Основные типы снарядов этих орудий

Т-64 действительно мало участвовал в войнах. Та война к которой он был предназначен,к счастью не случилась, готовился он к противостоянию с США и НАТО, составлял основу ГСВГ. Единственное боевое применение - это война за независимость Приднестровья, где этот танк сыграл решающую роль.
Основным местом применения Т-64БВ стали бои за г. Бендеры, занятого молдавскими войсками. 20 июня произошел так называемый «захват гражданским населением» танков находившихся на длительном хранении 59 мотострелковой дивизии 14 армии.
В тот же день наспех снятые с консервации танки уже приняли участие в боях. Подготовка Т-64БВ к штурму Бендер, проводилась в селе Парканы, непосредственно за виадуком моста через р. Днестр.

Приднестровские экипажи не знакомы с Т-64БВ, хотя это и были опытные танкисты, готовились они на танки Т-55 и Т-62.
На наспех снятых с консервации танках не успели подготовить вооружение к бою, произвести его выверку. Крупнокалиберные зенитные 12, 7 мм пулеметы не были установлены, комплекс динамической защиты «Контакт-1» не был укомплектован элементами динамической защиты 4С20. Часть танков была укомплектована элементами ДЗ частично (только в наиболее уязвимых участках).
Молдавская сторона обладала на данном участке достаточно мощной противотанковой обороной основой которой были 100 мм противотанковые пушки МТ-12 «Рапира», противотанковые гранатометы и ПТРК «Конкурс».

Молдавские ПТП «Рапира» обороняющие мост через Днест. Противотанковые пушки «Рапира» и противотанковые гранатометы были основными противотанковыми средствами молдавской стороны.

Танки шли уступом, насколько позволяла ширина моста.



Танк Вуколова, въехав на мост, с места сделал шесть выстрелов по позициям противника уничтожив БТР. После чего было уничтожено ещё несколько целей.
Танки прорвались через линию обороны и оказались на площадке возле постовой будки ГАИ без поддержки пехоты на открытом и хорошо простреливаемом из парковой зоны пространстве. Небольшой десант, находившийся на броне, вел бой у самого схода с моста и не мог прикрывать танки.
Танковая атака произвела большое психологическое воздействие на молдавских солдат, среди которых началась паника. Так при проходе моста, первым выстрелом танка был убит наблюдатель противотанковой батареи с молдавской стороны. Расчеты двух орудий «Рапира» разбежались. За орудие оставшейся «Рапиры» встал подполковник Карасёв (на видео)

Подполковник ВС Молдавии Л. Карасёв, командир первой тактической группы МО Молдавии в г. Бендеры.

Один из прорвавшихся в Бендеры приднестровских Т-64БВ. Видно попадание кумулятивного снаряда ПТП «Рапира» в кормовую часть корпуса (на месте пробоины видны следы от оперения снаряда).

Даже повреждения кормы танка не приводили к безвозвратным потерям. Танки с такими повреждениями оставались боеспособными, но находясь на полностью контролируемой противником территории и без поддержки пехоты экипажи имели небольшие шансы на выживание.

Наводчик продолжал огонь до полного расхода патронов в ленте (перезаряжается командиром танка). Танк был захвачен молдавскими военными… (далее версии молдавской и приднестровской стороны очень отличаются).

Танк подбитый в кормовую часть корпуса из ПТП «Рапира». Попадание обездвижило танк, но при этом он сохранил боеспособность.

Оказавшись отрезанными от пехоты командиры танков Безгин и Гришин попытались вернуться к мосту. Первой через правый развернулась Гришина после чего по корме танка выстрелил расчет ПТП «Рапира» выведя из строя двигатель. Танк Безгина был поврежден, но хода не потерял и, ведя бой, ушел на мост.

Российский флаг, нарисованный на танке оказывал большой психологический эффект на военных молдавской стороны (они думали, что в военные действия непосредственно вмешалась 14 армия РФ) .

Повреждения танка от попаданий (с. Парканы, после атаки)

Всем известно фото (corbis) Т-64БВ подбитого после атаки.

Танк, подбитый огнем молдавских орудий МТ-12 «Рапира», серьезно поврежденный, ушел из Бендер , и сгорел при въезде в село Парканы. Экипаж пересел в другой танк и снова пошел в бой.

Попадание в кормовую часть башни танка Т-64БВ в ходе второй атаки.

Вторая атака была предпринята двумя танками Т-64БВ. Экипаж одного из танков повёл танк по тому же пути, что и поврежденные до этого танки. Танк шёл вперёд и снаряды от «Рапиры» с рикошетом уходили от брони.

Т-64БВ в ходе второй атаки рядом с подбитым у поста ГАИ танком.

Дойдя до подбитого танка у развилки танк развернулся и подставил боковую сторону кормы, выстрелом из РПГ-7, был поврежден в самом центре парковой зоны. Пробыв там танк всё же завёл двигатель и ушёл обратно в Паркан с установкой дымовой завесы при помощи термодымовой аппаратуры (ТДА).

Танки после боя в селе Парканы. Попадание в лобовую проекцию, повреждения ДЗ башни, термоизоляционного кожуха осколками.

Поврежденные танки эвакуировали в Тирасполь, где их в кратчайшие сроки ремонтировали, два танка можно отнести к безвозвратным потерям не подлежащим восстановлению. Затем эти танки вновь приняли участие в боевых действиях. Операция по деблокированию Бендер завершилась лишь 21 июня.

Решающая атака началась вечером около 8 часов, в ней участвовали три Т-64БВ и три БТР. В этот раз была обеспечена достаточная поддержка танков пехотой…

Атака происходила по уже известному (и единственно возможному) маршруту в сторону поста ГАИ. Противотанковые пушки «Рапира» открыли огонь по наступающим, один из выстрелов попал в борт башни первого танка, его командир А. Смирнов погиб. Атакующие обошли поврежденный танк, и атака продолжилась, завязался продолжительный бой. Ночью молдавские войска покинули свои позиции.

Т-64БВ около городского совета г. Бендеры.

После ряда случаев поражения танков Т-64БВ в кормовые участки башни и корпуса были приняты решения по повышению их защиты.
Была установлена дополнительная защита при помощи штатного комплекса навесной динамической защиты «Коктнакт-1».

Недостатки данного решения заключаются в высокой вероятности повреждения систем моторно-трансмиссионного отделения танка при совместном срабатывании динамической защиты и противотанкового боеприпаса.

Еще одно преимущество Т-64 - наличие закрытой (управление из под брони танка) пулеметной установки способной обстреливать верхние этажи зданий, обеспечивать защиту от танкоопасной пехоты не выходя из под броневой защиты. На Т-72 и Т-80 командир вынужден вылазить из танка по пояс, или даже полностью для стрельбы из пулеметной установки. Это является крайне важным аспектом для ведения боя в условиях городской застройки.

