Протоиерей михаил ардов как связаться. Михаил ардов. Вам понравился материал? подписывайтесь на нашу email-рассылку

- Михаил Викторович, ваша неоднократно изданная книга воспоминаний «Легендарная Ордынка» посвящена людям поистине баснословным – Ахматова, Пастернак, Надежда Мандельштам , Бродский , Мария Петровых, Шостаковичи. А, в то же время, вот вы передо мной, - веселый, молодой, задорный человек, - как-то даже не верится…

По этому поводу у меня был смешной разговор. Когда я в 92-м году написал свою «Легендарную Ордынку», то, по совету приятеля, отдал ее в «Новый мир», позвонив тогдашнему главному редактору Залыгину . Я позвонил, представился, секретарша дала ему трубку, я говорю: «Сергей Павлович, у меня есть мемуары о таких-то лицах». Он помолчал и спросил: «А что, вы их всех знали?». Я говорю: «Да. Кого-то ближе, кого-то нет». Потом я отвез в середине недели рукопись, а через два или три дня, в выходной день он позвонил с дачи и сказал, что берет это в журнал, ему нравится, и говорил такие слова, что мне неудобно повторять.

-Ваши мемуары выстроены фрагментарно, в центре каждого эпизода лежит или афоризм , или анекдот. Так писали древние. Книга исчерпывающих фрагментов складывается так, что кажется – ничего нового вспомнить уже нельзя. Написанное столь ярко закрывает все остальное или что-то еще вспоминается по ходу?

Все время что-то такое вспоминается. Сейчас я как раз занят тем, что по заказу одного издательства перевожу эти тематические фрагменты в хронологически единое повествование применительно к своей жизни. Естественно, многое дополняется новыми деталями, сценками, рассказами о встреченных мною людях. Но, в принципе, как записала в записной книжке Ахматова, и я уже цитировал это и непременно процитирую опять, - человеческая память подобна прожектору. Она выхватывает из темноты какие-то детали, а вокруг остается абсолютный мрак. Поэтому, она говорит, непрерывность в мемуарах это фальшивое качество. Я тоже так считаю. Мемуары должны быть фрагментарны. Это я понял довольно рано, как только начал их писать.

- Чтение чужих воспоминаний, например, Анатолия Наймана , получивших скандальную известность, наводят на какие-то новые мысли?

Я уже несколько раз отвечал в печати по поводу его повести «Б. Б. и другие», касающейся семейства профессора Мейлаха и его сына, Михаила Борисовича, в свою очередь, профессора Страсбургского университета. Это и пасквиль, и чудовищная неблагодарность по отношению к людям, у которых он ел, пил, неделями жил на даче. Не хочу этого больше касаться. Бог ему судья. Прошлой зимой я был в Калифорнии по церковным делам и два дня жил в доме Аси Пекуровской , первой жены Довлатова . Туда пришел наш приятель Женя Боданский, человек повышенного чувства справедливости, который страшно осуждал Наймана за то, что в своих мемуарах тот никогда не пишет о своей первой жене Эре Коробовой , с которой они прожили довольно много лет. Мы сидели втроем в гостиной, и я на это говорю: «Понимаешь, у всех мемуары, а у Наймана – мимоэры». Боданский чуть не упал с дивана от смеха, а Ася спрашивает: «Простите, вы это прямо сейчас придумали?» Я говорю: «Нет, я два года готовился, чтобы здесь это сказать».

-Про Бродского вы все вспомнили?

Нет, как раз финалом новой мемуарной прозы, которую я пишу, беря частью старое, а частью дописывая новое, будет, я думаю, наша последняя встреча в феврале 95-го года, а потом смерть Бродского и его похороны.

-Был у вас какой-то момент, когда вы поняли, что гении, которые были вокруг, ушли, и все кончилось, сам состав времени стал иным?

