Мечеть Шехзаде в Стамбуле — храм с печальной историей. Правила поведения в мечети

Мечеть Шехзаде (Sehzade Camii) – «Мечеть принца» (Prince Mosque) была построена в 1540 годах в честь сына Сулеймана Великолепного Михмеда и любимой жены его Роксоланы. В 1543 году свирепствовала оспа, она и унесла жизнь старшего сына султана, которому исполнилось всего лишь 21 год. Султан был безутешен, потеряв горячо любимого сына. Похоронив его, он приказал великому архитектору Синану воздвигнуть роскошный комплекс в память о Михмеде.

Мечеть Шехзаде (Sehzade Camii)

Султан хотел, чтобы мечеть стала не только усыпальницей сына и местом молитв, но и пространством, где всегда будет движение и жизнь. Поэтому он повелел построить комплекс, в который, кроме мавзолея, фонтана и библиотеки, войдут еще постоялый двор, несколько медресе с начальной школой и бесплатная столовая для бедняков. Мечеть Шехзаде была одним из первых крупных заказов , и архитектор с жаром и вдохновением отдался этой работе. Это великолепное и совершенное творение родилось будто бы на одном дыхании (1544-1548 гг). Архитектурное решение мечети Шехзаде простое и строгое.

Большой центральный купол лежит на других куполах-полусферах, которые поддерживаются массивными арками. Внутреннее пространство мечети Шехзаде легкое и светлое, выполненное в желтых и красных тонах. Высота фундамента строения равно его высоте, а под полом сделан бассейн, поэтому летом в помещении мечети прохладно, а зимой тепло. Минареты мечети украшены изящными традиционными османскими узорами. Но особенно прекрасна отделка желто-синими изразцами в мавзолее Мехмеда. Мавзолей наследника стоит сбоку от мечети, а неподалеку расположено кладбище, где покоятся два великих визиря – Ибрагим-паша и Рустем-паша. Их роскошные мавзолеи внутри отделаны красивейшими изникскими изразцами. Созерцая этот удивительный комплекс, создается ощущения идеальной гармонии, изящной простоты, цвета и пространства.

Интересные экскурсии в Стамбуле

Мечеть Шехзаде - эталон исламского зодчества

Мечеть Шехзаде, по красоте и значимости, заслуженно стоит в одном ряду с . Этот непревзойденный архитектурный шедевр Синана во всем мире считается настоящим совершенством и эталоном исламского зодчества. И конечно мечеть Шехзаде вызывает огромный интерес у туристов со всего мира. Местные жители по праву гордятся такой значимой достопримечательностью в своем городе и так же любят посещать эту великую обитель.

Дополнительная информация

  • Закрыта во время молитв. Посещение бесплатно. Мавзолеи открыты для посещений ежедневно с 9.00-до 17.00, кроме понедельника.

Я остановился в своем повествовании на персоне Мимара Синана или Архитектора Синана, современника Микеланджело и Ивана Грозного, величайшего архитектора за всю историю Османской империи, сделавший при Сулеймане Великолепном великолепную карьеру военного инженера, а потом ставший главным зодчим державы. Следующие две имперские мечети вышли из под его резца, и первой из них стала мечеть Шехзаде (Şehzade Camii) что у перекрестка Шехзадебаши и бульвара Aтатюрка. Она была построена в 1543 - 1548 годах Сулейманом Великолепным в память о рано, в 22 года, умершем любимом сыне султана - шехзаде (принце) Мехмеде .

Как и многие, построенные позже Синаном мечети, у здания квадратное основание, на котором покоится большой центральный купол диаметром 18,42 метра, окружённый четырьмя половинами куполов и многочисленными вспомогательными куполами меньшего размера. Массивные гранёные колонны, несущие купол, прорисованы очень чётко, структура сводов ярко выделена чередующейся темной и светлой клинчатой кладкой арок и таким же контрастным выполнена внутренняя отделка храма. Строгая симметрия обусловлена архитектурным приемом Синана, когда вес центрального купола равномерно распределен между четырьмя арками, а затем передается на четыре монументальные опоры. Кроме того, каждая арка передает часть веса полукуполу, а тот, в свою очередь, еще трем полукуполам меньшего размера. Таким простым архитектурным приемом Синан наращивает внутреннее пространство мечети Шехзаде, значительно превосходящее диаметр (19 метров) основного купола. Опять наследие святой Софии. А внешне, все строение превращалось в единую взбирающуюся горку, заостренную кверху.

