Веракса, Николай Евгеньевич
Николай Евгеньевич Веракса | |
Дата рождения: | |
---|---|
Страна: |
СССР Российская Федерация |
Научная сфера: | |
Место работы: | |
Известен как: |
психолог, создатель структурно-диалектической психологии |
Сайт: |
Веракса, Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования РГГУ , руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО , главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика» .
Биография
1965-1967 – обучался в МИФИ
1967 – 1968 – обучался в МИХМ
1968 - 1973 – обучался на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
1973 – 1980 – научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Работал вместе с А.В.Запорожцем , Л.А.Венгером. Н.Н.Поддъяковым, Ф.А.Сохиным, Я.З.Неверович, Т.А.Репиной, Я.М.Фонаревым и другими исследователями детского развития
1977 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
1991 защитил докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».
Научная деятельность
В конце 1980-х годов Н.Е.Вераксой была сформулирована концепция структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Под руководством Н.Е.Вераксы защищено более 30 кандидатских и 2 докторских диссертации.
Н.Е.Веракса - научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее время является наиболее распространенной на территории РФ, а также научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to Learning» , которая реализуется на территории Великобритании, Польши и других стран. Применение структурно-диалектического подхода позволило сформулировать концепцию развития детских способностей, а также разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.
Николай Евгеньевич - автор более 150 публикаций, в том числе ряда учебных пособий, которые опубликованы на иностранных языках, выступает на федеральных телеканалах в качестве эксперта по психологии развития , психологии мышления и др.
Более 30 лет Н.Е.Веракса ведет преподавательскую деятельность в вузах РФ (МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ и др.), а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран. В настоящее время ученики Н.Е.Вераксы используют разработанные им методы и подходы в своей профессиональной деятельности.
С 2011 года Н.Е.Веракса является председателем организационного комитета ежегодной международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» , проведение которой поддерживается Министерством образования и науки РФ, ЮНЕСКО, Всемирным Банком и др.
Н.Е.Веракса принимает активное участие в исследовательской работе, реализуемой в образовательных учреждениях города Москвы и в других городах РФ. Н.Е.Веракса – научный руководитель ряда научных проектов, выполненных по заказу департамента образования города Москвы, Министерства образования и науки РФ, РГНФ, ЮНЕСКО.
Издательская деятельность
По инициативе проф. Н.Е.Вераксы был основан журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» , главным редактором которого он является с 2007 года.
Н.Е.Веракса является членом редколлегий журналов:
- Вестник Московского городского педагогического университета
- Вестник Российского государственного университета. Серия «Психология».
- Северо-Восточный научный журнал
В 2011 году Н.Е.Вераксой был разработан и началась реализация проекта по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»), отражающих современное состояние знаний в области детского развития.
Основные публикации
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования
. – М.: Академия, 2011.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа.
М.: Мозаика-Синтез, 2011.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
/ Руководители авторского коллектива - Веракса Н.Е.. Комарова Т.С. - – М: Мозаика-Синтез, 2010.
Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов.
– М.: "Академия", 2008 - 240 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
. - М.: "Академия", 2008. - 304 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения.
– М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 с.
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление
– Уфа: Вагант, 2006. – 212 с.
Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей
– М.: Дрофа, 2006 – 91 с.
Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста
/ Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003 – 144 с.
Веракса Н.Е., Кондаков О.В., Кондакова Н.Н. Физика для маленьких. Пособие для воспитателей детских дошкольных учебных заведений, учителей начальной школы и любознательных родителей.
– Елец: Издательство Елецкого государственного педагогического института, 1997. – 168 с.
Veraksa N., Diachenko O. The Gifted Children: The Possibilities of the Development of Cognitive Abilities of 3-7-year-old Children.
- South Bank University. London. Special Publication, 1995.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает?
- М.: Знание, 1994 – 160 с.
Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно.
М., Знание. 1991. – с.128
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации
// Вестник МГПУ. - 2010. - №2. - С.46-53
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество
// Вопросы психологии, №4, 1990, с. 5-14
Веракса Н.Е. К вопросу о способах регуляции поведения у детей дошкольного возраста
// Вопросы психологии. 1996, №3
Веракса Н.Е. Концепция школы диалектического обучения
/ Диалектическое обучение - М.: Эврика, 2005 - с. 161-174.
Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход
// Перемены, 2000, №1, с.81-107.
Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов
// Вопросы психологии, 1994. №3, с.122-129
Веракса Н.Е. Научная психологическая школа «Структурно-диалектическая психология развития» на факультете социальной психологии МГППУ
// Московская психологическая школа: История и современность/ Под общ. Ред. В.В.Рубцова. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2007.
Веракса Н.Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников
// Вопросы психологии, №1976, №2
Веракса Н.Е. Особенности единых пространственно-временных представлений у дошкольников
// Новые исследования в психологии, 1976, №1
Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками
// Вопросы психологии, 1981, №3, С. 123-127
Веракса Н.Е. Предисловие к книге: Л.С.Выготский. Избранные психологические произведения.
- М.: ЭКСМО-Пресс, Апрель Пресс, 2000, с. 5-12
Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии, 1987, №4, с. С-135-139.
Veraksa N. Development of cognitive capacities in preschool age
// International Journal of Early Years Education. – 2011. - 1. – PP.79-88.
Veraksa N.E. Pensamiento dialectico y creatividad
// Eclecta. Revista de Psicologia General. - Vol.5, №11. - 2007. - P.7-14.
