Сергей колосов муж касаткиной. Биография. Последние годы жизни Касаткиной

Муж Людмилы Касаткиной режиссер Сергей Колосов был рядом супругой до самой смерти, а стаж их семейной жизни составил долгих шестьдесят два года. Они познакомились в далеком сорок третьем году, когда Сергей вернулся в Москву, чтобы восстановиться в ГИТИСе и продолжить обучение на режиссерском факультете.

Лейтенант Колосов был отпущен с фронта по ходатайству Михаила Тарханова, профессора ГИТИСа, на курсе которого Сергей Николаевич учился до войны. Со своим будущим супругом Людмила Касаткина познакомилась в день своего рождения, и сразу очаровала нового знакомого. На следующий день он встретил ее с букетом пионов около входа в институт, и это тронуло ее сердце. С этого момента началась их романтическая дружба.

На фото — Людмила Касаткина с мужем

Людмила Ивановна вслед за Колосовым вошла в состав студенческой бригады артистов, и в свободное от учебы время ездила по стране с концертами. Во время гастролей в Севастополе, где студенты выступали перед строителями, восстанавливающими город после прошедших здесь разрушительных боев, будущий муж Людмилы Касаткиной сделал все, чтобы их дружба переросла в нечто большее. Они поженились через четыре года после знакомства, но первые годы семейной жизни даже не думали о детях. В тот период карьера актрисы была на взлете – она играла в Центральном Академическом театре Советской Армии, куда по совету Колосова поступила после окончания ГИТИСа, а в 1954 году получила свою первую роль в кино и сразу стала знаменитой, сыграв в картине «Укротительница тигров».

С самого начала муж актрисы стал для нее надежной опорой. Снимаясь в своей первой картине, актриса была вынуждена полгода ездить из Москвы в Ленинград, и без поддержки Сергея Николаевича ей было бы нелегко справляться с такими нагрузками. Зато настоящим праздником для них обоих стал выход «Укротительницы тигров» на большие экраны – картина стала супер популярной, ее с утра до ночи крутили во всех кинотеатрах Москвы и других советских городов.

Сергей Колосов был частью не только личной жизни актрисы, но и немало сделал для нее в профессии. В шестьдесят первом году на экраны вышел телефильм «Укрощение строптивой» с Людмилой Касаткиной в главной роли, сценарий к которому написал Колосов по спектаклю, в котором блистала его супруга на сцене ЦАТСА. За роль Катарины Людмила Ивановна, которая в пятьдесят шестом году получила звание заслуженной артистки, была удостоена Международного приза «Золотая нимфа» на кинофестивале в Монте-Карло в 1962 году, а через два года была удостоена звания народной артистки РСФСР. В театре Советской Армии Людмила Ивановна Касаткина проработала пятьдесят лет, сыграв за это время более шестидесяти ролей.

На фото — актриса с сыном

Кино стало не менее заметной вехой в ее творческой биографии, а самые заметные роли Касаткина сыграла в фильмах своего мужа, вошедших в золотой фонд российского кино. Это картины «Мать Мария», «Душечка», «Помни имя свое» и другие. Они были очень крепкой супружеской парой, несмотря на то, что были совершенно разными – Людмила Ивановна была вспыльчивой, а Сергей Николаевич олицетворял спокойствие и уверенность, возможно, это тоже послужило залогом их счастливой семейной жизни. Несмотря на то, что Касаткина пользовалась огромным вниманием у мужчин, в том числе знаменитых и состоятельных, у нее даже мысли не возникало закрутить с кем-то из них роман, настолько она любила своего мужа, а он всю жизнь отвечал ей взаимностью.

Сын Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича Алексей стал джазовым музыкантом, а его дочь, внучка Касаткиной, уже проявляет огромный интерес к театру, и, возможно, станет достойной продолжательницей династии Колосова-Касаткиной.

—Однажды мама возмущенно рассказала, как к ней в театре подошел один коллега и то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался: «Ты так давно живешь с Сергеем Колосовым. Неужели ни разу не изменяла ему?» — «Никогда!» — отвечает ему мама. И он, махнув рукой, говорит: «Ну, тебе и вспомнить перед смертью будет некого». — «Почему же?! — нашлась мама. — Я Сережу буду вспоминать…»

Так оно и получилось. После смерти отца мама оказалась в больнице и в своем полусознательном состоянии часто видела его перед собой. Обращалась к Елене — женщине, которая ухаживала за ней: «Сергей, почему ты молчишь? Сережа, где ты был?» К сожалению, постоянно быть рядом с мамой я не мог: мне пришлось увеличить число концертов, чтобы заработать деньги на дорогостоящие лекарства. Но когда приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне смерти мама приподнялась на кровати, снова посмотрела на Леночку. Взгляд как будто прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Мама четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день ее не стало.

Я человек не религиозный, но когда думаешь об их жизни — особенно о том, как они вместе ушли, — невольно начинаешь размышлять, что есть все-таки высшие силы, которые нас ведут.

