Миф о происхождении рун. От слова к слову

Вчера мне пришло озаренное понимание выражения «проклят всяк висящий на древе», это случилось, когда я размышляла о людях, привязанных к материальной жизни. Древо и является символом материализма, а висеть на нем, значит быть привязанным к нему, зависеть от него и поклоняться ему.
Не каждый признает себя «висящим на древе», но желание обладать материальными богатствами, ставить обладание ими выше духовного общения с Владыками это и есть показатель такой привязанности.
«Висеть на древе», аналогично пониманию «быть распятым на кресте». Ибо вывешивание трупа на дерево, как и распятие, выражает особо тяжелое проклятие и презрение. Под проклятием понимается лишение благословения и осуждение на бедствия.
В Учениях Вознесенных Владык, как и в христианстве и других религиях, распятие имеет двойственный характер, который выражает с одной стороны спасение, а с другой стороны являет смерть.
Физическое распятие на кресте по свидетельству Цицерона было «чрезвычайно жестокой и ужасной казнью». Пригвождение гвоздями казнимого причиняло ему острую боль. Подвешенный на кресте человек был мучим жаждой, испытывал сильные головные боли, которые усугублялись высокой температурой и острым чувством страха. Казнимый глотал воздух в приступах удушья, борясь с ним, пытался выпрямиться, опираясь на гвоздь, проходящий сквозь ступни. Все это причиняло нестерпимую боль и страдания. Тело умирающего импульсивно опускалось и поднималось, когда он глотал воздух и в результате в грудной клетке и брюшной полости скапливалась жидкость. (Когда «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, тотчас истекла кровь и вода»). Такая мучительная смерть на кресте была проклятием, ибо наступала медленно, лишь через несколько дней с момента казни.
Иисус Христос был безгрешен и все таки церковниками был предан на распятие. Эта постыдная и ужасающая смерть Иисуса в присутствии множества людей, является неопровержимым историческим фактом (ср. Ин 19:35)(2), и имеет глубокий смысл. По Божьей воле крест, изощренное орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.
Иисус сознательно выбрал крестный путь, категорически отказавшись от царства - без Бога и без креста. Распятие на кресте было завершением его миссии. Он принес себя в жертву на Голгофе.
Когда я была в Израиле и поднималась на место, где был распят Христос, то слышала пронзающий крик Матери Марии, который слышен до сих пор, полный горя и отчаяния. Этот крик Матери обращенный к нашим сердцам, взывает к нашей памяти о великой жертве ее сына. Ибо если мы не откликнемся и не обратимся к Богу, то смерть Иисуса Христа будет напрасной.
В основании всего Космоса положен закон Великой Жертвы. В высшем понимании этого слова этот закон выражает принцип даяния и отдачи в радостном служении во имя высшего Блага. Служение Богу всегда считалось почетной привилегией, на которую призывают или которую выбирают добровольно. Иисус был рожден для исполнения миссии во исполнения пророчества, чтобы свидетельствовать об истине. Он был Сыном Бога, творящим Словом, через Которое все «начало быть», но тем не менее на время своей земной жизни, ради спасения людей, Иисус Христос отказался от Своей божественной сущности. С вочеловечением (воплощением) Он утерял свое бессмертие и смиренно начал свой путь Спасителя мира. Теперь весь смысл Его жизни был заключен в исполнении цели, поставленной перед Ним: устранить отчужденность человека от Бога, возникшую в результате отпада от Творца, по причине греха. Иисус являет собой истинный пример отношения человека к Богу. Он есть Первый, Первородный, «образ ипостаси Божьей»(Евр 1:6,3). Он не запятнан грехом и Его отличают совершенное послушание и абсолютная преданность Своему Отцу. Он пришел примирить в Себе Бога и человека, чтобы люди могли через Него вновь прийти к Отцу. (2)
Распятый, Иисус Христос восторжествовал на кресте, совершив вознесение. «Совершилось» - этим словом была подведена черта под Его делом (Ин 19:30). Исполнив дело, которое повелел Ему Отец, Он получил безграничную власть на небе и на земле. Господь в вознесенном состоянии имеет возможность присутствовать на земле повсюду и руководить верующими посредством Святого Духа. Христос не может существовать на земле без Своего «тела», посему телом Христа является Его Церковь, все те, кто веруют в Него и следуют Его путем.
Иисус Христос принес в мир учение о примирении с Богом. Примирение Бога и человека заключается, прежде всего, в покаянии грехов, в обращении к Господу. Бог желает, чтобы грешник «обратился от путей своих и был жив» (Иез 18:23). Обращение не возможно без веры и надежды, которые основаны на жертвенной смерти Иисуса Христа.(1)
«Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Гал 3:14). Выражение «проклят всяк, висящий на древе» имеет прямой, а также иносказательный смысл. Само физическое распятие, приносящее столь ужасные муки и страдания, было сущим проклятием для того, кого казнили. И это проклятие, прежде всего, выражалось в отлучении от Бога и Его благословений, состраданий и милости. Точно также человек, которым управляют похоть и алчность приговаривает своего Христа к мукам и страданиям, отрезая его от Божьего истока.
Размышляя о том, что такое ад, я пришла к выводу, что адом можно назвать то, состояние при котором человек не может найти внутренней гармонии и связи с Богом, когда неудовлетворенность и неуемные желания разрывают его на части, лишая целостности, света Бога, а ненасытность его эгоизма, не дает покоя. Ад - состояние ума в котором нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», это мертвое сознание, где не славят Господа. Это тьма, эфемерность и полу-жизнь. Царство мертвых, тех «кто висит на древе», распяв Христа в себе.
Бог ставит человека перед выбором между жизнью и смертью. Мертвым в Библии называют все то, что не способно отвечать, реагировать и действовать в соответствии с волей Бога, Его любовью и мудростью.
Кто верою принимает жертву Христа, тот распят вместе с Христом, ибо оправдание пред Богом лежит не через исполнение Закона, а через обращение к Нему. «… Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24), а те которые продолжают жить материалистичностью, «снова распинают в себе Сына Божия» (Евр 6:6) и посему они имеют Божье проклятие.
Проклятие Бога заключается в лишении благословения. Так Бог проклял змея, соблазнившего Еву, и Каина, убившего брата, а также Бог обещал Аврааму проклясть людей, «злословящих его».
В наши дни некоторые люди по своему невежеству поддерживают тех, кто возводит хулу на Вознесенных Владык и Возлюбленного Эль Морию, который и является нашим духовным отцом, Авраамом. Такое их отношение к великому Мастеру несет им проклятие от Бога. Кроме того, верующие должны помнить, что согласно учениям Христа, христианину не должно проклинать ни себя, ни других. (Мф 5:44; Рим 12:14; Иак 3:10)
Символ распятия на кресте, говорит также о рабстве. Римских граждан запрещалось казнить путем распятия, оно применялась только к рабам и преступникам из низших сословий. Падший человек является рабом греха и рабом страха смерти и тления, пока не станет рабом Бога и праведности. Моисей принес «завет от горы Синайской, рождающей в рабство» (Гал 4:24) от Закона. Христос же делает людей истинно свободными. Во Христе нет больше рабов, есть только сыны Бога. Распятие Иисуса Христа было жертвой, которой Он выкупил их из рабства. Но это не значит, что все уже освободились, это значит появилась возможность сделать это!
В чем же суть распятия?
Крест может рассматриваться как символ философской смерти, и мистерии не могут достичь своей цели до тех пор пока они не заставят каждого неофита победно пройти испытание страданием, смертью и воскрешением. Вся жизнь Иисуса Христа и Его распятие содержат в себе ключи к освобождению. Своей жизнью и смертью он навсегда вписал в историю земли одержанную Им Бого-победу.
«Поэтому поймите, что страдания распятия обладают намного большим смыслом, который заключается во вхождении Сына Божьего через космический крест белого огня и его центр в живое сердце самого ГОСПОДА Бога. Когда встречаются небеса и Земля, Альфа и Омега, для всех открывается дверь к воскресению и жизни.
Вы куплены дорогою ценою- не только одного каузального тела, но каузальных тел многих Вознесенных Владык, прошедших посвящение космического креста белого огня, пригвожденных ко кресту и в этом положении испытавших обмен, космический взаимообмен, в результате которого была отдана меньшая жизнь ради нисходящей большей и Великой Жизни, и отданная меньшая жизнь гибла.
Бог запланировал для вас это посвящение, и все ступени этого посвящения воистину объяснены в учениях, продиктованных нами – собранием святых, облаченных в белое. Изучайте и слушайте их. Ибо благодаря изреченному Слову, изреченному во внутренее ухо, вы можете услышать диктовки прошлых годов, высвобожденные через Посланника Марка, таким образом ощутив сегодня звук, записанный в вас на нитях света, тонких волосках, в каждой клетке и атоме. Вот что означает «Вложу закон мой во внутренность их». (3)