И 2011………. Девять танков Т-64БВ прошли по улицам столицы ПМР Тирасполя. Т-64БВ, как уже было сказано участвовал всего в одной войне, но это танк, сыгравший в ней решающую роль, танк-победитель.


Примечание . Я обещался с свидетелями (участниками) данных событий как с стороны ПМР, так и Молдавии. К сожалению данные от них сильно различаются,во многом противоречат друг другу. Я здесь очень КРАТКО попытался рассмотреть события тех дней на основе анализа видео (съемки С. Скрипника, с которым я так же общался), данные приднестровской стороны. К сожалению, многое просто у участников забылось, многое неверно оценено, я, в то же время, не претендую, что данный материал полностью отражает события тех дней.
К обеим сторонам тех событий я отношусь одинаково уважительно.

Измененная конструкция автомата заряжания, зенитный пулемет с дистанционным управлением, теплозащитный кожух ствола пушки, усиленное бронирование башни, новая система ППО , оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливность двигателя, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.

Т-64АК . В 1973 г. появился командирский вариант танка Т-64А (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона и другого оборудования).

Остальные отличия: система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат 902Б «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат, размещенных на башне, сплошные бортовые экраны, усиленное бронирование корпуса и башни, быстроразъемное соединение трубы ствола пушки с казенником, увеличение динамического хода опорных катков.

Экипаж танка Т-64Б три человека: командир танка и наводчик размещены в башне (первый - справа, второй - слева от пушки), механик-водитель - в носовой части корпуса по продольной оси машины. Сокращение экипажа достигнуто за счет применения автомата заряжания.

Т-64БК . В 1976 г., вслед за Т-64Б, стал выпускаться и его командирский вариант.

Т-64Б1 (1976 г.) - вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).

Т-64БМ (1983 г.) - вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД - шестицилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 735 кВт.

Т-64БВ . После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал обозначаться Т-64БВ.

Корпус танка Т-64БВ сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68°. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны - вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески в днище имеются продольные и поперечные выштамповки.

Башня литая, с приваренной крышей и донным листом. Передняя часть башни (скуловые участки) выполнена комбинированной, что обеспечивает высокую стойкость к воздействию кинетических и кумулятивных снарядов. Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни достигнуто за счет применения навесной динамической защиты. Комплект состоит из 179 металлических контейнеров, внутри каждого из которых под углом друг к другу расположены два плоских элемента, содержащих взрывчатое вещество. На башне установлено восемьдесят, на корпусе - девяносто девять контейнеров.

В 1987 году производство танка Т-64БВ прекращено. К началу 2000 года танковый парк Сухопутных войск РФ насчитывал около 4000 танков Т-64 различных модификаций.

Характеристики Т-64БВ
Боевая масса, т 42,4
Экипаж, чел 3
Высота по крыше башни, мм 2170
Пушка 125-мм гладкоствольная - пусковая установка
Боекомплект, выстр 36
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, УР
Комплекс управляемого вооружения 9К112-1
Управляемая ракета 9М112 с управлением по радио
с оптической обратной связью
Дальность стрельбы, м 100-4000
Дальномер лазерный
Стабилизатор 2Э26М с электрогидравлическим
приводом наведения
Заряжание автоматическое
Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита комбинированная
Динамическая защита навесная
Дымовые гранатометы, шт 8
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Двигатель многотопливный двухтактный дизель 5ТДФ
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 700 (515)
Трансмиссия механическая планетарная
Подвеска торсионная
Гусеница с

В последнее время на военных форумах и в тематических статьях стало очень модным осуждать Советскую армию и в частности одновременное нахождение в серийном производстве сразу трёх основных боевых танков, обладающих почти одинаковыми боевыми и техническими свойствами, но имеющих при этом различную конструкцию и разную номенклатуру З/Ч, что затрудняло их освоение, обслуживание и ремонт.

Результатом развития всей этой троицы, как известно, стали основные боевые танки семейства Т-90 «Владимир», основной платформой для создания которых стала база танка Т-72БМ, производство и модернизация которого ведется и по сей день. Однако сама мысль о том, какой танк из этих «трех богатырей» является самым лучшим, интригует.

В интернет-сообществе сегодня отношение к этим трем танкам примерно следующее: основная часть — это фанаты газотурбинного танка Т-80, особенно самой «крутой» его модификации Т-80УМ1. Имеет свою небольшую долю поклонников и Харьковский Т-64. К Нижне-Тагильскому Т-72 отношение обычно сдержанно-презрительное как к грубой и примитивной железной «танчюге» второй линии. Этому отношению очень поспособствовало и неудачное применение Иракских Т-72М против сил коалиции во время операции «Буря в пустыни» в 1991-м году.

Что ж, попробуем разобраться, для чего возьмем и подробно сравним конструкцию, сильные и слабые стороны трех близких по временному периоду и достаточно распространенных модификаций этих танков: Т-64БВ, Т-72Б и Т-80БВ.

Огневая мощь

Основное вооружение всех трех танков представлено в лице модификаций 125-мм гладкоствольной пушки – пусковой установки семейства Д-81. 2А46М-1 у Т-64БВ, 2А46М у Т-72Б и 2А46-2 у Т-80БВ. Все три пушки обладают почти одинаковыми БТХ и считаются одними из самых мощных танковых пушек в мире. Так что отдать пальму первенства пушке какого-либо конкретного танка нельзя.

Основные типы снарядов этих орудий:

— БОПСы или бронебойные оперенные подкалиберные снаряды. Самые мощные из них: ЗБМ-44 «Манго» с сердечником из вольфрама и ЗБМ-33 с сердечником из обедненного урана способны с дистанции 2000 м пробить вертикально стоящую броневую плиту толщиной соответственно 500 мм и 560 мм;
кумулятивные снаряды ЗБК-18М пробивают 550-мм бронеплиту;
осколочно-фугасные снаряды типа ЗОФ-19, разрушительное действие которых хорошо известно тем, кто видел кадры обстрела Белого дома.

Если орудия у этих танков почти одинаковые, то система управления огнем и комплекс управляемого вооружения (КУВ) отличаются весьма существенно. Самый точный танк по артиллерии – Т-80БВ . Мягкая подвеска, обеспечивающая плавных ход и наличие автоматизированной СУО 1А33 «Объ» позволяет этому танку вести эффективный огонь с хода по движущийся цели с самых сложных условиях. Наводчику необходимо лишь измерить расстояние до цели и удерживать на ней перекрестие прицела. Цифровой баллистический вычислитель с помощью датчиков входной информации рассчитывает поправки и через стабилизатор 2Э26М удерживает пушку в нужном положении для производства прицельного выстрела.

