В каком году погибла семья виталия калоева. Потерявший семью "непрощенный" виталий калоев женился во второй раз. Кто такой Виталий Калоев

В 2002 году в ночь на 2 июля над Боденским озером в Германии произошло столкновение пассажирского Ту-154 с грузовым Boeing-757. В Ту-154 находились 71 пассажир, из которых 52 – дети. В той авиакатастрофе погибла семья архитектора Виталия Калоева.

Пассажирский самолет чартерным рейсом направлялся из Москвы в Барселону, грузовой боинг – из Бергамо (Италия) в Брюссель. Детей (52 человека) везли в Испанию отдохнуть – путевки были выданы Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии за высокие достижения в учебе.

Среди пассажиров Ту-154 была супруга Виталия Калоева Светлана, их 10-летний сын Костя и 4-летняя дочь Диана. Сам Виталий Калоев на тот момент работал в Барселоне, и семья летела к нему. После столкновения с грузовым боингом Ту-154 попросту развалился на части прямо в небе. Обломки находили в окрестностях Юберлингена в радиусе 40 кв. км. Целая неделя потребовалась спасателям, чтобы найти тела всех погибших: их разбросало по полю, у ближайших зданий, на обочинах.

История трагедии Виталия Калоева, как он убил диспетчера

Авиакатастрофа произошла по прошествии нескольких минут после передачи сопровождения российского самолета немецкими авиадиспетчерами своим коллегам в Швейцарии, работавшим в центре SkyGuide аэропорта Цюрих-Клотен.

Согласно правилам, дежурить должны два диспетчера, но был один – датчанин Петер Нильсен. Он передал экипажу российского пассажирского самолета приказ снизиться в тот самый момент, когда ни он, ни грузовой боинг уже не могли занять безопасные эшелоны. В скором времени стало известно:

— Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении воздушных судов была отключена. Основная и резервная телефонные линии не работали.

Самолеты сближались, все указывало на авиакатастрофу. Это заметил диспетчер из немецкого Карлсруэ, и одиннадцать раз пытался дозвониться, но безуспешно.

Петер Нильсен некоторое время после трагедии работал, затем его уволили.

На место трагедии одним из первых приехал Виталий Калоев. Режиссер не находил себе места, ведь погибла вся его семья – любимая жена и двое маленьких детей. Первое время спецслужбы не пропускали его в зону авиакатастрофы, но он сказал, что вместе с ними хочет искать тела погибших, и ему дали разрешение. Во время поисковой операции Виталий Калоев обнаружил ожерелье из жемчуга. Это было украшение его дочери Дианы. Тело малышки практически не имело серьезных повреждений. Вскоре нашли обезображенные тела Светланы и Кости.

Когда Виталий Калоев узнал, что авиакатастрофа произошла по вине диспетчера Петера Нильсена, то много раз пытался связаться с руководством авиационной компании. Он хотел узнать, какая степень вины диспетчера в трагедии. Затем он решил пообщаться уже с самим Петером Нильсеном, и попросил SkyGuide организовать им встречу. Изначально в компании согласились, затем отказались, не объяснив причину. Прошел год, устроили траурные мероприятия, приуроченные к годовщине ужасной трагедии, и режиссер вновь обратился в компанию с прежними вопросами и требованиями, и вновь получил отказ. Но сдаваться он был не намерен.

24 февраля 2004 года стал последним днем жизни бывшего диспетчера Петера Нильсена – Виталий Калоев расправился с ним в его доме в Клотене (пригород Цюриха). Режиссер явился к нему с фотографиями погибшей семьи, ждал от того покаяния. Однако мужчина оттолкнул Виталия Калоева, фотографии разлетелись. Режиссер просто «вышел из себя», и убил мужчину, нанеся более двадцати ранений ножом. У диспетчера остались супруга и три ребенка.

Виталий Калоев очень быстро был задержан швейцарской полицией: на него разослали ориентировку. Режиссера задержали у местного отеля, устроили допрос. Он рассказывал, откуда узнал, где живет Петер Нильсен, какая у него семья. Также сказал, что был в состоянии аффекта, когда наносил ножевые ранения Нильсену в его доме.

