Где жила раневская фаина. Фаина Раневская биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото. Фильмография: фильмы с участием Фаины Раневской в главной роли

27 августа 2013-го исполнилось 117 лет со дня рождения замечательной артистки театра и кино, остроумной женщины Фаины Георгиевны Раневской. Судьба не баловала ее, и жизнь ее могла сложиться по-другому, если бы она не принесла себя в жертву на алтарь искусства. Любопытные факты ее биографии читайте далее.



Происхождение

Фаина родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. Ее отец Гирши Фельдман был местным богачом, «владельцем заводов, газет, пароходов», нажив приличное состояние на торговле недвижимостью, производстве лакокрасочной продукции. Его уважали в еврейской общине города, и он был почетным ее членом. Гирши Фельдман владел не только несколькими домами и магазином, в его собственности находился даже пароход (на котором в революционный раздрай семья эмигрирует за границу). Мама Милка Рафаиловна родила четырех детей - двух мальчиков и двух девочек. Правда,
младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет.

По сравнению со своей старшей сестрой она не отличалась «лица приятным выраженьем», заикалась, была слишком застенчивой и все принимала близко к сердцу.

Обучение и таланты

Когда пришло время, родители определили Фаину в Таганрогскую Мариинскую гимназию, но учеба давалась девочке с трудом: она писала с ошибками, не дружила с цифрами. К тому же отношения с однокашниками были натянутые. Может быть, именно поэтому она попросила отца забрать ее из этого учебного заведения. Зато дома с удовольствием Фаина занималась чтением, изучением иностранных языков, пением. Ее стремление всегда добиваться того, что хочешь, и определило ее судьбу в дальнейшем.

Фаина была очень наблюдательна, подмечая в человеке его характерные особенности, манеру смотреть на мир, стиль поведения, и старалась показать свою «копию». Первыми объектами подражания обычно становятся люди, которые большую часть времени находятся рядом или чем-то выделяются среди окружающих. Таковыми были для девочки дворник-татарин со своей колоритной внешностью, нищие, просящие милостыню, мелкие торговцы. А однажды она даже устроила целый спектакль, героями которого были ее куклы Петрушка, Баба и Городовой. Причем все роли исполнила сама Фаина в характерной для каждого персонажа манере, подмечая речевые особенности. Представление прошло на ура, однако родители не разделяли увлечений своей дочери, считая это детской забавой, которая пройдет со временем.

Разрыв

Летом 1910 года Фельдманы отдыхали в Крыму, где 14-летняя Фаина познакомилась с известной актрисой Алисой Коонен, жившей по соседству. А через год, будучи на представлении в Таганрогском драматическом театре, была так потрясена игрой Павлы Вульф, что окончательно решила для себя стать артисткой. Так распорядиться собственной жизнью порядочной девушке из еврейской семьи означало в те времена по меньшей мере то же самое, что и стать женщиной легкого поведения. Естественно, это вызвало гнев Гирши Фельдмана, который поставил дочери ультиматум: или сцена, или семья.

История не сохранила мук терзания юной Фаины, взвешивающей, что для нее важнее: родственные узы или страстные порывы, ясно одно: театр заполнил все ее воображение, она мечтала стать актрисой и готова была ради призвания пожертвовать всем, даже близкими людьми. Тогда она и предположить не могла, насколько трагично все это обернется. С 1915 года Фаина уехала в Москву, и пока мечте ее не суждено было сбыться. Девушку не приняли ни в одно учебное театральное заведение, как неспособную. Что вкладывали тогда в это понятие, трудно сказать. Но то, что никого из экзаменаторов Фаина не смогла зацепить своей внешностью, своей натурой, это очевидно. Девушке приходилось очень трудно, но она стремилась учиться. Она порой голодала, сильно нуждалась в средствах. Несмотря на то, что Фаина порвала с семьей, отец не мог позволить себе, чтобы его любимая младшая дочь бедствовала, и высылал ей на жизнь. Мать тоже отправляла ей переводы. А вскоре и эта ниточка оборвалась. Надвигались революционные события, сметавшие на своем пути прежнюю счастливую жизнь и не дававшие никаких надежд на будущее. Гирши Фельдман с семьей на пароходе уплывает за границу, Фаина опять же отказалась последовать за родными.

Карьера

Чтобы пробиться на большую сцену, Фаине пришлось устроиться в труппу мадам Лавровской «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Они с успехом гастролировали по Крыму, в частности в Керчи. Именно в эту пору и пристал к Фаине Фельдман сценический псевдоним Раневская. Влюбившись однажды в эту героиню, девушка находила много общих черт (возможно, та же ностальгия по прошлому, в которой так тяжело признаться даже самой себе).

Не окончив частную театральную школу, Фиана играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Малаховский дачный театр, Подмосковье, 1915), Керчь, Феодосия (1915-1916), Ростов-на-Дону (1916-1917). А после Октябрьского переворота она в течение 6 лет выступает в театре-передвижке «Первый советский театр». Далее был Бакинский рабочий театр, в котором Раневская прослужила Мельпомене с 1925 по 1927 и с 1929 по 1931 гг., Архангельский, Смоленский и Сталинградский драматические театры. И наконец-то ее заметила московская сцена: Театр Московского отдела народного образования, Камерный театр, Центральный театр Красной Армии, Театр драмы, Театр им. А.С. Пушкина, театр им. Моссовета.

Учителя и привязанности

Фаина Георгиевна была сложным человеком, острым на язык. Для изящной актрисы она была слишком неудобна: громоздка, с нескладной фигурой, да и внешность ее не цепляла обаянием. Но именно эта ее «некрасивость» компенсировалась жестами, умением держаться достойно и гармонировать со своими партнерами по сцене или фильму, ее мастерство импровизаций, особенно речевых сделали Раневскую самой запоминающейся актрисой своего времени.