Veraksa N.E. Structural approach to dialectic cognition
/ Psychology in Russia: State of Art. - Moscow: MSU, RPS. - P.227-239.
Веракса Н.Е., Булычева А.И.
Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии, 2003, №6 с.17-31.
Веракса Н.Е., Варенцова Н.С.
О раннем обучении и развитии детей
// Психологическая наука и образование, 2005, № 2
Веракса Н.Е., Дьяченко О.М.
Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста
// Вопросы психологии, 1996, №3, с.14-27.
Веракса Н.Е., Дьяченко О.М.
Элементы "карнавальной культуры" в развитии ребенка-дошкольника
// Вопросы психологии, 1994, №2, с.77-87.
Esteban, Dolya
& Veraksa Key to Learning. A neo-vygotskian program for children aged 3-7
// Revista de Psicologia y Educacion. – 2011. – Volume 11. - №2.
Veraksa N., van Oers B.
Early childhood education from a Russian perspective
// International Journal of Early Years Education. – 2011. - 1. – PP.5-18.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Веракса, Николай Евгеньевич" в других словарях:
Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «В» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия
Книги
- Детская психология. Учебник для академического бакалавриата , Николай Евгеньевич Веракса. Издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии, ориентированного на изучение предмета через освоение…
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. и др.
М.: 2014 - 368 с.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Формат: pdf
Размер: 1,7 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Целевой раздел
Пояснительная записка 8
Цели и задачи реализации Программы 8
Принципы и подходы к формированию Программы 9
Отличительные особенности Программы 11
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы 14
Планируемые результаты освоения Программы 17
Целевые ориентиры 17
Система оценки результатов освоения Программы 20
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы
с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа) 24
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа
раннего возраста) 36
Образовательная деятельность в соответствии
с направлениями развития детей от 2 лет до школы 46
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» 46
Образовательная область «Познавательное развитие» 63
Образовательная область «Речевое развитие» 90
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» 101
Образовательная область «Физическое развитие» 128
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 136
Коррекционная и инклюзивная педагогика 151
Инклюзивная практика (в группах комбинированной направленности) 151
Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям) 165
Организационный раздел
Примерный распорядок дня детей от рождения до 1 года (младенческая группа)
190
Примерный распорядок дня детей 1-2 лет
(первая группа раннего возраста) 193
Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы 197
Культурно-досуговая деятельность (особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий) 205
Условия реализации Программы 209
Особенности организации предметно-пространственной среды 209
Материально-техническое обеспечение Программы 212
Кадровые условия реализации Программы 214
Финансовые условия реализации Программы 221
Рекомендации по написанию основной программы ДО 227
Приложения
Приложение 1. Возрастные особенности развития детей 234
Приложение 2. Развитие игровой деятельности 251
Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-7
лет 259
Приложение 4. Примерный перечень развлечений и праздников 273
Приложение 5. Примерный список литературы для чтения детям 277
Приложение 6. Примерный музыкальный репертуар 287
Приложение 7. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений
304
Приложение 8. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»
319
Приложение 9. Значения нормативов финансового обеспечения реализации Программы
331
Глоссарий 347
Список нормативных документов и научно-методической литературы 354
Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО).
Главной задачей , стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-разовательного учреждения и семьи;
Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Список литературы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
Введение 3
Комплексное планирование организованных видов детской деятельности 4
Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей 5
Организованная образовательная деятельность (комплексные игровые занятия) 37
Детский сад. Рисование игрушек 37
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Режим дня 38
Жизнь в детском саду. Лепка Чебурашки 40
Модель детского сада. Комплекс упражнений «Веселые ребята» 41
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Песня «Если добрый ты…» (музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского) 43
Сезонные наблюдения (ранняя осень). Рисование на тему «Осень в лесу» 44
Геометрические фигуры (прямоугольник). Подвижные игры 45
Ранняя осень. Лепка осеннего дерева 46
Аппликация «Букет в вазе». Игра «Что нам осень принесла?» 48
Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Песня «Осень» (музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина) 49
Игрушки. Рисование любимой игрушки 50
Числа 1, 2. Геометрические фигуры. Комплекс развивающих движений «Лягушата» 52
Описание игрушки. Лепка пирамидки 53
Бумажная лягушка. Упражнения «Мяч», «Матрешки» 55
Играем вместе. Музыкальная композиция «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского) 56
Овощи. Рисование на тему «Любимый овощ» 57
Геометрическая фигура овал. Счет до 2. Игры с мячом 59
Описание овощей. Лепка овощей 61
Аппликация «Овощи на тарелке». Комплекс упражнений «Овощи на грядке» 62
Русская народная сказка «Мужик и медведь». Игры с пением 63
Фрукты. Рисование на тему «Любимые фрукты» 65
Счет до 2. Порядковые числительные. Геометрические фигуры. Комплекс упражнений «Яблоко» 67
Описание фруктов. Лепка фруктов 68
Фруктовый ларек. Комплекс упражнений «Апельсин» 69
