Любимая певица Леонида Брежнева: У меня отказывают ноги. Первые публикации Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Предлагаю Вам перечень тем, которые будут освещены на данной странице о А.Н. Стрельниковой:

  • Биогафия Александры Николаевны Стрельниковой.
  • Дыхательная гимнастика по Стрельниковой с видео.

В этой статье Вы узнаете о биогафии Александры Николаевны Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова родилась в 1912 году. Отец – Николай Дмитриевич, мать – Александра Северовна, сестры – Нина и Татьяна. Отец – Николай Дмитриевич Стрельников был очень красивым мужчиной, когда он женился на Александре Северовне, ему было 37 лет, а ей 17 лет.

Лето 1919 года застало семью Стрельниковых во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда же перебралась сестра Александры Северовны Лидия с мужем, скрываясь от красного террора. Последний раз главу семьи Николая Дмитриевича, его семья видела на станции Зима. Больше его никто не видел и никаких сведений о нем в семью не поступало. По воспоминаниям младшей сестры Нины, их отец много играл с дочерьми и катал их на плечах. Также из воспоминаний младшей сестры Нины, мама писала: «Шура несчастлива в браке, разошлась». Сама Александра Николаевна ничего о себе не любила рассказывать.

С 1920 года Александра с матерью и двумя сестрами жила во Владивостоке у старшей сестры своей матери – Лидии. Через некоторое время Лидия Северовна с мужем, забрав младшую сестру Нину, уехали в Харбин.

Александра Стрельникова стала оперной певицей. Она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а Александра Северовна Стрельникова – ее мать, работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом.

Еще в довоенные годы А.С. Стрельникова применяла отдельные упражнения из своей будущей уникальной системы дыхания. В 1941 году Александра Северовна Стрельникова обращалась в Народный комиссариат здравоохранения и предлагала рассмотреть ее изобретение под названием «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой». Техсовет Наркоздрава СССР рассмотрел и зарегистрировал 29 апреля 1941 года за № 4268 и направил на заключение, написав письмо о том, что результаты будут сообщены. Но началась война, и стало не до этого. И все было отложено на неопределенное время.

После войны А.Н. Стрельникова вернулась в Новосибирск и взялась за руководство художественной самодеятельностью, разъезжая по Новосибирской области с агитбригадой. В 1953 году вернулась в Москву и привезла с собой трех своих учеников. Один из ее учеников поступил в Институт имени Гнесиных, а двое других поступили в Московскую консерваторию. После приезда матери в Москву, Александра начинает работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а Александра Северовна – ее мать – в Московской государственной эстраде. Жили они в этот период в Сокольниках в старом одноэтажном доме. Мать и дочь Стрельниковы общались со столичным кругом певцов. Дыхательная гимнастика творила чудеса, она улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса тем, для кого это было профессией, и «делала» голос тем, кто очень хотел петь, но не имел особых природных данных.

Уже в это время у Александры Николаевны Стрельниковой было больное сердце, она страдала приступами удушья. Светила московской медицины того времени не могли ей помочь. Болезнь прогрессировала. Однажды Александра Николаевна почувствовала боль в груди и приступ удушья такой, что думала, не доживет до утра. Мать открыла все окна настежь, но ничего не помогало. До ближайшего телефона-автомата был целый квартал, но мать боялась оставить дочь в таком состоянии. Алексанра Николаевна стала дышать, по четыре раза с перерывом (используя принцип своей гимнастики) и тут она поняла, что она доживет до утра. Именно в эту страшную для них обеих ночь они поняли, что создали гимнастику не только возвращающую певцам и актерам голос, но и что-то гораздо большее, что поможет вернуть людям здоровье. Она разработала собственную систему дыхания. Спустя какое-то время она скажет о своем изобретении так:

28 сентября 1973 года Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года (авторское свидетельство № 411865).

Впервые сведения о необычной дыхательной гимнастике напечатал журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 год), где была фотография Андрея Миронова, выполнявшего упражнения, а уже в № 8 за 1976 год был опубликован комплекс упражнений Стрельниковой. Также в 1975 году сановный журнал «Советский союз», издававшийся еще в нескольких странах на западе, выпустил небольшую заметку о Стрельниковой, и ее уникальной дыхательной методике. Минздрав СССР воспринимал эту методику, скажем так, в штыки.

Исследования по эффективности гимнастики Александры Стрельниковой проводились в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69, в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в Центральном НИИ туберкулеза РАМН и в 9-ой гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ.

Сказать о том, что путь к признанию методики был трудным, это значит не сказать ничего. Много чего пришлось преодолеть Александре Николаевне, но благодаря ее сильному характеру и служению людям эта методика получила признание и ее сейчас успешно развивает и также несет людям здоровье ее ученик и последователь Михаил Николаевич Щетинин.

В свои годы, а ей было 77 лет, Александра Николаевна Стрельникова была абсолютно здоровым человеком, она была прекрасной пловчихой и в день гибели, она возвращалась после плавания в реке, в которой она плавала, пока река не покрывалась льдом. Собравшись после плавания, она переходила дорогу, как вдруг два пьяных парня на мотоцикле на большой скорости сбили ее и, потеряв управление, врезались в столб и погибли сами. Три нелепые смерти одновременно.

Погибла в сентябре 1989 года в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ученик Алекандры Николаевны Стрельниковой – Михаил Николаевич Щетинин посвятил своей учительнице книгу «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», которую он написал, собрав весь накопленный опыт по этой методике. В ней очень подробно изложено, какие упражнения, в каком количестве и как, надо делать при различных заболеваниях. Теперь каждый может воспользоваться этой методикой для восстановления своего здоровья и нужно для этого всего на всего один квадратный метр площади и открытая форточка.

Биография А.Н. Стрельниковой в википедии очень скупа, при составлении использована книга «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» ученика и последователя в деле всей ее жизни М. Н. Щетинина. Кликнув “ “, вы пройдёте на страницу, на которой есть видео, как делать эту гимнастику.

Пользуйтесь методикой, она на самом деле чудодейственна!

Доброго времени суток, дорогой читатель!

В этой статье Вы узнаете более подробно об оздоровительной дыхательной гимнастике по Стрельниковой и найдете хорошее видео с с ней.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Оперная певица Александра Николаевна Стрельникова является создателем уникальной по своей неповторимости методики. Оздоровительная гимнастика по Стрельниковой творит чудеса при правильном ее использовании, она возвращает людям утраченное здоровье, дает возможность вернуть людей к полноценной жизни. Но не думайте, что это все легко дается. Здесь придется поработать, но награда вам будет прекрасное здоровье. Тысячи и тысячи людей, пользуясь ее методикой, вернули себя к нормальной жизни. Ее пациенты избавились от разнообразных заболеваний. Спектр воздействия методики обширен. Самыми распространенными заболеваниями, которые поддаются лечению – это: ринит, бронхит и астма.