Виталия Калоева отправили на психиатрическое обследование. По полученным результатам он был признан вменяемым. Суд состоялся в октябре 2005 года: режиссеру дали срок в 8 лет, который он отбывал в тюрьме Швейцарии. Правда, Виталия Калоева решением Верховного суда Швейцарии за примерное поведение выпустили уже в 2007 году. По возвращении в Северную Осетию он начал работать замминистра архитектуры и строительства.

Вину швейцарских авиадиспетчеров доказали.

— Диспетчерский центр в Цюрихе сразу не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. В итоге пилоты Ту‑154 выполняли команду диспетчера на снижение, в то время как бортовая система обеспечения безопасности полетов требовала срочно набирать высоту.

В авиакомпании вину признали. Через пару лет после авиакатастрофы Ален Россье, директор SkyGuide, публично извинился перед семьями погибших. Владимир Путин получил письмо от тогдашнего швейцарского президента Йозефа Дайсса.

Об этой авиакатастрофе был снят фильм «Последствия», главную роль в котором исполнил Арнольд Шварценеггер. Два дня назад, 20 сентября, состоялся пресс-показ «Непрощенный» от Сарика Андреасяна об этой же трагедии. Виталия Калоева доверили сыграть Дмитрию Нагиеву.

Что сейчас с Виталием Калоевым

Сердце болит за Виталия Калоева. Но мужчина старается быть сильным, устроить свою жизнь. Недавно стало известно, что он вновь женился. Режиссер о новой семье говорит мало и с опаской. Известно, что избранницу зовут Ириной, поженились они по осетинскому обряду.

Ирина и Виталий Калоевы стали мужем и женой еще в 2014 году. Сейчас режиссеру 62 года. На юбилей (60-летие) ему дали награду «Во славу Осетии».

С чего все началось?

1 июля 2002 года из Москвы в Барселону вылетел самолет Ту-154, на борту которого были 52 ребенка (большинство из них - лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, дети госслужащих и руководителей учебных заведений), летевшие на отдых в Испанию.

До этого они опоздали на свой рейс - и компания «Башкирские авиалинии» организовала дополнительный. Причем воспользоваться этим рейсом предлагалось и другим опоздавшим пассажирам. В итоге за три часа до отлета было продано восемь горящих билетов. Среди покупателей была экономист Светлана Калоева из Владикавказа, которая с десятилетним сыном Костей и четырехлетней дочерью Дианой собиралась навестить в Барселоне мужа - архитектора Виталия Калоева. Они не виделись девять месяцев.

Как произошло столкновение над Боденским озером?

В 21.35 по всемирному координированному времени Ту-154 столкнулся в воздухе с «Боингом-747», следовавшим из Бахрейна в Брюссель (на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота). Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера, - причем, несмотря на то что оба самолета в тот момент находились над территорией Германии, воздушным движением управляла швейцарская компания Skyguide, а в диспетчерском центре в Цюрихе в ночную смену работали всего два (!) авиадиспетчера.

Когда один из них ушел на перерыв - на дежурстве остались лишь 34-летний Петер Нильсен и ассистентка. При этом Нильсену приходилось работать одновременно за двумя терминалами. Поскольку часть оборудования в помещении была отключена, диспетчер слишком поздно заметил, что самолеты находятся в опасной близости друг от друга. За минуту до столкновения он постарался исправить ситуацию и передал на Ту-154 инструкцию о снижении, хотя автоматическая система предупреждения опасных сближений, наоборот, рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошел и «Боинг-747», но Нильсен не услышал его сообщения, а также совершил роковую ошибку, сказав команде Ту-154, что «Боинг» находится справа (в то время как на самом деле он находился слева).

За секунды до столкновения пилоты самолетов увидели друг друга и предприняли отчаянную попытку предотвратить катастрофу - но их это не спасло. 69 человек на Ту-154 и два пилота «Боинга» погибли. При этом, несмотря на то что некоторые обломки лайнеров упали во дворы жилых домов, на земле, по счастью, никто не пострадал.