Сказка «Как варить компот». Песня «Колхозный сад» 70
Семья. Рисование на тему «Моя семья» 72
Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2. Прыжки 73
Описание семьи. Помощь по дому. Цветок для мамы 75
Аппликация «Щенок». Комплекс упражнений «Ловкие ножки» 76
Помощь родителям. Колыбельная песня «Баю-бай» (музыка М. Красина, слова М. Черной) 77
Золотая осень. Октябрь. Рисование на тему «Лес в октябре» 78
Куб. Счет в пределах 3. Подвижно-речевые игры 79
Изменения в природе в октябре. Красная рябина 81
Конструирование дерева. Подвижные игры 82
Рассказ В. Осеевой «Синие листья». Танец с осенними листочками 84
Мебель. Рисование на тему «Ковер» 85
Счет в пределах 3. Подвижные игры 87
Описание мебели. Оборудование комнаты. Лепка стола, стула, кровати 88
Аппликация «Коврик». Подвижные игры 89
Новая квартира. Игра с пением «Веселая девочка Таня» (музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской и Р. Борисовой) 90
Деревья. Рисование листьев 92
Шар. Порядковый счет до 3. Комплекс упражнений «Деревья» 94
Описание деревьев. Лепка березы и елочки 96
Аппликация «Бабочка». Подвижные игры 99
Русская народная сказка «Дурак и береза». Песня «Ива» (музыка А. Князькова, слова И. Токмаковой) 101
Посуда. Тарелка 102
Число и цифра 4. Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры. Подвижные игры 104
Описание посуды. Чашка, тарелка 106
Стаканчик. Игра с мячом 108
Помощь по дому. Танец с ложками 110
Поздняя осень. Паучок и рябиновая ветка 111
Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры. Подвижные игры 113
Поздняя осень. Овощи на зиму 115
Аппликация «Береза». Двигательные упражнения 116
Ноябрь. Песня «Дождик» (музыка М. Красева, слова Н. Френкель) 117
Профессии. Дорога для автомобиля 119
Геометрические фигуры. Счет до 4. Подвижные игры 121
Описание профессий. Пирожное 124
Шапочка из бумаги. Упражнения с обручем 125
Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Этюд-драматизация «Барабанщик» (музыка М. Красева) 127
Наземный транспорт. Машина 128
Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 4. Подвижные игры 130
Описание транспорта. Грузовик 131
Поезд. Подвижные игры 133
«Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берга. Песня «Паровозик» (музыка К. Влаха, слова Н. Алпаровой) 134
Водный и воздушный транспорт. Пароход 135
Геометрические фигуры. Цифра 5. Подвижные игры 138
Описание транспорта. Самолет 140
Кораблик из скорлупы ореха. Подвижные игры 143
Русская народная сказка «Кораблик». Песня «Необычайный самолет» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 144
Правила дорожного движения. Светофор 145
Геометрические фигуры. Счет до 5. Цифра 5. Подвижные игры 147
Поведение на дороге и в транспорте. Машина у светофора 149
Светофор и машины. Подвижные игры 151
Светик-трехцветик. Песня «Я по городу иду» (музыка А. Перескокова, слова Т. Антоновой) 152
Праздник Новый год. Нарядная елка 153
Счет до 5. Понятия: низкий – высокий, длинный – короткий. Подвижные игры 155
Новый год. Новогодние подарки 157
Гирлянда. Упражнения с движениями 159
Рассказ Л. Воронковой «Как елку наряжали». Песня «К нам приходит Новый год» (музыка В. Герчик, слова З. Петровой) 161
Зима. Зимние узоры 162
Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине. Подвижные игры 163
Составление рассказа по картинке. Снег на деревьях 166
Дворец Снежной королевы. Упражнения с движениями. Подвижные игры 167
Русская народная сказка «Мороз и заяц». Музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П. Чайковского) 169
Зимние забавы. Снеговик 170
Геометрические фигуры. Порядковый счет до 5. Понятия: тоньше – толще. Подвижные игры 171
Составление рассказа. Лепка снеговика 173
Аппликация «Снеговик». Подвижные игры 174
Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». «Песня Снеговика» Ю. Энтина 175
Одежда, обувь, головные уборы. Перчатка с узором 176
Счет до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше – меньше, короче – длиннее. Подвижные игры 178
Описание одежды. Игра «Одень куклу». Головные уборы: шляпа, шапка, кепка 180
Головной убор. Эстафеты 181
Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик». Песня «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной) 182
Книги. Рисование на основе силуэта 183
Геометрические фигуры. Двигательные упражнения 184
Игра-викторина. Любимый сказочный герой 187
Аппликация «Лягушонок». Подвижные игры 189
Сказка В. Даля «Лиса-лапотница». Музыкально-ритмическое упражнение «Лиса и зайцы» под музыку А. Майкапара «В садике» 191
Дикие животные. Ежик 192
Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше – ниже. Упражнения. Подвижные игры 194
Описание зверей. Заяц 196
Аппликация «Белка». Подвижные игры 198
Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь». Песня «Заинька пушистый» 200
Домашние животные. Кошка 201
Геометрические фигуры. Длинный – короткий, выше – ниже. Счет до 5. Подвижные игры 202
Описание животных. Рассказ по картинкам. Лепка лошадки 204
Собачка из бумаги. Подвижные игры 205
Мордовская народная сказка «Как собака друга искала». Песня «Кошечка» (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой) 206
Домашние питомцы. Петушок 207
Сравнение предметов по ширине и длине. Счет до 5. Подвижные игры 208
Описание домашних птиц. Корзинка с яйцами 210
Аппликация «Цыпленок». Подвижные игры 212
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Игра-драматизация «Утки и волк» 213
День защитника Отечества. Танк 214
Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 216
Беседа о профессиях. Вертолет 218
Бинокль. Подвижные игры 219
Рассказ В. Бороздина «Звездолетчики». Музыкальная игра «Самолеты» (музыка М. Магиденко) 220
Весна. Признаки весны 220
Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5. Подвижные игры 222
Описание весны. Птица 223
Кораблик. Подвижные игры 225
Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце». Украинская народная песня «Ах, весна!» 226
Забота о маме. Ваза с цветами 227
Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве. Подвижные игры 228