Самое интересное и уникальное в этой методике, то, что вдох делается не на расширении грудной клетки, а на ее сжатии, и воздух под давлением попадает в нижнюю часть живота, то есть происходит брюшное дыхание. Чтобы происходило такое дыхание, требуется дополнительное усилие диафрагмы. Специалисты считают, чтобы получать такие нагрузки, необходимо тренироваться с отягощением, которые проводятся спортсменами в условиях среднегорья. Дыхание в горах затруднено, и организм начинает приспосабливаться к недостатку кислорода через повышенное его усвоение. Установлено, что после тренировок в горах, спортсмены показывают повышенные результаты в равнинных условиях.

Стрельникова считала, что регулирование дыхания начинается с вдоха. Вдох первичен, а выдох – вторичен. Вдох должен быть коротким, активным, со сжатием крыльев носа, но не глубоким. Выдох – пассивный, который осуществляется сам по себе. Все эти упражнения очень простые и выполняются при пульсе ниже 100 ударов в минуту, примерно по 8 выдохов в течение 6-ти секунд – это соответствует темпу ходьбы 80 шагов в минуту.

Дыхательная гимнастика

Самое первое разминочное упражнение «Ладошки»

Нужно делать по четыре коротких шумных вдоха носом. Пауза 3-5 секунд. И снова по четыре шумных вдоха носом, и опять пауза 3-5 секунд. И так 24 раза по четыре вдоха с паузами, получается 96 вдохов-движений (это так называемая стрельниковская «сотня»). Выдох должен осуществляться ртом, незаметно и неслышно. Нельзя задерживать выдох или с усилием выталкивать. Выдох должен быть пассивным. Вдох – предельно активный, выдох абсолютно пассивный. Такое ощущение, как будто вы шумно нюхаете воздух. Мысли у вас должны быть о вдохе, но ни в коем случае о выдохе, иначе вы собьетесь.

При вдохе губы сомкнуты, но не с усилием. При выдохе рот приоткрыт, но не широко. Если рот прикрыт и выдох осуществляется через нос, это нормально. Но вдох с открытым ртом, это ошибка. Помогать мышцами лица (гримасничать) при вдохе категорически запрещается! Также запрещается выпячивать живот при дыхании. Не нужно думать о том, куда пойдет воздух, он пойдет туда куда нужно. Важно думать о том, что вы шумно (как хлопок в ладоши) нюхаете воздух. Плечи в момент вдоха должны оставаться неподвижными.

Когда вы начинаете делать впервые упражнения, то у некоторых возможно головокружение – это говорит о том, что у вас не в порядке сосуды головного мозга. Присядьте на стул и сделайте упражнения сидя.

Второе упражнение называется «Погончики»

Делайте это упражнение уже не по 4 вдоха, а по 8 вдохов 12 раз, после каждой восьмерки отдых 3-5 секунд. Итого 96 вдохов-движений («сотня»).

Третье упражнение «Насос»

«Насос» делать тоже по 8 вдохов 12 раз, после каждой восьмерки отдых 3-5 секунд.

Для первого дня это достаточно. У вас получиться получится: «Ладошки» – 96 (по 8 вдохов-движений 12 раз); «Погончики» – 96 (по 8 вдохов-движений 12 раз); «Насос» – 96 (по 8 вдохов-движений 12 раз). В каждый последующий день добавляйте по одному новому упражнению. Эти упражнения нужно делать дважды в день: утром и вечером.

На второй день к предыдущим трем упражнениям добавьте упражнение «Кошка». Это упражнение нужно делать также как и предыдущие упражнения, по 8 вдохов 12 раз, отдыхая после каждой восьмерки 3-5 секунд. Теперь вы освоили четыре упражнения и делаете их два раза в день: утром и вечером.

С каждым днем у вас прибавляется одно упражнение. Счет нужно вести до восьми, иначе будете сбиваться. Одна из пациенток предложила каждые 8 вдохов-движений раскладывать на каждый угол в квартире. Сделали 8 вдохов-движений, смотрите на один угол. Сделали следующие 8 вдохов-движений, смотрите на второй угол и так далее. На очереди у вас идут такие упражнения, как:

«Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты» и «Шаги»

Каждое последующее упражнение необходимо делать так же, как и предыдущие по 8 вдохов 12 раз, с перерывом после каждой восьмерки на 3-5 секунд. У вас будут получаться «сотни». Хорошо освоив все упражнения, вы все же не переусердствуйте. Есть возможность «зарваться» и тогда стрельниковская гимнастика перестанет помогать. После каждых 32 вдохов-движений обязательно отдыхайте 3-5 секунд.

Оздоровительную гимнастику по Стрельниковой можно делать стоя, сидя, лежа.

На гимнастику должно хватать 30 минут.

С уважением, Столбунец Лидия

Оставьте Ваш комментарий

журнал "Изобретатель и рационализатор" 1975 год

ЛЕЧЕНИЕ ВДОХАМИ

Много лет А.Н.Стрельникова пользует своих пациентов лечебной гимнастикой против самых разных хворей. Необычный способ лечения (а.о.№411886) получил официальное признание специалистов.

С детства под влиянием матери, музы-кально одаренной женщины, Александра Стрельникова мечтала стать певицей. При-ехав из далекой Сибири в Москву, посту-пила в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Все шло хорошо, как вдруг беда - пропал голос. Попытки вернуть его закончились неудачей. Уехала обратно домой. На родине Стрельникова организовала кружок самодеятельности.

Среди ребят моего кружка, - расска-зывает Александра Николаевна, - кое-кто мечтал стать певцом-профессионалом. Вспоминая свою трагедию, я думала, как уберечь моих воспитанников.

В 1953 году она вновь приезжает в Мос-кву и с нею трое юношей. Борис был при-нят в Гнесинское училище, Анатолий - в консерваторию. Не поступил лишь Юрий- ему не было 18 лет. Он довольствовался подготовительными курсами консерватории. Это был первый крупный успех Стрельни-ковой как педагога. Она убедилась на соб-ственном опыте, что порча голоса или его полная потеря может произойти и от из-лишнего рвения. Словом, за голосом надо следить, за ним надо ухаживать. Занятия с учениками Стрельникова проводила по соб-ственной методике.

журнал "Изобретатель и рационализатор" 1975 год вторая встреча

ТОЛЬКО ВДЫХАЙТЕ

По многочисленным просьбам публикуем комплекс лечебной гимнастики.

Педагог по постановке голоса А.Н.Стрельникова изобрела систему "одностороннего дыхания" и разработала комплекс упражнений, лечебный эффект которых заключается в том, что голосовой аппарат и органы дыхания получают как бы помощь от мускулов всего тела. В результате голосовой аппарат не перенагружается даже при интенсивных напряжениях. Комплекс упражнений повышает объём вдоха в 5-6 раз, активизирует газообмен, улучшает общее самочуствие....

журнал "Физкультура и спорт" март 1980 год

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Многочисленные варианты различных дыхательных гимнастик чаще всего уделяют основное внимание задержкам дыхания или выдохам, потому что именно эти компоненты дыхания могут обеспечить, как считается, необходимый оздоровительный эффект. Это известно не только из практики нашей или зарубежной лечебной физкультуры, но и из многовекового опыта древней медицины. которая. как сейчас выясняется, знала и умела чрезвычайно много.