Антонида Бердникова
5 августа 2011 г.
Литература:
1. Мэнли П.Холл «Энциклопедическое изложение….»
2. «Библейская энциклопедия Брокгауза» Ф.Ринекер, Г.Маейр
3. Диктовка Эль Мории от 5 апреля 1987 года

Лист висел на дереве, выставляя напоказ под солнцем зеленый цвет своего тела. Люди смотрели на него из окна своего мира, и он представал их только такими:. освещенными солнцем, яркими и радующимися жизни. Из окна своего мира люди смотрели на него так, как им нужно был смотреть. Лист висел на дереве, и многие считали, что если на лист светит солнце, это значит,что листьям больше ничего не надо. Солнце любят все - а как иначе?

Листья освещались солнцем, а когда оно зайдет, им нужно просто лишний раз перетерпеть, зная свое место на дереве- иного пути у него нет.

Один из листьев висел так, что солнечный свет на него не попадал. Понятное дело, что он был изгоем, ведь на лист должен светить солнечный свет- никак иначе. Этот лист упал раньше других не в октябре, как было положено, принято и надо, а летом - какое хамство, какая наглость!

Он лежал вне дерева, на земле под ним. Однако, это был поразительный факт- он остался зеленым и пышным, именно благодаря нему сохранилось представление о том, что на этом дереве были листья спустя миллионы лет, в нашу эры- так как лист изгой окаменел и поведал другим о необычном дереве.

Лист-изгой, прежде чем окаменеть, проплыл небольшое расстояние по горной реке, которая заметно берегла его. Это было чудо, но лист-изгой абсолютно не распался и не раскрошился. Вскоре вода замерзла, а лист -изгой, попав в окаменелости, остался там навсегда. Время не дало ему распасться, время его сохранило.

Дерево стало желтеть и разрушаться, а лист-изгой оставался в окаменелостях таким же зеленым и пышным, как и прежде. Иные листья понимали, что давно настало их время, что им пора упасть и освободить место другим листьям. Лист-изгой уже лежал на земле: ему не нужно было никуда падать, он лежал во льдах на дне горного водоема, напоминая о том, как выглядели другие листья до того, когда им было уже пора уйти навсегда.

Наконец, с дерева упали все листья, а лист-изгой все еще был там, на дне ледяной горной реки, и у него еще было былое великолепие, что не скажешь при другие листья. Через несколько десятков лет дерево полностью высохло, а лист-изгой до сих пор лежал на дне той самой горной реки...

Время не было подвластно лист-изгою. Почему он упал? Почему не какой-то другой лист, ведь листьев очень много. Возможно, природа наказала его за то, что слишком много требовал. Все таки каждый должен знать свое место, а он хотел от жизни слишком многого. Умерев в молодом возрасте, если можно так выразиться, он обеспечил себе бессмертие. Он обеспечил себе вечное ледяное бессмертие...

Итак, дерево стояло на горе, а он упал вниз, в полузамерзший водоем, где и остался, в то время как другие, правильные листья, на которых светило солнце, пожелтели, упали, распались.

Но до этого они были засраны каким-то динозавром.