Внутренний дворик мечети довольно тесный. Кстати, его периметр в точности равен периметру здания мечети Шехзаде. В центре двора расположен фонтан, построенный позже по указу султана Мурада IV.

Во в внутренней отделке чувствуется сдержанность, простые мотивы на белом фоне в ярких красных и синих тонах, жаль что пасмурная погода скрадывала внутреннюю игру света из окон. Быть может яркостью Синан пытался передать молодость скончавшегося наследника.

Посетителей в мечети было совсем мало, возможно из-за ненастной погоды.

Как и к другим аналогичным сооружениям, у мечети Шехзаде были пристроены медресе и другие общественные сооружения. Во дворе гробница принца - туда не пускают. Зато в строения к севере от мечети снимался какой-то исторический фильм или сериал, может быть даже продолжение "Великолепного века". Оттуда выходили покурить актеры в исторических костюмах, жаль, что фотография полчилась немного нерезкой.

А теперь нам надо пойти от Шехзаде, оставляя ее и бульвар Ататюка за спиной. Вторая улочка налево, вниз, а потом вверх, на холм. И перед нами главный стамбульский шедевр Синана - Мечеть Сулеймание (Süleymaniye Camii). Закончив строить мечеть для сына, Сулейман Великолепный в 1550-1557 годах руками своего главного архитектора начал строить мечеть уже для себя. Мечеть огромна, ее полностью из-за застроенности района не вмещает кадр, даже не уверен, что справится иной широкоформатник, но у меня такого все равно не было. Поэтому лучший вид на мечеть не вблизи, а снизу - с Золотого Рога или из Галаты. Четыре минарета имеют символический смысл: Сулейман Великолепный был четвертым османским султаном, правившим в Константинополе. И десятым султаном династии, о чем напоминают десять балкончиков на минаретах. Разрабатывая внешний облик здания, венчавшего холм, Синан стремился добиться предельной монументализации. Исполь­зовав удачно примененный в Шах-заде прием постепенного «нарастания» объемов при переходе от кубического основания к куполу, он еще более развил его. Пилоны и мощные контрфорсы, возвышающиеся ступенями купола между полукуполами и, наконец, главный купол - все это усили­вало величие Сулеймание. Вместе с тем, желая избежать некоторой тяжеловатости, Синан под­черкнул вертикали стен стрельчатыми окнами и нишами, сделал купол более высоким, по сравнению с Шах-заде, благодаря чему Сулеймание не только монументальна по силуэту, но обладает исключительной пропор­циональностью форм.

С запада к мечети примыкает парадный двор. В двухэтажной пристройке у входа находилась обсерватория (астрономические наблюдения были необходимы, чтобы точно рассчитать время пяти ежедневных молитв). Монолитные колонны двора - мрамор и порфир

Мечеть строили довольно долго по османским меркам и молниеносно по европейским - семь лет, используя любопытную для средневековья финансовую схему трастов, когда отдельные земли и поместья выделялись из казны и доходы с них шли исключительно на финансирование строительства. Синан потратил кучу времени на придумывание и создание необычайно сложной системы подземных камер и опор, которые призваны были предотвратить сползание тяжелого здания вниз по склону. Это необычайно раздражало султана: пошли слухи, что на строительство не хватает средств. Как повествует турецкий историк и геог­раф XVII в. Эвлия Челеби, иранский шах Тахмасп, узнав о намерении Сулеймана, направил к нему посольство с богатыми подарками и в том числе с ларцом, полным драгоценных камней. В письме султану шах писал: «Я слышал, что тебе не хватает сил завершить мечеть и поэтому ты решил ее больше не строить. Основываясь на нашей дружбе, я посылаю тебе эти дары и камни. Употреби их, как тебе захочется, но постарайся все же закончить начатое, а я таким образом внесу свою долю в твое благоче­стивое дело». Взбешенный письмом и подарками, Сулейман сразу же, при послах, роздал дары стамбульским торговцам, а ларец с камнями вручил Синану, сказав: "Эти сверкающие камни, которые будто бы считаются дорогими, не имеют никакой цены рядом с простыми камнями моей мечети... Возьми их, смешай с остальными и употреби в строительстве". Зодчий повиновался, украсив ими грани и розетки одного из минаретов, который с тех пор стали называть "Драгоценным". Но это было время зенита величия османской империи, и дух эпохи требовал любой ценой увековечить себя в камне на третьем холме.