Было, и на это обратил мое внимание . Это было в день похорон Анны Ахматовой . На гражданской панихиде в союзе писателей я, к счастью, не был, но и над могилой говорилось Бог знает что. Например, выступал Сергей Владимирович Михалков , который сказал фразу, имеющую в России особое звучание: «Настоящее искусство не имеет срока». Что такое «иметь срок» мы знаем. А потом выступил Арсений Александрович Тарковский , который единственный сказал человеческую фразу. Он сказал: «Пусть земля ей будет пухом». Потому что все остальное, что там говорилось, было абсолютно негоже. А потом самые близкие ей люди пошли на ее дачу в «Будку», там священник отслужил панихиду, это Лев Николаевич , ее сын, выхлопотал. Потом начались какие-то поминки, мы ели, выпивали. И тут, я помню, как ко мне подошел Арсений Александрович, а мы с ним тогда были довольно близки, у меня есть его письма, книжки, он знал, что я люблю его стихи, потом мы отдалились, когда моя жизнь пошла по другому руслу. И он подошел ко мне и буквально со слезами на глазах сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь. «Как же теперь жить будем, Миша?»

-Это ощущение конца было?

Да, он был старше нас всех и понимал, что с уходом Ахматовой перевернулась страница в истории русской литературы, и дальше все будет лишь мельчать. За шесть лет до этого ушел Пастернак , теперь Ахматова, кончился серебряный век, началось безвременье. Я это запомнил и несу.

-А общий писательский быт 40-50-х годов, которого вы были свидетелем?

Если честно сказать, я советских писателей не любил. Это, действительно, крапивное семя. Мне хотелось бы сделать то же, о чем сообщал Мандельштам в «Четвертой прозе» по поводу писателей, которые писали заведомо разрешенные вещи: «я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Дом Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чаю и дав каждому в руки анализ мочи Горнфельда ». ЦДЛ мне всегда был отвратителен. Большое количество советских письменников в одном месте меня угнетало.

-С другой стороны, вы неоднократно писали, что и актеры вам не нравятся?

Надо сказать, у меня был момент интереса к театру в начале 60-х, когда открылся «Современник», там играл мой младший брат Борис. Там, действительно, были веселые спектакли, ощущение воздуха. «Голый король» был хорош. Прекрасный спектакль был по пьесе Володина «Назначение». Кроме того, они открыли у себя в подвале кафе, где продавалась водка без наценки, что, пардон, тоже в юности нас очень привлекало. Что-то такое в тот момент было настоящее. Мы недавно встретились на телевидении с Галей Волчек и очень обрадовались друг другу. А сейчас пойти в театр для меня абсолютно невозможная вещь. И не только канонически. Ну, что актеры… Прежде всего, это женская профессия, даже если они мужчины. Потому что намазывать свое лицо, выходить и стараться всем понравиться – это абсолютно не мужское дело. То, что актеры не мужчины, я прочел на первой странице книги Эфроса . Такое же мнение высказывал Андрей Тарковский . Я не точно цитирую, но он говорил о них как о злых и развратных детях. Актеры по своей природе - инфантильны . И беда нашего общества, что чуть ли не главные учителя жизни на телевидении это актеры. Что могут сказать люди, чья профессия – говорить чужие слова? Как говорил классик, их место в буфете, а не на телевидении. Я видел вручение премии «Оскар» покойному Феллини . Вручали «Оскара» такие актеры как Марчелло Мастрояни и Софи Лорен. Ни тот, ни другая не произнесли ни единого слова. Только Софи Лорен спросила: можно я вас поцелую? На что Феллини сказал: да, я этого очень хочу. Все остальное время говорил Феллини . Представьте, если бы это вручала наша парочка, чего бы они там наговорили!

-Как вы жили, если трещина проходила внутри семьи. Папа – советский писатель-юморист, мама актриса МХАТа, братья - актеры?

Понимаете, на уровне семьи такие принципиальные вопросы не только не решались, но и не вставали. Мой брат, Алексей Баталов , исключительно одаренный человек, все его родственники были во МХАТе. Когда делали фильм обо мне на REN -TV , меня провоцировали, чтобы я говорил отрицательно об актерах, а потом подсовывали это ему. Сейчас делается фильм о нем, и снова меня спрашивают об отношении к театру и актерам, чтобы потом показать ему, и он отвечал. Но стравливаемся мы только телевидением. В обычной жизни мы это не обсуждаем. Это вынесено за скобки.