Приходи ко мне на день рождения!

— Думаю, и встреча их тоже была предопределена. И, как ни страшно это звучит, если бы не война, они могли разминуться по жизни. Ведь на режиссерский факультет ГИТИСа папа поступил в 1939 году, когда мама еще была школьницей. Только вот долго учиться в вузе ему не пришлось — ушел на фронт. Сначала воевал в советско-финской войне, а затем в Великой Оте­чественной… И только после победы смог продолжить обучение.

Родители часто со смехом вспоминали историю своего знакомства. Папа впервые увидел маму в мае 1946 года накануне дня ее рождения — где-то в коридоре института — и просто не смог пройти мимо. «Так она мне понравилась, — спустя много лет рассказывал мне отец, — что я тут же решил с ней познакомиться». Его можно понять: мама всю жизнь была такой обаятельной, открытой, искренней. Папа подошел, представился. Узнал, что зовут ее Людмила Касаткина, что учится она на третьем курсе актерского факультета, и пригласил на свидание. Она немного растерялась: надо же какой напор! Помолчала, что-то обдумывая, и неожиданно улыбнулась: «Хочешь, приходи ко мне завтра на день рождения!» И назвала адрес. В назначенный час папа в парадном костюме с букетом цветов позвонил в дверь. Ее открыли совершенно незнакомые люди. «Нет-нет, молодой человек, вы ошиблись, Касаткины тут не проживают!» Вот так моя будущая мама подшутила над настойчивым кавалером. Расстроенный, он вернулся домой. Через несколько дней, когда они снова пересеклись в коридоре ГИТИСа, папа посмотрел на нее с упреком, а мама подошла и… извинилась. Смотрела на него и улыбалась настолько искренне, что он не смог на нее сердиться.

Так они и начали дружить. В своих чувствах папа маме долго не признава­лся. Она сама догадалась. Как-то группа студентов ГИТИСа отправилась в Севастополь — выступать. Жили почти без денег, были вечно голодные. И вот идет однажды мама по улице, видит — у ларька, где продают виноград, стоит ее друг Сергей Колосов и пересчитывает копеечки. Решила за ним понаблюдать. А он протягивает продавцу деньги — все, что были на ладони, — и берет маленькую кисточку винограда. Повернулся, увидел ее на другой стороне дороги, обрадовался. Перебежал к ней и, счастливый, протянул только что купленные ягоды. Всю жизнь мама вспоминала эту историю. «Знаешь, — говорила она, — именно в тот момент я поняла, что он меня любит. Последние монетки на меня потратил!»

Поженились они в 1950-м — через четыре года после знакомства. Мама хотела, чтобы Сергей Николаевич сначала встал на ноги. Еще студентом папа стал ассистентом режиссера в Центральном театре Советской армии — там потом всю жизнь работала мама. Только начав зарабатывать, родители смогли подумать о свадьбе. Праздничный стол накрыли в квартире у маминых родителей — все без особых излишеств. Ну какие в те годы могли быть роскошные лимузины или рестораны?! К тому же оба — выходцы из дос­таточно скромных семей. Папины родители трудились в одном московском издательстве. Дедушка по материнской линии — на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», бабушка — разнорабочей. Все они были интеллигентами по своей сути, доброжелательными, деликатными.

Сына назвали в честь учителя

— Родители папы ушли из жизни рано, я их и не знал. А вот бабушка и дедушка по маме приняли самое активное участие в моей жизни. Ведь мама все время играла в театре, папа стал режиссером Театра сатиры, а потом перешел на «Мосфильм». Когда он начал снимать фильмы, они с мамой часто вместе уезжали на съемки… Родители и мое-то появление долго не могли себе позволить оттого, что оба много работали. (Смеется.) Решились завести ребенка, только когда стали узнаваемыми, приобрели отдельную квартиру. Маме было тогда 33 года. Она успела сняться в популярных фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц». А папа ставил спектакли в московских театрах. Уезжая в отпуск — в какой-нибудь санаторий, — родители редко брали меня с собой: все-таки им надо было отдохнуть и подлечиться. Но потом обязательно приезжали на дачу, где мы жили с дедушкой и бабушкой.

Я так ждал их приезда! Мы с папой могли разговаривать часами — я доверял ему все свои тайны, задавал множество вопросов. Любопытный был. А он, кажется, знал обо всем на свете, потому что всегда находил на них ответы. Никаких обид по отношению к родителям у меня не возникало. Комплексовал я только из-за маминой популярности. Идем вместе в магазин, например, а к ней каждую минуту подходят люди: кто-то за автографом, кто-то — чтобы сказать: «Ах, Людмила Ивановна, мне так понравился фильм! Вы моя любимая киноактриса!» Мне все это не нравилось — я стеснялся, что на нас все смотрят.