Но вот появилась дыхательная гимнастика Стрельниковой. Знакомство с ней не будет лишним для очень многих из нас.

Два главных упражнения в этой гимнастике такие: наклон и одновременно резкий и короткий вдох; сведение согнутых в локтях рук, поставленных перед грудью на уровне плеч, и одновременно - короткий активный вдох...

Теперь познакомимся с человеком, кому адресованы слова благодарности. Александра Николаевна - педагог, постоянно работает в театре имени Моссовета и в театре Сатиры, у неё занимаются постановкой голоса драматические актёры и вокалисты, дикторы и учителя.

У Стрельниковой с большой пользой занимались такие известные мастера. как Андрей Миронов, Армен Джигарханян, Лариса Голубкина, Максим Штраух, Людмила Касаткина и многие другие. Стрельниковские упражнения чрезвычайно популярны среди актёров. Когда корреспондент журнала "Физкультура и спорт" брал интервью у Аллы Пугачёвой и Софии Ротару, артистки не забыли сказать, что регулярно занимаются дыхательной гимнастикой по Стрельниковой.

Побывав в гостях у Александры Николаевны, познакомившись со многими занимающимися по её методике, я попытался составить список заболеваний, при которых эта дыхательная гимнастика оказалась достаточно эффективной, что в каждом отдельном случае и было зафиксировано врачами.

Вот этот список:

Список далеко не полон, зафиксированы также случаи улучшения работы пищеварительной системы, печени, избавление от головных болей, от хронической усталости и т.д. и т.п.

Не лишне сказать, что этот комплекс упражнений занесён в Госреестр и запатентован....

Александра Николаевна Стрельникова специализируется на по-становке голоса певцам и драматическим артистам. Она - педа-гог-вокалист. Но авторское свидетельство она получила за разра-ботанный ею комплекс дыхательной гимнастики, помогающей из-бавиться от многих болезней органов дыхания

Дозвониться к Александре Ни-колаевне удалось быстро.

Слушаю вас... А теперь да-вайте «маятник»... Нет, это я не вам... Пошли! Раз-два... Ну го-ворите, говорите, я слушаю...

В промежутках между «раз- два» и «о выдохе не думайте» мы договорились о встрече. И вот я у Александры Николаевны до-ма. Пожилые и дети - страдаю-щие астмой больные, потерявшие голос учителя, охрипшие пев-цы, врачи лечебной физкультуры - многие из них приезжают к ней издалека, чтобы освоить так называемую Стрельниковскую дыхательную гимнастику.

Учитесь правильно дышать

В одном из столичных театров на премьере вышел казус. В самый что ни на есть кульминационный момент спектакля, когда героиня, выбежав на сцену, должна была произнести свой полный драматиче ского накала монолог, у актрисы, очень молодой и очень талантливой, от волнения пропал голос. Она жестикулировала, открывала рот, но зрители не услышали ни звука. Следует отдать должное опытным партнерам актрисы, которые, мгновенно оценив ситуацию, сумели «заиграть» неожиданно возникший пробел. Но надо было видеть и то, что в это время творилось за кулисами! Кто-то готов был упасть в обморок. Одни кинулись закрывать занавес, другие их останавливали, третьи уже вызывали «скорую помощь»...

Исцеляет гимнастика

«Прочитала в вашей газете от 21 апреля с.г. статью «Учитесь правильно дышать» о дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой. Я уже лет пятнадцать страдаю двухсторонней хронической пневмонией. Часто мучают приступы сильного кашля, лекарства не помогают. Прочитав статью, решила сделать описанное упражнение по методу Стрельниковой. Произошло чудо! После 10-15 наклонов ощутила такую лёгкость, что захотела прыгать. Собираюсь продолжить тренировки, но прежде хотелось бы уточнить, всё ли я делаю правильно, какие нагрузки приемлемы...»

Это письмо мы получили от нашей читательницы из Уфы З. В. Балеевой. Ежедневно в редакцию приходят сотни писем с откликами на статью и просьбой более подробно рассказать о гимнастике, разработанной педагогом Театра сатиры и Театра имени Моссовета А. Н. Стрельниковой. Из всех присланных 5 вопросов мы выбрали наиболее часто встречающиеся и обратились с ними к Александре Николаевне.

В чем сущность вашего метода?...

Дышите резче.

Я тревожно нюхаю воздух. "Резче, резче. Пахнет гарью". Нос режет от резких вздохов, кружится голова.

А вокруг сорок человек, от шести до шестидесяти лет, усиленно дышат то «кошкой», то «первобытным че-ловеком», то, опустив голову и плечи, изображают из себя «насос». И по залу от нашего, в общий такт, дыхания словно гуляет ветер. Через десять ми-нут боль в носу проходит, го-ловокружение прекращается и чувствую, как с каждым упраж-нением голова становится ясной, тело легким, а удивленно-подо-зрительное настроение под ве-селые русские песни ведущего превращается в радостное. Ка-жется, восторженные отзывы и рекомендации читателей посе-тить секцию дыхательной гимна-стики Стрельниковой при Экспе-риментально-творческом инфор-мационном центре имеют осно-вания. Но побеседуем с ее ру-ководителем, учеником и асси-стентом А. Стрельниковой, док-тором М. Щетининым...

Парадоксальная дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой.

«Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса» (авторское свидетельство зарегистрировано в Госреестре СССР) -оказался уникальным методом естественного оздоровления всего организма.

Единственная гимнастика в мире, в которой вдох делается на сжатии грудной клетки. Активизируя носовое дыхание, гимнастика обеспечивает высокий уровень снабжения всего организма кислородом, улучшает обменные процессы, повышает иммунитет.

Показания:

Гимнастика снимает усталость, выводит из состояния депрессии, повышает половую активность.

Занятия проводят педагог - вокалист А.Н.Стрельникова и её ассистент, методист лечебной физкультуры с опытом клинической работы М.Н. Щетинин.

Занятия проходят в профилактории ММПО «Знамя Революции»....

Доброго времени суток, дорогой читатель!

В этой статье Вы узнаете о биогафии Александры Николаевны Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова родилась в 1912 году. Отец – Николай Дмитриевич, мать – Александра Северовна, сестры — Нина и Татьяна. Отец – Николай Дмитриевич Стрельников был очень красивым мужчиной, когда он женился на Александре Северовне, ему было 37 лет, а ей 17 лет.

Лето 1919 года застало семью Стрельниковых во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда же перебралась сестра Александры Северовны Лидия с мужем, скрываясь от красного террора. Последний раз главу семьи Николая Дмитриевича, его семья видела на станции Зима. Больше его никто не видел и никаких сведений о нем в семью не поступало. По воспоминаниям младшей сестры Нины, их отец много играл с дочерьми и катал их на плечах. Также из воспоминаний младшей сестры Нины, мама писала: «Шура несчастлива в браке, разошлась». Сама Александра Николаевна ничего о себе не любила рассказывать.

С 1920 года Александра с матерью и двумя сестрами жила во Владивостоке у старшей сестры своей матери – Лидии. Через некоторое время Лидия Северовна с мужем, забрав младшую сестру Нину, уехали в Харбин.