Подготовка к празднику. Кувшинчик 230
Открытка. Упражнения с мячом 231
Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму». Песня «Мамочка моя» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 232
Цветы. Трава и цветы на лужайке 234
Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 235
Описание цветов. Тюльпан 236
Цветок тюльпана. Подвижные игры 237
Рассказ С. Вангели «Подснежники». Этюд-драматизация «Подснежники» (из цикла «Времена года» П. Чайковского) 238
Птицы. Снегирь 239
Геометрические фигуры. Счет до 5. Конус. Подвижные игры 240
Описание птиц. Составление рассказа по картинкам. Дерево с кормушками 242
Аппликация «Совенок». Физические упражнения. Игры 243
Сказка В. Осеевой «Сороки». Песня «Ласточка» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 245
Насекомые. Бабочка 246
Геометрические фигуры. Конус. Подвижные игры 248
Описание насекомых. «Божья коровка» 249
Пчелка из бумаги. Подвижные игры 251
Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди». Песня «Про меня и муравья» (музыка Л. Абелян, слова В. Степового) 252
Ящерица. Дорисовывание незаконченного рисунка 253
Геометрическая фигура цилиндр. Сравнение предметов по ширине. Подвижные игры 254
Черепаха. Фигурка черепашки 256
Черепаха из бумаги. Подвижные игры 257
Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевернутой черепахе». Заучивание «Песенки львенка и черепахи» (музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова) 258
Комнатные растения. Фиалка в горшке 259
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте. Подвижные игры 261
Описание комнатных растений. Фиалка 262
Букет роз. Упражнения с обручем 263
Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка». Песня «Незаметная фиалка» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 265
Моя страна. Мой город 266
Пирамида. Время суток. Упражнения с коротким шнуром («косичкой») 267
Моя страна. Сказочные герои 269
Аппликация «Башня». Упражнения с «косичкой» 271
Рассказ А. Гайдара «Поход». Песня «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой) 272
Москва. Звезды Кремля 273
Геометрические фигуры. Части суток. Упражнения с гимнастической палкой 274
Описание Москвы. Твой город. Карусель 276
Мой двор. Подвижные игры 277
Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…». «Пляска с султанчиком» (украинская народная мелодия в обработке М. Раухвергера) 279
День Победы. Военная техника 279
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 280
Рассказ Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». Вертолет 282
Самолет из бумаги. Подвижные игры 283
Рассказ Н. Сладкова «Неслух». Подскоки под музыку «Полька» М. Глинки 284
Ягоды. Кузовок с ягодами 285
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Двигательные упражнения 286
Описание ягод. Черника 288
Гроздь рябины. Упражнения с кубиками 289
Сказка Н. Павловой «Земляничка». Хоровод «Мы вокруг рябинушки…» (Ю. Михайленко) 291
Грибы. Мухоморы в лесу 292
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 293
Описание грибов. Мухоморы 295
Мухомор из бумаги. Подвижные игры 296
Сказка В. Сутеева «Под грибом». Песня «Я шагаю по грибы» (музыка и слова Ю. Парфенова) 298
Физическое воспитание 2 младшая группа
Раздел «Физкультурно-оздоровительная работа»
I. Пояснительная записка.
II. Психолого-педагогическое обоснование
III. Цели и задачи раздела.
IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
V. Используемые методы, приемы, формы организации деятельности детей. Система знаний при освоении раздела.
VI. Создание условий для реализации раздела программы.
VII. Контроль и коррекция результатов.
VIII. Планирование работы.
IX. Разработка занятия (мероприятия), наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой воспитателем.
X. Список литературы.
XI. Приложения.
I. Пояснительная записка.
Раздел "Физическое воспитание" составлен на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с современной научной "Концепцией дошкольного воспитания" (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровская и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Раздел состоит из трех частей:
1. Физкультурно-оздоровительная работа.
2. Физическая культура.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Большое внимание уделяется выработке у ребенка правильной осанки. Программа ориентирует на создание условий, способствующей формированию навыков личной гигиены; способствует умению осознавать ценности здорового образа жизни, содействует воспитанию у детей потребности бережно относиться к своему здоровью, способствует ознакомлению с элементарными правилами безопасного поведения.
В процессе физического воспитания и обучения применяются дидактические педагогические принципы: систематичности, сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации и прогрессирования.
1. Принцип системности - является ведущим, пронизывающим весь комплекс мероприятий, используемых в целях физического воспитания и обучения (режим закаливания, формирование двигательных навыков). Вся эта система заключает в себя взаимосвязанные части: последовательность, периодичность, ритмичность, а также повторение вырабатываемых двигательных навыков.
2. Принцип сознательности и активности - в процессе физического воспитания и обучения важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Для успешного достижения той или иной цели необходимо представить, что и как надо выполнять - собственная мысль о том, как выполнено движение, или слово, произнесенное вслух. В результате у ребенка возникает представление движения, аналогичное тому, которое он выполняет практически.
3. Принцип наглядности - формирование движений, их изучение осуществляется с помощью органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, мышц, суставов, связок. Если вначале при демонстрации нового упражнения главную роль играет зрительный анализатор, то в заключительной стадии эта роль будет принадлежать двигательному, когда вся система движений автоматизируется.