[ мама - О1908 году . Актриса МХАТа . появилась на экране лишь дважды – в фильмах "Человек остался один" (1930) и "Я вернусь" (1935). Алексей Баталов . Второй муж писатель В иктор Ефимович Ардов ]

-А что читаете?

Только нон-фикшн. Я ни строчки не прочел ни Пелевина, ни Сорокина, ни Ерофеева, который лже-Ерофеев. Мне это не интересно. Когда-то Льва Толстого в конце жизни спросили, почему он перестал писать романы . Он ответил совершенно гениально. Он сказал: с тех пор, как меня перестало интересовать, что господин такой-то влюбился в госпожу такую-то, я романов не пишу. Меня же это перестало интересовать до такой степени, что я их уже и не читаю. Честно скажу, что могу сейчас читать прозу только трех авторов, - Пушкина, Гоголя и Лермонтова. Я взял в Америку «Анну Каренину». Действительно, замечательный роман. Понимаю, насколько это хорошо сделано, своеобразно, какое мастерство. А читать не смог.

Да, но оттого, что все это специально сделано, сбито вместе, читать не могу. Вижу швы, вижу, как он подставляет одно к другому. Всюду, как говорил незабвенный Гриша Горин, стоят рояли в кустах. Более искусно замаскированные, но во всех кустах по роялю, которые вовремя вступают в игру. Мало того, друг, у которого я жил в Америке, больше всего в русской литературе любит «Хаджи-Мурата». У меня была масса времени. Я взял его и прочел не больше семи страниц. Мне даже было стыдно это сказать ему. Меня и так считают юродивым .

-Движение к религии в 60-е годы было в духе времени?

У меня это происходило совершенно индивидуально. Только потом, в начале 70-х я познакомился с о. Стефаном Красовицким , бывшим известным поэтом, и мы с ним сблизились. А тогда я вспоминаю, как Бродский рассказал мне, что однажды покойный Андрей Сергеев был поражен, прийдя в церковь на Ордынке, где я еще не прислуживал, но тогда был какой-то праздник, и вдруг из боковой двери алтаря я вышел в костюме со свечкой. Он был удивлен, и Бродский мне это передал с его слов. Это был период моего воцерковления.

-А сам Бродский удивлен не был?

Нет, он знал. Кстати, однажды, как сейчас помню, мы с ним шли по Климентовскому переулку, и я его спросил: «Иосиф, а вы не думаете креститься?» Он посмотрел на меня и сказал по-английски: «I am jew ». Я – еврей. Притом, что он посмеивался над иудаизмом, а Израиль часто называл «ближневосточное государство Жидостан».

-“Jew ” – это было внутреннее препятствие, трудно формулируемое?

У меня есть его письмо. Вообще-то мы с ним не переписывались, но где-то в 95-м году, летом, он написал мне из Америки спрашивая, что я думаю по следующему поводу. Я почти точно цитирую: как я полагаю, принадлежность к той или иной конфессии расширяет метафизические возможности человека или не расширяет? Я ему, естественно, ответил, что, на мой взгляд, - расширяет. Это было наше с ним последнее на эту тему рассуждение.

-А у него были сомнения?

