Угловая арсенальная башня ночью. Угловая Арсенальная (Собакина) башня. Название угловой Арсенальной башни Московского Кремля

Угловая арсенальная башня

Построенная прямо напротив Исторического музея Угловая Арсенальная башня тоже построена по проекту Пьетро-Антонио Солари (1492). Сначала из башни имелся выход в сторону реки Истинной, но впоследствии он был заложен.

Среди угловых башен Кремля эта - самая массивная и мощная. Толщина ее стен достает 4 м. Угловая Арсенальная башня за прошедшие столетия глубоко ушла в землю - и дело тут не только в нарастании толщины культурного слоя, но и в ее тяжести. Современная высота Угловой Арсенальной башни - 60,2 м со стороны Александровского сада.

Ее нижний ярус, делящийся на 18 вертикальных граней, расширяется книзу, что придает ей устойчивость - не только зрительную, но и реальную. Ближе к верху этого гигантского кирпичного «стакана» можно увидеть те самые знаменитые машикули. Как вы уже знаете, сохранился в Угловой Арсенальной башне и потайной колодец. Раньше на его дне бил родниковый ключ, обладавший удивительным свойством: уровень воды в колодце саморегулировался. Оставалось неизвестным, куда девался из колодца избыток воды. В 1894 г, наоборот, вода в колодце стала неудержимо прибывать, затопляя подвалы башни и ее нижние этажи. По свидетельству В. А. Никольского, воду из Угловой Арсенальной башни «не могли откачать целые сутки». Затем наводнение прекратилось так же внезапно и без видимых причин, как и началось.

Но не только своим колодцем знаменита Угловая Арсенальная башня. В первой половине XVIII в. некий пономарь Конон Осипов - один из первых самодеятельных археологов, чьи интересы лежали скорее в области кладоискательства - неустанно рыская по Кремлю в поисках якобы спрятанной там «библиотеки Ивана Грозного», обнаружил под ней начало подземного хода.

Осипов уверял, что проник по нему очень далеко, однако его рассказы об увиденном там были сдобрены настолько фантастичными подробностями, что принимать их на веру целиком было невозможно. Не следует, однако, считать Конона Осипова лжецом - его скорее можно назвать романтиком. Ведь нет никаких сомнений в том, что само существование загадочной библиотеки - не более чем легенда, хотя и очень популярная даже в наши дни. Действительно, Иван Грозный, человек по меркам своего времени очень просвещенный, собрал библиотеку, размеры которой впечатлили бы даже нынешних книголюбов. А в те времена книги имели не только интеллектуальную ценность. Достаточно вспомнить, что массового производства книг в те времена не было и каждая из них изготавливалась по специальному заказу. Первопечатник Иван Федоров только знакомил Русь с книгопечатанием, и преобладали книги рукописные. Впрочем, по новой технологии книги часто изготовлялись всего в 1–2 экземплярах и тоже были уникальны.

Страницы книг украшали искусно выписанные миниатюры (даже в печатных изданиях выполнявшиеся вручную), для исполнения которых использовались редкие и дорогие материалы, например красная краска кошениль, имеющая свойство не выцветать от времени, а, наоборот, становиться ярче. Эта краска и в наше время стоит немало, а тогда единственным центром ее производства из природного сырья (пигмент содержится в тельцах одного из видов насекомых, причем исключительно самок) была Северная Африка. Кошениль ценилась даже не на вес золота, а гораздо дороже.

