Мир скандинавской мифологии - мифы древней скандинавии - всеотец открывает видару, своему молчаливому сыну, тайный смысл своих деяний. Я смотрел в глубочайшие бездны Сам себе принесенный в жертву

А кто вообще решил, что Один висел на Иггдрасиле?

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

Veit ek, at ek hekk
vindgameiði á
nætr allar níu,
geiri undaðr
ok gefinn Óðni,
sjalfr sjalfum mér,
á þeim meiði
er manngi veit
hvers af rótum renn.

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул.

Við hleifi mik sældu
né við hornigi,
nýsta ek niðr,
nam ek upp rúnar,
æpandi nam,
fell ek aptr þaðan.

Моё знание исландского стремится к нулю, но его достаточно, чтобы определить, что в оригинальном тексте нет ни одного слова, похожего на Yggdrasil.

Поэтому следующий комментарий из издания Гуревича и Стеблина-Каменского звучит несколько непонятно:

Древо предела — ясень Иггдрасиль, мировое древо. Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Иггдрасиль — буквально «конь Одина». Один повесился на этом древе однажды, чтобы приобрести тайные знания.

При чём тут "конь Одина"?

В одной антропологической книжке даётся оригинальная версия, которая объясняет и коня, и ритуальные 9 дней, которые Один якобы висел на дереве.

Начинается книжка весело, про ведьм и рецепты снадобий, которые они принимали, чтобы лететь на шабаш. Сегодня уже известно, что летали они не по-настоящему, а тихо-мирно у себя дома смотрели глюки под действием наркотического напитка или же практиковали астральные выходы вообще без веществ. Речь, в основном, идёт о европейских ведьмах. Если бы Инквизиция дошла до самой Северной Европы, Северной России, Индии, Африки или Центральной и Южной Америк, там бы список "средств для полёта" расширился бы за счёт мухоморов, кактусов (пейотль), коры лиан (айахуаска) и т.п.

Второй момент, который широко описывается в книгах по шаманизму - инициация шамана в мир духов: либо за счёт уединения и погодных испытаний, либо за счёт тех же галлюциногенных веществ. Причём даже во втором случае процесс мог продолжаться по несколько дней. Уединиться на 9 дней несложно, даже если поголодать. А северные шаманы суровые. Так что вполне возможно, что 9 дней Один "скакал на коне в далёкие дали", лёжа в это время в отключке где-нибудь под деревом.

Автор книжки также упоминает некоторых исследователей, которые считают, что Мировое Древо - это не ясень (askr, это же слово использовалось для обозначения любого дерева вообще), а тис (yr), который при определённых атмосферных условиях может спровоцировать галлюцинации у людей, которые находятся рядом с ним. Ещё Плутарх и Диоскорид писали, что человек, заснувший в тени тиса, рискует умереть. Также имеются свидетельства о том, что мебель из тиса в спальнях может явиться причиной болезни. И если не существует документальных свидетельств о том, что северо-европейские шаманы что-то принимали, вполне возможно, им это и не надо было, если правильный человек знал правильное дерево и правильное время, а деревья они скорее всего знали отлично, т.к. где-то там рядом жили друиды, славившиеся своим знанием именно что деревьев.

Я уже , что Мировое Древо это не ясень и не тис, и даже не баобаб, а метафора сути вещей. В космологии Иггдрасиль - суть мира. Так что 9-дневное шаманское путешествие Одина под веществами для познания сути мира, его тайн, рун (rúnar) - это банальная шаманская инициация. Не обязательно только бога Одина, а любого тогдашнего шамана. Но если Один считался типа первым шаманом, то, по мысли тех людей, должен был пройти стандартный известный им процесс, который и оказался художественно запечатлён в "Речах Высокого".

Слово "повесить" также приобретает новый смысл, когда знаешь, что Одину часто приносили жертвы, вешая их на дереве. То есть шаман принёс все необходимые жертвы богам, прежде чем начать инициацию. Ещё упоминается тот факт, что после победы над римлянами кимвры (германская народность) вешали пленников на деревьях и закалывали их копьями.

Автор также фантазирует на тему того, что, возможно, до Одина существовал бог по имени Yggr, с которым его культ впоследствии слился. Тогда пассаж "посвященный Одину, в жертву себе же" следует понимать не буквально, а аллегорически, как историческая смена одного культа другим.

