Чудеса феодоровской иконы божией матери. Феодоровская икона пресвятой богородицы

Икона Божьей Матери «Феодоровская» входит в число самых известных и почитаемых Богородичных икон. С ней связана история России, начиная со времён Александра Невского. Многим иконам Богородицы, по преданию, приписывают авторство евангелиста Луки.

Он был первым художником, чьи рукописные образы благословила ещё при земной жизни сама Дева Мария. Историческое значение иконы Божьей Матери «Феодоровская» указывает и на то, в чем она помогает православным верующим.

«Феодоровская» входит в число самых известных и почитаемых Богородичных икон

Появление на Руси иконы «Феодоровская Божья Матерь» датируется 12-м веком. Этот образ стал любимой иконой Александра Невского. С ней он не расставался никогда: на битвы шёл с ней, благословение на брак получил этим образом Богородицы и умер тоже с ней.

Известно, что на обратной стороне списка была изображена покровительница свадеб и замужества – святая Параскева Пятницкая. Это значит, что икона Божьей Матери «Феодоровская» имеет значение для христиан, желающих вступить в брак, в чем она и помогает.

Икона имеет значение для христиан, желающих вступить в брак

По свидетельствам верующих и духовного священства «Феодоровская» Божья Матерь, покровительствует чадородию, облегчает роды, в чем помогает сердечная молитва и акафист этому образу. В мирских делах она приносит умиротворение. Помогает наладить семейную жизнь. Способствует благополучному разрешению проблем. Укрепляет здоровье, исцеляет болезни.

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Пропавшая икона и её возвращение

Сразу после смерти благоверного князя Александра Невского икона исчезает на целый год. И находит её во время охоты на дереве брат Александра, князь Василий Ярославович или ещё его называли Василий Костромской. Возвращение иконы Богоматери «Феодоровская» произошло с участием великомученика давно почившего Феодора Стратилата.

Икона исчезала на целый год

В то время как икона не давалась в руки князю, жители города рассказывали, что видели какого-то воина, торжественно идущего с иконой по городу. Этим воином был Феодор Стратилат, в его честь и названа икона «Феодоровская», шествовавшая в Костроме.

Князь Василий сообщил духовным лицам об этом чудесном явлении, вернувшись вместе в указанное князем место, был обнаружен чудотворный список Феодоровской Богородицы. Это удивительное проявление иконы ещё раз подтвердило, что она является одухотворённым и одушевлённым предметом веры, требующим благоговейного отношения и глубокого почитания.

Легенды о появлении иконы

Легендарные истории «Феодоровской» иконы Божьей Матери неразрывно связаны с Костромой. Она признана одной из самых почитаемых святынь не только Костромской области, но всего христианского мира. Где находится «Феодоровская» икона Божьей Матери в Костроме должен знать каждый образованный христианин.

Уже более 500 лет образ не покидала Костромские земли

Уже более 500 лет образ не покидала Костромские земли, и находится в женском Богоявленском Анастасиином монастыре, который называют ещё Феодоровский монастырь. Самой крупной и старинной духовной обители, расположенной в черте города. Её история датируется 15-м веком.

Список «Феодоровской» иконы Божьей Матери находится в ещё одном значимом месте для российской истории – Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, который является духовной колыбелью дома Романовых. Здесь был венчан на царство самый первый царь этой династии. До Романовых эта обитель принадлежала боярскому роду Годуновых.

Со временем на царство был благословлён Михаил Романов, в чем помогла икона Богородицы «Феодоровская». Мать Михаила, инокиня Марфа, которая, к слову сказать, насильно была пострижена в монахиню, долго не соглашалась дать благословение на царство своего единственного сына, ибо в государстве царили смутные времена. Но она была смирена, набравшись мужества и представ перед иконой в молитве, она вверила сына в руки Богоматери. Ведь Михаилу было всего 16 лет.

Значение «Феодоровской» иконы Божьей Матери

С этого момента икона Божьей Матери «Феодоровская» приобрела родовое значение и статус семейной святыни для семьи Романовых. С приходом Михаила Фёдоровича пришёл конец большой смуте в стране, и началось становление государства.

Более 300 лет икона передавалась из рода в род династии Романовых. Часто цари брали в жёны иноверок, и когда они принимали православие, им давалось отчество в честь иконы «Фёдоровской» Богородицы.