Твердые доски книжных переплетов богато отделывались благородными металлами и драгоценными камнями. Самые редкие по содержанию и оформлению тома было принято хранить прикованными цепочками к стене. Книги упоминались в завещаниях и «росписях» (перечнях) приданого невест и военных контрибуций наравне с недвижимостью, землями, драгоценны-, ми украшениями. Крупные книжные собрания, особенно находящиеся во владении частных лиц, были редкостью. Неудивительно, что такая дорогостоящая книжная коллекция, как библиотека Ивана Грозного, была разграблена во время польской интервенции. Те книги и рукописи, которые по каким-то причинам ускользнули от внимания мародеров, спас патриарх Филарет, поместивший их в патриаршую библиотеку. (В советское время эта библиотека была национализирована и сейчас находится в собрании Московского Исторического музея.) Никакого секрета из судьбы библиотеки Ивана IV никогда не делалось, и Конон Осипов при желании мог вполне официально узнать о том, где ее искать.

Преувеличенная фантазия Осипова подорвала доверие к его рассказам, в которых, однако, было и рациональное зерно: в 1894 г. по следам авантюриста пошли настоящие исследователи и действительно обнаружили начало подземного хода, правда, продвинуться по нему не удалось - своды обрушились, а расчищать его показалось опасным из-за возможности дальнейшего обрушения.

Свое современное название башня получила после постройки в Кремле примыкающего к ней здания Арсенала (долго тянувшееся строительство было завершено в 1736 г). А до этого башня носила неблагозвучное на современный слух имя Собакиной - вблизи от нее находился двор бояр Собакиных.

В конце XVII в. над башней был надстроен массивный, но изящный верх. А в 1707 г. Угловая Арсенальная башня - тогда еще Собакина - как и Беклемишевская, претерпела изменения своего внешнего облика в связи с модернизацией во время приготовлений к возможному шведскому штурму. Ее бойницы тоже были растесаны для установки в башне более современных и многочисленных артиллерийских орудий.

Облик Угловой Арсенальной башни дошел до нашего времени с тех пор практически без изменений, несмотря на то, что она пострадала в 1812 г. во время взрыва Арсенала и Никольской башни. Взрывной волной с нее сорвало навершие - шатрик с вышкой, по всей башне зазмеились трещины. Башня была восстановлена по проекту 011 Бове, причем на этот раз архитектор постарался максимально бережно сохранить древний облик постройки.

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УГ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

АРСЕНАЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ Набережная идет по правому берегу Невы от Арсенальной улицы до Литейного моста. Название присвоено 16 апреля 1887 года и связано с заводом «Арсенал», занимающим часть квартала между набережной, Арсенальной улицей и улицей Комсомола и часть соседнего

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

АРСЕНАЛЬНАЯ УЛИЦА Как и большинство проездов, возникших на Выборгской стороне в XIX веке, эта улица имеет сложную историю. Первое ее название, известное с 1836 года,– Старая Муринская или Старо-Муринская дорога. В то время почти все проезды, которые вели в сторону села Мурино,

Из книги автора

Из книги автора

Башня Сен-Жак Недалеко от площади Шатле, в сквере на улице Риволи, возвышается башня Сен-Жак (Tour Saint-Jacques). Она построена в стиле «пламенеющей» готики. Когда-то башня служила колокольней церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Церковь была возведена в эпоху раннего средневековья, однако к

Из книги автора

Арсенальная набережная Набережная идет по правому берегу Невы от Арсенальной улицы до Литейного моста. Название присвоено 16 апреля 1887 года и связано с заводом «Арсенал», занимающим часть квартала между набережной, Арсенальной улицей и улицей Комсомола и часть соседнего

Из книги автора

Арсенальная улица Как и большинство проездов, возникших на Выборгской стороне в XIX веке, эта улица имеет сложную историю. Первое ее название, известное с 1836 года, – Старая Муринская или Старо-Муринская дорога. В то время почти все проезды, которые вели в сторону села

Из книги автора

Средняя арсенальная башня Средняя Арсенальная башня, которая следует за Угловой Арсенальной с северо-западной стороны кремлевских стен, некогда выходивших на реку Неглинную, а теперь возносящих свои верхушки над Александровским садом, построена в 1495 г. Она

