срока. Но смерть Юрия Михайловича в тюрьме поме­шала этим планам. Правда, позже вышла книга в двух частях: ”По Дальнему Востоку”, в которой была помещена сноска: ”по трудам из­вестного натуралиста и охотника Ю. М. Янковского”. Еще осталась кни­га: ”Полвека охоты на тигров”, изданная в Харбине в 1944 году - се­рия рассказов из охотничьей жизни Юрия Михайловича и его сыновей.

Отца Юрия Михайловича, Михаила Ивановича Янковского, из поль­ского националиста превратили в польского социалиста, сосланного в Сибирь. Вспомнили, что им было открыто около ста видов птиц и насе­комых. Выпустили в честь М. И. Янковского почтовую марку сто­имостью в 15 копеек и даже решили поставить ему памятник во Влади­востоке. Память отца чествуют, а сына сгноили в тюрьме. Все же имя Янковских осталось в названии полуострова и на почтовой марке.

На Русской реке в Калифорнии до сих пор живет и здравствует пред­ставительница третьего поколения Янковских, талантливая поэтесса Виктория Янковская. В 1978 году вышла в свет новая книжка ее сти­хов ”По странам рассеяния”. К присланному мне экземпляру приложе­на фотография молодой ’’дикарки”, когда-то, давно-давно, жившей в приютившей ее Корее. Глядя на фотографию, так и представляешь ее бесшумно идущей по следам тигра или кабана в корейской глуши, ска­чущей на диком коне, дни и ночи проводящей в тайге с верным винчес­тером. Она и сама знает, что она дикарка!

Пусть косматая я, пусть вихрастая – Стричь таких под гребенку нельзя;

Как поток из-под горного пласта я Пробиваюсь, журча и скользя…

Написанное здесь – только малая часть истории пионеров Янков­ских.

Александрия, Виргиния Февраль 1983 г.

’’Замок” Янковского в Сидеми на полуострове Янковского в Приморье

Ростислав Иванович Янковский родился в г.Одесса.
Актер Государственного русского драматического театра БССР им. М.Горького.
Народный артист СССР (1978).

В 1951 году окончил театральную студию в Ленинабаде при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в Ленинабадском театре.

С июня 1957 г. работает в Минском Национальном академическом драматическом театре им.М.Горького. Сыграл более 160 ведущих ролей в классическом, современном и зарубежном репертуаре

Президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Лiстапад".
Неоднократно избирался в районный, городской и Верховный Совет, Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь, являлся секретарем Правления Союза театральных деятелей Республики Беларусь.

Жена - Нина Чеишвили. Сыновья: актёр Игорь Янковский и актёр Владимир Янковский.
Младший брат – Олег Янковский, племянник – актёр и кинорежиссёр Филипп Янковский.
Средний брат Николай живет в Саратове, но приезжает в Минск на юбилеи, на фестивали, в гости.
Один внук работает в Москве, ему 28 лет, он занимается маркетингом. Внучка учится в Минске, а младшенькому, от второго сына, который живет в Минске, будет только 5 лет.

Детство

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка. Впоследствии его отец будет репрессирован, а семья будет отправлена в ссылку в Казахстан, где родится его младший брат Олег Янковский.

«Корни» у Янковских - белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже в России стал Иваном. Гвардейскому офицеру, штабс-капитану лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Янковскому пришлось служить и в Красной Армии, вместе с Тухачевским... Мать тоже дворянка, из рода Ненастьевых. Мать с Волги, а отец из Беларуси.

И, тем не менее, несмотря на верную службу в Красной Армии, в советское время Иван Янковский все же был репрессирован. А семья «врага народа» пожила вместе с ним во многих городах и селениях. После второго ареста семья переехала в деревню под Рыбинск. Город был знаменит своей огромной «зоной». Какие люди в то время там сидели: актеры, музыканты, поэты! А какие концерты давали друзья отца, «вольнопоселенцы»!

Вот в этой интеллигентной, высокообразованной семье и рос Ростислав Янковский. Парень много читал, размышлял, и в его душе рождались фантазии, наполняя душу глубоким внутренним смыслом... А вот игра в различных драмкружках была, пожалуй, единственной отдушиной среди школьной рутины. Тогда, во время войны, юношу тянуло играть, изображать что-нибудь неожиданное, яркое. В школьной самодеятельности ему доверяли всегда главные, ответственные роли. Родители, сами любившие театр, искусство, музыку, всегда поддерживали увлечение сына. И потом продолжали помогать ему, были и первым советчиками. Так что выход на сцену Ростислава Янковского, пожалуй, был подготовлен всей его жизнью.