Более 300 лет икона передавалась из рода в род династии Романовых

В мае 2018 года, где находится в Москве «Феодоровская» икона Божьей Матери знали многие верующие. Впервые по благословению Патриарха великая святыня была доставлена из Костромы для почитания в храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Свиблово. Каждый желающий мог приложиться и помолиться чудотворному образу.

О чем можно просить

Перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» совершались молебны с просьбами о мире, усмирения вражды между странами, в чем помогает чтение акафиста, соборная молитва. Каждый приносил свою молитвенную просьбу Богородице. Она слышит каждую душу.

Перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» совершались молебны с просьбами о мире

В свидетельствах помощи, хранимых настоятельницей Богоявленского Анастасииного монастыря, часто написано так: «я просила, молилась, и мне было дано». Фёдоровская Богородица покровительствует материнству. Её просят о попечении и спасении детей.

Скачать текст молитвы

Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы (). Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь. Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек.

29 августа 2002 года Божественную литургию и общегородской крестный ход, в котором приняли участие более 40 тысяч костромичей, в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в ходе своего визита в Кострому впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1891 году московскими мастерами на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России, при личном участии императора Александра III, для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена золотая риза, украшенная драгоценными камнями, которые были собраны со всех концов России. Высокая художественная ценность ризы позволяла считать ее одним из выдающихся произведений ювелирного искусства ХIХ века.

В марте 1922 года подкомиссией Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей риза была снята с Феодоровский иконы и увезена в неизвестном направлении.

Чудотворная Феодоровская икона Божьей матери известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. Позднее икона была чудесным образом обретена вновь.
Намоленная древняя святыня помогает страждущим избавляться от недугов. Чудотворная Феодоровская икона Божьей матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

Феодоровская икона Божией Матери


Местонахождение - Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь
Адрес: 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), 26.
Проезд: автобусом №2 до остановки "Кафедральный собор" или троллейбусом №2 и 7 до остановки "улица Пятницкая".
Координаты: 57.772645,40.923079

Чудесное явление Феодоровской иконы Божьей матери в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божьей матери на руках.

В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

Эта чудотворная икона связывается в русской истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. Предстали они перед матерью юного Михаила, старицей Марфой, и просили ее отпустить сына на царство. После первого отказа матери, ссылавшейся на молодость Михаила, архиепископ Рязанский взял в руки Феодоровскую икону Божьей матери и обратился к Марфе и Михаилу со следующими словами: “Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога”.

Против таких слов старица Марфа не смогла устоять: она упала перед Феодоровской иконой на колени и сказала: “Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!” Так перед этой иконой был избран первый царь из дома Романовых. Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божьей матери.

Феодоровская икона Божьей матери никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. В 1991 г. святыня была перенесена в возвращенный Церкви Богоявленско-Анастасиин собор.

Молитвы Чудотворной Феодоровской иконе Божьей матери

О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушаяся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Премилосердая Госпоже Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам бытии Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшегося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей, к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастей, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и надежда, покров, и помощь, и заступление, радость, и утешение, и скорая во всем Помощница. О чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе без Твоея всесильные помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.

История создания Феодоровской иконы Божьей Матери предполагает три версии. По одной из них она написана по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря в 1164 году. По другой – написание её заказано в 1239 году князем Ярославом Всеволодовичем и его женою как дар по случаю заключения брака благоверного князя Александра Невского, но это не совпадает со сведениями о пребывании иконы в XII веке в Городецком монастыре.

То, что икону готовили в качестве свадебного подарка, подтверждает изображение на ее оборотной стороне великомученицы Параскевы Пятницы, издревле почитавшейся покровительницей семей и, прежде всего, невест и жен. Еще версия – икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1218 – 1220 годах, но в связи с иным событием – возвращением ему его жены Феодосии, которую из-за княжеских распрей отнял у князя ее отец Мстислав Мстиславович Удатный, и рождением сына Феодора.

«Феодоровской» икону, как предполагается, назвали потому, что святой Феодор Стратилат считался небесным покровителем князей Мстиславичей, с чьим родом был связан князь Ярослав через свою жену Феодосию.