Не то, чтобы сомнения. Его жена, Мария, практикующая, верующая католичка. Поэтому, так или иначе, в его жизнь вошла некая конфессия. Это одно. У него самого был большой интерес к христианству. Я по нем панихиды не служил, поскольку он был человек не крещеный. Но, естественно, насколько могу молиться канонически, желаю ему спасения. Господь Сам ведает, кого, как и почему спасать

Беседовал Игорь Шевелев

Протоиерей Михаил Викторович Ардов родился в 1937 году в Москве. В 1960-м окончил факультет журналистики МГУ. В 1980 году принял священный сан в Ярославской епархии Московского патриархата, впоследствии служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую зарубежную церковь , став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Преосвященным Валентином (Русанцовым). В настоящее время является настоятелем храма на Головинском кладбище в Москве. Отец - Зильберман (Ардов - псевдоним) Виктор Ефимович родился 21 октября 1900 г. в Воронеже - активно занимается литературной деятельностью, будучи автором книг: "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни" (М., 1995), "Вокруг Ордынки" (СПб., 2000), "Легендарная Ордынка. Портреты" (М., 2001), "Шостакович" (журнал "Новый мир" за 2002 год). Умер 25 февраля 1976 года в Москве. Мать - Ольшевская Нина Антоновна, родилась в 1908 году, окончил а школу-студию Станиславского, а ктриса МХАТа . П оявилась на экране лишь дважды – в фильмах "Человек остался один" (1930) и "Я вернусь" (1935). Первый муж Владимир Баталов . Сын Алексей Баталов . Второй муж писатель В иктор Ефимович Зильберман (Ардов). Э.Г.Герштейн посвятила Н.А.Ольшевской специальную работу, включающую в себя и письма Ахматовой, и воспоминания Нины Антоновны (см. сб. «Воспоминания об Анне Ахматовой» – М. Советский писатель, 1991).

Отец Михаил, в миру известный как Михаил Ардов, — младший брат Алексея Баталова. Со знаменитым актером у них одна мать, но разные отцы. С Баталовым они были по-настоящему близкими людьми.

Михаил Ардов : «У нас связь никогда не прерывалась, старался заезжать к ним».

О брат узнал одним из первых. Народный артист , где проходил реабилитацию после перелома шейки бедра. Брат видел, что народный артист угасает.

Михаил Ардов : «Когда последний раз навещал недели три назад в больнице, он совсем был плохонький. И такое бледное лицо, что я в жизни не видел ни у одного человека такого бледного лица. Он оживлялся, улыбался. Посмеивался, когда я шутил, но я понимал, что это уже недалеко».

За жизнь актера до самого последнего дня боролась его жена Гитана. Она верила: Алексей Баталов вернется домой и обнимет дочь. Алексей Баталов был главным кормильцем семьи. Дочь актера — 49-летняя Мария — инвалид детства. У нее ДЦП. Супруга Баталова, в прошлом артистка цирка, целиком посвятила себя уходу за единственным ребенком. А теперь друзья беспокоятся о том, кто после смерти Баталова позаботится о его семье.

Наталья Дрожжина , актриса: «Маше сказали сразу в семь часов утра. Она только плачет. Вы знаете, ей очень тяжело говорить. Они говорят: „Мы даже не знаем, как жить дальше“».

Брат Баталова предполагает: ухаживать за Марией вдове поможет дочь актера от первого брака. Надежде 62 года, у нее уже есть свои дети и внуки.

Вопреки слухам народный артист свою первую жену и старшую дочь никогда не бросал. Просто объясняться, как дело было, не считал нужным.

Михаил Ардов : «Полное вранье. Первая жена сама от него ушла. Мама ему моя сказала об этом, и он сидел и плакал. У нас был замечательный песик — такса Цигель. Он подошел и подвывал, сочувствовал. Я эту сцену забыть не могу».

Подруга семьи подтверждает: старшая и младшая дочери Алексея Баталова дружили и встречались на праздниках.

Наталья Дрожжина : «Каждый год Маша любила праздновать свой день рождения в Доме литераторов. И она всегда приглашала Надю. Надя приходила с цветами, с подарками. Я видела, как ее Алексей Владимирович обнимал, целовал».

По словам друзей, Алексей Баталов указал в завещании обеих дочерей. Правда, с одной оговоркой. Все немногое имущество, которое нажил при жизни актер, а именно квартира и дача, достанется сначала младшей — 49-летней Марии, а после ее смерти имущество наследует старшая 62-летняя Надежда.

Состоится 19 июня, похоронят народного артиста на Преображенском кладбище. Народному артисту было 88 лет.