Родители поддерживали меня во всех творческих начинаниях. Когда я увлекся рисованием, попросили со мной позаниматься прекрасного кинохудожника Ми­­­­­­­­­­хаила Карташова. Обнаружив у меня слух, купили домой пианино и пригласили учителя. Но когда мне надоело играть ненавистные гаммы, я взмолился о пощаде — и они отступили. (Смеется.) К музыке я пришел сам — намного позднее. Видимо, те первые уроки не были напрасными. А еще мама отвела меня в городской Дворец пионеров в студию художественного слова. Как же мне там нравилось! К нам приходили туда великолепные актеры — Сергей Никоненко, Всеволод Абдулов и другие — и столько всего интересного рассказывали о своей профессии. Мама в детстве и сама занималась в такой студии и часто со сцены, да и дома, декламировала стихи. Ее любимой поэтессой была Марина Цветаева. А еще мы с мамой не раз выступали перед гостями нашего дома. Мне было лет 10-11, когда мы вдвоем показали им отрывок из спектакля Театра Советской армии «Укрощение строптивой» — сцену знакомства главных героев. Я изображал Петруччо — на меня надевали большую шляпу, к поясу подвешивали шпагу. А мама в вечернем платье была строптивой Катариной.

«А, котик! Слышал я, вас так зовут?» — произносил я, совсем еще маленький мальчишка, с усмешкой. «Вы глуховаты на ухо, должно быть?! Меня зовут все люди Катариной», — возмущенно отвечала мама. «Ты лжешь. Тебя зовут царапка-котик!..»

Наше выступление после домашнего застолья прошло на бис. (Смеется.) Кстати, этот спектакль в Театре Советской армии поставил режиссер Алексей Попов. Мои родители его боготворили и меня назвали в его честь. Благодаря Алексею Дмитриевичу мама сыграла в юности свои лучшие роли на сцене. А отец на основе спектакля Попова снял фильм «Укрощение строптивой» с мамой в главной роли — и он стал его первым крупным успехом в кино.

Ночь в концлагере

— Еще одно из самых ярких воспоминаний детства: 1965 год, родители впервые взяли меня с собой в киноэкспедицию на съемки фильма «Душечка» в Суздаль. Папа — режиссер, мама играет Ольгу. Я потрясенно смотрел, как она перед кинокамерой плачет. До сих пор я видел маму только в спектаклях. Там все понятно — она играла для зрителей. А тут для кого?! Да так вошла в образ, что слезы по щекам текут! Когда папа сказал: «Стоп, еще дубль!» — я понял, что сейчас будет повтор сцены, и пошел исследовать декорации. И в них обнаружил человека, который лежал, свернувшись калачиком, и сладко спал. Это был Ролан Быков. Он играл в фильме первого мужа Душечки и в ожидании своих эпизодов решил отдохнуть… Я увидел тогда, как на съемках делают дождь: льют на несчастных актеров воду из пожарного брандспойта. В общем, столько открытий для себя сделал! И конечно, мне самому захотелось сниматься в кино. Но стоило только заикнуться об этом — родители тут же заявили: они против. Посчитали, что известность для детской психики вредна. Только уже когда стал взрослым — школу оканчивал, появился в эпизодах нескольких фильмов. Первый раз я возник на экране в папином фильме «Помни имя свое». Это был эпизод без слов. В Крылатском построили несколько бараков концлагеря. И я изображал немецкого солдата-охранника. Стоял с автоматом в каске и шинели, а ветродуй (аппарат такой, похожий на огромный пропеллер) «метель» на меня гнал. Замерз жутко, но вида не показывал. Не хотел подводить папу. Потом за свой съемочный день получил законные три рубля. (Смеется.) Так и попробовал актерскую профессию.

Я считаю, что «Помни имя свое» — один из лучших фильмов моих ро­ди­телей. Мама играла в нем женщину, которая, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким ребенком. Мальчика как своего сына вырастила полька. Только через 25 лет русская мать смогла встретиться со своим уже взрослым сыном. Это, кстати, реальная история.

В работе папа был очень требовательным и даже родную жену не щадил. Некоторые эпизоды снимали в Польше — в настоящем концлагере Освенцим. И там он потребовал, чтобы мама переночевала в бараке. Одна! На следующий день ей предстояло сниматься в сложной сцене — когда фашисты отнимают у Зинаиды сына. И отцу хотелось, чтобы она как можно сильнее прочувствовала роль. Мама безоговорочно согласилась. Но спать не смогла. Ночью в одиночестве перебирала детские ботиночки, которые остались от убитых в концлагере детей и представляла себе этих малышей…

Когда отец брался за историческую картину, достоверность для него была на первом месте. Он добивался правды во всем: в декорациях, в костюмах, в эмоциях актеров. И всегда перед мамой ставил сложные задачи, не делал никаких скидок. А она мужественно все исполняла. Осознавала: раз Колосов просит — значит, это нужно для результата.