Руны – являются ключевыми оккультными знаками практически для всей северной эзотерической и магической традиции. Но как они появились? Откуда они пришли? Почему в них содержится неисчерпаемая мудрость и сила?

Бог Один и руны

Происхождение рун с Одином. Имя Один происходит от старонорвежского существительного «од », что значит - «ветер» или «всепроникающий дух», а окончание от глагола «ходить».

Один – уникальный бог, он не просто верховное божество, он - бог-шаман.

Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках него жезл, на котором вырезаны руны. Его сопровождает волк и два ворона, и сидящие у него на плече - Хугин и Мунин.

Одину приписывается огромное количество деяний, как воинских, так и магических. В «Саге об Инглинах» говориться, что Один умел менять свое обличье, умел говорить так красиво и гладко, что всем, кто слышал его речи, они казались правдой. Когда его тело лежало, как будто он спал или умер, на самом деле он в облике птицы или зверя в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам. Он мог одним лишь словом потушить огонь или утихомирить море, повернуть ветер в нужную ему сторону, а иногда даже мог вызвать мертвеца из могилы. Кроме того, он мог предсказывать события, насылать на людей несчастья или отнимать у них ум и силу. Ему было все известно о кладах, спрятанных в земле. По его велению перед ним открывались курганы.

Легенды также утверждают, что он мог сделать так, что в бою его противники становились слепыми и глухими, а их оружие не наносило воинам Одина никакого ущерба. Но самым великим искусством, которым владел Один были, безусловно, руны.

Как Один получил руны

Согласно мифам, чтобы получить руны Один совершил шаманский подвиг - добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун. В «Речах Высокого» этот подвиг описывается так:

Знаю, висел я,

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем.

Посвященный Одину,

В жертву себе же,

На дереве том.

Чьи корни сокрыты

В недрах неведомых

Никто не питал. Никто не поил меня,

Взирая на землю,

Поднял я руны,

Стеная их поднял, -

И с дерева рухнул.

Символы шаманского подвига Одина

В чем же заключается символ этого шаманского опыта? Во-первых, следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. Ясень известен в скандинавской традиции, как символ Иггдрасиля - Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы» мы читаем:

Ясень я знаю

По имени Иггдрасиль,

Древо, омытое

Влагою мутной;

Росы с него

На долы нисходят;

Над источником Урд

Зеленеет он вечно.

Мировое Древо мы встречаем во всех шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Именно вдоль дерева шаманы совершали свои путешествия в иные миры, перемещаясь между ними и различными планами Бытия. Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно символизирует Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы - Небо, Землю и Ад.

Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя на всех планах Бытия, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. Именно обретение целостности - является суть Просветления, Божественного Преображения.

Что же касается собственно перевернутого положения Одина во время его шаманского опыта, то здесь к месту будет вспомнить, что многие традиции (например, Тантра) утверждают, что с эзотерической точки зрения, человек является перевернутым существом, то есть мы «растем» не из земли, а от Божественного Источника, символом, которого является Небо. Поэтому правильнее было бы говорить, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, было обращен к корням, которые символизируют подсознательное, темную, «животную» сторону человеческого существа. Это символизирует работу с собственными «монстрами», со своей хтонической природой, образно говоря, один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей личности, чтобы выйти оттуда обновленными. Данный архетип духовного преображения, связанный с нисхождением в «ад» присущ всем мистическим системам без исключения, начиная с шаманской традиции и заканчивая христианской.

Временной отрезок в девять дней, так же не случаен, поскольку для Северной мистической традиции число девять является священным и связано с девятью мирами Скандинавской космологии.

Итак, шаманский опыт Одина следует рассматривать как акт самопожертвования, отказ от собственного эго во имя познания Истины и постижения великой мудрости. Кеннет Медоуз писал: «Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я»» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновение - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун» .

Некоторая путаница происходит из-за того, что рунный устав - начертание символов - отождествляется с самими рунами. На самом деле руны являются процессом, с помощью которого раскрывается фундаментальный потенциал всех вещей. Позвольте мне повторить:
Руны являются процессом, с помощью которого передается и раскрывается фундаментальный потенциал природы.
Поэтому рунические шаманы относились к рунам как к сосудам - хранилищам и переносчикам скрытого потенциала. Знание рун и рунных сочетаний предоставляло им доступ к невидимым реальностям, к другим уровням бытия.
Давайте разберемся, что такое потенциал. Потенциал можно определить как силу или энергию, способную проявиться, но еще не пришедшую в движение. Другими словами, это способность проявить нечто изначально присущее через акт высвобождения. Это приводит нас к дальнейшему пониманию истинной природы рунного устава.
Рунный устав - это энергетическая схема, изначально заложенная в природе и в нас самих.
Каждый устав содержит потенциальные качества, которые, будучи высвобожденными, действуют осмысленно и производят изменения в материальном мире. Поэтому руны когда-то ассоциировались с божественными сущностями - они действуют «богоподобным» или «чудесным» образом.
Следовательно, рунный устав может рассматриваться как обозначение потенциала, который он представляет.
Истинные рунические звуки известны лишь немногим, и это знание сейчас почти исчезло в результате религиозных преследовании, политических и социальных изменений в структуре общества. Эти звуки или «шепоты» являются комбинациями, действующими на всех уровнях бытия; они воспроизводятся человеческим голосом лишь после специальной тренировки. Каждая руна рассматривалась как обозначение определенной мелодии в процессе действия природных сил, а также как качество Души, поскольку такие же процессы действуют в нас на духовном уровне.
Поскольку руны содержат потенциал естественных процессов, и вместе с тем обозначают качества Души, их можно рассматривать в экологическом аспекте. Они действуют благотворно как для практических, так и для духовных целей, если относиться к ним заботливо и с уважением. Зловещие образы, ассоциируемые с рунами, были выдуманы священниками, чтобы отпугивать людей от альтернативной формы духовного развития. Запретив их использование, люди отгородились от древней мудрости, присущей их предкам. В наше время беспорядочные и неверные представления о рунах насаждаются писателями мистического жанра и постановщиками «фильмов ужасов».
Но на самом деле руны были открыты в Любви, как дар человечеству и благословение для всего нашего рода.