Если исходить из первой версии создания иконы, то поначалу в XII веке она находилась в часовне близ города Кидекша недалеко от Пскова и еще тогда славилась своими чудотворными свойствами. Князь псковский Гeopгий Всеволодович хотел перенести икону в сам город, но никто не смог даже взять ее с места – Божья Матерь не хотела, чтобы эта икона Ее уходила из этого маленького храма. Князь понял пожелание Пречистой и пошел по другому пути – на месте часовни он основал Городецкий монастырь, икону же назвали «Феодоровской», потому что ранее она находилась в деревянной часовне Феодора Стратилата.

Во время татарского нашествия, когда захватчики сожгли и город, откуда бежали жители, бросив весь домашний скарб, и обитель, все решили, что в пожаре сгорела и икона, которая тогда стояла за святым алтарем. Но чудотворная икона, которая хранила образ и Царицы Небесной, и святой великомученицы Параскевы, осталась нетленной. Обретение ее произошло в 1239 году при следующих обстоятельствах.

Князь Василий Георгиевич Квашня охотился в лесу, недалеко от города. Во время охоты, когда мимо него промелькнул зверь, князь бросился вдогонку и внезапно оказался перед сосной, на которой стояла утраченная будто бы икона. Князь потянулся, чтобы взять святыню в руки, но та внезапно плавно взмыла в воздух. Князь и вся его свита, потрясенные увиденным, пали на колени. Когда икона снова возникла на дереве, он вновь протянул к ней руки, но икона снова отклонилась, поднявшись на воздух.

Тогда княжеский кортеж поспешил в город, где собрали священников и всех жителей, и все крестным ходом двинулись к чудесному месту. Совершив перед иконой молебен, они беспрепятственно сняли образ с дерева и понесли с молитвенным пением в соборный Костромской храм Во имя великомученика Феодора Стратилата.
Во все годы после обретения к Феодоровской иконе Божьей Матери прибегало с молитвою множество людей, получая и исцеления, и решения многих жизненных вопросов, связанных с семейным благополучием, и чудеса не прекращались.

В тяжкие для России времена, когда возникла тяжелая Смута из-за нападений поляков и литовцев, великая старица Марфа Ивановна Романова оставила Москву, удалясь в Кострому. При ней был ее сын Михаил. Все свое время старица отдавала добродетельным монашеским деяниям. Но России нужен был государь, и при соборном выборе жребий пал на юного Михаила Романова.

Послы с известием об этом повезли челобитную в Кострому, в Ипатьевскую обитель, где пребывала с сыном старица Марфа. Они были с почестями встречены всеми духовными лицами с крестами и Феодоровской иконой Божьей Матери. Из ворот монастыря вышел Михаил, он облобызал икону и честной крест, его благословил архиепископ Фeoдорит, но взойти на престол Михаил не желал. Плакала старица Марфа, смертельно опасаясь за жизнь единственного сына, которому предлагался царский венец в такое смутное и опасное для России время. Сколько не умоляли их архиепископ и послы собора, оба – ни мать, ни сын – не уступали.

Последним доводом, который все же убедил их, стал поступок архиепископа Феодорита. Он взял чудотворную икону Богоматери, а келарь Авраамий из Троице-Сергиевой лавры – икону святителя Ионы, и принесли они святыни к старице и ее сыну Михаилу со словами о том, что если просьбы народа оставляют их непреклонными, то пусть Михаил Федорович примет царский престол ради Царицы Небесной и всех Божьей Матери и всех святителей земли Русской по Божьему повелению.

Старица была растрогана бесконечно. Став на колени перед ликом Богоматери, она долго молилась, а затем обратилась к Ней со словами, что вручает Ей сына своего в Ее святую волю.

Таким образом, 14 марта 1613 года царем был объявлен Михаил Федорович Романов. Коронация состоялась в июле того же года, и правление его было до 1645 года, что приходится на все Смутное время.

К тому ж периоду обретения иконы – 1239 году – относится еще одно важное историческое событие – брак Александра Невского с Параскевой, дочерью Брячислава, князя полоцкого. Жена Ярослава Всеволодовича, мать Александра, благословила Феодоровской иконой Богоматери молодую княжескую пару, она же сделала заказ – написать на оборотной стороне чудотворной святыни образ святой великомученицы Параскевы Пятницы.

В том же году икона была перенесена в Успенский собор Владимира, она же находилась при благоверном князе Александре Невском в его походах и битвах. После победы на Чудском озере в 1240 году по повелению князя, который следовал примеру святого князя Андрея Боголюбского, в устье реки Вуокса был заложен храм во имя Феодоровской иконы Божьей Матери и посад, из него затем возник современный Приозерск.