Что было после трагедии?

Спустя два года комиссией, созданной Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий, была установлена причина столкновения и указаны ошибки руководства компании Skyguide, которое не обеспечило диспетчерский центр достаточным количеством персонала в ночную смену (и долгое время мирилось с тем, что только один диспетчер управлял воздушным движением, пока его напарник отдыхал). Помимо этого, оборудование, которое должно было подсказать об опасном сближении, было отключено для техобслуживания. Также была отключена телефонная связь, а дублирующая телефонная линия неисправна.

На следующей день после трагедии о всех подробностях еще никто не знал, но один отчаянный человек уже вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Германию - в Иберлинген. Сначала полиция не пускала его на место катастрофы, но ему удалось убедить их, что на борту Ту-154 были его жена и дети. В итоге личные поиски мужчины увенчались тем, что он сначала нашел бусы своей дочери Дианы, а затем и ее тело. Этого человека звали Виталий Калоев, а найденное им жемчужное ожерелье дало название мемориалу «Разорванная жемчужная нить», установленному позже на месте трагедии.

Кто такой Виталий Калоев?

Виталий Калоев - архитектор из Владикавказа. Самый младший ребенок в семье осетинских педагогов. С отличием окончил школу, отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, работал по профессии. До 1999 года возглавлял во Владикавказе строительное управление, пока не заключил контракт с одной фирмой и не уехал в Испанию проектировать дома.


© Игорь Кубединов / ИТАР-ТАСС

Калоев убил диспетчера?

Тогда никто официально не называл Петера Нильсена виновником столкновения, а Skyguide лишь временно отстранила его от работы и отправила на психологическую реабилитацию, даже не наложив штрафных санкций. Спустя год после трагедии Калоев приехал на траурную церемонию в Иберлинген и, будучи в возбужденном состоянии, жутко напугал главу Skyguide Алана Росье. Затем он отправился в офис компании, где стал допытываться у ее сотрудников, виноват ли в случившемся диспетчер, и добиваться встречи с Нильсеном.

Фотографию диспетчера Калоев в итоге получил в московском детективном агентстве, в которое обратился после катастрофы. 24 февраля 2004 года Калоев появился на пороге дома Нильсена, попросил разрешения войти и показал ему снимки своих погибших детей, чтобы тот извинился за случившееся. Но, по словам архитектора, диспетчер оттолкнул его, фото упали на землю - а дальше Калоев «ничего не помнит».

Суд установил, что Калоев нанес Нильсену 12 ножевых ранений, от которых тот и умер. Убийство произошло в присутствии жены диспетчера и троих его детей. Калоев получил восемь лет тюрьмы строгого режима. Однако спустя какое-то время мужчина раскаялся и $150 000 компенсации, выплаченные авиакомпанией, передал семье диспетчера. Позднее Калоев был досрочно освобожден и вернулся на родину, где был крайне тепло (практически как герой) встречен в аэропорту, что поспособствовало появлению недоуменных .


«Последствия» - первый фильм, посвященный этой авиакатастрофе?

Нет, до этого столкновение над Боденским озером было подробно освещено в двух сериалах телеканала National Geographic («Расследования авиакатастроф» и «Секунды до катастрофы»), нескольких документалках и телефильме «Полет в ночи - катастрофа над Иберлингеном». Также оно легло в основу немецкого фильма и даже русского

За первый уик-энд драма «Непрощенный» собрала больше 150 млн рублей и стала лидером российского проката. Фильм Сарика Андреасяна о самосуде архитектора с Северного Кавказа с Дмитрием Нагиевым в главной роли, по оценке специалистов, завоевал небывалую симпатию у зрителя.

Фильм «Непрощенный» призван открыть новые грани талантов режиссера Сарика Андреасяна и исполнителя главной роли Дмитрия Нагиева. Однако подобный имиджевый ход оказался весьма сомнительным - слишком уж сложна и неоднозначна история, по которой снята картина. Для Сарика Андреасяна это уже вторая (после «Землетрясения» 2016 года) драма о реальной трагедии - воздушной аварии над Боденским озером в 2002 году и простом архитекторе Виталии Калоеве, потерявшем в ней всю семью.