Моё первое сознательное воспоминание о нём относится ко времени войны. Мы (а нас было трое братьев) вместе с матерью были в эвакуации в городе Бугульме. А в сорок втором или сорок третьем году туда приехал наш отец, он служил в одной из армейских газет.

И вот мне вспоминается такая сценка. Мы - отец, Алексей и я - стоим во дворе домика, где мы обитали. Отец в форме майора, он держит в руке пистолет и стреляет в сторону поленницы. А мы с Алексеем после каждого выстрела подбегаем к дровам и ищем следы пуль…

Следующее воспоминание относится к лету сорок пятого года. Наша семья тогда снимала дачу в подмосковной Валентиновке. А в одном из ближайших домов жил Александр Вертинский с женой и дочерями, и он иногда пел для своих соседей. И вот Алексей, которому шёл семнадцатый год, искусно подражал пению Вертинского.

Мой отец в те годы был несколько озабочен будущей судьбой своего пасынка. Наблюдая, как он жаждет стать артистом, Виктор Ардов опасался, что он станет типичным представителем актёрского племени. Но опасения не оправдались, Баталов никогда не принадлежал к театральной богеме.

Отчим называл юного Алексея "народный артист нашей квартиры". А в 1969 году, в тот день, когда ему присвоили звание народного, Ардов произнёс:

Вот тебе и "народный нашей квартиры"…

Алексей был необычайно одарённым человеком. Он прекрасно рисовал и писал масляными красками. Созданный им большой портрет Ахматовой был украшением нашей квартиры. Он сочинял стихи, и Ахматова это одобряла. Помню, она цитировала его строки: "Море вечно бодает скалы//Белым лбом голубой волны…"

Можно сказать, что его профессиональная карьера была вполне успешной, он был востребован, прославляем и награждаем. Но в такой стране, как наша, всё могло быть иначе.

В послесловии к одной из моих книг Баталов писал: "Современному читателю наша жизнь на Большой Ордынке может показаться вполне беззаботной. Но это лишь на поверхностный взгляд.

В книге Романа Тименчика "Анна Ахматова в 1960-е годы" опубликована служебная записка министра государственной безопасности В. С. Абакумова, называется этот текст "О необходимости ареста поэтессы Ахматовой" (направлено Сталину 14 июля 1950 года).

Там речь идёт о том, что она "проводила вражескую работу против Советского государства", "группировала вокруг себя враждебно настроенных литературных работников и устраивала антисоветские сборища"… А последняя фраза такова: "МГБ (Министерство государственной безопасности. - Прим. ред.) СССР считает необходимым АХМАТОВУ арестовать. Прошу Вашего разрешения".

Представим себе на минуту, что Сталин согласился с мнением своего министра. В ГУЛАГ отправилась бы не только Ахматова, но и моя мать, и мой отчим… Летом пятидесятого года я окончил Школу-студию и был принят в Художественный театр… Нет сомнения в том, что и меня бы арестовали.

Но теперь, на склоне лет, я не испытываю ни злобы, ни ненависти. Я могу повторить вслед за Пушкиным слова, которые величайший поэт написал за четыре месяца до своей трагической гибели (письмо П. Чаадаеву):
"… клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".

Михаил Ардов - современный русский мемуарист, публицист и писатель. Он является клириком так называемого Суздальского раскола - неканонической православной автономной церкви. Однако до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Московской и Ярославской епархиях.

Биография

Михаил Ардов (фото выше) родился в семье актрисы Нины Ольшевской и писателя Виктора Ардова. В 1960 году он оканчивает Московский государственный университет (факультет журналистики), работает профессиональным литератором. Через четыре года принимает крещение и в 1967 году становится иподиаконом в Скорбащенском храме, расположенном на Ордынке. В 1980 году в Ярославле происходит его рукоположение в диакона, а на Пасху в том же году он рукоположен в священники.