Начало театральной карьеры. Учёба

По окончании школы он женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде. В это время он принимал участие в самодеятельности Дворца культуры. Там Ростислава Ивановича заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав стал отказываться, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: Ростислав учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» Корнейчука, «Последние» М.Горького.

В 1951 году окончил театральную студию в Ленинабаде, до 1957 года работал в Ленинабадском театре.

В 1957 года вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, и с тех пор служит в Минском русском драматическом театре им. М. Горького. Ростислав уже в молодые годы стал звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин.

Не единожды знаменитого актера белорусской сцены переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но он всякий раз отказывался: «Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. Я люблю этот театр, а он любит меня!» И будучи бессменным президентом международного кинофестиваля «Лiстапад», Ростислав Иванович ни разу не отменил ни одного спектакля со своим участием, даже в день открытия кинофорума!

Первые роли в кино

Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья». Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых повстанцев на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко.

Настоящую же киношную жизнь Ростислав Янковский начал постигать с роли серьезно настроенного красноармейца Васильчикова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова. В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке.

В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины.

Герои Янковского. Такие разные…

70-е – 80-е годы - расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров.

Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…».

Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»).
К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной.

Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава».

Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков.

В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появляется на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей - польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го».

Года (умер ) - , .

Род Янковских имеет белорусские и польские корни.

В 1930-х годах отец был репрессирован, дважды арестовывался. После его возвращения семья переехала из Одессы в Рыбинск. Во время войны жили в Джезказгане (Казахстан), затем в Ленинабаде (Чкаловск, Таджикистан), где отец работал на строительстве.

Учась в школе, занимался в кружке художественной самодеятельности, играл комедийные роли. Тогда же начал заниматься боксом и стал чемпионом Таджикистана среди юношей. По окончании школы женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде, продолжал участвовать в самодеятельности Дворца культуры, где его заметил руководитель местного театра Д. М. Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав отказывался, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, «Последние» М. Горького.

В 1951 году окончил театральную студию при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в этом театре.

В 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, был принят актёром в Государственный русский драматический театр Белорусской ССР им. М. Горького (ныне Национальный академический драматический театр им. М. Горького), где служил до конца своей жизни.

С 1995 по 2010 годы - председатель Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Лістапад» в Минске.

Секретарь Правления (1988-1998), член рады и президиума (с 1998 года) Союза театральных деятелей Беларуси.

Депутат Верховного Совета Белорусской ССР (1985-1990). С 2000 года - член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Член Международной академии театра при Российском благотворительном общественном фонде содействия театру и телевидению «Маски» (2001).

В 2006 году в издательстве «Мастацкая літаратура» вышла книга Т.Орловой и А.Карелина из серии «Жизнь замечательных людей Беларуси» - «Ростислав Янковский. Артист». Ростиславу Янковскому посвящён документальный телефильм БТ «Монолог с отступлениями» (1987, реж. Л. Гедравичус), видеофильм БВЦ «В юбилей - выходной день» (1990, реж. Б. Берзнер).

Ростислав Янковский Личная жизнь

Брат - Николай Янковский (1941-2015), заслуженный работник культуры РСФСР, работал в муниципальном театре пластической драмы, с 2002 года - заместителем директора театра кукол «Теремок» в Саратове.

В минувшее воскресенье, 26 июня, в Минске на 87-м году жизни скончался народный артист СССР, актер театра и кино Ростислав Янковский. О смерти артиста сообщается на сайте Национального академического драматического театра им. Горького в Минске, где служил актер.

Гражданская панихида состоится сегодня, 28 июня, на большой сцене театра. «Его смерть – тяжелейшая и невосполнимая утрата для семьи, для друзей и для миллионов поклонников его таланта, огромная потеря для Искусства, служению которому он посвятил всю свою жизнь. Великий актёр всегда будет жить в ролях, блестяще сыгранных им, а добрый и искренний, открытый и светлый, уникальный, мужественный человек – навсегда останется в сердцах родных и друзей, в памяти миллионов людей, для которых он был, есть и будет кумиром», - говорится в заявлении, опубликованном на сайте театра.

