Что случилось с семьей виталия калоева. Виталий Калоев: жизнь сначала. «Единственное утешение — это ежедневное посещение их могил»

В июле 2002 г. Ту-154 «Башкирских авиалиний», на котором летела семья Калоева, столкнулся в воздухе с грузовым «Боингом-757». Катастрофа, в которой погибло более 70 человек (в том числе 52 ребёнка) произошла близ Боденского озера в Германии.

Причиной стали неправильные действия 34-летнего диспетчера швейцарской авиакомпании «Скайгайд» (в переводе с английского - «небесный проводник») Петера Нильсена, который регулировал воздушное сообщение в районе – давал команды пилотам. Из-за невнимательности или усталости он слишком поздно понял, что курсы самолётов могут пересечься, а затем своими ошибками, перепутав право и лево, сделал ситуацию необратимой.

Однако руководство «Скайгайда» с самого начала стало отрицать свою вину, намекая, будто всё случилось из-за того, что российские пилоты якобы не знали английского. Не признал вину и Нильсен.

Авиадиспетчер Петер Нильсен (1968-2004)

Встреча Калоева и Нильсена стала роковой для обоих - осетин зарезал диспетчера, а сам угодил в швейцарскую тюрьму.

После гибели семьи в 2002-м Калоев погрузился в свое горе и родственники полагали, он никогда уже не вернется к прежней жизни. Как сегодня живет осетинский мститель? Принесла ли облегчение ему смерть Петера Нильсена?

"А что бы сделали вы, если бы увидели своих детей в гробу?" - этот вопрос когда-то задал журналистам старший брат Виталия Калоева - человека, который стал едва ли не народным героем Северной Осетии.

«АиФ» рассказал новое в этой истории.

Авиакатастрофа над Боденским озером

Человек, отомстивший за гибель близких, - личность неординарная. В 90-е он возглавлял строительное управление во Владикавказе. Здесь же, в родном городе, Калоев на собственные средства построил храм - он верил: это нужно сделать для того, чтоб уберечь детей от беды. Он женился в 1991-м. В том же году на свет появился сын Константин, а спустя семь лет родилась дочь Диана.

Виталий Калоев с югоосетинским ополченцем в Джаве. 9 августа 2008 г. Фото: АиФ / Владимир Кожемякин

Калоев поздно стал отцом - он очень серьезно относился к этому вопросу. А потому сперва построил дом, посадил дерево, а потом уже родил сына. С женой Светланой прожил вместе 11 лет. Сыну Косте было 10, дочке Диане - 4 года. Самому ему на момент катастрофы исполнилось 46. В июле 2002 года Виталий Калоев находился в Испании. Завершил в Барселоне крупный строительный проект и ждал семью. Жене Светлане долго не удавалось забронировать билеты, в московском аэропорту она с детьми провела три часа. И только в последние минуты приобрела "горящие" билеты на злополучный самолет.

Калоев покупал в супермаркете сладости для детей в тот момент, когда грузовой боинг врезался в фюзеляж российского авиалайнера. Самолет, на борту которого находилось 52 ребенка, разлетелся в воздухе.


Место падения самолета "Ту-154М". Фото: Reuters

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче:

Узнав о крушении самолета, Калоев купил авиабилет до Юберлингена. Боль в глазах странного русского была настолько велика, что сотрудники немецких служб позволили ему принять участие в поисковых работах.

Первое, что он нашел, - разорвавшиеся бусы дочери. Сегодня близ немецкого городка Юберлинген возвышается монумент в форме разорвавшейся жемчужной нити. Это память о Диане Калоевой и других пассажирах ТУ-154М.

«В десять утра я был на месте трагедии, - свидетельствует Калоев. - Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».

«У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах - они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать - кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

«Я руки на землю положил - пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле - или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник - с разорванной ниткой бус».

Месть

Виталий Калоев тщетно пытался добиться справедливости. Он не раз требовал объяснений от сотрудников швейцарской компании SkyGuide, но те лишь предлагали ему материальную компенсацию: родителям за погибшего ребёнка - 50 тыс. франков, супругу за супруга - 60 тыс., ребёнку за родителя - 40 тыс. Дети (и детям) - дешевле...

«На это я даже и не смотрел. Деньги в обмен на память?! Я понял: они не считают нас за людей! Это как на следствии, когда намеренно провоцируют задержанных... Мне вежливо, не занося слов в протокол, говорил тамошний прокурор: «У нас, в Швейцарии, воспитание ребёнка до 10 лет обходится в 200 тыс. франков. А самой жизни детей тут цены вообще нет». Он ждал, что я взорвусь, мол, получается, ваши дети бесценны, а мои не стоят даже того, чтобы за их смерть попросить прощения? Но я этого не сделал».

