Гильзы катыка. Здесь Пушкин был, катык пил…

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь - шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Арон Ильич Катык (Сарибан-Катык) (25 апреля (7 мая) 1883 г., Евпатория - 20 мая 1942 г., Ленинград) - выдающийся караимский писатель, педагог и общественный деятель, первый газзан (священник) с высшим образованием.

Арон Ильич Катык родился в семье учителя мидраша (караимская начальная школа). Отлично окончил Александровское караимское духовное училище в Евпатории, где был учеником великого караимского просветителя И.И. Казаса. С 1902 по 1904 годы А.И. Катык служил учителем мидраша в Севастополе. В 1911 году он закончил филологический факультет Новороссийского университета в Одессе и получил диплом I степени (тема дипломной работы - «Воля по учению Шопенгауэра»).

С 1912 по 1916 годы А.И. Катык служил старшим газзаном и учителем в Феодосии.

В 1916 году А. И. Катык переехал в Евпаторию, где был назначен на должность инспектора и преподавателя общих предметов в Александровском караимском духовном училище, созданном в 1895 году, а также младшим газзаном и членом Таврического и Одесского караимского духовного правления.

С 1917 по 1918 годы он редактировал «Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления».

В начале 1920-х гг. А.И. Катык переехал в Москву со своей семьей, спасаясь от страшного голода, охватившего Крым. В Москве он с 1922 по 1928 годы исполнял обязанности старшего газзана и учителя караимской начальной школы.

А.И. Катык принимал деятельное участие в жизни феодосийской, евпаторийской и московской караимской общин, а также в караимских совещаниях и национальных съездах, начиная с 1917 г. и до упразднения караимского духовного правления в Крыму. Выступая с докладами, он производил большое впечатление на слушателей благодаря своему разностороннему образованию и выдающемуся ораторскому таланту.

Проживая в Москве, А.И. Катык работал вначале преподавателем русского языка и литературы, затем корректором в издательствах Общества бывших политкаторжан и «Северная Азия». В 1932 году он вместе с семьей переехал в Ленинград, где работал преподавателем математики в учебных заведениях, а также корректором в издательствах «Молодая гвардия» и «Художественная литература».

Последним местом его работы был Ленинградский юридический институт, и котором с 1938 года он преподавал латинский язык.

А.И. Катык умер в 1942 году от истощения на шестидесятом году жизни в блокадном Ленинграде.

Творчество

В 1911 году для журнала «Караимская жизнь» А.И. Катык написал свои «Записки мидрашника» и рассказ «Учитель». Его шуточное стихотворение «Султан Тота» («Тетушка Султан», («Караимская жизнь», 3-4 кн., 35-36 стр., 1911 г., Москва) пользовалось особой популярностью в Евпатории - культурном центре караимов мира. А.И. Катык был автором неопубликованной повести «Муса Бурма», которая являлась продолжением «Записок мидрашника». Им написано прекрасное стихотворение памяти И.И. Казаса.

На смешанном караимском с русским языком под псевдонимом «Мы» Арон Ильич издал «Песню евпаторийского пирожника Кара-Мошу» // «Караимская жизнь», кн.8-9, 58 стр., 1912 г., Москва.

В 1912 году он написал свою первую пьесу - драму «Кто прав». В ней он отобразил проблемы борьбы двух поколений: отцов и детей. Первоначально пьеса была написана на русском языке и издана в Феодосии, а впоследствии была переведена на караимский язык.

В пьесе «Алышмаган башка калпак ярашмаз» («На непривычную голову шапка не лезет») он высмеивал тех людей, которые стремятся лишь к чисто внешним европейским манерам и костюму. В 1913 году в журнале «Караимское слово» им были опубликованы «Записки жениха», полные сатиры и юмора.