Доверчивая вне сцены

— Если на съемках ведущим был папа, то дома главную роль он уступал маме. Впрочем, поскольку она была слишком занята, то готовила, например, редко. И всю жизнь нанимала домработниц, чтобы поддерживали в доме порядок. Бывало, что ошибалась в них. Ее обманывали, обсчитывали. А одна женщина, когда никого не было дома, вынесла все золотые украшения родителей. Но мама не стала заявлять в милицию: пожалела ту деревенскую бабу, да и огласки публичной не хотела. Эта же ситуация повторилась и в последние два года жизни мамы. Наша домработница, которая за ней ухаживала, оказалась мошенницей. И тут уже я не стал подавать официаль­ное заявление, чтобы имя родителей не трепали некоторые желтые издания. Мама вообще была человеком доверчивым. Но при этом достаточно жестким и принципиальным. В театральных коллективах часто возникают интриги, «дружбы против» — мама никогда в этом не участвовала. Если что-то ей не нравилось, предпочитала все с достоинством сказать человеку в глаза, не держала негатива за пазухой. За это все ее уважали.

А эмоции она несла домой и только тогда выплескивала. Могла под горячую руку с отцом поссориться. Но он все понимал и старался вернуть ей хорошее настроение. Подойдет, обнимет, поцелует и успокоит. Папа мамой очень дорожил.

Внучки называли Люлей

Пока Земля еще вертится,


Пока еще ярок свет,


Господи, дай же ты каждому,


Чего у него нет.

— Эту песню Булата Окуджавы «Молитва» родители часто пели в компаниях. Поэтому, когда в позапрошлом году на сцене Театра Российской армии отмечали 85-летний юбилей мамы, я решил исполнить именно «Молитву». Родителям нравилось то, чем я стал заниматься по жизни — музыкой. В старших классах у меня ухудшилось зрение. Пришлось даже делать операцию, чтобы остановить процесс. Я даже как-то растерялся: чем же мне заниматься после школы? Не знал, куда поступать. Мама посоветовала журфак МГУ: и высшее гуманитарное образование будет, и разностороннее развитие. К третьему курсу я понял, чего хочу на самом деле. Я был увлечен джазовой музыкой, да так, что поступил на заочное отделение в Музыкальное училище имени Гнесиных. Джаз поначалу был ей не очень близок. Но ее отношение к этой музыке сильно изменилось после того, как она побывала вместе со мной на концертах знаменитого варшавского фестиваля «Джаз-джембори» в 1979 году. Кстати, мама повезла меня на этот фестиваль, разумеется, по моей просьбе. С того времени она тоже заболела джазом. (Смеется.) А со временем стала поклонницей того, что я делаю на сцене. Ходила на мои концерты, слушала дома мою музыку. Свой новый альбом я записал в начале этого года в Осло (Норвегия) с участием всемирно известного джазового скрипача Михала Урбаника. Я посвятил его родителям. Только они, к сожалению, его так и не успели послушать…

Пригодились мои способности и па­пе. Он приглашал меня писать музыку для своих фильмов: «Дневник профессора Готье», «Судья в ловушке» и «Потерянные в раю». Это не было, как говорят, по блату. Если бы моему принципиальному и требовательному отцу не нравилось то, что я делаю, он отказался бы от моей музыки, несмотря на родительскую любовь. Он работал с прославленными композиторами: Альфредом Шнитке, Алексеем Рыбниковым, Юрием Саульским. Так что, работая, я понимал, что должен сделать как минимум не хуже.

И вот на тот мамин юбилей я вышел на сцену вместе со своей девятилетней дочкой Аней. Мама не ожидала — это был сюрприз. И когда мы с Анечкой вместе пели «Молитву», глаза у мамы, которая сидела в кресле на сцене, заблестели от слез…

Она очень любила внучек, и они отвечали ей взаимностью. Называли ее не бабушкой, а Люлей. (Смеется.) Старшую дочь, от первого брака, я назвал в честь мамы — Людмилой. Но больше похожей на нее получилась младшая, Анечка. Она тоже у нас артистическая натура: танцует, поет, очень хорошо рисует, занимается в музыкальной школе.

С мужем попрощалась наедине

— Папа превращал дни рождения мамы в праздники. Если не получалось отметить торжество в ресторане, созывал друзей домой. За столом собирались только самые близкие. Приходили и драматург Леонид Зорин, и актриса Людмила Иванова с мужем — бардом Валерием Миляевым, и коллеги по Театру Российской армии… Пели, аккомпанируя на пианино и на гитаре. Мама и папа читали стихи. Я любил эти вечера: такая возникала удивительная праздничная атмосфера­!