Потом Калоев показал ещё одно письмо адвокатов «Скайгайда», в котором он уведомлялся о том, что компании не за что перед ним извиняться: «И Россье тоже не стал извиняться. Если бы он извинился, то ничего бы не случилось».

Виталий Калоев среди ополченцев. 9 августа 2008 г. Фото: АиФ / Владимир Кожемякин

На суде в Швейцарии Калоев повторял то же самое. Подходил к Россье и другим управленцам «Скайгайда», задавая один и тот же вопрос: кто виноват? Ответа он так и не услышал.

С помощью частных детективов он узнал адрес человека, который в тот вечер находился за диспетчерской пультом. Приехал в Цюрих, отыскал нужный дом, постучал в дверь.

«Я постучал. Нильсен вышел, - рассказывал Калоев репортерам „Комсомольской правды“ в марте 2005 года. - Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: „Посмотри!“ Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось».

"Шансов выжить у него было больше, чем у моих детей", - вспоминал позже Калоев. Быть может, все бы было иначе, если б Нильсена выслушал его и попросил прощения... Полицейским не составило труда найти убийцу. Нанеся швейцарцу 12 ножевых ранений, Калоев вернулся в гостиницу. Он мог бы сбежать, но не сделал этого.

Как говорится в официальном заключении, когда фото упали, Калоев выхватил из кармана маленький складной швейцарский нож с 10-сантиметровым лезвием, бросился на Нильсена и нанёс ему 12 ударов в грудь, голову, ноги... Как потом сказали криминалисты, «порезал свою жертву на ремни перочинным ножиком».

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно - в ноябре 2008 года.

О семье Петера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал следующее:

«Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?».

Новая жизнь

В 2007-м после долгого судебного разбирательства и двух лет заключения Виталий Калоев вернулся в Северную Осетию, где его встретили как настоящего героя. Вскоре он занял должность заместителя министра архитектуры.

Виталий Калоев с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты в центре Джавы. Третий в кадре – ополченец югоосетинских вооруженных сил. 9 августа 2008 г. Фото: АиФ / Владимир Кожемякин

Теперь свободного времени у него станет больше. Недавно он отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

Во время его управления во Владикавказе было возведено много красивых зданий, например, телебашня на Лысой горе, с канатной дорогой и смотровой площадкой, которая крутится. Кавказский музыкально-культурный центр включает в себя амфитеатр и школу для талантливых детей.

«Виталий Константинович Калоев, о чьей судьбе известно на всех континентах земного шара, удостоен медали „Во Славу Осетии“, - сообщает сайт министерства строительства и архитектуры республики. - В день своего 60-летия он получил эту высшую награду из рук заместителя председателя правительства республики Северная Осетия-Алания Джанаева Бориса Борисовича».

Сейчас больше всего Виталий хочет, чтобы его оставили в покое:

«Частным человеком хочу прожить - всё, даже на работу не хожу».

Во-первых, сердце: шунтирование. Во-вторых, Виталий в 2015 году женился, через тринадцать лет после трагедии.

Его женой стала Ирина Дзарасова, которая работает инженером на ОАО «Севкавказэнерго». Свадьба прошла тихо и незаметно в кругу близких людей, по осетинским законам, в ЗАГС супруги не ходили.

Интервью женщина не дает. Но один из друзей Виталия Константиновича процитировал слова Ирины: "С каждым днем я люблю и уважаю Виталия все больше". Проживают они в большом и красивом доме, с лепниной и архитектурными изысками.

Что же касается трагедии, произошедшей в 2002 году, о ней Калоев не забыл.

"Время не лечит. Смириться со смертью детей невозможно", - говорит осетинский мститель.

«Непрощенный»

Не так давно Сарик Андреасян на основе фактов жизни Виталия Калоева снял фильм. Главную роль сыграл небезызвестный Дмитрий Нагиев, который считает свою работу в этом проекте, лучшей в его творческой карьере. В сентябре 2018 года, эта лента открывала престижный кинофестиваль в Германии.

Ранее была американская версия «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером.

Посмотрев эту картину, Калоев высказал свои претензии по поводу действия героя. Ему не понравилось, что тот везде ходит и просит, чтобы его пожалели. Мужчина заявляет, что он не просил, а требовал расследования, справедливого наказания и ждал извинений.

Виталий Калоев, казалось бы, обычный человек, советский архитектор и строитель. Но событие, произошедшее 1 июля 2002 года, в корне поменяло жизнь мужчины, полностью лишив ее смысла.