В картине показана вся цепь событий, которые привели к роковому финалу: швейцарский авиадиспетчер Петер Нильсен из-за халатности упустил момент опасного сближения двух самолетов, они столкнулись, все пассажиры и экипажи погибли. Виталий Калоев, в то время работавший по контракту в Испании, ждал в гости свою семью, летевшую на одном из этих самолетов.

В 2004 году Калоев убил авиадиспетчера, которого считал главным виновником катастрофы, - по его признанию, он хотел всего лишь услышать от Нильсена слова извинения, но был грубо осмеян.

Калоева приговорили к 8 годам заключения, однако он был освобожден досрочно и в 2007 году вернулся в Россию, где его встретили как героя.

Родился он 15 января 1956 года в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Его отец Константин Камболатович преподавал в школе осетинский язык, мама Ольга Газбеевна работала воспитательницей в детском садике. Ещё у Виталия было два брата и три сестры, среди них он младший. При этом родители как раз больше всего гордились Виталием, который с детства обожал читать. Уже в пять лет он свободно читал и учил стихи наизусть, а в школе учился на одни пятёрки.

После окончания школы Калоев поступил в строительный техникум, затем отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, затем устроился на работу в строительное управление Осетии.

В 1991 году он женился на Светлане Гагиевской, работавшей директором местного отделения Сбербанка.

Вскоре у пары родились двое детей - сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998 году.

Словом, это была дружная и весьма обеспеченная по осетинским меркам семья: Виталий возглавлял строительное управление Владикавказа, Светлана работала заместителем директора по финансам пивоваренного комбината «Дарьял», сын учился в самой престижной школе. Затем в стране разразился финансовый кризис 1998 года, многие местные предприятия объявили о банкротстве. И тогда Виталий Калоев решил найти работу за рубежом. В 1999 году его строительное управление заключило контракт с испанской фирмой и он уехал строить жилые дома в Барселону.

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но из-за погодных условий они опоздали на свой рейс и застряли в Шереметьево. И через три часа ожидания диспетчер предложила Калоевым три свободных места на борту Ту-154 чартерного рейса авиакомпании «Башкирские авиалинии», на котором в Испанию летела группа подростков - лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, получившие бесплатные путёвки на отдых на побережье Средиземного моря. На борту было несколько свободных мест.

Ночью 1 июля 2002 года Ту-154 столкнулся в воздухе с самолётом «Боинг-747» международной логистической компании DHL, следовавшим из Бахрейна в Брюссель - на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота. Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера.

Столкнувшись с грузовым самолетом, Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей. Они упали в окрестностях города Юберлинген (федеральная земля Баден-Вюртемберг). Обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Спасатели искали тела погибших на протяжении недели, находя их в поле, рядом со зданиями и на обочине дорог.

Трагедия случилась спустя несколько минут после того, как немецкие авиадиспетчеры передали сопровождение российского самолета коллегам из Швейцарии, которые располагались в центре воздушного контроля SkyGuide, действующего в аэропорту Цюрих‑Клотен.

Виновным в трагедии был один диспетчер — Птер Нельсен, но компания смогла «отмазать» своего сотрудника от наказания. Калоев простить не смог — он приехал к Нильсену домой и жестоко зарезал его. На суде повторял — ему нужны были просто извинения…

Калоеву дали 8 лет тюрьмы, но уже через два года он вернулся на родину, так как был освобожден досрочно за хорошее поведение.

Калоев вернулся на родину в Северную Осетию, там его назначили заместителя министра архитектуры и строительства республики.

«Меня практически вся тюрьма знала, - позже вспоминал Виталий Калоев. - Когда выходил на прогулку, ко мне многие подходили поздороваться. Но пока не узнавал, как и что, я руку никому не подавал: там же сидели педофилы и насильники на сексуальной почве. Я боялся, что пожму руку такому человеку, а потом, думаю, руку не отмою».