Летом 1993 года выходит из Московского патриархата и становится клириком Суздальского раскола. Михаил Ардов в сентябре 2006 года в одной из программ на канале АТВ ("Авторское телевидение") вызвал критику в адрес Русской православной автономной церкви (Суздальского раскола). Это освещалось в нескольких газетах и информационных порталах.

Жизненная позиция

В начале девяностых газета "Известия" опубликовала статью, автором которой был Михаил Ардов. В ней он отрицательно отзывался о начале строительства московского храма Христа Спасителя, Ардов даже дал обет никогда не ходить в этот храм. Позже писатель и публицист не раз шутил об этом, придумав ему название "храм Лужка-строителя" (примечание: строительство начал Юрий Лужков, бывший в те годы мэром столицы). Также в интернете долго ходила его шутка о том, что на этом месте сначала построил храм архитектор Тон, а второй храм - архитектор Моветон.

В 2012 году Ардов заявил о том, что не признает Олимпийские игры и любые другие спортивные соревнования, а также считает, что занятия физкультурой и спортом для христиан недопустимы. Он говорит, что даже невинные соревнования, например конноспортивные, по факту являются зрелищами, а настоящий христианин не должен быть ни болельщиком, ни фанатом. Неоднократно он негативно отзывался о многих деятелях культуры, живописцах и поэтах.

Ардов и Ахматова

Великая поэтесса была близким человеком для Михаила Ардова и его брата. Он рассказывает, что Анна Андреевна воспитывала их, объясняла тонкости русского языка, например, чем отличаются глаголы "надеть" и "одеть". Ахматова жила в доме на Ордынке. В пятидесятых годах к ней в гости часто заходил Пастернак, он читал для нее и для всех присутствующих "Фауста" в своем переводе и первые главы романа "Доктор Живаго", который так и остался у поэта единственным. В гости к ним изредка заходил Солженицын, а Бродский был другом их семьи.

Таким образом, с самого детства он находился не просто в творческой атмосфере, эта атмосфера была высокоуровневой. Будущему писателю было на кого равняться. Ардов признается, что, скорее всего, именно поэтому он никогда не писал хороших стихов: когда в соседней комнате за стеной живет Анна Ахматова, а к ней заходит Пастернак, серьезные вещи не идут.

Творчество

Под авторством Михаила Ардова вышло более десятка книг. "Легендарная Ордынка" вышла в 1997 году (издательство "Инапрес"). Это сборник воспоминаний о жизни в их московском доме, куда приходили многие деятели культуры. Трагическийе исторический период преподносится здесь Ардовым в неожиданном и ироничном ракурсе. В книгу вошли повести "Легендарная Ордынка" Ардова, а также повесть Алексея Баталова "Рядом с Ахматовой".

Еще одна книга, повествующая о том же времени, называется "Вокруг Ордынки: мемуары, повести". Автор снова в трагической и безысходной атмосфере сложного времени находит оптимистические ноты, подчеркивает смешное, показывает известных людей без музейного лоска и глянца, рассказывает о них как об остроумных и несгибаемых личностях. В книге рассказывается об Анне Ахматовой, Борисе Пастернаке, Дмитрии Шостаковиче, Михаиле Зощенко, Фаине Раневской, Корнее Чуковском, Александре Солженицыне, Лидии Руслановой и других. Все они оживают благодаря острой и живой памяти автора.

Ардов пишет в разных жанрах, однако более всего востребованы его мемуары. Общаясь с великими деятелями серебряного века, он получил прекрасное дополнительное образование, они привили ему чувство вкуса к искусству, а полученный в наследство от отца талант писателя помог облечь воспоминания в литературную форму.

Издание

Книги Михаила Ардова пользуется популярностью среди любителей мемуаров. Первой вышедшей книгой стала "Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни" в 1995 году. Затем несколько лет подряд печатались его мемуары о жизни на Ордынке. "Легендарная Ордынка" в соавторстве с родственниками, Алексеем Баталовым и Борисом Ардовым, "Возвращение на Ордынку".