Александра Стрельникова стала оперной певицей. Она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а Александра Северовна Стрельникова – ее мать, работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом.

Еще в довоенные годы А.С. Стрельникова применяла отдельные упражнения из своей будущей уникальной системы дыхания. В 1941 году Александра Северовна Стрельникова обращалась в Народный комиссариат здравоохранения и предлагала рассмотреть ее изобретение под названием «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой». Техсовет Наркоздрава СССР рассмотрел и зарегистрировал 29 апреля 1941 года за № 4268 и направил на заключение, написав письмо о том, что результаты будут сообщены. Но началась война, и стало не до этого. И все было отложено на неопределенное время.

После войны А.Н. Стрельникова вернулась в Новосибирск и взялась за руководство художественной самодеятельностью, разъезжая по Новосибирской области с агитбригадой. В 1953 году вернулась в Москву и привезла с собой трех своих учеников. Один из ее учеников поступил в Институт имени Гнесиных, а двое других поступили в Московскую консерваторию. После приезда матери в Москву, Александра начинает работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а Александра Северовна — ее мать – в Московской государственной эстраде. Жили они в этот период в Сокольниках в старом одноэтажном доме. Мать и дочь Стрельниковы общались со столичным кругом певцов. Дыхательная гимнастика творила чудеса, она улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса тем, для кого это было профессией, и «делала» голос тем, кто очень хотел петь, но не имел особых природных данных.

Уже в это время у Александры Николаевны Стрельниковой было больное сердце, она страдала приступами удушья. Светила московской медицины того времени не могли ей помочь. Болезнь прогрессировала. Однажды Александра Николаевна почувствовала боль в груди и приступ удушья такой, что думала, не доживет до утра. Мать открыла все окна настежь, но ничего не помогало. До ближайшего телефона-автомата был целый квартал, но мать боялась оставить дочь в таком состоянии. Алексанра Николаевна стала дышать, по четыре раза с перерывом (используя принцип своей гимнастики) и тут она поняла, что она доживет до утра. Именно в эту страшную для них обеих ночь они поняли, что создали гимнастику не только возвращающую певцам и актерам голос, но и что-то гораздо большее, что поможет вернуть людям здоровье. Она разработала собственную систему дыхания. Спустя какое-то время она скажет о своем изобретении так:

28 сентября 1973 года Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года (авторское свидетельство № 411865).

Впервые сведения о необычной дыхательной гимнастике напечатал журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 год), где была фотография Андрея Миронова, выполнявшего упражнения, а уже в № 8 за 1976 год был опубликован комплекс упражнений Стрельниковой. Также в 1975 году сановный журнал «Советский союз», издававшийся еще в нескольких странах на западе, выпустил небольшую заметку о Стрельниковой, и ее уникальной дыхательной методике. Минздрав СССР воспринимал эту методику, скажем так, в штыки.

Исследования по эффективности гимнастики Александры Стрельниковой проводились в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69, в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в Центральном НИИ туберкулеза РАМН и в 9-ой гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ.

Сказать о том, что путь к признанию методики был трудным, это значит не сказать ничего. Много чего пришлось преодолеть Александре Николаевне, но благодаря ее сильному характеру и служению людям эта методика получила признание и ее сейчас успешно развивает и также несет людям здоровье ее ученик и последователь Михаил Николаевич Щетинин.

В свои годы, а ей было 77 лет, Александра Николаевна Стрельникова была абсолютно здоровым человеком, она была прекрасной пловчихой и в день гибели, она возвращалась после плавания в реке, в которой она плавала, пока река не покрывалась льдом. Собравшись после плавания, она переходила дорогу, как вдруг два пьяных парня на мотоцикле на большой скорости сбили ее и, потеряв управление, врезались в столб и погибли сами. Три нелепые смерти одновременно.

Погибла в сентябре 1989 года в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ученик Алекандры Николаевны Стрельниковой – Михаил Николаевич Щетинин посвятил своей учительнице книгу «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», которую он написал, собрав весь накопленный опыт по этой методике. В ней очень подробно изложено, какие упражнения, в каком количестве и как, надо делать при различных заболеваниях. Теперь каждый может воспользоваться этой методикой для восстановления своего здоровья и нужно для этого всего на всего один квадратный метр площади и открытая форточка.

Биография А.Н. Стрельниковой в википедии очень скупа, при составлении использована книга «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» ученика и последователя в деле всей ее жизни М. Н. Щетинина. Кликнув « «, вы пройдёте на страницу, на которой есть видео, как делать эту гимнастику.

Пользуйтесь методикой, она на самом деле чудодейственна!

С уважением, Столбунец Лидия

А.Н. Стрельникова: я устала становиться на колени!

На пороге Зимы я хочу

Увлекаться на час, опьяняясь...

Не торгуясь - за все заплачу!

И ни в чем никогда не раскаюсь!

А.Н. Стрельникова

О детстве Александры Николаевны рассказала в письме ее родная сестра Нина Николаевна. Их мать Александра Северовна была в молодости очень красивой женщиной. Отец Николай Дмитриевич Стрельников тоже был замечательно красивым, но старше мамы на 17 или 20 лет. Последний раз сестры видели отца в 1919 г.

С 1920 г. Шура Стрельникова вместе с двумя сестрами и матерью Александрой Северовной жила во Владивостоке у тети Лиды - старшей сестры своей матери. Затем тетя Лида уехали с одной из сестер Шуры в Харбин. С Александрой Северовной остались 2 дочери. Последний раз они виделись с уехавшей сестрой в 1924 г. Переписывались, но в 1934 г. начались репрессии, и письма из белоэмигрантского Харбина лучше было не получать. Переписка оборвалась.

Волей случая репрессии обошли А.С. Стрельникову и ее дочерей. Александра Николаевна стала оперной певицей. Перед войной она пела в труппе Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а ее мать работала в Новосибирской филармонии педагогом вокалистом.

Как создавали свою гимнастику мать и дочь Стрельниковы, с чего все началось? Еще в довоенные годы А.С. Стрельникова уже применяла отдельные упражнения будущей уникальной системы. Просматривая старые бумаги Александры Николаевны, я обнаружил документ, присланный на имя А.С. Стрельниковой из Народного Комиссариата Здравоохранения: «Ваше предложение под названием «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой» поступило в бюро изобретений Техсовета Наркомздрава СССР 29 апреля 1941 г., зарегистрировано под № 4268 и направлено на заключение...» Но началась война, и стало не до изобретений.

А.Н. Стрельникова вернулась в Новосибирск и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области. Вернулась в Москву она только в 1953 г. и привезла трех своих учеников. Двое из них поступили в Московскую консерваторию, третий - в Гнесинское училище. Позже приехала и мать. Дочь стала работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а мать - в Московской государственной эстраде. Жили они в Сокольниках в старом одноэтажном доме, в котором когда-то была конюшня. Тогда мать и дочь Стрельниковых знали лишь в узком кругу столичных певцов, поскольку их дыхательная гимнастика улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса у тех, для кого пение было профессией, и «делала» голос тем, кто хотел петь, не имея для этого природных данных.