Т-64БВ имеет такую же СУО 1А33 «Объ» как и танк Т-80БВ, такой же стабилизатор 2Э26М, но точность его стрельбы из за более жесткой и примитивной ходовой заметно хуже чем у восьмидесятки.

Т-72Б вообще не имеет автоматизированной СУО . Его прицельный комплекс 1А40-1 имеет только баллистический поправочник, а потому по точности стрельбы по движущимся целям и на большие расстояния он уступает и Т-64БВ, и Т-80БВ. Однако у Т-72Б есть и преимущество: намного более совершенный двухплосткостной стабилизатор вооружения 2Э42-1 «Жасмин», показатель точности слежения за целью которого значительно превосходит возможности стабилизаторов 2Э26М танков Т-64БВ и Т-80БВ. Потому Т-72Б может прицельно стрелять на большей скорости, чем его оппоненты. Этому же способствует и мягкая, современная ходовая часть.

Теперь перейдем к комплексу управляемого вооружения . Т-64БВ и Т-80БВ оснащены управляемыми ракетами КУВ 9К112 «Кобра» . Этот комплекс позволяет производить прицельный пуск ракет с хода на дальность до 4000 м. Максимально возможен пуск и на 5000 м. Ракета пробивает 700 мм бронеплиту. Минус комплекса в не очень точной радиолокационной системы наведения в следствии большого рассеивания радиолуча.

Т-72Б имеет более совершенный ракетный комплекс 9К120 «Свирь» . Комплекс так же позволяет производить прицельный пуск ракет на дистанции 100-4000 м и 5000 м максимально, но при этом имеет высокоточную лазерную полуавтоматическую систему наведения. Ракета пробивает до 750 мм брони. Недостаток — в невозможности прицельного пуска ракет с хода, но в целом ракетный комплекс Т-72Б более совершенный, чем у его оппонентов и позволяет покрошить врага еще до его подхода на дальность действительного артиллерийского огня.

Еще одна важная составляющая огневой мощи танка – его техническое зрение . Существует распространенное мнение о том, что одна из основных причин неудач иракских Т-72М в боях с коалиционными «Абрамсами» и «Челенджерами» — это отсутствие автоматизированной СУО. Дескать, были бы там Т-64БВ или Т-80БВ, то они бы все эти «Абрамсы» там пожгли. Весьма наивное суждение.

Иракским Т-72М в условиях открытого пространства пустыни и полного господства в воздухе авиации противника с том числе и «НАП» - непосредственной авиационной поддержки, ловить там было просто нечего. Большинство из них было уничтожено авиацией или просто брошено экипажами и потом добито войсками коалиции. Тем Т-72М, которым удалось выжить и вступить в дуэль с «Абрамсами» одержать победу в первую очередь мешало очень плохое ночное зрение и устаревшие снаряды.

С сожалением стоит признать, что комплект инфракрасных приборов ночного виденья танка Т-72Б довольно таки плох . ТКН-3 и 1К13-49 обеспечивают предельную дальность обнаружения/опознавания цели типа «танк» ночью не более 600-1300 м в пассивном или активном режимах. Это раза в 2-3 меньше, чем имели современные ему западные танки, оснащенные тепловизорами. Спешу разочаровать любителей Т-80БВ и Т-64БВ. Их приборы командира: ТКН-3В и наводчика: ТПН149-23 видят примерно так же как и приборы Т-72Б – 600-1300м. Исключение небольшое количество последних Т-80БВ.

Так что надо полагать, что окажись Т-80БВ в той специфичной ситуации, в которой оказались иракские Т-72М в 1991 году – результаты ночных боев были бы не сильно лучше. Вообще все три танка по возможностям ночного зрения примерно соответствуют старым танкам 50-х : Т-55/62, которые задавали жару израильским «Центурионам» и М48 в ночных боях в войне 1967 года и Т-10М. Видимо почивание на лаврах привело к тому, что такому важному параметру на протяжении многих лет не уделяли должного внимания.

Еще один важный аспект – система заряжания и боекомплект. Все три танка имеют автоматы заряжания . Наиболее совершенный АЗ танка Т-72Б. Он вмещает 22 выстрелов, имеет компактные размеры и более высокую живучесть. Скорострельность 6-8 выст/мин. Его минус в том, что заряжание происходит в два приема, т.е. пробойник ходит два раза: сперва снаряд, потом заряд, но это не более чем эксплуатационная характеристика не оказывающая на боевые свойства танка никакого влияния.

Т-64БВ и Т-80БВ оснащенные менее совершенными АЗ корабельного типа с вертикально стоящими зарядами, плохо приспособленными к компоновке в обитаемом боевом отделении танка. Вместимость 28 выстрела. Скорострельность та же: 6-8 выст/мин. Плюс в том, что заряжание происходит в один прием – снаряд и заряд одновременно подаются в зарядную камору. Общий боекомплект 45 выстрелов у Т-72Б, 38 у Т-80БВ и 36 у Т-64БВ. Тут очевидный лидер Т-72Б.

Вспомогательное вооружение . Оно у всех трех танков состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета ПКТ и зенитной установки с 12,7 мм крупнокалиберным пулеметом НСВТ. Эта установка смонтирована на наблюдательном комплексе командира. По спаренному с пушкой пулемету все три танка абсолютно равны. В тоже время зенитная установка ПЗУ-5 танка Т-64БВ с 12,7 мм пулеметом НСВТ намного совершеннее, чем зенитная установка «Утес» танков Т-72Б и Т-80БВ. ПЗУ-5 имеет дистанционное управление с рабочего места командира танка и не требует его высовывания из люка для стрельбы. Установка «Утес» танков Т-72Б и Т-80БВ открытого типа с ручным приводом.

Защищенность

Разделим ее на несколько абзацев: защита лба, защита борта, защита кормы, защита верхней полусферы, живучесть при пробитии брони, тепловая сигнатура танка и уровень шума производимый танком при работе.

Защита лобовой проекции лучше всего у танка Т-72Б . Она обеспечивается многослойной броней корпуса и башни, элементами полуактивного бронирования и комплексом навесной динамической защиты «Контакт-1». Что и говорить, а по защищенности Т-72Б в момент своего появления был одним из самых мощных танков в мире, да и сегодня его бронирование все еще вполне на уровне. Его минус — в расположении элементов ДЗ на лобовой части башни: просто на самой броне, прилегая к ней.

Несколько хуже в этом плане Т-80БВ, который тоже имеет многослойное бронирование, но не имеет полуактивного бронирования . В тоже время элементы комплекса ДЗ на башне танка Т-80БВ расположены намного лучше: клином. И последним в списке идет Т-64БВ. Имеет многослойное бронирование и ДЗ, расположенную по типу танка Т-80БВ, т.е. клином, но уступает Т-80БВ и Т-72Б по толщине брони. Полуактивной защитой так же не располагает.