В прошлом году 86-летие мамы па­па решил отметить в ресторане. Но в самый разгар праздника он вдруг схватился за серд­це. Вызвали скорую. У отца уже были прежде проблемы, связанные с сосудами мозга, — микроинсульты. Но до сих пор Бог миловал… На этот раз он уже не поднялся. В последние месяцы он существовал в каком-то параллельном мире, лишь изредка приходя в сознание. Мама навещала его каждый день. У нее от волнения обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ. Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату — навещала его. Сидела целыми днями рядом…

В последний раз мама вышла на сцену Театра Российской армии перед закрытием театрального сезона — 29 июня прошлого года в спектакле, который поставил специально для нее папа: «Странная миссис Сэвидж». Зрители не догадывались, как тяжело маме было играть. Подводила память, она забывала слова. Но помогали актеры рядом — незаметно для публики подсказывали ей. Мама сильная была, волевая, доиграла спектакль до конца. Когда вышла на поклон, зрители устроили овации!

После спектакля мама сказала: «Все лето буду готовиться к новому театральному сезону». Это был бы ее юбилейный, 65-й сезон на сцене Театра Российской армии. Но наступила осень — и мама попала в больницу. Как оказалось, в последний раз…

Отец накануне смерти мне приснился — такой здоровый, улыбающийся. Я удивился и обрадовался: он здоров — от болезней ни следа не осталось. А когда открыл глаза утром, не сразу поверил, что это был всего лишь сон…

В тот же день папы не стало. Об этом я сам сказал маме. Она выслушала меня молча. Без истерик и слез. Думаю, она понимала, что папа уйдет. Мне кажется, что и о своем уходе она догадывалась. В день похорон мама попросила, чтобы ей дали возможность попрощаться с ним не на людях. Мы привели ее в ритуальный зал ЦКБ за два часа до начала официальной панихиды. Потом ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Нет, мама подошла к нему сама! Молча стояла и смотрела на папу. Беззащитная… О чем она думала в тот момент? Что мысленно обещала? Не знаю. Вслух не было произнесено ни слова. Мама наклонилась, поцеловала, постояла еще немножко рядом. Повернулась и медленно пошла прочь.

Через неделю во сне я увидел маму — веселая, здоровая: смотрит на меня, смеется. Совсем как папа в моем прошлом сне…

Образование: в 1952 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа

Карьера: с 1948 по 1951 год — ассистент режиссера в Театре Советской армии. С 1952 по 1955 год — режиссер Театра сатиры. Снял более 20 фильмов, среди которых: «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», «Помни имя свое», «Душечка» и другие. Преподавал на режиссерском факультете ВГИКа

Звания и награды: лауреат премии Ленинского комсомола (1968) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976), народный артист СССР (1988)

Семья: сын — Алексей Колосов (53 года), музыкант, композитор и радиоведущий; внучки — Людмила (27 лет), окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров, и Анна (11 лет)

Карьера: с 1947 по 2012 год — актриса театра Российской армии (ранее — Театр Советской армии). В кино с 1954 года («Укротительница тигров»). Снялась более чем в 30 фильмах, среди которых: «Большая перемена», «Принцесса цирка», «Яды, или Всемирная история отравлений»

Звания и награды: народная артистка СССР (1975), лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых (1976), кавалер ордена Ленина (1985), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), III степени (2005) и II степени (2010)

Людмила Касаткина – замечательная советская актриса театра и кино. На протяжении многих лет за ее творчеством наблюдало огромное количество поклонников, которых интересовала не только её карьера, но биография и личная жизнь. Все киноленты, в которых актриса когда-либо появлялась, приобретали небывалый успех. Она пленяла мужчин своей обворожительной улыбкой и необыкновенной внутренней силой. Многим казалось, что она способна преодолевать все трудности на своем пути.

Биография

Будущая актриса родилась 15 мая 1925 года в небольшой деревне Новое Село, расположенной в Смоленской губернии. Её родители были обычными крестьянами. Практически сразу после рождения дочери вся семья переехала в Москву. Спустя время девочка начала интересоваться танцами, а родные старались поддерживать ее увлечения. Благодаря своей настойчивости и изнурительным тренировкам, она смогла поступить в одну из самых известных балетных школ столицы, на отделение хореографии.

У Людмилы никогда не возникало проблем с учёбой. Все преподаватели отмечали её невероятный талант и творческие способности. На большой сцене девочка появилась ещё в 11 лет. Это было её первое выступление в качестве танцовщицы. Но дальнейшие события навсегда перечеркнули её дальнейшую карьеру. Во время одного из выступлений Касаткина серьёзно повредила ногу, врачи настоятельно рекомендовали ей постельный режим и минимальные нагрузки. Поэтому ей нужно было навсегда проститься с балетом.

Первые творческие успехи

Несмотря на такое неприятное событие, Людмила недолго переживала. Помимо танцев, ее привлекал еще и мир кино и театра. К тому же, родители неоднократно говорили ей о театральном университете, где она сможет полностью реализовать свой творческий потенциал.

В результате девушка приняла их предложение и решила поступать в лучший государственный университет страны – ГИТИС. Но волнение о том, что ее могут не взять, просто переполняло Касаткину. К счастью, ее переживания были совершенно безосновательными, так как все члены вступительной комиссии были от нее в восторге.