Глава 2. Происхождение рун

Некоторые историки утверждают, что руны зародились в тевтонских племенах Северной Европы в V в. до н. э. Другие придерживаются мнения, что скандинавские готы адаптировали греческий рукописный шрифт во время своего контакта с эллинской культурой примерно во II в. н. э. Третьи предполагают, что руны возникли гораздо позже, в Северной Италии, и ведут происхождение от латинского алфавита. Существует мнение, что они были придуманы викингами в VIII в. н. э. Но хотя в вопросе происхождения рунической письменности взгляды ученых расходятся, большинство согласны с тем, что руны использовались языческими племенами на огромном пространстве Северной Европы. Многие из этих племен были потомками тевтонских народов, чья мифология и теология наиболее полно выражены в поздних текстах, известных как «Эдды». Эти слабо связанные между собой поэмы, песни и тексты были собраны воедино в Codex Regius (Королевском Манускрипте), названном так потому, что он хранился в Королевской библиотеке Копенгагена до 1971 г., а затем был возвращен на родину, в Исландию. Этот манускрипт XIII в. Был составлен более чем через 200 лет после обращения Исландии в христианство.
То, что сегодня известно как «Старшая Эдда», является сборником песен и поэм викингов, населявших Исландию в VIII в. н. э., составленным христианским монахом Саймундом. «Младшая Эдда», или «Прозаическая Эдда», была написана гораздо позднее исландским историком Снорри Стурулсоном (1179–1241). Хотя в его летописи есть описания рун, там не объясняется, как пользоваться ими и какая сила заложена в них. Некоторые современные исследователи рун, относящиеся к этим текстам как к Священному Писанию, по-видимому, не осознают, что автор не задавался целью создать представительный научный труд о рунах. Стурулсон сам был поэтом и, по существу, лишь составил антологию для своих товарищей-поэтов, как справедливо отмечает профессор Р. Л. Пэйдж из Кембриджского университета в своей книге «Норвежские мифы». Анализируя некоторые тексты, профессор Пейдж задает вопрос: являются ли они подлинными произведениями норвежской мифологии или же насмешкой над божествами, презираемыми христианской религией. Не приходится сомневаться в том, что оба сборника испытали значительное влияние христианства, а следовательно, не могут полно и объективно отражать ранние языческие представления. Старшая и Младшая «Эдды» были попытками сохранить на бумаге живое слово древних поэтов, запечатлевших в аллегорической форме вечную борьбу между благотворными силами природы и враждебными силами Хаоса. Возможно, не все понимают, что описанные в этих текстах события имеют отношение не столько к происхождению, сколько к повторному открытию рун, сравнимому лишь с «рунным возрождением» наших дней.
Это открытие было тем более важным, что, согласно устной традиции, руны имеют значительно более долгую историю, чем предполагается в современных научных трудах.
В культуре викингов, процветавшей с VI по XII в. н. э., обширно использовались руны. Слово «викинг» переводится как «путешественник» или «первопроходец». Этот скандинавский народ прославился исследованием огромных участков материковых водных путей и дальними морскими путешествиями на парусных галерах или дракка-рах, весьма совершенных судах для того времени. Шаманы часто сопровождали викингов в их странствиях, распространяя знание о рунах, мифы и легенды об их происхождении. Миф - это попытка объяснить в аллегорической форме, как зародилась и развивалась жизнь на нашей планете, как события прошлых эпох повлияли на человечество. Неграмотные люди запоминали мифы и передавали их в устной традиции от поколения к поколению.
Мифология является ненаучным способом объяснения происхождения Вселенной и взаимосвязи между фундаментальными силами природы. Миф выражает в поэтической или повествовательной форме некие основные принципы, а не буквальную истину и, таким образом, обращается скорее к интуиции, чем к здравому смыслу, и стимулирует чувства, а не рассудок. Разница между мифом и легендой заключается в том, что мифы, как правило, повествуют о необычной реальности, в то время как в легендах идет речь о человеческой деятельности в условиях обычной реальности. Возможно, мифы являются частью расовой памяти предыдущей цивилизации и представлены в форме, доступной для потомков тех, кто выжил во всемирной экологической катастрофе. В самом деле: Священное Писание также содержит упоминания о доисторической цивилизации, уничтоженной в результате экологического бедствия. Примером может служить ветхозаветное предание о Ноевом ковчеге.
В мифах Старшей и Младшей «Эдды» руны представлены не как человеческое изобретение, а как нечто уже существующее, ожидающее лишь открытия и высвобождения. Остается неясным, получил ли их Один в божественном облике, или в облике человека, впоследствии обожествленного за свои заслуги. Однако это не влияет на важность самого открытия и на его значение для людей.
В поэме «Хавамал» (название означает «Песнь Высокого») из «Старшей Эдды» повествуется о том, как Один, в попытке совершить нечто ценное для людей, добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к дереву собственным копьем. В результате он потерял глаз, но обрел руны, которые были открыты ему как дар человечеству из необычной реальности шаманского опыта. Руны предоставляли средство получения знаний о тайных силах природы и процессах, лежащих в основе бытия. Они расширяли восприятие за пределы физических чувств, позволяя «видеть» Духа внутренним зрением и «слышать» неслышимое. Трансформация личности стала возможной, поскольку руны сами по себе являются великой преобразующей силой.
Нижеследующий поэтический отрывок о переживаниях О дина взят из «Поэтической Эдды» (ок. 1200 г. н. э.), в переводе со старонорвежского:



