Очень мне нравится слово «бредогенератор». Производитель бреда. Читаешь иное сочинение и думаешь: «Это вообще о чем? Бред!», ну а автор, соответственно – бредогенератор.
Как же избежать сей участи на ?
Это просто: надо ПРАВИЛЬНО задать вопросы (то есть выделить проблемы) и развернуто на них ответить. Тогда тема будет раскрыта.
Самая распространенная причина неудовлетворительной оценки за сочинение – нераскрытая тема. Порой ученик совсем не понимает, что это значит, а все просто: надо дать полный аргументированный ответ на поставленный вопрос.
В чем разница между пересказом и интерпретацией?
Раскрыть тему не значит пересказать текст. Это самая распространенная ошибка.
В чем разница?
Для среднестатистического выпускника разница в мотивации: за пересказ вы получите 0 баллов, за интерпретацию – максимум 2. Ну что, заинтересовались?
Тогда делаем над собой усилие и пытаемся понять суть вопроса.
Итак, детский стишок «Наша Таня громко плачет…». Пересказ: на берегу плачет маленькая девочка Таня. Ее мячик оказался в воде. Кто-то из взрослых утешил девочку и достал ее мяч.
Интерпретация: в произведении рассказана печальная история. Маленькая девочка очень расстроена, и она громко плачет, потеряв свою игрушку. Автор глубоко сочувствует девочке, называя ее «Танечка», словами другого, по-видимому, взрослого героя, утешая ребенка, помогая ему понять, что в жизни все можно исправить.
Почувствовали разницу? Да, во втором случае не просто изложены события, а выделена и проговорена позиция автора. Позиция автора проявляется во всем произведении: в оценке героев и их поступков, в композиции, в подборе слов, выборе средств изображения. Вот об этом и надо говорить, давая ответ на поставленный вами же вопрос.
Работаем над раскрытием темы
Возьмем тему пробного экзамена по . Например: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Ф.М.Достоевский».
Определяем проблему.
Начинайте с самых общих вопросов. Что такое любовь? Почему она способна изменить человека? Почему она всесильна?
Второй блок: кого из героев изменила любовь? Сделала лучше? Помогла в жизни? Это уже подбор материала.
Третий блок: как проходил этот процесс? Что сделали, или думали, или чувствовали при этом герои?
Неплохо бы задать и еще один вопрос: как изображает это автор? Что при этом подчеркивает? На чем останавливает свой взгляд?
И последнее: какова главная мысль, которую автор пытается донести до читателя? Что ему особенно важно?
На каких произведениях можно раскрыть тему?
«Война и мир» — истории князя Андрея и Наташи, позже – Пьера и Наташи.
«Отцы и дети» — Базаров и Одинцова.
«Евгений Онегин» — Онегин и Татьяна.
«Обломов» — Обломов и Ольга.
Я выберу произведение, где эта проблема раскрывается неоднозначно. Это «Преступление и наказание».
Почему? Просто хочется показать вам, что решение проблемы может быть не на поверхности, или все же не подтверждать высказывания автора, что, в свою очередь, говорит не о любви как о преображающей силе, а становится обвинением человеку, не вынесшему испытания чувством (Онегин, Обломов).
Итак, «Преступление…». Главный герой Раскольников совершил преступления во имя собственной теории и испытывает страшные муки совести. Он отдаляется от людей, впадает в полубезумное состояние. Только один человек не просто понимает героя, а сочувствует ему – это Соня Мармеладова. Именно она своей любовью к человеку Раскольникову и человеку вообще заставляет героя признаться, понять чудовищность своего поступка и своей теории, переродиться.
Это тезис . Теперь его надо доказать.
Вспомните сцены с участием Сони и Раскольникова, особенно «Чтение Евангелия». Соня говорит с героем, испытывая не презрение, а жалость, которая рождает милосердие, сочувствие, и под воздействием этого чувства Раскольников, во-первых, признает чудовищность преступления, во-вторых, понимает его бессмысленность (он никому не помог), в-третьих, решает признаться. Автор подчеркивает мысль о том, что только любовь и милосердие могут изменить героя, а не интеллектуальные игры Свидригайлова и психологические ловушки Порфирия. А это вывод, главная мысль.
Переродился герой? Конечно.
Под воздействием любви Сони к человеку вообще? Да.
При этом о традиционном понимании чувства речи не идет. Речь о любви вообще как одной из самых благотворных сил в жизни человека.
Вернитесь к вопросам-проблемам. Мы ответили на них? Да, почти на все.
Вам на заметку: уже просто тезис и краткое доказательство – 150 слов. А если вы еще и развернете эти абзацы, то натужно вымучивать несчастные 200 уже будет неактуально!