Тут же гробницы Сулеймана Великолепного-Кануни и его жены Роксоланы, но та часть двора на реставрации. Там же похоронен сам архитектор мечети, что подписывал свои творения как архитектор его султанского величества. За свою жизнь Синан построил около 300 зданий - мечети, школы, благотворительные столовые, больницы, акведуки, мосты, караван-сараи, дворцы, бани, мавзолеи и фонтаны, основная часть которых была сооружена в Стамбуле.

Внутри Сулеймание - поистине безбрежное пространство. Пройдя высокие свод­чатые боковые галереи, человек оказывается в молитвенном зале с уходя­щей ввысь перспективой купола, поддерживаемого четырьмя гигантскими красно-белые арки, опирающиеся на мощные пилоны. Разумеется, как и в других больших мечетях, интерьер полностью лишен софийской интриги; он прост, его можно сразу целиком окинуть взглядом. Массивный центральный купол высотой 53 метра и диаметром 26,5 метров, что превосходит на 6 метров по высоте, но уступает по ширине куполу храма Айя-София, но тем не менее Синану удалось достигнуть своей мечты - построить купол, превышающий купол Святой Софии. Жаль, но в глубину мечети могут проходить только мусульмане, остальные отгорожены перильцами у входа.

Главный купол, поддерживаемый четырьмя широкими пилястрами с востока и запада имеет два купола полусферической формы. С северной и южной сторон имеются две большие аркады, поддерживаемые по две колоннами из красного гранита. Одна из этих колонн привезена из храма Юпитера (Баальбек в Ливане), вторая из Александрии, третья из Стамбульской мечети, расположенной в ближайшем районе от Сулеймание и наконец, последняя колонна - из окрестностей дворца Топкапы. Предполагается, что колонны символизируют четырех исламских халифов.

И не раз гордый Сулейман I, торопившийся поразить мир еще одним чудом своего царствования, намекал Синану на горькую судьбу зодчего Атика, которому столетием раньше Мехмед II приказал отрубить руку. Но Синан оказался упрямее и его доводы оказались действенны - Сулеймание хоть и страдало от землятресений, но без фатальных последствий, и этот шедевр стамбульской архитектуры просто обязателен к посещению любому приехавшему на Боспор.

Последней грандиозной имперской постройкой стала самая известная и туристическая раскрученная гигантская мечеть султана Ахмеда I (Sultan Аhmet Camii) известная также под названием Голубая мечеть. За счет выразительного вида и массиву открытого пространства между Софией и Султанахмет, Голубая мечеть потрясающе красива именно на расстоянии. и без нее представить Стамбул невозможно. Мечеть расположенная прямо напротив храма Святой Софии, была построена в 1609-1616 годах и должна была, по замыслу султана, превзойти по красоте знаменитый храм. Расположение двух архитектурных шедевров делает площадь между ними неповторимой. Уже почти 400 лет друг против друга стоят эти два памятника двух религий, соревнуясь в величии, красоте, а может быть, и в правоте.

Архитектором мечети был Мехмет-Ага, выходец из янычарского корпуса,где был инженером сооружений, связанными с водоснабжением и водными каналами. Необычно в Голубой мечети то, что у нее шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах внутреннего двора. В одной легенде говорится, что султан тем самым рассердил старейшин города Мекки (религиозный центр ислама), поскольку ни одна мечеть не могла иметь больше минаретов, чем тамошняя Мечеть аль-Харам, тогда обладавшая пятью минаретами. Делегацию от обиженных старейшин султан задобрил соломоновым решением, приказав достроить в Мекке еще два минарета.

Внутрь можно попасть через большой парадный двор, но с началом сезона этот путь часто закрывается для всех, кроме верующих, а туристам приходится пользоваться южными дверями, откуда надо долго идти гуськом по длинной галерее с собственными ботинками в руках, сам ходил. За дверями - вечные толпы народу; если вы хотите осмотреть Голубую мечеть подробно, сюда (как и в Софию) лучше приходить пораньше с утра. Как и в Сулеймание, туристам отведено примерно треть пространства храма перед ограждением.