В авиакатастрофе Виталий Константинович потерял жену и двух детей. Убитый горем отец и любящий муж решил наказать виновного в произошедшей трагедии диспетчера Петера Нильсена. Эта история приобрела мировой масштаб: о поступке Виталия говорят не только в России, но и в других странах.

Детство и юность

Биография Виталия Калоева началась 15 января 1956 года в Северной Осетии, в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Рос мальчик в поселке Чермен в интеллигентной семье: его отец Константин Камболатович, осетин по национальности, преподавал в школе родной язык, а мать Ольга Газбеевна работала воспитательницей. У Виталия два брата и три сестры, среди них он младший.


В доме Калоевых на полках стояло много книг, так как отец семейства часто покупал литературу даже на последние деньги. Витя обожал читать эпос родной страны, а также произведения русских писателей. Маленький мальчик отличался умственными способностями: в 5 лет он уже спокойно учил стихи наизусть, в отличие от его братьев и сестер.

В средней школе одаренный мальчик учился с отличием, в его дневнике стояли одни пятерки. После окончания школы Калоев поступает в строительный техникум, а затем отправляется на службу в армию.

Карьера

После армии Виталий успешно сдал экзамены в Северокавказский горно-металлургический институт и поступил на архитектурный факультет. Время учебы Калоев не терял даром, талантливый студент подрабатывал прорабом на стройке, постигая азы профессии на практике. Бригада Калоева участвовала в возведении военного городка «Спутник» под Владикавказом.


Архитектор Виталий Калоев

В конце 80-х годов Виталий создал собственный строительный кооператив. Позднее архитектора пригласили на должность главы строительного управления в столице Северной Осетии. С 1999 года сотрудничал с испанской строительной фирмой, которая занималась возведением домов для выходцев с Кавказа.

Личная жизнь

По воспоминаниям Юрия, брата Виталия, со свадьбой младший Калоев не торопился. Константин Камболатович мечтал о женитьбе сына и даже вырастил четырех быков в качестве подарка на праздник, но Виталий сначала хотел встать на ноги, а потом заводить семью, чтобы обеспечить жену и детей.


С будущей невестой Светланой Гагиевской Калоев познакомился в банке, где та работала директором.

В 1991 году, зимой, влюбленные поженились, в семье Калоевых было масштабное торжество: наконец-то Виталий женился, да еще и невеста понравилась родственникам. У пары родились двое детей: сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998-м.


Костик хорошо учился в школе, а также интересовался космонавтикой. Виталий старался воспитывать своих детей в мире и согласии: семья Калоевых жила дружно, у мужчины сохранились домашние съемки со счастливыми временами, когда все улыбались. На видео из семейного архива Калоев носил свою дочку на руках и все время смеялся.

Авиакатастрофа и убийство диспетчера

Летом 2002 года Виталий работал в Испании, строил коттедж для заказчика. Из-за пребывания за границей мужчина не видел жену и детей 9 месяцев. Светлана с детьми решили навестить мужа в солнечной стране.

Приехав в московский аэропорт, семья Калоевых не приобрела билеты в Барселону из-за отмены рейса, но за три часа до отправления в путь женщине предложили места на самолет «Башкирских авиалиний», и Светлана сразу же согласилась. Их встретил брат Виталия Юрий, и, по его воспоминаниям, женщина паниковала, так как не успевала на рейс.


Самолет летел в Барселону, почти все пассажиры на борту – дети, которые получили бесплатные путевки в Испанию от государства за хорошую учебу и победы на олимпиадах. Поэтому компания решила распродать оставшиеся восемь мест: на борту самолета был 71 человек.

Авиалайнер пролетал над Германией ближе к ночи, управлением воздушными рейсами занималась частная швейцарская компания Skyguide. В момент трагедии в диспетчерской работали 2 человека, один из которых отлучился на перерыв. 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.


В диспетчерской была отключена часть оборудования, а также не работала телефонная связь. Петер Нильсен поздно заметил, что «Боинг», который летел в Брюссель, находится на одном эшелоне с самолетом Ту-154 «Башкирских авиалиний». Петер попытался исправить ситуацию и давал команды рейсу 2937 снижаться. В то же время электронная автоматическая система TCAS дала такую же команду на снижение «Боингу».

Пилоты рейса 611 пытались сообщить Нильсену, что они выполнили команду TCAS, однако авиадиспетчер давал инструкцию другому экипажу и прослушал сообщение команды «Боинга».


Перед трагедией за считанные секунды пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга и делали все возможное, чтобы аварии не произошло, полностью отклонив штурвалы.