Защита борта башни всех трех танков обеспечивается за счет неимоверной толщины ее брони и комплекса динамической защиты «Контакт-1». Тут в лидерах Т-72Б и Т-80БВ. Защита борта корпуса наиболее мощная у Т-72Б . Она обеспечивается собственно броней борта, бортовыми противокумулятивными резинотканевыми экранами, элементами ДЗ «Контакт-1» размещенными на этих экранах и закрывающими почти весь борт до самой кормы (за исключением небольшого сектора в районе МТО) и опорными катками оптимального диаметра, которые экранируют нижнюю часть борта напротив боеукладки в АЗ не закрытую экраном.

Все это позволяет танку Т-72Б вполне уверенно чувствовать себя в бою в городе при высокой насыщенности его средствами борьбы с танками: РПГ и ПТРК. При наличии исправных экранов и исправных элементов ДЗ этот танк почти неуязвим от огня большинства таких средств в лобовую и бортовую часть корпуса и башни.

Минус в том, что элементы ДЗ Т-72Б крепятся непосредственно на бортовой экран, что приводит к некоторому его загибанию вовнутрь, но это опять же не оказывает никакого влияния на боевые свойства танка. Однако выглядит такая конструкция как минимум не эстетично.

Вторым идёт Т-64БВ . У него тоже есть противокумулятивные экраны, на которых закреплены специальные силовые экраны, на которых в свою очередь уже закреплены элементы ДЗ . Плюс такого технического решения в том, что борт Т-64БВ в отличие от Т-72Б выглядит ровным и опрятным - «бронированным». Минус у этого танка в том, что его очень небольшие по диаметру тарелочки опорных катков плохо экранируют борт ниже экрана напротив боеукладки МЗ. Сам же борт толщиной 70-80 мм (на уровне тяжелых танков 2-й мировой войны) не способен противостоять удару ПТУР или реактивной гранате современного РПГ.

Хуже всего с защитой борта у танка Т-80БВ . Его бортовые экраны вообще не имеют элементов ДЗ! Только на надгусеничных полках. Броня самого борта такая же как у Т-72Б и Т-64БВ. Опорные катки меньшего диаметра, чем у Т-72Б и оставляют приличные открытые зоны ниже противокумулятивного экрана.

Защита кормы башни очень плохая у всех трех танков и является их самым уязвимым местом . Защита кормы корпуса хуже всего у Т-80БВ, которая из-за его газотурбинного двигателя имеет большие каналы воздуховодов. Через них в двигатель теоретически может залететь осколок или пуля. Бронирование кормы Т-72Б и Т-64БВ сплошное, оно лучше, но все равно оставляет желать много лучшего.

Сверху все три танка защищенные хорошо , где то до половины их длины. Дальше все становится очень плохо. Плюс плохая защита у люков.

По живучести в лидерах уже в который раз Т-72Б . Его АЗ карусельного типа очень компактный, расположен у днища, где он спереди защищен мощнейшей лобовой броней, с боков броней борта, экранами с ДЗ и опорными катками, сзади МТО и двигателем. АЗ танков Т-64БВ и Т-80БВ с вертикально стоящими зарядами имеют намного большую площадь проекции и куда более уязвимы.

Пробитие борта корпуса напротив АЗ сразу приведет к удару по боекомплекту со всеми вытекающими последствиями. Сделать это легче чем с Т-72Б: у Т-80БВ нет элементов ДЗ на бортовом экране, у Т-64БВ они есть, но ниже экрана худосочные тарелочки почти не закрывают борт.

В тоже время необходимо отметить, что в случае детонации боекомплекта экипаж всех трёх танков гибнет мгновенно . Не является исключением и Т-72Б. Эта ахиллесова пята отечественных танков, к сожалению, не преодолена и по сей день.

По тепловой сигнатуре «проблемы» у Т-72Б – его выхлоп идет на левый борт, а не назад. По уровню шума в лидерах с большим отрывом Т-80БВ . Спереди шума его двигателя почти не слышно. «Шепчущий смертью» в этом плане выгодно отличается от своих дизельных собратьев Т-72Б и Т-64БВ.

В целом по общему уровню защищенности и живучести лучший танк - Т-72Б . Второе и третье место делят Т-80БВ и Т-64БВ. Расположение боеукладки в боевом отделении вместе с людьми, без какой либо ее защиты на сегодняшний день считается анахронизмом.

Подвижность, эксплуатабельность, комфорт

Самый просторный и комфортабельный: Т-72Б . Плоский АЗ этого танка обеспечивает вполне приемлемое пространство внутри. При желании в башне даже можно лечь спать, предварительно сняв ограждение пушки. Есть проход в отделение управления. Однако органы управления Т-72Б в башне размещены менее удобно, чем в Т-80БВ или Т-64БВ.

У всех трёх танков одна болезнь – при положении пушки прямо и нулевом угле ее возвышения механик-водитель не может через свой люк покинуть танк . Если в мирных условиях еще можно постоянно держать башню чуть повернутой, то в бою это не всегда возможно. При невозможности выхода через свой люк, механик-водитель Т-72Б может спокойно вылезти через один из двух башенных люков.

В танках Т-80БВ и Т-64БВ неудачный АЗ полностью перекрывает проход из отделения управления в боевое отделение . Что бы образовать проход необходимо вынуть кассеты из АЗ. Сделать это со своего места механик-водитель не может. Такая конструкция и компоновка БО танков Т-64БВ и Т-80БВ стоили жизни не одному механику-водителю.

В боевом отделении Т-80БВ и Т-64БВ так же намного теснее, чем в Т-72Б . Справедливости ради стоит отметить, что по внутреннему пространству даже Т-72Б сильно уступает западным танкам с их брутальными башнями.

По максимальной скорости лидер Т-80БВ . Мощный газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100л.с. обеспечивает этому танку скорость в 70-80 км/ч по шоссе. Возможности Т-72Б с двигателем В-84-1 в 840 л.с. и Т-64БВ с двигателем 5-ТДФ в 700 л.с. тут куда скромнее: 60 км/ч и 60,5 км/ч соответственно.

В тоже время по динамике разгона с места самый лучший Т-72Б . «Паровозного» крутящего момента почти 40-литрового V12 хватает, что бы уже с низких оборотов рвануть 44,5-тонную махину с места с неплохим ускорением и поддерживать приличную среднюю скорость на пересеченной местности. Т-80БВ имеет лучшую управляемость и тоже может быстро ехать по «пересеченке», но по динамике с низких скоростей уступает Т-72Б из-за того, что его турбина не имеет жесткой связи с выходным валом. С одной стороны это преимущество – танк не заглохнет, даже если упрется в стену. С другой стороны динамика разгона несколько «резиновая».