Именно Калоев последние 10 лет курирует все значимые проекты, например строительство телебашни на Лысой горе - с крутящейся смотровой площадкой и рестораном, чтоб как в Москве. Другой проект - Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера.

На этом посту он стал настоящим народным заступником - приём по личным вопросам у замминистра Калоева расписан на месяцы вперёд. Идут к нему с любыми вопросами: нужны деньги на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную. Знают, что народный герой республики не откажет.

Ещё телефон Калоева разрывается от звонков из колоний: зеки всей страны считают, что только отсидевший срок чиновник пойдёт им навстречу. Причём чаще всего зеки просят решить вопрос с тюремными передачами или с открытием тюремного ларька, где можно будет покупать чай и сигареты.

Два года назад Калоев вышел на заслуженный отдых. По прошествии примерно 13 лет после авиакатастрофы Виталий Калоев все же решился создать новую семью. Его новую супругу зовут Ириной. Церемония бракосочетания была исключительно по осетинским традициям. Новую семью архитектор не скрывает, но и не говорит о ней, оберегает. Детей пары нет.

Новости СМИ

Новости партнеров

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед., Самвел Мужикян. Премьера в России назначена на 27 сентября 2018 года.

Трейлер фильма «Непрощенный»

Память

  • 2009 – «Полет в ночи – Несчастье под Юберлингеном» (совместный немецко-швейцарский фильм)
  • 2017 – «Последствия» (режиссер Эллиотт Лестер, продюсер Даррен Аронофски)
  • 2018 – «Непрощенный» (режиссер )
  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф

В неполные 50 лет у него было все, о чем может мечтать мужчина: красавица-жена, сын, дочь, любимая работа. Все исчезло в один миг, превратив дальнейшее существование в бесконечный кошмар.

Толерантная Европа не захотела понять горе этого человека, а затем, когда случилось непоправимое, зашлась в крике: «Дикарь! Варвар! Безумец из России!»

Радетели общечеловеческих ценностей требовали для него суровой кары, не понимая, что страшнее того, что с ним уже случилось, просто не может быть ничего.

Семья Калоевых: счастье на четверых

Виталий Калоев родился в Орджоникидзе (ныне — Владикавказ) 15 января 1956 года. Отец работал школьным учителем, мать — воспитательницей в детсаду. Бывший младшим ребенком в семье Виталий рано научился читать и много времени проводил за книгами.

В школе он учился на «пятерки», но после ее окончания поступил не в институт, а в строительный техникум. Высшее образование от него никуда не делось: отслужив в армии, он поступил в архитектурно-строительный институт.

Пока учился в вузе, успел поработать прорабом на стройке, затем стал трудиться в одном из первых строительных кооперативов.

В 25 лет Виталий женился на Светлане. Молодая супруга была девушкой с характером: по окончании вуза сделала успешную карьеру в банке, а затем стала директором по финансам в крупной компании.

В конце 1991 года родился сын, которого назвали Костей . Как всякий кавказский мужчина, Виталий гордился наследником и возлагал на него большие надежды. Мальчик очень любил отца и оправдывал его ожидания: как и Виталий, он хорошо учился в школе, увлекался палеонтологией и космонавтикой.

В 1998 году у Калоевых родилась дочь, которую назвали Дианой. Виталий обожал свою маленькую принцессу, но так получилось, что ему пришлось много времени проводить вдалеке от семьи.

Калоев работал в строительном управлении, но финансовый кризис 1998 года сильно ударил по строительному сектору. В 1999 году ему удалось найти работу за рубежом, в Испании. По контракту он уехал работать в Барселону.

Дополнительный рейс

К лету 2002 года он не видел родных уже девять месяцев. Виталий спешил как можно скорее закончить работу над коттеджем и сдать его заказчику, ведь после этого к нему в Барселону должна была прилететь Светлана с детьми.

То, что случилось дальше, было роковым стечением обстоятельств. Светлана Калоева с сыном и дочерью летели в Барселону с пересадкой в Москве. Погода подвела, и к тому моменту, когда они добрались до российской столицы, их рейс в Испанию уже улетел. Билетов на другие рейсы не было, и семья на несколько часов застряла в аэропорту Шереметьево.