Самолеты столкнулись под прямым углом над Боденским озером, неподалеку от городка Иберлинген в Германии 1 июля 2002 года в 21:35. Погибли все люди, находящиеся на борту обоих экипажей.

Виталий узнал о трагедии утром 2 июля. В 7 часов он позвонил брату Юрию и заплакал. Калоев незамедлительно вылетел из Барселоны в Швейцарию, а оттуда добрался до Иберлингена на место трагедии. Виталий вместе с полицейскими участвовал в поисковых операциях и вскоре самостоятельно нашел тело маленькой дочки.


После того как произошло столкновение двух самолетов, начались судебные процессы между авиакомпаниями. «Башкирские авиалинии» подали иск на Федеративную Республику Германия за то, что они пользуются услугами иностранных коммерческих организаций, и на Skyguide за халатность сотрудников и неисправность оборудования. Во время расследования Петер Нильсен не был уволен и по-прежнему продолжал выполнять свои рабочие обязанности. Winterthur, страховщик швейцарской авиафирмы, выплатили родственникам погибших компенсацию в размере $150 тысяч.

Похороны семьи состоялись на родине. Церемонию прощания посетили несколько тысяч соотечественников. После случившегося Виталий Калоев утратил смысл жизни, заключавшийся в семье. Практически каждый день убитый горем отец проводил на кладбище. Работа потеряла для него значение.


Виталий Калоев у могилы жены и детей

Единственное, в чем Виталий видел для себя цель – это обычные человеческие извинения и признание своей вины Петером Нильсеном, который, по мнению мужчины, виноват в произошедшей трагедии. Диспетчер отделался только штрафом и продолжал работать в Skyguide, живя нормальной жизнью с женой и маленькими детьми.

Летом 2003 года Виталий приехал в компанию «Скайгайд» в поисках справедливости. Мужчина надеялся дождаться извинений за сломанную жизнь. По воспоминаниям директора швейцарской организации Аллена Росьера, Виталий вел себя возбужденно, постоянно спрашивая у диспетчеров, виноват ли в случившемся Нильсен. Также он добивался встречи с Петером, который работал в тот день, но получил отказ.


Калоев перестал верить в Бога, продолжал самостоятельно искать справедливость. Зимой 2004 года, надеясь поговорить с Петером, Виталий отправляется в швейцарский городок Клотен. Соседка Нильсена подсказала мужчине, где находится дом авиадиспетчера.

Стоя на пороге с фото жены и детей, Виталий постучался в дверь виновника трагедии. Нильсен открыл. Калоев начал объясняться с диспетчером на ломаном немецком языке, показывая фото, надеясь, что преступник раскается. Вместо того, чтобы извиниться перед незнакомым мужчиной, Петер толкает его, и фотографии падают на землю.


24 февраля 2004 года Нильсен скончался от 12 ножевых ранений на пороге собственного дома в присутствии своих родных. Калоев не признавался в содеянном, но и не отрицал своей вины, потому что из-за помутнения рассудка не помнит, что произошло в тот день.

Швейцарский суд приговорил Калоева к 8 годам лишения свободы, доказав, что тот убил диспетчера. Когда Виталий Константинович отбывал срок, на его имя в тюрьму прибывали письма со всего мира от неизвестных людей, которые выражали соболезнования заключенному. Посланий было так много, что их считали на вес. За 2 года накопилось порядка 20 кг писем, которые архитектор забрал после освобождения.

Осенью 2008 года Виталий был выпущен досрочно за примерное поведение. В России этого человека встречали как настоящего героя. Калоев признается: ему было приятно, что его поддерживали сотни людей, но сам он себя героем не считает и не хочет, чтобы его жалели.


После освобождения Виталий сумел наладить личную жизнь. Мужчина обрел новую любовь и в 2012 году женился во второй раз. Его супругой стала Ирина Дзарасова, инженер ОАО «Севкавказэнерго». На свадьбе присутствовали только близкие молодоженов. Сейчас Калоев и его супруга живут в том доме, который Виталий построил для первой семьи. Это большое здание со множеством комнат, лепниной выполнено в национальной стилистике. Архитектор возводил особняк с надеждой, что здесь будут жить его дети и внуки.

Виталий Калоев сейчас

С 2008 года Виталий Калоев занимал пост заместителя министра строительства в Республике Северная Осетия. В день своего 60-летия вышел на пенсию. Несмотря на то, что трагедия над озером Боден произошла в 2002 году, об этом страшном событии помнят до сих пор.