4. Принцип доступности и индивидуализации - оптимальная мера доступности определяется соответствием возможностей ребенка и степенью трудности заданий. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Преемственность выражается во взаимосвязи различных форм движений, их взаимодействия и структурной общности, а также соблюдение постепенности при переходе к более трудным задачам.
Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей ребенка при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий.
5. Принцип прогрессирования (постепенное повышение требований) - условия этого принципа
заключается в постановке и выполнении более новых трудных заданий и в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок. Не обновляя упражнений, нельзя
достичь широкого круга жизненно важных умений навыков. По мере обновления упражнений запас двигательных умений делается богаче, а это способствует более легкому освоению новых форм двигательной деятельности и совершенствованию уже имеющихся.
В связи с экологической обстановкой в стране, неправильным питанием, нездоровым образом жизни некоторых родителей - дети дошкольного возраста часто болеют. Поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более остро. Словосочетания "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового образа жизни" заняли прочное место в беседах с родителями и детьми. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самих ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Давным-давно еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своим наблюдением:
"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям, также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься". Сегодня, очень важно, нам взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и актуального развития личности ребенка в младенческом возрасте" (п.1 ст.18 Закона РФ "Об образовании"). Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
II . Психолого - педагогическое обоснование .
На четвертом году жизни продолжается интенсивный физический рост, повышается двигательная активность, более разнообразными и координированными становятся движения, усиливается их целенаправленность. Поведение ребенка приобретает более осознанный характер. Основной формой мышления остается наглядно- действенное. Возрастающие самосознание, самостоятельность, активность ведут к изменению места ребенка в системе отношений ребенок- взрослый, ребенок- сверстник. Отсюда его нежелание подчиняться требованиям взрослых. Данное явление получило название "кризиса трех лет". Поведение трехлетних детей становится непредсказуемым и непрогнозируемым. У трехлетнего малыша складывается потребность самоутверждения, появляется гордость за свои достижения, в результате чего его не устраивает постоянный контроль, опека, ограничения, запреты. Развитие движений, осуществляемое с дошкольного возраста, обеспечивает правильное нервно-психическое развитие ребенка и укрепляет его здоровье. У ребенка, находящегося в сфере заботливого воспитательного влияния взрослого, физическое и психическое развитие идет в быстром темпе. Усиливается рост ног, постепенно изменяются пропорции частей тела. Ребенок вытягивается, происходит нарастание веса, интенсивно развиваются функции всех органов- это сопутствует развитию психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощущения, восприятия, память, мышление, речь. На рост и развитие оказывает состояние здоровья ребенка, его эмоционально-положительный тонус, двигательный режим, воздушные и водные процедуры, питание, сон -все это в целом обеспечивает нормальное нервно-психическое состояние, положительные эмоции, развитие жизненно-важных движении. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы у ребенка четвертого года жизни, работоспособность невелика, быстро наступает утомление. Поэтому условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться.
В возрасте 3 - 4 лет у детей преобладают процессы возбуждения над тормозными реакциями. Это затрудняет выработку устойчивого сосредоточения, т.е. длительного и концентрированного внимания. Развитие внимания достигается организацией различных занятий, игр с правилами и т.д. Восприятие у ребенка наглядно - образное. Это позволяет решать задачи без участия практических действий, оперируя лишь образами. Способность к мышлению в образах выступает как представление о конкретных предметах и их свойствах- это дает ребенку возможность выйти за пределы непосредственного восприятия. Поэтому у ребенка проявляются разные стили психического развития - овладение предметными действиями, речью, усложнению игры, подражание.
На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков; способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).
Ребенок 3 - 4 лет может:
Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться.
Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.
Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
III . Цели и задачи раздела.
Цель физкультурно-оздоровительной работы:
Способствовать укреплению и охране здоровья детей, созданию условий для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
Задачи воспитания и обучения:
1. Способствовать вырабатыванию правильной осанки, с овершенствованию культурно-гигиенических навыков, пространственных ориентировок.
2. Поощрать участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
3. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.
Оздоровительные задачи.
1. Способствовать осуществлению под руководством медицинского персонала комплекса закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).
2. Содействовать обучению детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на свежем воздухе в соответствии с режимом дня.
3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.
4. Способствовать обучению детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнениях.
IV . Ожидаемые результаты освоения раздела программы .
Исходя из поставленных задач раздела, физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно - оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающей ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса. Она имеет оздоровительное и организующее значение. Упражнения утренней гимнастики развивают мускулы. Гибкость, подвижность суставов, влияет на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Бег, прыжки в заключение гимнастики тренируют сердце и лёгкие, приучая их к относительной выносливости. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе даёт наиболее оздоровительный результат. Закаливание (солнце, воздух, вода) - укрепляет и закаляет организм, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, лёгкости, радости. Опыт работы подтверждает результат систематических оздоровительных мероприятий: укрепляется здоровье, организм закаляется, вырабатывается выносливость, снижаются простудные и инфекционные заболевания.
V . Используемые методы, приемы, формы организации деятельности детей.
Система знаний при освоении раздела.
Используемые методы: наглядный, словесный, практический.
1. Наглядно-методический прием- показ, зрительный ориентир, наглядные пособия, помощь воспитателя, слуховая наглядность.
2. Словесный прием- беседа, вопросы, команды, сигналы, сюжетный рассказ, объяснение, пояснение, указание, похвала.
3. Практический прием - наглядный, словесный, игровой, задания, элементы соревнования.