В аутсайдерах Т-64БВ. Турбопоршневой двигатель пусть и в 700 л.с. очень малого объема явно страдает дефицитом крутящего момента, особенно на малых оборотах и плохо приспособлен к тому, что бы тягать 42,4-тонный танк. Даже установка 1000-сильного двигателя 6-ТД на Т-64БМ не дало ему преимущества в динамике и средней скорости перед Т-72Б.

Управление у всех трех танков устарелое – БКП давно вышли из моды . В тоже время модифицирование их с применением «робота» для переключения передач вполне может дать множество преимуществ перед обычным, съедающим мощность, сложным и дорогим «автоматом-гидротрансформатором» западных танков.

Двигатели . Пальму первенства делят ГТД-1000ТФ Т-80БВ и В-84-1 Т-72Б. За первым высокая мощность, плавность, низкий уровень шума и отличные пусковые характеристики. За вторым надежность и отличная тяга. Из недостатков: дороговизна и боязнь пыли газотурбинного двигателя Т-80БВ и сложность в монтаже/демонтаже дизеля Т-72Б.

Хуже всех – турбопоршневой 5-ТДФ танка Т-64БВ. Имеет хорошую габаритную мощность, но крайне капризный, нетяговитый, любящий «жрать» масло, ненадежный и склонный к перегреву двигатель. Его еще один плюс – относительно быстрая замена.

Ходовые . Лучшая у Т-80БВ и Т-72Б. Отдать первое место кому-то конкретно затруднительно. У Т-80БВ чуть по плавней ход, у Т-72Б лучшая защита борта за счет больших катков и лучше держит подрывы на минах. Обе отлично держат гусеницу. В обслуживании не напрягают.

На этом фоне ходовая Т-64БВ – жесть. Чем то напоминает ходовую танка КВ-1 «Призрак», но в отличии от последнего сделана гораздо хуже. Очень тонкие тарелочки опорных катков, которых даже не удосужились одеть в резину плохо распределяют давление на гусеницу. Маневрирование на тяжелых грунтах, а так же наезд краем гусеницы на высокое препятствие легко приводит к сбрасыванию гусеницы. При этом выворачивает надгусеничные полки со всем их содержимым и, если гусеница слетела вовнутрь, то может повредить элементы ходовой части.

Буксировать танк со слетевшей гусеницей проблематично. Опорные катки вязнут в земле. По жесткости ходовая примерно на уровне Т-72Б, но скрипит и лязгает при движении куда сильнее последнего.

Баллы выставляются по 10-ти бальной шкале . При этом высший 10-й бал присваивается в том случае, если какой-либо параметр соответствует наивысшему показателю в мировом танкостроении (например, броня лба Т-90М «Тагил» соответствует баллу «10», а броня лба Т-26 баллу «0»). Сразу оговорюсь, что танков даже самого последнего поколения, способных набрать более 200 балов еще не существует .

В итоге с небольшим отрывом от Т-80БВ лидирует Т-72Б . Он же является самым дешевым танком из троицы. Видимо не зря именно его базу выбрали для развития.

Историческая справка

Дальнейшее развитие танка Т-64А путем установки на него более совершенной системы управления огнем и стабилизатора вооружения, комплекса управляемого вооружения, улучшения защиты и пр.

Во исполнение приказа МОП СССР № 339 от 12.08.1973 года в ХКБМ был выполнен технический проект танка Т-64А-2М, оснащенного комплексом управляемого вооружения "Кобра" и новой системой управления огнём "Обь". Танк воплощал в себе всю совокупность наработанных танкостроителями новшеств, в том числе как по управляемому, так и по обычному артиллерийскому вооружению, был выпущен в 1973 г.

В танке Т-64Б нашли отражение принципиально новые конструктивные решения - впервые была разработана автоматическая система управления огнем с прицелом с лазерным дальнометром, баллистическим вычислителем с датчиками входной информации и комплекс управляемого вооружения (КУВ).

Партия опытных машин комплексом «Кобра» была выпущена в 1973 году, не дожидаясь окончания испытаний. На тот период комплекс был далек от совершенства - (пусков - 57, попаданий - 30, отказов - 14, промахов - 13). Не решен был вопрос пылеобразования при выстреле, которое препятствовало видению цели. Из-за проблем с комплексом сроки его производства откладывались, вместо изготовления в 1975 году 100 машин с «Коброй», запланировано сделать только 15. Т-64Б принят на вооружение постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 733-244 от 3.09.1976 года.

До работоспособного состояния комплекс доведен в 1977 году, когда началось его массовое производство для оснащения танка Т-64Б («объект 447А»).

В 1977 году уже отработанный на Т-64Б комплекс поступил на испытания в составе танка Т-80, и принят на вооружение для танка Т-80Б в 1978 году.

Предусматривался выпуск модификации Т-64Б без комплекса «Кобра» Т-64Б1, стоимость которого была на 18% ниже ракетного варианта, но на 40% превышала соответствующий показатель Т-64А, в основном из-за дорогостоящей системы управления огнем 1АЗЗ.

Расходы были оправданы, так как эффективность СУО 1А33 была в 1,6 раза выше, чем у Т-64А.

Компоновка танка Т-64Б аналогична принятой на Т-64.


В ходе серийного производства танки Т-64Б и Т-64Б-1 постоянно совершенствовались. Усиливалась броневая защита корпуса и башни танка. Модернизации подвергались вооружение, комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новыми усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки.

Вооружение

Основным вооружением танка Т-64Б является 125-мм гладкоствольная танковая пушка пусковая установка 2А46-2, с теплозащитным кожухом и эжекционной продувкой ствола. Она используется для ведения огня осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными и кумулятивными артиллерийскими снарядами, а также управляемыми ракетами. Боекомплект состоит из 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.

В конце 1979 года на части машин устанавливаются новая 125-мм танковая пушка 2А46М-1, новый стабилизатор вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУВ 9К112-1, модернизированный МЗ 6ЭЦ40-2С и новые сплошные резинометаллические экраны.

Из 36 выстрелов, составляющих боекомплект пушки, 28 выстре-лов размещены в конвейере МЗ, 7 — в отделении управления и 1 — в боевом отделении. В конвейере МЗ размещаются пушечные вы-стрелы всех типов и управляемые снаряды в любом соотношении. Вне конвейера находятся выстрелы только с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами.


В отделении управления 5 снарядов и 7 зарядов размещены в баке-стеллаже (рис. 13), а 2 снаряда расположены вертикально в гнездах около бака-стеллажа.