Первым учителем по актерской стезе (и самым близким человеком по жизни) была Павла Леонтьевна Вульф. Она согласилась заниматься с Фаиной, видя ее тягу к театру. Фаина же буквально влюбилась в эту актрису, следуя за ней повсюду. Фактически она стала членом семьи актрисы Вульф, даже ее внук называл Раневскую Фуфой.

Кинороли

Более всего Фаина Раневская запомнилась своими колоритными героинями. На большом экране она - с 1934 года, когда предстала в образе мадам
Луазо в немом фильме «Пышка».





А в 1939-м наступил настоящий триумф.



Ее Ляля в «Подкидыше» со знаменитой фразой: «Муля, не нервируй меня!» — настолько полюбилась зрителям, что эта ее реплика воспроизводилась постоянно, как только актриса появлялась на горизонте. Причем этой «болезнью» страдали не только обычные мальчишки, но даже и представители власти. Однажды сам генсек Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, назвал ее Мулей.
Блистательно сыграла она Розу Скороход из «Мечты» (1941). Образ владелицы небольшой фруктовой лавки, сдающей внаем меблированные комнаты, предстает во всей своей силе и трагичности.

Все помнят колоритный образ жены портного Иды Гуревич в детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939), жену инспектора гимназии «Человек в футляре» (1939), мать невесты в комедии «Свадьба» (1944), злую мачеху в «Золушке» (1947), Маргариту Львовну в «Весне» (1947).

Такова Ида Гуревич, жена портного из «Ошибки инженера Кочина»

Жена инспектора под стать своему мужу из фильма «Человек в футляре»

Такой обескураженной предстает мать невесты из «Свадьбы»

Раневская в образе злой мачехи в «Золушке»

Раневская в образе Маргариты Львовны в «Весне»

Комичные амплуа актрисы:

— добрая тетушка Адель из «Новых похождений Швейка» (1943),


— директор цирка Ада Константиновна Бранд из кинокомедии «Сегодня - новый аттракцион» (1965),

— бабушка из кинокомедии «Осторожно, бабушка» (1960).

Едкие, меткие фразы невольно вызывают улыбку: «Еще и права дают этим косоруким!», «Мобилизуйся, перерожденец!», «Сентиментальность - признак склероза!», «Что это у вас за привычка, молодой человек, умирать при каждом удобном случае?!»

Дети полюбили мудрую бабушку из фильма «Слон и веревочка» (1945), слушали удивительные тембры Фрекен Бок (Раневской) из мультфильма «Карлсон вернулся» (1970), воспринимали ее как сватью бабу Бабариху в «Сказке о царе Салтане» (1943).


Отношение к себе и окружающим

Раневская была ранимым человеком и плохо переносила критику, может быть, из-за того, что сама с иронией, а подчас и безжалостным сарказмом относилась к себе, подтрунивала над своей фигурой, чрезмерно большой «ж…», с годами сморщившимся лицом, вредными привычками. И это ей прощали, и зрители шли на ее спектакли с ее участием, чтобы полюбоваться именно характерными жестами, заполучить перманентные шутки, родившиеся исключительно на этой сцене, именно в тот момент.

Но если на сцене она была царицей, то в быту - совершенно не приспособлена и одинока. Несмотря на то что среди ее друзей были величайшие женщины современности: поэтесса Анна Ахматова, писательница Татьяна Тэсс, артистки Марецкая и Орлова, она чувствовала себя некомфортно. А особенно в те периоды, когда ей не давали играть. А ведь это очень обидно! Только в 1961 году ее талант был оценен Правительством СССР по достоинству, когда Раневская удостоилась почетного звания «Народной артистки СССР».

Встреча с семьей


Когда Раневская стала знаменитой, ее старшая сестра, жившая на тот момент в Париже и овдовевшая, решила воссоединиться с ней. Она думала, что Фаина пользуется всеми благами и привилегиями, и мечтала перебраться к ней в Советский Союз.

Невероятную прыть и чрезвычайное благородство проявила тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева, именно она помогла встрече сестер. Однако в те времена за всем следило недреманное око КГБ, и эти связи могли в дальнейшем пригодиться (Раневская очень боялась, что ее начнут вербовать на шпионскую деятельность). Когда Фаина от чистого сердца захотела поблагодарить Фурцеву за хлопоты, назвав ее «добрым ангелом», та в ответ отрезала, что она всего лишь «советский партийный работник». Прожила Изабелла в Советском Союзе недолго, похоронили ее на кладбище Донского монастыря, где впоследствии в 1984-м упокоится и сама великая артистка.

Привязанности

От одиночества Раневскую спасал любимый пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила, страсть к рисованию на полях и увлечение эпистолярным жанром - в едких письмах Татьяне Тэсс.


Память о Раневской сегодня

В Тюмени открыта «Чайная у Раневской», расписанная ее цитатами. Названия блюд в меню — из фильмов с ее участием. Также имеется изумительная по своему облику курильня.


В 1986-м в Таганроге был открыт памятник Раневской и на доме, где она проживала, установлена мемориальная доска.


В мае 2008-го прошел Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция».

В 2009-м в Таганроге открылась кофейня «Фрекен Бок», в дизайне которой преобладают фото великой артистки. К горячим напиткам подаются фирменные плюшки.

Имя Фаины Раневской носит одна из улиц Таганрога.

В 1990-м на экраны вышел документальный фильм «Вспоминая Раневскую», а в 2004-м гениальную артистку вспоминали в программе «Серебряный шар» Виталия Вульфа. Образ Фаины Раневской увековечен и в художественных фильмах «Звезда эпохи» (2004) и «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012).