В 1918 году А.И. Катык написал свою знаменитую комедию «Яддес» (в 2-х актах, издана в Евпатории в русской транскрипции в 1919 году). Впервые она была поставлена в зале Александровского караимского духовного училища и с того времени пользовалась большим успехом среди караимов. В ней было много караимского фольклора: пословиц и поговорок, песен и танцев. А.И. Катык так писал о своей пьесе:

«В настоящее время, когда среди нас так быстро умирает любовь к произведениям родной старины, когда эти произведения забываются и исчезают, - я бы хотел, чтобы мой маленький «Яддес» возбудил хоть у некоторых читателей интерес к сокровищам караимских меджум (рукописных сборников фольклора). Если еще вдобавок «Яддес» доставит кое-кому немножко веселья, я буду вполне удовлетворен.»

Борьбе молодых караимских учителей за новые, европейские способы воспитания была посвящена одноактная пьеса «Яны яка секи тон» («Новый воротник к старой шубе»), написанная им в 1918 году.

Тяжелые последствия неравного брака представлены в его пьесе «Меттанасыз» («Бесприданница», 1920, в 3-х действиях). Проблеме брака посвящены также комедии А.И. Катыка: «Амма да киюв» («Вот так жених», 1923, в 1-м действии), «Дынсызнын хакындан имансыз келыр» («От безбожия приходит неверие» или «Нашла коса на камень», 1924 г.). Две последние пьесы были написаны автором уже в Москве.

В 1923 году им написана пьеса «Ачлык» («Голод»), в которой описывается картина голодной смерти семьи караима-учителя в Евпатории. Впоследствии и эта пьеса была переведена на караимский язык.

Трагедии молодого караима, решившего взять в жены иноверку, посвящена пьеса А.И. Катыка «Донме» («Отступник»). В 1926 году он написал комедию «Поезд». В 1927 году из под его пера в Москве вышла его последняя пьеса «Санки-пролетар» («Лжепролетарий»), которая изображает дельцов, под маской пролетарского происхождения обделывающих свои грязные дела. А.И. Катык пытался показать жизнь караимов «такой, какова она есть, со всеми ее положительными и отрицательными сторонами, не становясь ни на сторону фанатичных ультра-националистов, ни на сторону непримиримых хулителей караимов» (Заметка «Краткий обзор моей литературной деятельности» // Журнал «Бизим Йол» («Наш путь») - 77 стр., 1927 г., Симферополь).

Пьесы А.И. Катыка ставились в Крыму не только караимами, но и крымчаками, и крымскими татарами. Он был автором ряда юмористических стихотворений, одно из которых - «Айырув тюркюсы» («Ода в честь развода») - было помещено в 1927 г. в симферопольском журнале «Бизым ёл» («Наш путь»), стр. 70-72. Им написана пьеса «Бахчи-базырганы» («Торговец фруктами»), а также множество статей и речей. Остался в рукописи его замечательный доклад «Поэтические и философские произведения И.И. Казаса как отражение его светлой личности».

Кроме того, перу А.И. Катыка принадлежит исторический очерк для юношества «Римский цирк», посвященный своему учителю И.И. Казасу (издано в 1909 г. в Одессе), ряд статей, передовиц, речей, оригинальных стихотворений на русском языке а также рассказ «Записки караимского школьника».

Свои труды Катык помещал в журналах «Караимская жизнь», «Караимское слово», «Бизим Йол», «Известиях Таврического и Одесского караимского духовного правления», издававшихся под фактической редакцией А. И. Катыка в 1917-1919 г.г. в Евпатории, и других крымских периодических изданиях. Но не все его произведения изданы. Многие из них, главным образом его пьесы и стихи, остались в рукописях. Остался не напечатанным и доклад Катыка «Поэтические и философские произведения Ильи Ильича Казаса как отражении его светлой личности», сделанный им 15 января 1917 г. в актовом зале АКДУ в честь И. И. Казаса, по случаю пятилетия со дня его кончины.

По материалам http://ru.wikipedia.org/wiki/Арон_Ильич_Катык

Всё-таки умели век назад порадовать людей действительно весенней, до предела жизнеутвержддающей рекламой:)

Кто такой Катык я, кстати, не знал. То есть понятно было, что речь в рекламе идет о папиросных гильзах. Но и только. Полез искать подробности. И вот что выяснилось:

Абрам Ильич Катык - сын небогатых караимов г.Евпатории, с низшим караимским и общим образованием. Катык является инициатором и главным основателем созданной им совместно с братом Иосифом Ильичем Катыком (1862—1923) около 1890 года в г.Москве папиросно-гильзовой фабрики... С лета 1891 года владел известной табачной фабрикой "Дукат" (название пошло от начала двух фамилий - Дуван и Катык).

Кстати, не знал и того, откуда взялось название "Дукат" :)

А вот еще любопытная история:

В 1904 году в Самару приехал бахчисарайский мещанин Ефет Абрамович Эрак, что снял подвал и часть дома на Москательной, 83. Далее на подготовленное место прибыли еще трое: родственник из Евпатории Сар Шалом Шамуйлович Эрак, а также из Кременчуга мещанин Бабакай Моисеевич Коген и из Бахчисарая Яков Иосифович Катык. На тайном собрании решено было создать фирму по производству сигаретных гильз.... Главной фигурой в его деле становился Яков Катык... Компаньоны сложили свои капиталы следующим образом: Эрак - 4500 рублей, второй Эрак - 250 рублей, и Я. Катык - тоже 250 рублей. Коген, не вкладывая ничего, отвечал за производство и сбыт, так как сам владел магазином Габая по торговле сигаретными изделиями. При нотариусе господа заключили следующее соглашение о разделении прибыли: 40% конечно брал себе владелец основного капитала Е. Эрак, 25% доставалось Сару Эраку, а вот 35% шло Я. Катыку.

Новоявленный торговый дом получил свидетельство 25 апреля 1905 года в самарской городской Управе. Продавец Коген ликовал - сигаретные гильзы с эмблемой “Я. Катык и К” продавались с неимоверной быстротой. В контору ломились оптовики, производство утраивалось и удесятерялось. Упаковки “Я. Катык и К” заполняли трюмы пароходов, забивали товарные вагоны и развозились по всей стране. Огромные прибыли сыпались золотым дождем на банковские счета умельцев. В 1908 году фирма получила престижный Гран-при на выставке. На эмблеме торговой марки появилась медаль. Но тут разразился дикий скандал.

Выяснилось, что успех фирмы вызван неким щекотливым обстоятельством. С 1890 года в Москве действовала знаменитая фирма по производству сигаретных гильз “А.Катык и К”. Она завоевала мировую популярность и ее продукцию предпочитали использовать выдающиеся русские писатели, политические деятели, знаменитые артисты. Она упоминалась в романах и стихотворениях. Одним словом “А.Катык” знали все. И вот потребитель попался на крючок, заброшенный в море бизнеса талантливым проходимцем Е. Эраком. Никто не обращал внимания, что на этикетке вместо “А” стоит ”Я” . В остальном торговые знаки практически не отличались. Когда самарская подделка попала в руки московского купца Абрама Ильича Катыка, тот буквально побелел от ярости - испепелю, уничтожу, разорву, засужу - кричал столичный магнат. Так начался шумный процесс. Самарскую контору на Москательной опечатали, гильзы, коробки, этикетки, бланки арестовали, задержали также и горе предпринимателей, их счета заморозили.... Адвокаты подняли все законы Российской империи и не обнаружили конкретной статьи, осуждающей использование товарных знаков другими лицами в своем бизнесе. Раз Яков Катык реально существует, значит фирма может называться его именем. Однако адвокаты Абрама Катыка ссылались на то, что Яков внес всего лишь 250 рублей, а Эрак 4500 рублей, значит очевиден подвох и умысел. Подсчитывались проценты в соотношении сумм, которые выставлялись в качестве обвинения. Мол фирма должна называться "Эрак и компания", а вовсе не "Катык", пусть этот подлый Эрак попытается под свою фамилию торговать сигаретными гильзами.

