Общество является частью материального мира или нет. Страницы истории. Смотреть что такое "Общество" в других словарях

Тема 1. Социум как часть мира.
Системное строение общества.
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
Г.Вилючинск

Сложность определения понятия «общество»:
 предельная обобщенность
 многозначительность
В широком смысла
от
Обособленная
природы, но тесно с
ней связанная часть
материального мира,
к­ая включает в себя
способы
взаимодействия
людей и формы их
объединения
Общество
В узком смысле
 круг людей, объед­х общностью цели,
интересов, происхождения (общество
нумизматов, дворянское собрание)
 отдельное конкретное общество,
страна,
регион
(современное российское общество,
французское общество)

в
этапы
человечества(феодальное
капиталистическое общество)
 человечество в целом
развитии
общество,
государство,
некоторые

 общество ­ продукт совокупной деятельности множества
людей
 деятельность
­ способ существования или бытия
общества (лат. socio ­ соединять, объединять, затевать
совместный труд)
 условие существования общества – непосредственное и
опосредованное взаимодействие людей
Как способ существования людей общество должно
выполнять набор функций:
 производство материальных благ и услуг
 распределение продуктов труда(деятельности)
 регламентация и
поведением
 воспроизводство и социализация человека
 духовное производство и регулирование активности
людей
управление деятельностью и

 сущность общества ­ не в людях самих по себе, а в
отношениях, в которые они вступают друг с другом в
процессе жизнедеятельности
 общество ­ совокупность общественных отношений
Общественные отношения:
 многообразные формы взаимодействия людей
 связи, возникающие между различными социальными
группами(или внутри них)
Материальные отношения
Духовные(идеальные)
отношения

Общественные отношения
Материальные отношения
 возникают и складываются
непосредственно
ходе
практической
деятельности
человека вне его сознания и
независимо от него
в
Производственные
отношения
Экологические
отношения
Отношения по
детопроизводству
Духовные(идеальные)
отношения
 формируются, «проходя
через сознание» людей

духовными ценностями
определяются
их
Моральные отнош­я
Политические отнош­я
Правовые отнош­я
Художественные
отнош­я
Философские отнош­я
Религиозные отнош­я

 общество ­ динамическая саморазвивающаяся система,
т. е. такая система, которая способна:
 изменяться
сохранять в то же время свою сущность и качественную
определенность.
 система определяется как комплекс взаимодействующих
элементов
 элемент ­ некоторый далее неразложимый компонент
системы, принимающий непосредственное участие в ее
создании.

Основные принципы системы
Целое
Целое
сводится к
порождает
сумме
частей
черты,
свойства,
выходящ­
ие за
пределы
отдельных
элементов
Существу­
ет взаимо­
связь
системы и
среды
Структуру
системы
образует
взаимо­
связь её
отдельных
элементов,
подсистем
Элементы,
в свою
очередь,
могут
иметь
сложное
строение и
выступать
системами
 общество ­ сложноорганизованная саморазвивающаяся
открытая система, включающая в себя отдельных
индивидов и
социальные общности, объединенные
кооперативными, согласованными связями и процессами
саморегуляции,
и
самовоспроизведения.
самоструктурирования

 для анализа сложно организованных систем, подобных
обществу, выработано понятие «подсистема»
 подсистемами называют промежуточные комплексы,
более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем
сама система
 определенные
образуют подсистемы ­ сферы общественной жизни
группы общественных отношений
Основные
сферы общест.
жизни
Деятельность людей и
отношения между ними
Учреждения
(организации)
Заводы, фирмы,
Экономическая Производство, распределение,
банки, биржи и
обмен и потребление матери­
и
альных
др.
соответствующие отношения
благ

Социальная
 отношения между классами,
сословиями, нациями, про­
фессиональными
воз­
растными группами
 деятельность государства
по обеспечению социальных
гарантий
и
системы здраво­
охранения,
соци­
ального обеспече­
ния, коммунальные
службы и др.
Политическая  отношения между граждан­
парламент, прави­
ским обществом и государ­
тельство, партии,
ством, между государством и
общественные
политическими партиями
организации и др.
 отношения, возникающие в

процессе создания духовных
театры,
библиотеки,
ценностей, их сохранения,
распространения,
потреб­
архивы и др.
ления
вузы,
музеи,
Духовная
школы,

 основание для разграничения сфер общественной
жизни ­ базовые потребности человека.
Базовые потребности человека
Сферы общест­
венной жизни
Экономическая
Социальная
Материальные
Потребность в контактах, общении с др. людь­
ми, в той или иной форме общности (коллек­
тивности)
Потребность в организованности, взаимодей­
ствии, дисциплине, мире, в законе и порядке
Потребность в самореализации, самоутверж­
дении, в возрастании добра, истины, красоты,
в нравственном совершенствовании
 деление на четыре сферы общественной жизни условно
(другие
художественно­творческая
деятельность,
национальные
отношения).
этнические,
Политическая
Духовная
сферы:
наука,
расовые,

Специфические черты общества как
отличается
большим
сложноорганизованной, саморазвивающейся системы:
разнообразием

различных
социальных структур и подсистем. Это не механическая
сумма индивидов, а целостная система, имеющая
сверхсложный и иерархический характер: различного
рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
 не сводится к людям, его составляющим, это система
вне­ и надиндивидуальных форм, связей и отношений,
которые человек создает своей активной деятельностью
вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные
связи и отношения даны людям в их языке, различных
поступках, программах деятельности, общении и т. п., без
чего люди не могут вместе существовать. Общество
интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в
целом, в совокупности отдельных образующих его
компонентов.

