Биография лилии брик

Лиля Юрьевна Брик (Лиля Уриевна Каган, 1891-1978) - российский, советский литератор, актриса, муза В. Маяковского. Именно ей великий поэт посвятил почти все свои произведения. В муках любовных страданий поэта по Лилии Брик рождались нетленные шедевры. Ее образ и стиль жизни нередко находились за гранью, заставляя других испытывать вдохновение и шок. Во многом благодаря Брик сохранилось творческое наследие Маяковского, а его имя после смерти не было предано забвению.

Детство и юность

Лиля Брик родилась 11 ноября 1891 года. Ее отец, Урий Каган, был присяжным поверенным, активно боровшимся за права евреев. Кроме того, он очень увлекался литературой и даже родную дочь назвал в честь супруги И. Гете. Мать увлекалась искусством - играла на фортепиано, сочиняла стихи, нередко организуя музыкальные вечера.

Родители позаботились о хорошем образовании дочери, поэтому с детских лет Лиля знала толк в балете, играла на рояле и говорила на иностранных языках. Кроме того, она всегда умела завести и поддержать беседу на светские темы. Ей позволяли пробовать и искать себя. Она училась на Высших женских курсах, в Московском архитектурном университете и даже успела попрактиковаться скульптуре в мюнхенской студии Швегреле.

Любовные романы

Один из ярких эпизодов биографии Брик - любовные романы. В молодости она имела поистине магическое влияние на мужчин, большинство из которых при первой же встрече попадали под чары прелестницы. Перед ней не смогли устоять Ф. Шаляпин, Г. Распутин, В. Маяковский и многие другие. Среди многочисленных воздыхателей актрисы даже был родной дядя, в ответ на активные ухаживания которого девушку отправили в Катовице. Многим из своих поклонников она говорила: «Лучше всего знакомиться в постели». Одним из редких исключений стал ее законный супруг О. Брик, которого добивалась сама Лиля.

Союз с Маяковским

Первое знакомство поэта с семьей Брик состоялось отнюдь не с Лилей. Еще до встречи с ней он находился в отношениях с ее младшей сестрой Эльзой Триопе, впоследствии ставшей известной поэтессой. Их роман продолжался два года и мог длиться еще дольше, если бы не та роковая встреча. В июле 1915 года Эльза решила познакомить Маяковского с родителями и пригласила к себе в дом, где была и Лилия. Увидев прекрасную незнакомку, поэт влюбился с первого взгляда и даже прочитал ей еще неопубликованную поэму «Облако в штанах». Несмотря на такой поворот событий, Эльза сохранит с Владимиром хорошие отношения до конца его дней.

Роман Брик и Маяковского развивался стремительно. Попав в любовные сети, поэт ухаживал бурно и страстно. Он был в восторге от воспитанной и начитанной девушки, которая превосходила, по его мнению, в этом плане даже самого Бурлюка. У нее как раз в это время наступил кризис в отношениях с мужем, о котором позже Лиля скажет: «Наша личная жизнь как-то расползлась». Вскоре их встречи стали проходить каждый день, и они стали практически неразлучны. Маяковский даже переехал на Надеждинскую улицу, чтобы быть поближе к любимой. В отличие от экспрессивного поэта, Брик всегда умела держать дистанцию, не поддаваясь на безумные эмоции. Она долго называла его на «вы» и запрещала распространяться о свиданиях.

Вскоре Маяковский станет частью семьи Бриков, и они будут жить втроем. О роли каждого в этом любовном треугольнике всегда возникало много вопросов. Ответить на них пыталась сама Лилия, характеризуя Осипа как любимого ей человека «больше чем брата, мужа и сына». Очевидно, что он оказался со временем в странной роли при очень независимой и характерной супруге. Скорее всего, на этом примере мы можем наблюдать взаимоотношения трех не очень счастливых людей. Осип Брик не любил свою супругу, а она не испытывала взаимной страсти к Маяковскому.

Брик никогда не хотела иметь детей - ни от Осипа, ни от Маяковского. Позднее она говорила, что не хотела подвергать своего ребенка мучениям, которые испытывала сама. Зато к чужим детям она всегда относилась с особым трепетом.

Интересно, что даже в этот период странной семейной жизни Брик удавалось заводить отношения на стороне. К примеру, в 1922 году она увлеклась А. Краснощековым, работавшим в нескольких советских госструктурах.

Муза поэта

В посвящении к поэме «Облако в штанах» Маяковский напишет короткое, но многозначное: «Тебе, Лиля». На своем собрании сочинений он отметит по «маяковски» - «Л.Ю.Б». С таким же трехбуквенным обозначением поэт подарит любимой памятное кольцо. В 1928 году он посвятит ей и все свои произведения, написанные до момента их знакомства.

В 1916 году издается поэма «Флейта-Позвоночник» и стихотворение «Лиличка», проникнутые глубочайшим чувством любви к Брик. Через два года она вместе с поэтом снимется в картине «Закованная фильмой», но кинопленка сгорела, и на память осталось только несколько фотографий и большой плакат. В 1922 году поэт закончил поэму «Люблю», в которой выразил все чувства к любимой, терзавшие его на тот момент.

После смерти Маяковского Брик сумела добиться того, чтобы его продолжали печатать. По слухам, она сумела выйти на самого Сталина и убедила его, что такого поэта забывать нельзя. Генеральный секретарь внял просьбам женщины и потребовал «восстановить упущенное», тем самым посодействовав созданию музея Маяковского.