В 194 году Касаткина с успехом окончила высшее учебное заведение, и ее сразу приняли в состав труппы в театр Советской армии. Именно этот театр станет для актрисы вторым домом, где она будет успешно развивать творческую биографию на протяжении всей жизни.

Кино и театр

В начале своей театральной карьеры молодой актрисе доставались веселые и жизнерадостные героини. Она успешно перевоплощалась в каждую из них, ведь в настоящей жизни у девушки был такой же заводной характер. За всю театральную деятельность актрисе удалось сыграть огромное количество неповторимых ролей. Самыми лучшими и запоминающимися работами можно считать:

  • «Укрощение строптивой»;
  • «Ревизор»;
  • «Дядя Ваня»;
  • «Без вины виноватые».

Помимо выдающихся театральных постановок, у Людмилы есть еще много хороших работ в кинематографе:

  • «По ту сторону»;
  • «Хлеб и розы»;
  • «Душечка»;
  • «Операция «Трест»»;
  • «Принцесса цирка»;
  • «Большая перемена».

В творческой биографии актрисы Людмилы Касаткиной насчитывается более 40 разноплановых ролей. Но особое внимание всегда уделялось ее первой работе – «Укротительница тигров», которая принесла ей широкую известность. Несмотря на то, что в этом году фильму исполняется 64 года, он до сих пор вызывает положительные эмоции у многих телезрителей. Кроме того, некоторые другие фильмы, в которых Людмила снялась в главной роли, вошли в золотой фонд советского кинематографа.

Личная жизнь

Биография, как и личная жизнь известной актрисы, всегда была одной из самых обсуждаемых тем. Зачастую люди не верили в любовь между звездными парами. По их мнению, такой союз не бывает долговечным. Но в этом случае все было немного иначе. Это и смогла доказать всем Людмила Касаткина. Ее мужем стал известный кинорежиссер Сергей Колосов, с которым она познакомилась в 1964 году. Молодой фронтовик сразу же влюбился в ее очаровательную улыбку.

На протяжении долгого времени Сергей оказывал возлюбленной знаки внимания, и только спустя несколько лет они смогли пожениться.

Последующие двенадцать лет супруги активно занимались совместной творческой деятельностью. Кроме того, он открыли свою мастерскую при ГИТИСе, где успешно преподавали актерское мастерство. Также молодые люди написали общую книгу под названием «Судьба на двоих».

Через некоторое время у супругов родился первенец – сын Алексей. Несмотря на то, что родители очень хотели, чтобы мальчик начал интересоваться кинематографом, их надежды не оправдались. Сына практически не интересовала эта сфера деятельности, так как он был очень увлечен музыкой. Долгое время он выступал на сцене в качестве джазмена, а затем стал руководителем популярной рок-группы «Аура».

Помимо всего прочего, молодой человек сочинял музыку для некоторых кинокартин, над которыми работал его отец. Людмила Касаткина очень ценила свою семью. Для нее всегда была важна гармония и взаимопонимание между родными. По ее мнению, только благодаря поддержке самых близких людей ей удалось достичь таких больших высот в творческой биографии.

Последние годы

Как известно, все свое свободное время Людмила Ивановна проводила на сцене. Из-за этого у нее возникли небольшие проблемы со здоровьем, которые, на тот момент, показались ей незначительными. Спустя несколько лет заболевание приобрело хроническую форму. Но ссылаясь на недостаточное количество времени, Людмила не обращалась за помощью к медикам.

И только весной 2011 года, когда актриса больше не могла выносить удушающий кашель, она обратилась к врачу. После проведения медицинского осмотра у Людмилы диагностировали пневмонию. Родные очень беспокоились за ее здоровье, так как врачи не давали никаких точных прогнозов. Но спустя некоторое время, Людмила Касаткина стала чувствовать себя гораздо лучше. Казалось, все в ее жизни теперь наладиться. Но, к сожалению, в ее семье произошла трагедия – смерть любимого мужа.

Горе полностью охватило ее, и она никак не могла смириться с мыслью о том, что его нет. Поэтому спустя несколько дней Людмила Касаткина ушла из жизни. Проводить талантливую актрису и прекрасную женщину пришло огромное количество человек.

Навсегда в памяти

Даже спустя много лет поклонники с удовольствием пересматривают все киноленты, в которых снималась Людмила Касаткина. Эти фильмы пропитаны добротой и искренностью, а главная героиня всегда выглядит бесподобно в каждом из них. Стоит отметить, что многие из нас с самого детства слышали ее голос, который доносился из известного мультфильма «Маугли».

Там Людмила озвучила мудрую пантеру Багиру. Большинство телезрителей неоднократно отмечали, что своим прекрасным голосом актриса способно загипнотизировать всех без исключения.