В боевом отделении один снаряд 1 вертикально раз-мещен на полу кормовой части кабины справа от загрузочного окна и один заряд 2, в специальном защитном чехле, закреплен вертикально на полу в правой передней части кабины.

На Т-64Б установлен новый механизм заряжания 6ЭЦ40, лотки которого приспособлены для укладки управляемого снаряда 9М112. Кроме того, в состав гидравлической системы МЗ введён гидропневмоаккумулятор и реечный силовой цилиндр, обеспечивающие стыковку головного и хвостового отсеков управляемого снаряда 9М112 при досылании его в камору танковой пушки. В блоке управления МЗ БУ-47 помимо цепей управления МЗ размещен усилитель горизонтального наведения электропривода ЗПУ 1ЭЦ40.

Вместимость конвейера 28 выстрелов. Продолжительность заряжания одного артиллерийского выстрела от 7,1 до 19,5 секунд при полном обороте конвейера МЗ. Боевая скорострельность - 8 выстр./мин. Полуавтоматическая загрузка конвейера артиллерийскими выстрелами осуществляется за 13-15 минут силами экипажа танка.

Система управления огнем 1АЗЗ, установленная в танках Т-64Б и Т-64Б1, предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемета по танкам и другим бронированным целям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ и др.) и по живой силе противника при стрельбе с места и с ходу, при скоростях до 30 км/ч, на дальностях действительного огня пушечного и пулемет-ного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций.


Система 1АЗЗ совместно с комплексом управляемого вооруже-ния 9К112-1, установленные в танке Т-64Б, обеспечивают стрельбу из пушки управляемыми снарядами. В состав системы управления огнем 1АЗЗ входит следующая ап-паратура:

  • прицел-дальномер 1Г42 с электроблоком;
  • танковый баллистический вычислитель 1В517 с датчиком входной информации;
  • блок разрешения выстрела 1Г43;
  • стабилизатор вооружения 2Э26М;
  • преобразователь напряжения ПТ-800 с регулятором частоты и напряжения РЧН-3/3;
  • датчик крена.

У наводчика имеется прицел-дальномер 1Г42 входящий в СУО 1А33. Прицел стабилизирован в двух плоскостях и имеет плавно изменяющееся увеличение х3,9…9, поле зрения 20 0 …8 0 24". Ночной прицел наводчика ТПН1-49-23 с ЭОП обеспечивает дальность распознавания целей ночью при работе в активном режиме с осветителем Л-4А до 1000 м. Увеличение прицела х5,3, поле зрения 6 0 .

Для наблюдения за полем боя у командира танка, наряду с однократными призменными приборами, установлен комбинированный (дневной-ночной) перископический бинокулярный прибор ТКН-3В с пятикратным увеличением дневной и 4,2 кратным увеличением ночной ветвей, работающий с осветителем инфракрасного излучения. Максимальная дальность распознавания целей до 400 м с осветителем ОУ-3ГКУ. Командир имеет возможность давать целеуказание наводчику обнаруженных целей.

Для стрельбы из зенитной пулеметной установки используется оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой, имеющий поле зрения пятьдесят градусов.

Комплекс управляемого вооружения 9К112-1, установленный в танке Т-64Б совместно с системой управления огнем 1АЗЗ, пред-назначен для обеспечения ведения эффективного огня из пушки управляемыми снарядами по танкам и другим бронированным це-лям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч. А также для стрельбы по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ) и др., с места и с ходу, при скоростях движения до 30 км/ч, на дальностях до 4000 м, при условии прямой видимости цели через прицел-даль-номер 1Г42.

Комплекс 9К112-1, установленный в танке Т-64Б, функциональ-но связан с системой управления огнем 1АЗЗ. В состав комплекса 9К112-1 входят:

  • снаряд типа 9М112;
  • блок цепей управления 9В387;
  • танковая аппаратура управления 9С461-1, состоящая из: пе-редающего устройства ГТН-2, блока формирования и контроля ко-манд ГТН-14, фотоприемника ЗГТН-25, блока управления и индикации ГТН-11, антенного блока ГТН-12, волноводной системы ГТН-9;
  • комплект преобразователя ПО-900 с регулятором РЧН 3/5;
  • элементы системы управления огнем 1АЗЗ, взаимодействую-щие с комплексом управляемого вооружения 9КП2-1.

Эксплуатация комплекса управляемого вооружения осуществ-ляется с помощью:

  • контрольно-проверочной машины 9В862 (для проверки сна-рядов типа 9М112);
  • контрольно-проверочной машины 9В863 (для проведения технического обслуживания (ТО) № 2 и агрегатного ремонта ап-паратуры комплекса 9КП2-1);
  • комплектов индивидуального и группового ЗИП.

Подготовку наводчиков обеспечивает тренажер 9Ф68М.
Комплекс 9К112-1 обеспечивает:

  • возможность одновременной стрельбы управляемыми снаря-дами в составе роты танков по близко расположенным целям, в том числе стрельбу из двух танков одновременно по одной и той же цели (при интервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 м) при работе радиолиний на различных литерных час-тотах и кодах;
  • стрельбу управляемыми снарядами в диапазоне углов вер-тикального наведения для режима стрельбы «Основной» от минус 7° до плюс 11° и при крене танка до 15°, а также стрельбу над вод-ной поверхностью;
  • возможность стрельбы по вертолетам на дальностях до 4000 м при наличии целеуказания (обнаружения) вертолета на дальности не менее 5000 м и при следующих параметрах движе-ния цели:
  • скорости до 300 км/ч; высоте до 500 м; «параметре» до 700 м.
  • Комплекс 9КП2-1 сохраняет свои характеристики в следую-щих условиях эксплуатации:
  • при температуре окружающего воздуха (в боевом отделе-нии танка) - от минус 40°С до плюс 50°С;
  • при относительной влажности - до 98% при температуре ок-ружающей среды до плюс 35°С;
  • при работе на высотах относительно уровня моря — до 3000 м.

Комплекс 9К112-1 обеспечивает стрельбу в трех режимах:

  • «Основной» — стрельба с углом возвышения пушки около 3°
  • относительно линии прицеливания и программным выведением сна-ряда на линию прицеливания после выстрела;
  • «Стрельба с превышением» (дополнительный режим) стрельба с углом возвышения пушки около 3° относительно линии прицеливания, полетом снаряда на высоте 3..5 м (с превышением) над линией прицеливания и выведением снаряда на линию при-целивания перед целью;
  • «Стрельба на дальность менее 1000 м или сокращенно «Д< 1000 м» (вспомогательный режим) -стрельба с углом воз-вышения пушки 40" относительно линии прицеливания. Для обеспечения захвата координатором бортового источника света снаряда при стрельбе в режиме «Основной» оптическая ось канала координатора в момент выстрела также поднята примерно на угол 3°. После выстрела (по сигналу «Сход») происходит про-граммное опускание оси координатора с одновременной подачей на снаряд программных радиокоманд для выведения снаряда на линию прицеливания. Согласование оптической оси канала коорди-натора с прицельной маркой и вывод снаряда на линию прицеливания заканчивается через 2,2 с после выстрела (на дальности 800—900 м). Дальнейший полет снаряда до цели происходит в полуавтоматическом режиме управления, как указано выше.