Творческая деятельность

После появления в жизни Брик Маяковского она познакомилась со многими представителями культурной богемы - М. Горьким, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и многими другими.

В конце 20-х годов Лилия Юрьевна обращается к кинематографу - работала ассистентом во время съемок фильма «Еврей и земля» и стала соавтором сценария картины «Стеклянный глаз». Также она занялась переводами немецких авторов и издательскими делами Маяковского. Авторству Брик принадлежит несколько литературных теоретических трудов, к примеру, о творчестве Ф. Достоевского. Увлечение скульптурой вылилось в создание любительских произведений, посвященных В. Маяковскому, О. Брику, В. Катаняну.

В 60-е годы ее квартира на Кутузовском была хорошо известна как центр культурной жизни, альтернативной официальной идеологии. Среди ее знакомых были звезды первой величины - М. Плисецкая, Р. Щедрин, Л. Утесов, Ф. Раневская, Р.Зеленая, Л. Орлова, А. Миронов и многие другие.

Личная жизнь

Огромное количество увлечений Лилии Брик переросли в три официальных брака. Кроме Осипа Брика, она выходила замуж за Виталия Примакова, бывшего в годы Гражданской войны командиром Червонного казачества и расстрелянного вместе с другими военачальниками в 1937 году. Последним супругом Брик был Василий Катанян, литературовед, писатель, издатель трудов и биограф В. Маяковского. Правда, сама Лилия добавляла к ним еще и великого поэта. Однажды она скажет: «Я всегда любила одного - одного Осю, одного Володю, одного Виталия и одного Васю» .

В 1978 году Лилия Брик получила тяжелую для своего возраста травму - перелом шейки бедра, которая приковала ее к постели. Чтобы не быть обузой для мужа, она приняла большую дозу снотворного, ставшую смертельной. За несколько дней до гибели Брик записала в своем дневнике, что ей во сне явился Маяковский, которого она ругала за самоубийство, а он в ответ протянул пистолет со словами: «Сама то же самое сделаешь». Она скончалась 4 августа 1978 года. После смерти Лилия Юрьевна была кремирована, а ее прах был развеян недалеко от Звенигорода.

Биография Лили Брик. Когда родилась и умерла Брик, памятные места и даты. Личная жизнь, отношения с Маяковским. Посмертное письмо, цитаты, фото и видео.

Годы жизни

родилась 11 ноября 1891, умерла 4 августа 1978

Эпитафия

«Может, может быть, когда-нибудь
дорожкой зоологических аллей
и она - она зверей любила -
тоже ступит в сад,
улыбаясь, вот такая,
как на карточке в столе.
Она красивая -
ее, наверно, воскресят».
Владимир Маяковский, из поэмы «Про это!»

Биография Лили Брик

Однажды, когда она была еще молода, мимо нее по московской улице проезжал Федор Шаляпин . С первого взгляда он был так очарован девушкой, что тут же остановил экипаж, познакомился с ней и пригласил на свой концерт. Девушку звали Лиля Брик, и позже она свела с ума еще не одного мужчину , при этом никогда не отличаясь особой красотой, но всегда - необъяснимым магнетизмом.

Личная жизнь

Так, с первого взгляда эта девушка очаровала и великого поэта Маяковского . Правда, на тот момент Лили была уже замужем за Осипом Бриком. Биография Лили Брик - биография девушки из обеспеченной и хорошей семьи . Девочка с детства увлекалась искусством, балетом, лепкой, была прилежной ученицей, но также - еще более талантливой соблазнительницей. И лишь Осип Брик стал для нее крепким орешком, влюбившись в Лили далеко не с первого взгляда. Тем не менее, к облегчению родителей Лили и отчаянию родителей Осипа, чувства девушки стали взаимными и молодые поженились .

Лиля Брик и Маяковский

А спустя три года в доме Бриков появился Маяковский, тогда еще ухажер сестры Лили, сыгравший в биографии Брик важную роль, как и она - в его . Маяковский был поражен ею наповал, и с тех пор вся его жизнь была подчинена этой женщине. Маяковский любил не только Лилю, но и ее мужа, считая его другом и членом своей семьи. Осипа тем временем вовсе не волновала интимная жизнь Лили, он был увлечен другой женщиной, но именно Лиля оставалась его близким другом, родным человеком, с которым он не желал расставаться. Отношения Лили с Маяковским в какой-то момент достигли такого накала страстей, что в один из отъездов Бриков в Европу Маяковский, не выдержав то ли одиночества, то ли неудач с другими своими пассиями, ушел из жизни, оставив записку с известными словами: «Лиля - люби меня» .
Лиля Брик долго винила себя в отъезде, возможно, думала она, останься она тогда в стране, она смогла бы предотвратить эту трагедию. Так или иначе, она стала неофициальной вдовой Маяковского и всю свою долгую жизнь прикладывала множество усилий для дальнейшего продвижения его литературного наследия . Она была замужем еще дважды. С последним своим мужем Брик прожила более 40 лет.

Обстоятельства и причины смерти

12 мая 1978 года Лили Брик упала около кровати и сломала шейку бедра. В ее почти 87 лет она стала лежачей больной. Брик переехала на дачу Переделкино и там, воспользовавшись тем, что ее муж отлучился, она ушла из жизни по собственному решению, как когда-то ее гениальный возлюбленный. Причиной смерти Брик стала смертельная доза снотворного . Смерть Лили Брик наступила 4 августа 1978 года . В своей предсмертной записке она написала: «В моей смерти прошу никого не винить. Васик! Я боготворю тебя. Прости меня. И друзья, простите. Лиля» . Похорон Брик как таковых не было, как нет и могилы Брик - ее кремировали, прах развеяли, а на месте, где совершили этот обряд, установили могильный камень с надписью «Л. Ю. Б.» .