Из книги автора

Троицкая башня, Троицкий мост и башня Кутафья А теперь перенесем наше внимание на Троицкую башню Кремля - точнее, на тот архитектурный ансамбль, главной частью которого она является.Начнем с самой башни. За свою историю она сменила несколько названий - Богоявленская,

Из книги автора

Башня Башни (Фиг. 3) представляли собой многоэтажные оборонительные постройки большой прочности (толщина их стен делалась внизу в 4- 6 м) и вышины (до 1,5 раза выше стен), с открытой платформой наверху, увенчанной зубчатым парапетом. Этажи сообщались между собой приставными

Угловая Арсенальная башня Московского Кремля – самая могучая из угловых башен: ее высота шестьдесят метров. Обращают на себя внимание ее крепкие (толщиной около четырех метров) стены, которые возвышаются на широком круглом основании. Мощная структура башни говорит о ее особенном значении в системе обороны Кремля. Эта важная роль и предопределила ее архитектуру. Угловая Арсенальная башня была возведена в 1492 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Фундамент башни уходил глубоко под стены, что делало ее еще более защищенной. Для придания башне устойчивости ее построили так, что ее основание получилось расширенным книзу.

Первоначальное название башни – Собакина, потому что неподалеку располагался двор с хоромами бояр Собакиных. Башня завершила оборонительную линию Кремля со стороны Красной площади. Она выполняла не только защитные функции. Внутри находился колодец для обеспечения водой воинов. В случае осады питьевой водой могли пользоваться защитники крепости. От Собакиной башни сделали тайный подземный ход. С помощью этого хода можно было выйти к реке Неглинной, которая до XIX века текла вдоль северной стены Кремля (в том числе там, где сейчас Александровский сад). В XVI веке башню укрепили дополнительной полукруглой стеной, после чего постройка стала неприступной.

В начале XVIII века по приказу царя Петра I возле Собакиной башни возвели Арсенал – самое большое сооружение Москвы петровского времени. Это грандиозное здание предназначалось для военного склада и музея-хранилища военных трофеев и древнего оружия. Именно тогда Собакина башня получила свое новое название – Арсенальная. В 1707 году Петр I, опасаясь нападения шведов на Москву и Кремль, приказал растесать узкие окна в широкие, чтобы отсюда можно было вести огонь из мощных современных пушек. Это изменение придало башне еще более грозный вид. К сожалению, в 1812 году, перед тем как покинуть Москву, Наполеон приказал взорвать стены Кремля.

От взрыва особенно пострадала Арсенальная башня: с нее сорвало верхний шатер и вышку, а по стенам в некоторых местах пошли трещины. В 1816-1819 годах башню восстанавливал знаменитый московский архитектор О.И. Бове. В конце XIX века была проведена реставрация Арсенальной башни, после которой в ней разместился Московский губернский архив. Сотрудники архива хотели откачать воду из колодца, однако у них ничего не получилось, потому что вода прибывал на десять литров в секунду. О роднике Угловой Арсенальной башни ходит множество легенд. Говорят, что создатель башни Пьетро Антонио Солари, выпив воды из родника, простудился и умер.

Родник не раз хотели откачать, потому что он часто затапливал первый этаж. Этот источник, кстати, сохранился до наших дней. Угловая Арсенальная башня – одна из самых красивых башен Московского Кремля. Сейчас башня на реставрации и скрыта строительными лесами. Но ко дню города реставрация, наверное, закончится. Когда будете прогуливаться по Красной или Манежной площади, приглядитесь внимательно к деталям башни: навесные бойницы (небольшие окна), каменный восьмигранный шатер с ажурными узорами, изящный флюгер на самом верху. Нижний массив башни состоит из восемнадцати граней. Чувствуется, что это мощное сооружение ушло глубоко в землю.

Денис Дроздов

Никольская башня московского кремля

Итак, выходим на финиш

Обойдем мощную Угловую Арсенальную башню, пойдем по направлению к Красной площади и увидим Никольскую башню московского кремля - она в тройке самых высоких башен.

