Социология счастья. Кто счастлив в России: загадки социологии. Не верь глазам своим

В этом разделе собраны материалы различных социологических организаций, опросы общественного мнения, научные исследования, которые косвенно или напрямую касаются заглавной темы нашего сайта - Счастья. Или если не счастья, то хотя бы субъективного благополучия и удовлетворенностью жизнью, как личной так и социальной. И хотя все без исключения хотят счастья, исследований в этой области до обидного мало, хотя, возможно, многое из того что публикуется мы просто упустили. Мы будем признательны, если вы сообщите нам об интересных исследованиях в этой области. Пишите

  • 2017-03-21 Опубликованы результаты ежегодного исследования удовлетворенностью жизнью населения в различных странах мира, проводимого под эгидой ООН. Самое высокое положение в рейтинге из стран exUSSR занял Узбекистан
  • 2017-03-20 Сегодня 20 марта отмечается Международный день счастья. Первый раз он отмечался в 2014 году. Праздник был учрежден Генеральной ассамблей ООН год назад - 28 июня 2012 года. В резолюции Генассамблеи отмечено, что правительствам странам членов ООН рекомендуется отмечать праздник "соответствующим образом, в том числе с помощью образовательных и просветительских программ".
  • 2017-03-15 Внешне привлекательные люди имеют больше шансов найти себе пару, однако их отношения чаще заканчиваются разрывом. К такому выводу пришли исследователи из Гарвардского университета.
  • 2017-03-10 Мониторинговое агентство NewsEffector совместно с Фондом региональных исследований "Регионы России" провело очередное исследование "Индекс счастья российских городов". Как и в предыдущие годы целью исследования социологи пытались понять, где в России проживают наиболее счастливые люди.
  • 2017-02-09 По результатам опроса, проведенным Gallup International/WIN совместно с агентством "Ромир" в 2016 году 56% жителей России назвали себя счастливыми. В среднем в мире, по данным Gallup 68% людей ощущают себя счастливыми.
  • 2017-02-07 Психологи из Toronto university провели исследование, целью которого было выяснить, как связаны секс и гармония в паре.
  • 2017-01-25 Психологи пекинского университета провели исследование - как вера в свободу воли может повлиять на уровень счастья в китайского народа. Они провели опрос среди китайских подростков который связывал их убеждение в свободной воле и уровень счастья. Исследование показало: 85% участников опроса верили в свободу воли и между этой верой и уровнем счастья существовала положительная корреляция.
  • 2017-01-24 Исследование американских психологов показало пять основных факторов влияющих на психологическое благополучие.
  • 2016-12-05 Всероссийский опрос организованный ВЦИОМ в ноябре 2016 показал что число счастливых жителей России сократился на 2% по сравнению с апрелем этого же года.
  • 2016-11-20 Агентство Brand Analytics представило результаты очередного исследования эмоционального состояния российских пользователей. Восьмое исследование показало небольшое снижение "Индекса Любви"
  • 2016-10-18 Мужчины, чье детство прошло в атмосфере семейного тепла и любви счастливой семье, ближе к старости имеют более более устойчивые семейные связи. Такой результат был получен в ходе исследования, начало которому было положено в 1938 году.
  • 2016-10-14 Чаще несчастными себя ощущают отнюдь не старики, а люди в расцвете физических и духовных сил, в возрасте 35-44 лет. Именно среди них больше всего разочарованных и недовольных жизнью в Швейцарии, выяснили социологи
  • 2016-08-20 Психологи из Harvard University разработали автоматический алгоритм определения депрессии пользователям Instagram по тем фото, которые они публикуют. Точность алгоритма составляет 70%
  • 2016-07-01 Психологи из University College London усовершенствовали формулу счастья, которую вывели в 2014 году. Авторы исследования считают, что это может оказаться полезным для измерения сопереживание, необходимого для понимания различных социальных расстройств, таких как безразличие к страданиям других
  • 2016-05-14 Британские ученые из University of Kent доказали, что употребление алкоголя делает нас счастливыми, но к сожалению, долго это продолжаться не может. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Social Science & Medicine.
  • 2016-05-06 Далай Лама совместно с психологом Полом Экманом (консультантом популярного телесериала "Обмани меня") запустили сайт "Атлас эмоций". Целью создания сайта была заявлена помощь людям в обретении умиротворения и счастья, увеличении количества добра и уменьшения зла. На разработку сайта затрачено 750.000 USD из личных средств Далай Ламы
  • 2016-05-01 Эгоизм снижает уровень счастья. Такие результаты получили психологи из Калифорнийского университета, в ходе поставленного ими эксперимента, смысл которого заключался в получении вознаграждения в ходе игры, в которой допускался обман соперников.
  • 2016-04-30 Международная группа исследователей проанализировали геномы 298,420 человек и обнаружили генетические варианты, которые могут влиять на наше чувство удовлетворенности жизнью, депрессии и ннейротизм
  • 2016-04-16 Согласно последнему опросу ВЦИОМ подавляющее большинство россиян (83 процента) признали себя счастливыми, несмотря на продолжающийся финансово-экономический кризис.
  • 2016-02-10 Управления национальной статистики Великобритании опубликовало результаты исследования влияния религиозности на субъективное ощущение жизненного благополучия. В очередной раз социологи сделали вывод - религия делает человека счастливее.
  • 2016-01-27 Россия заняла 30-е место в глобальном рейтинге счастья составленном по результатам ежегодного опроса Gallup International. В опросе приняло участие 66 тысяч респондентов из 68 стран мира.
  • 2015-12-11 Субъективное ощущение счастья не продляет жизнь, к такому неожиданному выводу пришли ученые University of Oxford на основании изучения широкомасштабного исследования длившегося десять лет.
  • 2015-11-09 Отказ от использования социальных сетей может увеличить уровень удовлетворенностью жизнью, утверждается в исследовании психологов из копенгагенского центра Denmark´s Happiness Research
  • 2015-10-02 Накануне Международного дня пожилого человека газета "Известия" сообщила о том, что почти половина российских пенсионеров считает себя счастливыми. Возможно что это связано с информацией о неизбежном повышения пенсионного возраста в ближайшее время.
  • 2015-09-29 Национальное статистическое управление Великобритании опубликовало исследование, которое показывает прямую зависимость между счастьем и деньгами.
  • 2015-09-28 Авторы нового исследования считают, что существует определенная вариация гена, который предрасполагает людей к депрессии после тяжелых жизненных ситуаций, например, жестокого обращения в детстве, этот же ген также может повышать уровень счастья при отсутствии плохих событий в жизни человека.
  • 2015-07-08 Исследование группы немецких и американских социологов показало, что показывает, что уровень счастья родителей начинает расти незадолго до рождения ребенка и снижается посел первого года его жизни. Чем старше родители, тем больше счастья они испытывают.
  • 2015-07-07 Фонд содействия развитию городов "Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца" открыл опрос, который позволит выяснить как характеристики жилой среды могут повлиять на уровень счастья жителей Москвы.
  • 2015-06-17 Британские психологи провели исследование о том, как изменилось представление о счастье за 75 лет. Источником информации послужили отклики читателей газеты откликнувшихся на просьбу редакции рассказать о том что такое счастье в далеком 1938 году. Спустя годы газета ученые попросили газету опубликовать тот же самый текст.
  • 2015-06-09 Социологическая компания Brand Analytics опубликовала результаты пятого ежегодного исследования эмоционального состояния 25 миллионов российских пользователей социальных сетей. Лидерами рейтинга стали Республика Марий-Эл и Ленинградская область, замыкают рейтинг Чечня, Дагестан и Ингушетия
  • 2015-04-28 Опубликован Всемирный индекс счастья 2015. Россия в нем занимает 64 место из 158. Индекс был введен в июле 2011 года на Генеральной Ассамблее ООН в качестве инструмента по выработке решений в области устойчивого развития стран мира
  • 2015-04-22 "Уровень счастья" в России снова вышел на рекордный уровень 64 пункта и сравнялся с апрелем прошлого года. Счастливыми людьми чувствуют себя 80% респондентов опроса, проведенного ВЦИОМ.
  • 2015-04-15 ВЦИОМ рассказал о том как менялось российское счастье за 25 лет.
  • 2015-03-12 В ходе пресс-конференции, посвященной наиболее важным аспектам сохранения психического здоровья в условиях кризиса психиатры обсудили проблему счастья. Представителям СМИ было предложено продолжить обсуждение этой проблемы в стенах больницы им. Кащенко.
  • 2015-03-11 Очередной опрос портала SuperJob "Сколько нужно денег для счастья?" показал, что кризис заставил россиян умерить свои мечты о высокой зарплате.
  • 2015-02-08 Ученые из Computational Story Lab усовершенствовали инструментарий для измерения "счастья". Их новое исследование подтвердило гипотезу социальных психологов о том, что человек подсознательно ориентирован на восприятие и воспроизведение исключительно положительных сообщений.
  • 2015-01-19 Компания Brand Analytics опубликовала данные четвертого исследования эмоционального состояния пользователей социальных сетей в регионах России, проведенного с 8 по 21 декабря 2014 года. Авторы исследования утверждают что за последние полгода эмоциональное состояние жителей России улучшилось.
  • 2015-01-01 Патриарх Кирилл провел новогодний молебен в храме Христа Спасителя. Он поделился с немногочисленными собравшимися прихожанами и журналистами своими взглядами на человеческое счастье.
  • 2014-12-24 Несмотря на набирающий силу экономический кризис в целом счастливыми людьми себя считают 76% жителей России. Не сильно отстают от них украинцы, в условиях войны и нарастающих экономических проблем счастливы 72%
  • 2014-11-21 The Lancet опубликовал исследование о субъективном благополучии людей в разных странах мира. В публикации говорится о том что в разных странах отличается не только уровень благополучия, но и характер зависимости его от возраста. Это опровергает универсальность U-образной "кривой счастья", о которой пишут в большинстве публикация.
  • 2014-11-19 Вред от несчастного брака больше чем польза от счастливого, к такому выводу пришли американские медики, изучив статистику сердечно-сосудистых заболеваний в рамках общенационального исследования здоровья.
  • 2014-10-16 32% жителей России старше 60 лет считают себя счастливыми людьми. 1 октября в международный День пожилых людей социологическая служба "Среда" провела опрос, в котором социологи пытались выяснить от чего зависит счастье пожилых людей.
  • 2014-09-16 Эксперты из University of East Anglia (UEA) обнаружили, что для психологического самочувствия поездка на работу общественным транспортом предпочтительнее чем личном автомобиле.
  • 2014-09-01 Что является ключом к счастливому браку? Согласно новому отчету американского National Marriage Project три основных компонента - половое воздержание, отсутствие совместного проживания до брака, чувство общности и ответственности.
  • 2014-08-12 В журнале PLoS ONE опубликованы первые результаты большого исследования формулы счастья "Great Brain Experiment", в котором приняло участие более 18 тысяч человек
  • 2014-07-18 Специалисты из University of Warwick´s нашли связь международными "рейтингами счастья" и генетическими особенностями наций. Результаты показали, что некоторые страны могут иметь генетическое преимущество в рейтингах благополучия.
  • 2014-07-13 В журнале PNAS были опубликованы результаты массового эксперимента по манипуляции эмоциональным состоянием людей, который Facebook провел над своими пользователями. В СМИ идет обсуждение этической стороной исследования.
  • 2014-06-12 Аналитический центр Brand Analytics опубликовал исследование "Любовь и ненависть на карте России". Специалисты центра проанализировали более 400 миллионов сообщений от 35 миллионов авторов в популярных социальных сетях. Весь собранный массив информации был проанализирован на наличие в нем слов и словосочетаний, говорящих о любви и ненависти.
  • 2014-04-30 ВЦИОМ опубликовал очередное ежегодное исследования счастья жителей России. Три четверти респондентов (78%) ощущают себя счастливыми. Это самый высокий показатель за прошедшие 25 лет.
  • 2014-04-22 Рекрутинговый портал HeadHunter.ru провел опрос "Может ли работа принести человеку счастье?". Результаты исследования показали, что счастливыми чувствуют себя на работе 38% респондентов. Для 54% из них источником счастья является сам процесс работы, для 52% - осознание собственной востребованности и самореализации, для 43% - высокая зарплата.