Лиля Брик с мужем Осипом Бриком и Владимиром Маяковским

Линия жизни

11 ноября 1891 г. Дата рождения Лили Юрьевны Брик (урожденной Каган).
26 марта 1912 г. Брак с Осипом Бриком.
июль 1915 г. Знакомство с Владимиром Маяковским.
1918 г. Съемки вместе с Маяковским в фильме «Закованная фильмой», начало совместной жизни Маяковского с Лилей Брик.
весна 1919 г. Переезд в Москву.
лето 1923 г. Переезд в Германию.
1926 г. Возвращение в Москву, в квартиру Маяковского.
февраль 1930 г. Переезд Лили и Осипа Брик в Европу.
18 февраля 1930 г. Последняя встреча Лили Брик и Маяковского.
14 апреля 1930 г. Самоубийство Маяковского.
июнь 1930 г. Брак с Виталием Примаковым.
1937 г. Расстрел Виталия Примакова, брак с Василием Катаняном.
22 февраля 1945 г. Смерть Осипа Брика.
4 августа 1978 г. Дата смерти Лили Брик.

Памятные места

1. Дом Бриков на улице Жуковского в Санкт-Петербурге, где произошло знакомство Маяковского с Лилей Брик.
2. Дом Маяковского в бывшем Гендриковом переулке, где он жил вместе с Бриками в 1926-1930 гг. и где после его смерти некоторое время существовал музей поэта.
3. Дом Брик на Кутузовском проспекте, в 60-е годы являющийся центром культурной жизни Москвы.
4. Дом Брик в Переделкино (Городок писателей), где наступила смерть Брик.
5. Камень памяти Лили Брик с надписью «Л. Ю. Б.», установленный на месте, где был развеян ее прах.

Эпизоды жизни

О том, какими должны быть похороны Лили Брик, она перед смертью рассказала сама. Брик хотела, чтобы ее кремировали, так как была уверена, что после ее смерти, как и при жизни, обязательно найдутся люди, которые захотят осквернить ее могилу. Всю свою жизнь Брик переживала о тех слухах, что распускали о якобы «любви втроем» между ней, Бриком и Маяковским, когда она сама признавалась, что на момент ее отношений с поэтом с Осипом у нее сложились уже исключительно родственные и платонические отношения.



Заветы и цитаты

«Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают».

«Любовь должна быть неизменна, как закон природы, не знающей исключений».


Передача «Про Это, про Поэта и про Лилю Брик»

Cоболезнования

«Лиля Юрьевна - самая замечательная из женщин, с которыми меня сталкивала судьба».
Сергей Параджанов, режиссер

«Она значительна не блеском ума или красоты (в общепринятом смысле), но истраченными на нее страстями, поэтическим даром, отчаянием».
Лидия Гинзбург, литературовед, писатель

«Лиля Юрьевна была во всех отношениях очень притягательной женщиной. Она превосходно знала и разбиралась в поэзии, была широко эрудированной, всегда в курсе культурных событий, не только наших. Она была блестящей и внимательной собеседницей, остроумной и острой, и при всем этом удивительно обаятельной. И еще одно ее качество, которое привлекало к ней людей: она умела быть внимательной к людям и по мере возможности всегда им помогала».
Инна Генс, искусствовед, жена пасынка Лили Брик