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
Раскрытие темы – это один из важнейших компонентов устного выступления. Тема раскрывается в основной части речи, а значит, именно раскрытие темы позволяет слушателям понять Ваше мнение, увидеть предмет исследования Вашими глазами.
Существует несколько способов раскрытия темы устного выступления, мы же остановимся на двух способах – раскрытие темы по принципу контраста и раскрытие темы через показ какой-либо одной стороны изучаемого явления. Каждый из этих способов имеет по несколько вариантов, которые полезно запомнить, а затем усиленно тренироваться.
Прием контраста состоит в том, чтобы показать в сопоставлении две стороны чего-либо, то есть две картины мира. Эти картины мира могут быть как равноправными, так и неравноправными: одна картина доминирует, а другая – служит для нее фоном. Через весь контраст не нужно забывать «прокладывать» свое личное мнение, оценочную характеристику рассматриваемого явления.
Прием контраста может применяться в двух проекциях – вертикальной и горизонтальной .
Вертикальная проекция рассматривает обе картины мира как условно единое целое пространство, но, скажем, разное время. Этот метод часто использовался Вами при написании сочинений и подготовке устных высказываний: Вы сравнивали прошлое и настоящее , идеальную мечту и реальность и др.
Например, этот способ можно было бы использовать при рассмотрении внутреннего конфликта Екатерины Кабановой (Н. Островский «Гроза»): действительность героини – это «холодный» по отношению к ней муж, деспотичная свекровь, изнурительная работа, отсутствие идейно-близкого человека; мечта героини – это трогательные отношения с Борисом, взаимопонимание, единение с природой и др. Анализируя жизнь героини с этих противоположных позиций, мы понимаем, что является причиной ее духовного конфликта, внутреннего противоречия.
Можно использовать данный метод при характеристике образа Павла Кирсанова (И. Тургенев «Отцы и дети»): посмотрите, каким был герой в прошлом , где он был подающим надежды офицером, влюбленным в княгиню Р., посмотрите, какой он предстает перед нами в реальности произведения (1859 год) – уставший, озлобленный, циничный. Пройдя этот «путь», мы видим, что Павел Кирсанов – страдающая личность, живущая воспоминаниями о прошлой жизни.
Горизонтальная проекция позволяет рассмотреть две картины мира как условно единое время, но разное пространство. Например, мы можем рассматривать план «отцы и дети » (в тургеневском романе не все «молодые» герои представляют детей), план «отечество и заграница » (романы Н. Лескова – «Некуда», «На ножах»), большинство и андеграунд и др.
Прием показа одной стороны явления – только реального или только желаемого, только прошлого или только будущего и др. – представлен несколькими методами.
Первый метод – это взгляд автора на предмет речи . Взгляд автора заключается в том, что он сначала детально анализирует предмет речи, а после высказывает лишь свое мнение о нем. Этот взгляд не претендует на стопроцентную достоверность, поскольку это точка зрения отдельно взятого человека. Высказывать свое мнение, тем более – отличное от других, зачастую – риск, но Вас никто не сможет уличить во лжи: Вы провели исследование и сделали собственные выводы.
Второй метод – это обзор явления . В результате обзора мы тоже получаем свое уникальное суждение об исследуемом приеме, но иным способом. Если в первом случае мы исследовали первоисточник и формулировали свои выводы, то в данном случае – мы фокусируемся на нескольких мнениях, концепциях и теориях, затем «взвешиваем» и аргументируем каждую из них, а после либо принимаем одну из уже существующих точек зрения, либо формируем собственное мнение.
Работа с авторитетными источниками полезна тем, что Вы, во-первых, расширяете свой кругозор , а во-вторых, в случае несогласия с Вашим мнением, сможете апеллировать к известному исследователю, критику и др. Это вовсе не значит, что у Вас нет своего мнения: оно ведь может совпасть с идеями других ученых!
Разработка собственной концепции не позволит Вам найти полноценную опору в мэтрах данной сферы знания, но зато Ваше мнение будет действительно уникальным. А вдруг через много лет Ваша точка зрения станет авторитетной? Иными словами, не бойтесь проявлять себя: несмотря на обилие умных мыслей, не все они еще высказаны.
Остались вопросы? Не знаете, с чего начать рассуждение над той или иной темой?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Диплом представляется письменным научным исследованием темы, выбранной в рамках специальности студента. Правильно раскрывая тему, автор должен демонстрировать степень изученности предложенных на стадии обучения знаний и наработанных во время практики умений.