Для того чтобы наиболее полно раскрыть феноменологию счастья и представлений о нем, следует провести детальный теоретический анализ, позволяющий определить все многообразие взглядов представителей различных наук на изучаемую проблему. Рассмотрение различных аспектов проблемы счастья, включая философские, психологические и социологические позволит, с нашей точки зрения, выявить содержательные характеристики данного понятия, выработать концептуальную схему его изучения.Обратимся сначала к толковому словарю В.И. Даля, который определяет счастье как рок, судьба, часть и участь, доля. Случайность, желанная неожиданность, удача, успех, спорина в деле, благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревоги; покой и довольство, вообще все желанное, все то, что покоит и доволит человека по убеждениям, вкусам и привычкам его.

В толковом словаре С.И. Ожегова счастье - это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, успех, удача. Как видно, в обоих словарях толкования счастья практически тождественны.

Однако, научное осмысление категории «счастья» имеет обширный диапазон и включает в себя комплексное, системное решение целого ряда религиозных, морально-этических, психологических, социально-экономических и философских аспектов. Категория счастья широко представлена в различных философских и религиозных учениях, начиная с древнейших времен до наших дней. Фольклорные традиции практически всех народов содержат различные по содержанию описания счастья и находят свое отражение в литературе, искусстве и используются в обыденной речи как категория, отражающая высшую степень благополучия, удовлетворенности жизнью, пиком позитивных эмоциональных состояния, вершиной духовного развития человека.

Философский аспект счастья в разное время с различной содержательностью и глубиной рассматривался выдающимися мыслителями прошлого, например, Аристотелем (1-я-и 10-я книги «Никомаховой этики»), Л.А. Сенекой (произведение «О счастливой жизни»), А.М.С. Боэцием («Философское утешение»), Августином Блаженным («О счастливой жизни»), Фомой Аквинским («Трактат о счастье»). Г.В. Лейбниц разрабатывал оптимистическое учение о теодицее, Гельвеций в поэме «Счастье» излагал философию разумного эгоизма. Л. Фейербах в произведении «Эвдемонизм» затрагивал проблему счастья через эмоциональную сторону общения человека. Р. Декарт и обращался к феномену счастья в труде «О страстях», Дж.С. Милль опосредованно обращался к данной проблематике в своем произведении «О свободе».

Демокрит полагал, что счастлив тот, кто довольствуется немногим. Счастье не в богатстве, оно не в стадах и золоте, не в рабах и не в деньгах. Счастье - в душе. Если у животных главное - их телесная природа, то у человека - душевный склад.

Аристотель считал, что одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость, а иным все это вместе или что-нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия, есть и такие, что включают в понятие счастья и внешнее благосостояние.