Какое чудо произошло

Через некоторое время после первого пожара в Городце на Русь снова пришли татары и принесли горе и пепелища на нашу землю. Пошли они и к стенам Костромы, где находилась Феодоровская икона Божьей Матери. И, казалось, нет спасения от иноверцев. Князь Георгий Васильевич и все жители усердно и слезно молились Богородице о помощи и защите, и Она услышала чистую сердечную молитву их. Князь взял икону с собой на битву, и только противники сошлись, и уже должна была начаться атака со стороны татар, как Её лик засиял с иконы нестерпимо ярким светом, ярче солнца. Татары, сжигаемые этим светом, обратились в бегство, побросав свое оружие. Кострома была спасена Царицею Небесной, и в память об это чудесном событии на месте поля битвы, которая не случилась по Её воле, был поставлен крест, а озеро около того места с того давнего времени и по сей день носит название Святого.

Потом пожар еще раз произошел в соборной церкви, все с ужасом подумали, что в огне погибла и икона. И каково же было радостное и трепетное изумление сбежавшихся на пожарище костромичей, когда они увидели, что икона, как и давеча в лесу, поднялась и стала над пламенем. Все взмолились, чтоб Богоматерь не покидала их, а оставалась образом святым с ними, будучи заступницей и покровительницей. Тогда икона опустилась и стала посреди площади перед горевшим храмом. Когда от пожара осталось пепелище, на его месте в краткий срок возвели каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где был придел во имя святого Феодора Стратилата, там и поместили чудотворную Феодоровскую икону Божьей Матери, которая никогда не оставляет с верою и молитвою притекающих к Ней.

Значение иконы

Чудотворная икона Божьей Матери, названная «Феодоровской», стала одной из важнейших святынь России. От нее было получено и много исцелений, и чудесных, радостных для православных христиан событий, и на долгие времена она стала символом защиты России от многих исторических бедствий – так Царица Небесная через Феодоровскую икону Божьей Матери являла Руси свое особое покровительство, которое проявлялось через многие удивительные дела.

Сегодня в мире очень много известных икон, которые являются чудотворными и помогающими людям по их просьбам и молитвам. К таким относится Феодоровская Этот образ имеет довольно древнюю историю чудес, обретений, исцелений. Верующие обращаются к ней во многих печалях и горестях, получая утешение по своим молитвам.

В этой статье мы рассмотрим разные легенды, в которых упоминается икона Божьей Матери Феодоровская, в чем помогает этот образ, как перед ним молятся, а также историю ее обретения.

Легенды о появлении иконы

Первые упоминания об этом образе появились приблизительно в середине XIII столетия. Однако написана она евангелистом Лукой. Существует несколько преданий о вторичном обретении этой иконы на Руси, и все они довольно противоречивы. Но впервые образ был найден в старой деревянной часовеньке возле города Городца. Это место было отмечено благодатью, и через некоторое время тут был построен Городецкий Феодоровский монастырь.

Дальнейшая история иконы Феодоровской Божьей Матери довольно туманна. Считается, что именно этим образом в 1239 году благословлял своего сына Александра Невского на брак. Он сочетался супружескими узами с полоцкой княжной Брячиславой. Признаком этого действия является второе изображение, которое содержит на своем обороте Феодоровская икона Божьей Матери, а именно св. муч. Параскевы, которая еще именуется Пятницей. Она считается покровительницей Полоцкого княжеского дома.

Как бы то ни было, после 1238 года, когда на страну было нашествие хана Батыя, часовня, как и многие другие строения, была разграблена и совершенно разрушена. Ее просто сожгли. Все думали, что икона была утеряна. Однако прошло совсем немного времени, и образ был обретен вновь. И вот тут существует несколько легенд об этом событии.

Повторное обретение иконы

Самой популярной легендой, в которой упоминается Феодоровская икона Божьей Матери (фото представлено ниже) и ее повторное обретение, является следующая. В городе Костроме появился воин, который прошел через все улицы с этим образом. На следующий день ее нашел Василий Ярославович, младший брат Александра Невского. Это произошло на берегу речки Запрудни. Событие это произошло в 1263 году. Найденный образ опознали жители Городца. А воин, который принес ее, - это был вмч. Феодор Стратилат.