Могила Раневской

Как уже говорилось, родные сестры воссоединились в Советском Союзе и упокоились на одном кладбище - Донском. Именно Фаина завещала похоронить
себя рядом с Изабеллой, а не на Новодевичьем, где в ту пору погребали всех известных личностей. На ее могилу ежедневно приходят поклониться десятки людей с живыми цветами. Но мало кто обращает внимание на то, что на самой вершине памятника прикреплена маленькая бронзовая собачка.

Но как и зачем она там появилась? Рассказывают, когда Фаины Георгиевны не стало, ее сеттер так затосковал, что стал приходить к ней на могилу. Сколько именно он навещал любимую хозяйку, неизвестно. Но когда исчез, кто-то из знакомых Раневской, тронутый такой преданностью животного, решил увековечить на месте погребения актрисы и ее верного друга. Так появилась скульптурка собачки на надгробии Раневской.

Чтобы не утомлять вас подборкой цитат, предлагаем вашему вниманию попурри «Милая Фаина Раневская».

Фаина Георгиевна Раневская – легендарная советская актриса театра и кино, звезда вторых планов, которая в небольшом эпизоде умела создать самый запоминающийся образ в картине. В 1949-1951 годах Раневская была удостоена трех Сталинских премий. Кроме того, ее творческие заслуги были отмечены «Знаком Почета», орденом Ленина и дважды орденом Трудового Красного Знамени.

В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. А в 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть, кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века.

И хотя великой Фаины давно уже нет с нами, мы помним ее – за ее роли, за ее харизму и, конечно, за ее знаменитое остроумие.

Детские годы: буря и натиск

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним, который она взяла от героини чеховского «Вишневого сада» Любови Раневской) родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку.


Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок.


Фаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь.


Вдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов... Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось.

Впоследствии Раневская говорила, что уже в пятилетнем возрасте считала себя будущей актрисой, и приводила такой пример: когда умер ее младший братик, она плакала о нем, однако время от времени сдвигала на зеркале занавеску, чтобы полюбоваться тем, как она выглядит в слезах и страданиях.

Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной...


Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».

Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Начало карьеры: путь к признанию

Мечтавшая о сцене МХАТа Фаина в 17 лет объявила своим близким, что решила стать актрисой театра. Отец сперва осадил ее обидным «давно ли на себя в зеркало смотрелась?», а когда понял, что дочь настроена серьезно, пригрозил изгнанием из дома, если та не одумается. Девушка приняла вызов судьбы и все-таки уехала в Москву. В отчий дом она больше не вернулась.


Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег... И доучиться не довелось.

Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.


Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого блистали такие столичные знаменитости, как Александр Вертинский , М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, И.М. Москвин с женой А.К. Тарасовой, а также А.Н. Нежданова.

Дебют Раневской на сцене Малаховского Летнего театра состоялся в постановке по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины» – разумеется, пока только в массовке. Однако даже в маленькой роли без слов неординарность юной актрисы проявилась так ярко, что Илларион Певцов, знаменитый драматический актер, убежденно сказал: «Запомните эту барышню! Она станет великой актрисой!» Его слова оказались пророческими...

Следующей ступенькой в карьере Раневской была работа в труппе мадам Лавровской, где молоденькой актрисе следовало достоверно изображать героинь-кокеток. Девушка хотела славы, стремилась к гастрольной деятельности и получила желаемое: вместе с этой труппой актриса объездила весь Крым, без устали играя на многочисленных сценах полуострова.


Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт. Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет (1915-1931 г.г.) и прилежно набиралась опыта.

В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа.

Творческий расцвет и слава

По возвращении в столицу Фаина Георгиевна вошла в состав труппы Камерного театра, где вскоре получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» Александра Таирова. Многогранность и пронзительность созданного актрисой образа покорили зрителей. Вся Москва говорила о Раневской!


Позднее ее пригласили в Театр Красной Армии, где она несколько лет была ведущей актрисой. Начало Великой Отечественной войны застало Фаину в Театре Драмы, с коллективом которого она ездила по всем фронтам и прифронтовым зонам, играя спектакль «Молодая гвардия». Бесстрашие и самоотверженность актрисы в военное время были отмечены медалью «За доблестный труд».

Фаина Раневская «Шо Вы грите?» («Шторм» Манька-спекулянтка)

В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой в спектаклях «Модная лавка» (Сумбурова); «Рассвет над Москвой» (Агриппина Солнцева); «Шторм» (Манька-спекулянтка); «Рассказ о Турции» (старуха Фатьма Нурхан) и др. Талант Фаины Георгиевны сверкал даже в небольших эпизодах. Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»!

Текст для своей героини актриса полностью придумала сама, а эффектное соединение тонкой реалистичной игры с острым гротеском обеспечило точное попадание в образ, что сделало его самым заметным в пьесе. Поэтому многие зрители приходили специально за тем, чтобы посмотреть на Маньку-Раневскую, после чего покидали театр, не досмотрев постановку до конца. По этой причине режиссер Юрий Завадский снял актрису с этой роли.

Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях.

Цитаты и афоризмы Фаины Раневской

Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах».


Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности.


Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»).

Фаина Раневская - «Великая и Ужасная» (Документальный фильм)

Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха.

Фаина Раневская – Романс («Александр Пархоменко», 1942)

Глава «Кино» в книге жизни актрисы

Карьера Раневской в кинематографе была тоже весьма удачной – и именно фильмы принесли ей всенародную известность и узнаваемость.


Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т.к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки.


Кинодебют Фаины Георгиевны состоялся в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка» (1934). Потом было еще много ролей в других лентах, в числе которых:
сельская попадья в «Думе про казака Голоту» (1937);
Ляля в «Подкидыше» (1939) со знаменитым Мулей;
Роза Скороход в «Мечте» (1941);
мать невесты в «Свадьбе» (1944);
военный врач в «Небесном тихоходе» (1945);
мачеха в «Золушке» (1947);
фрау Вурст в «У них есть Родина» (1949; присуждена Госпремия СССР);
Зоя Павловна Свиристинская в «Девушке с гитарой» (1958);
Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!» (1960).