Сократ говорил, что счастье - это удовольствие без укоров совести. Эмпедокл полагал, что счастье возникает тогда, когда подобное встречается с подобным. Гераклит упоминал, что счастье человека состоит не в увлечении телесными удовольствиями, в таком случае он уподобился бы быкам, насыщающими травой желудок, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием, законов необходимости (логоса). Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.

В Риме слово «счастье» означало имя богини - Фортуна. Само слово «Fortuna» имело еще два значения - удача и судьба. Богиня изображалась с рогом изобилия, колесом и рулевым веслом. То есть, она олицетворяла божественную милость, которая может быть дана только достойному. Поэтому восприятие счастья как категории в Римской империи было чисто практическим. Это было благосостояние и возможность выполнения желаний.

Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пьетро Помпонацци считал, что человеку естественно стремиться к счастью и избегать несчастья.

Блез Паскаль полагал, что все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений. Способы у всех разные, но цель одна. То есть, счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься, как думал автор.

Людвиг Фейербах, утверждал, что там, где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще и что стремление к счастью - это стремление стремлений. По его мнению, первая обязанность человека заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, - говорил Л. Фейербах, - то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых кругом себя.

Ф. Бэкон говорил о том, что форма для отливки счастья заключена в нас, но металл, из которого его отливают, мы должны найти вне нас.

Чаще всего в философии счастье рассматривается как переживание удовлетворенности жизнью в целом, общая рефлективная оценка человеком своего прошлого и настоящего или как частота и интенсивность положительных эмоций.

Ряд философов в структуре счастья выделяет определенные элементы: благополучие - жизнь без горя, лишений, болезней, утрат, увечий; удовлетворение потребностей; довольство; умозрительное счастье без радостей (за счёт этого компонента счастье кажется субъективным, неопределённым, разным); «оценку жизни в целом « с позиций человечески значимого и обязательного; нечто, оказывающее на человека доброе воспитательное воздействие; собственное духовное состояние, требующее большой подготовки и развитого целостного восприятия. Как правило, авторы связывают данные элементы друг с другом, и если один из них ослабевает, акценты переносятся на другой.

  • 1) рок, судьба, участь, доля; то есть, быть счастливым поначалу понималось как «находиться под милостью высших сил»;
  • 2) случайность, желанная неожиданность, успех в делах; то есть быть счастливым, может означать и то, что человек может быть как бы соучастником своей судьбы;
  • 3) счастье - благоденствие, благополучие, покой и довольство; жизнь без горя и забот - более конкретизированный вариант, похожий на «счастье для бедных».

Таким образом, можно заметить, что философские определения счастья подразумевают различные аспекты человеческого бытия: гносеологические, онтологические, аксиологические и этические. Несмотря на неоднозначность понимания сущности счастья философами различных времен и направлений, можно выделить универсальную мысль о том, что стремление к счастью изначально присуще каждому человеку и составляет неотъемлемую часть его природы. Потенциально каждый человек может быть счастлив, если приложит определенные усилия к его достижению. В зависимости от избранного ракурса, смысловое наполнение содержания понятия счастья может существенным образом видоизменяться. В этом и заключается особенность философского подхода к пониманию счастья.

Между тем, для нас важен и психологический аспект счастья, который, в основном, подразумевает анализ некоего психического состояния человека, которое можно охарактеризовать данным термином. Здесь можно говорить как о кратковременном состоянии переживания радости, необыкновенного душевного подъема, ощущения полета, влюбленности, небывалого прилива сил, так и об ожидании переживания данного состояния. Более детальный анализ психологических аспектов счастья следует рассмотреть отдельно.

Трансформация философских идей о счастье в психологическое понятие, которое возможно изучать эмпирическим путем, происходила достаточно долго и с трудом находила отражение в различных психологических направлениях.

В зарубежной психологии, в большей степени, изучение категории счастья ограничивается поиском и измерением его количественного эквивалента в различных шкальных и балльных оценках. При этом основным эмпирическим вопросом является вопрос: «Кого можно считать счастливым?».

М. Аргайл писал: «Вполне справедливо задать вопрос: «Насколько ощущение счастья или удовлетворённости является свойством самой личности?» Например, люди, страдающие депрессией, пребывают в подавленном, угнетённом состоянии большую часть времени либо вообще не выходят из такого состояния. У здоровых людей состояние или настроение обычно меняется в зависимости от конкретной ситуации. И снова возникает вопрос: является ли счастье достоянием «счастливой натуры» или производным от достаточного количества приятных ситуаций и ощущений. Приверженцы «нисходящей теория» полагают, что всё зависит от самого человека, то есть счастливые люди истолковывают и оценивают жизненные ситуации более позитивно, и простое суммирование приятных событий не является надёжным индикатором счастья.

Достаточно распространено в психологии представление о счастье как о «чистом» наслаждении, как о переживании «сплошного блаженства». Такое понимание некорректно и приводит, с одной стороны, к искажению, извращению жизненных целей, с другой, к пессимистическим выводам. Первое выражается в том, что некоторые люди в погоне за счастьем стремятся уйти от преодоления всяких жизненных трудностей, от тревог и забот. В результате, борясь с печалью, они, борются и с радостью. Уделом этих индивидов становится почти постоянное чувство скуки, как выражение жестокого эмоционального голодания. Иногда на такую участь обрекают своих детей родители, проявляющие гиперопеку.

Одним из важнейших составляющих счастья, по мнению ряда исследователей, является удовлетворенность человека в различных сферах его жизнедеятельности. Так, М.Д. Каретко указывает, что счастье - удовлетворенность собственным бытием. Автор выделяет два рода такой удовлетворенности, принимая ее за эквивалент счастья:

  • 1. Удовлетворенность по случаю конкретных событий жизни - эпизодическое счастье в результате удачи, успеха и вообще любого достижения желаемого.
  • 2. Удовлетворенность как фоновая характеристика сравнительно больших периодов жизни, общее ощущение степени «счастливости» жизни.

М.Д. Каретко считает, что удовлетворенность первого рода - результат удовлетворения конкретно актуализированной потребности.

Удовлетворенность второго рода - интегральная характеристика того, насколько удовлетворение данной актуализированной потребности (например, выпить вина) не противоречит возможности удовлетворить другие потребности (сохранить хорошие отношения с семьей и высокую самооценку). Противоречие же сразу даст о себе знать внутренней напряженностью.

Между тем, ряд российских психологов также пытаются объяснить сущность категории счастья. Так, Е.А. Петрова полагает, что «Счастье - это когда тебя понимают и принимают». Ситуативно произведенное впечатление вызывает переживание удовлетворенности, а достижение необходимого имиджа в целом делает человека счастливым. Предметом психологического исследования, по мнению автора, должен стать вклад в феноменологию счастья меры адекватности/неадекватности имиджа:

  • 1) образу Я;
  • 2) социальной роли субъекта общения;
  • 3) ситуации общения;
  • 4) смыслу жизни.

Другой психолог А.Н. Леонтьев иначе рассматривает счастье. Осмысленность жизни есть общее имя (получаемое на уровне феноменологического описания) для целого ряда конкретных психологических состояний, непосредственно опознаваемых в сознании в соответствующем ряде переживаний от удовольствия до чувства «оправданности существования», составляющего, по словам А.Н. Леонтьева, «смысл и счастье жизни». «Невозможность» также имеет свою позитивную феноменологию, имя которой - бессмысленность, а конкретные состояния - отчаяние, безнадежность, несбыточность, неизбежность. Сочетать признание стремления к счастью с положением об особой стратегии его осуществления - идея А.Н. Леонтьева. Однако сама постановка перед собой «какой-нибудь цели» человека автоматически счастливым не делает. Недаром классики мировой литературы показали нам немало человеческих типов с большими потенциальными задатками, которых постановка цели обогащения и яростное ее преследование привели не к счастью, а к полному душевному краху.