История жизни
Есть женщины, которые заколдовывают мужчин. Лиля Брик была именно такой женщиной. Вошла в историю как возлюбленная Маяковского.
Она родилась в Москве, и детство ее прошло в районе Покровских ворот. Отец, Гурий Александрович Каган, был присяжным поверенным и работал юрисконсультом в австрийском посольстве. Мать, Елена Юльевна, окончила Московскую консерваторию по классу рояля и преподавала музыку. Отец увлекался Гете, и старшую дочь, которая родилась в 1891 году, назвал в честь возлюбленной великого немецкого поэта Лили Шенеман. А когда пять лет спустя появилась на свет ее сестра, она тоже получила имя одной из героинь поэзии Гете - Эльза. Родители дали им хорошее образование. С детства сестры говорили по-французски, по-немецки, играли на рояле.
Девочки обращали на себя внимание. У Эльзы были ангельские голубые глаза и белокурые локоны, а у Лили глаза были огромные и карие, а волосы - ярко-рыжие. Она отличалась норовом, самостоятельностью, родители ее обожали. В гимназии преуспевала, особенно по математике, и сразу же не захотела быть «как все». Схватила ножницы, отрезала себе косы - к ужасу родителей. (А в старости, в 80 лет, наоборот, заплела косу - к удивлению знакомых и восторгу почитателей.)
Со своим будущим мужем Осипом Бриком Лиля познакомилась еще в гимназии. Семнадцатилетний учитель и тринадцатилетняя ученица сразу приглянулись друг другу. В 1908 году она закончила гимназию. Лиля предпочла продолжить образование в Архитектурном институте, а через два года уехала в Германию учиться скульптуре.
Они встретились вновь в день возвращения Лили на родину. В фойе художественного театра. Опять показалось, что это судьба. Но родители Осипа были против брака, так как сомневались в «нравственных устоях» невесты. Однако сыну удалось уговорить родителей, и свадьба состоялась в 1912 году.
С первых же дней своего замужества Лилия Юрьевна «держала салон», в котором собиралась элита - поэты, художники, актеры. Не чурались ее салона и политики, военные, чекисты. Одно время ее возлюбленным был всесильный чекист Яков Агранов, считавшийся другом и Брика, и Маяковского. С Владимиром Маяковским Лилю познакомила сестра Эльза.
Первый свой полудетский роман Эльза пережила в 8 классе гимназии. Он был молодым неизвестным поэтом. По бедности катал ее на трамвае мимо площади, которая впоследствии будет носить его имя - площадь Маяковского. Эльза привела поэта к Лиле, когда та уже была замужем. Правда, к 1915 году она и Осип Максимович Брик уже два года фактически были в разводе, но оставались в дружеских отношениях и жили в одной квартире. Поэт сразу и навсегда влюбился в Лилю.
«Это было нападение, - говорила Лиля Брик. - Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты - буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Когда мы познакомились, он бросился бешено за мной ухаживать, вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: «Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют...»
В конце концов, начав жить с Маяковским, Лиля решила не расставаться с Осипом Бриком. Это, однако, не была «любовь втроем»: и у нее, и у Маяковского до конца дней сохранялись с Бриком дружеские и уважительные отношения. Но у людей, которые не могли себе такого представить, союз этот вызывал злобное неприятие, и «свято сбереженные сплетни», по выражению Ахматовой, тянутся по сей день.
Сохранились письма Эльзы той поры, когда герой ее романа уже увлекся Лилей. По ним видно, что разрыв прошел нелегко для Эльзы, что чувства ее еще не остыли, она ревновала и досадовала: «Сердечные дела мои все по-старому: кто мне мил, тому я не мила, и наоборот».
Лиля умела влиять на сестру и подчинять ее своей воле. И Эльза не порвала ни с нею, ни с Владимиром Владимировичем, а, страдая, подчинилась обстоятельствам. Не будет преувеличением сказать, что Эльза, будучи еще гимназистской, одной из первых по-настоящему полюбила и поняла его стихи. В 1918 году Эльза вышла замуж за француза Андре Триоле и уехала в Париж, там она первой стала переводить Маяковского на французский язык, издавала его пьесы, читала доклады и устраивала выставки.
При всей несхожести судеб сестер было у них нечто общее: они безоговорочно подчиняли себе мужчин, с которыми связывали свои жизни. Их избранники не смели с ними спорить, считаясь с их вкусами в литературе и в искусстве. «Лиля всегда права», - говорил Маяковский.
В личности Лили Брик была одна загадка, тайна, которую она унесла с собою. Не в силах разгадать ее, люди выдумывают небылицы, а имя обрастает легендами. Знаменитые романы Лилии Юрьевны! Ее раскованное поведение, вольные взгляды порождали массу слухов и домыслов, которые передавались из уст в уста и, помноженные на зависть, оседали на страницах воспоминаний.
В те далекие двадцатые Лиля пользовалась большим успехом. О ней говорили в то время чаще, чем о какой-либо другой женщине, и продолжают говорить вот уже скоро сто лет. Она была максималистка, в достижении цели ничто не могло остановить ее - и не останавливало. Если ей нравился мужчина и она хотела завести с ним роман, особого труда для нее это не составляло. Она была хороша собой, сексапильна, знала секреты обольщения, восхитительно одевалась, была независима. Что касалось моральных преград... «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают, - говорила она. - И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Ее не останавливало семейное положение «объекта» или его отношения с другими женщинами. Она хотела любить этого человека, проводить с ним время, путешествовать, но при этом - дружить с его женой. Маяковский однажды заметил: «Ты не женщина, ты - исключение», но все полагали своим долгом вмешаться в ее личную жизнь. Поколение за поколением, от академиков до школьников, судило Лилю Брик, не прощая ей уход от поэта. Это дало ей основания заметить: «Конечно, Володе следовало бы жениться на Аннушке, подобно тому, как вся Россия хотела, чтобы Пушкин женился на Арине Родионовне» (Аннушка - домработница Маяковского).
Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик, они обязаны были выслушивать восхищенные рассказы о ней. Она любила подарки, он любил ей их дарить. Однажды он подарил ей кольцо, внутри которого было выгравировано: «Л.Ю.Б.», то есть Лиля Юрьевна Брик. Если читать выгравированное по кругу, то получается бесконечное ЛЮБЛЮ.
«Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь». Эти строки Маяковского, конечно же, обращены к Брик.
После гибели поэта Лиля Юрьевна еще дважды была замужем, правда, неофициально. Вначале за Виталием Марковичем Примаковым, выдающимся военным, образованным и талантливым человеком, которого в 1937 году репрессировали и расстреляли. Последние 40 лет она была замужем за литератором Василием Катаняном.
«Любимый мой Элик, - пишет Лиля сестре после самоубийства Маяковского. - Я знаю совершенно точно, как это случилось, но для того, чтобы понять это, надо было знать Володю так, как знала его я. Если б я или Ося были в Москве, Володя был бы жив.
Стихи из предсмертного письма были написаны давно, и мне они совсем не собирались оказаться предсмертными:
«Как говорят, «инцидент исперчен»,
Любовная лодка разбилась о быт,
С тобой мы в расчете, и ни к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид».
Обрати внимание, «С тобой мы в расчете», а не «Я с жизнью в расчете», как в предсмертном письме.
Стрелялся Володя как игрок, из совершенно нового, ни разу не стреляного револьвера; обойму вынул, оставил одну только пулю в дуле - а это на пятьдесят процентов осечка. Такая осечка уже была 13 лет тому назад, в Питере. Он во второй раз испытывал судьбу. Застрелился он при Норе, но ее можно винить как апельсинную корку, о которую поскользнулся, упал и разбился насмерть».
Все, кто встречали Лилию Юрьевну в семидесятые годы, на закате жизни, помнили ее оживленной и элегантной женщиной. В ней ничего не было от «реликвии», хотя многие стремились лицезреть ее именно в ореоле grande dame. И бывали приятно разочарованы: никакой надменной величавости. Но все же было в ней нечто, что заставляло соблюдать дистанцию: чувствовалось, что она значительна истраченной на нее страстью гениального человека. Она прожила жизнь в сознании собственной избранности, и это давало ей уверенность, которая не дается ничем иным. И в то же время поражала ее простота, та самая, которой обладают люди воспитанные и внутренне интеллигентные.
Ее облик старались уловить выдающиеся художники, достаточно взглянуть на ее портреты работы Тышлера, Штеренберга, Бурлюка, Леже, фотоколлажи Родченко; она знала толк в живописи и, начисто лишенная предрассудков, в юности позировала обнаженной художнику Блюменфельду, который назвал свою картину «Венера модерн». И когда подруга в ужасе спросила: «Неужели тебя писали нагой?» - Лиля ответила: «Конечно. А тебя что, в шубе?» В хаосе революции пропало большое полотно Бориса Григорьева, называвшееся «Лиля в Разливе», где она лежала на фоне заката. Считая, что картины, подобно рукописям, не горят, Лиля Юрьевна надеялась, что картина где-нибудь отыщется...
Эльза и Ив Сен-Лоран никогда не встречались, хотя и жили в одном городе, а вот с Лилей этот король парижской моды познакомился в 1975 году, когда ей было уже за восемьдесят, и стал ее горячим поклонником. В тот год она летала в Париж на открытие выставки Маяковского и очутилась в кругу молодой интеллектуальной элиты, к которой принадлежал и Ив Сен-Лоран. Он подружился с нею и бывал счастлив, когда Лилия Юрьевна появлялась в его казакине или пальто, он дарил ей массу красивых платьев и украшений, он сделал три графических ее портрета и сочинил туалет к ее восьмидесятипятилетию, который со временем займет место в его музее.
«О какой моде может идти речь в мои годы?» - спросила его Лилия Юрьевна, когда он помогал ей надеть суконное пальто цвета бордо, отделанное сутажем. Но Сен-Лоран утверждал, что есть женщины, которые живут вне моды. К ним он относил Катрин Денев, Марлен Дитрих и Лилю Брик. Он говорил, что она никогда не произносила банальностей, у нее на все был свой взгляд и с нею всегда было интересно. «С Лилей Брик я мог откровенно разговаривать абсолютно обо всем - о любовных делах, о порядочности, о живописи, даже о политике... О моде, конечно, тоже».
Старшая сестра пережила младшую на восемь лет. Никогда ничему не подчиняясь, Лиля Брик сама распорядилась своей смертью: в 86 лет, заболев неизлечимо, она покончила с собой. Это случилось тоже летом. Согласно ее воле, прах был развеян в Подмосковье, там, где с опушки леса открываются поля и перелески, излучина реки и бесконечные дали с высоким небом.