И одна из самых красивых, я бы сказала - с какой стороны ни посмотри.

Никольская башня и Спасская башня возводились в один год - 1491 -ый. И ту, и другую строил Пьетро Антонио Солари. Закладку же башен, а, значит, их тайники и подземелья производили с участием Марко Фрязина - есть упоминание в летописях. Внизу башня имеет двойные стены, внутри стен - коридоры и лестницы!

Выглядела башня, правда, сначала вот так (да и Красная площадь была какая-то не такая - на картине наблюдаем Алевизов ров)

Башня была надстроена шатром в 1805-1806 годах (в готическом стиле), а в 1812-ом кто ее взорвал? Наполеон.

Название башня получила по одной из версий от Образа Николая Чудотворца над воротами - в башне располагались Никольские ворота, и от них начиналась Никольская улица.

Так вот после взрыва в 1812 году Образ уцелел, что сочли чудом. Император лично сочинил надпись для мраморной таблички на восстановленную башню:

В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих!

Никольская башня была выкрашена в белый цвет. По бокам - видно на фотографии - стояли одноглавые часовни.

Следующие напасти на башню обрушились в 1917 году. Во время боев башня сильно пострадала во время артиллерийского обстрела, о необходимости которого и варварстве, с которым был он произведен, спорят до сих пор.

В 1918 архитектор Н.В. Марковников башню восстановил, но потери продолжались. В 1918 году большей частью сохраненная фреска Николы Можайского к 1 мая была задрапирована кумачом, но то ли ветром (которого как пишут не было), то ли другим чудом ткань была разорвана, и к башне началось паломничество. Верующих разгоняли, они опять собирались и передавали, как "сам Никола пылающим мечом разрубил...".

С тех пор надвратная икона считалась утраченной, в 1925 году часовни снесли (тогда, как пишут, и устроили на месте одной из них общественный туалет - он и сейчас примерно там же), мраморную доску со словами Александра I сняли, двуглавого орла заменили на звезду - самую "граненую" в Кремле - 12 граней на один луч.

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года. Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998). Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых. В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру. В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы. Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе. В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой. Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы. Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы. Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

Возраст архитектурного ансамбля Московского Кремля , состоящего из ярких стен и высоких стройных башен, перевалил за 500 лет. В свое время его строительство затеял князь Иван III. Разница в размерах и пропорциях башен зависела от расположения самих конструкций и их роли в защите города. Каждая из них имела собственные выходы к прилегающим стеновым пряслам, что позволяло совершать обход всех стен без спуска на землю. Венцами кремлевских сооружений стали мерлоны – так называемые ласточкины хвостики. Они защищали стрелков, затаившихся на верхних площадках построек. Сегодня жители и гости Москвы могут увидеть 20 башен.

Множество исторических событий пришлось пережить всем башням. Особенно они страдали в войне 1812 г., когда взрывы то и дело превращали оборонительные конструкции в груды камней. Немало работ было проведено по их восстановлению. Тем обликом, который созерцают жители и гости Москвы, сооружения обязаны грамотным действиям архитектора Бове О.И.

При работе над восстановлением Кремлевского комплекса мастерам удалось подчеркнуть его древность и придать романтичность. Декор некоторых башен был исполнен в средневековом стиле. Бастионы, обустроенные при Петре I, были ликвидированы, а ров, пересекающий Красную площадь , зарыт.

Тайницкая башня

В процессе возведения Кремля она была заложена первой . А такое название сооружение получило из-за подземного тайного хода, который соединял его с рекой. Сам ход был нужен для поставки воды в крепость на случай ее длительной осады врагами.

Башня тянется ввысь почти на 39 м. Ее конструкция претерпевала множество изменений, обусловленных восстановлением вследствие разрушительного бегства наполеоновской армии. В 40-х годах XX ст. стрельницу разобрали окончательно, колодец засыпали, а проездные врата заложили.