Вися на этом высоком древе,
Болтаясь там девять долгих ночей,
Раненный собственным клинком,
Окровавленный ради Одина,
Сам себе принесенный в жертву,
Пригвожденный к древу,
Чьи корни уходят в неведомое.
Никто не давал мне хлеба,
Никто не давал мне питья,
Я смотрел в глубочайшие бездны,
Пока не выследил Руны.
С криком победным схватил я их,
Потом все окутала тьма.
Благо добыл я для всех,
И мудрость тоже.
От слова к слову,
Я был приведен к Слову,
От деяния к иному деянию.
Почему Один висел на дереве вниз головой? Этот вопрос, как правило, игнорируется теми, кто пишет книги о рунах, однако своим жестом Один явно пытался передать некое важное знание.
Легенда об Одине, висящем на дереве, имеет сходство с историей распятия в Новом завете. Христианство было приемлемым для северных народов во многом потому, что крестные муки Иисуса напоминали им страдания Одина, пригвожденного копьем к дереву. Но с тем отличием, что Один висел вниз головой!
Такой выбор может рассматриваться как сознательный акт мученика, готового пожертвовать жизнью ради достижения истины, как готовность отказаться от своего «эго», чтобы обрести мудрость и понимание. Взгляд Одина, висевшего на дереве, был обращен к корням. Это можно интерпретировать как провидение глубин Подсознательного, где заложен потенциал всех явлений, или как переход от внешней активности физического существования к покою и обновлению, предшествующим возрождению. Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновения - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун. Но оно могло означать и нечто большее.
Хотя между людьми и деревьями существует определенное сродство, их функции и характеристики противоположны. К примеру, листья деревьев поглощают углекислый газ из атмосферы и выделяют кислород. Человек, напротив, дышит кислородом и выделяет углекислый газ. Корни деревьев находятся в земле, а их репродуктивная система - цветы и плоды - расположена на вершине ствола. Репродуктивные органы человека находятся в основании его туловища, а «стебель» и «корни» - в голове, поскольку, хотя питание для физического тела исходит от Земли, источник жизни находится во Вселенной. Центр разума человека расположен в его голове, и через этот центр реализуется развитие личности. Мичо Куши в своей «Книге о макробиотике» пишет так: «Было бы более точно утверждать, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле».
Таким образом, Один через свой шаманский опыт демонстрирует, что наши «корни» являются клетками мозга, а наше тело, будучи физическим объектом, имеет первично духовную природу, и мы как бы подвешены между этими двумя состояниями. Один в аллегорической форме выражает понимание энергетической природы человека и учит нас, что цель человеческой жизни заключается в гармонии сил Неба и Земли, в равновесии тела, разума, души и Духа. Он показывает, что хотя в физической реальности развитие направлено вовне, в реальности Духа развитие направлено вовнутрь, к нашему семени и источнику, к слиянию физического и духовного.
Дерево, на котором висел Один, в северной мифологии называется Иггдрасиль и символизирует Древо Жизни. Старонорвежское слово «игг», по утверждениям некоторых писателей, является другим именем Одина, но, по-моему, лучше переводить его как «я», что указывает на присутствие изначального Духа внутри нас. Слово «драсил» означает «скакун» в значении переносчика или транспортировщика. Следовательно, «скакун моего «я» - это сила, проводящая изначальный Дух, творческое и созидающее начало, через жизненные странствия и опыт многомерной реальности ради взращивания человеческого и расширения его пределов. Поэтому древо Иггдрасиль является также Древом Бытия Духа, вовне и внутри времени.
Прежде чем рассказать, каким образом руны были открыты Одину, и что он испытал, глядя в глубины Подсознательного, следует заметить, что шаман северной традиции был также известен как «носитель посоха» или «носитель устава». Посох можно сравнить с магическим жезлом; иногда на его набалдашнике вырезалась голова лошади или прикреплялось навершие в виде конской головы. Как ни странно, детская лошадь-скакалка происходит от шаманского посоха, который, как считалось, служил для путешествий в другие измерения бытия - в царства, находившиеся за пределами обычной физической реальности. Этот посох также был предтечей ведьминой метлы в европейской средневековой традиции. Во времена владычества официальной религии обычные предметы домашнего обихода служили заменой шаманским орудиям. Метла изображала посох шамана; конечно, она не имела никакой колдовской силы, но служила символическим представлением иных уровней, планов бытия и границ между ними - корней, стебля и ветвей.
В особенных случаях рунические шаманы-женщины надевали платья с вышитым подолом и ожерельем из янтарных бус, костей или раковин. Они также носили шаль с девятью хвостами - по одному на каждый из девяти уровней или отделений реальности. Головной убор был увенчан рогами лося или оленя, ноги обуты в сапоги из мягкой кожи с меховой опушкой, наподобие мокасин. В дополнение к бубну и погремушке шаман носил покрытый рунами посох с набалдашником в виде лошадиной головы. Посох был не только символом служения, но и олицетворял Иггдрасиль, Древо Бытия. Другие рунические шаманы или провидцы носили похожую одежду. Некоторые имели плащи из шкур с меховым капюшоном, который надвигался на глаза для ритуальных целей.
Существует два различных способа работы с рунами - либо ради собственной выгоды и достижения могущества, даже за счет других, либо ради личного развития в гармонии и равновесии с силами природы. Поскольку каждый шаман имел собственные навыки обращения с рунами, различие часто прослеживалось лишь по результатам их работы - во благо или во зло себе и окружающим. Я использую термин «рунический шаман» для определения тех людей, которые работали с рунами в их естественной последовательности, подробнее описанной далее, а не в «традиционном» Футхаркском порядке, принятом среди рунических чародеев.
Рунические шаманы относились к рунам как к божественному дару не просто потому, что они были открыты Одину необычным путем, но и потому, что, как и любая форма письменности, руны служили средством передачи знаний и мудрости. Руны считались благословением человечеству, данным в духе любви и предназначенным для понимания сил, действующих в природе и в человеческих существах.

Рис. 2. Девять палочек, брошенных на землю, образовали узор, в котором Один увидел 24 рунных символа.