Фаина Раневская - «Не поеду» (Фитиль, 1965)

Совместное участие Раневской в киносъемках с такими выдающимися артистами, как Михаил Пуговкин , Михаил Яшин, Любовь Орлова , Николай Черкасов, Ростислав Плятт , Рина Зеленая, Георгий Юматов , Наталья Защипина, помогло сделать все эти фильмы невероятно популярными и кассовыми.


Личная жизнь Фаины Раневской

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.

Но невзирая на все свои профессиональные достижения и весь свой интеллектуальный блеск, знаменитая актриса постоянно испытывала жгучее недовольство собой и страдала от неуверенности в себе. Можно ли в это поверить, зная о её суровом, бескомпромиссном характере? Но вот же ее слова: «Сколько людей аплодируют мне, а мне так одиноко!»

Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей...

Фаина Раневская. Красота - страшная сила

Возможно, Фаина Георгиевна не вышла замуж потому, что считала себя ужасно некрасивой, хотя и признавала свою обаятельность. Не раз она повторяла с горечью: «Моя внешность испортила мне личную жизнь!» Впрочем, вполне может быть, что причина любовных неудач актрисы скрывалась в ее горестном опыте редких увлечений…


Во всяком случае, на расспросы о том, почему ее так никогда и не заинтересовал статус замужней дамы, Раневская часто отвечала, что ей не то, что влюбляться, но даже видеть «этих гадов и мерзавцев» тошно. О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться. Как-то раз она призналась: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня».


Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.

Примером может служить широко известная байка о том, как в 1915 году в любовниках у Фаины был гусар Мариупольского полка. И якобы сама Раневская об одном эпизоде пламенного романа повествовала так: «…Когда я уже лежала, он подошел ко мне раздетый, и у меня невольно вырвалось: «Ой, какой огромный!» Гусар с довольной улыбкой покачал рукой свое достоинство и гордо ответил: «Овсом кормлю!»

И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер...


Память

В 2008 году на малой родине актрисы установили памятник. Раневская изображена в образе из фильма «Подкидыш». Здание рядом – дом, в котором родилась Фанни Фельдман. Планируется открыть музей-квартиру, но дата открытия раз за разом переносится. Среди других памятных мест в Таганроге работает кафе «Фрекен Бок» (как известно, этого мультперсонажа озвучила Раневская).


Также в Таганроге есть улица имени Фаины Раневской, а также граффити с афоризмом актрисы: «»


В 2009 году вышел документальный фильм Фуада Шабанова «Фаина Раневская: Красота – страшная сила».

Интервью с Фаиной Раневской

В 2019 году прошло 35 лет со смерти Фаины Раневской.

Много талантливых и даже гениальных актеров одаривают зрителя своим мастерством, их имена хранятся в памяти потомков. Одной из самых самобытных и ярких личностей на театральном небосклоне сияет Раневская Фаина Георгиевна, биография которой является примером того, чего можно достичь упорным трудом и безжалостным отношением к слабостям.

Детство и семья

На берегу Азовского моря, в Таганроге, где бывал Пушкин, Чехов, и закончил свои дни Александр I, 27 августа 1896 года в семье Гирша и Милки Фельдман родился четвертый ребенок. Девочку назвали Фанни.

Войдя в жизнь на стыке веков, Раневская сохранила черты характера, свойственные концу XIX века: честность, порядочность, милосердие.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной. Отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Дети получали хорошее образование. Музыка, пение, танцы, языки, гимназия...

Именно в это время впервые Фаина проявила свой характер. Она не любила точные науки, всецело отдавая себя чтению и предметам, связанным с искусством. Стеснительная заикающаяся девочка тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

К пятнадцати годам Фаина превратилась в долговязую, некрасивую, закомплексованную девушку. Именно тогда она принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

В Москву!

Желание ехать в Москву поступать на службу в театр повергло родителей в шок. Отец даже унизил дочь, напомнив ей о внешности. Это не остановило Фаину, и она отправилась навстречу неизвестному.

Биография Фаины Раневской в этот период очень непроста, даже трагична. Ей отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены.

Она брала частные уроки театрального мастерства, но деньги быстро кончились. Жить было не на что. Но унылая комната, недоедание, скромный гардероб не смогли сломить решение стать актрисой.

Несмотря на трудности, это был очень яркий период. Девушка сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с Маяковским и Мандельштамом. Встречается с Качаловым. Именно он оставил первый яркий след в ее сердце и остался восторженной любовью ее жизни.

В то время получила Фаина Раневская псевдоним. За беззаботное отношение к деньгам кто-то из знакомых сравнил ее с чеховской героиней. С того дня исчезла Фанни Фельдман, и появилась Фаина Раневская.

Первая встреча

В жизни начинающей актрисы были две судьбоносные встречи. В прямом смысле слова ее подбирали на улице.

Первая состоялась у оперного театра в Москве, где Фаина сиротливо прижималась к колонне. Там ее заметила Екатерина Гельцер, блистательная балерина. «Самую несчастную девочку» пригласили в дом.

Гельцер прониклась сочувствием и пониманием к Раневской. Наверное, она увидела задатки актрисы в этой нескладной девушке и решила поучаствовать в ее судьбе.

Балерина вводит Фаину в театральный круг, знакомит с актерами и режиссерами. Договаривается о месте в дачном театре Малаховки.

Дачный театр

Так в труппе провинциального театра появилась новая актриса Фаина Раневская. Биография её сделала новый виток: период служения искусству начался. Маленькие выходные роли, тихий дачный поселок дали Фаине небольшую передышку и подарили веру в будущее.