Методы реализации программы:
Практический. |
Словесный. |
Наглядный. |
1. Создание здоровье сберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка. |
1. Беседы. 2. Чтение. художественной литературы. 3. Заучивание стихов. 4. Дидактические игры. 5. Сюжетно-ролевые игры. |
1. Сбор фотоматериалов. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Организация выставок, конкурсов. 4. Театрализованная деятельность. 5. Личный пример взрослых. |
2. Организация режима двигательной активности. |
6. Подвижные игры. 7. Развлечение. 8. Консультации. |
|
3. Закаливание. |
9. Наблюдение. |
На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.
Формы организации .
1. Физкультурные занятия.
Во второй младшей группе важной задачей является формирование у детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Мы учим слушать объяснения педагога, следить за показом, выполнять движения согласованно с другими детьми после соответствующего указания воспитателя, находить свое место в групповых построениях. В соответствии с "Программой" физкультурные занятия проводится три раза в неделю. В занятии участвуют все дети. Третье занятие проводится на воздухе. Во второй младшей группе приходят дети, не посещавшие дошкольное учреждение, поэтому в первом квартале необходимо повторять материал предыдущего года: это даст новичкам возможность овладеть нужными навыками. Упражнения, уже освоенные детьми (ходьба, бег, общеразвивающие упражнения) могут сопровождаться музыкой. Ведущими способами организации детей при выполнении основных движений остаются фронтальный и поточный, при обучении наиболее сложным движениям (метание в вертикальную цель, лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту, длину) используется индивидуальный способ.
Во втором полугодии (3 квартал) упражнять в основных видах движений можно по подгруппам: при этом воспитатель должен видеть всех детей, но основное внимание уделять тем, кто выполняет новое для него или наиболее трудное движение, требующее страховки. Например, одна подгруппа прокатывает мяч друг другу, другая под руководством воспитателя упражняется в прыжках в длину с места. На данном возрастном этапе в обучении в обучении детей применяются игровые приемы, выполнение упражнений педагогом вместе с детьми (показ, сопровождаемый объяснением). Большое значение имеет многократное активное повторение движений. Оценка деятельности детей преимущественно направлена на анализ их активности, умение действовать сообща, а также на правильность выполнения движений. В содержание занятий включается 5 - 6 общеразвивающих упражнений, которое выполняется в разных исходных положениях и повторяется 4 - 6 раз, темп выполнения средний. Для разучивания новых упражнений их сначала показываем и объясняем последовательность выполнения, после чего дети вместе с воспитателем приступают к выполнению, которое сопровождается словами: «Высоко поднимаем флажок, помашем им. Отпустим руки вниз». Широко используются игровой прием, зрительные ориентиры, предметы (погремушки, кубики, султанчики и т. п.).
Подвижная игра - проводится в основной части занятия, содержит движения, уже освоенные детьми. Одна и та же игра может повторяться на разных занятиях. Для поддержания интереса детей, воспитатель вносит изменения и дополнения (в сюжете, атрибутах, правилах, движениях). Способствовать обучению детей действовать совместно, в соответствии с сигналом, исполнять роль ведущего, соблюдать правила.
Утренняя гимнастика - продолжительность 5 - 6 минут, входят 5 - 6 общеразвивающих упражнения с предметами и без них, строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, упражнения на внимание, танцевальные движения, повторять их 5 - 6 раз. Воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, используя показ, объяснения, напоминание, имитацию, что улучшает качество выполнения движений.
Подвижные игры вне занятий - проводятся ежедневно и в группе и на прогулке. Участие в играх воспитателя повышает интерес к ним, способствует развитию дружеских взаимоотношений. Для развития активности и самостоятельности роль ведущего поручают кому-нибудь из детей. Особое внимание уделять выполнению действий по сигналу ("Беги","Лови" и т.д.) и правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занять свое место при построении и т.д.). Подвижные игры включают: хороводы, игры с музыкальным сопровождением, песнями, рифмованными текстами. С расширением кругозора ребенка и его двигательного опыта становятся разнообразными. Основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей ("Кот и мыши", "Поезд", "Наседка и цыплята" и др.). В играх появляются задания, связанные с узнаванием и заполнением предметов, форм (кубы, кружки, квадраты) с различием основных цветов ("Найди свой цвет"), звуков ("Угадай, кто кричит"). Необходимо, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей - это повышает их активность, придает детям яркую, эмоциональную окраску.
Самостоятельная деятельность -воспитатель продумывает и рационально размещает оборудование, которое побуждает к их движениям. Приемы - личный пример поощрения детей за самостоятельность выполнения упражнений, помощь воспитателя ребенку, подсказка, своевременная подсказка, смена видов деятельности.
Физкультурные досуги - проводятся раз в месяц. Включают знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, игры - забавы, аттракционы, игры с пением, хороводы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ребенку радость от ощущения красоты собственных движений в играх, забавах, аттракционах, танцах, хороводах, играх с пением.
1. красочное оформление помещения;
2. подбор ярких игрушек, пособий;
3. выразительные костюмы персонажей;
4. со вкусом подобранная и исполненная музыка;
5. не следует перегружать восприятие детей чрезмерным насыщенным содержанием досуга, слишком ярким оформлением;
Физкультминутка - это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Цель проведения - повысить или удержать умственную работоспособность на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха; мышцы туловища, спины, кисти руки. Выполняется она в течении 1,5 - 2 минуты.