Так, русский исследователь Б.И. Додонов считает, что страдание, то есть переживание тех или иных отрицательных эмоций, отнюдь не антипод счастья как чувства. Более того, последнее немыслимо без страдания, как немыслимо удовольствие от пищи без чувства голода, наслаждение отдыхом - без усталости. Счастье художника складывается не только из радостей, но и из мук творчества.

Счастье - по мнению Б.И. Додонова - в своем интегративном психологическом выражении - есть эмоция, но эмоция, которая оценивает факты не с позиций частных потребностей, а с точки зрения того, насколько человеку удается осуществлять себя.

Б.И. Додонов считает, что настоящее счастье требует от человека такого самоосуществления, при котором он реализует все свои человеческие потенции. А это невозможно сделать, замыкаясь в узком мирке личного благополучия, отрывая свое «самоосуществление» от борьбы за осуществление высоких идеалов человечества.

У счастья, как следует из работ Б.И. Додонова, имеются не только качественные, но и количественные параметры. Счастье он отождествляет с эмоцией, с «многоцветным переживанием», поскольку оно связано с оценкой самоосуществления человека в самых разных сферах его жизни и деятельности. Являясь сочетанием разных переживаний, эмоция счастья, тем не менее, конечно же, не является простой их суммой. Как указывает автор, счастье вообще не является простым комплексом каких-либо переживаний, хотя бы и удачно сочетающихся друг с другом. Неизбежно включая в себя разные эмоциональные оценки, в том числе и негативные, оно одновременно есть интегрирующая их общая положительная оценка человеком течения своей жизни.

Для того чтобы было возможно достижение счастья, объективное значение деятельности и ее личностный смысл не должны расходиться друг с другом. Если эта деятельность направлена на созидание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности субъекта. Другое необходимое условие для достижения счастья - это наслаждение от самого его процесса, считает Б.И. Додонов.

Другой отечественный психолог А.Н. Лук отмечает, что следует различать счастливую жизнь и счастье как психическое состояние. а также удовлетворённость жизнью или её отдельными сферами. Счастливое состояние психики по природе своей не может быть длительным. Автор указывает, что причиной счастья может быть любовь, вступление в брак, рождение детей, научный или спортивный успех, даже хорошо организованный и проведенный праздник. Способность испытывать душевный подъем по случаю праздника, то есть в заранее установленный день, независимо от того, случилось ли что-нибудь радостное, заслуживает внимания и изучения. Перестройка чувств требует времени и легче происходит в привычных рамках обряда и ритуала. Само празднество по необходимости непродолжительно, и такая подготовка позволяет ярче и полнее пережить минуты и часы подъема.

А.Н. Лук полагает, что бывает ощущение счастья и без особой причины - от полноты жизни, здоровья, таланта, хорошего отношения окружающих. «...Даже крепостные и рабы знали редкие минуты счастья» - указывает автор.

По словам А.Н. Лука, высшую радость доставляет человеку преодоленная трудность; чем большей была трудность, тем полнее ощущение счастья. Но, по мнению автора, это удел лишь сильных, духовно богатых натур.

Итак, как мы видим, возникает методологическая проблема разведения понятий удовлетворенности и счастья. Удовлетворенность понимается в психологии как эмоциональное переживание благополучия, связанное с удовлетворением определенных потребностей, отсутствием фрустрирующих обстоятельств и когнитивных противоречий в отражении собственного бытия. Таким образом, субъективное благополучие является важным индикатором переживания личностью состояния счастья. В связи с этим, мы считаем необходимым рассмотреть признаки и критерии субъективного благополучия личности, что является объектом изучения социологов.

Анализируя критерии счастливой личности, социологи наравне с психологами всегда отводили важную роль психическому равновесию и связанной с ним гармоничности организации психики и ее адаптивным возможностям, адекватность субъективного восприятия отражаемым предметам, явлениям и обстоятельствам, соответствие психических реакций интенсивности внешних раздражителей, упорядоченность и причинную обусловленность психических явлений, критическую самооценку и оценку окружающих обстоятельств, способность к адекватному изменению поведения в соответствии с переменами окружающей обстановки и его организации в соответствии с принятыми морально-этическими нормами, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план.

За рубежом представители социологии трактуют это понятие как благополучие в самом широком смысле. Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт - результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития. Такая формулировка благополучия наиболее соответствует определению здоровья, зафиксированному в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (1948): «Здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия». Тогда вопрос заключается в определении понятия благополучия, которое рассматривалось в психологии в контексте изучения счастья, субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и качества жизни.

В различных социологических исследованиях, посвященных изучению оптимального благополучия, центральной для этого направления стала проблема субъективного благополучия личности, которая первоначально включала в себя понятия счастья, удовлетворенности жизнью, положительной эмоциональности, психологического здоровья, стойкости духа. Одним из первых было исследование Н.М. Брэдберна, в котором обнаружилось, что шкалы негативного и позитивного аффекта, по существу, друг с другом не связаны, показывая при этом независимые корреляции со шкалой общего благополучия. Впоследствии понимание счастья, определяемого как баланс между положительным и отрицательным аффектом, получило широкое распространение.

На первом этапе изучения субъективного благополучия было получено следующее описание счастливого человека: молодой, здоровый, хорошо образованный, хорошо оплачиваемый, экстравертированный, оптимистичный, беззаботный, религиозный, женатый человек с высокой самооценкой, боевым духом, скромными стремлениями, любого пола и уровня интеллекта. Поэтому было предложено говорить не о реальном уровне благополучия, а употреблять термин «декларируемое», или «признаваемое» счастье.

Подобная ориентация исследователей субъективного благополучия связана с тем принципиальным положением, что оно оценивается исключительно самим индивидом с позиций его ценностей и целей. Поскольку последние всегда индивидуальны, то универсальной для всех структуры благополучия быть не может, и единственное, что остается - изучать факторы, которые влияют на это чувство счастья и удовлетворенности. В данном контексте предпочитают употреблять более термин «качество жизни, связанное со здоровьем», синонимами для которого являются понятия субъективного состояния здоровья и функционального статуса.

Большинство работ, посвященных вопросам изучения качества жизни, содержат описание тех сфер жизнедеятельности, на которые обычно направлено внимание исследователей: физическую, психологическую и социальную.

  • 1. Соматическое измерение включает в себя побочные эффекты занятий спортом и/или лечения.
  • 2. Психологическое измерение представляет собой степень благополучия человека, определяемого в терминах дискомфорта и дистресса.
  • 3. Психосоциальное отражает так называемые психосоциальные стрессоры, к которым относятся как серьезные, драматические (утрата работы, развод, смерть близкого человека), так и повседневные (они описываются как «стычки» - раздражающие, фрустрирующие требования окружающей среды, которые характеризуют повседневное взаимодействие с ней) стрессовые ситуации и события.

Так, Е. Скриптунова и А. Морозов, изучая в 2002 году представления молодежи о счастье, выявили, что высказывания молодежи относительно того, что для них значит быть счастливым, достаточно традиционны. Треть опрошенных включает в это понятие описание хорошей семьи. Каждый пятый стремится к материальному благополучию и дружбе. Каждый шестой упоминает характеристики работы и любовь. Лишь 10% упомянули душевное состояние и только 3% включили в понятие счастья общественные вопросы и благополучие страны. В иерархии сфер жизни семья и брак в достижении счастья попали лишь на 7 место.