И вдруг — удача! Светлане предложили три билета на чартерный рейс, который выполняла компания «Башкирские авиалинии».

Этого рейса не должно было быть в расписании. Он возник тоже из-за опоздания. Группа школьников из Башкирии, учащихся специализированной школы ЮНЕСКО, а также победителей различных олимпиад, следовала на отдых в Испанию. Они опоздали на свой рейс, и, чтобы доставить их в Барселону, авиакомпания организовала дополнительный борт. Школьники и сопровождающие лица не заняли весь салон, и на свободные места билеты предлагали всем желающим. Три из них купили Калоевы.

Виталий, узнав, что Светлана все-таки вылетает из Москвы, облегченно вздохнул. До встречи оставалось всего несколько часов.

Разорванное ожерелье

Рейс не прибыл в Барселону. Вместо него пришла новость о столкновении двух самолетов в небе над Боденским озером.

Узнав о происшедшем, Калоев вылетел сначала в Цюрих, а затем — в Юберлинген, откуда добрался до места катастрофы.

Он был первым из родных пассажиров Ту-154 «Башкирских авиалиний», который добрался до места крушения. Полицейские не хотели его пропускать за оцепление, но он сказал им, что в самолете были его жена, сын и дочь. Стражи порядка молча расступились.

Самолет разрушился в воздухе, и тела жертв были разбросаны на большой территории. Не выдерживали волонтеры, не выдерживали профессиональные спасатели, а Виталий продолжал искать родных.

В первый день поисков он наткнулся на разорванное ожерелье дочки, а затем — и на саму Диану. В отличие от большинства погибших тело девочки не было изуродовано, она будто спала.

Он не сошел с ума в этот момент и продолжал поиски. Искалеченные тела Светланы и Кости были найдены лишь на десятый день поисков.

Семьи Виталия Калоева больше не было.

«Единственное утешение — это ежедневное посещение их могил»

Он похоронил их во Владикавказе, поставив на их могиле удивительно красивый памятник, в который вложил всю душу и талант.

На сайте, созданном в память о жертвах катастрофы, он писал: «Жизнь моя остановилась на этой трагической дате 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями. Единственное утешение — это ежедневное посещение их могил на кладбище во Владикавказе, где они похоронены».

У него не осталось ничего. Было только желание получить ответ: почему произошла катастрофа и кто в ней виноват?

Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL столкнулись почти под прямым углом. В последние секунды пилоты увидели друг друга в ночном небе и изо всех сил отклоняли штурвалы, пытаясь избежать встречи. Но было слишком поздно.

Вертикальный хвостовой стабилизатор «Боинга» разрезал Ту-154 пополам. Ни у кого на борту российского самолета не было шансов выжить. Экипаж грузового «Боинга» пытался бороться, но лишившийся стабилизатора лайнер потерял управление и тоже рухнул на землю.

Всего в катастрофе погиб 71 человек.

Первый канал


Первый канал


Первый канал

«Козлами отпущения» хотели сделать погибших пилотов

Столкновение произошло в зоне ответственности диспетчеров частной швейцарской компании Skyguide. В ту ночь в диспетчерской не работала часть оборудования, один из двух диспетчеров ушел на обед и у пульта остался только 34-летний Петер Нильсен , который работал сразу на двух терминалах.

Нильсен не сразу увидел опасное сближение Ту-154 и «Боинга». Когда он понял, что ситуация становится критической, отдал указание российским пилотам снижаться.

На борту Ту-154 была система TCAS, отвечающая за автоматическое предупреждение опасных сближений. В отличие от диспетчера TCAS давала сигнал о наборе высоты. Однако экипаж Ту-154 опирался на инструкции, согласно которым приоритет отдается командам диспетчера.

В то же время «Боинг», следуя указаниям TCAS, тоже начал снижаться. Последней роковой ошибкой Нильсена стало то, что он проинформировал экипаж Ту-154 о самолете справа, в то время как «Боинг» приближался слева.