7 апреля 2017 года вышел фильм «Последствия», снятый по мотивам реальных событий, в котором роль Виталия Калоева исполняет Арнольд Шварценеггер. Местом действия был выбран город Коламбус, штат Огайо. Имя главного героя и его история жизни изменены. В американской драме его зовут Виктор, и он – эмигрант из России

Сам Виталий в интервью признается, что остался недоволен игрой знаменитого актера: по его словам, Арнольд стремится вызвать жалость у зрителей, что противоречит мировоззрению Калоева.

13 апреля 2017 года на Первом канале вышла передача «Пусть говорят», посвященная ужасной трагедии и памяти погибшим. Летом 2018-го на НТВ трагедии осетинского архитектора была посвящена программа «Новые русские сенсации: Виталий Калоев. Исповедь мстителя».

«Пусть говорят» — «Трагедия над Боденским озером. 15 лет спустя»

В российском кино также не смогли пройти мимо истории Виталия Калоева. Сарик Андреасян стал режиссером драмы «Непрощенный», в которой главного героя представил на экране Дмитрий Нагиев. Премьера состоялась 27 сентября 2018 года. Сам исполнитель главной роли считает эту работу лучшей в своей творческой карьере.

Фильм 2018 года «Непрощенный» — трейлер

В кинокартине также снялись Роза Хайруллина, Михаил Горевой, Ирина Безрукова. На первом открытом кинофестивале «Хрустальный источникъ», который проходил в Ессентуках, фильм получил 3 награды.

С чего все началось?

1 июля 2002 года из Москвы в Барселону вылетел самолет Ту-154, на борту которого были 52 ребенка (большинство из них - лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, дети госслужащих и руководителей учебных заведений), летевшие на отдых в Испанию.

До этого они опоздали на свой рейс - и компания «Башкирские авиалинии» организовала дополнительный. Причем воспользоваться этим рейсом предлагалось и другим опоздавшим пассажирам. В итоге за три часа до отлета было продано восемь горящих билетов. Среди покупателей была экономист Светлана Калоева из Владикавказа, которая с десятилетним сыном Костей и четырехлетней дочерью Дианой собиралась навестить в Барселоне мужа - архитектора Виталия Калоева. Они не виделись девять месяцев.

Как произошло столкновение над Боденским озером?

В 21.35 по всемирному координированному времени Ту-154 столкнулся в воздухе с «Боингом-747», следовавшим из Бахрейна в Брюссель (на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота). Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера, - причем, несмотря на то что оба самолета в тот момент находились над территорией Германии, воздушным движением управляла швейцарская компания Skyguide, а в диспетчерском центре в Цюрихе в ночную смену работали всего два (!) авиадиспетчера.

Когда один из них ушел на перерыв - на дежурстве остались лишь 34-летний Петер Нильсен и ассистентка. При этом Нильсену приходилось работать одновременно за двумя терминалами. Поскольку часть оборудования в помещении была отключена, диспетчер слишком поздно заметил, что самолеты находятся в опасной близости друг от друга. За минуту до столкновения он постарался исправить ситуацию и передал на Ту-154 инструкцию о снижении, хотя автоматическая система предупреждения опасных сближений, наоборот, рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошел и «Боинг-747», но Нильсен не услышал его сообщения, а также совершил роковую ошибку, сказав команде Ту-154, что «Боинг» находится справа (в то время как на самом деле он находился слева).

За секунды до столкновения пилоты самолетов увидели друг друга и предприняли отчаянную попытку предотвратить катастрофу - но их это не спасло. 69 человек на Ту-154 и два пилота «Боинга» погибли. При этом, несмотря на то что некоторые обломки лайнеров упали во дворы жилых домов, на земле, по счастью, никто не пострадал.


Что было после трагедии?

Спустя два года комиссией, созданной Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий, была установлена причина столкновения и указаны ошибки руководства компании Skyguide, которое не обеспечило диспетчерский центр достаточным количеством персонала в ночную смену (и долгое время мирилось с тем, что только один диспетчер управлял воздушным движением, пока его напарник отдыхал). Помимо этого, оборудование, которое должно было подсказать об опасном сближении, было отключено для техобслуживания. Также была отключена телефонная связь, а дублирующая телефонная линия неисправна.

На следующей день после трагедии о всех подробностях еще никто не знал, но один отчаянный человек уже вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Германию - в Иберлинген. Сначала полиция не пускала его на место катастрофы, но ему удалось убедить их, что на борту Ту-154 были его жена и дети. В итоге личные поиски мужчины увенчались тем, что он сначала нашел бусы своей дочери Дианы, а затем и ее тело. Этого человека звали Виталий Калоев, а найденное им жемчужное ожерелье дало название мемориалу «Разорванная жемчужная нить», установленному позже на месте трагедии.