Девять рунных палочек (рис. 2), принадлежавших шаману, напоминали ему о Космическом Законе Творения, посредством которого вещество появляется из невидимой энергии и в конечном итоге возвращается к ней. Из Нуля, из бездны Ничто (Гиннунгагап в северной мифологии) произошло все существующее. Из великой тайны Ничто явилось сингулярное Единство - Единица, содержащая в себе динамический дуализм противоположностей. При слиянии Двух возникло Третье, что привело в действие структуру бесконечных вероятностей. Девятка - сумма трех троек, обозначающая первичную космическую схему бытия и последовательность процессов, происходящих в природе и во Вселенной. Их сочетание создает целостность. Девять палочек рунного устава представляли для шамана весь Космос - совокупность бытия, - структурированную в девяти мирах или «отделениях» реальности, в которых возможно восприятие жизненных процессов.
Готовый пожертвовать своим «эго» ради целей Души и конечного блага для человечества, шаман Один взял девять палочек и бросил их на землю, когда висел вниз головой на дереве. Палочки образовали узор из вертикальных и диагональных линий, из которого один за другим начали проступать угловатые символы общим числом 24 (рис. 3). Таким образом Одину были открыты руны.
Эти 24 символа позднее стали известны как «традиционные» или «старшие» Футхаркские руны из-за фонетического сочетания F-U-Th-A-R-K первых шести символов, фигурировавших в самых ранних рукописях, устных рунических поэмах и сказаниях. Это прототип, от которого произошли все остальные рунические системы. Однако следует принимать во внимание, что последовательное расположение рун, приведенное в «Эддах», не обязательно имеет тот же порядок, в котором они были открыты Одину. Чтобы сделать информацию доступной лишь для немногих избранных и скрывать ее истинное значение от остальных, было принято пользоваться аллегориями, символами или методами перестановки; при этом смысл сообщения становился неясным для тех, кто считался неподготовленным или даже недостойным воспринять его. Однако само число рунических символов - 24 - заключает в себе несколько важных принципов шаманизма.
Число 24 находится в согласии с Космическим Законом Гармонии. Оно состоит из трех октав, или восьмерок, подобно музыкальным нотам. Эти рунические октавы соответствуют движению в вертикальном и горизонтальном плане высшего, среднего и низшего уровня, а также внешнему, центральному и внутреннему. Они опираются на три основных аспекта бытия: физический, ментальный и духовный. Число 24 также можно представить в виде двух групп 12. Двенадцать - число стабильности и организации на органическом уровне, в то время как Двойка представляет двойственность активного и воспринимающего начал, дополняющих друг друга в динамическом единстве Космоса.
Кроме того, 24 руны могут быть представлены в виде четырех кубиков, каждый из которых содержит по три пары взаимодополняющих противоположностей. Четверка символизирует гармоническое равновесие, а Тройка - творчество и изменение, возникающее в результате слияния женского и мужского начал, Единицы и Двойки. Согласно профессору Свену Б. Ф. Янссону, ведущему шведскому рунологу, эти 24 символа использовались всеми тевтонскими народами и племенами Северной Европы. В его книге «Шаманские Руны» утверждается, что из 3500 надписей на камнях и других артефактах, обнаруженных в современной Швеции, подавляющее большинство относится к этому архаическому строю. Профессор Янссон и другие историки-исследователи пришли к выводу, что в большинстве случаев руны не использовались для зловещих целей магии и чародейства, хотя чародейским намерением можно объяснить, почему смысл некоторых надписей остается неясным. Этим я хочу сказать, что, хотя руны использовались людьми, искавшими власти над невидимыми силами природы, они были открыты человечеству для совершенно иных целей. Присутствие в Швеции столь большого количества рунных камней и артефактов свидетельствует о том, что руны широко использовались в повседневной жизни с благими намерениями: для улучшения благосостояния, для защиты от болезней и стихии, для приведения людей к гармонии с природой и с самими собой.


Рис. 3. 24 рунных символа, наблюдаемых в узоре из девяти палочек.

Как и все естественные силы, рунная сила может быть использована во благо или во зло. Например, огнем можно пользоваться для обогрева дома или приготовления пищи, но можно и поджигать все, что может гореть. Ядерная энергия может быть использована для работы мощных заводов и освещения больших городов, но в качестве оружия она может принести гибель миллионам людей и опустошить Землю. Конечный результат определяется намерением того, кто приводит силу в действие и дает ей направление. То же самое справедливо и для рун.
Истина заключается в том, что руны по своей сути не являются магическими символами или тайным шифром. Каждая руна - это вместилище трансцендентального потенциала, изначально заложенного в природе и в нас самих, определяющего качества и характеристики сил, которые действуют на физическом плане и вовне. Будучи качествами Души, руны выражают то, что входит в наш человеческий опыт, воздействует на нашу жизнь сейчас, или находится в процессе изменения и трансформации.
Поскольку руны составлены лишь из двух простых компонентов - вертикальных и диагональных линий, их легко чертить, вырезать ножом или выжигать на дереве, наносить на кожу, гравировать на камне и металле. Рунические символы наносились на кольца, браслеты, пояса и личные вещи; на щиты, мечи, кинжалы и другое оружие; на посохи и шаманские орудия, на амулеты и талисманы. Большие валуны, исписанные рунами, служившие мемориалами и межевыми знаками, были особенно популярны в Скандинавии. Рунические узоры также использовались в расположении облицовочных балок на фасадах домов, что стало характерной чертой немецкой архитектуры. Они включались в торговые знаки, монограммы и даже в геральдические принадлежности - гербы и знамена. Иными словами, руны играли заметную роль в повседневной жизни.
Во времена религиозных гонений, в средние века и позднее, руны были оклеветаны вместе со старыми языческими верованиями. Тех, кто пользовался ими, обвиняли в ереси. Делались попытки уничтожить учение о рунах и истребить всех, кто имел к ним какое-либо отношение. Знание, скрытое в рунах, угрожало догматизму «новой» религии, стремившейся обратить всех в свою веру. Мастера, писатели, чародеи и шаманы, пользовавшиеся рунами, подвергались жестоким преследованиям. В течение нескольких поколений знание рун почти изгладилось из людской памяти.