Стрельникова младшая в то время была очень больна. Из-за тяжелых и упорно повторявшихся приступов у нее уже начало сдавать сердце. И хотя Стрельниковы имели связи в медицинском мире Москвы, никто из известных врачей не смог помочь Александре Николаевне. Однажды осенней ночью резкая боль в груди сковала тело и комом подступила к горлу. «Мама! - закричала Александра Николаевна, - я задыхаюсь!» В доме телефона не было, до ближайшего автомата - целый квартал. Александра Северовна распахнула все окна, чтобы дочери легче было дышать, но легче не стало. И в этот момент младшая Стрельникова, судорожно ловя ртом воздух, вдруг подумала: стрельниковская гимнастика! Не моя, не наша, а стрельниковская, как будто она уже ушла от них и стала достоянием всех людей. Собрав последние силы, она стала шумно нюхать воздух, делая по 4 коротких вдоха. И сразу же поняла, что доживет до утра.

В эти минуты мать и дочь Стрельниковы осознали, что они создали не только дыхательную гимнастику, возвращающую голоса актерам и певцам, а что-то гораздо большее, что-то великое, что может сделать практически любого человека здоровым.

Позже Александра Николаевна говорила об изобретении дыхательной гимнастики: «Будучи молодой певицей, я потеряла голос. И мама стала для меня искать способ его восстановить. Так постепенно была изобретена гимнастика».

Молва об удивительной гимнастике, после которой голос звучит чище и звонче, стала распространяться по Москве. К Стрельниковым на уроки пения начали приходить известные певцы и драматические артисты. Народная артистка СССР Людмила Касаткина, тогда уже известная актриса, снявшаяся в фильме «Укротительница тигров», побывала на уроках Стрельниковой и убедила руководство тогдашнего театра Советской армии взять в штат уникальных педагогов, ликвидировавших у нее за считанные дни кровоизлияние в голосовые связки, которое поликлиника Большого театра не могла вылечить в течение нескольких месяцев! Ведущие специалисты этой поликлиники хирург-фониатр В.А. Загорянская-Фельдман и врач-оториноларинголог Д.А. Шахова стали направлять к Стрельниковым певцов и актеров. Фониатр В.Л. Чаплин из института им. Гнесиных посылал к ним студентов-вокалистов, дикторов, учителей с «сорванными» голосами.

Окрыленная успехом, Александра Николаевна решается подать заявку на изобретение. К этому времени поликлиника Большого театра направляла к Стрельниковым актеров и певцов уже 17 лет, а ЛОР-кабинет Гнесинского института - 7 лет. В биологическом кабинете института им. Вишневского проверили результаты применения гимнастики Стрельниковой на спирографе и капнографе. Спирограф показал увеличение объема вдоха, капнограф - улучшение газообмена в первый же урок! Затем были обследованы люди, занимавшиеся этой гимнастикой много лет. У всех было отличное дыхание.

28 сентября 1973 г. Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 г. (авторское свидетельство № 411865).

Список болезней, при которых помогает стрельниковская дыхательная гимнастика, стал с каждым годом расширяться. Об уникальной гимнастике, излечивающей многие заболевания, писала центральная пресса. Но вместе с народным признанием усилилась и ненависть со стороны тогдашней официальной медицины. Высокопоставленные чиновники из Минздрава не хотели мириться с тем, что какая-то «самозванка», у которой не только медицинского, но и настоящего педагогического образования не было, посмела добиться результата в той области, где они, имея звания профессоров и докторов медицинских наук и используя новейшее медицинское оборудование, оказались бессильны.

Официальная медицина требовала от Александры Николаевны научного обоснования созданной ею гимнастики. Но людям, приезжавшим за помощью со всех концов Советского Союза, было глубоко наплевать на научное обоснование. Для них было важно, что дыхательная гимнастика реально избавляла от приступов удушья, головных болей и эпилептических припадков. Да и каких научных объяснений можно было требовать от моей учительницы, если она не работала в клинике и у нее не было лаборатории? Александра Николаевна была певицей... Но какой певицей!

Когда много лет назад она показывала в Московской консерватории несколько своих учеников-вокалистов, педагоги сказали ей: «То, что все они прекрасно поют и владеют хорошей школой, еще не доказывает правильности вашей методики... Вы собрали лучших самодеятельных певцов со всей Москвы!» И тогда Стрельникова встала и запела каторжное по сложности исполнения ариозо Кумы из оперы П.И. Чайковского «Чародейка». У профессоров и преподавателей из состава комиссии был самый настоящий шок! Замерев от восторга, они смотрели на женщину, которую еще несколько минут назад ненавидели только лишь за то, что она посмела говорить им о какой-то своей методике постановки голоса, идущей вразрез со всеми общепринятыми рекомендациями, традиционными для певческих школ Англии, Франции и даже Италии!

Гуго Натанович Тиц, будучи тогда деканом вокального факультета, рукоплескал певице, а бывшая солистка Большого театра профессор Елена Катульская не выдержала, сорвалась с места и, зарыдав в голос, закричала: «Боже! Какая певица! Я отказываюсь участвовать в этой гнусной травле!» И выбежала из зала.

У А.Н. Стрельниковой было какое-то внутреннее чутье: она не могла объяснить почему, но совершенно точно угадывала болезнь человека - ему достаточно было только начать в ее присутствии делать нашу гимнастику. Только потом, через несколько лет совместного лечения больных я понял: она определяла болезнь по тому, как человек; двигается, как дышит и как смотрит.

Однажды, придя вечером из театра Сатиры, она сказала: «Миронов и Папанов изменили манеру игры, и это мне не очень нравится». И я понял, что ей не нравится не сама новая манера игры выдающихся актеров, а что-то новое, неожиданно появившееся внутри каждого из этих больших артистов. Вскоре, возвратившись с работы поздно вечером, в прихожей она сообщила мне каким-то странным, неестественно глухим голосом: «Умер Папанов». И, прислонившись спиной к двери, тихо и обреченно произнесла: «И мне кажется, следующим будет Андрюша...» Вскоре не стало и Андрея Миронова.

Первым в нашей стране рассказал о необычной дыхательной гимнастике журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 г.), который поместил фотографию Андрея Миронова, выполняющего несколько упражнений стрельниковской гимнастики, а в №8 за 1976 г. опубликовал комплекс упражнений.

В том же 1975 году журнал «Советский Союз», выходивший еще и в нескольких странах на Западе, напечатал в десятом номере небольшую заметку о Стрельниковой. Зачем это вдруг «главному журналу страны» понадобилось упоминание о дыхательной гимнастике, которую Минздрав СССР принял в штыки? Объяснение оказалось простым. Очень известная в то время эстрадная певица Лариса Мондрус на пресс-конференции в ФРГ заявила: «В СССР нет условий для творческой личности. Пример? Пожалуйста! Мой педагог по вокалу Александра Николаевна Стрельникова!» После этого буквально на следующий день журнал «Советский Союз» написал о том, что А.Н. Стрельникова - известный педагог и работает в лучших театрах Москвы. Таким образом, западный обыватель мог предположить, что Стрельникова имеет как минимум особняк в центре российской столицы и вообще у нее в жизни все в порядке. А Мондрус просто клевещет на советскую действительность.