 выделяет особый статус субъектов, определяющих его
развитие:
 человек ­ универсальный компонент социальных систем,
включенный в каждую из них
за противостоянием идей в обществе ­ столкновение
потребностей, интересов, целей, воздействие социальных
факторов:
официальная
идеология, политические установки и традиции
 неизбежно для общественного развития ­ острая
конкуренция интересов и устремлений (часто происходит
столкновение альтернативных идей, острая полемика и
борьба)
общественное
мнение,

 непредсказуемость, нелинейность развития:
 наличие в обществе большого количества подсистем,
постоянное столкновение интересов и целей разных
людей создает предпосылки для реализации различных
вариантов и моделей будущего развития общества
 это не означает, что развитие общества является
абсолютно произвольным и неуправляемым
(ученые
создают модели социального прогнозирования: варианты
развития социальной системы в ее самых различных
областях, компьютерные модели мира и др).

Что такое общество?

Общество – часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, представляющая собой совокупность индивидов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Такое определение дает нам учебник, и это определение совершенно верно, но это всего лишь одно из многих определений понятия “Общество”. Даже человек, абсолютно не разбирающиеся в обществознании, может, опираясь на свой жизненный опыт, дать определение термину “Общество”. Вспомнив, что бывает “дворянское общество” или “общество любителей кино”, он может высказать свое определение этого понятия. Например, общество – группа людей, связанных одинаковой целью и интересами. Такое определение тоже верно, но как уже было сказано выше, это только одно из многих возможных определений. А обуславливается это тем, что видов общества очень много. Я считаю, что примеры здесь излишни, так как, попытавшись вспомнить все то, что, по вашему мнению, связанно с обществом, вы сами убедитесь в том, что видов предостаточно.

Но, пожалуй, вернемся к первому определению. Его следует немного пояснить. Начнем с первой части, а именно “общество – часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная…”. Все, что существует и живет в нашем мире, все взаимодействует с природой. И общество не исключение. А почему? А потому, что без природы, просто не было бы тех, кто мог бы организовать общество. Например, мы с вами запросто можем организовать его. А вот представьте, что природы нет, а значит, нет и жизни. Как на планете Марс, там нет жизни. Там, конечно, есть камни, но они не могут создать общество. Представьте себе “общество камней” – такого быть не может. Именно поэтому природа и составляет важную часть в понятии “Общество”.

Перейдем ко второй части определения. Общество – совокупность индивидов. Человек – существо коллективное, в одиночку он бы не смог выжить, особенно в древние времена, когда человечество только появилось на Земле. Даже древние люди это понимали и поэтому они стали объединяться в племена, чтобы вместе выжить и продолжить свое существование. И, несмотря на то, что и животные предпочитают объединяться в группы, между людьми и животными есть большая разница, и заключена эта разница в деятельности. Деятельность человека носит преобразовательный характер, он все пытается подстроить под себя: для защиты от стихий строит дома, мастерит одежду, для комфорта изготавливает мебель, посуду и т.д. Животные же приспосабливаются к окружающей среде.

1. Общество.

Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле : Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.

Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.

Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.

Общественные отношения

Духовные Материальные

Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальные институты : собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)

Доиндустриальное (традиционное, аграрное)

Индустриальное

Постиндустриальное, информационное

С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности

Массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства

Типы обществ (по О. Тоффлеру)

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).

Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерий прогресса степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.

Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Формационный подход

(К. Маркс)

Цивилизационный подход

(А. Тойнби)

Культурологический подход (О. Шпенглер)

В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).

Надстройка - государство, политические, общественные институты.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.

Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество - это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д. .

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании - это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) - множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе - это res extensas (вещи протяжённые) - совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи , накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой , муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, - стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Закрытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Примечания:

  • Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
  • Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру . См. «образование » и «социализация ».

Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества - вопрос его организации . Современное общество организовано исключительно на капитале , что даёт ему право называться капиталистическим.

Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту » описано тоталитарное общество , которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Нобелевская премия по физике
  • Чикаго

Смотреть что такое "Общество" в других словарях:

    общество - общество, а … Русский орфографический словарь

    ОБЩЕСТВО - в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные … Философская энциклопедия

    ОБЩЕСТВО - общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. «…Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат… … Толковый словарь Ушакова

    Общество - Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристокра … Сводная энциклопедия афоризмов

    общество - Община, сообщество, артель, ассоциация, банда, беседа, братство, братия, ватага, группа, землячество, каста, клика, коалиция, конгломерат, корпорация, кружок, кучка, лагерь, лига, мир, партия, плеяда, секта, совет, собрание, союз, сфера,… … Словарь синонимов

    Общество - (society) Смысл английского слова society (общество) может быть расширен или сужен, может обозначать практически любую форму объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. В XIX в. общество означало высший класс; теперь… … Политология. Словарь.

    Общество - Общество ♦ Société «Человеческое или животное общество – это организация, – пишет Бергсон. – Оно подразумевает соподчинение, а также, как правило, подчинение одних элементов другим» («Два источника морали и религии», глава I). Общество –… … Философский словарь Спонвиля

    ОБЩЕСТВО - ОБЩЕСТВО, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённая форма социальных отношенийСовременная энциклопедия

    ОБЩЕСТВО - в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у… … Большой Энциклопедический словарь

    ОБЩЕСТВО - «ОБЩЕСТВО» (Society) США, 1989, 100 мин. Фильм ужасов, комедия. Подросток не находит взаимопонимания в семье, а все его подозрения относительно странного поведения родителей и старшей сестры можно приписать на счет неуравновешенной психики юного… … Энциклопедия кино