Вторая легенда по месту действия отличается лишь в том, что найдена она была в 1239 году (через год после пропажи), и нашел ее Василий Квашня, тогдашний князь Костромы. Образ был обнаружен на дереве возле реки, а после перенесен в храм. Икона сразу стала почитаемой и способной творить чудеса. В дальнейшем еще не одна молитва перед иконой Феодоровской Божьей Матери спасала этот город от различных напастей.

Исследование иконы и ее иконография

Следует заметить, что по поводу происхождения иконы ведутся некоторые споры среди специалистов. Некоторые считают, что она была писана на заказ с иконы Владимирской (но расходятся во мнениях, для кого), так как иконография этих образов очень похожа. Обе их можно отнести к типу “Умиление”, но чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери имеет ряд особенностей и отличительных черт.

Например, сохраняется главная черта образов этого типа - Младенец обращается к Матери и обнимает ее за шею, дотрагиваясь своей щекой к ее щеке. Однако отличие от Владимирского образа в том, что маленький Иисус сидит на руке Матери. Такое изображение больше присуще для икон типа “Одигитрия”. Далее стопы Младенца изображены так, что кажется, он делает шаг. Причем руки Матери и ткань Мафория изображены таким образом, что образуется символическая чаша, в которую опущены ноги Христа. Это символическое изображение сосуда, в который опускаются просфоры и наливается вино во время Евхаристии.

Одежды Богородицы пурпурного цвета, который в древние времена являлся символом царской власти. А еще позже в христианской традиции смысл этого цвета стал относиться к страданиям Христа. Одежды Младенца символизируют его воплощение. Плащ Христа покрыт золотыми лучами ассиста. В древности золотой цвет являлся не только божественной символикой, но и в плащи такого цвета заворачивали императоров при погребении. Следовательно, эта деталь облачения имеет двойной смысл.

Обнаженная ножка Христа символизирует воспоминание о его страданиях. В целом весь образ Феодоровской иконы - это не только ласкание Матери и Сына, но и их прощание. Такое можно увидеть на иконах, которые относятся к оплакиванию и погребению Христа. Богоматерь на этих образах имеет скорбный лик.

Отличительной особенностью Феодоровского образа также является то, что на его обороте находится еще одно изображение святой, предположительно Параскевы Пятницы. Тут несколько вариантов появления этого изображения. По одному из них, образ был написан, когда Александр Невский сочетался браком, а святая - это была покровительница дома невесты. По второй версии икона считалась запрестольной, так как у нее внизу было когда-то древко (что непосредственно указывает на это). Подобные иконы выполнялись когда-то в Византии.

Значение иконы

Для русского народа значение Феодоровской иконы очень велико. В свое время она не раз спасала страну от различных напастей. К примеру, в 1272 году князь Василий выступил из Костромы в поход против татар, захватив с собой образ Божьей Матери. По свидетельствам очевидцев, она испускала яркие лучи, которые опаляли врагов. Благодаря этому и была одержана победа.

Более известной икона стала после окончания Смутного времени, когда на престол взошел Михаил Романов. Это случилось в 1613 году. С тех пор образ считался покровителем царской семьи, с него были написаны многочисленные списки, некоторые сохранились и до наших дней. Следует отметить, что верующими до сих пор почитается икона Божьей Матери Феодоровская. В чем помогает она простым христианам, можно прочесть ниже.

В чем помогает икона

Не только стране покровительствует и оказывает помощь икона Божьей Матери Феодоровская. В чем помогает образ в обычной жизни? Она считается покровительницей женщин, тех, кто собирается замуж или только планирует, а также будущих мам. Если в вашей семье имеются какие-то разногласия, и вы хотите сохранить мир и найти потерянное взаимопонимание, то также стоит обратиться к образу.

Помощь в трудных родах или возможность забеременеть для женщины - вот в чем чаще всего помогает Феодоровская икона Божьей Матери. Молитва, чтобы забеременеть, довольно проста, ее нужно читать каждый день. Обращаться к Богородице нужно смиренно, с чистой душой и большим желанием родить ребенка. На сегодняшний день очень много случаев, когда такие молитвы на самом деле помогали. И помимо этого, женщины еще и избавлялись от своих болячек, что тоже способствовало удачной беременности.