По выходным на спектакли съезжалась московская публика, что давало возможность девушке заводить полезные знакомства. Благодаря одному из них она получила первую свою антрепризу на роли героинь-кокетт.

Театр в Малаховке долгое время хранил на своей стене табличку с напоминанием, что здесь играла великая Раневская. Увы, время и обстоятельства безжалостны к старым зданиям. В конце 90-х театр сгорел.

Первая антреприза

После сезона в дачном театре девушка отправляется в Керчь. Творческая биография Фаины Раневской не обогатилась в слабой театральной труппе. Сезон прошел при пустых залах и, как говорили в то время, театр «прогорел».

Поддавшись на уговоры, она перебралась в Феодосию, где ее попросту обманули, не заплатив денег за работу. В отчаянии Фаина уезжает в Ростов.

Этот период жизни полон несбывшихся надежд и разочарований. Отчаявшись, девушка подумывала о возвращении домой. Она с ужасом представляла, что о ней станут говорить. Фаина Раневская: краткая биография бездарности!

Впрочем, к тому времени возвращаться было уже некуда. Семья после революции эмигрировала, Фаина осталась совсем одна. И тут случилось новое чудо, повернувшее жизнь девушки совсем в другое русло.

Вторая встреча

Раневская узнает, что в Ростове находится на гастролях знаменитая Павла Вульф.

В те времена было принято брать шефство над начинающими юными дарованиями. Павла смогла разглядеть в отчаявшейся девушке потенциал и в буквальном смысле подобрала Фаину на улице. С тех пор жизнь Раневской была тесно связана с семьей Вульф.

Биография Фаины Раневской в очередной раз сделала крутой поворот.

Павла не только поселила девушку в своем доме, но и стала ее педагогом. Раневская всегда с нежностью вспоминала ее. Она говорила, что Вульф была очень строга к ней и никогда не хвалила, добиваясь безукоризненного выполнения задания. Она учила видеть роль глубоко, представлять и проигрывать то, что автор пьесы оставил между строк.

Именно так Раневская и играла. За это ее боготворили поклонники и не любили, а иногда просто боялись режиссеры. У Вульф она научилась из невзрачной маленькой роли создавать шедевр, который делал пьесу популярной.

Голодный Крым

Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.

Вот такая она - Фаина Раневская, фото, биография творчества которой до сих пор привлекают и волнуют людей, хотя бы раз видевших ее на экране.

Ролей в кино было мало еще и потому, что ее часто не утверждали из-за «семитской» внешности. Раневская старалась с юмором относиться к этому, но невозможность сыграть Ефросинью в «Иване Грозном» стала жестоким ударом. Тем более что Эйзенштейн специально прописывал роль под нее. Ефросинья осталась несбыточной мечтой, как говорила Фаина Раневская. Фото с проб - тому живое напоминание.

Ее типажи поражают тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Иногда Раневской разрешали самой дописать свою роль. Такие ситуации позволяли в полной мере раскрыться таланту, а зрителям - насладиться искрометным юмором актрисы и неподражаемой игрой.

Любовь к мужчинам и женщинам

Почти всю свою жизнь Фаина Раневская пребывала в стадии перманентной влюбленности. Она одинаково сильно любила живого Качалова, далекого Станиславского, давно ушедших из жизни Чехова и Пушкина.

Беззаветно любила и была предана до конца их жизни Екатерине Гельцер и Павле Вульф. Когда-то они протянули ей руку помощи, вывели в люди, и Раневская никогда этого не забывала.

Нежная дружба с Мариной Цветаевой была основана на родстве душ. Они обе искали настоящее искусство, а не найдя, испытывали сомнения и тоску по утраченному.

Отношения Раневской и Ахматовой были сродни тому, как истинно верующий относится к Богу. Веселый сарказм, сквернословие, озорство актрисы заканчивалось там, где начиналась Анна Ахматова. Эти две женщины в разные периоды своей жизни очень поддерживали друг друга. Смерть подруги подорвала здоровье Раневской и навсегда убила веру в справедливость.

С юмором вспоминала свою первую привязанность Фаина Раневская. Биография (личная жизнь актрисы, как вы сможете убедиться в этом далее, в прямом понимании этого слова не сложилась) сообщает, что, будучи совсем молоденькой, девушка неудачно влюбилась в героя-любовника из труппы. Он не ответил ей взаимностью. Хуже того, он оскорбил и унизил Фаину, тем самым закрыв эту часть её души навсегда.

Мужчины, конечно, были, хотя Раневская никогда не афишировала своих отношений. Случались беременности, которые она безжалостно прерывала. Заглянуть в свою личную жизнь актриса позволяла не многим. В ее отношениях с мужчинами редко присутствовала взаимность. Она не смогла полюбить ни одного из тех, кто искренне выражал ей свои чувства.

В годы после ее смерти вышло много книг с досужими домыслами, центром которых выступала непревзойденная Фаина Раневская. Биография, личная жизнь ее стала достоянием жадной до сенсаций публики.

Если не считать семьи Павлы Вульф, которую Раневская считала своей, то только однажды и ненадолго ей довелось насладиться домашним очагом. В шестидесятых годах вернулась из эмиграции старшая сестра Белла. Вместе они прожили всего несколько лет, после чего Белла заболела и вскоре умерла.

Фаина самоотверженно ухаживала за больной, доставала лекарства, находила врачей. В тот период даже служба в театре отошла на второй план. Не помогли ни деньги, ни операции... Беллу не удалось спасти. Всего лишь четыре года отвела судьба на жизнь с сестрой. Об этих скорбных эпизодах не любила вспоминать Фаина Раневская. Ее боль и страдания остались для окружающих за закрытой дверью.