Александра Николаевна Стрельникова всю оставшуюся жизнь была благодарна Ларисе Мондрус за этот поступок.

В это самое время Стрельникова металась из одной клиники в другую, прося, умоляя провести исследования и тем самым дать ей возможность доказать, что изобретенная ею гимнастика очень нужна задыхающимся людям, ведь от астмы ежедневно по всей стране умирают люди, которым официальная медицина бессильна помочь! И везде был один и тот же ответ: «Вы не медик! Не имеете права лечить!» К счастью, по советскому законодательству в связи с наличием авторского свидетельства она имела право принимать больных дома, благо никакого дорогостоящего оборудования для внедрения изобретения в практику не требовалось.

Из письма А.Н. Стрельниковой в газету «Правда»:

Француз, случайно наблюдавший результаты нашей гимнастики, сказал: «Не понимаю этой страны... Она могла бы озолотиться, эксплуатируя Стрельникову. Неужели это никому не нужно?!»

Еще в 1972 г. в Комитете открытий и изобретений мне объяснили, что наш способ имеет данные на патент, что патент выгоден государству, и я согласилась из патриотических побуждений. Но медики из Московского НИИ уха, горла и носа устроили мне такую травлю, что я не выдержала и отказалась, хотя меня в Комитете уговаривали.

Однажды к Александре Николаевне пришли две седые дамы, медицинские работники иностранных государств. Одна сказала: «Я писала Вам. Вы выслали описание гимнастики и, несмотря на то, что мне 63 года, и астма у меня тяжелая, мне стало лучше... Проверьте, все ли я делаю правильно?»

Другая сказала: «Я из Австрии, доктор медицинских наук. Проверьте и меня. Я считаю, что о такой необыкновенной гимнастике надо немедленно сообщить министру здравоохранения!»

Наша соотечественница, присутствовавшая при разговоре, тоже медик, возразила: «Да ее сразу удавят! Пусть сидит и не рыпается!» И Стрельникова сидела и не рыпалась...

Еще один случай, о котором мне рассказала моя учительница. На одном из вечеров в Доме актера к ней подошел ведущий врач-фониатр столицы и прямо в лицо прошипел: «Вас удавить надо!» Из этических соображений не буду называть имя этого доктора медицинских наук, скажу лишь, что до того, как я абсолютно безголосым попал к Александре Николаевне, я лечился в том числе и у этого врача. В течение нескольких месяцев он очень добросовестно пытался вернуть мне голос, выписывая прозерин в таблетках. Увы, безрезультатно.

В то время, как сама Александра Николаевна, устав от безуспешных попыток прорваться в какое-либо медицинское учреждение, принимала больных только у себя дома, советская пресса, к счастью, продолжала писать о ее успехах! Вслед за журналом «Советский Союз» о гимнастике Стрельниковой в 1975-76 гг. написали «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Советская культура» и «Социалистическая индустрия».

В 1981 г. газета «Труд» опубликовала две прекрасные статьи о дыхательной гимнастике. Написавшего их журналиста Николая Гоголя уволили за это с работы. А к нашему дому (в то время я жил у Александры Николаевны в ее тесной двухкомнатной квартирке на Октябрьском поле) началось буквально паломничество! Очередь желающих попасть на лечение стояла во всю ширину лестничного пролета с первого этажа до четвертого. Некоторые соседи, естественно, стали звонить и писать в ЖЭК, в милицию, в Исполком, требуя выселить «целительницу» куда-нибудь подальше... Жалобы дошли до районной прокуратуры. Приехал молодой и энергичный главный прокурор Хорошевского (в то время Ворошиловского) района, посадил мою учительницу в служебную машину и привез в свой кабинет, где заставил написать заявление об отказе от частной практики...

Толпа на лестнице ломилась в дверь, я периодически выходил из квартиры и объявлял, что Александре Николаевне запретили принимать больных. Участковый, а иногда и целый наряд милиции несколько раз вваливались к нам в квартиру даже среди ночи посмотреть, не притон ли у нас! В течение нескольких дней задыхающиеся люди вместе с детьми молча стояли под нашей дверью. Иногда кто-то из малышей плакал - у него начинался приступ удушья. Наконец, когда смотреть на задыхающихся детей стало уже невыносимо, Стрельникова не выдержала. Рванулась к двери, распахнула ее настежь и сказала: «Входите!»

Больных было человек 200, и часть их стояла на своем: «Никого не надо. Давай Стрельникову!» Они пошли на Рахмановский, 3 . Там их встретили вежливо и предоставили мне на 12 занятий зал в Институте курортологии. Спасло письмо из Звездного городка. В нем сообщили о хороших результатах гимнастики.

Я начала работать, несмотря на то, что руководство института сделало все, чтобы завалить эксперимент. Комната не проветривалась, жара была 30 градусов, а сердечники и астматики стояли плечом к плечу. Я имела право отказаться, но была так уверена в своей гимнастике, что даже не колебалась. И результаты были прекрасные! Люди менялись на глазах!

Правда, ко мне иногда подходили больные и говорили: «Что происходит? Я лежала и сидела. Теперь хожу, бегаю, поднимаюсь на четвертый этаж, прекрасно себя чувствую, а докторша, к которой я прикреплена, смотрит зелеными от ненависти глазами и говорит: «Не нахожу!» Мне бы надо забеспокоиться. Но результаты были настолько хороши, занятия коллективные шли так красиво, что я была счастлива и думала: «Пустяки! Они поймут!» И они поняли, что если дать нашей гимнастике ход, придется перестроить всю медицинскую практику. Проще завалить Стрельникову.

После окончания занятий с первыми тремя группами И.Ф. Солошенко из Минздрава мне сказал, что гимнастика признана полезной при аллергической форме астмы, и комиссия считает, что ее можно рекомендовать «наравне с другими гимнастиками». Я знала, что это ложь, что по силе и результативности наша неизмеримо сильней. Она просто могущественна! Но так как председателем комиссии была преподавательница ЛФК, и комиссия состояла из таких же преподавателей, промолчала, не желая никого обидеть.

Это письмо газета «Правда» тоже переслала в Минздрав СССР.

А 27 апреля 1982 г. заведующая кафедрой лечебной физкультуры 1-го медицинского института им. И.М. Сеченова, председатель Ученого совета Минздрава СССР, председатель проверочной комиссии по оценке результатов эксперимента В.А. Силуянова сообщила на страницах «Советской России», что Стрельникова - знахарка! Вот текст заметки:

«Письма о так называемой дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой поступают в органы здравоохранения. В некоторых из них сообщалось, что люди теряли сознание не только после тысячи, но и после 300-400 выдохов. Мне довелось участвовать в комиссии, созданной Минздравом СССР. В задачу ее входило дать научную оценку занятиям А.Н. Стрельниковой. Членам комиссии она изложила свою малограмотную «научную» концепцию. Это и не удивительно, ведь Стрельникова не имеет никакого медицинского и педагогического образования. Из разговора с ней выяснилось, что ее мать некогда занималась восстановлением голоса у артистов. Очевидно, кое-что и было перенято дочерью. Со временем дочь перестала заниматься вокалистами и переключилась на больных, страдающих заиканием, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями: гипертоническая болезнь, пороки сердца. Сеансы давались частным образом и за определенную плату...