В любом случае, буквально, последовательно и исторически трактовать такие многоплановые тексты нельзя. Вполне возможно, что в десятке строчек на первый взгляд законченной, но малопонятной истории, оказались зафиксированы несколько космологических и культурных реалий того времени, когда текст был записан.

Руны – являются ключевыми оккультными знаками практически для всей северной эзотерической и магической традиции. Но как они появились? Откуда они пришли? Почему в них содержится неисчерпаемая мудрость и сила?

Бог Один и руны

Происхождение рун с Одином. Имя Один происходит от старонорвежского существительного «од », что значит - «ветер» или «всепроникающий дух», а окончание от глагола «ходить».

Один – уникальный бог, он не просто верховное божество, он - бог-шаман.

Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках него жезл, на котором вырезаны руны. Его сопровождает волк и два ворона, и сидящие у него на плече - Хугин и Мунин.

Одину приписывается огромное количество деяний, как воинских, так и магических. В «Саге об Инглинах» говориться, что Один умел менять свое обличье, умел говорить так красиво и гладко, что всем, кто слышал его речи, они казались правдой. Когда его тело лежало, как будто он спал или умер, на самом деле он в облике птицы или зверя в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам. Он мог одним лишь словом потушить огонь или утихомирить море, повернуть ветер в нужную ему сторону, а иногда даже мог вызвать мертвеца из могилы. Кроме того, он мог предсказывать события, насылать на людей несчастья или отнимать у них ум и силу. Ему было все известно о кладах, спрятанных в земле. По его велению перед ним открывались курганы.

Легенды также утверждают, что он мог сделать так, что в бою его противники становились слепыми и глухими, а их оружие не наносило воинам Одина никакого ущерба. Но самым великим искусством, которым владел Один были, безусловно, руны.

Как Один получил руны

Согласно мифам, чтобы получить руны Один совершил шаманский подвиг - добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун. В «Речах Высокого» этот подвиг описывается так:

Знаю, висел я,

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем.

Посвященный Одину,

В жертву себе же,

На дереве том.

Чьи корни сокрыты

В недрах неведомых

Никто не питал. Никто не поил меня,

Взирая на землю,

Поднял я руны,

Стеная их поднял, -

И с дерева рухнул.

Символы шаманского подвига Одина

В чем же заключается символ этого шаманского опыта? Во-первых, следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. Ясень известен в скандинавской традиции, как символ Иггдрасиля - Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы» мы читаем:

Ясень я знаю

По имени Иггдрасиль,

Древо, омытое

Влагою мутной;

Росы с него

На долы нисходят;

Над источником Урд

Зеленеет он вечно.

Мировое Древо мы встречаем во всех шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Именно вдоль дерева шаманы совершали свои путешествия в иные миры, перемещаясь между ними и различными планами Бытия. Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно символизирует Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы - Небо, Землю и Ад.

Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя на всех планах Бытия, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. Именно обретение целостности - является суть Просветления, Божественного Преображения.

Что же касается собственно перевернутого положения Одина во время его шаманского опыта, то здесь к месту будет вспомнить, что многие традиции (например, Тантра) утверждают, что с эзотерической точки зрения, человек является перевернутым существом, то есть мы «растем» не из земли, а от Божественного Источника, символом, которого является Небо. Поэтому правильнее было бы говорить, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, было обращен к корням, которые символизируют подсознательное, темную, «животную» сторону человеческого существа. Это символизирует работу с собственными «монстрами», со своей хтонической природой, образно говоря, один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей личности, чтобы выйти оттуда обновленными. Данный архетип духовного преображения, связанный с нисхождением в «ад» присущ всем мистическим системам без исключения, начиная с шаманской традиции и заканчивая христианской.

Временной отрезок в девять дней, так же не случаен, поскольку для Северной мистической традиции число девять является священным и связано с девятью мирами Скандинавской космологии.

Итак, шаманский опыт Одина следует рассматривать как акт самопожертвования, отказ от собственного эго во имя познания Истины и постижения великой мудрости. Кеннет Медоуз писал: «Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я»» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновение - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун» .

Вчера мне пришло озаренное понимание выражения «проклят всяк висящий на древе», это случилось, когда я размышляла о людях, привязанных к материальной жизни. Древо и является символом материализма, а висеть на нем, значит быть привязанным к нему, зависеть от него и поклоняться ему.
Не каждый признает себя «висящим на древе», но желание обладать материальными богатствами, ставить обладание ими выше духовного общения с Владыками это и есть показатель такой привязанности.
«Висеть на древе», аналогично пониманию «быть распятым на кресте». Ибо вывешивание трупа на дерево, как и распятие, выражает особо тяжелое проклятие и презрение. Под проклятием понимается лишение благословения и осуждение на бедствия.
В Учениях Вознесенных Владык, как и в христианстве и других религиях, распятие имеет двойственный характер, который выражает с одной стороны спасение, а с другой стороны являет смерть.
Физическое распятие на кресте по свидетельству Цицерона было «чрезвычайно жестокой и ужасной казнью». Пригвождение гвоздями казнимого причиняло ему острую боль. Подвешенный на кресте человек был мучим жаждой, испытывал сильные головные боли, которые усугублялись высокой температурой и острым чувством страха. Казнимый глотал воздух в приступах удушья, борясь с ним, пытался выпрямиться, опираясь на гвоздь, проходящий сквозь ступни. Все это причиняло нестерпимую боль и страдания. Тело умирающего импульсивно опускалось и поднималось, когда он глотал воздух и в результате в грудной клетке и брюшной полости скапливалась жидкость. (Когда «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, тотчас истекла кровь и вода»). Такая мучительная смерть на кресте была проклятием, ибо наступала медленно, лишь через несколько дней с момента казни.
Иисус Христос был безгрешен и все таки церковниками был предан на распятие. Эта постыдная и ужасающая смерть Иисуса в присутствии множества людей, является неопровержимым историческим фактом (ср. Ин 19:35)(2), и имеет глубокий смысл. По Божьей воле крест, изощренное орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.
Иисус сознательно выбрал крестный путь, категорически отказавшись от царства - без Бога и без креста. Распятие на кресте было завершением его миссии. Он принес себя в жертву на Голгофе.
Когда я была в Израиле и поднималась на место, где был распят Христос, то слышала пронзающий крик Матери Марии, который слышен до сих пор, полный горя и отчаяния. Этот крик Матери обращенный к нашим сердцам, взывает к нашей памяти о великой жертве ее сына. Ибо если мы не откликнемся и не обратимся к Богу, то смерть Иисуса Христа будет напрасной.
В основании всего Космоса положен закон Великой Жертвы. В высшем понимании этого слова этот закон выражает принцип даяния и отдачи в радостном служении во имя высшего Блага. Служение Богу всегда считалось почетной привилегией, на которую призывают или которую выбирают добровольно. Иисус был рожден для исполнения миссии во исполнения пророчества, чтобы свидетельствовать об истине. Он был Сыном Бога, творящим Словом, через Которое все «начало быть», но тем не менее на время своей земной жизни, ради спасения людей, Иисус Христос отказался от Своей божественной сущности. С вочеловечением (воплощением) Он утерял свое бессмертие и смиренно начал свой путь Спасителя мира. Теперь весь смысл Его жизни был заключен в исполнении цели, поставленной перед Ним: устранить отчужденность человека от Бога, возникшую в результате отпада от Творца, по причине греха. Иисус являет собой истинный пример отношения человека к Богу. Он есть Первый, Первородный, «образ ипостаси Божьей»(Евр 1:6,3). Он не запятнан грехом и Его отличают совершенное послушание и абсолютная преданность Своему Отцу. Он пришел примирить в Себе Бога и человека, чтобы люди могли через Него вновь прийти к Отцу. (2)
Распятый, Иисус Христос восторжествовал на кресте, совершив вознесение. «Совершилось» - этим словом была подведена черта под Его делом (Ин 19:30). Исполнив дело, которое повелел Ему Отец, Он получил безграничную власть на небе и на земле. Господь в вознесенном состоянии имеет возможность присутствовать на земле повсюду и руководить верующими посредством Святого Духа. Христос не может существовать на земле без Своего «тела», посему телом Христа является Его Церковь, все те, кто веруют в Него и следуют Его путем.
Иисус Христос принес в мир учение о примирении с Богом. Примирение Бога и человека заключается, прежде всего, в покаянии грехов, в обращении к Господу. Бог желает, чтобы грешник «обратился от путей своих и был жив» (Иез 18:23). Обращение не возможно без веры и надежды, которые основаны на жертвенной смерти Иисуса Христа.(1)
«Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Гал 3:14). Выражение «проклят всяк, висящий на древе» имеет прямой, а также иносказательный смысл. Само физическое распятие, приносящее столь ужасные муки и страдания, было сущим проклятием для того, кого казнили. И это проклятие, прежде всего, выражалось в отлучении от Бога и Его благословений, состраданий и милости. Точно также человек, которым управляют похоть и алчность приговаривает своего Христа к мукам и страданиям, отрезая его от Божьего истока.
Размышляя о том, что такое ад, я пришла к выводу, что адом можно назвать то, состояние при котором человек не может найти внутренней гармонии и связи с Богом, когда неудовлетворенность и неуемные желания разрывают его на части, лишая целостности, света Бога, а ненасытность его эгоизма, не дает покоя. Ад - состояние ума в котором нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», это мертвое сознание, где не славят Господа. Это тьма, эфемерность и полу-жизнь. Царство мертвых, тех «кто висит на древе», распяв Христа в себе.
Бог ставит человека перед выбором между жизнью и смертью. Мертвым в Библии называют все то, что не способно отвечать, реагировать и действовать в соответствии с волей Бога, Его любовью и мудростью.
Кто верою принимает жертву Христа, тот распят вместе с Христом, ибо оправдание пред Богом лежит не через исполнение Закона, а через обращение к Нему. «… Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24), а те которые продолжают жить материалистичностью, «снова распинают в себе Сына Божия» (Евр 6:6) и посему они имеют Божье проклятие.
Проклятие Бога заключается в лишении благословения. Так Бог проклял змея, соблазнившего Еву, и Каина, убившего брата, а также Бог обещал Аврааму проклясть людей, «злословящих его».
В наши дни некоторые люди по своему невежеству поддерживают тех, кто возводит хулу на Вознесенных Владык и Возлюбленного Эль Морию, который и является нашим духовным отцом, Авраамом. Такое их отношение к великому Мастеру несет им проклятие от Бога. Кроме того, верующие должны помнить, что согласно учениям Христа, христианину не должно проклинать ни себя, ни других. (Мф 5:44; Рим 12:14; Иак 3:10)
Символ распятия на кресте, говорит также о рабстве. Римских граждан запрещалось казнить путем распятия, оно применялась только к рабам и преступникам из низших сословий. Падший человек является рабом греха и рабом страха смерти и тления, пока не станет рабом Бога и праведности. Моисей принес «завет от горы Синайской, рождающей в рабство» (Гал 4:24) от Закона. Христос же делает людей истинно свободными. Во Христе нет больше рабов, есть только сыны Бога. Распятие Иисуса Христа было жертвой, которой Он выкупил их из рабства. Но это не значит, что все уже освободились, это значит появилась возможность сделать это!
В чем же суть распятия?
Крест может рассматриваться как символ философской смерти, и мистерии не могут достичь своей цели до тех пор пока они не заставят каждого неофита победно пройти испытание страданием, смертью и воскрешением. Вся жизнь Иисуса Христа и Его распятие содержат в себе ключи к освобождению. Своей жизнью и смертью он навсегда вписал в историю земли одержанную Им Бого-победу.
«Поэтому поймите, что страдания распятия обладают намного большим смыслом, который заключается во вхождении Сына Божьего через космический крест белого огня и его центр в живое сердце самого ГОСПОДА Бога. Когда встречаются небеса и Земля, Альфа и Омега, для всех открывается дверь к воскресению и жизни.
Вы куплены дорогою ценою- не только одного каузального тела, но каузальных тел многих Вознесенных Владык, прошедших посвящение космического креста белого огня, пригвожденных ко кресту и в этом положении испытавших обмен, космический взаимообмен, в результате которого была отдана меньшая жизнь ради нисходящей большей и Великой Жизни, и отданная меньшая жизнь гибла.
Бог запланировал для вас это посвящение, и все ступени этого посвящения воистину объяснены в учениях, продиктованных нами – собранием святых, облаченных в белое. Изучайте и слушайте их. Ибо благодаря изреченному Слову, изреченному во внутренее ухо, вы можете услышать диктовки прошлых годов, высвобожденные через Посланника Марка, таким образом ощутив сегодня звук, записанный в вас на нитях света, тонких волосках, в каждой клетке и атоме. Вот что означает «Вложу закон мой во внутренность их». (3)

Антонида Бердникова
5 августа 2011 г.
Литература:
1. Мэнли П.Холл «Энциклопедическое изложение….»
2. «Библейская энциклопедия Брокгауза» Ф.Ринекер, Г.Маейр
3. Диктовка Эль Мории от 5 апреля 1987 года

Не только великанам и людям показывался Один в те дни, когда странствовал по Ётунхейму под именем Вегтам. Он встречался и разговаривал также с богами: с тем, что жил далеко от Асгарда, и с теми, что спускались из Асгарда в Мидгард и Ётунхейм.

Далеко от Асгарда жил Видар, молчаливый сын Одина. Глубоко в глуши, среди ветвей и высокой травы, сидел Видар. А рядом с ним пасся оседлан­ный конь, готовый в любую минуту пуститься в путь.

И Один, теперь Вегтам Странник пришел в это уединенное место и заговорил с Видаром, молча­ливым асом.

О Видар, - молвил он, - самый непостижи­мый из моих сынов, бог, который будет жить, ког­да все мы умрем, бог, который принесет память об обитателях Асгарда в мир, не ведающий их власти. О Видар, я прекрасно знаю, почему рядом с тобой пасется конь, готовый в любую минуту пу­ститься в путь. Это затем, сын мой, чтобы ты мог вскочить на него и мчаться во весь опор, спеша отомстить за своего отца.

Только тебе, о Видар Молчаливый, открою я тайный смысл моих деяний. Кто, как не ты, вправе узнать, зачем я, Один, старейший из богов, девять дней и девять ночей висел на дереве Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем? Я висел там, об­дуваемый ветрами, дабы обрести знание, которое даст мне силу в девяти мирах. На девятую ночь мне явились руны мудрости, и, соскользнув с дерева, я взял их себе.

И ты узнаешь, зачем будут прилетать к тебе мои вороны, принося в клювах кусочки кожи. Это для того, чтобы ты стачал себе из них сандалию. Но­гой, обутой в эту сандалию, ты упрешься в ниж­нюю челюсть могучего волка и разорвешь его по­полам. Все башмачники мира бросают наземь обрезки кожи, чтоб тебе было из чего стачать сан­далию для ноги-раздирательницы.

Я надоумил людей срезать ногти у мертвецов, чтобы как можно дольше великаны не построили себе из этих ногтей корабль Нагльфар, на кото­ром они приплывут с севера в день Рагнарёка, ги­бели богов.

И я скажу тебе больше, Видар. Сойдя к людям, я женился на дочери героя. Зачатый нами сын бу­дет жить как смертный среди смертных. Его назо­вут Сиги. От него произойдут герои, что вместе с другими героями заполнят Вальхаллу, мой соб­ственный чертог в Асгарде, и, когда пробьет час, поддержат нас в битве с великанами и Суртом, во­оруженным огненным мечом.

Долго оставался Один наедине со своим мол­чаливым сыном Видаром, который со своим бра­том переживет обитателей Асгарда и принесет в новый день и новый мир память об асах и ванах. Многое поведал ему Один, прежде чем покинул глушь, где росли травы и кусты и пасся конь, гото­вый в любую минуту пуститься в путь, и обратил стопы к берегу моря, куда сошлись небожители, приглашенные на пир старым великаном Эгиром, морским владыкой.

Руны — это древний алфавит германских и скандинавских народов, использовавшийся с I по XII века. В переводе со старонорвежского слово run означает «тайна, сообщенная шепотом». Каждая руна пиктографически изображала одну из основных сил природы, и считалось, что их энергетические токи позволяли предсказывать будущее. Для гаданий руны используют и сегодня, несмотря на то что с приходом в Северную Европу христианства древний алфавит был очень быстро вытеснен латиницей. Рунами записывали заклинания, веря, что особое начертание увеличивает силу магических слов и позволяет проникнуть в самые потаенные уголки знаний о мире.

По преданиям, Один, верховный бог германских и скандинавских народов, так жаждал обрести мудрость, что принес себя в жертву и девять дней и ночей провисел вниз головой на Мировом древе Иггдрасиле, Древе Жизни, Древе Бытия и духа. Муки бога были велики: Один был проткнут собственным копьем и висел без еды и питья, пока не услышал руны и не начертал первые из них на Древе. Так об этом рассказывает «Старшая Эдда», восхитительный по своей красоте сборник древнеисландских песен о богах и героях.

Обретение рун символизирует достижение Истины, а девять дней и ночей вниз головой — сознательный акт мученика, готового отказаться от своего «я». Самопожертвование бога стало переходом к Высшему «Я», а внезапное внутреннее озарение позволило постигнуть истинный смысл рун, недоступный обычному взору. Взгляд висящего Одина, обращенный к корням, символизирует видение сути вещей.

Когда веками позже на Север пришло христианство, крестные муки Христа напомнили скандинавам муки Одина, висевшего на Иггдрасиле, поэтому новая религия оказалась для них приемлемой. Отказ от «я», самоотречение ради истины — в этих ключевых точках христианство и древние верования народов Севера были сходны.

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял -
и с древа рухнул.
………………
Стал созревать я
и знанья множить,
расти, процветая;
слово от слова
слово рождало,
дело от дела
дело рождало.

Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал…

Песня «Речи Высокого»
(«Старшая Эдда»)

...Один взял девять палочек и бросил их на землю, когда висел вниз головой на дереве. Палочки образовали узор из вертикальных и диагональных линий, из которого один за другим начали проступать угловатые символы общим числом 24. Таким образом Одину были открыты руны. Эти 24 символа позднее стали известны как «традиционные», или «старшие».

Кеннет Медоуз


Исследователь европейской истории Исаак Тейлор полагает, что руны могли произойти от греческого алфавита, который в VI веке до н.э. широко использовался на побережье Черного моря, а роль создателей рун он приписывает готам. Другие ученые, поддерживая «греческую теорию», говорят о происхождении рун из греческой скорописи последних веков до нашей эры. Много лет и версии о том, что в рунах нашел отражение латинский алфавит.

Совершенно однозначно отвергается идея о происхождении рун от готского алфавита. Он родился примерно в IV веке, тогда как первые рунические надписи датируются III веком и даже более ранними периодами.

А наиболее правдоподобной представляется версия о происхождении рунического письма из северноэтрусских алфавитов, предложенная ученым Марстандером в 1828 году. У рунического алфавита сходств с северноэтрусским больше, чем с любым другим. Но корень run недаром означает «тайна»: тайну происхождения рун пока раскрыть не удалось.


Буквы рунического алфавита весьма необычны: резкие, угловатые, без округлостей — может быть, оттого, что писать приходилось на дереве, не дававшем возможности вырезать круглые знаки.

Первыми шестью буквами рунического алфавита стали f, u, th, a, r, k, поэтому в литературе его часто именуют словом «футарк». Старшим футарком называют наиболее общий тип рунического алфавита, состоящий из 24 букв; позже к ним прибавилась 25-я «пустая» руна, означавшая «чистую судьбу».

У каждой руны было свое имя, то есть она не только передавала звук, но и заключала в себе определенный смысл. Например, трехкратное повторение рун g и a на копье (надпись датируется началом VI века) свидетельствовало, что копье принесено в дар асам, древним скандинавским богам (a означало «асы», g имело имя geofu , «дар»).

Вырезанные руны окрашивали в разные цвета (на сакральных надписях — жертвенной кровью). В эпоху викингов нечетные слова в строке могли закрашивать красной краской, а четные черной. Краска служила не только украшением, она еще помогала различать слова и правильно прочитывать надписи.


Упоминания о магических свойствах рун можно найти во многих рунических памятниках. Так, в «Речах Сигрдривы» (одна из песен «Старшей Эдды») рассказывается, как разбуженная героем Сигурдом валькирия учит его применять магию рун.

Особые рунические знаки прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать на носу и руле корабля, будут охранять его на просторах беснующихся морей, а целительные руны нужны врачевателям для излечения больных. Еще вырезанные руны могли соскабливать и принимать со священным медом внутрь — это придавало духу силы.

Ни в коем случае нельзя было путать или повреждать магические знаки. «Сага об Эгиле», знаменитом скальде, рассказывает, как он исцелил тяжелобольную женщину, которой становилось все хуже из-за рун, неправильно начертанных другим врачевателем. Эгиль соскоблил неверные знаки и, начертав новые, положил больной под подушку. Женщина мгновенно выздоровела.

Знанием рун владели немногие — по всей видимости, только жрецам было открыто искусство рунического письма. Впрочем, и жрецы предупреждали, что неумелое использование рун может привести к страшным последствиям.

Еще одной формой рунической магии был рунетейнн — использование сакральных слов, составленных из рун. Такие слова есть на многих предметах, найденных при археологических раскопках. Например, чаще всего на украшениях, предметах быта и вооружения встречается слово alu , означающее мудрость и магическую силу. Но значения таких слов удается восстановить далеко не всегда.

Рунолог Зигрфрид Кюммер, основавший в 1927 году руническую школу неподалеку от Дрездена, полагал, что руны — это мост, связывающий человека с древними богами, а каждая руна соответствует положению человеческого тела. Поскольку руническая магия, писал он, «позволяет управлять различными энергетическими потоками, идущими из пяти космических сфер», то человеку стоит принять правильную «руническую» позу и настроить себя на восприятие космических потоков с помощью особых рунических звуков, «гальдов». Так можно установить связь с богами.

Судьба рунической магии оказалось трагичной. Когда минули времена викингов и скальдов, за нее стали жечь на костре, и к XIX веку сохранись лишь алфавитные ряды рун.


История донесла до нас около 5000 рунических надписей, 3000 из которых были найдены в современной Швеции, примерно 500 в Дании (датские памятники наиболее древние), 600 в Норвегии, 140 на Британских островах, 70 в Исландии, 60 в Гренландии. Древнейшей рунической надписью признана надпись на гребне, который найден в болотах на острове Фюн (Дания), она датируется II веком. А в шведском местечке Даларна история рун насчитывает почти два тысячелетия — ими перестали писать лишь в XIX веке. В 1898 году рунический камень был найден даже в США, но вопрос об его подлинности все еще не решен.

Науке известно несколько рунических рукописей, среди которых «Codex Runicus» (кодекс рун), «Fasti Danici» (кодекс законов) и другие. А также множество надписей на круглых золотых пластинах, имитировавших римские медальоны, на камнях, металле и дереве. По характеру надписи очень разные — это заклинания, мемориальные надписи и некрологи, обращения к богам, имена владельцев, вырезанные на принадлежавших им предметах. Камни с руническими надписями ставили во славу викингов, вернувшихся домой из долгих и опасных путешествий.

Существовали и рунические календари — посохи различной длины с нанесенными на них рунами. Самые древние посохи датируются XIV веком, но ученые полагают, что такими календарями жители Скандинавии начали пользоваться гораздо раньше. В рукописи датского медика Оле Ворма «Computus Runicus» («Рунические вычисления»), копии с образца 1328 года, представлен полный календарь, записанный рунами. На одной стороне календаря отмечены даты с 14 апреля по 13 октября, называвшиеся Nottleysa («дни без ночей», то есть лето по скандинавскому календарю). На другой стороне — даты с 14 октября по 13 апреля, Skammdegi короткие дни», зима). Помимо выделения групп из семи повторяющихся рун (дни недели) в этом календаре отмечены 19 «золотых чисел», по которым находили дату полнолуния. Календарные праздники обозначались особыми символами. Так, цветущий куст обозначал начало лета (14 апреля).


Что и говорить, руны оставили нам немало загадок. Неизвестно, с какой целью они создавались — как средство записи информации или для магических ритуалов? Не переведены многие надписи, найденные исследователями, не выяснено значение некоторых рун. До сих пор не решен вопрос о подлинном существовании нескандинавской рунической письменности — к примеру, языческой славянской, которую упоминает средневековый автор Черноризец Храбр в своем трактате «О письменах»... Но древние надписи не спешат отвечать на эти вопросы, а десятилетие за десятилетием, век за веком заставляют нас все внимательнее вслушиваться в их шепот — шепот тайны.

на журнал «Человек без границ»