Ростисла Янковский - старший из трех братьев Янковских. Средний брат - Николай - скончался в 2015 году в Саратове, находясь в состоянии комы после инсульта. Младший брат - Олег - умер в мае 2009 года после борьбы с раком поджелудочной железы.

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года. На его счету более 160 ведущих ролей на театральной сцене и более чем 50 киноролей, в частности в таких фильмах, как «Служили два товарища», «Вся королевская рать», «Кортик», «Сказка о звездном мальчике».

* * *

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе. «Корни» у Янковских - белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже в России стал Иваном. Гвардейскому офицеру, штабс-капитану лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Янковскому пришлось служить и в Красной Армии, вместе с Тухачевским…

И, тем не менее, несмотря на верную службу в Красной Армии, в советское время Иван Янковский все же был репрессирован. А семья «врага народа» пожила вместе с ним во многих городах и селениях. После второго ареста семья переехала в деревню под Рыбинск. Город был знаменит своей огромной «зоной». Какие люди в то время там сидели: актеры, музыканты, поэты! А какие концерты давали друзья отца, «вольнопоселенцы»!

Вот в этой интеллигентной, высокообразованной семье и рос Ростислав Янковский. Школу он, правда, как храм науки особо не ценил, потому и не запомнил особо свои школьные годы. После школы мальчик всегда спешил домой. Он вообще был не очень общительным. Предпочитал такое детское одиночество. Парень много читал, размышлял, и в его душе рождались фантазии, наполняя душу глубоким внутренним смыслом…

А вот игра в различных драмкружках была, пожалуй, единственной отдушиной среди школьной рутины. Тогда, во время войны, юношу тянуло играть, изображать что-нибудь неожиданное, яркое. В школьной самодеятельности ему доверяли всегда главные, ответственные роли. Родители, сами любившие театр, искусство, музыку, всегда поддерживали увлечение сына. И потом продолжали помогать ему, были и первым советчиками. Так что выход на сцену Ростислава Янковского, пожалуй, был подготовлен всей его жизнью.

В Ленинабаде, уже женившись и работая диспетчером автобазы, Ростислав Янковский продолжал принимать активное участие в самодеятельности Дворца культуры. Там-то талантливого юношу и заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и сразу же предложил работать в театре.

Поначалу Ростислав Янковский учился в студии при театре и был занят в спектаклях. Вначале, конечно же, были несколько небольших эпизодов, потом - пьеса Корнейчука «Макар Дубрава», а после этого играл Петра в «Последних» Горького.

Переехав в 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем в Минск, Ростислав Янковский был принят в труппу Русского драмтеатра имени М. Горького и уже в молодые годы стал звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин.

Не единожды знаменитого актера белорусской сцены переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но он всякий раз отказывался: «Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. Я люблю этот театр, а он любит меня!» Ростислав Янковский – рыцарь Минского театра! И будучи бессменным президентом международного кинофестиваля «Лiстапад», Ростислав Иванович ни разу не отменил ни одного спектакля со своим участием, даже в день открытия кинофорума!

Для Ростислава Ивановича всегда была очень важной оценка его не менее знаменитого младшего брата Олега Янковского. И когда в Вахтанговском театре Янковскому – старшему довелось играть в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца» роль, с которой в былые времена блистал сам Астангов, он очень волновался. Но Янковский – младший высоко, правда, немного кратко, оценил его игру: «Ничего не играешь. Проживаешь роль от начала до конца».

* * *

Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья». Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых повстанцев на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко.

Настоящую же киношную жизнь Ростислав Янковский начал постигать с роли серьезно настроенного красноармейца Васильчикова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова. В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке.

В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины.

* * *

70-е – 80-е годы - расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров.

Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…».

Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»).

К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной.

Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава».

Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков.

В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появляется на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей - польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го».

* * *


«Клан» Янковских – это отдельная страница в отечественном кинематографе. Родной брат Ростислава Ивановича – Олег Иванович Янковский еще при жизни стал секс-символом, кумиром миллионов зрителей. Он снимался в кино до самых последних своих дней. Состоялись и дети Янковских. Сын Ростислава Ивановича – Игорь Янковский, поснимавшись в молодости в кино, впоследствии нашел себя в рекламном бизнесе. А сын Олега Ивановича – Филипп Янковский – успешный кинорежиссер и актер. И уже третье поколение знаменитой фамилии – Иван Янковский, который громко заявил о себе ролью в картине «Индиго».