Гимнастика после сна - проводится во второй половине дня в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопие. Длительность проведения 7 - 15 минут
1 ч. Разминка в постели - упражнения на дыхание, самомассаж, корректирующие движения в положении лежа, сидя.
2 ч. Ходьба по ребристой дорожке (профилактика плоскостопия, полоса препятствий), 5 - 6 упражнений общеразвивающего игрового характера, имитация движений птиц, животных и т.д.
3 ч. Произвольная ритмическая гимнастика и игра малой подвижности (на внимание, осанку, дыхание).
Пальчиковая гимнастика - проводится для развития мелкой моторики рук.
VI . Создание условий для реализации раздела программы.
Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость), овладение физическими и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой и творческой личности.
Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор и размещение мебели, физкультурного инвентаря с учетом педагогических, гигиенических, эстетических требований, предъявляемых к ним, а также нормативных правовых актов.
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психического и гармоничного развития детей, является организация режима дня . Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей. В него входят условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Также учитывается продолжительность частей занятия, их особенности (труд, физическая культура и др.); используемые методы (активный, пассивный, наглядный и т. п.), плотность занятия, возможность обеспечить двигательную активность.
Следующим условием является организация правильного питания . Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей детей в различных пищевых веществах.
Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном использовании. Закаливание солнцем осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности. Начинают со свето - воздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к солнечным ваннам оголяют руки и ноги (на голове должна быть светлая шапочка).
Формирование культурно-гигиенических навыков . Детей учат чистить зубы, мыть руки и лицо, причесываться, самостоятельно и аккуратно есть, одеваться и т.д.
Физические занятия - это одна из форм систематического обучения детей физическим упражнениям, которые проводятся 3 раза в неделю. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Утренняя гимнастика - включает в себя упражнения, разученные на физкультурных занятиях и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки, как на месте, так и с продвижением, общеразвивающие и танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Физкультминутка используется на занятиях для снятия напряжения.
Подвижная игра - сознательная и активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, связанные с правилами игры.
Физкультурные досуги и праздники - включают в себя знакомые подвижные игры, физические упражнения, аттракционы, элементы танцев, игры с пением, хороводы, ритмическую гимнастику.
Помещения для занятий должны содержаться в чистоте и порядке. Они тщательно проветриваются: форточки остаются открытыми во время занятий. Температура в зале +16, +18. Перед каждым занятием делается влажная уборка. Пособия и игрушки должны соответствовать по своему устройству, размером и массе возрасту детей, их подготовленности, обеспечивать безопасность. Для занятий физической культурой дети переодеваются в специальную форму. Их обуви рекомендуются чешки (в помещении), можно заниматься и босиком (в помещении с теплым полом). Физкультурные уголки с разными пособиями и атрибутами. Таким образом, создавая для ребенка условия, способствующие функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким, выносливым, обладающим высокими защитными способностям.
VII . Контроль и коррекция результатов .
Период дошкольного детства - наиболее важный, в становлении двигательных функций ребенка. Поэтому необходима система контроля физического развития физической подготовленности и работоспособности детей. Детям следует создавать такие условия в которых его физические способности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, критерий его состояния здоровья, уровни физической подготовленности и двигательной активности.
Показатели физического развития детей 3 - 4 лет .
Показатели физического развития. |
||
Масса тела (кг); Длина тела (см); Окружность грудной клетки (см); |
||
Масса тела (кг); Длина тела (см); Окружность грудной клетки(см) |
мальчики |
О пропорциональности можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов:
ИТ = масса: рост 2
Оценка здоровья детей.
Ф.И. ребенка |
Группа здоровья |
Физкультурная группа |
Плоскостопие |
Нарушение |
заболевания |
|
Для характеристики физического развития и состояния здоровья детей ДОУ используют основные показатели:
Показатели здоровья детей (ПЗ).
ПЗ = число детей I группы здоровья: число детей III, IV, V группы здоровья × 100%.
Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО)
ПЭО = [(п1-п2) : п1] × 100% ; где п1 - число часто болеющих детей, взятых на учет; п 2 - их число через год после оздоровления.
Виды текстов. |
Специалист. |
|
1. Антропометрические исследования. 2. Стоматоспотические показатели. 3. Физические качества. 4. Двигательные умения и навыки. 5. Волевые качества. |
Длина, масса тела, окружность головы, грудной клетки; Стопа, осанка, жироотложение; Сила, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота; Сформированность двигательных навыков при выполнении основных движений. Смелость, решительность, настойчивость, проявляемые в подвижных играх, физических упражнениях. |
Медицинский работник; Воспитатель; Воспитатель; Воспитатель; |
Медико-педагогический контроль осуществляется не только на физкультурных занятиях, о и при проведении игр или упражнений, выполняемых на прогулке.
Внешние признаки утомления .
Наблюдаемые признаки и состояние ребенка. |
Степень утомления. |
Степень утомления. |
1. Окраска кожи лица, шеи. 2. Потливость. 3. Дыхание. 4. Движения. 5. Самочувствие. |
Небольшая Незначительное покраснение лица, выражение спокойное. Незначительная. Несколько учащенное, ровное. Бодрые, задания выполняются четко. Хорошее, жалоб нет. |
Значительное покраснение лица, выражение напряженности. Выраженная потливость лица. Резко учащенное. Появляются дополнительные движения. Жалобы на усталость, отказ на дальнейшее выполнение заданий. |
Коррекционная или профилактическая физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с детьми 3 - 4 лет.