Работа в иерархии сфер жизни попала на первое место (вместе с общением со сверстниками), однако только 17% респондентов включили характеристики работы в понятие «счастье». Лишь у 3%респондентов в понятие «счастье» вошли общественные вопросы. 11% опрошенных молодых людей не смогли определить, что значит для них счастье.

Таким образом, различные эмпирические исследования показывают, что представления людей о счастливой жизни во многом лежат в ценностной плоскости, в своеобразном сочетании терминальных и инструментальных ценностей, поэтому следует отдельно рассмотреть проблему ценностной регуляции социального поведения. Также, отдельного внимания в поле зрения социологов заслуживает и такая категория, как благополучие: материальное, психологическое, социальное.

С целью выявить различия и сходства в понимании и определении категории счастья в таких науках, как социология, психология и философия, в августе-сентябре 2013 года было проведено авторское исследование на тему «Сравнительный анализ определения счастья в психологии, социологии и философии». Инструментарий исследования: метод традиционного внутреннего анализа документов.

Объектом исследования выступала общедоступная научная, публицистическая и монографическая литература по трём научным направлениям. Предметом исследования являлись сходства и различия подходов к определению счастья в социологии, психологии и философии. В задачи исследования входило:

  • 1. Выделить содержательную часть определения счастья в каждом из трёх научных направлений
  • 2. Выявить сходства в интерпретации счастья каждой из трёх наук
  • 3. Выявить различия в интерпретации счастья каждой из рассматриваемых наук

Результаты данного исследования показали, что в социологии основными путями достижения счастья считаются: достижение ценностей (преимущественно материальных), удовлетворение потребностей (также преимущественно материальных), реализация своего потенциала, личных интересов. Также, источником счастье может выступать семья и здоровье.

Что касается социологических аспектов и характера счастья, то можно отметить следующее: ощущение счастья непостоянно, зависит от источников и от различных субъективных факторов (пол, возраст, социальное положение, доход, образование и др.). При этом счастье характеризуется как наивысшее ограниченное переживание. В сфере ценностей счастье стоит выше остальных, как метаценность.

Счастье для многих исследователей в области социологии выступает как синоним субъективного благополучия, состояния удовлетворения всеми сторонами жизни. Поэтому оно рассматривается в социологии чаще как кратковременное чувство в конкретный период времени. Важный интерес для социолога представляет изучение именно факторов, влияющих на наличие или отсутствие ощущения счастья в конкретный промежуток времени или в конкретном обществе (См. Приложение №1).

Счастье с психологической точки зрения крайне субъективно, зависит от типа личности, его психологического уклада и воспринимается как результат своих личных достижений в виде определённого эмоционального состояния (у каждого человека своя совокупность эмоций и переживаний).

В качестве основного аспекта счастья здесь можно выделить эмоциональный окрас, психологический склад личности. И, чаще всего, психологи характеризую счастье как эмоциональное состояние человека, которое может быть как продолжительным, так и кратковременным.

Здесь важным аспектов является также и тот факт, что для личности важна собственная оценка счастливого состояния, оценка своих возможностей для достижения этого состояния. То есть, счастье рассматривается психологией с позиции индивидуальной личности и её внутренних особенностей и качеств (См. Приложение №2).

Философия же крайне неоднозначна в своём подходе к определению счастья, она смешивает в себе социологический и психологический подход. Основными путями к счастью называет как материальное благополучие, так и развитие личности, реализацию её потенциала и т.д. Как правило, даже если источником счастья является материально благополучие, то лишь минимально необходимое для жизни. А вот анализ аспектов счастья позволил различить различия в подходах к счастью: счастье предстаёт в философии как наивысшее благо в виде равновесия души, как основное достижение в жизни человека, смысл существования. И, чаще всего, счастье проявляет себя как комплекс переживаний (радости, наслаждения и т.д.). Главное для философов - это взгляд человека на счастье, а именно наличие веры человека в достижение счастья. Духовная составляющая счастья явно преобладает в философском подходе.

Важно отметить, что, по мнению философов, счастье достигается в конце жизненного пути человека, а иногда и после смерти. Таким образом, можно сказать, что счастливый человек оставит после себя завершённые дела и добрую память, возможно, так и не поняв, что был счастлив (См. Приложение №3).

В качестве сходства всех трёх научных подходов к определению счастья можно назвать переплетение всех этих подходов между собой. Так, пути и источники счастья во всех подходах схожи между собой, только некоторые источники преобладают, а в философии источниками выступают многие факторы, и из социологии, и из психологии.

Если говорить о различиях меду определениями в каждой из наук, то следует отметить, что преобладающим источником счастья в социологии является материальный достаток здорового человека в кругу семьи. Счастливым с точки зрения психологи может стать человек, у которого результат своих личных достижений предстаёт виде определённого эмоционального состояния. В философии, как уже отмечалось раньше, таким источником может выступить всё, что угодно, а также смесь нескольких источников. Отличие здесь - это количество каждого источника (минимальное для жизни).

Кроме того, все 3 направления по-разному характеризуют временные рамки ощущения счастья: социологи делает акцент на непостоянности и ограниченности чувства счастья, психологи - как на его продолжительности, так на кратковременности (одно из двух), а философия же считает счастье достижимым, как правило, лишь в конце жизненного пути.

Социология уделяет огромное внимание факторам, влияющим на счастье. Психологов же интересует личностный подход, т.е. влияние личности на ощущение счастья (оценка, индивидуальные качества, эмоциональный окрас и т.д.). Философия же рассматривает счастье с позиции внутреннего духовного мира.

Представить разницу в подходах к определению счастью можно в виде обобщенного определения для каждой из рассмотренных наук:

  • 1. Социология: Счастье есть ограниченное переживание в результате удовлетворения потребностей, характеризующееся также как субъективное благополучие и общее удовлетворение жизнью, зависящее в основном от материального достатка.
  • 2. Психология: Счастье есть эмоциональное состояние, характеризующееся субъективностью и личностной оценкой этого состояния.
  • 3. Философия: Счастье есть наивысшее благо, являющееся основным смыслом жизни человека.

Таким образом, счастье для многих исследователей в области социологии выступает как синоним субъективного благополучия, состояния удовлетворения всеми сторонами жизни. Поэтому оно рассматривается в социологии чаще как кратковременное чувство в конкретный период времени. Также, с точки зрения социологии ощущение счастья ограниченно, зависит от источника и от различных субъективных факторов (пол, возраст, социальное положение, доход, образование и др.).

Что за год мы прожили, Светлана Гавриловна? Премьер объявил, что за годы реформ он был лучшим по экономическим показателям? А как восприняли его люди?

С умеренным оптимизмом. 33 процента опрошенных считают, что 2003 год был для страны лучше, чем 2002-й, а 11 - хуже. Но это "для страны", а "для себя" выведена чуть более пессимистичная формула: 35 процентов считают, что год был лучше предыдущего, а 19 - хуже.

Вряд ли можно сказать, что люди почувствовали экономический рост, о котором все так много говорят.

- А какой год, из последних, пережитых нами, мы восприняли с наибольшим оптимизмом?

2001-й. Тогда 42 процента сказали, что год был лучше предыдущего. А после оптимизм резко поубавился и держится примерно на одном и том же уровне.

- Как россияне смотрят на новый, 2004 год?