При стрельбе на пыльных грунтах с лессовым покрытием в су-мерки и ночью (с подсветкой цели) на дальностях 2000—4000 м используется режим «Стрельба с превышением».


Обязательным условием для стрель-бы в этом режиме является измерение дальности до цели с по-мощью прицела-дальномера перед выстрелом, при этом на даль-ностях до цели 1920…4155 м автоматически включается режим «Стрельба с превышением», в остальных случаях - режим «Основ-ной».

Работа комплекса в режиме «Стрельба с превышением» ана-логична работе в режиме «Основной». Отличие заключается в том, что через 1,05 с после сигнала «Сход» из блока баллистического вычислителя системы 1АЗЗ в блок ЗГТН-22 подается сигнал «Пре-вышение» для формирования дополни-тельной радиокоманды, приводящей к полету снаряда после выст-рела на высоте 3—5 м над линией прицеливания.

В установившем-ся режиме полета дополнительная радиокоманда компенсируется командой с контура полуавтоматического управления. Длитель-ность сигнала и команды зависят от замеренной дальности до цели. За 1,5—2,0 с (600—800 м) до достижения снарядом цели сигнал «Превышение» и дополнительная команда для полета снаряда с превышением снимаются, и снаряд плавно выводится на линию при-целивания.

При стрельбе управляемым снарядом на малых дальностях (до 1000 м) используется режим «Д<1000 м». При стрельбе в этом режиме оптическая ось канала координатора постоянно согласована с линией прицеливания. Так как выстрел производится с малым углом возвышения пушки, в данном режиме отсутствует программа автоматического выведения снаряда на линию прицеливания. Управление снарядом сразу же после выстрела осуществляется контуром полуавтоматического управления.

В 1979 г. в Гороховце были проведены с положительными результатами стрельбы в ночных условиях, а также испытания по применению «Кобры» против вертолетов. Удачные ночные пуски на дальность до 4 км обеспечивались использованием двух-трех 120-мм осветительных мин, выстреливаемых с интервалом 4—8 с.


«Кобры» могли успешно применяться и по воздушным целям, но для этого требовалось своевременное получение внешнего целеуказания. Так, для поражения на удалении 4 км вертолета, летящего со скоростью до 300 км/ч на высоте до 500 м, соответствующее целеуказание должно было поступить уже при его приближении на дистанцию 5 км.

Велось конструирование варианта 9М112М2 с боевой частью с бронепробиваемостью, увеличенной на 40% по сравнению с исходным образцом. Летная отработка этой ракеты проходила в 1983 г. Еще через пару лет была создана ракета, получившая к тому времени наименование 9М124.

Ее бронепробиваемостъ в 1,8 раза превышала соответствующий показатель первой принятой на вооружение «Кобры». В 1984 г. началась разработка для комплекса «Кобра» («Агона») ракеты 9М128. В 1985 г. был подготовлен технический проект, разработана техническая документация, а через год комплекс поступил на государственные испытания. После их успешного завершения ракета, впервые в отечественном ракетостроении оснащенная тандемной боевой частью была принята на вооружение в 1988 г.

Помимо двукратного превосходства по дальности ведения огня и многократного — по вероятности попадания в цель комплекс «Кобра» обладал еще рядом преимуществ по сравнению с неуправляемым вооружением танка. Ракета превосходила все неуправляемые противотанковые снаряды того времени по бронепробиваемости. Кроме того, пуск ракеты производился достаточно скрытно. Несмотря на все упомянутые проблемы с пылеобразованием, существенно притормозившие процесс создания «Кобры», из-за малой величины вышибного заряда демаскирующий эффект при пуске ракеты был мизерным в сравнении с выстрелом обычным снарядом.

Защита

В 1975 году на вооружение была принята башня Т-64А с корундовым наполнителем разработанная ВНИИТМ. Технология отливки башен с керамическим наполнителем была отрабо-тана в результате совместной работы ВНИИ-100, харьковского завода №75, Южно-Уральского за-вода радиокерамики.

В последствии броневая защита Харьковских танков совершенствовалась, в том числе и по направлению применения более совершенных материалов преград, так с конца 70-х на Т-64Б применялись стали типа БТК-1Ш изготовленные путем электрошлакового переплава. В среднем стойкость равнотолщинного листа полученная ЭШП на 10…15% больше броневых сталей повышенной твердости. В ходе серийного производства до 1987-го года совершенствовалась и башня.

Башня с корундовыми шарами. Габарит лобовой защиты 400…475 мм. Корма башни -70 мм.


Корпус танка Т-64А сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68 градусов. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имеются продольные и поперечные выштамповки. Башня литая, с приваренной крышей и донным листом.

Для маскировки используется камуфлирующая окраска, термодымовая аппаратура и система 902Б «Туча-1», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат 3Д6 и пульт управления системой пуска дымовых гранат, система устанавливается на танках с 1979 года. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки. Пульт управления расположен внутри на левой стенке башни у наводчика. В танке имеется автоматическое противопожарное оборудование, он оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.

Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни, от кумулятивных боеприпасов, достигнуто за счет применения навесной динамической защиты, которую начали устанавливать на Т-64Б в 1984 году.

С июня 1982 г. по январь 1983 г. в ходе выполнения ОКР «Контакт-1» под руководством Д.А. Рототаева (НИИ Стали) проводилась работа по установке динамической защиты (ДЗ) на отечественные танки. Стоит напомнить, что ДЗ была разработана в СССР в начале 50-х годов, но по ряду причин на танки не устанавливалась. Подобнее эти вопросы рассмотрены в статье про динамическую защиту.

Комплект состоит из 265 контейнеров (Т-64БВ), внутри каждого из которых под углом друг к другу расположены два плоских элемента, содержащие взрывчатое вещество. На башне установлено восемьдесят, на корпусе - девяносто девять контейнеров.


Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на танках Т-64БВ и Т-64БВ-1 стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приёмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На башне, лобовом и бортовых листах корпуса и надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления динамической защиты. Боевая масса танка возросла до 42,5 тон. В связи с установкой динамической защиты пусковые установки системы 902Б "Туча-2" были перенесены с лобовой части башни на её левый борт и сгруппированы на двух кронштейнах по четыре пусковых установки. Несколько изменилась укладка ящиков с аппаратами АТ-1: два ящика с левого борта башни установлены по бокам на ящике ЗИП на корме башни.

Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни, от кумулятивных и бронебойных подкалиберных боеприпасов, достигнуто за счет применения встроенной динамической защиты. Была изготовлена небольшая партия таких танков, сейчас совершенствование бронезащиты Т-64Б связано с установкой модулей динамической защиты «Нож».

Установка ДЗ и дополнительного бронирования на башню Т-64Б.

Характеристики подвижности

Двигатель 5ТДФ устанавливаемый Т-64Б аналогичен установленному на Т-64А. В ходе серийного производства танка производилось постоянное совершенствование танка и повышение его надежности. Гарантийный срок работы 5ТДФ с 01.01.74 г. - 400 ч, а с 01.01.76 г.-500 ч .

Ходовая часть

Ходовая часть Т-64Б аналогична применяемой на танке Т-64А. Подробнее про ходовую часть Т-64А и Т-64Б - Ходовая часть танка Т-64 и Т-72: СРАВНЕНИЕ.

Надежность и резервы роста по массе ходовой части танка Т-64 полностью опровергли домыслы скептиков, это доказывает как современный танк «Булат » - последняя модернизация Т-64Б, так и производившиеся в начале 80-х танки Т-64Б с двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-64Б

Полная масса

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

17,9

Двигатель 5ТДФ

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,86

Температурный режим работы

°С

40…+55

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9225

корпуса

мм

6540

Ширина танка

по гусенице

мм

3270

по съемным защитным экранам

мм

3415

высота по крыше башни

мм

2170

длина опорной поверхности

мм

4242

дорожный просвет

мм

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

35…45

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

50…60,5

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

1270 + 370

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Документальный фильм (ВНИИТМ) - Производство среднего танка Т-64А


Использованы материалы:

Техническое описание и инструкция по эксплуатации - М. 1984 г.


Фото и комментарии Сергей (interest68 )


1-4 - Т-64БВ, образца 1985 года, общий вид и детали ВЛД корпуса, обратите внимание на отличия от ВЛД Т-64Б, модернизируемых до уровня Т-64БВ.

1 - Башня Т-64БВ, контейнеры комплекса навесной динамической защиты не установлены.

2 - Прожектор Л-4 находится с левой стороны. На бронеколпаке прицела 1Г42 отсутствует козырек.

Прожектор с левой стороны был также и у первых Т-80.
3 - Прибор ночного видения наводчика.

4 - Бонки крепления ящиков изолирующих противогазов АТ-1, перед креплениями дымовых гранатометов.

1 - Башня Т-64 БВ, вид спереди

2 - Башня Т-64 БВ, кормовая часть башни, виден бронированный колпак нагнетателя системы ПАЗ

3, 4 - Расположение "надбоя". Сверху находится датчик бокового ветра.

1 - Рядом с датчиком ветра отверстие для установки антенного ввода. Три прямоугольных пластины с отверстиями кронштейны крепления ящика ЗИП. Видны ленты крепления труб ОПВТ.
2-Люк наводчика. По центру лючек для воздухопитающий трубы ОПВТ.
3 - ПЗУ, осветитель ночной ветви прибора наблюдения командира танка снят.

4 - Командирский люк и ПЗУ.


1 - Сбоку на башне установлен кронштейн под патронную коробку зенитного пулемета НСВТ.
2 - Колпак нагнетателя. Рядом с башней трубка, на которую надет шланг, соединяющая наружный бак с топливной системой.
3, 4 - «Надбой» на подбашенном листе. Заправочная горловина передней группы открыта, перед ней наружная пробка над топливомером, рядом трубка, соединяющая наружный топливный бак с топливной системой. Лючок, прикрученный двумя болтами, над отверстием в броневом листе через которое выводятся шланги противоминного трала, между ним и люком механика водителя установлен воздухозаборник прибора радиационной и химической разведки ГО-27.
5 - Люк механика водителя. Перед люком два болта крепления щитка со стеклом механика водителя для езды по «походному», между ними штырь крепления кронштейна ТВН для езды в «походном» положении.




1- Крыша МТО. Труба, связывающая выхлопную трубу с дополнительным масляным баком, через бак идет труба, по которой выходят горячие выхлопные газы и подогревают масло зимой, летом труба с крыши снимается и на ее место устанавливается заглушка. Рядом лючок, который крепится на 6 болтов, под ним находится основная выхлопная труба (от температуры даже краска обгорела) в которой находится заслонка. Для того, что бы охлаждалась машина необходимо эту заслонку закрыть, тогда выхлопные газы попадают, а эжектор о протягивают холодный воздух через радиаторы, а что бы машину нагреть заслонка открывается и выхлопные газы выходят напрямую. Слева наружная пробка над заправочной горловиной трансмиссионного бака. Внизу тяги и стопор механизма облегчающего подъем крыши, они связаны с торсионом. В этом месте на полке крепится дополнительный масляный бак.

2 - Большой лючок над расширительным бачком системы охлаждения, на нем наружная пробка под которой находится заправочная горловина бачка, рядом лючок для доступа к паровоздушному клапану. Рядом (овальная сетка) это отверстия подвода воздуха для охлаждения компрессора (на Т-80УД он уже водяного охлаждения). Щиток с сеткой над радиаторами на нем же наружная пробка заправочной горловины водяного радиатора. Справа сетки забора воздуха в воздухоочиститель, вдоль нее установлен пылеотбойный щиток из резины.
3 - Около башни две пробки - одна над заправочной горловиной задней группы баков, вторая над топливомером. Рядом слева клапан выброса воды кормовой помпы и трубка, связывающая наружный топливный бак с системой. Справа возле сетки воздухоочистителя пробка масляного бака двигателя.

4 - С левой стороны рядом с отверстием болта крепления крыши, скоба, приваренная горизонтально - это задняя постель укладки лома (лом специально установлен на крыше МТО, что бы был всегда под рукой ведь крышу можно поднять только с помощью лома, даже при наличии торсионов). За петлей для подъема краном, лючок, закрепленный на два болта, под ним находится кран сброса конденсата из влагомаслоотделителя. Рядом приварены «рога» крепления коуша буксирного троса. За платиком КМТ, на вертикальной стенки крыши наклонно приварен кусок трубы это как раз место, куда вставляется лом для подъема крыши. На верхнем срезе крыши приварены два прямоугольника, в них еще вкручены болты, - это постели для установки кронштейна под 200 литровую бочку. В кормовой части козырек выброса пыли из циклонов воздухоочистителя

1 - Вид на ведущие колесо и картер БКП. На переедем плане отбойник, изготовленной из толстостенной трубы. Это характерная деталь машин Харьковского завода - как для Т-64, так и для Т-80УД

2 - Вид на ходовую часть Т-64БВ