В глубокой старости появилась еще одна привязанность - собака Мальчик. Интересно, о чем думала Раневская, увидев слепую, лишайную, вмерзшую в лужу дворнягу? Быть может, она вспоминала себя в молодости, когда ей, голодной и никому не нужной, протягивали руку и брали в семью?

У Фаины Раневской при всей ее колкости, а иногда даже жестокости было милосердное сердце и добрая душа. Она приютила пса, и он был в последние годы ее семьей.

Признание

Раневской не довелось сыграть ни одной великой роли, о которой мечтает каждая актриса. И, несмотря на это, она получила всеобщее признание! Сталин восторженно отзывался о ее игре, признавая ее разносторонность. Брежнев откровенно восторгался.

Девять правительственных наград, Заслуженный артист РСФСР, дважды Народный артист РСФСР и СССР, лауреат трех Сталинских и двух Государственных премий...

В лондонском ежегоднике «Кто есть кто» она входит в десятку лучших актрис второго тысячелетия. В Таганроге перед домом, где прошло детство Раневской, установлен памятник актрисе.

Казалось бы, можно почить на лаврах, но Раневская не получала удовлетворения от наград, потому что испытывала отвращение к новым веяниям в театре и искусстве. Она искала настоящее всю свою творческую жизнь, но так и умерла, не найдя.

Она осталась на старых пленках и в памяти. Не могут бесследно исчезать такие люди, как Фаина Раневская. Биография, цитаты, «ушедшие в люди», остаются жить, привлекая ежегодно новых почитателей.

Старость и одиночество

За исключением некоторых лет, жизнь актрисы не была счастливой. Ее окружали друзья, коллеги, поклонники - и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной.

Только ее драгоценный пес Мальчик скрасил последние годы. С ним она испытывала желание жить, ощущала себя нужной.

Фаина Раневская - по ее собственным словам, хулиганка и балагур - с трудом впускала людей в свою личную жизнь. Всегда присутствовало ощущение легкой тайны и недосказанности. Постепенно уходили из жизни друзья и близкие, усугубляя одиночество. Трепетно хранила на своих стенах Фаина Раневская фото дорогих сердцу людей. Все, что осталось в жизни - воспоминания.

Годы брали свое. Болезни и старость разрушали тело. Паспорт она считала несчастьем человека, а возраст - большой личной неприятностью.

Вот и подходит к концу наш очерк: "Фаина Раневская: биография". Дети не родились, муж не появился, нормальная семья не состоялась. Вся жизнь ушла на поиски настоящего искусства, которое в итоге нашлось только в Третьяковской галерее.

Фаина Георгиевна Раневская умерла летом 1984 года, прожив долгую, яркую жизнь. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

Личность Раневской была неоднозначной, одиозной и противоречивой. При этом женщина обладала огромным талантом, искрометным юмором, умела служить искусству, быть благодарной и милосердной. По ее собственным словам, она прожила жизнь глупо. По мнению почитателей - ярко и насыщенно. Ее звезда взошла и продолжает сиять на небосклоне по сей день.

Когда мы с anni_lj были в Москве, то съездили на Донское кладбище. Целью поездки была могила Майи Кристалинской, ну а поскольку времени было достаточно, то мы погуляли и по новому кладбищу, и по старому некрополю. Кладбище находится, соответственно, у Донского монастыря

Сначала - могила Майи Кристалинской

на "торце" памятника - стихотворение Роберта Рождественского, вот это .

недалеко от могилы Кристалинской случайно совершенно увидели могилу Марии Борисовны Мульяш. Она была главным редактором концертного зала "Россия", в свое время помогала и дружила с Майей Кристалинской. Те, кто смотрели фильмы о Майе Владимировне, видели ее, скорее всего.

На другом участке неподалеку мы нашли могилу Фаины Раневской. Очень хорошо рядом с могилой растет куст сирени - наверное, так красиво весной...

Больше "знакомых" могил у нас там не было, и мы просто походили и посмотрели на интересные памятники. Большой участок этого кладбища занимают могилы авиационные, сплошные летчики, штурманы, бортпроводницы - иногда целыми экипажами.

и еще пара интересных памятников на новой территории - с такой мозаикой на камне

А вот территория некрополя. Он находится внутри ограды монастыря.

могилы там очень старые - даже часто не могилы, а раки

там масса интересного, все, конечно, не показать. Только выборочно - вот такой памятник-дерево

мастер, который делал памятник, указал в уголочке свои координаты

могила матери Ивана Сергеевича Тургенева

Захоронение Давыдовых.

Могила Петра Львовича Давыдова, знакомого А.С. Пушкина, участника войны 1812 года

А высокий памятник - это могила Льва Денисовича Давыдова, отца декабриста Василия Львовича Давыдова. На памятнике с одной стороны герб

а с другой барельеф

неподалеку - могила, на памятнике которой от руки написано "Салтычиха убийца 147 человек" - помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная своей жестокостью и садизмом.

Могила Александры Осиповны Смирновой-Россет, фрейлины, друга Пушкина, Карамзина, Гоголя.

на этом памятнике понравилась обстоятельная, подробная надпись

интересный могильный памятник, обнесенный оградой

с барельефом

и длинной надписью. Обратите внимание, перечислялись тогда все титулы, звания и заслуги.

Захоронение Деникиных - генерала, его супруги и философа Ивана Ильина с супругой. Останки были перенесены на Донское кладбище в 2005 г. Это, кстати, уже третье место захоронения Деникина: первое было в Детройте, второе - на православном кладбище в Нью-Джерси, третье вот в Москве. Перезахоронение было совершено с согласия его дочери.