Творчество зодчего Мехмед-Аги, с точки зрения Османской архитектурной культуры, в строительство мечетей особых изменений не внесло, однако с точки зрения внутреннего украшательства и декорирования оставило в тени многие постройки. В планировку мечети вошла идея Синана, ранее с успехом использованная еще в сооружении мечети Шах-заде. Основой в планировке продолжил служить куб 51 на 51 метр. Основной купол комплекса, который поддерживают спускающиеся купола полукруглой формы, а также все архитектурные детали сферической и угловой формы, выстроенные в ряд, дополняют друг друга и никоим образом не нарушают цельность и гармоничность сооружения. Все архитектурные излишества, углы и края, приобрели некоторую округлость и пластичность форм. Словом, архитектор повторил все лучшее, что есть в Софии и в творениях Мимара Синана.

Величина диаметра купола достигает 23,5 м. Этот громадный купол и малые купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с центральной частью.

Основной упор внутреннего оформления сделан на кропотливой работе с изникскими изразцами, белых и голубых цветов, которые использовались в декорациях интерьера. Этим самым Султанахмед весьма отличается от более строгих своих предшественников. Потому, зайдя в мечеть вы скорее будете любоваться красотой мелких узоров, нежели соразмерностю архитектурных элементов. Но должны же мечети чем-то отличаться друг от друга, кому-то надо быть и самой нарядной.

Не стану агитировать за посещение Голубой мечети - вы туда не сможете не войти. Но увы, с XVII века Османская империя начала слабеть, сначала перестав выигрывать войны, а затем начав их проигрывать, а вместе с ними и территории. Военный и экономический упадок длился века, и султанам было уже не до грандиозных мечетей. Но в истории осталась еще одно культовое сооружение.

Мечеть Лалели (Laleli Camii), построенная султаном Мустафой III в 1759-1763 годах на углу одноименного переулка и Мезы - последняя из больших имперских мечетей Стамбула. Иногда считают, что мечеть называется "Тюльпановой" (От "laleli" - "тюльпан"), но я вычитал и версию, что она названа по имени местного святого Лалели-бабы, могила которого находится рядом. Обычно имперские мечети называли по имени их создателя, но к огорчению султана святой оказался сильнее.

Мечеть возведена на высоком цоколе, во внутренностях которого скрывается настоящий лабиринт кривых сводчатых проходов и комнатушек замечательно неправильной формы. Непосредственно под огромной мечетью - кажется, вопреки здравому смыслу - не мощный фундамент, а легкомысленный сводчатый зал с восемью игривыми колоннами и фонтаном в центре. Сейчас во всех этих подземных норах - кафе и крошечные магазинчики, где турки зазывают в магазины кож или текстиля. Приятное здание, мечеть, оформленная в барочном стиле, маленькая и уютная особенно в ненастный вечер, с куполом всего-то в 12,5 метров и высотой свода до 25 метров. Я побывал там в самый первый день пребывания в Стамбуле, и еще не успел набраться наглости много фотографировать в мечетях, а также еще не набил глаз на распознавание сходных и уникальных архитектурных решений внутри. Так что с меня самая последняя фотография этого поста внутри Лалели:

Вот и все про мечети. Можете брать и обходить всех их в рассмотренной последовательности. Еще несколько храмов я покажу, когда буду писать о районе Египетского Базара и Галаты. В следующий раз немного пройдемся по дворцовому комплексу Топкапы.

Мечеть Шехзаде была построена султаном Сулейманом Великолепным для своего любимого сына Мехмеда, которого собирался возвести на престол. Мехмед — старший сын Хюррем и Сулеймана .

Предположительно Мечеть Шехзаде была построена в 1543 году. Строительство начали за несколько месяцев до смерти Мехмеда , из этого следует, что мечеть не предназначалась для него. После смерти наследника престола, мечети присвоили имя Мехмеда. Любимый сын Сулеймана умер в 22 года. По одной из версий, умер он от оспы. Но по другой версии, причина смерти юного наследника такова. Мехидевран (первая жена султана) услышав о том, что Сулейман провозгласил наследником престола Мехмеда, подослала к нему в гарем больную наложницу,которая заразила его неизлечимой болезнью, от которой он и скончался.