Примерно так же, как и на 2003-й - с осторожным оптимизмом: 39 процентов опрошенных сказали, что новый год будет лучше предыдущего. А вот ожидания, что 2004 год будет хуже предшествующего года, резко уменьшились - только шесть процентов россиян думают так. Неплохое соотношение: 39 процентов надеются на лучшее, и лишь 6 ожидают ухудшений.

- Что сдерживает оптимистические ожидания?

Судя по опросам - очевидная бедность. Самое печальное, когда бедными оказываются работающие люди самых активных возрастов.

Наши пессимисты, кстати, боятся не голода. Их угнетает невозможность построить какие-то долговременные планы существования своей семьи, связанные с образованием, улучшением жилищных условий. И оптимизм россиян живет, скорее, в надеждах, чем в планах. Если человек строит планы, он представляет себе какие-то алгоритмы действия для их осуществления, через год мне повысят зарплату или я возьму кредит, куплю жилье, выучу детей. А надежды связаны с внутренним самоощущением, с сопротивлением здоровой психики: надоело жить с настроением, что "все плохо" и "будет еще хуже".

- Каких ухудшений ждут пессимисты?

Негативные ожидания связаны с реформой ЖКХ, боятся, что воды не будет, что цены вырастут неимоверно.

- А кто такие наши оптимисты?

Это, как правило, люди востребованных профессий, уверенные в себе, не боящиеся менять места работы.

В Воронеже, на фокус-группе, проводимой нашими социологами, одна женщина, слушая разговоры о том, как все плохо, как трудно найти работу из-за возрастного ценза и в каких темных и грязных подъездах мы живем, только пожимала плечами "Я за год поменяла три места работы и нашла то, что мне нужно. А грязные лестницы я сама подметаю и новые лампочки вкручиваю".

- Основание российского пессимизма - бедность. А какие основания у оптимизма, кроме собственного динамизма?

Оптимистов утешает расплата России по внешним долгам, укрепляющийся рубль, сокращающаяся безработица. В отличие от московских интеллектуалов, воспринимающих новый состав Госдумы чуть ли не как конец гражданского общества, "человек с улицы" связывает с ним самые оптимистические ожидания. Для многих, чем больше согласия между Думой и Правительством, тем лучше. Меньше разногласий, меньше волокиты.

- С чем еще связаны надежды людей?

С решением экономических проблем. С консолидацией общества. Социальная дезинтеграция ощущается как очень серьезная проблема.

Кроме обычных граждан, вы еще опрашиваете экспертов, представителей местных элит, их беспокойства и ожидания отличаются?

Их беспокоит, например, то, что в стране до сих пор не объявлена программа действий Президента и Правительства, нет долгосрочных ориентиров.

- А удвоение ВВП?

Ну это воспринимается как лозунг. За счет чего ВВП поднимется в два раза, эксперты не понимают.

Их также беспокоят проблемы ЖКХ, устаревшая судебная система, серьезные недостатки в работе правоохранительных органов, бюрократические ограничения, бедность местных бюджетов.

- Сколько россиян адаптировалось к новой реальности жизни?

Около 40 процентов. Это немало. Они чувствуют себя уверенно и как раз порождают оптимизм.

- Какое из серьезных негативных чувств последних лет ушло из общественного настроения?

Исчезло ощущение катастрофы.

Это исследование провел Центр социологических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) – по методикам Евробарометра. Центральным сюжетом 2014 и 2015 года стали экономические ожидания россиян, поиск работы, миграционные настроения и – индекс счастья.

С 1974 года во всех странах Евросоюза по заказу Европейской комиссии проводятся «Евробарометр». Это — мониторинг социальных, экономических и политических ценностей европейцев. Еврочиновники, принимая управленческие решения, сверяются с показаниями «Евробарометра». С 2012 года Центр социологических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) проводит «Евробарометр» в России» – социологическое исследование, не связанное с Евросоюзом, хотя использующее те же методики. В нем принимают участие 6000 россиян из 10 регионов, где опрашивается по 600 человек. Выборка репрезентативна на трех уровнях: на уровне Российской Федерации в целом, на уровне региона и на уровне населенного пункта. Показания «Евробарометра» в России снимаются дважды. Большой «Стандартный Евробарометр» проводится в сентябре, малый «Флэш-Евробарометр» (серия небольших обследований по локальным темам) – в мае.

Индекс счастья

Что такое счастье – каждый понимает по-своему. Вот как понимается счастье «Евробарометром»: «Индекс счастья: содержит в себе информацию о дисперсии двух переменных: субъективной оценке персонального счастья, и субъективной оценке удовлетворенности жизнью. Шкала: 1 – наименьший уровень счастья, 7 – наибольший уровень»

Но мы, конечно, так говорить не будем.

«Бессмысленно задавать простым людям вопрос: оцените степень полноты вашего бытия по 10 балльной шкале, – уверен директор Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн. – К тому же мы решили не включать в свой опросник смешные вопросы из классического «Евробарометра» типа «Вы сегодня счастливее, чем вчера?.. Счастливее, чем на прошлой неделе?» Мы просто спрашивали – счастлив ли респондент, насколько он удовлетворен своей жизнью».

В 2014 году ответы на вопрос о собственном счастье давали 6028 россиян из различных субъектов Российской Федерации. Все участники опроса были подобраны так, чтобы их возраст, род занятий, место жительства отражали структуру населения того региона России, в котором они живут, и тип этого региона по его социально-экономическому развитию.

«Рубль падает, а динамика оптимизма населения повышается, – подвели итог исследователи. – Так было уже в 2014 году, это характерно и для 2015 года. Недавно полученные данные нового «Евробарометра» это подтверждают. В 2015 году россияне менее удовлетворены своей жизнью, политической и экономической ситуацией в стране, если сравнивать полученные результаты с 2014 годом. Они стали более адекватно оценивать свои финансовые возможности и предстоящие трудности. Однако уровень счастья среди опрошенных остается стабильно высоким».

Прибавим: самые большие в России оптимисты живут в селах. На первый взгляд, все это кажется невероятным.

Парадокс Истерлина

В 1974 году профессор Ричард Истерлин (Richard Easterlin) из Университета Южной Калифорнии обнаружил и описал явление, которая в мире социологии получит название «парадокса Истерлина».

«Если говорить простыми словами, то парадокс заключается в следующем:… уровень счастья в среднем по стране не растет с ростом экономики… – объясняет сам Ричард Истерлин в одной из своих последних статей. Но, – задается он вопросом, – если не экономический рост является гарантом роста удовлетворенности жизнью, то что же?»

На последний вопрос профессору пока еще никто не ответил.

А в остальном многочисленные исследования, проведенные за сорок лет в разных странах, скорее, подтверждают его правоту.

Ричард Лэйард, профессор Лондонской школе экономики, специалист по вопросам безработицы и один из исследователей «экономики счастья», отмечает в своей книге «Уроки счастья», что за последние полвека доходы европейцев и североамериканцев выросли более чем вдвое, но жители этих стран не стали счастливее. (Richard Layard Happiness : Lessons from a New Science . London: Penguin 2005) .

Уровень счастья испытываемого каждым конкретным человеком, не прирастает с увеличением ВВП.

Обретя уровень дохода, выражающийся в конкретных для каждого государства суммах заработка, человек больше не чувствует себя таким счастливым, как в то время, когда его доходы росли. Экономисты и социологи деликатно замечают, что при переходе определенной «точки насыщения» наступает адаптация к получаемым материальным благам. Если человек при этом продолжает радоваться жизни, это – его личное достижение. Значит, он счастлив вопреки своему материальному достатку, но благодаря усвоенным с детства ценностям, образованию, воспитанию, семейному кругу.