Водовзводная (Свиблова) башня

Так ее нарекли из-за боярина Свиблова и из-за механизма, поднимавшего воду из колодца. Живительная влага поступала из подземного царства в огромный бак, стоящий на самом верху пилона. Водопровод работал довольно долго, пока машину не демонтировали и не перевезли в Санкт-Петербург. В этом городе она использовалась для наполнения фонтанов. Длина конструкции вместе со звездой равняется 61,45 м. При ее восстановлении были внесены псевдоготические и классические компоненты – руст, декоративные машикули и огромные окна.

Боровицкая башня

На Боровицком холме, который в древности был укрыт тенью соснового бора, стоит 54-метровая постройка со звездой. Ее второе название – Предтеченская. Башня предназначалась для удовлетворения нужд Конюшенного и Житного дворов, расположенных неподалеку.

У нее имелись проездные ворота, но они исполняли роль задних ворот великого Кремля. Верх пилона оборудован открытым восьмериком и внушительным шатром из камня.

Оружейная башня

В древности с ней соседствовали оружейные мастерские. Здесь же умельцы изготавливали украшения и посуду. Прежнее имя башни – Конюшенная, объясняется ее былой близостью к Конюшенному двору царя. Оружейной ее назвали в 1851 г., когда при Кремле появилась Оружейная палата – хранилище сокровищ, древних вещей и обмундирования древнерусских ратников . Подойти к 32-метровому объекту можно от крайней части Александровского сада.

Троицкая башня

После Спасской она значилась второй по серьезности защиты и являлась самой высокой среди всех башен. В основании 6-ярусного четверика этого пилона лежит 2-х ярусный подвал с крепкими стенами. Для удобного перемещения между ярусами предусмотрены лестницы. Названий у этой башни было несколько. Из Богоявленской, Знаменской и Каретной царским указом она превратилась в Троицкую из-за соседствующего подворья Троицкого монастыря. Вместе со звездой сооружение возвышается на 80 м.

Кутафья (Предмостная) башня

Окруженная рвом и рекой, возвышается у Троицкого моста. Невысокий пилон имел одни ворота, которые по мере необходимости закрывались подъемным отделом моста. Так конструкция создавала преграду к осаждению крепости. Ее мощь состояла в наличии бойниц подошвенного боя и машикулей. Чтобы попасть на территорию башни со стороны городских улочек, москвичам приходилось проезжать по наклонному мосту. Теперь двуцветная 13-метровая башенка органично дополняет Кремлевский ансамбль.

Угловая Арсенальная (Собакина) башня

Ее нижний массив представлен 16 гранями и расширенным основанием. Под башней обустроен подвал, в который можно попасть по внутренней лестнице. В подземелье таится колодец с пригодной к питью водой. Собакиной конструкцию назвали из-за ближнего двора боярина с фамилией Собакин. В XVIII в. после возведения Арсенала башню с колодцем переименовали в Угловую Арсенальную.

Средняя Арсенальная (Граненая) башня

Вошла в Кремлевский комплекс в 1495 г. Позднее при ней был возведен грот – достопримечательность Александровского сада . Наружная грань пилона разделена плоскими нишами. 4-угольная верхушка увенчана машикулями и оборудована парапетом с кессонами (углублениями для резных украшений). Внутренняя часть сооружения представлена 3 ярусами, перекрытыми цилиндрическими сводами. В них предусмотрены внутристенные лестницы. Всю конструкцию завершает сквозная обзорная вышка и шатрик.

Комендантская (Колымажная) башня

Глухое строгое сооружение, стоящее южнее Троицой башни. Его появление как части Кремля датируется 1495 г. Колымажной башню называли из-за близости кремлевского Колымажного двора. Но когда в Потешном дворце обосновался комендант столицы, а случилось это уже в XIX в., башню переименовали соответствующим образом.

Царская башня

Удобно расположилась между Спасской и Набатной башнями. Конструкция, подобная терему, на стене Кремля появилась в 1860 г.