Роковая женщина Лиля Брик. Попытка психологического портрета

«Женщина-вамп» – порода редкая, малоизученная. Тем интереснее, «покопаться» в истории одной из «пиковых» дам. Речь пойдет о Лиле Брик

В чем секрет этой невероятной женщины? Как ей удавалось быть всегда победительницей? Обычно в ответ на подобные вопросы приводят цитату Брик: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Однако, как показали многочисленные опыты, приведенный рецепт не гарантирует стабильного результата. Видимо мадам Брик специально или ненароком забыла указать один или несколько важных ингредиентов. Раз так, придется искать правду-истину самим.
Судя по биографии, Лиля Брик была уверенной и решительной особой. С младых ногтей и до глубокой старости она брала от жизни то, что хотела. Психологи подобный стиль поведения объясняют влиянием родителей. Когда те занимают в жизни лидерскую позицию, дети, вырастая, видят цель и не видят препятствий. И, действительно, ограничения, коими изобиловало законодательство Российской империи в отношении евреев, не помешало матери Лили закончить консерваторию, а отцу стать видным юристом. Не удивительно, что и дочка унаследовала экспансивную натуру. Лиля Каган (11.11.1891 г.) с детства получила хорошее образование (балет, игра на рояле, иностранные языки), благодаря чему умела показать себя прекрасной собеседницей. В юности барышне не мешали искать себя (математический факультет Высших женских курсов, Московский архитектурный институт, класс скульптуры в Мюнхене), что укрепило личную самооценку. И, главное, Лилю всегда досыта «кормили» откровенным проявлением родительской любви, особенно отцовской, из-за чего, она умела и хотела любить и быть любимой.
В книге воспоминаний Лили Брик есть такой момент: «Заезжал ко мне из Киссингена папа. Он очень просил меня вернуться с ним в Москву, он плакал над моими погрубевшими от работы руками, гладил и целовал их, приговаривая: «Посмотри, Лилинька, что ты сделала со своими красивыми ручками! Брось все это, поедем домой»». Согласитесь, не часто папы целуют взрослым дочкам ручки. Видимо, Лиле Брик очень повезло с родителями.