Кто такой Виталий Калоев?

Виталий Калоев - архитектор из Владикавказа. Самый младший ребенок в семье осетинских педагогов. С отличием окончил школу, отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, работал по профессии. До 1999 года возглавлял во Владикавказе строительное управление, пока не заключил контракт с одной фирмой и не уехал в Испанию проектировать дома.


© Игорь Кубединов / ИТАР-ТАСС

Калоев убил диспетчера?

Тогда никто официально не называл Петера Нильсена виновником столкновения, а Skyguide лишь временно отстранила его от работы и отправила на психологическую реабилитацию, даже не наложив штрафных санкций. Спустя год после трагедии Калоев приехал на траурную церемонию в Иберлинген и, будучи в возбужденном состоянии, жутко напугал главу Skyguide Алана Росье. Затем он отправился в офис компании, где стал допытываться у ее сотрудников, виноват ли в случившемся диспетчер, и добиваться встречи с Нильсеном.

Фотографию диспетчера Калоев в итоге получил в московском детективном агентстве, в которое обратился после катастрофы. 24 февраля 2004 года Калоев появился на пороге дома Нильсена, попросил разрешения войти и показал ему снимки своих погибших детей, чтобы тот извинился за случившееся. Но, по словам архитектора, диспетчер оттолкнул его, фото упали на землю - а дальше Калоев «ничего не помнит».

Суд установил, что Калоев нанес Нильсену 12 ножевых ранений, от которых тот и умер. Убийство произошло в присутствии жены диспетчера и троих его детей. Калоев получил восемь лет тюрьмы строгого режима. Однако спустя какое-то время мужчина раскаялся и $150 000 компенсации, выплаченные авиакомпанией, передал семье диспетчера. Позднее Калоев был досрочно освобожден и вернулся на родину, где был крайне тепло (практически как герой) встречен в аэропорту, что поспособствовало появлению недоуменных .


«Последствия» - первый фильм, посвященный этой авиакатастрофе?

Нет, до этого столкновение над Боденским озером было подробно освещено в двух сериалах телеканала National Geographic («Расследования авиакатастроф» и «Секунды до катастрофы»), нескольких документалках и телефильме «Полет в ночи - катастрофа над Иберлингеном». Также оно легло в основу немецкого фильма и даже русского

Который не смог смириться с потерей семьи при крушении пассажирского самолета над Боденским озером 1 июля 2002 года.

1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL и пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии». Катастрофа унесла жизни 71 человека. Погибли два пилота «Боинга», девять членов экипажа Ту-154 и 60 пассажиров, 52 из которых были детьми.

В ту роковую ночь авиадиспетчер Петер Нильсен остался на дежурстве один. По некоторым данным, его коллега в нарушение правил уснул на рабочем месте. Когда грузовой самолет и пассажирский лайнер находились в небе над Боденским озером, Нильсен заметил, что их маршруты пересекаются. Но счет уже шел на секунды.

Авиадиспетчер отдал пилотам Ту-154 команды о снижение, и они сразу же приступили к выполнению его указания. Вместе с этим в кабинах обоих самолетов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS), которая скомандовала пассажирскому лайнеру набирать высоту, а грузовому, наоборот, снижаться. Российские пилоты решили продолжить выполнять указания диспетчера, но грузовой борт начал снижаться по команде TCAS. Пилоты известили об этом Нильсена, но он не услышал этого.

В 21:35 на высоте 10,6 метра «Боинг» врезался в фюзеляж Ту-154. Пассажирский самолет развалился в небе на четыре части. Грузовой борт потерял управление. Они упали в семи километрах друг от друга.

На борту погибшего пассажирского лайнера оказалась Светлана Калоева с детьми - десятилетним сыном и четырехлетней дочерью. На самолете «Башкирских авиалиний», следовавшем из Уфы в Испанию , они летели к отцу семейства, который на тот момент уже два года работал там по контракту в строительной фирме. Семья собиралась вместе провести отпуск.

Изначально планировалось, что жена и дети вылетят 29 июня, но к этому времени они не успели подготовить все необходимые для поездки документы. Когда же все было собрано, в аэропорту им предложили рейс с детьми из Башкирии , которые направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО . На борту оказалось три свободных места.

Муж и отец погибших Виталий Калоев позже сам прибыл на месте трагедии. Сообщалось, что он первым нашел разорванные бусы своей дочери, а через три километра - ее тело. Однако автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» Ксения Каспари рассказала RT, что он не участвовал в поисках, но видел фотографии найденных тел и на одном из первых узнал свою дочь. Писатель отметила, что она упала на дерево и казалась почти неповрежденной.