С больными бронхиальной астмой эксперимент проводился дважды - в июле и в ноябре прошлого года. У нескольких больных во время занятий появились сильные приступы удушья, которые не снимались физическими упражнениями, предлагаемыми Стрельниковой.

Присутствовавшие на заседании за «круглым столом» специалисты единодушно заявили, что с подобным появлением различного рода частных «лечебных» методик, не имеющих под собой никакой научной основы, следует решительно бороться, прямо объявляя их проявлением знахарства».

Возмущенные пациенты Стрельниковой стали обращаться с письмами в разные инстанции. Было много коллективных писем из групп здоровья. Процитирую одно из них от сотрудников и преподавателей Учебного комбината «Мослифт»:

Из четырех заметок в статье «Следовать ли моде?» эта - наиболее категоричная, недоброжелательная и, на наш взгляд, недобросовестно подготовленная. Мы имеем основания подвергнуть эту заметку сомнению, так как именно с парадоксальной дыхательной гимнастикой Стрельниковой мы хорошо знакомы: прослушали в ноябре 1981 г. лекцию А.Н. Стрельниковой, причем под ее руководством 30 человек в ноябре при открытых настежь окнах проделали 1000 движений-вдохов, и никому не только не было плохо, но, наоборот, появилось ощущение бодрости, хорошее настроение, снялись головные боли, усталость (а ведь гимнастику делали после рабочего дня). С апреля месяца на комбинате организовалась группа здоровья в составе 8 человек, занимающихся дыхательной гимнастикой Стрельниковой под руководством М.Н. Щетинина.

Все мы хорошо себя чувствуем, хотя в группе занимаются люди с различными хроническими заболеваниями (бронхиальная астма, сердечная недостаточность, гипертоническая болезнь, остеохондроз и другие заболевания).

И после Вашей заметки в газете у нас нет ни малейшего желания прекращать занятия дыхательной гимнастикой Стрельниковой.

В выступлении уважаемой профессора Силуяновой нам бросились в глаза следующие несоответствия:

1. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой построена на движениях-вдохах, а не на выдохах, как утверждает проф. Силуянова! (Не удивительно, что «после 400 выдохов людям становилось плохо», а мы после 1200 движений-вдохов за одно занятие не ощущаем недомоганий!)

2. Эксперимент, о котором идет речь в заметке, на наш взгляд, был поставлен не корректно, и выводы сделаны скоропалительные.

3. Отношение профессора Силуяновой лично к Стрельниковой агрессивно-недоброжелательное, а посему и оценка самой гимнастики предвзятая.

4. Сведения об А.Н. Стрельниковой, приведенные в заметке, абсолютно неверны. Не мешало бы знать уважаемой проф. Силуяновой, да и редакции газеты «Советская Россия», что А.Н. Стрельникова и по сей день работает с актерами театров Сатиры и им. Моссовета, что проверена эта гимнастика 50-летним опытом работы матери А.Н. Стрельниковой и 30-летним - самой А.Н. Стрельниковой, что на методику, «не имеющую под собой никакой научной основы», А.Н. Стрельниковой выдано авторское свидетельство.

Из театра Моссовета написали коллективное письмо Тараторкин, Талызина, Терехова и Плятт. Редакция переслала его в Минздрав. Сафонов ответил Плятту, считая, очевидно, что остальные актеры его ответа не достойны, отметив, что улучшение было у 30% пациентов, а у 70% - без изменений и даже, якобы, с обострениями.

А в это время в Минздраве лежали 5 коллективных заявлений, в которых больные просили предоставлять хоть изредка зал для стрельниковских уроков. Подписались не 30, а 100% пациентов. И министерство и Институт курортологии не давали адреса просителей и их заявления, с которых Стрельникова хотела снять копии!

Лишь 4 года спустя заваленная письмами в защиту Стрельниковой редакция «Советской России» была вынуждена напечатать объективную статью о стрельниковском методе под заголовком «Дышать или не дышать?» Корреспондент газеты С. Каленикин прежде, чем написать статью, побывал у нас дома на приеме и побеседовал с присутствующими пациентами и матерями детей, больных астмой. В той же статье было помещено негативное мнение заместителя председателя Ученого медицинского совета Минздрава СССР профессора А. Гребнева: «Да, врачи не верят в гимнастику Стрельниковой. Не смогла она нас убедить: почему это мы должны дышать по ее методу? Определенно для больных ее гимнастика вредна, а для здоровых - бесполезна!»

«Желаю вам хорошего астматического приступа сегодня ночью!» - в сердцах бросила А.Н. Стрельникова в лицо членам комиссии на очередной «разборке» в Минздраве, не выдержав циничных нападок со стороны высокопоставленных медицинских чиновников. И читая газетные строки каленикинской статьи через столько лет, хочется повторить тем, кто отравлял жизнь моей учительнице, именно эту фразу, слово в слово! И напомнить народную мудрость: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся!» И от болезни тоже!

Итак, статья вышла положительная, поддерживающая метод Стрельниковой. В ответ на это «Медицинская газета», спасая честь мундира, поместила статью председателя Ученого совета Гаврилова, в которой он сообщал, что при эксперименте Стрельниковой у 40% пациентов самочувствие осталось без изменения, у 29% результат был отрицательный и у 31% - положительный. «Положительная, главным образом, субъективная динамика, - пишет Гаврилов, - была отмечена у 31% больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом с астматическим компонентом легкой формы. При среднетяжелой и тяжелой форме приступа наступало обострение или состояние не изменялось. У некоторых больных наблюдалось головокружение. У всех больных гипертонической болезнью отмечалось повышение артериального давления, у некоторых - нарушение мозгового кровообращения. Неудивительно, что специалисты однозначно отрицательно оценили гимнастику Стрельниковой.»

В ответ на это Александра Николаевна написала письмо в партийный комитет редакции «Медицинской газеты» с аргументированной критикой статьи и выдержками из многих писем своих пациентов. В частности, она писала: «... Истина познается в сравнении - сравните отрицательные результаты общепринятой медицины и стрельниковской гимнастики. ... наша гимнастика - единственный способ борьбы с бронхиальной астмой, дающий реальный результат, не принося вреда организму, потому что бронхоскопия наносит травмы бронхам, иногда очень тяжелые, а гормоны калечат человека навсегда, и, судя по тому, что сейчас их стали давать даже детям (а иные официальные способы безрезультатны), их вред велик.» В заключение она просила редакцию помочь размножить методичку по применению гимнастики в экстренных случаях, чтобы спасти жизни многих пациентов.

«Медицинская газета», естественно, не стала рубить сук, на котором сидела, и публиковать комплекс стрельниковской гимнастики отказалась. Но через некоторое время Стрельникову и Каленикина пригласили на заседание в Минздрав СССР, где был поставлен вопрос о повторении эксперимента. За повторение проголосовали всего 2 человека, остальные, особенно представители традиционной лечебной физкультуры, были против. Но замминистра А.М. Москвичев сказал, что есть приказ эксперимент повторить.