Ее талантливое исполнение невозможно спутать ни с чьим другим. Такое удивительное сочетание прекрасного голоса и актерского мастерства встречается довольно редко. Именно поэтому ее биография, творческие успехи и личная жизнь всегда будут вызывать интерес у миллионов людей.

Вам нравятся фильмы с участием Людмилы?

Людмила родилась в обычной семье в деревне Новое Село Смоленской области, но в совсем маленьком возрасте переехала вместе с родителями в Москву. Девочка рано обнаружила чувство ритма и отличную пластику. Мама отвела артистичную дочь в престижную оперную студию имени Шацкого, где три года Людочка проучилась на отделении балета.

Уже в 11 лет девочка имела признание педагогов и выходила на сцену, играя детские роли во взрослом балете. Однако после очередных занятий Касаткина попала в больницу с травмой ноги.

Врачи взялись делать полное обследование юной звезде и обнаружили у нее малокровие, что исключало такие серьезные нагрузки. Сколько слез было пролито после врачебного вердикта! Но мечта о сцене не оставляла Касаткину. Если не балет, так театр!

Когда пуанты пришлось оставить, родители предложили своей безутешной школьнице новое увлечение — отвели ее в театральную студию при Доме пионеров. Она загорелась грезами о новых подмостках, и, окончив школу, отправилась покорять ГИТИС.

На вступительных читала Горького, да так проникновенно, что кое-кто в приемной комиссии пустил слезу. Талантливую девушку зачислили без дополнительных вопросов. На курсе Касаткина тоже выделялась особенными способностями, а потому по окончании вуза была приглашена в труппу театра Советской армии.

Любовь


к/ф «Укрощение строптивой» (1961)

Но с ГИТИСом у актрисы связана и самая романтическая история ее жизни. Будущую актрису еще студенткой заметил пришедший с войны будущий режиссер Сергей Колосов. Он так трогательно ухаживал за очаровательной блондинкой, что она сдалась.

Пара поженилась в 1950 году и, разумеется, немедленно столкнулась с градом пересудов. Сплетники утверждали, что теперь-то Касаткина никогда не останется без работы: личный, домашний режиссер непременно даст ей возможность реализовываться.

Сама актриса не раз признавалась, что такие разговоры ее только раззадоривали, заставляли углубляться в профессию, изучать персонажей, жить их жизнью, быть все более и более профессиональной, чтобы в каждом следующем фильме показывать свои достижения.

Но и про семью пара тоже не забывала. Спустя восемь лет после брака у них родился сын Алексей, который станет знаменитым джазовым музыкантом, а во взрослом возрасте даже выступит в роли композитора для двух отцовских кинолент.

Актриса


к/ф «По ту сторону» (1958)

После вуза, в театре ее заметили почти сразу. В первом в жизни вчерашней студентки спектакле она по началу играла в массовке, но в последний момент актриса, выступавшая в главной роли, серьезно заболела. Чтобы не срывать премьеру, режиссер принял решение ее заменить.

«Играть будет она», — скомандовал руководитель и показал на недавно влившуюся в труппу Касаткину. Актрисе тут же, перед всей аудиторией, пришлось показать отрывок, который и стал решающим. Даже завистницы, полагающие, что будут органичней смотреться на месте главной героини, были потрясены — Людмила играла фантастически.

Тем временем у нее появилась и первая кинороль. Удивительно, но уже после нее маленькую очаровательную артистку станет узнавать в лицо вся страна.

Тигры


к/ф «Укротительница тигров» (1954)

Кинофильм, который принес Касаткиной славу, снимал не ее муж — это был дуэт режиссеров Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского. Для главной роли в «Укротительнице тигров», утвердили юную звезду театра Советской армии. Блестяще отыграв все сцены, актриса стала готовиться к озвучке, не предполагая, что ей еще предстоит опасная работа.

Дело в том, что на всех кадрах, где дрессировщица находится непосредственно с животными, Касаткину дублировала настоящая циркачка Маргарита Назарова, которая позже снимется в «Полосатом рейсе». Но режиссеров не удовлетворило, что актриса с тиграми в кадре везде спиной. Они потребовали, чтобы лицо Людмилы было хорошо видно и буквально загнали актрису в клетку с тиграми.

Чтобы непрофессиональная в деле дрессировки Касаткина не приходила в ужас каждый раз, когда хищник бросает на нее взгляд, снимать в клетке решили, отгородив ее от животных стеклом. В один из моментов съемки разъяренная тигрица разбила прозрачную ширму, а Касаткину едва успел выхватить из лап хищницы дрессировщик Борис Эдер.

Позже он прилюдно восхитился мужеством актрисы и пригласил ее работать с тиграми, с готовностью отдавая ей 11 животных. Та отказалась, пояснив, что рядом с хищниками испытывала скорее профессиональный актерский азарт, но не готова заниматься этим всю жизнь.

Любовь с режиссером


Продолжила свое восхождение на киноолимп Касаткина уже с помощью своего супруга. Всего она снялась в 14 его кинолентах, воплощая все новые и новые характеры героинь, каждый раз с жадностью изучая все тонкости их судеб и перенимая особенности.