1. Физические упражнения. 2. Гигиенические и водные процедуры. 3. Свето - воздушные ванны. 4. Активный отдых. 5. Обеспечение здорового ритма жизни. 6. Профилактика заболеваний. |
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультминутка элементы дыхательной гимнастики, упражнения на профилактику плоскостопия и улучшения осанки; пальчиковая гимнастика. Умывание, мытье рук, обеспечение чистоты помещения, мытье ног летом; Проветривание помещений (в том числе и сквозное), сон при открытых форточках (в теплое время года); Прогулки на свежем воздухе, развлечения, праздники, дни здоровья, каникулы; Режим дня; Витаминотерапия (ревит), витаминные чаи, луко и чесноко-терапия, кварцевание, чесночный "медальон", прививка против гриппа; |
В конце года проводятся итоги оздоровительной работы с детьми 2 младшей группы и сравнивается с показателями прошлых лет.
Анализ заболеваемости детей 2 младшей группы.
2. Длительно болеющие дети. 3. Неболеющие дети. 4. Эпизодические болеющие дети. |
Кол-во детей. % |
Кол-во детей. % |
Необходимое условие успешной работы по оздоровлению детей 3-4 лет является взаимодействие с семьей.
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование.
2. Памятки (в родительском уголке).
3. Родительские собрания.
4. Групповые и индивидуальные беседы.
5. Дни открытых дверей (с показом физкультурных занятий).
6. Совместные мероприятия (праздники, развлечения).
7. Консультации.
8. Семинары- практикумы.
VIII . Планирование работы .
Оздоровительная работа с детьми 3 - 4 лет.
Виды оздоровительных мероприятий. |
Система работы во II младшей группе. |
1. Утренняя гимнастика. 2. Физкультурные занятия. 3. Прогулка. 4. Проветривание. 5. Воздушные ванны после сна. 6. Обширное умывание. 7. Ходьба босиком по ребристой доске. 8. Самомассаж. 9. Пальчиковая гимнастика. 10. Профилактика заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, грипп). |
Ежедневно, продолжительность 5-6 минут, с использованием показа педагога, имитационными движениями, с элементами коррегирующей и дыхательной гимнастики. 2 занятия в неделю в зале, 1 на воздухе, продолжительностью 15 минут. Ежедневно не менее 2,5 - 3 ч, прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 0 C и скорости ветра более 15 м/с. Ежедневно, понижение температуры до 18-20 0 C в группе, до 16-17 0 C в спальне. t воздуха снижается путем проветривания до +16 0 C. Ежедневно, руки до локтя, лицо. Ежедневно 2-3 раза. Ежедневно, поглаживание и постукивание ступней, поглаживание рук, шеи, живота. Ежедневно. Ноябрь-февраль, витаминотерапия, луко-чесноко терапия, чесночный "медальон". |
Перспективное планирование физкультурных досугов .
Тема досуга. |
|||
"Веселые зайчишки" |
Активизировать детей на игры. Создать радостное настроение. |
1. Игровая ситуация. В гости приходит Зайчик. 2. Мотивация. Прогулка в лес. 3.Подвижные игры: а) "Зайка беленький сидит". б) " Пробежим по дорожке". в) "Кто быстрее". г) "Лиса и зайцы". |
|
В гостях у сказки. Физкультурный досуг с Петрушкой. |
Создать у детей интерес и желание играть с персонажами знакомых сказок. Заинтересовать детей и вызвать желание играть с Петрушкой. |
1. Игровая ситуация. 2. Мотивация. В гости к персонажам сказки "Теремок." а) Разные виды ходьбы и бега. б) П/и"Теремок". В) П/и"Лиса и зайцы." Г) П/и"Волк и зайцы." 3. Сюрпризный момент. 1. Игровая ситуация. * Игровое задание. * Ритмические движения. * Эстафета"Докати мяч до обруча." * П/и"Кто быстрее возьмёт погремушку." *Игровое упражнение"Кто быстрее соберёт ягоды." * П\и "Зайка". 3. Сюрпризный момент. |
X. Список литературы.
1. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг в ДОУ компенсирующего вида. М.-2007.
2. //Детский сад и семья – под редакцией Т.А. Марковой М., -1986.
3. //Инструктор по физкультуре в ДОУ- 2008.
4. Кенеман А.В, Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.,-1972.
5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М., -2008.
6. Кулик Г.И., Сергиенко Н.И. Школа здорового человека- ТЦ Сфера -2006
7. Лысова В.Я. Яковлева Т.С. Зацепина, М.Б. Воробьева О.Ч. Спортивные праздники и развлечения- М.,-2000.
9. Махачева М. Д. Воспитание здорового ребенка. - М., -2000.
10. Островская Л.Ф.Пусть ребенок растет здоровым! М., -1979
11. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду -. М., -1986.
12. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду-. М.,-2009
13. //Программа воспитания и обучения в детском саду- под редакцией Васильевой М.А. Гербовой В.В. Комаровой Т.С.
14. Прищепа С.С. - Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.,-2009
15. Рунова М.А. - Двигательная активность ребенка в детском саду-. М., -2007
16. Сундукова А.К., Калайтанова Г.Н., Майчурова Е.В. - Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ АРКТ-, - 2008
17. Тарасова Т.А. -Контроль физического состояния детей дошкольного возраста- М.,-2005
18. Тонкова Р.В. Яшпольская, Черток Т.Я. -Воспитателю о ребенке дошкольного возраста- М.,-1986
19. //Физкультурный досуг-2006-№2.-с.123
20. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье- М.,-2005.
Полную версию работы с приложениями можно .