Вскоре Стрельникову вызвали для подписания условий эксперимента. Она попросила выдать ей программу эксперимента на руки и показала ее знакомым врачам (в их числе были и доктора медицинских наук), которые сами лечились у нее. Все они в один голос заявили, что если она на эти условия согласится, гимнастику опорочат навсегда! Тогда Стрельникова предложила изменить условия эксперимента - ей ответили отказом и сообщили в редакцию «Советской России», которая участвовала в эксперименте, что Стрельникова с Минздравом порвала.

В январе 1989 г. в журнале «Здоровье» на первых страницах была опубликована статья «Дышать по Толкачеву или по Стрельниковой?» с информацией о проведенном в редакции обсуждении дыхательных гимнастик. Стрельникову пригласить «забыли». Вместо нее выступала доктор медицинских наук Е.И. Сорокина (кстати, кардиолог, а не пульмонолог) и сообщила, что проверка метода во Всесоюзном научном центре медицинской реабилитации и физиотерапии (бывший Институт курортологии) не обнаружила преимуществ перед классической дыхательной гимнастикой. Были даже, якобы, случаи обострения бронхиальной астмы, а вот при хроническом бронхите парадоксальную гимнастику Стрельниковой можно использовать более широко...

Сентябрь 1989 г. Потрясающей красоты бабье лето... У нас дома нет официального приема больных, потому что Александра Николаевна должна была быть в отпуске (как всегда, собиралась поехать отдыхать в Крым, в свой любимый Судак), но вынуждена была торчать в Москве, потому что ждала свою ученицу, солистку Гранд-Опера, которая должна была приехать с двумя французскими врачами, очень интересовавшимися дыхательной гимнастикой Стрельниковой. Днем Александра Николаевна занималась с внеплановыми иногородними больными, которые были в Москве проездом, а к вечеру спешила в свой любимый Серебряный Бор - она была великолепной пловчихой и абсолютно здоровой женщиной в свои 77 лет, всегда плавала до самых морозов, пока Москва-река не покрывалась льдом.

Проходят день за днем, а звонка из Парижа все нет. Стрельникова нервничает... Приходит на уроки вокала известный эстрадный певец М. Звездинский. Она распевает его под фортепиано, но мысленно (видно по глазам) она не в музыке, а с врачами-французами.

Каждый день уговариваю ее плюнуть на все и ехать отдохнуть (год был особенно напряженный) - я ведь остаюсь и в случае чего пошлю ей телеграмму в Судак. С каждым днем она сопротивляется все слабее. И вот уже середина сентября. Собираюсь съездить на несколько дней в подмосковный Сергиев Посад помочь матери с ремонтом квартиры. В пятницу прощаюсь с Александрой Николаевной. Обнялись... Она стоит посреди комнаты и как-то виновато улыбается. Ее глаза смотрят на меня в последний раз... Никогда не забуду этого взгляда. Она пыталась меня запомнить!

Меня потом много раз спрашивали наши общие друзья, чувствовала ли А.Н. Стрельникова, что погибнет? Конечно, да! Она мысленно уже была где-то там, в другом измерении, в Зазеркалье. Я думаю, что она не чувствовала смерть как таковую, как событие - скорее, она ощущала свой переход в какое-то другое состояние. Было какое-то странное ощущение чего-то между нами. Словно она была уже где-то там, не со мной. Сейчас, через много лет после ее гибели я вряд ли смогу описать это точно.

Очевидцы рассказывают, что день был теплый, солнечный, но вечером небо заволокло тучами и начался дождь. Александра Николаевна после купания спешно засобиралась домой, стала переходить дорогу... Из-за поворота на огромной скорости вылетел мотоцикл с двумя пьяными парнями, сбил Александру Николаевну и врезался в столб. Парни тоже погибли. Три смерти одновременно...

Меня в Москве не было. Помню возрастающее с каждым часом чувство тревоги, какой-то безысходности, тоски. Хотя собирался еще два дня побыть за городом - ни с того ни с сего стал звонить в Москву Александре Николаевне. Никто не отвечал, хотя она должна была быть дома. Я рванулся в столицу...

Дверь квартиры была почему-то опечатана, а в ней торчала записка: «Миша, срочно позвони. Евгений Михайлович». Ключ не вставлялся в замочную скважину - я не сразу понял, что врезали новый замок...

Хоронили мы Александру Николаевну 20 сентября. И снова, как и в предыдущие дни, было тепло и солнечно. Листья на деревьях были желтые-желтые и почему-то не опадали...

«Мишуничка, даже когда меня не станет, я все равно буду тебе помогать!» - сказала мне Александра Николаевна летом 1983 г. в Серебряном Бору, куда мы с ней ходили купаться. И увидев недоумение и, вероятно, страх в моих глазах, улыбнулась так, как могла улыбаться только Александра Николаевна, вскинула руку ладонью вверх, туда, где в зените сверкало ослепительно яркое солнце, и добавила: «Оттуда!»

Александра Николаевна Стрельникова

Кадр из фильма «Эта парадоксальная гимнастика…» (1986).
Основная информация
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти сентябрь
Место смерти
Страна
Профессии , ,
strelnikova.ru
Произведения этого автора

Алекса́ндра Никола́евна Стре́льникова (1912—1989) — оперная певица, педагог. Наряду со своей матерью Александрой Северовной Стрельниковой является соавтором комплекса дыхательной гимнастики, известного как «дыхательная гимнастика Стрельниковой» .

Семья

Отец — Николай Дмитриевич Стрельников, в последний раз его видели в 1919 году. Мать — Александра Северовна, преподаватель пения в Московском оперно-драматическом театре им. Станиславского, потом работала педагогом-вокалистом в . Также было две сестры — Нина и Татьяна. В молодости Александра вышла замуж, но брак быстро распался.

Биография

Родилась в 1912 году. С 1920 года жила с сёстрами и матерью во у тёти (старшей сестры своей матери) Лидии. Затем Лидия Северовна переехала с одной из племянниц в .

Александра Николаевна Стрельникова стала оперной певицей. Перед она пела в труппе . Ещё в довоенные годы Александра Николаевна применяла отдельные упражнения своей будущей системы дыхания.

После войны Стрельникова переехала в и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по . Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трёх своих учеников. Двое из них поступили в , третий — в . Когда к Александре переехала её мать, она стала работать педагогом-вокалистом в , а мать — в Московской государственной эстраде. Жили в Сокольниках.

У Александры Стрельниковой в это время уже было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

Погибла в сентябре 1989 года в результате .

Дыхательная гимнастика

Авторское свидетельство с приоритетом от 14 марта 1972 года получила в конце концов её дочь Александра Николаевна. Изобретение называлось «Способом лечения болезней, связанных с потерей голоса » . Первым о дыхательной гимнастике рассказал в 1975 году журнал « », поместивший фотографии , выполняющего упражнения . Спустя год там же был опубликован весь комплекс упражнений .