– задания последнего курса обучения. Традиционно она является продолжением работ (курсовые, доклады, рефераты), выполненных студентом на протяжении всего учебного периода. Если на протяжении всего учебного периода стремиться к раскрытию и изучению разных сторон одной проблематики, тогда вопросов с выбором темы возникнуть не должно.
Если выбор остается под вопросом, значит помочь в этом должны предложенные кафедрой ориентировочные темы. В данном случае большую помощь в правильном выборе должны оказать знания тематики, а также советы преподавателей.
Нюансы раскрытия темы диплома
Простоту процесса должны обуславливать некоторые принципы:
- Выбирать тему по принципу «золотой середины»: избегать редких и избитых.
- Тема раскрывается не материалами учебников, но статей, монографий и новых тематических диссертационных авторефератов.
- В ведении стоит исключать лирику и сосредотачиваться на теме исследования.
- Тема должна быть актуальной, для этого процесс ее раскрытия должен отвечать на несколько вопросов:
- Чем обусловлена на современном этапе?
- Какие причины препятствовали адекватному раскрытию темы ранее?
- Обусловлен ли процесс обращения к теме динамическим развитием науки, степенью накопления новой тематической информации, неудовлетворительностью разработок имеющихся исследований?
- Каковы основания необходимости раскрытия темы в новых условиях, на базе инновационных методов?
- Малоизученность темы – усилия автора направлены на использование теоретико-практических методов в собственных исследования для ответов на вопросы и поиска путей решения озвученных задач;
- Практическое внедрение результата собственного эксперимента – на основе известного создается нечто инновационное.
Не стоит кидаться из крайности в крайность и, уходя от неполноценности раскрытия темы, погружаться в полномасштабное раскрытие темы посредством рассмотрения ее со всех возможных сторон. Чтобы для раскрытия темы хватило времени, объем работы соответствовал заявленным для дипломов требованиям и отсутствовали
Тема раскрыта достаточно полно, знание понятийного аппарата дисциплины.
2. Знание источников (научной, учебной литературы, нормативно-правовых актов)
На достаточно уровне.
3. Умение студента излагать суть вопросов (речь. Стиль, умение выбрать самое главное – на достаточном уровне).
4. умение правильно ответить на дополнительные вопросы.
Оценка «не зачтено»
Полнота раскрытия темы вопроса:
Тема не раскрыта, понятийный аппарат дисциплины студент знает не достаточно точно, путается в понятиях.
2. студент не умеет излагать суть вопросов (речь, стиль, умение выбрать самое главное – на низком уровне).
3. Студент не знает источников (учебной литературы, нормативно-правовых актов).
4. Студент не смог ответить правильно на дополнительные вопросы.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Базовый учебник, а так же литература, рекомендованная УМО вузов по образованию в сфере Юриспруденции имеется. Дополнительные учебно-методические материалы, в том числе лекции-презентации, представлены на портале ХГУ – http :// edu . khsu . ru Периодические издания (журналы): «Журнал Российского права», «Государство и право».
1. Конституции России и зарубежных государств
Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А ( III ) Г енеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. - 1998. - № 20. - ст. 2143.
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г. (с изм. От 14.10.2005 г.). // Российская газета. - 1993.- № 237 от 25.12.1993 г.
Конституционные акты Канады. Прокламация о конституционном акте 1982 г. Конституционный акт 1982 г. Объявляется вступившим в силу 17 апреля 1982 г. Http://worldconstitutions.ru/archives/47
Конституционные акты Франции. Полный текст Конституции 1958 года с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года http://worldconstitutions.ru/archives/138
Конституция Итальянской Республики, 22 декабря 1947 г. http://worldconstitutions.ru/archives/148
Конституция Китайской Народной Республики (принята на 5-й сессии всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., поправки в ее текст вносились тем же органом на ежегодных сессиях в 1988, 1993 и 1999 гг.) Http://worldconstitutions.ru/archives/31
Конституция Кубы. Ппринята народным референдумом 15 февраля 1976 г. Провозглашена 24 февраля 1976 г. Http://worldconstitutions.ru/archives/50
Конституция Соединенных Штатов Америки. Принята 17 сентября 1787 г. Конвентом представителей штатов. http://worldconstitutions.ru/archives/168
Конституция Японии. Промульгирована 3 ноября 1946 г. Вступила в силу 3 мая 1947 г. http://worldconstitutions.ru/archives/37
Конституция Украины. Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года (действующая с изменениями и дополнениями согласно Закону Украины от 01 февраля 2011 года № 2952-VI) //Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР Украины), 1996, № 30, ст. 141 http://worldconstitutions.ru/archives/309
Основной закон для Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. С последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 года http://worldconstitutions.ru/archives/155