Профессиональные семейные династии существовали практически со дня превращения обезьяны в человека. Ну или может быть чуть позже. В диких племенах до сих пор сохраняется строгое семейное разделение: одни занимаются охотой, другие земледелием. В средневековье и представить невозможно было, чтобы кожевенник, например, стал бочаром или кондитером.

Однако когда одним делом занимаются творческие люди, пословицу про природу и детей, на которых она отдыхает, вспомнят обязательно. У талантливого столяра, пожарника или сталевара может быть бездарный продолжатель профессии? У успешного бизнесмена посредственный наследник? Вполне. Но, согласитесь, мало кто заметит это и в праздной беседе за дружеским столом будет сравнивать умения совершенно посторонних отцов и родителей. Если, конечно, наследник капиталов в пух и прах не разорится в короткое время.

И только продолжатели творческих профессий обречены на постоянное со своими предками. За ними следят, их обсуждают с особым пристрастием всегда и везде. К счастью, в России в большинстве известных актерских династий природа трудится без передыха по нескольку десятилетий подряд. Вот лишь десятая доля из существующих ныне актерских семей - династий. По .

Актерско-режиссерская династия Бондарчуков

Основатель династии - выдающийся кинорежиссер и актер Сергей Бондарчук. У Сергея Федоровича было две жены – актриса Инна Макарова и актриса Ирина Скобцева. В обоих браках были рождены дети, которые тоже стали артистами. А потом и их дети.

От первого брака с актрисой театра и кино Инны Макаровой родилась дочь Наталья Бондарчук, у нее от брака с артистом Николаем Бурляевым родилась дочь Мария Бурляева. Во втором браке у Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой родились дети Алена и Федор. Сын Алены Константин Крюков и дочь Натальи Мария Бурляева – пока? – самые молодые члены большой актёрской династии.

Актерская династия Боярских

‎Одна из самых старейших актерских династий России. Ее основателем был священник, многочисленные дети которого при советской власти выбрали иное служение – другой храм. Почти все они, так или иначе, имели отношение к театральному искусству Петербурга. Самые известные из большой, разветвленной семьи артисты это: Сергей Боярский, Николай Боярский, Михаил Боярский, его жена Лариса Лупиан и их дочь Елизавета Боярская.

Династия Ефремовы‎х

Основатель династии – человек-эпоха: и актер Олег Ефремов. У его детей Анастасии (от гражданского брака с актрисой Ириной Мазурук) и Михаила (от брака с актрисой Аллой Покровской), имеющих самое непосредственное отношение к театру и кино, уже свои взрослые дети Ольга Ефремова и Никита Ефремов, которые также продолжают нести тяжелый крест , ежедневно доказывая свою состоятельность и уникальность рода.

Клан Михалковых-Кончаловских

Основатели: художник Петр Кончаловский, его дочь – литератор Наталья Кончаловская и ее муж - поэт Сергей Михалков. Их дети: кино- и театральный режиссер Андрон (Андрей) Кончаловский и кинорежиссер и актер Никита Михалков. Их дети от разных браков давно состоялись в искусстве: режиссеры и артисты Егор Кончаловский и Артем Михалков, актрисы Анна Михалкова и Надежда Михалкова.

Актерская династия Ургантов

Основатели династии: актеры Лев ‎Милиндер и Нина Ургант. Их сын Андрей - известный петербургский актер и шоумен в браке с актрисой Валерией Киселевой родил сына, ныне известного телеведущего Ивана Урганта.

Династия Янковских

Основатели: братья Ростислав и Олег Янковские. Первым на актерскую стезю вступил старший брат Ростислав – кино- и театральный артист, большую часть жизни проживший в Белоруссии и служивший в Минском драматическом театре. Его сыновья Игорь и Владимир тоже стали артистами, но впоследствии ушли из профессии. Младший брат Олег стал основателем московской ветви актерской династии: в браке с актрисой Людмилой Зориной у него родился сын Филипп. Ныне у уже известного кинорежиссера и актера Филиппа Янковского и его жены актрисы Оксаны Фандеры первые шаги в актерской профессии делает их старший сын Иван.