Как говорят родственники Калоевых, спустя полтора года после трагедии глава семейства так и не смог смириться с потерей близких. Он бросил работу за границей и переехал в Россию.

Ответственность за случившееся никто на себя не брал. У родственников погибших никто не просил прощения. Сам диспетчер отказывался признать свою вину. После авиакатастрофы его отстранили от работы, а в отношении компании SkyGuide и ее руководства швейцарские следователи провели уголовное расследование.

В мае 2004 году Германия опубликовала итоги расследования, где было заключено, что в столкновении самолетов виноваты швейцарские диспетчеры. Тогда Skyguide была вынуждена признать вину, и через два года после крушения директор диспетчерской компании все же принес извинения семьям погибших. Через три года всем виновным вынесли приговор.

Но к февралю 2004 года Калоев не дождался ни извинений, ни наказания виновных, поэтому единственным способом восстановить справедливость он видел самосуд.

Одержимый жаждой мести 48-летний Калоев прилетел в Цюрих 18 февраля 2004 года. Он поселился в гостинице в местечке Клотен, где проживал со своей семьей 36-летний авиадиспетчер SkyGuide Петер Нильсен. Некоторые СМИ сообщали, что россиянин в течение нескольких дней наблюдал за домом своей будущей жертвы и подбирал удачный момент для нападения.

Выбор пал на вечер 24 февраля. Калоев подошел к дому и постучал в дверь. Ничего не подозревающий Нильсен вышел на террасу вместе с женой и двумя детьми, заинтересовавшимися поздним гостем. В доме остался третий ребенок. Перед членами семьи Нильсена стоял россиянин, державший в руках фотографии своих погибших жены и детей. «Посмотри», - произнес он по-испански и протянул диспетчеру снимки. Но тот оттолкнул нежданного гостя, выбив фотографии из его рук. По некоторым данным, Нильсен даже засмеялся.

Что было дальше, по словам Калоева, он не помнит: пелена гнева захлестнула его, из глаз брызнули слезы. Но продолжение истории известно следователям. Увидев снимки на земле, россиянин достал складной нож и нанес стоявшему перед ним мужчине удары в грудь, живот и горло. Нильсен скончался на месте от 12 ножевых ранений.

Калоев даже не пытался скрываться. Он ушел, бросив во дворе дома нож, который на следующий день обнаружила полиция. Правоохранители обратили внимание на показания жены и соседей убитого, которые утверждали, что преступник говорил со славянским акцентом. Тогда было сделано предположение - убийство совершил кто-то из родственников погибших пассажиров Ту-154 из мести.

Калоева задержали почти сразу после преступления в гостинице. Следователь Паскаль Госснер тогда рассказал, что задержанный обратил на себя внимание еще во время мемориальной церемонии в городе Уберлингер в августе годом ранее - он расспрашивал всех о том, кто конкретно виновен в случившемся.

Сам убийца рассказал следователям, что хотел добиться от диспетчера извинений.

В октябре 2005 года Верховный суд Цюриха признал Калоева виновным в убийстве и приговорил к восьми годам с отбыванием срока в каторжной тюрьме (швейцарский аналог колонии строгого режима). Как отмечает Swissinfo, судьи пришли к заключению, что убийство было умышленным, так как преступник не остановился после первых ударов, а продолжил убивать Нильсена.

Едва ли можно утверждать, что Калоев раскаялся в содеянном. Корреспондент РИА «Новости» сообщил, что во время вынесения приговора подсудимый даже отказался вставать. «Меня обвиняют в том, что я похоронил своих детей. Зачем я буду вставать?» - заявил он.

Впрочем, тюремный срок для убийцы диспетчера оказался гораздо короче, чем предполагалось. Уже 8 ноября 2007 года Верховный суд Швейцарии постановил освободить Калоева.

«Я очень рад этому. Это, конечно, акт справедливый, потому что человек прошел ужасную муку и совершил преступление в результате невероятных мучений. И это акт гуманизма», - сказал радио «Маяк» адвокат Генрих Падва , представители адвокатского бюро которого участвовали в защите Калоева.

Через пять дней после освобождения Калоев вернулся в Москву, а на следующий день прилетел в родной Владикавказ. В аэропорту собрались сотни жителей Северной Осетии и около ста журналистов. Глава Северной Осетии Таймураз Мансуров встретил его прямо на взлетной полосе.

«Я знал, что меня ждут родные, что за меня болеют земляки, но даже не подозревал, что встреча будет такой масштабной. Мне даже стало неудобно от такого внимания. Столько людей радовались моему возвращению», - говорил тогда Калоев «Газете.Ru».