Работа с рунами.
Задание 1. Воссоединение с Древом Бытия .
В течение девяти дней и ночей, проведенных на дереве, Один доказывал одну важную истину: прежде чем «обрести» себя - открыть, кто мы такие и чем являемся в действительности - нам нужно открыться своему высшему «Я», высочайшему и наиболее благородному аспекту нашего целостного существа. Оно, в свою очередь, ответит нам и откроет себя для блага меньшего «я».
Найдите место, где вы можете некоторое время побыть в покое и одиночестве.
Возьмите с собой ручку и записную книжку. Встаньте лицом к северу, в направлении Полярной звезды - поворотной точки, вокруг которой вращается Вселенная. Соедините ноги и поднимите руки под углом 45° к телу в форме Z-руны олгиз.
Сосредоточьте внимание на связи с этой руной. Через нее вы можете соединиться с Древом Бытия и расширить границы своего осознания. Сохраняя первоначальное положение, произнесите вслух следующие слова (их нужно выучить перед выполнением задания):

Соединяясь с Древом Бытия,
Я отдаю себя Себе.
Когда я принимаю руны,
Мною движет любовь и гармония.
Да будет мне даровано понимание,
И те, чьи жизни связаны со мной,
Пусть тоже получат благословение.
Сделайте паузу и постарайтесь вникнуть в смысл сказанного. Затем ждите ответа. Он может прийти через: 1) ощущение; 2) мысленный образ; 3) чувство - либо в виде комбинации всех трех пунктов. Получив ответ, опустите руки, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и запишите свои ощущения.
Впоследствии тщательно обдумайте свой опыт и ищите понимание, которое придет изнутри. Оно может прийти не сразу, но позже и неожиданно, и это тоже должно быть записано. Я хочу, чтобы вы вели письменную запись своего личного опыта работы с рунами в специальном Журнале Самоотдачи, в котором вы можете свободно излагать свои переживания и сокровенные мысли, не беспокоясь о том, как к этому отнесутся другие.
Записи помогут вам понять, кто вы такой, откуда вы пришли и куда направляетесь в развитии своего «неземного» восприятия. Они станут составной частью ваших рунических поисков - путешествия, которое приведет вас к познанию самого себя.

Глава 3. Рунное «возрождение»

Истоки рунного возрождения в XX в. следует искать в оккультных обществах и организациях, существовавших в Германии с конца прошлого века и оказавших влияние на подъем нацизма. Оно началось с создания системы, изобретенной немецким оккультистом Гвидо фон Листом, утверждавшим, что первоначально существовало лишь 18 рун. Его система, известная под названием Арманический Футхарк, была основана на неправильном понимании отрывка из «Хавамала», поэмы Старшей Эдды, где Один упоминает о восемнадцати «галдрарах». Однако Один имел в виду не руны, а шаманские песни Силы, исполнявшиеся для различных целей. Многие современные учения по «традиционной» 24-рунной системе основаны на оккультных теориях и методах фон Листа.
В оккультных обществах к рунам относились как к системе магии - средству манипулирования рунными силами для исполнения желаний и предсказания будущего. Таким образом, руны стали орудием Воли для обретения власти, а не для помощи Духу в понимании Вселенной и нас самих, улучшения нашей жизни через гармонию с естественными силами и продолжения нашего индивидуального эволюционного развития.

Руны — это древний алфавит германских и скандинавских народов, использовавшийся с I по XII века. В переводе со старонорвежского слово run означает «тайна, сообщенная шепотом». Каждая руна пиктографически изображала одну из основных сил природы, и считалось, что их энергетические токи позволяли предсказывать будущее. Для гаданий руны используют и сегодня, несмотря на то что с приходом в Северную Европу христианства древний алфавит был очень быстро вытеснен латиницей. Рунами записывали заклинания, веря, что особое начертание увеличивает силу магических слов и позволяет проникнуть в самые потаенные уголки знаний о мире.

По преданиям, Один, верховный бог германских и скандинавских народов, так жаждал обрести мудрость, что принес себя в жертву и девять дней и ночей провисел вниз головой на Мировом древе Иггдрасиле, Древе Жизни, Древе Бытия и духа. Муки бога были велики: Один был проткнут собственным копьем и висел без еды и питья, пока не услышал руны и не начертал первые из них на Древе. Так об этом рассказывает «Старшая Эдда», восхитительный по своей красоте сборник древнеисландских песен о богах и героях.

Обретение рун символизирует достижение Истины, а девять дней и ночей вниз головой — сознательный акт мученика, готового отказаться от своего «я». Самопожертвование бога стало переходом к Высшему «Я», а внезапное внутреннее озарение позволило постигнуть истинный смысл рун, недоступный обычному взору. Взгляд висящего Одина, обращенный к корням, символизирует видение сути вещей.

Когда веками позже на Север пришло христианство, крестные муки Христа напомнили скандинавам муки Одина, висевшего на Иггдрасиле, поэтому новая религия оказалась для них приемлемой. Отказ от «я», самоотречение ради истины — в этих ключевых точках христианство и древние верования народов Севера были сходны.

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял -
и с древа рухнул.
………………
Стал созревать я
и знанья множить,
расти, процветая;
слово от слова
слово рождало,
дело от дела
дело рождало.

Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал…

Песня «Речи Высокого»
(«Старшая Эдда»)

...Один взял девять палочек и бросил их на землю, когда висел вниз головой на дереве. Палочки образовали узор из вертикальных и диагональных линий, из которого один за другим начали проступать угловатые символы общим числом 24. Таким образом Одину были открыты руны. Эти 24 символа позднее стали известны как «традиционные», или «старшие».

Кеннет Медоуз


Исследователь европейской истории Исаак Тейлор полагает, что руны могли произойти от греческого алфавита, который в VI веке до н.э. широко использовался на побережье Черного моря, а роль создателей рун он приписывает готам. Другие ученые, поддерживая «греческую теорию», говорят о происхождении рун из греческой скорописи последних веков до нашей эры. Много лет и версии о том, что в рунах нашел отражение латинский алфавит.

Совершенно однозначно отвергается идея о происхождении рун от готского алфавита. Он родился примерно в IV веке, тогда как первые рунические надписи датируются III веком и даже более ранними периодами.

А наиболее правдоподобной представляется версия о происхождении рунического письма из северноэтрусских алфавитов, предложенная ученым Марстандером в 1828 году. У рунического алфавита сходств с северноэтрусским больше, чем с любым другим. Но корень run недаром означает «тайна»: тайну происхождения рун пока раскрыть не удалось.


Буквы рунического алфавита весьма необычны: резкие, угловатые, без округлостей — может быть, оттого, что писать приходилось на дереве, не дававшем возможности вырезать круглые знаки.

Первыми шестью буквами рунического алфавита стали f, u, th, a, r, k, поэтому в литературе его часто именуют словом «футарк». Старшим футарком называют наиболее общий тип рунического алфавита, состоящий из 24 букв; позже к ним прибавилась 25-я «пустая» руна, означавшая «чистую судьбу».

У каждой руны было свое имя, то есть она не только передавала звук, но и заключала в себе определенный смысл. Например, трехкратное повторение рун g и a на копье (надпись датируется началом VI века) свидетельствовало, что копье принесено в дар асам, древним скандинавским богам (a означало «асы», g имело имя geofu , «дар»).

Вырезанные руны окрашивали в разные цвета (на сакральных надписях — жертвенной кровью). В эпоху викингов нечетные слова в строке могли закрашивать красной краской, а четные черной. Краска служила не только украшением, она еще помогала различать слова и правильно прочитывать надписи.


Упоминания о магических свойствах рун можно найти во многих рунических памятниках. Так, в «Речах Сигрдривы» (одна из песен «Старшей Эдды») рассказывается, как разбуженная героем Сигурдом валькирия учит его применять магию рун.

Особые рунические знаки прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать на носу и руле корабля, будут охранять его на просторах беснующихся морей, а целительные руны нужны врачевателям для излечения больных. Еще вырезанные руны могли соскабливать и принимать со священным медом внутрь — это придавало духу силы.

Ни в коем случае нельзя было путать или повреждать магические знаки. «Сага об Эгиле», знаменитом скальде, рассказывает, как он исцелил тяжелобольную женщину, которой становилось все хуже из-за рун, неправильно начертанных другим врачевателем. Эгиль соскоблил неверные знаки и, начертав новые, положил больной под подушку. Женщина мгновенно выздоровела.

Знанием рун владели немногие — по всей видимости, только жрецам было открыто искусство рунического письма. Впрочем, и жрецы предупреждали, что неумелое использование рун может привести к страшным последствиям.

Еще одной формой рунической магии был рунетейнн — использование сакральных слов, составленных из рун. Такие слова есть на многих предметах, найденных при археологических раскопках. Например, чаще всего на украшениях, предметах быта и вооружения встречается слово alu , означающее мудрость и магическую силу. Но значения таких слов удается восстановить далеко не всегда.

Рунолог Зигрфрид Кюммер, основавший в 1927 году руническую школу неподалеку от Дрездена, полагал, что руны — это мост, связывающий человека с древними богами, а каждая руна соответствует положению человеческого тела. Поскольку руническая магия, писал он, «позволяет управлять различными энергетическими потоками, идущими из пяти космических сфер», то человеку стоит принять правильную «руническую» позу и настроить себя на восприятие космических потоков с помощью особых рунических звуков, «гальдов». Так можно установить связь с богами.

Судьба рунической магии оказалось трагичной. Когда минули времена викингов и скальдов, за нее стали жечь на костре, и к XIX веку сохранись лишь алфавитные ряды рун.


История донесла до нас около 5000 рунических надписей, 3000 из которых были найдены в современной Швеции, примерно 500 в Дании (датские памятники наиболее древние), 600 в Норвегии, 140 на Британских островах, 70 в Исландии, 60 в Гренландии. Древнейшей рунической надписью признана надпись на гребне, который найден в болотах на острове Фюн (Дания), она датируется II веком. А в шведском местечке Даларна история рун насчитывает почти два тысячелетия — ими перестали писать лишь в XIX веке. В 1898 году рунический камень был найден даже в США, но вопрос об его подлинности все еще не решен.

Науке известно несколько рунических рукописей, среди которых «Codex Runicus» (кодекс рун), «Fasti Danici» (кодекс законов) и другие. А также множество надписей на круглых золотых пластинах, имитировавших римские медальоны, на камнях, металле и дереве. По характеру надписи очень разные — это заклинания, мемориальные надписи и некрологи, обращения к богам, имена владельцев, вырезанные на принадлежавших им предметах. Камни с руническими надписями ставили во славу викингов, вернувшихся домой из долгих и опасных путешествий.

Существовали и рунические календари — посохи различной длины с нанесенными на них рунами. Самые древние посохи датируются XIV веком, но ученые полагают, что такими календарями жители Скандинавии начали пользоваться гораздо раньше. В рукописи датского медика Оле Ворма «Computus Runicus» («Рунические вычисления»), копии с образца 1328 года, представлен полный календарь, записанный рунами. На одной стороне календаря отмечены даты с 14 апреля по 13 октября, называвшиеся Nottleysa («дни без ночей», то есть лето по скандинавскому календарю). На другой стороне — даты с 14 октября по 13 апреля, Skammdegi («короткие дни», зима). Помимо выделения групп из семи повторяющихся рун (дни недели) в этом календаре отмечены 19 «золотых чисел», по которым находили дату полнолуния. Календарные праздники обозначались особыми символами. Так, цветущий куст обозначал начало лета (14 апреля).


Что и говорить, руны оставили нам немало загадок. Неизвестно, с какой целью они создавались — как средство записи информации или для магических ритуалов? Не переведены многие надписи, найденные исследователями, не выяснено значение некоторых рун. До сих пор не решен вопрос о подлинном существовании нескандинавской рунической письменности — к примеру, языческой славянской, которую упоминает средневековый автор Черноризец Храбр в своем трактате «О письменах»... Но древние надписи не спешат отвечать на эти вопросы, а десятилетие за десятилетием, век за веком заставляют нас все внимательнее вслушиваться в их шепот — шепот тайны.

на журнал «Человек без границ»