Четверка кувшиноподобных столбов удерживает шатер-восьмигранник, декорированный позолоченным флюгером. Когда-то из него доносился звон колоколов противопожарной службы. Башня не претерпевала существенных изменений. Ее высота – около 17 м вместе с флюгером.

Петровская (Угрешская) башня

Появилась по мере совершенствования военно-оборонительной системы Кремля. Название сооружению дали по церкви митрополита Петра, стоящей на подворье Угрешского монастыря. Башню надстраивали и реставрировали после взрыва порохового заряда, устроенного французами в 1812 г. Предназначением 27-метровой постройки было удовлетворение хозяйственных нужд садовников, которые облагораживали кремлевскую территорию.

Набатная башня

Этот глухой крепкий объект стоит между Царской и Константино-Еленинской башнями. Цокольный ярус его внутреннего помещения представлен сложной многокамерной системой, объединенной с ходовой частью стен посредством лестниц. В шатровой верхушке-четырехграннике когда-то звенели колокола. Как инструменты Спасского набата они оповещали народ о пожаре. Набатный 150-пудовый колокол вылил знатный умелец того времени Иван Моторин.

Сенатская башня

C 1491 г. башня стоит на Красной площади между Никольской и Фроловской оборонительными постройками. До конца XVIII в. она не имела никакого имени, пока в 1790 г. в Кремле не появилось здание Сената. Внутренний объем башни разбит на 3 яруса помещений со сводами. Изначально квадратная в плане глухая конструкция в 1680 г. была дополнена каменным шатром и золоченым флюгером. Общая высота постройки – 34,3 м.

Спасская (Фроловская) башня

Находится около главных ворот, которые в древности имели специальный ход в Кремль. Сооружение возводилось с целью защиты северо-восточного угла ансамбля, не имевшего водных преград. В XVII ст. башню декорировали державным гербом в виде двуглавого орла. Часы, повешенные на конструкцию в 60-е годы XIX ст., украшают ее и сейчас . Архитектура пилона отличалась от плана окружающих построек точностью пропорций, роскошью украшений фасадов и фигурками мифических животных. Углы четверика гармонируют с приятными глазу пирамидками с сияющими флюгерами.

Константино-Еленинская башня

Возведенная в 1490 г., находится в месте бывшей проездной конструкции. Через нее проходило посадское население и полки, и сам князь Донской направился через эту башню принять бой на Куликовом поле, во 2-й половине 14 века. Сооружение выступало охранным боевым объектом, обеспечивающим безопасность Великого посада и путей, идущих от речной пристани. Также наблюдение велось за путями от прилегающих улиц. Пилон был оборудован проездными воротами и отводной стрельницей. Попасть к нему можно было по подъемному мосту, который перекидывался надо рвом. Новое имя объект получил благодаря соседству церкви Константина и Елены.

Беклемишевская (Москворецкая) башня

Башня округлой формы расположена у Москворецкого моста и отлично просматривается с Красной площади. Когда-то защитница отражала удары наступающих недругов. Под нею был обустроен тайник. В XVII в. пилон надстроили красивым шатром, что наделило его стройными формами и избавило от крепостной суровости.

В связи с разворачиванием действий русско-шведской войны вокруг конструкции появились бастионы, а ширину бойниц сделали больше. В 1949 г. масштабная реставрация башни захватила и бойницы – они были приведены к первоначальному виду.

Благовещенская башня

Если верить легенде, такое название сооружение с глубоким подпольем получило из-за иконы «Благовещение», якобы висевшей в нем в древности. Наименование башни историки увязывают и с фактом построения при ней церкви Благовещения, которая была разрушена по указу советского правительства. В XVII ст. по соседству с пилоном были обустроены Портомойные врата, через которые дворцовые прачки торопились к Москве-реке поласкать белье. Со временем эти ворота наглухо заделали. Вместе с флюгером башенное сооружение уходит в небо на 32 м.