В центре - могила военачальника Владимира Оскаровича Каппеля. Умер он неподалеку от Иркутска от воспаления легких. Похоронен был лишь через месяц после смерти - его тело возили за собой в отряде, боялись надругания большевиков над останками. И лишь когда дошли до Читы, то похоронили его в Кафедральном соборе. Но уже через несколько месяцев, когда Красная Армия подошла к Чите, оставшиеся в живых каппелевцы перевезли останки в Харбин, где и перезахоронили. На могиле был поставлен памятник, который разрушили китайские коммунисты в 1955 г.

На дальней стене, ограждающей территорию монастыря, мы увидели замечательно интересные горельефы, три больших и 3 маленьких.

Первый - работы скульптора А.В. Логановского, 1847-49 гг. "Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями".

и детали покрупнее

Второй горельеф работы того же скульптора и тех же лет - "Встреча Давида, победившего Голиафа"

И третий (скульптор и годы те же) - "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар, 1380 г".

Горельеф того же скульптора - Мариам

и горельеф воина Георгия работы скульптора Н.А. Рамазанова

Навсегда остаются в памяти поколений благодаря своему гениальному мастерству и таланту. Именно такой великой и легендарной, а также очень острой на словцо запомнили зрители Фаину Раневскую - народную артистку театра и кино СССР. Какой была жизнь «королевы эпизода» - одной из самых загадочных женщин XX века, и где похоронена Фаина Раневская? Подробности в данной статье.

Благополучное еврейское детство

Ф. Раневская

Биография и личная жизнь Раневской Фаины Георгиевны была насыщена множеством событий. Родилась, тогда еще Фанни Гиршевна Фельдман в семье богатого еврея в Таганроге в 1896 году.

У них был собственный дом, а кроме Фанни у Фельдманов родилось еще трое детей - три брата (один из которых умер еще младенцем) и сестра Белла. Семья Фельдманов была патриархальной. Мать Фанни занималась только воспитанием детей, а отец содержал фабрику, торговал нефтяным сырьем, имел магазин, много недвижимости и даже приобрел в собственность пароход.

Однако, будущая актриса не чувствовала себя счастливой в детские годы, так как страдала от заикания. Фанни была скромной, застенчивой и очень одинокой девочкой. Настолько, что попросила перевести себя из школы для девочек на домашнее обучение, так как очень страдала в обществе своих более здоровых сверстниц.

Домашнее обучение скоро дало свои первые плоды, и Фанни, не любившая учиться, получила отличное образование: она научилась петь, играть на фортепиано, знала несколько иностранных языков и даже стала запоем читать про себя и вслух, полностью забывая о своем речевом дефекте.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Ф. Раневская

В возрасте 10 лет Фанни вдруг обратила внимание на кинематограф и театр. Самый большой отпечаток на судьбу будущей легенды театральной сцены наложил увиденный в этом возрасте спектакль по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Фанни сразу решила для себя стать актрисой.

Причем именно театральной, так как это искусство захватило полностью юную девушку.

Это интересно! Даже впоследствии, будучи уже немолодой и достаточно известной актрисой, Фаина Раневская говорила о своих работах в кино с некоторым презрением: «Деньги кончились, а позор остался». Однако, массовый зритель помнит именно ее яркие эпизодические кинороли, например, в фильме «Подкидыш», где Фаина сыграла очень эксцентричную мамашу.

После того как Фанни определилась с профессией, она успешно сдала экзамены экстерном и начала заниматься в театральной студии. Семейство Фельдманов встретило эту новость сухо, если не сказать враждебно. Именно поэтому Фанни в 1915 году уехала покорять театральную Москву.

Как родился псевдоним известной актрисы?

Отец, Гирш Хаимович Фельдман, долго не общался с Фанни после отъезда и полностью лишил ее материальной помощи. Более мягкосердечной была мать, Милка Рафаиловна, которая дала дочери на первое время немного денег. На них она сняла комнату и стала пробиваться в тяжелой профессии актрисы, обивая пороги известных театральных подмосток.

Но Фанни Фельдман нигде не замечали…

Взять псевдоним молодая девушка решила после того, как однажды, выйдя с почты вместе с другом, она попала под сильный порыв ветра, который вырвал из ее рук крохотную сумму денег, присланных мамой. Фанни только мрачно посмотрела им вслед и сказала: «Надо же, быстро деньги улетают». На что ее друг заметил, что она настоящая Раневская из чеховской пьесы. Фанни усмехнулась и согласилась с тем, что они во многом похожи.

С тех пор на свет родилась Фаина Георгиевна Раневская - будущая звезда театра и кино.

Театральные успехи

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

Ф. Раневская

После приезда Москву Фаина оказалась не у дел - ее не взяли ни в одно театральное училище. Выход был только один - ходить в частную театральную школу, но на это у юной революционерки и бунтарки не было денег. Не дала пропасть будущей талантливой «королеве эпизода» артистка Гельцер. Она увидела пробы Фаины и устроила ее в Малаховский летний театр, который расположился в Подмосковье.

В это время Фаина вращалась в кругах известной богемной молодежи. Она была знакома с Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой и даже Маяковским. Все они уже были очень известными, и почти легендарными личностями. Фаину окружали уже тогда великие актеры: ее первая безответная любовь - Василий Качалов, Садовская, Петипа и Певцова.

Фаина следила за ними, перенимала мастерство, играя в массовках и мечтая о главных ролях.

После закрытия летнего театрального сезона, Фаина работала в разных городах:

  1. Керчь.
  2. Кисловодск.
  3. Феодосия.
  4. Баку.
  5. Ростов.
  6. Смоленск.

На этих подмостках Раневскую уже начали замечать и, наконец, оценили по достоинству, предложив ей место в столичном «Театре актера». С родителями же Фаина окончательно потеряла связь в 1917 году, когда они эмигрировали.

Известные театральные роли

Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли.