Секси-герл
Итак, уверенная, независимая, «вылюбленная» – это из семьи. А вот сексуальность – уже подарок природы. Многие из любовников Лили (их было более тридцати) и те, кто не получил допуск к прелестям, пали жертвами всесокрушающего очарования в первые же минуты знакомства. Легенда утверждает: увидев однажды Лилю, Федор Шаляпин пригласил ее на свой концерт, Распутин – к себе домой. Из реалий: бурную страсть к юной племяннице питал родной дядя. Маяковскому тоже не понадобилось много времени. Он явился в дом Бриков, как ухажер сестры Лили, однако спустя несколько часов уже отдал хозяйке сердце и посвятил поэму «Облако в штанах».
Единственный мужчина, которого Лиле пришлось добиваться, причем семь лет - это будущий супруг, Осип Брик. Еще можно упомянуть Всеволода Пудовкина. Знаменитый режиссер сумел победить искушение и не поддался чарам той, кто, не стесняясь, говорила: «Лучше всего знакомиться в постели».

Почти ординарная личность
Стремление Лили эпатировать публику поступками и изречениями, демонстрируя свое неприятие мещанства, проявилась после знакомства с великим поэтом. До того барышня выражалась и жила много скромнее и хотя была из ранних: с пятнадцати лет – секс, в шестнадцать – аборт, вела она себя вполне в духе времени и была достаточно буржуазна. В двадцать один Лиля вышла замуж за Осипа Брика. Шаг тоже вполне тривиальный. Молодые принадлежали к одному кругу, имели общие интересы, были давно знакомы. Нельзя назвать уникальной и ситуацию, когда молодая жена поделилась со знакомыми своими сексуальными проблемами. Осип, по словам Лили, оказался «непомерком». Но в большие подробности Лиля не вдавалась. Поэтому детали и суть обидного прозвища к огорчению будущих исследователей навсегда остались за кадром. Что же касается любовников, то до знакомства с Маяковским Лилины партнеры не представляли собой ничего интересного. Настоящая трасформация из, уж простите, рядовой давалки в женщину-вамп случился в конце июля 1915-го, когда в дом Бриков явился Маяковский.

Тройственный союз
А теперь представьте: налаженный быт сытого мирка, умненькая любвеобильная барынька; очень умный барин без карьеры, особых увлечений, прозябающий в отцовской конторе и вдруг…трах, бах…возникает поэт-бунтарь и обрушивает на чету свою любовь вкупе с футуристическими нигилизмом, авангардизмом и пр. Дальше – больше. Сломив сопротивление мадам поэт вносит рационализаторское, но скандальное предложение поселиться втроем. И получает согласие. И вот финал: «несчастный» муж в порядке компенсации превращается в звезду модной тусовки, становится литератором, идеологом нового направления в искусстве, критиком, журналистом. Супруга тоже не в накладе. Отныне и до скончания века она – гражданская жена гения, персонаж истории, героиня СМИ и по мере сил собирает с того дивиденды.
Правда, прикольная история? Жаль, интрига слабовата. Нет возможности обнаружить рациональные мотивы в поступках Бриков. Нельзя обвинить «сладкую парочку»: мол, сволочи, поймали на удочку наивного парня, использовали. «План», имей он место, без использования машины времени был откровенно слаб, а издержки слишком велики. Ведь репутация погибла бы без смысла и пользы. Но произошло то, что произошло. У участников истории сработала интуиция. Каждый ощутил, вот он/она - шанс попасть в светлое будущее. Внешне все сложилось как бы случайно. Осип Брик пришел в восторг от стихотворного таланта нового знакомого и помог издать поэму «Облако в штанах», тираж которой 1050 экземпляров, не являлся коммерчеким. Лиля Брик поддержала мужа: «Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося». А сам Маяковский из «сам никто, звать ни как» превратился в супер-поэта.

Муза или добро с кулаками
Лилю Брик часто называют музой Маяковского. При этом принято восхищаться силой чувств поэта и возмущаться стервозностью избранницы. А нет бы, подумать: что неврастеничной натуре Владимира Владимировича требовалась именно такая "сука-любовь", заставляющая страдать, плакать, терпеть, зарабатывать деньги и дарить подарки. С другой Маргритой Мастера ждало забвение.
Но самое удивительное другое. Лиля Брик сделала Маяковского великим поэтом не для него, а для самой себя, чтобы вволю потешить тщеславие и попользоваться жизненными благами. Такой уникальный махровый эгоизм заслуживает самого искреннего восхищения и уважения.
Нужна поэту, к примеру, слава? Само собой, нужна. Но в лучах оной могно погреться двоим. И вот в 1918 г. Маяковский пишет специально для Лили Брик сценарий, и они вместе снимаются в картине «Закованная фильмой».
Поэты иногда неплохо зарабатывают. Почему бы тогда не вытребовать редкую игрушку – «автомобильчик»?
Поэту для творчества нужны новые впечатления, кипение страстей? Извольте! Роман Брик и Маяковского – сплошные эмоциональные «качели». То любовь-морковь, то ревность, сомнения, отсутствие внимания и везде, повсюду сплошные поводы для Лиличкиного самоутверждения. Почувствовать силу и власть, покрасоваться, похвастаться, прочитать посвящение, мелькнуть в строке, так или иначе, но занять место в пространстве, увековечиться, попасть в новости или анналы истории. Для примера, история с поэмой «Про Это». В 1922-ом Маяковский был отлучен от тела и, просидев два месяца на голодном пайке, завершил работу над поэмой. В ответ муза выдала не менее гениальную сентенцию, ставшую достоянием гласности: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».
Поэты легко увлекаются… Лиля и тут нашла верный тон. Сама меняла любовников, как перчатки. Воспитанный на примере Осипа Маяковский сносил измены, пока …не получил отставку. Весной 1924 года гражданский брак Лили Брик и Владимира Маяковского перестал существовать. Но два мужчины и женщина-вамп продолжали жить вместе. Развод Лили и Осипа не изменил ситуацию. Хотя Брик женился во второй раз, ночевал Осип всегда «дома».