Мечеть Шехзаде находится находится в Эминёню в районе Шехзадебаши. Архитектором был известный и талантливый зодчий — Синан .
Комплекс Шехзаде состоит из пяти главных строений: мечеть Шехзаде, усыпальница Рустам Паши, усыпальница шехзаде Мехмеда, гостиница и медресе.
В усыпальнице помимо принца Мехмеда также захоронены шехзаде Джихангир, дочь Хюмюшах, а также имеются три саркофага, имена чьих владельцев неизвестны. Здесь также находятся захоронения Хатидже султан.

Содержание 1 - Адрес на карте, как добраться 2 - Правила поведения в мечети 3 - Большие ли очереди 4 - История постройки мечети 5 - Убранство и вид изнутри 6 - Отзывы туристов побывавших в Шехзаде

Адрес на карте, как добраться

Адрес : Kalenderhane Mahallesi, ehzadeba Cd. No:44, 34134 Fatih/stanbul.

Как добраться: на метро Везнеджилер Истанбул Юниверситеси.

Часы работы: с 9:00 до 17:00, по понедельникам выходной

Стоимость билета: бесплатно

Правила поведения в мечети

Нужно понимать, что это не поход в музей , в мечеть люди приходят молиться, причём пять раз в день. Как и было упомянуто выше, во время намаза не пустят фотографировать и рассматривать архитектуру, проход разрешён только тем, кто пришёл обратиться к Аллаху.

Что касается съемки, то обычно делают фото на входе, а дальше лучше не светить телефоном или фотоаппаратом. Вести себя нужно прилично, не поднимать шум и не рассматривать прихожан. Многое зависит и от одежды, ведь мусульмане одеваются максимально скромно, это касается как мужчин, так и женщин.

Пляжные шорты, облегающие платья и прочую откровенную одежду в этот день придётся отложить. Дамы должны быть одеты в длинную юбку, которая не будет выделять изгибов фигуры, мужчинам нужны свободные штаны и желательно немного удлинённая рубашка, главное с рукавами. Отдельное правило для девушек - покрытая голова, платок можно взять с собой или в мечети на время.

Конечно, если какие-то правила будут нарушены никакой ответственности за это не будет, но из мечети попросят выйти, поэтому, если хочется подольше наслаждаться красотами этой постройки, нарушать вышеперечисленное не стоит.

Большие ли очереди

Очень хорошо, что здесь нет очередей внутри, можно насладиться спокойствием. Даже после намаза, когда туристы собираются у входа, пускают не толпу, а небольшие группы, потому что тишину в таком месте нарушать нельзя. Конечно, когда собираются другие туристы, очередь будет, но редко она слишком длинная.

История постройки мечети

Начало строительству положил самсултан Сулейман Великолепный, поручив его выполнять известному архитектору Синану. Мечеть была построена в память о сыне султана, Мехмеде. Вообще, название мечети Шехзаде переводится на русский язык как «князь/принц». Будучи наследником Сулеймана, Мехмед относился именно к князьям и должен был позже взять бразды правления, но смерть забрала его раньше, в возрасте 21 года.

Смерть наследника была неожиданной, а слухов о ней довольно много, говорят, он был специально заражён оспой. Первые три дня после его смерти для султана Сулеймана были самыми тяжелыми, он не мог найти себе места, а на четвёртый день он решил, что память о сыне должна быть не только в истории Империи, но и в её архитектуре, поэтому дал распоряжение строить мечеть . Причём, если углубиться в историю построек, то часто всплывает имя Мехмеда, ведь в честь него построена не только мечеть, но и комплекс, включающий:

  • работавшие когда-то медресе;
  • красивейшие дворы;
  • дворец и его комнаты, которые до сих пор полны османским духом;
  • богатые кухни;
  • интересный фонтан, который был построен позже.

Сулейман хотел увековечить всё, что связано с его умершим младшим сыном, поэтому организовал буквально мавзолей. Интересно, что такое масштабное строительство продолжалось всего четыре года, при том, что в шестнадцатом веке даже и не слышали о бетономешалках и других инструментах, облегчающих труд рабочих.