Всего через два месяца после своего освобождения председатель правительства Северной Осетии назначил бывшего заключенного россиянина заместителем министра строительства и архитектуры республики.

История Калоева вдохновила как российских режиссеров, так и западных. 7 апреля 2017 года в американский прокат вышла картина «Последствия», главную роль в которой исполнил Арнольд Шварценеггер . По сюжету жена и дочь главного героя погибают в авиакатастрофе по вине авиадиспетчера Пола (Скут МакНэри). Полу и его семье приходится скрываться от публичного гнева и в частности от главного героя, который хочет во что бы то ни стало найти диспетчера.

Сам Калоев заявил, что разочаровался после просмотра этого фильма. По его словам, помимо игры Шварценеггера его расстроило то, что на протяжении всего фильма главный герой пытается вызвать к себе жалость. При этом сам Калоев жаждет не жалости, а справедливости.

Он предположил, что создатели картины намеренно пытались обойти стороной ошибки руководства авиакомпании, сделав из авиадиспетчера жертву обстоятельств. «Фильм абсолютно неинтересный», - резюмировал Калоев.

В российской версии кинокартины, снятой по этой истории, роль Калоева исполняет Дмитрий Нагиев . Лента «Непрощенный» увидела свет лишь в 2018 году, хотя работа над ее созданием началась еще в 2016. Как отмечал режиссер Сарик Андреасян , перед началом работы над лентой со сценарием ознакомился сам Калоев и «дал свое благословение».

Десять лет назад в небе над Германией произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154 и грузового Boeing-757, столкнувшихся в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании "Башкирские авиалинии", выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и пять взрослых. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. По трагической случайности в самолете - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту. Грузовым "Боингом" управляли два пилота.

От столкновения Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях немецкого города Юберлинген.

В результате авиакатастрофы - 52 ребенка и 19 взрослых.

Трагедия произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из центра воздушного контроля "Скайгайд" (SkyGuide), действующего в одном их крупнейших европейских аэропортов Цюрих‑Клотен (Швейцария).

В ту ночь в авиадиспетчерском центре "Скайгайд" на рабочем месте находился один дежурный диспетчер вместо положенных двух - Питер Нильсен. Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны.

Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов,11 раз пытался дозвониться - и безуспешно.

После авиакатастрофы Нильсен был отстранен от работы, а в отношении компании "Скайгайд" и ее руководства швейцарские следственные органы провели уголовное расследование.

24 февраля 2004 года Питер Нильсен в пригороде Цюриха Клотене гражданином России Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе над Боденским озером всю свою семью - жену, дочь и сына. В этот день Калоев пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю, что привело к потере контроля над собой убитого горем человека.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и . В ноябре 2007 года он был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. В 2008 году Виталий Калоев строительства и архитектуры Республики Северная Осетия ‑ Алания.

Сразу после катастрофы швейцарская компания "Скайгайд" возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски.

В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы.

Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым "Боингом" из "Скайгайд".

Диспетчерский центр в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Экипаж российского Ту‑154 выполнял команду диспетчера на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту.

Только после публикации отчета компания "Скайгайд" признала свои ошибки и, спустя два года после катастрофы, ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил президенту России Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.

В декабре 2006 года директор "Скайгайд" Ален Россье .

В сентябре 2007 года окружной суд швейцарского города Бюлах признал четверых сотрудников авиадиспетчерской службы "Скайгайд" виновными в преступной халатности, приведшей к авиакатастрофе над Боденским озером. Всего перед судом предстали восемь сотрудников швейцарской компании. Обвиняемые , переложив ее на убитого диспетчера Питера Нильсена.

Четверо менеджеров "Скайгайд" в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Компания "Скайгайд" предложила семьям жертв катастрофы определенную компенсацию при условии нерассмотрения их иска в одном из судов США. Часть семей не согласилась с этим предложением и на заседании комитета родителей погибших детей в июне 2004 года в Уфе, в котором приняли участие 29 человек, было , в том числе и по выплате компенсаций, в судебном порядке.

1 июля 2004 года стало известно, что иски в суды США и Испании на швейцарскую диспетчерскую службу "Скайгайд" , потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером.

В феврале 2010 года Федеральный административный суд Швейцарии родственникам жертв авиакатастрофы.открыт мемориальный комплекс , посвященный жертвам катастрофы.

В 2004 году на месте трагедии в германском городе Юберлинген в авиакатастрофе, представляющий собой разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов.

В 2006 году в Цюрихе, напротив здания компании "Скайгайд", была , представляющая собой спираль, на которой установлены 72 свечи в память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников