Ii всесоюзные туристские соревнования школьников. Туристические эстафеты для школьников. Цель исследования - проанализировать особенности проведения туристических слётов и соревнований с учениками различных возрастных групп

Соревнования и массовые мероприятия по туризму проводятся в целях улучшения физического воспитания учащихся и молодежи, укрепления их здоровья, подготовки к сдаче норм комплекса ГТО, повышения спортивного мастерства. С другой стороны, это школа подготовки к походам и средство пропаганды туризма.

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике, по ориентированию на местности.

Соревнования по туристским навыкам

Соревнования по туристским навыкам проводятся в учебных целях по следующим разделам:
Устройство и оборудование лагеря. Места расположения палаток команд определяются комендантской группой штаба. Оценка дается за правильно поставленные палатки, их оформление, санитарное состояние, расположение по отношению к реке, ветру и т. д.

Соревнования по разжиганию костров, кипячению воды. Каждая команда обеспечивает себя дровами, кольями и перекладиной для котелка. Для кипячения воды используется двухлитровый туристский котелок. При разжигании костра пользоваться легковоспламеняющимися материалами (бензин, спирт и т. д.) не разрешается. Финишем считается момент кипячения воды. Места между командами определяются по наименьшей затрате времени.

Соревнование по туристской технике

Соревнования по туристской технике проводятся в виде полосы препятствий и туристской эстафеты. Для соревнований выбирается хорошо просматриваемая территория с необходимым количеством естественных препятствий. Длина дистанции - полосы препятствий - колеблется от 300 л до 2 км. Все препятствия, включенные в дистанцию, преодолеваются каждым участником команды.

Дистанция состоит из двух параллельных полос, одинаковых по длине и сложности, расстояние между ними не более 10 м. Пути маркируются флажками разного цвета, старт раздельный. Путь команды определяется или жеребьевкой, или номерами. Например, четные идут по красной маркировке, нечетные - по белой. Интервалы между забегами устанавливаются до соревнования, после контрольного пробега дистанции группой туристов.

В полосу препятствий могут входить следующие этапы:

1. Подъем по крутому склону спортивным способом по веревке протяженностью до 20 м при крутизне до 45°.

2. Спуск с крутого склона до 20 м при крутизне до 45°.

3. Пересечение склона или бег по пересеченной местности до 150 м.

4. Преодоление водной преграды (на лодке до 300 м, на плоту до 50 м, по кладке до 20-25 м, по выступающим камням до 20-25 м, вброд до 15 м и т. д.).

5. Навесная переправа до 30 м.

6. Переноска пострадавшего до 50-60 м и др.

Результаты команд определяются затраченным временем. Если этап не пройден, то каждому участнику разрешается сделать еще две попытки. Если и они использованы без положительной оценки, то участник снимается с соревнований. Система подсчета очков за снятого участника определяется Положением о соревнованиях.

Среди самых действенных форм пропаганды туризма и привлечения широких масс к активным формам отдыха являются массовые показательные, тренировочные мероприятия и соревнования (слеты, конкурсы, игры, тренировочные сборы, тренинги и т.д.). Они вместе с тем выполняют культурно-просветительские, краеведческие, воспитательные функции, способствуют улучшению физической подготовки, техническому совершенствованию, организации содержательного отдыха все большего числа людей, популяризации туризма среди населения. Проведение туристских слетов и соревнований имеет достаточно давнюю историю, но массовый характер начали приобретать с 50-х годов XX ст. Сегодня они проводятся на различных уровнях - от туристских секций в международных форумов, в которых принимают участие сотни тысяч туристов и краеведов Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 45-49.

Понятие "слет" и "соревнования" часто употребляются параллельно и даже отождествляются друг с другом, хотя отличаются друг от друга по своей цели и программе: соревнования, как правило, выступают составной частью слетов, хотя могут проводиться и самостоятельно. Под термином "соревнования" понимают стремление опередить, превзойти, победить других. Что касается туристских соревнований, то здесь важно не только и не столько победить, сколько выяснить уровень технической и тактической подготовки, общефизической и специальной тренированности, испытать новые образцы снаряжения и приемы его использования в условиях, максимально приближенных к походным.

Съезды, слеты предусматривают проведение собраний, совещаний людей, объединенных общей целью, членов той или иной массовой организации. Главная задача туристских слетов - популяризация туризма, общение единомышленников, обмен опытом, идеями, демонстрация новых образцов снаряжения и т. Но, не снижая значение этих мер, следует сказать, что слеты и соревнования не должны подменять основную форму деятельности в туризме, которой является организация и проведение походов Кодыш Є.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990.

Разнообразие массовых туристских мероприятий обусловливает необходимость их классификации. Эта последняя осуществляется по трем основным параметрам: форме, масштабу, классу. Среди форм туристских мероприятий можно назвать первенства, отборочные соревнования, товарищеские встречи. Слеты чаще проводятся в виде конкурсов, выставок, семинаров, вечеров и т.д. Масштабность слетов и соревнований определяется широтой участия в них команд или отдельных представителей разных регионов или организаций. Эти меры могут происходить на международном, межобластном, областном, районном уровне или в рамках турбазы, школы, секции и т.п. Класс соревнований по их сложности определяется в диапазоне от I до IV и зависит от характера и количества этапов, длины, сложности препятствий, перепада высот, используемых технических приемов и т. д Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.

Во время слетов возможно любое сочетание масштаба и класса соревнований. В ходе широкомасштабных соревнований, как правило, преобладают несложные дистанции 1-II классов, поскольку основной целью является популяризация туризма и обмен опытом. В то же время соревнования отдельных вузовских коллективов секций и т.п. Могут включать дистанции III-IV классов. Практика осуществления туристских мероприятий свидетельствует о целесообразности проведения соревнований (кроме лыжных) весной, до начала туристского сезона, с целью проверки готовности групп к походам, а слетов - осенью, после окончания походов, что позволяет подвести итоги и определить задачи и планы на следующий сезон. Интересной формой проведения слетов является сочетание в их программе нескольких видов туризма Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.

Подготовка к слету (соревнованию) начинается в середине года, при составлении планов массовых мероприятий на следующий год. Эта работа начинается с создания организационного комитета и утверждении его состава организацией ответственной за проведения слета (соревнования). В оргкомитете, как правило, представлены сотрудники администрации, работники туристической сферы, главный судья соревнований и ряд штатных работников, ответственных за различные аспекты подготовки мероприятия. В круг обязанностей организаторов слета (соревнования) входят: создание оргкомитета, утверждение судейской коллегии; получения разрешения местных органов на проведение мероприятия; материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение; безопасность участников и гостей. Оргкомитетом разрабатывается "Положение о слете (соревновании)", складывается и осуществляется план подготовки и проведения мероприятия. Его функции предусматривают также прием и размещение участников, организацию питания и медицинского обслуживания, подготовку и обустройство места соревнований и хранения инвентаря, организацию информационного обеспечения. Разработанное положение заранее направляется участникам. Оно содержит следующие сведения: цель и задачи мероприятия, время и место проведения, руководство его подготовкой и осуществлением, требования к участникам, программа соревнований и конкурсов, объем финансирования, порядок и срок подачи заявок на участие в слете, условия приема участников, определение результатов соревнований, награждение победителей Кодыш Е.М. Соревнование туристов. - М.: ФиС, 1990.

Выбор места проведения массовых мероприятий требует учета ряда обязательных условий: оно должно обеспечивать удобство постановки дистанций, размещение участников, гостей и болельщиков, а также иметь удобные подъезды и подходы. Обязательным условием осуществления массовых мероприятий является безопасность проведения соревнований и расположения лагеря. Необходимо обеспечить также безусловное выполнение природоохранных мероприятий.

Одним из важных аспектов осуществления массовых мероприятий является организация свободного времени их участников. Необходимо предусмотреть проведение выставок туристского снаряжения, фоторабот, а также интересных встреч, подготовить программы вечеров песни и т.д. Для школьников в программу туристского слета, кроме соревнований, включают различные конкурсы и спортивные игры.

Соревнования по различным видам туризма могут быть составной частью программы слета или проводиться в виде отдельных мероприятий. Широко практикуется проведение соревнований по пешеходному, горному, водному, лыжному, велосипедному туризму, а также по туристскому ориентированию. Класс их сложности может варьировать в пределах от I до IV.

Пешеходный туризм. Среди мероприятий подобного рода наибольшее распространение получили соревнования по пешеходному туризму. Они привлекают своей зрелищностью, доступностью для всех желающих, их проведение не требует создания специальных условий даже в пределах города или в пригороде. Программа соревнований может включать дистанцию кросс-похода, дистанцию полосы препятствий, а также выполнение специальных задач. Техническая сложность этапов соревнования адаптируется к рельефу местности и условий, в которых они проходят.

Горный туризм. Соревнования по технике горного туризма состоят из командного и индивидуального преодоления дистанций, пролегающих через участки горного или расчлененного рельефа, а также выполнения специальных технических приемов. Это один из самых зрелищных и популярных видов соревнований по туризму. Отдельные элементы соревнований по технике горного туризма входят в программу соревнований по пешеходному туризму Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - Мн.: Национальный институт образования. - 2010.

В ходе соревнований предусмотрено преодоление дистанций по заданному или самостоятельно выбранному маршруту. Допускается использование различных специальных технологий на одной дистанции или соединения нескольких дистанций в одну трассу. Как правило, соревнования проводятся на высотах, не требующих акклиматизации.

Дистанция предполагает наличие различных видов препятствий, характерных для горной местности - скальных массивов, крутых травянистых, снежных и ледовых склонов, водных преград. На равнинной территории трассы для этого вида соревнований пролегают крутыми склонами речных долин, через произведенные карьеры, кирпичные или бетонные стены сооружений и т.п.

Набор этапов разной степени сложности может быть таким: подъем и спуск по крутому склону (травянистом, снежном, ледовому), преодоление отвесных скальных участков (подъем по скале, спуск на веревке), водных преград. Подготовка к соревнованиям по технике горного туризма требует наличия специальных средств безопасности. Участки скальных выходов очищаются от камней, земли, песка. Подходы к трассе, а также место нахождения судей и зрителей должны располагаться на безопасном участке. Участникам соревнований необходимо иметь средства страховки.

Водный туризм. Соревнования туристов-водников привлекают большим и разнообразным набором препятствий, техническими способами плавания и плавучими средствами. Соревнования могут проводиться на байдарках, плотах, катамаранах. В водном туризме шире, чем в других видах, используется самодельное снаряжение. Соревнования туристов-водников проводятся в личном, лично-командном и командном зачете.

Лыжный туризм. Соревнования по лыжному туризму по своей программе близки к пешеходному. Они в основном имеют те же этапы, дополненные этапами по лыжной технике. Учитывая природные условия, в которых проводятся эти соревнования, проблема безопасности участников дополняется заботой о здоровье туристов, обусловлена возможностью обморожения Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм и воспитание / Ю.С. Константинов, Е.Е. Лекарева // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 45-49.

В последнее время широко практикуются соревнования по велосипедному туризму. Велотуристы соревнуются в технике езды на велосипеде, преодолении кросс-трассы, велосипедного ралли. Соревнования по ориентированию. Спортивное ориентирование выделилось в отдельный вид спорта. Но этапы ориентирования на местности традиционно включаются в программу туристских слетов. Они позволяют выяснить уровень овладения навыками ориентирования, необходимыми каждому туристу, и способствуют их совершенствованию.

Соревнования по ориентированию проводятся в таких видах: движение в заданном направлении, движение по выбору, движение по маркированной трассе. Каждый их участник на старте получает топографическую карту и должен обеспечить пролегания маршрута через контрольные пункты (КП) в определенном порядке или на выбор. На маркированной трассе основной задачей участников является точное нанесение на карту линии маршрута и местонахождения КП.

Длина дистанции в этих соревнованиях для мужчин составляет 6-15 км, для женщин - 4-9 км. Значительно короче она в соревнованиях школьников Туризм в школе: Книга руководителя путешествия/ И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г. Рябов. - М.: ФиС, 1983. - 160с.

Район для проведения соревнований избирается с таким расчетом, чтобы на местности были четкие ограничительные объекты - шоссе, река, поле и т.п. Предварительно участников необходимо проинформировать о вынужденные действия на тот случай, если им придется сойти с трассы, или в случае потери ориентировки. Необходимо предупредить их также о всех опасных объектах на протяжении трассы (болота, обрывы и т.д.) и обозначить эти места на карте.

В походе детской группы почти все тактические вопросы в группе решают взрослые - руководитель и его заместители, и только за редким исключением в этом принимают участие дети. На соревнованиях школьников вопросом прохождения дистанции занимаются тренеры, что не принимают участия в прохождении маршрута, и результат команды полностью зависит от их тактических решений. Поэтому соревнования среди школьников не всегда отражают реальную картину подготовленности команд, несмотря на высокий технический уровень детей, их знаний и умений. Большое внимание в организации и проведении соревнований нужно уделить качеству подготовки исходного материала, четкой работе судейской коллегии, ее квалификации, которая должна быть на очень высоком уровне. Исходный материал, который готовится начальником дистанции и его помощниками, заключается в планировании определенного набора препятствий (этапов), которые оборудуются на местности и наносятся на карте соревнований. Обязательно нужно предусмотреть оборудование нескольких равноценных нитей на каждом этапе Ухтинская М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков // Вестн.С. - Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 51-58.

Желательно, чтобы расположение этапов было на естественных препятствиях, а не имитированных, что снизит уровень соревнований и потеряется естественность самого этапа.

Туристские соревнования школьников

Туристские соревнования, как правило, проводятся в школах, где сложилось многолетняя практика туристской работы, активно действуют туристский клуб или кружок. Организуются они в виде многоборья и служат целям пропаганды туризма, обучения туристским навыкам, подводят итоги работы за определённый период.
Планировать туристские соревнования лучше всего наконец мая, когда подводятся итоги учебного года, да и погода благоприятствуют. Однако некоторых школах существует практика проведения их осенью-в этом случаи они являются своего рода стартом туристской работы в течение учебного года.
Место проведения соревнований должно быть удобным для подъезда и подхода групп, безопасным иметь условия для организации большинства видов соревнований. Необходимо также наличие воды для питья и хозяйственных нужд, дров для костра. Лучше, когда для школьных соревнований из года в год используется одна и та же поляна. При этом легче решаются такие организационные вопросы, как получение разрешение местных органов, обеспечение картографическим материалом, разработка маршрутов, доставка и отправка групп. А так как ребята постоянно сменяют возрастные группы, то можно не бояться повторения дистанций через 2-3 года.
подготовка к соревнованиям начинается заблаговременно. Создаётся штаб, в который входят учителя, представители от каждого класса, отвечающие за подготовку команды, члены комитета комсомола. Разрабатывается подробный план подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения, ответственных. План утверждается директором школы и доводится до сведения всех членов штаба. В плане отражаются вопросы материального оснащения как самих соревнований, так и команд классов комплектования судейской коллеги, подготовки места проведения и дистанции, организации занятий с командами классов.Судейская коллегия также комплектуется зарание. Члены штаба решают,какие виды соревнований можно организовать своими силами,а на судейство каких необходимо пригласить родителей или шефов.Какправило,к судейству широко привлекаются старшеклассники,имеющие опыт походов и участия в соревнованиях.

Положение о соревнованиях необходимо разработать как можно раньше,ознакомив с ним не только учителей,но и ребят.В Положении подробно освещаются условия проведения каждого вида соревнований:действия команд и участников, система штрафов, подведение итогов. Для представителей команд в каждом виде соревнований планируются консультация, практические занятия в помещении и на местности. Главные судьи по видам составляют списки необходимого снаряжения и оборудования и сдают их главному судье. Тот сводит их воедино, после чего решается вопрос, где достать недостающие снаряжение. Часть снаряжения-колышки и тенты для палаток, простейшие костровые приспособления и др.-может быть изготовленно самими ребятами в школьных мастерских в зависимости от сложившихся традицмй, наличие снаряжения комплектуется состав участников. Как правило, это команды классов, причём рекомендуется ограничить минимальное количество участников в команде. В зависимости от количества классы соревнуются между собой по паралеллям или объединяются в группы. Ненадо готовить для каждой группы отдельные трассы, можно пропускать их по одной и той же дистанции, исключая некоторые этапы и подводя результаты внутри каждой группы. Лучше всего проводить состязания в два этапа. Цель первого этапа-подготовить ребят к итоговым соревнованиям. Проходит он с 1 сентября по 1 мая. За этот период команды классов должно совершить туристский поход с обязательной здачей разработанного маршрута и выпуска стенной газеты по результатам похода. Результат команды складывается из количества очков, полученных за разработанный паспорт маршрута, выпущенную стенгазету и совершение самого похода. Для повышения массовости можно за каждого участника похода начислить классу 1 балл, а для превличения родительского актива 3 балла за каждого родителя, принявшего участие в походе. За 2-дневный поход с ночлегом количество баллов удваивается. В положении можно оговорить и такое условие: в судейскую коллегию представляется результаты двух походов, но к зачёту принимается один лучший.

Итогом этого вида соревнований может стать хорошая картотека маршрутов, включающую техническое описание, схему, варианты подъезда, рекомендации по прохождению. В программу первого этапа можно включить ряд групповых консультаций по различным элементам(установка палатки, разжигание костра с пережиганием нитки, передвижение по азимуту, оказание первой медицинской помощи, топографическая подготовка, укладка рюкзака, после которых провести мини-соревнования.

Занятия организуются следующим образом.

В один из дней для представителей всех команд (по 4 человека от класса) проводится консультация по установке палатки: показывается последовательность, обращается внимание на ошибки, предоставляется возможность поупражняться. В конце занятия каждая команда получает задания: подготовиться к мини-соревнованиям по установке палатки на скорость, которая состоятся на следующей неделе. После консультации по топографической подготовке можно провести топографическии диктант, упражнения на определения расстояния по карте. Таким образом можно отрабатывать многие элементы, необходимые в туристическом походе. В протакол вносится результаты всех мини- соревнований и места, занятые классом в каждом из них.

На первом этапе можно провести и учебное соревнования по линейному ориентированию на маркированной трассе (количество участников неограничевается). Состоят они в следующем. Участник движется по маркированной трассе, а у него на карте нанесена нитка маршрута. Встречая на своем пути котрольный пункт(КП), участник должен нанести его на карту: сделать прокол булавкой и на следующем КП перечеркнуть его крест-накрест цветным карандашом. Зачет результата – по времени прохождения дистансии плюс штраф за ошибку на КП (1 мин. за 1 мм отклонения).

Очень важно, чтобы в школе был вывешен сводный протокол результаов первого этапа соревновании, в которой бы заносились результаты каждого вида.

В программу в т о р о г о э т а п а с о р е в н о в а н и й можно включить контрольный комбинированный маршрут, ориентирование по выбору, туристскую технику(полоса препятствий)и проверку туристских навыков. Успеть провести все эти виды в течение одного дня можно при следующих условиях:ККМ организуется в виде похода к месту соревнований в течение 2-3 час.; ориентирование по выбору занимает не более 1,5час.; полоса препятствий короткая, технический несложная и динамичная; туристсткий навыки проверяются во время этих трех видов состязаний.

Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, оказанию первой медицинской помощи.

На маршруте команда преодалевает различные препятствия, самостоятельно выберая тактику и способ безопастного прохождения. При этом команда набирает баллы. Если ребята не готовы к приодалению какого-либо этапа, они могкт его пропустить, лишившись соотвествующего количество баллов. На прохожение каждого этапа устанавливается определенное время –НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества от этого она не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.

Предлагаем включать в ККМ следующие этапы:

Предстартовая проверка (максимальная оценка 20 баллов).Ответ капитана от действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов.Ответ дного из участников (по жребию) о гражданинах районов соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников(по жребию) – до 3 баллов.Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения – до 3 баллов за каждый элемент. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов в каждом списке.

Знание правил оказания первой медицинской помощи (максимальная оценка – 20 баллов, контрольное время – 15 мин.) .Двое представителей от команды получают карточки с указанием диагноза травмы и заболевания. Используя предаставленные в карточки наборы признаков травм, заболеваний и способов оказания первой медицинской помощи, команда выбирает правильный ответ (записывает шрифт). За каждый ответ дается до 5 балллов.

Оказание первой медицинской помощи по условно заданной травме (максимальная оценка 10 баллов). Список травм зараенее огаваривается. Правильное выполнение – 10 баллов, с ошибками – 5, неправильное – 0 баллов.

Транспортировка «пострадавшего» (максимальная оценка – 10 баллов). Команда изготавливает из подрчных материалов средства для транспортировки и транспортирует « пострадавшего» . Правильная транспортировка – 5 баллов, с ошибками – 2 , 5 , неправильная-0 баллов. Аналогично оценивается и правильное изготовлевание средств для транспортировки.

Определение расстояния по карте (максимальная оценка – 3 балла) . Команда использует имеющийся инструмент (линейку или компас) , определяет расстояние между пунктами на карте. При ошибке до 5% - 3 балла, до 10% - 2 , до 15%- 1 , более 15 % - 0 баллов.

Определение азимута на три ориентира (масксимальная оценка – 9 баллов). Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные оринтиры. При ошибки до 5 градусов – 3 балла, до 10 градусов -2 , до 15 градусов- 1, свыше 15 градусов -0 баллов.

Бивак (максимальная оценка -10 баллов).Команда за контрольное время (1 час) должна поставить палатки и вскипятить воду.

Маркированный маршрут. Команда двигаясь по маркировке, отслеживает по карте путь движения и наносит местопрохождения КП проколом, а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм – 6 баллов, до 4 мм- 4 , до 6 мм- 0 баллов.За выполнение задания в устоновленное НВ команда получает 10 баллов.

Обазначенный маршрут. Команда движится по обозначеному на карте маршруту, проходя через КП, устовленные на местности, но не обозначенное на карте.За посищение каждого КП дается 5 баллов, премие за НВ при посищении всех КП – 20 баллов.

Открытый маршрут.

Команда должна приодолеть при помощи карты моршрут в несколько километров, проходя в взадонном порядке через КП. Оценка-как обзначенном маршруте.

Ориентирование по «легенде»

(описание маршрута) . Команда движется без карты по « легенде» с укозанием азимутов и расстояние, проходя черезКП в том случае, если она идет правильно.За посещение каждого КП -3 балла, премия за НВ при посещении всех КП -10баллов

Азимутальный ход . Получив исходные данные (азимут и длину хода –до одного км) ,команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки.При ошибки до 5 % длины хода -15 баллов, до 10 % -10 , до 15%-5 , с выше 15% -0 баллов. Премия за НВ (только при ошибке до10%) -10баллов.

Определение расстояния до не доступного предмета. Команда любым известным ей способом определяет расстояние до не доступного предмета. При ошибке до 5 % -6 баллов, до 10 % -4 , до 15 % -2 , свыше 15 % -0 баллов.

В завсимости от уровня подготовки команд в ККМ можно включать и другие элементы – спуски и подъемы при помощи веревки, навесную переправу, а также элементы краеведения, связанные со школьной программой: определение растительности, измерение расхода воды и т.д.

Каждая команда имеет зачетную маршрутную книжку, в которой ребята делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате. Основное требование к работе судей: команда, уходя с этапа, должна узнать свой результат. Этапы с ориентированием проходятся при помощи любой имеющейся карты, однако лучше ипользовать спортивную карту, изготовленную для соревнований по ориентированию.

Туристкая полоса препятствий проводится, как правило,для старшей возростной группы и заключаетсяв последовательном прохождении этапов полосы протяженностью 300-500 м всей командой. Для ребят младшей и средней возрастной групп она заменяется туристкой эстафетой, где эстафетной палочкой служит рукзак. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Состав команды 4-6 человек. Рекомендуется сквозное прохождение этапа, т.е. участники не ждут друг друга. Там, где это возможно, разрешается взаимопомощь.

Примерные этапы туристкой полосы препятствий:

Снятие палатки (старт). Учавствуют не менее 2 человек. Команда укладывает палатку, стойки и колышки должны быть убраны в чехол.

Прохождение «болота» по «кочкам». Участнки преодолевают «заболоченный» участок местности по 10 «кочкам». Прохождение первой и последней «кочек» обязательно, остальных – произвольно. За срыв одной или обеих ног с «кочки» дается штрафное время 60 сек., причем штрафовать каждого участника можно только один раз.

Транспортировка « пострадавшего» . Члены команды любым способом, переносят « пострадавшего», не допуская его падения на землю. В случае падения этап начинается сначала. Задание можно усложнить, предложив соорудитьпри помощи шестов и двух штормовок или курток носилки.

Разжигание костра и пережигание нитки. На высоте 70 см от земли между стойками натягивается нитка, а на высоте 30 см проволока – ограничитель для хвороста. Два представителя от команды должны разжечь костер от одной спички, используя только природные материалы, и пережечь нитку.

Завал. Сооружается из бревен, высота до 150 см, ширина коридора – 4 м. Разрешается взаимопомощь. Штраф: выход за коридор – 90 сек., потеря снаряжения 30 сек.

Установка палатки (финиш). Допускается любое количество участников. Палатка ставится на 2 наружные стойки и 10 колышков. Вход не застёгивается. После построения команды по сигналу капитана секундомер выключается, судья оценивает правильность выполнения задания. Если палатка установлена правильно, судья подаёт команду. При обнаружении ошибок команде даётся ещё одна попытка. Если команда снова установит палатку с ошибками, она получает штраф 30 сек.

Сразу же после прохождения дистанции команда должна знать свой предварительный результат-не только чистое беговое время, но и штрафы на этапах. Для этого следом за командой через все этапы проходит один из судей (им может быть и школьник). Он собирает у судей на этапах информацию о штрафах и сообщает её главному секретарю. Информация оперативно обрабатывается и сообщается команде в виде предварительного результата. Это снимает много спорных вопросов, возникающих к концу соревнований.

Для предотвращения конфликтных ситуаций перед началом соревнований необходимо провести капитанов по дистанции, объясняя на каждом этапе (в присутствии судьи) порядок его прохождения, систему штрафов. Это поможет избежать различного толкования действий, а следовательно, и протестов.

Если позволяет местность, есть достаточное количество судей и снаряжения, можно сделать две нитки. что значительно сократит время прохождения туристской полосы препятствий и сделает её более динамичной.

В туристские соревнования школьников полезно включать ориентирование по выбору. На стартеучастники получают карту с нанесенными КП, имеющими оценку в очках.Задача каждого – за определенное время (от 45 до 60 минут) набрать как можно больше очков.За превышение контрольного времени из результата вычитаются штрафные очки- определенное количество за каждую просроченную минуту.Побеждает участник,набравший больше очков.

Старт в ориентирование по выбору может быть общий или групповой.Если участников много, их разбивают на забеги, так чтобы члены одной команды стартовали в разное время, причем забеги мальчиков и девочек чередуются.

Карту рекомендуется выдавать за 2-3 минуты до старта, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить путь движения.Тогда по команде «Старт» ребята не побегут, даже не заглянув в карту, за самым опытным, а будут стараться работать самостоятельно.

Дистанция должна удовлетворять следующим требованиям: 1. На местности устанавливаеться как можно большее количество КП. 2. Дистанция планируется так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения. 3. КП стоят на твердых ориентирах, исключающих поиск.

Существует несколько вариантов постановки дистанций соревнований по выбору. Один из них – когда стоимость КП определяется его трудностью.Чем дальше КП удален от старта чем сложнее его найти, тем больше очков он принесет спортсмену.В этом случае старт и финиш возмещаются в центре карты, с тем чтобы у участников было больше вариантов движения.

Для соревнований с участием новичков рекомендуется схема дистанций.Все КП имеют одинаковую стоимость, например 2 очка. Старт и финиш разносятся на расстояние не превышающее 1 км., между ними устанавливается 1 – 2 КП, основное же количество КП расположено в стороне от прямого маршрута. При такой системе слабоподготовленный участник движеться к финишу по прямому маршруту, а хорошо подготовленный – через район, где КП установленны гуще.Можно ввести обязательный минимум КП, которые участники должны посетить.Примерно за двести метров от финиша стоит КП прохождение которого обязательно, так как он находиться в начале финишного коридора.

Соревнования по ориентированию проводяться со спортивными картами масштаба 1:15000 или 1:20000.Для школьников масштаб может быть и 1:10000. В том случае, если на район соревнований нет карты, рекомендуем организовать азимутальные соревнования.Состоят они следующем.На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояние до КП, оборудованного призмой с шифром.Здесь же вешается цветной карандаш или штампик для отметки.Ребята проходят на время дистанцию не более 2-х киломметров с 5-6 КП.В карточке можно указать азимуты и протяженность всей дистанции, а можно только расстояние до первого КП, где участник получит азимут и расстояние до второго КП,и т.д.

Соревнования по ориентированию проводяться как лично-командные.Новичков лучше выпускать по 2 человека вместе, но с одной ккарты.Это придаст ребятам уверенность и обеспечит соревнованиям большую безопасность.

Проверка туристских навыков. Это наиболее сложный для судейства вид соревнований, так как невозможно разработать четкие критерии по всему комплексу вопросов, из которых складывается быт туристской группы.Здесь многое значит личный опыт судьи, выступающего в роли эксперта, его туристский и педагогический стаж.

Туристские навыки судят трое судей, каждый из которых работает самостоятельно, а оценка выводиться средняя.Судейство осуществляется в течении всего хода соревнований и складывается из следующих показателей: выход группы на маршрут, прибытие на место соревнований, оснащение снаряжением, состояние лагеря и кухни, хранение продуктов, оказание первой доврачебной помощи.При выходе группы на маршрут судьи оценивают её внешний вид, правильность укладки рюкзаков, состав походной аптечки, т.е. те элементы, которые ходят в предстартовую проверку на ККМ.При оценки оснащенности группы снаряжением проверяется наличие металлических колышков, стоек для палаток,костровых приспособлений,правильность подбора посуды для приготовления пищи.

Судейская коллегия делает 2-3 обходы всех биваков, оценивает чистоту и порядок, соблюдение группой и отдельными участниками распорядка дня, дисциплинированность, проверяется состояние кухни, групповой и личной посуды, гигиену и ее хранение,наличие дров. Особое внимание уделяется вопросам хранение продуктов, их учета и выдачи, а также оказание первой медицинской помощи.

Результаты соревнований по туристским навыкам, как правило, подводятся последними и существенно влияют на распределение мест в итоговом протоколе. Во избежание протестов со стороны команд каждый судья при обходе должен довести до группы свои замечания и оценку.За основу рекомендуем взять 5-балльную систему оценки каждой позиции как наиболее понятную для ребят.Итоги проверки туристских навыков должны вывешиватся для ознакомления в течении одного часа после обхода.

Помимо соревновательной части в программу туристских соревнований входят и различные конкурсы: эмблемы, художественный самодеятельности, поваров, боевых листков, газет и др.Отношение к участию в этих конкурсах будет намного ответственнее, если результат конкурсной программы войдёт как 1 из видов в итоговый протокол соревнований.Так, например, при проведении 5 видов конкурсов командый результат можно определять по сумме мест- очков, полученных за участие в трёх конкурсах.

Одним из главных критериев оценки конкурсов должны быть самостоятельнность и творчество самих ребят.Так, например, при проведении конкурсов боевых листков можно полностью исключить участие руководителя команды, отведя время и место для работы ребячьей редколлегии. Конкурс художественной самодеятельнности и туристской песни лучше провести в форме выступления агитбригад, заранее дав тему выступления.Хорошо, если в состав жюри, оценивающего конкурсы, войдут представители от ребят и им будет дана возможность участвовать в подведении итогов.

Важными элементами туристских соревнований являются процедуры их открытия и закрытия, награждения участников.Необходимо, чтобы был разработан сценарий открытия, назначен командующий парадом, подготовлен флагшток, решены вопросы музыкального сопровождения, хотя бы с использованием портативного магнитофона.На открытие можно пригласить почетных гостей, ветеранов войны и труда из числа родительского актива; представить главную судейскую коллегию, судей по видам, довести до всех участников условия соревнований.

Один из главных вопросов проведения туристских соревнований – обеспечение безопасности. Он включает проверку пригодности питьевой воды, ликвидацию опасных мест на дистанциях, обеспечение дежурства медицинского работника и сотрудника полиции. Очень важно предусмотреть наличия подъездных путей к месту соревнований, чтобы в случае травмы или болезни участника его можно было немедленно доставить в ближайший пункт медицинской помощи.

Необходимо заблаговременно решить санитарные вопросы: соорудить временные туалеты, подготовить ямы для мусора, места для мытья посуды и умывания. Особое внимание необходимо уделить вопросам купания ребят: установить постоянное дежурство на водоёме, запретить купаться по одиночке, без сопровождения взрослых.

Если за несколько дней до соревнований произошло резкое ухудшение погоды, их необходимо перенести или отменить совсем. Однако просто дождливая погода не должна служить препятствием ни для ребят, ни для руководителей. В этом случае можно упростить дистанции, сократить программу, но постараться всё таки провести максимум видов.

М.Г. Фальковский инструктор по туризму, учитель высшей категории, судья по спорту.

Цель:

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий спортивно-игровой программы

«Туристическая полоса»,

посвящённой Всемирному Дню туризма

Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков.

Задачи:

Формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность;

Развитие интереса воспитанников к туристической деятельности, здоровому образу жизни;

Развитие силы, ловкости, выносливости, инициативы, настойчивости;

Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Место и время проведения: 27 сентября 2011 г., 15.00, территория возле ЦРТДиЮ

Участники: воспитанники и педагоги объединений ЦРТДиЮ.

Ход программы

Вед.: - Добрый день, ребята! Сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма. Во многих странах мира проводятся различные мероприятия и конкурсы на тему «Туризм». Мы тоже не останемся в стороне и проведём сейчас вместе с вами соревнования под названием: «Туристическая полоса».

И для начала, поиграем.

Что в поход с собой возьмём,

Если мы туда пойдём?

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если "да" - в ладоши хлопни,

Если "нет" - ногою топни,

Только сильно не пыли.

Все понятно? раз, два, три…

Котелок, утюг , расчёска,

Пылесос , верёвка, соска.

Вездеход , бинокль, духи ,

Две засушенных блохи ,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка ,

Молоток, кусачки, нож,

Ну, а соль с собой возьмёшь?

Спички, гвозди, сала шмат -

Вот и собран наш отряд. Молодцы!

Деление детей на 2-4 команды (по объединениям)

Вед: - Наша туристическая полоса состоит из 2-х этапов, каждый со своими заданиями.

1-ый этап

Вед.: - Как вы знаете, отправляясь в поход, самое главное - хорошо подготовиться, и распределить роли.

Выбор обязанностей членов команды

(листочки с названиями обязанностей)

Ведущий предлагает участникам выбрать таблички с надписями обязанностей в походе:

1) капитан;

2) завхоз;

3) костровой;

4) кок;

5) медик;

6) летописец.

Вед: - Для каждого из вас будет определённая задача.

Конкурс 1 для капитанов

« Ориентирование»

Капитанам нужно сделать:

«2 шага на юг, 3 шага на запад, 4 шага на север и 1 на восток»

Конкурс 2 для завхозов

«Собираем вещи»

(мольберты, мел)

Завхозам надо собрать вещи в поход, написав их названия на мольберте. У кого больше получится? Время выполнения – 3 минуты.

Пример: палатка, спальник, подушка, котелок, нож, соль, крупа, макароны, топор, лопата и т.д.

Конкурс 3 для костровых

«Виды костров»

(щепки или палочки)

Костровым надо сложить из приготовленных щепок костры - «звезда», «шалаш», «колодец».

Конкурс 4 для коков

Эстафета «Сбор грибов»

(изображения грибов, корзины или вёдра)

Среди изображений различных грибов взять только съедобные и принести в корзину своей команды. Участники бегут до места расположения грибов и берут за раз только один из них. Время выполнения – 3 минуты.

Ассортимент съедобных грибов : сыроежка, белый гриб, подберезовик, опята, лисички, подосиновик, волнушки, рыжики, грузди, маслята.

Ассортимент ядовитых грибов : мухомор, бледная поганка, ложные опята.

Конкурс 5 для медиков

«Первая помощь»

(бинт /4 шт./, 4 гимнастические палки - «шины», «носилки» /4 шт./)

Медикам нужно оказать первую помощь при переломе ноги (правой), наложив шину, и транспортировать пострадавшего до ориентира.

Конкурс 6 для летописцев

«Экология в походе»

(кусочки или комочки бумаги с написанными изнутри словами напутствия)

Вед: - Наше путешествие подходит к концу, и нам пора отправляться домой. Но мы с вами хорошо помним правила поведения в природе и знаем, что, уходя, туристы должны навести порядок.

Поэтому в следующем конкурсе всей команде нужно быстро собрать бумажки, а затем летописцы из собранных слов составляют напутствие всем, кто отправляется в поход.

Но для тех, кто не велик,

И для тех, кто выше ростом,

Сердце добрым быть велит.

2-ой этап

Вед.: - Итак, отправляемся в обратный путь. А для этого необходимо пройти все препятствия.

Каждый член команды выполняет задание только после прохождения испытания предыдущим участником.

Участники по очереди: прыгают по кочкам, проходят по бревну, переправляются по канату, пролезают сквозь паутину.

  1. «Болото» («кочки»)
  2. «Переправа через реку» (бревно)
  3. «Переправа через пропасть» (канат, натянутый между футбольными воротами или деревьями) Держась руками и ногами за канат в подвешенном состоянии, переправиться на другую сторону.
  4. «Паутина» (натянутая между деревьями верёвка)

Подведение итогов. Награждение.

Вед.: - Вот и закончились наши туристические соревнования! Надеюсь, что вы, ребята, хорошо запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом! Спасибо вам всем за активное участие!

Виды костров

капитан капитан капитан капитан кок кок

кок кок

костровой

костровой

костровой

костровой

завхоз завхоз

завхоз завхоз

летописец

летописец

летописец

летописец

медик медик

медик медик

Добрым быть совсем не просто,

Но для тех, кто не велик,

И для тех, кто выше ростом,

Сердце добрым быть велит.

Добрым быть совсем не просто,

Но для тех, кто не велик,

И для тех, кто выше ростом,

Сердце добрым быть велит.

Добрым быть совсем не просто,

Но для тех, кто не велик,

И для тех, кто выше ростом,

Сердце добрым быть велит.

Добрым быть совсем не просто,

Но для тех, кто не велик,

И для тех, кто выше ростом,

Сердце добрым быть велит.