На волне
Середина 20-х лучшая пора для «тройственного союза».
Маяковский в фаворе у новой власти, выступает, публикуется, рисует, возглавляет литературно-художественное объединение ЛЭФ. Осип Брик – рядом, в ЛЭФ-е, в редакции газеты «Искусство коммуны», в создании пьесы. Лиля тоже вся в делах: путешествует по постелям, магазинам, ресторанам, иногда работает, пытается писать сценарии, делает переводы. И занимается издательскими делами Маяковского. Теперь на кону уже серьезные деньги. И будучи человеком рациональным, мало склонным к рефлексии, Лиля не позволяет задержаться рядом с бывшим возлюбленным ни одной женщине. Как показала жизнь, стратегия исключительно правильная. Миллионные тиражи Маяковского, половина доходов от которых, принадлежала по завещанию бывшей гражданской жене, стали хорошим подспорьем в хозяйстве, пока их не отобрал н. хрущев.

Новый поворот
Через год после смерти Маяковского тридцатидевятилетняя Лиля вышла замуж за героя гражданской войны, крупного военачальника, Виталия Примакова и зажила не в пример прошлому мирно, тихо. Ездила по стране, бывала за рубежом, заботилась о супруге, что-то кропала литературное, ни скандалов, ни фото в стиле ню, ни любовников. Из эксцентричных поступков можно назвать лишь один. Когда Примаков получил квартиру на Арбате, там поселился и…Осип Брик. Но это уже как-то никого смущало.
Разительную перемену многие объясняли тем, что Лиля к Примакову была внедрена по приказу чекистов. (О связях с органами женщины-вамп ходило много слухов, однако доказательств тому нет. А вот Осип Брик трудился в ЧК с 1920 по 1924 г. и во время одной из чисток был уволен «за нерадивую работу»). В пользу версии о «подсадной утке» говорит и то, что после ареста Примакова в 1935-ом Лиля уцелела, а Примаков после очной ставки с женой, согласился со всеми обвинениями следствия. Но если это так, если Лиля, действительно, работала на госбезопасность, то ее необыкновенное дерзкое письмо к Сталину находит вполне простое объяснение. Верхам понадобились титульные гении, а назначить их следовало по инициативе снизу.

Ход королевы
К 1935 г. слава Маяковского стала меркнуть. Количество публикаций и тиражи уменьшились, стихи со сцены почти не звучали. И дабы…справедливость восторжествовала, вернулись прежние доходы, был выполнен приказ чекистов (нужное подчеркнуть) в 1935 г. Лиля Брик обратилась с письмом к Сталину и призвала не предавать забвению великого певца революции. Ответ не задержался. Сталин написал Ежову: «Т. Ежов!
Очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остаётся лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям – преступление. Жалобы Брик, по-моему, правильны. Свяжитесь с ней (с Брик), или вызовите её в Москву, привлеките к делу Таль и Мехлиса и сделайте, пожалуйста, всё, что упущено нами. Если моя помощь понадобится, я готов. И. Сталин»
Буквально сразу Маяковский стал номером первым советской поэзии. Появились музей, улицы, площади его имени и прочие атрибуты признания. Лиле назначили пенсию - 300 рублей, столько получали в те годы начальники. На волне нового интереса к Маяковскому в жизнь женщины-вамп пришел и новый мужчин – исследователь творчества Маяковского Василий Катанян, с которым Брик прожила почти сорок лет.

И напоследок
О жизни Лили Брик можно говорить долго. Даже смерть ее – заслуживает отдельного рассказа. Лиля Юрьевна Брик ушла из жизни по собственной воле, поняв, что после перелома шейки бедра, никогда не сможет восстановиться полностью. Было ей тогда 86 лет и она не желала уходить побежденной.

Елена МУРАВЬЕВА

Рецензии

Огромное спасибо за такую экспресс-информацию. Из песни слов не выкинешь, а поэтому 20-годы невозможно представить без Маяковского и Лилички Брик. На память мгновенно приходит плакат с Лиличкой Родченко. При этом красавицей ее трудно назвать. На современный лад - вполне обычная женщина, да еще в смешных нарядах того времени. Впрочем, лет через 50 наши наряды тоже будут выглядеть смешными. Очевидно, все дело в ее еврейском уме+женском обаянии. Впрочем, не нам их судить. Возможно, на небесах они встретились и счастливы вместе, а может и наоборот, и там она продолжает мучить Маяковского. Но об этом можно узнать значительно позже, когда уйдем.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

4 августа 1978 года умерла "Муза русского авангарда". В своих мемуарах она писала: «Я всегда любила одного: одного Осю, одного Володю, одного Виталия и одного Васю».

Лиля и Гете

Лиля Брик (урожденная Лили Каган) родилась 11 ноября 1891 года. Её отец назвал дочь в честь возлюбленной Гете Лили Шенеман. В чем-то Лиля повторила судьбу музы великого немецкого поэта. Гете и Шенеман были помолвлены, но их брак так и не состоялся.

Лиля Брик же, несмотря на все её несомненные таланты, осталась в истории как муза Владимира Маяковского. Но официально брак между ними так и не был заключен.