Молитва и акафист Феодоровской иконе Божией Матери. Помощь в мирских делах

Обращаться к Феодоровской иконе можно в разных случаях (как было написано выше). Чаще всего это делают женщины. Существует несколько молитв для чтения в разных случаях. Конечно, обращаться к Богоматери нужно каждый день, для этого можно приобрести небольшой домашний образ. Но желательно съездить в то место, где находится чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Молитва перед этим образом принесет больше пользы, но при этом ваше сердце должно быть чисто, и вы действительно должны желать ребенка или изменения ситуации в вашей семье. А также быть готовыми к этим переменам.

Обычно для возможности забеременеть нужно читать почти весь акафист Феодоровской иконе Божией Матери. А после и молитву. Желательно об этом поговорить с батюшкой, чтобы он дал наставление.

Чудеса, связанные с иконой

За всю историю образа икона Божьей Матери Феодоровская чудеса видела немалые. Самым первым чудом было ее спасение из горящего храма, когда его разорили татаро-монгольские войска, а потом ее удивительное обретение. Когда икону перенесли в Кострому в собор, она в 1260 году спасла город от разорения тех же монгол, которые в то время нападали на Русь. Лучи света, исходившие от образа, заставили противников спасаться бегством, а князь на месте победы велел установить крест, а позже и каменную часовню. С тех пор Феодоровская икона считается защитницей Земли Русской.

Также происходили и менее глобальные чудеса, но такие же значимые. Люди, которые начали ходить на паломничество к чудотворной иконе, стали обретать исцеление (особенно это касалось женщин). Многочисленные семьи, которые долго не могли зачать ребенка, вдруг по своим молитвам получали эту возможность. Женщины, которые имели болезни и вследствие этого тоже не могли зачать ребенка, выздоравливали и рожали. Во всем этом им помогала Феодоровская икона Божьей Матери. О чем молятся образу и для чего к нему обращаются, теперь понятно.

День почитания иконы

Как видно, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери помогает в разных ситуациях, причем каждому воздается по его молитвам. А празднование в честь этого образа совершается два раза в году. Первый раз это происходит двадцать седьмого марта по новому стилю (или четырнадцатого марта по старому), а второй раз - двадцать девятого августа по новому стилю (шестнадцатого по старому).

В первом варианте - это дань традиции, память о том, что в 1613 году была завершена Смута, а на престол взошел царь Михаил Федорович. Следует отметить, что это число закрепилось лишь с 1620 года, ранее праздник определялся постом. Также нужно сказать, что было выдано указание о том, что этот день приравнивается к празднику Благовещения и отмечается с большой пышностью даже в дни поста. А второй вариант приурочен ко дню чудесного обретения иконы.

Церкви и храмы, которые освящены в честь иконы, а также места, где можно найти ее списки

Феодоровская икона которой имеет большую силу, древняя и чудотворная. За всю историю ее существования с нее написано множество списков (большая часть которых была создана после восхождения на трон Михаила Романова), которые размещали во множестве храмов. Некоторые из них также были освящены в честь нее. Рассмотрим список храмов.

  1. Феодоровский собор, который находится в Феодоровском монастыре в древнем городе Городце.
  2. Феодоровский Государев Собор. Он был построен в Царском Селе и принадлежал монаршей семье.
  3. города Санкт-Петербурга. Он был построен к 300-летию правления династии Романовых. Строительство было окончено в 1913 году. Также в этом году были освящены его приделы.
  4. Феодоровская церковь в городе Ярославле. Имеет древнюю историю, была построена еще в далеком 1680 году.

Теперь нужно отметить, в каких храмах и соборах можно найти икону. Самый главный чудотворный образ находится в городе Костроме, в Богоявленском соборе. Именно этой иконе уже более восьми веков, именно она помогала Александру Невскому, а после была заступницей и покровительницей монаршей семьи Романовых. Список с этого образа, который почитается, находится в Царском Селе в городе Пушкине. Его писали для царя Николая II в честь пятнадцатого года его правления.

Сегодня список Феодоровской иконы находится в Кашинском Клобуковом монастыре, который находится в Твери. Он имеет довольно древнюю историю, и некоторое время находился в запустении. В 1994 году он был восстановлен, и в 2004 году в монастырь привезли Феодоровскую икону, освятив, таким образом, список с нее, который был написан специально для монастыря. Последний там и оставили.

Также образ можно найти и в других церквях, например, в храме Святителя Николая в Кленниках, в в малом соборе в Москве.