Многие исследователи увлекались подсчетом той роковой суммы дохода, которая гасит человеческую способность испытывать счастье.

Одни называют сумму в 10-15 тысяч долларов (Ричард Лэйард, профессор Лондонской школы экономики в книге «Уроки счастья» (Richard Layard Happiness: Lessons from a New Science. London : Penguin 2005). Д ругие – суммы от 30 до 33 тысяч долларов для стран Европы и чуть ниже, от 26 тысяч долларов, для неевропейских стран. (Proto, E. and Rustichini, A. «Life Satisfaction, Household Income and Personality Traits» University of Warwick, 2012 ).

Последние исследования показывают, что «Парадокс Истерлина» действителен не только для развитых обществ, но и для развивающихся экономик.

Другие социологи продолжают доказывать, что существует непосредственная связь между обладанием материальными благами и счастьем. Состоятельный человек, живущий в богатом государстве, по их мнению, счастлив всегда. Житель бедного государства, не имеющий высоких доходов, всегда несчастен. Он может воображать, что счастлив, но при этом обманывает сам себя. Точка.

«Если люди зарабатывают много денег, они могут быть счастливыми, – пытается объяснить социолог Эд Динер и его коллеги, проанализировавшие данные Gallup World Poll с 2005 по 2011 годы по 135 странам. — Но если эти люди постоянно разочарованы, потому что должны зарабатывать ещё больше, рост доходов не сделает их счастливыми».

В обществе, где значительная часть граждан достигла в своих заработках «точки насыщения», наступает, по меткому выражению исследователей, «великое усреднение счастья»

В обществе, где значительная часть граждан достигла в своих заработках «точки насыщения», наступает, по меткому выражению исследователей, «великое усреднение счастья». (The Great Happiness Moderation), как назвали свою статью (2012 г) исследователи «парадокса Истерлина» в разных странах Эндрю Кларк, Сара Флэш и Клаудия Сеник из Парижской школы экономики.

Это не значит, что счастья в таком обществе становится меньше, просто оно иначе ощущается. Жить становится менее яркой: ощущение всеобщего благополучия как бы «размазывается по тарелке».

России до «великого усреднения счастья» еще далеко. Так что же делает россиян счастливыми?

Снижаются доходы – повышается оптимизм

«Интересно, что в России уровень счастья не связан с уровнем образования и с наличием семьи, как это происходит в США. Там люди с высоким уровнем образования, состоящие в крепком браке, обычно называют себя счастливыми», – заметил на презентации результатов «Евробарометра» 2014 года в Высшей школе экономики директор Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн.

За 2014 год доходы домохозяйств в России снизились на 10%. А показатель экономического оптимизма в то же время вырос на 10%. Несмотря на трудности, все больше россиян верят в себя, в свою страну и в то, что скоро жизнь станет лучше.

Исследователи установили, что оптимистический взгляд на жизнь для жителей разных регионов России лишь отчасти связан с субъективным ощущением материального благополучия.

Если та или иная социальная группа начинает ощущать себя более богатой (например, их материальное благосостояние за определенный период возросло на 10%), то уровень оптимизма, который демонстрирует та же группа, увеличивается не пропорционально – примерно на 7%.

Счастлив человек или нет – в России не зависит от уровня его доходов.

Самый высокий индекс экономического оптимизма (свыше 60%) демонстрирует республика Дагестан, с ее невысокими показателями уровня жизни населения. На втором месте в России по полноте ощущения счастья – депрессивная Ленинградская область.

Напротив, самый низкий «индекс счастья» зафиксирован в Центральной России, в достаточно благополучной Ярославской области (менее 30% опрошенных сказали социологам, что они счастливы). Еще один «несчастливый» субъект Федерации с похожим результатом – Свердловская область.

Читатели захотят спросить: в какой части рейтинга находится Москва? По уровню счастья – на третьем месте… с конца. Судя по показаниям «Евробарометра», столица нашей Родины – один из самых несчастливых городов России.Во всяком случае, субъективно.

Друзья и переезд

Ощущение благополучия большинства участников опроса зависит не от того, много ли денег у них на счетах, а много ли они приобрели друзей и знакомых. Социологи называют это социальным капиталом. Именно этот капитал современные россияне с удовольствием приращивают.

Если количество социальных связей россиянина 2014 года увеличивалось на 10%, то его «индекс счастья» подскакивал на 14%!

С 2012 года, когда «Евробарометр» только пришел в Россию, среднестатистическое количество близких друзей у россиян (социологи обозначают их как «сильные связи») увеличилось в два раза. Растет и количество разнообразных знакомых (в социологии они называются «слабыми связями»).

Именно этим капиталом подкрепляется, в представлении жителей регионов России, уверенность в собственных силах и оптимизм – в том числе, и экономический.
Социологи задались вопросом: что было более значимо для россиян в 2014 году: наличие верных друзей, которые пойдут за тебя « в огонь и в воду» или завязывание многочисленных (иногда поверхностных), знакомств? И не связано ли это с развитием социальных сетей, поддерживающих ощущение «прирастания знакомства»?

Как считают американские психологи, крепкая дружба и сильные родственные связи обеспечивают человеку чувство уверенности (assurance). Именно такие контакты гарантируют человеку поддержку в экстренной ситуации.

Люди, которые обладают «сильными связями», уверены, что в любой момент смогут получить поддержку (в том числе финансовую) от друзей и родственников. Как выяснилось, один из источников неиссякаемого экономического оптимизма россиян – возможность взять в долг у друзей.

На вопрос: «Сколько денег (в рублях) вы можете собрать среди знакомых за три дня?», жители небогатой республики Дагестан бесстрашно ответили: 800 тысяч рублей.

Подобную сумму могли бы получить в экстренном случае от родственников и друзей и жители Татарстана (хотя эта республика куда богаче Дагестана).

Гораздо меньше – до 400 тысяч рублей – могли бы собрать за три дня среди своих друзей жители Ленинградской области, Москвы и Краснодарского края. Но и эта сумма впечатляет!

Правда, социологи отмечают при этом, что наличие «сильных связей» чревато потерями: чем больше у человека близких друзей, тем чаще людям приходится давать друзьям в долг деньги, а не занимать их…

Во всяком случае, сегодня для россиян оказываются более важными поверхностные, зато более многочисленные и разнообразные знакомства и контакты, заведенные в разных местах и с разными людьми (так называемые «слабые связи»).

Этот выбор полностью подтверждается знаменитым тезисом американского социолога Марка Грановеттера (Mark Granovetter), профессора факультета социологии Школы гуманитарных и естественных наук Стэнфордского университета, высказанным им в статье «Сила слабых связей» (The Strength of Weak Ties, 1973). Грановеттер впервые объяснил, почему именно «слабые связи» – не друзья и родственники, а приятели и случайные знакомые – имеют решающее значение для человека во многих обстоятельствах его жизни.

Эти «слабые связи» прочно обеспечивают людей чувством защищенности (security) и снижают в их представлении некоторые экономические риски.

Разнообразие контактов и знакомств дает людям уверенность, что они смогут найти себя в новых условиях на рынке труда.

Социологи, проводящие в России «Евробарометр», считают, что увеличивая и разнообразя круг своих знакомств, россияне как бы «страхуют» свое трудовое будущее.

«С 2012 года происходил поступательный рост социального капитала населения в России, – говорит Виктор Вахштайн. – Основной источник роста – «слабые связи». Именно они связаны со стратегиями успешного поиска работы. Число «сильных связей» у россиян растет значительно медленнее, но также заметно».