Хотя сама Лиля считала институт семьи условностью и предрассудком, с которым нужно бороться, в ее жизни было целых три официальных брака. По ним можно проследить биографию этой загадочной и роковой женщины.

Лиля и Осип

Свадьба Лили и Осипа Брика состоялась в марте 1912 года. Они обвенчались по еврейскому обряду, но не в синагоге, а дома. Родители Лили были счастливы, что их дочь наконец образумилась.

Она показывала свой неуемный любовный темперамент с тринадцати лет. Когда Лиле было семнадцать, в неё влюбился родной дядя и начал настойчиво требовать руки племянницы. Лилю пришлось от греха подальше отправить к бабушке в город Катовице. Чтобы чем-то занять дочь, родители решили обучить её игре на фортепиано и наняли для Лили учителя. От него она забеременела. Чтобы избежать огласки, аборт решили делать в провинциальной клинике. Операция прошла неудачно - Лиля стала бесплодной.

Если родители Лили были счастливы браку дочери, то родители Осипа переживали насчет союза сына с ветреной девушкой. Осипу приходилось писать им длинные письма, в которых он писал: «Дорогие родители, прошу поверить мне, что в этом мое счастье».

Супружеское счастье Осипа, в привычном понимании, продолжалось до 1915 года, когда в жизни Лили и Осипа появился Маяковский.

Осип, Лиля, Маяковский

Треугольник Осип-Лиля-Маяковский образовался в 1915 году, когда в дом Бриков поэта привела младшая сестра Лили Эльза. У нее был роман с Маяковским. Сначала Лилю Маяковский не впечатлил, это нельзя было назвать любовью с первого взгляда, однако, когда он начал читать свою поэму «Облако в штанах», Лиля поняла, что влюбилась.

Её муж отнесся к новой страсти жены с пониманием. В мемуарах Лиля писала: «Когда я сказала Брику о том, что Владимир Владимирович и я полюбили друг друга, он ответил; я понимаю тебя, только давай никогда не будем с тобой расставаться».

Осип был очарован Маяковским не меньше Лили, он стал для поэта другом и литературным агентом, взял на себя все дела по его продвижению, на собственные деньги издал тираж его поэмы.

Лиля писала сестре Эльзе: «Эльзочка, не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен».

Лиля и Маяковский

Лиля стала для Маяковского не только музой, но и имиджмейкером. Она заставила поэта пойти к дантисту, хотя Маяковский панически боялся врачей, настояла на том, чтобы он купил вставную челюсть. Лиля Брик следила за тем, как Маяковский одевается, именно благодаря ей Маяковский стал «иконой стиля».

О сложных отношениях Маяковского и Лили написано достаточно, и мы не будем описывать все перипетии их романа. Лиля определенно повлияла на творчество Маяковского, но говорить о том, что именно она сделала его поэтом излишне. К 1915 году он был уже состоявшимся поэтом.

Отношения с Лилей наполнили лирику Маяковского неизбывным трагическим пафосом, и Лиля сознательно изматывала поэта. Она была уверена, что страдание для поэзии - лучшая закваска.

Их отношения окончательно разладились после того, как Лиля поняла, что она не единственная. Маяковский познакомился в Париже с Татьяной Яковлевой, второй женщиной, которой он посвящал стихи. «Мне кажется, что и ты уже любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь», - напишет ему Лиля.

Лиля и Примаков

В 1930 году Лиля стала женой военачальника Виталия Примакова. Он занимал высокие должности, постоянно бывал в командировках, служил в Свердловске, Ростове-на-Дону, Ленинграде. Лиля повсюду сопровождала мужа, училась быть генеральской женой: эффектно сидела в седле, научилась стрелять из нагана. На радостях от выбитой мишени она писала полные гордости письма Осипу.

Лиля Брик. Фото Александра Родченко

В браке с Примаковым Лиля нашла то, чего ей не хватало в её прошлой жизни - чувство уверенности в завтрашнем дне, но чувство это оказалось ложным.

В 1937 году Примаков был арестован по «делу Тухачевского». В расстрельных списках оказалась и сама Лиля.

Только личное вмешательство Сталина избавило её от смертного приговора. «Не будем трогать жену Маяковского» написал в своей резолюции генсек.

Лиля и Катанян

После расстрела Примакова Лиле пришлось отречься от их совместного прошлого. Она уничтожила всю их переписку, удалила из своих мемуаров все упоминания о нем, вырезала изображения бывшего мужа с фотографий.

Отвлечься она смогла за работой над новым изданием произведений Маяковского. над ним она работала совместно с Василием Катаняном, одним из самых известных биографов советского поэта.

Катанян был женат, но Лиле удалось расстроить его брак. Галина Катанян не была готова к браку втроем. Брик и Катанян прожили вместе более сорока лет.

Уже тяжело больной Сергей Параджанов откликнулся на публикацию Карабчиевского возмущенным письмом. Цитата: «Известно (неоднократно напечатано), что она тяжело болела, страдала перед смертью и, поняв, что недуг необратим, ушла из жизни именно по этой причине. <...> Наши отношения всегда были чисто дружеские. Также она дружила с Щедриным, Вознесенским, Плисецкой, Смеховым, Глазковым, Самойловой и другими моими сверстниками».

Лиля Брик умела и дружить, и любить. Перед смертью она завещала кремировать её тело и развеять прах. Этот обряд был совершён в поле под Звенигородом. «Характерный русский пейзаж - поле, излучина реки, лес… На опушке поставлена как бы точка её жизни - огромный валун, который привезли туда её поклонники. На нём выбиты три буквы - Л. Ю. Б».