Ф. Раневская

Самой первой театральной ролью Раневской стала Маргарита в спектакле «Роман». Наиболее известны для ценителей театрального искусства ее роли в следующих спектаклях:

  1. «Вишневый сад» - роль Шарлотты.
  2. «Патетическая соната». Этот спектакль Фаина отыграла уже в Камерном театре, отличившись в одной из главных ролей.
  3. «Васса Железнова» - один из самых удачных опытов Раневской уже в Театре имени Моссовета. В этом спектакле Фаина также играет главную роль, привнося в сценарий режиссера свои задумки. Уже тогда, в 50-х годах меткие цитаты Фаины Раневской прославили талантливую артистку.
  4. В Моссовете Раневская отыграла свои самые заметные роли - Люси Купер («Дальше-тишина»), Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Манька-спекулянтка в спектакле «Шторм» и многие другие. Маньке-спекулянтке зрители вообще аплодировали стоя, не зная, что вся роль придумана не самим режиссером, а полностью переписана самой Фаиной. Сыграла она ее так ярко, что затмила собой даже исполнителей главных ролей.
  5. «Закон чести». Этот спектакль Фаина играла уже в военные годы в Ташкентском куда эвакуировали актеров Моссовета. Ее жена Лосева получилась настолько убедительной, что после данной роли в театре актрису начали приглашать в кино на подобное амплуа.
  6. «Игрок», «Деревья умирают стоя» и «Мракобесы» - спектакли Раневской уже в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, где артистка играла до самой смерти. На этом театре даже установили табличку, на которой отражены годы жизни Фаины Раневской - 1896-1984.

Известные кинороли

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

Ф. Раневская

После дебюта на театральной сцене Фаину Раневскую начали приглашать в кинематограф. Причем в ее фильмографии почти нет главных киноролей. Кинообразы, прославившие Раневскую на весь Советский союз, как правило, немногословны. Это роли даже не второго, а третьего плана. Однако, даже их Фаина смогла сделать звездными. Коллеги по цеху, да и зрители называли Раневскую «королевой эпизода».

Наиболее известные эпизодические образы, а также фильмы с Фаиной Раневской в главной роли:

  1. Госпожа Луазо («Пышка», 1934).
  2. Попадья («Дума про казака Голготу», 1937).
  3. Ида Гуревич («Ошибка инженера Кочина», 1939).
  4. Ляля («Подкидыш»,1939) - самая известная роль Раневской и на века прославившая ее фраза героини: «Муля, не нервируй меня!».
  5. Маня, тетка Добрякоа, сотрудница роддома («Любимая девушка», 1940).
  6. Роза Скороход («Мечта», 1941).
  7. Горпина («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1941).
  8. Тетушка Адель («Новые похождения Швейка», 1943).
  9. Профессор медицины («Небесный тихоход», 1945).
  10. Мачеха («Золушка», 1947).
  11. Зоя Свиристинская («Девушка с гитарой», 1958).
  12. Бабушка («Осторожно, бабушка!», 1960).
  13. Ада Бранд - директор цирка («Сегодня новый аттракцион», 1966).

Кроме этого, Фаина Раневская участвовала в съемках знаменитого юмористического журнала «Фитиль», а также озвучила самую известную и хозяйственную няню всех времен и народов - Фрекен Бок в мультфильме «Малыш и Карлсон».

Последние годы жизни

Причиной смерти Фаины Раневской стала пневмония, которую ее организм не смог перенести после обширного инфаркта. В конце своей жизни Фаина Георгиевна уже не играла в театре, так как, по ее словам, она устала «симулировать здоровье». Свою творческую жизнь она окончила в 1963 году, и жила со своей сестрой Беллой и собакой Мальчиком.

Где похоронена Фаина Раневская?

Перед смертью знаменитая актриса даже завещала выбить на своем надгробии надпись: «Умерла от отвращения». Могила Фаины Раневской на Донском кладбище - довольно популярное место. Вокруг всегда цветы от поклонников и почитателей ее таланта. Столь эксцентричная эпитафия про «отвратительную жизнь» не была принята, и место, где похоронена Фаина Раневская, лишь скрашивает маленькая бронзовая собачка Мальчик - любимый пес актрисы.

Личная жизнь

Цитаты Фаины Раневской прославили ее не только среди коллег по цеху, но и среди обычных людей. Она не только была достаточно резкой в своих высказываниях, но и поразительно мудрой женщиной, иногда шокирующей, а иногда и сразу влюбляющей в себя при помощи мощной харизмы.

Чего стоит случай с режиссером в одном из театров, который ворвался в ее гримерку, пытаясь скандалить по поводу роли, и замер на пороге. Раневская была абсолютно голой и курила сигарету. Совершенно не замечая шока, который она произвела на своего коллегу, Раневская спросила: «Вам не мешает, что я курю?».

Однако, множество романов, которые приписывали великой актрисе, не принесли Раневской семьи и детей. Она никогда не была замужем, не желая вступать в отношения, которые потом принесут боль. Это началось после случая с одним известным актером, в которого тогда юная Фанни была влюблена. Он пришел к ней домой с подругой, и попросил влюбленную Раневскую «погулять». Однако, одинокой Фаина не была. У нее было множество друзей, и любимая сестра Белла, которая жила с ней.

Афоризмы актрисы

Все цитаты великой актрисы давно стали афоризмами, и сейчас набирают все большую популярность. В них заключена не только мудрость, но острый ум этой легендарной женщины.

Самые известные из них:

  1. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  2. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  3. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
  4. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
  5. Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
  6. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
  7. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  8. Почему все дуры такие женщины?
  9. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
  10. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Ф. Раневская

«Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть» - данная фраза также принадлежит легендарной актрисе. Всеобщего признания ее таланта хватило при жизни, но каждый из ее поклонников все же знает, где похоронена Фаина Раневская, и куда можно прийти, чтобы отдать последнюю дань ее великому мастерству.