Социологи выяснили, что частые переезды с места на место увеличивают, в глазах каждого человека, сумму его социального капитала. Они назвали это развитием «парадокса Грановеттера». Наибольшим количеством знакомств («слабых связей») обладают те, кто живет на одном месте не более 10 лет.

Такие люди чувствуют себя более уверенно; они считают, что всегда смогут найти работу не хуже той, что есть у них сейчас. Зато те, кто живет на одном месте более 25 лет, при поиске новой работы чувствуют себя неуютно. Да и экономический оптимизм они демонстрируют куда реже.

Возможно, с этим явлением связан феномен, который социологи объяснить пока не могут. Чем неувереннее чувствует себя россиянин, чем меньше у него друзей и знакомых, тем меньше он готов менять что-либо в своей жизни.

Чем выше уровень социального оптимизма – тем больше жители российских регионов готовы бросить все, уехать и начать жизнь с нуля.

Люди готовы расстаться с любимыми родственниками и друзьями ради возможности увидеть новые лица, приобрести множество новых знакомых. А с ними – новые перспективы и новую работу.

И вот – результат. Из Москвы в 2014 году хотели бы уехать 16% опрошенных, из Ярославской области – 17%, из Ленинградской области – 21% , из Томской области – 31%.

А из Дагестана, который демонстрирует самый высокий в России уровень социального оптимизма – 39%.

Кто же в России самый счастливый? Ответ на это оказался неожиданным.

В США это – люди с высоким образовательным цензом, имеющие крепкую семью.

А в России в 2014 году самыми счастливыми назвали себя самые мобильные. Это – те, кто в течение года переехал на новое место жительства…

О том, что беспокоит простых жителей мегаполиса больше всего, какие главные вопросы стоят перед нашим обществом, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказал заведующий кафедрой социологии Сибирского федерального университета Дмитрий Труфанов.

Уметь считать

Иван Васильев, корреспондент «АиФ-Красноярск»: В СМИ постоянно ссылаются на социологические исследования по разным темам. Словосочетание «социологи говорят» служит доказательством факта, с которым спорить уже не принято. Но авторы этих исследований зачастую остаются анонимными, аналогом «британских учёных», которые постоянно что-то исследуют и доказывают. Как в реальности выглядит картина исследований в России?

Дмитрий Труфанов: Необходимо отличать социологию как профессиональную деятельность специалистов с соответствующим уровнем квалификации от «социологии» как маркетингового и PR-инструмента.

Чтобы быть уверенным в надёжности результатов исследования, целесообразно задать вопросы, кем, когда и каким способом получены эти результаты. В России ведущим научным центром выступает Институт социо-логии Российской академии наук. Крупными и авторитетными организациями являются также ВЦИОМ, «Левада-центр», фонд «Общественное Мнение», исследовательский холдинг «Ромир» и ряд других. Наряду с ними в каждом субъекте РФ есть социо-логические центры, которые занимаются региональной проблематикой.

Социология как наука достаточно молода. Чем обусловлена её необходимость в современном обществе? Какие задачи она помогает решить?

Её необходимость связана с потребностью в актуальной информации о том, в каком состоянии находится общество, в каком направлении оно развивается, как формируется и осуществляется социальное поведение людей. Любое управленческое воздействие на общество со стороны органов власти порождает те или иные социальные последствия. Чтобы такое воздействие было продуктивным, а последствия позитивными, лица, принимающие решения, должны обладать полной и достоверной информацией. Например, мы несколько лет изучали отношение населения к так называемому антитабачному закону. Это позволяло видеть, как он работает. Социология - важнейший инструмент получения актуальных сведений.

Насколько точными могут быть выкладки социологов? Всё-таки это общение с людьми, значит, погрешности неизбежны.

Точность выводов зависит от того, насколько профессио-нально применяется исследовательский инструментарий. Можно встретить ошибочное мнение, что составить анкету, опросить людей и посчитать результат может любой человек без специального образования и опыта. Увы, это не так. Существуют строгие правила, которым подчиняется процесс теоретической разработки исследования, проектирования методов сбора информации, обработки полученных данных. Конечно, погрешность в социо-логических исследованиях присутствует. Но есть методы, позволяющие свести её к минимуму. Так, в современных массовых опросах общественного мнения погрешность находится в пределах всего 3-5%.

Не верь глазам своим

Бывали ли в вашей практике случаи, когда результаты исследования приводили в полное изумление? То есть реальное положение дел в умах граждан оказалось совсем не таким, как предполагалось?

Наши представления о мире далеко не всегда оказываются верными и нередко являются мифами. Например, можно встретить мнение, что сегодня люди в России всё больше недовольны тем, как складывается их жизнь, не чувствуют себя счастливыми. Опросы ВЦИОМ говорят об обратном: социальное самочувствие россиян имеет тенденцию к улучшению. Или, например, в Красноярском крае в последние годы мы столкнулись с любопытной тенденцией. Традиционно фактор национальной принадлежности оказывает влияние на отношение к иностранным трудовым мигрантам. Так вот, на современном этапе наблюдаются разнонаправленные тенденции. С одной стороны, повышение уровня толерантного отношения красноярцев к представителям других национальностей и улучшение ситуации в межнациональных отношениях, с другой - рост отрицательного отношения к иностранным трудовым мигрантам.

По каким вопросам и общественно важным проблемам исследования среди населения края показывают самый большой раскол?

В целом мы не фиксируем тенденций к расколу общественного мнения по ключевым вопросам социальной жизни в настоящее время. Конечно, у людей есть разные мнения и точки зрения по тем или иным проблемам, но именно раскола в точном смысле этого слова, на мой взгляд, сегодня не наблюдается. Напротив, на массовом уровне можно говорить о тенденции укрепления солидарности общества. В целом исследования показывают, что красноярцев волнуют вопросы, связанные с осуществлением их жизни и планов на будущее. Это вопросы доступности и стоимости жилья, качества автомобильных дорог, доступности и качества медицинской помощи, трудо-устройства и ряд других. Плюс в последнее время всё более актуально звучит вопрос экологии. Экологическая обстановка в городе не устраивает многих. Более того, в Красноярске формируется явление экологической миграции, когда жители нашего города переезжают на постоянное место жительства в другие регионы по причине неблагоприятных экологических условий в Красноярске. Данному виду миграции более подвержена молодёжь, что при углублении этой тенденции может создать существенные риски для развития города и региона в целом. Они связаны с размыванием человеческого капитала, когда всё больше людей выбирают для своей профессиональной, семейной, личной самореализации не Красноярск, а другие города и районы.

Руки на пульсе

Насколько часто органы власти заказывают социологические исследования? У стороннего наблюдателя может сложиться ощущение, что делают они это только к выборам.

Они обращаются к социологическим исследованиям регулярно и по широкому кругу вопросов. Хотя и в период выборов, конечно, тоже. Практически все основные сферы становятся объектами изысканий. Это вопросы этнической и религиозной толерантности жителей, социального самочувствия различных групп населения, вопросы здравоохранения и качества медицинской помощи, отношения людей к различным законодательным инициативам, вопросы культуры, внутреннего туризма, организации городской жизни и целый ряд других.

Опрос в Красноярске, проведённый в 2016 году, показал, что 87% жителей города полностью или в основном удовлетворены тем, как складывается их жизнь. Это не означает, что они не имеют желания что-либо менять в своей жизни, городе или крае. Но пока в исследованиях мы не ставили перед ними данные вопросы. Это важная и интересная тема, и мы, полагаю, включим её в будущие исследовательские проекты.