Михаил Ардов в 2004 году издал книгу о Шостаковиче, написанную на основе воспоминаний дочери Галины, сына Максима и самого Михаила Ардова. Годом позже выходит "Матушка Надежда и прочие невыдуманные рассказы", а в 2005 году "Монография о графомане". В 2006 году свет увидела книга "Все к лучшему...", а в 2008 "Со своей колокольни".

Часто в поисковых запросах можно увидеть одну из книг, авторой которой является Михаил Ардов. "Записки из подземелья" - так ошибочно называют одну из его последних книг, правильное же название "Записки кладбищенского попа".

Семья

Михаил Ардов родился в творческой семье. Мать и отец - талантливые актриса и писатель. Его старший брат по матери - Алексей Баталов, также известный актер. Они были по-настоящему близки, и когда брат умер, Михаил узнал об этом одним из первых. Алексей находился в санатории, на реабилитации, восстанавливаясь после перелома шейки бедра. Младший брат видел, что силы народного артиста тают на глазах. По его словам, Алексей Баталов и сам понимал, что осталось недолго, видел и себя, и свое состояние, хотя всегда оживлялся во время беседы. Умер актер спокойно, во сне.

Семья Ардовых (настоящая фамилия отца - Зигберман) до 1938 года жила в Лаврушинском переулке, после чего переехала в их знаменитый дом на Большой Ордынке, а в шестидесятых годах вновь переехала, на этот раз в Голиковский переулок. Виктор Ардов был талантливым человеком, но не смог реализоваться в советское время. Какое-то время его вообще не печатали, только иногда выходили сборники юмористических рассказов, но это, по словам Михаила, капля в море. В то время наказывали всех сатириков, и Виктора не публиковали даже в журнале "Крокодил", одним из основателей которого он являлся и некоторый период исполнял обязанности главного редактора.

Виктор Ардов целиком почувствовал на себе гнет советской цензуры. Он написал несколько сценариев к фильмам, в Театре сатиры ставили его пьесы. Однако все эти небольшие радости происходили поверх семейных трагедий. Арестовали родителей Ольшанской именно в это время, они не вынесли тягот арестантской жизни. Деда с отцовской стороны расстреляли еще в двадцатые годы.

Влияние отца

В средствах массовой информации в то время тоже выходили статьи только угодные правительству, именно поэтому Михаил Ардов, биография и личная жизнь которого всегда были очень насыщенны, никогда не работал в журналистике. Когда он попал на журналистский факультет, то практически сразу перешел на редакционно-издательское отделение, именно из желания быть подальше от радио и газет. После окончания МГУ на полтора года местом его работы стал отдел сатиры и юмора на всесоюзном радио.

Фамилия отца ему в определенные моменты помогала, но бывали и случаи, когда мешала, так как Виктора многие не любили. Михаил Ардов признается, что считает актерскую работу позором, хотя его мать и старший брат работают в этой профессии. Такое мировоззрение, впрочем, не мешало ему сохранять с Алексеем Баталовым прекрасные отношения. В одной из книг он часто его цитировал и вставлял моменты из его биографии.

Христианство

Крещение Михаил Ардов принял в довольно позднем возрасте и говорит, что отчасти это произошло под влиянием Ахматовой и всей русской литературы в целом. Довольно быстро он понял, что в то время вокруг было очень мало хороших священников, и он смог бы пополнить их стан. Он признается, что даже жить стало проще, так как на священнослужителей не распространялись многие светские жизненные законы, они не ходили на собрания партий, к ним относились как к сумасшедшим или как к жуликам. Однако это Ардов переносил легко.

В девяностых годах он вместе с единомышленниками считал, что если коммунизм падет, то все священнослужители должны покаяться за "свое поведение", за потакание власти, но ничего не произошло. Ардов вместе с группой людей принял решение перейти в лоно русской зарубежной церкви, но, по его словам, скоро и она практически растворилась под пристальным надзором КГБ.