К слову, есть и много других мест, относящихся к семье султана, особенно популярным является маршрут во дворец Топкапы , поистине завораживающая постройка, тем более можно даже походить внутри и насладиться той роскошью, в которой когда-то жили султан и его любимая наложница Хюррем.

Убранство и вид изнутри

Синан был действительно талантлив, он участвовал в проектировании многих построек, которые до сих пор посещают туристы, а мечеть Шехзаде он видел идеальной, именно поэтому выбрал не лепнину и изыски, а создал симметричную детальную конструкцию. Со высоты птичьего полёта мечеть представляет собой идеальный квадрат, а если замерить периметр внутреннего двора и самой мечети, то получатся одинаковые значения.

Особенно красив центральный купол, опирающийся на четыре арки. При этом под куполом можно увидеть ещё четыре маленьких. Османский стиль очень притягательный, его можно увидеть на минаретах, их два, но они оформлены так, словно сделали их только вчера, а узоры до сих пор не осыпались и не стёрлись.

Секрет здесь ведь не только в фасаде, но и под ним, там расположен специальный бассейн, в нем не купаются, он служит для охлаждения помещений в летнее время и подогрева в зимний.
Несмотря на любовь османов к блеску и вычурным деталям, внутри мечети все очень сдержанно, строго и без излишеств. Все оформлено в светлых тонах, а на стенах красуются неяркие узоры и орнаменты.

Территория включает ещё и мавзолей тоже имени Шехзаде, он признан одной из самых красивейших архитектурных построек, которые когда-либо были в Стамбуле . Османская культура здесь прогрессирует во всем, особенно в оформлении, очень красиво смотрятся изникские изразцы. Позже на территории мавзолея, по приказу Мурада четвёртого, построили фонтан. К нему также ходят много туристов из-за его архитектурных красот, ну и никуда без знаменитой «монетки», брошенной, на счастье.

Величественное сооружение мечети Шехзаде (Sehzade Camii, Istanbul) гордо возвышается над историческим центром Стамбула. Хорошо известно, что мечеть Шехзаде была возведена по прямому указанию султана Сулеймана I для того, что бы навсегда увековечить память о своем любимом сыне Мехмеде (рожденном от жены Хуррем Хасеки Султан).

Наследник престола - шехзаде Мехмед умер в возрасте 21 года. До сих пор причина его смерти не совсем ясна. Ходят легенды о том, что Шехзаде Мехмед скончался от оспы, которой его заразила очередная наложница из гарема. В постель Шехзаде больная женщина попала благодаря усердным стараниям Гульбехер, первой жены падишаха Сулеймана I.

Проектирование и строительство мечети Шехзаде султан Сулейман поручил придворному архитектору Синану, для которого эта работа стала настоящим испытанием на зрелость. Историки считают, что мечеть Шехзаде по-праву считается первой работой мастера, положившей начало новой классической османской архитектуре. Строительство мечети растянулось на четыре года, с 1543 до 1548.

Внутренний дворик мечети довольно тесный. Кстати, его периметр в точности равен периметру здания мечети Шехзаде. В центре двора расположен фонтан, построенный позже по указу султана Мурада IV. Восемь тонких колонн поддерживают купол традиционной архитектуры. Два минарета мечети Шехзаде являются подлинным произведением искусства. Нижняя часть колоны каждого минарета украшена традиционными османскими узорами, словно нанизанным на вертикаль, которая заканчивается полумесяцем. Эти простые и лаконичные украшения делают скучные минареты очень изящными.

Мечеть Шехзаде имеет квадратный план. Строгая симметрия обусловлена архитектурным приемом Синана, когда вес центрального купола равномерно распределен между четырьмя арками, а затем передается на четыре монументальные стелы (опоры). Кроме того, каждая арка передает часть веса полукуполу, а тот, в свою очередь, еще трем полукуполам меньшего размера. Таким простым архитектурным приемом Синан наращивает внутреннее пространство мечети Шехзаде, значительно превосходящее диаметр (19 метров) основного купола.

В комплекс мечети Шехзаде входили мавзолея Шехзаде Мехмед , еще несколько мавзолеев, два медресе, общественная столовая и караван-сарай.