Руководство компании Skyguide категорически не хотело признавать вину. «Козлами отпущения» решили сделать погибших российских летчиков, обвинив их в незнании языка и низком уровне авиационной подготовки.

Но комиссия по расследованию признала: экипаж Ту-154 действовал точно по инструкции. То, что инструкции оказались несовершенными, никак нельзя вменять в вину пилотам. А вот ошибки и нарушения, допущенные компанией Skyguide и диспетчером Нильсеном, не вызывают сомнений.

«Мужчина с черной бородой»

Родственники погибших попали в ужасающую ситуацию. Адвокаты Skyguide предлагали им отказаться от претензий в обмен на выплату от 40 до 60 тысяч франков в зависимости от степени ущерба. При этом Skyguide, по мнению экспертов, могла рассчитывать на страховые выплаты, позволявшие остаться в плюсе после расчетов с родственниками.

Виталию Калоеву не нужны были деньги. Он хотел, чтобы эти солидные господа в костюмах признали вину и по-человечески извинились.

Через год после катастрофы он встретился с главой Skyguide Аленом Росьером . Он задавал ему все те же вопросы: о вине диспетчера, о вине компании. По словам Калоева, Росьер признал, что диспетчер мог предотвратить катастрофу. Потом сотрудники Skyguide будут говорить, что их босс был страшно напуган «мужчиной с черной бородой».

В ноябре 2003 года Виталий Калоев получил сухое официальное письмо, в котором его извещали о том, что компания Skyguide не видит причин приносить извинения.

Представители Skyguide отправили Петера Нильсена на «психологическую реабилитацию», постаравшись укрыть его от внимания прессы и родных погибших.

Но Виталий Калоев сумел узнать, где живет этот человек. 24 февраля 2004 года он появился на пороге дома Нильсена в швейцарском Клотене.

Роковая встреча

У Петера Нильсена были жена и трое детей, и, наверное, он мог понять горе Виталия. Но к визиту «мужчины с черной бородой», который протягивал ему фотографии погибшей семьи, Нильсен оказался совершенно не готов.

Понимал ли диспетчер то, что говорил ему человек, потерявший по его вине все? В любом случае он не хотел разговаривать с Калоевым.

По словам Виталия, он спрашивал, не хочет ли Нильсен извиниться, но тот ударил его по руке и попытался уйти.

Выскочившая на шум жена Петера Нильсена обнаружила мужа на земле в луже крови. Медики насчитали у диспетчера 12 ножевых ранений. Экспертиза установила, что они были нанесены складным ножом. Нильсен скончался на месте.

Виталия Калоева задержали в гостинице. Он заявил полиции, что не помнит, что случилось, но, судя по тому, что ему рассказывают, он мог убить Петера Нильсена.

Время не лечит

На суде Виталий повторял: этого бы не произошло, если бы виновные в катастрофе просто извинились бы перед ним и другими родственниками погибших.

26 октября 2005 года Калоев был признан виновным Верховным судом кантона Цюриха и приговорён к восьми годам заключения.

В сентябре 2007 года был оглашен вердикт по делу восьми сотрудников компании Skyguide, обвинявшихся в нарушениях, приведших к катастрофе над Боденским озером. Из восьми фигурантов дела четверых оправдали. Из оставшихся четырех трое были приговорены к условному заключению, один — к штрафу.

В ноябре 2007 года Виталий Калоев был досрочно освобожден за примерное поведение. Спустя несколько дней он вернулся в Северную Осетию. Вскоре он занял пост заместителя министра строительства и архитектуры.

В январе 2016 года Калоев вышел на пенсию.

Спустя 13 лет после катастрофы, навсегда сломавшей его жизнь, Виталий женился второй раз. Детей в новой семье у него не появилось.

Он говорит, что время не лечит, что жизнь считает прожитой зря, поскольку не смог уберечь родных.

На том месте, куда падали обломки самолетов, сегодня стоит монумент: разлетевшиеся жемчужины разорванного ожерелья…