Например, когда Людмила Ивановна работала над образом заключенной Освенцима для кинофильма «Помни имя свое», она не только тщательно изучила все исторические события, связанные с этим местом, но и решила похудеть.

Колосов был категорически против того, чтобы супруга истязала себя диетами. Она и так никогда не отличалась пышнотелостью, так что похудение могло навредить ее здоровью. Но та не слушала. Вместо обеда, актриса стала брать на работу чай с лимоном и медом и в результате скинула 12 килограммов и начала терять сознание.

А перед самыми съемками Касаткина несколько дней прожила в Освенциме, который тогда уже стал музеем и говорила, что непременно должна проникнуться атмосферой, энергетикой этого места.

Итоги

Касаткина снималась вплоть до 2006 года. Около шести десятков лет она посвятила и театру. Также актриса немного поработала с озвучкой мультфильмов. В частности, ее голосом говорит пантера Багира из «Маугли».

В высшей степени профессиональную актрису пригласили работать в ГИТИС, где скоро она получила звание профессора и занималась с юными актерами мастерством.

Что касается личной жизни, у Колосова и Касаткиной никогда не было ни интрижек на стороне, ни взаимных претензий. Душа в душу они прожили вместе до глубокой старости.

Когда актрису поразила болезнь Альцгеймера, ей пришлось полгода жить в больнице — чтобы получать необходимую помощь. Именно там ее застало известие о том, что супруг умер. Новость подкосила Людмилу Ивановну. Спустя 11 дней вслед за своим супругом отправилась и она.

Тяжело вспоминать последние дни моих родителей. Но уж слишком много грязи вылилось тогда на нашу семью. Чуть ли не фонд спасения Касаткиной учредили. От кого? От родного сына?

В один из мартовских дней прошлого года в подъезде дома, где жили родители, появилась незнакомая пожилая женщина. Долго трезвонила в их опустевшую квартиру. Сергей Колосов и Людмила Касаткина тогда уже обрели покой на Новодевичьем кладбище.

Но гражданка не унималась, пошла по соседям. Заливалась горючими слезами по Людмиле Ивановне. Умоляла дать мой телефон. При этом представлялась она... незаконнорожденной маминой сестрой. Якобы бабушка вынуждена была отдать ее в детский дом, но после смерти Касаткиной она решила найти семью, оттого и приехала в Москву из Калининграда.

На сороковины по маме эта дама явилась на кладбище. Устроила истерику. Хотела, чтобы я сфотографировался с ней на фоне могилы. Потом от ее имени звонили какие-то люди с пьяными голосами, пытались что-то от меня требовать...

Таких мошенниц за последние годы я повидал немало. Они стремились войти в доверие к родителям, поживиться за их счет. Некоторым, к сожалению, это удавалось... Когда мама попала в больницу, эти проходимцы пытались проникнуть в палату.

Как мог, я старался маму защитить.

В больницу были допущены только самые близкие. Когда не стало папы, сделал все возможное, чтобы родители попрощались без свидетелей.

Они простились в траурном зале больницы, за два часа до гражданской панихиды. Ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Это неправда! В тот день она как будто мобилизовала все оставшиеся силы. Выпрямила спину. Подошла к гробу, склонилась, в последний раз поцеловала отца... Вслух не было сказано ни слова. А что она ему шептала про себя, что обещала - кто знает?

Мы не сразу решились сообщить маме о папином уходе. Врачи не советовали.

Фото: Из личного архива А. Колосова

Опасались, что у нее случится истерика, нервный срыв. Но потом посчитали - это будет предательством: мама заслуживает правды. Она только тихонько заплакала: «Ну, вот я и осталась одна».

Поняла ли мама, что произошло? Она уже не вполне осознавала реальность, находилась в каком-то ином измерении. Но именно тогда перестала цепляться за жизнь. Как будто оборвалась единственная ниточка, которая еще держала ее на этом свете.

В следующие дни несколько раз повторяла: «Сережа ушел». Обращалась к сиделке: «Сережа, почему ты молчишь?» А накануне смерти приподнялась на кровати, ее взгляд будто бы прояснился, лицо помолодело. Раздельно произнесла: «Сережа, воссоедини нашу постель воедино!» И потеряла сознание.

На следующий день ее не стало.

Родители прожили в любви и согласии шестьдесят один год. Так долго, что переплелись и мыслями, и чувствами, как будто проросли друг в друга и уже не могли существовать поодиночке.

Как-то мама пересказала мне свой диалог с Владимиром Сошальским. Тот спросил:

Неужели ты никогда не изменяла Колосову?

Ни разу! - возмутилась мама.

Выходит, тебе перед смертью и вспомнить будет некого?

Почему? Я буду вспоминать Сережу...

На воспоминания ей было отпущено всего десять дней. На одиннадцатый мама умерла.