Религия и творчество

С тех пор, как Михаил Ардов принял сан, он не пишет художественных произведений, только публицистику и мемуары. Он сравнивает себя с Толстым, который перестал писать романы, когда его перестали интересовать истории любви. Ардов говорит, что однажды во время долгого перелета в Америку взял с собой том "Анны Карениной", но прочесть не смог из-за отсутствия интереса, хотя книга действительно гениальна. А вот читать мемуары он любит.

Религиозную составляющую в книгах он считает лишней, поэтому на ней акцента в его творчестве нет, возможно именно поэтому книги священнослужителя и пользуются такой популярностью. Все свои идеи он рассматривает с бытовой стороны, а не через призму религии.

Продолжаем приводить некоторые материалы клириков из "неправильного" Православия. Для пущего понимания того, почему они уклонились в раскол и о чем говорят. Реплика Михаила Викторовича Ардова (протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния Российской православной автономной церкви, РПАЦ) .
РПАЦ примечательна тем, что без помощи государства восстановила из руин и профессионально отреставрировала в России большое количество исторических храмом. Которые впоследствие у РПАЦ были цинично отобраны в пользу РПЦ МП. Как и другое имущество религиозного назначения, мощи и т.д.


Михаил Викторович Ардов (род. 21 октября 1937, Москва, СССР) — русский писатель, публицист и мемуарист; клирик неканонической Российской православной автономной церкви , протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.
Сын писателя Виктора Ардова (настоящая фамилия Зигберман) и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат Алексея Баталова. В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980, в Вербное воскресенье, был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 года рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.
Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Настоятель храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: “Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея…” Беседовал Владимир Ойвин «Портал-Credo.Ru» 17.05.2017.

“Портал-Credo.Ru": Исполнилось 10 лет с момента поглощения Московским патриархатом значительной части Русской Зарубежной Церкви. Как Вы лично и Ваша Церковь воспринимаете это событие?

Протоиерей Михаил Ардов: Тот факт, что епископы нашей Российской Православной Автономной Церкви под водительством не кого-нибудь, а великого святителя епископа Григория (Граббе), отошли от Зарубежной Церкви, является замечательным событием. Поэтому когда говорят «осколки Зарубежной Церкви», то наша юрисдикция к ним не относится: РПАЦ - никакой не «осколок». Согласно завету святого Патриарха Тихона, наши епископы во главе со старшим по хиротонии, сформировали свою юрисдикцию на российской земле. И я знаю, что никто из наших сознательных священников, не говоря уже про архиереев, никогда об этом не пожалел . Это было правильное своевременное решение, потому что было ясно, куда идет Зарубежный Синод.

Моя теория такая. Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея, которые носили одно и то же имя, - Антоний Женевский, Антоний Лос-Анжелосский и Антоний Сан-Францисский. Они никогда бы не пошли на объединение. Но как только они умерли, немедленно выкинули на помойку Митрополита Виталия, который был не семи пядей во лбу и начал свое правление с того, что удалил владыку Григория (Граббе) на покой, а его сына по ложному обвинению убрал из Святой Земли. Дальше все пошло уже как по маслу.

Нашим архиереям, тем более - владыке Григорию (Граббе), это было ясно уже тогда. Зять владыки, мой покойный друг о. Владимир Шишков вспоминал такую сцену. В их доме в Нью-Джерси владыка Григорий сидел на своем обычном месте в кресле и вдруг произнес такую фразу: «Ну все, на Зарубежном Синоде я поставил крест».

- А что изменилось в церковной жизни за эти 10 лет?

Ну много чего… Мы прошли через преследования, в первую очередь. У нашего Митрополита Валентина отобрали отреставрированные храмы, поливали нас грязью, пытались судить, отбирали мощи. Но, тем не менее, мы существуем , и даст Бог, нас Господь еще потерпит.

- Значит, эпоха преследований уже позади?

Мне кажется, что, отобрав все, что только можно, в Суздале и в других местах, патриархия уже почти не обращает на нас внимания. У них другие проблемы: Украина, Исаакиевский собор и так далее.
Наша страна до сих пор живет по ленинскому закону, который все старинные здания, и церковные в том числе, объявляет собственностью государства.