Абрам Катык из Москвы требовал компенсации вплоть до начала 1 мировой войны. Однако ему отвечали, что Эрак умер. Когда судебные исполнители сломали двери конторы, то обнаружили лишь пустые комнаты, да на полу несколько этикеток, как бы брошенных на память “Я. Катык и К”. Дотошные полицейские подняли их с пола, стряхнули пыль и прикололи к судебному делу. Они и сейчас лежат в самарском архиве, на глянцевой бумаге напечатанные красными буквами. Вот они свидетели былых баталий в мире самарского предпринимательства начала века.

http://www.samaraart.ru/history/articles/?id=79

И вот до кучи еще один образчик забавной катыковской рекламы нашелся:

Старик стоял, опираясь на палку, и вполголоса насмешливо читал призыв Катыка курить только его гильзы.
- Жулик! - сердито выкрикнул старик и угрожающе взмахнул палкой.- Пройдоха, но башковитый субъект!
- Вы это о ком?
- О Катыке, милостивый государь, о фабриканте Катыке,- ответил старик доброжелательно: видимо, он был не прочь вступить в беседу.
Я спросил, почему Катык - пройдоха и жулик.
- История эта очень длинная....
... Тут-то и вынырнул пройдоха Катык. Мало ему гильз да беговых лошадей - он решил добывать соль в заливе, благо зимой волны выкидывают ее на берег прямо горами. Учредил для этого акционерное общество, всех обкрутил; соль не вывозит, а Кара-Бугаз получил от правительства почти в полное свое обладание. Вот потому-то я и говорю, что Катык этот ваш - изрядная шельма
....

Теперь немножко политики и всего остального

Думается мне, что царь Фердинанд I и Брежневу мало чем уступил бы:)

Главный российский парламентарий - образец спокойствия и порядка. А тем временем в парламенте второй части двуединой монархии вон чего творится:

Жеребец Пустяк выиграл приз приз в десять с лишним тысяч рублей... Пустяк - 10000 рублей - не пустяк... Вопрос что ли сделать:)

В спальном районе Казани, ресторан не для миллионеров рублевых, для миллиардеров. Светлое здание, рядом с эстакадой – не сказать, что дворец на подходах. Ковры на улице, корова с теленком и парковкой, швейцар отворяет дверь, персонал, одетый в форму проводников-стюартов XXII века, официанты дополнены белыми печатками, а охранник целой шляпой. Представление началось!


Интерьер богатый, вне одного стиля, веранда - так совсем мальвины домик, основной зал строже, второй теплее, с фотографиями и сервантами. Главное - богато все, ключевое слово, что стучит, посуда совсем уж интересной коллекции, даже чайная чашка такая необычная, никогда не видел. Немного не столичный, но точно пафос. Удивлён, хоть и читал сайт. С меню.


Меню большое, с национальными блюдами в каждом разделе. Читаешь, думаешь все… а там дальше еще упоминания татарских блюд. Еще. Один из самых дорогих ресторанов в России, где я был. Большинство блюд стоит в два раза больше чем я привык видеть. 60 гр. ростбифа на закуску -1200 руб., стейк - 2400 руб., манты обычные - 800 руб.. Спросил таксиста: нет, у нас есть дороже рестораны. Но манты, сударь, манты...

Все тут хорошо, кроме контроля. Чувствуешь себя как в ГУЛАГе. Два раза охранник ПОДЗЫВАЛ и потом админ приходил спрашивать, почему я фотографирую на телефон? Не гостей и свадьбу, а пирожок и коровку на входе. Люди застряли в прошлом веке, когда не было соцсетей, или позапрошлом, когда не было фотоаппаратов, люди не путешествовали? Приходится объяснять, что «вот представьте, сейчас принято запечатлевать путешествия, знаете, походы в магазин, котиков и котика-деточку? Или вот вы, наверное, в Турции на пляже фоткались, и если есть проблемы, я могу уйти прямо сейчас». Видимо, я смог доказать своё право на кадры своего обеда.

Первый комплемент - катык в чашке с жареным сыром, решил перемешать - очень хорошо вышло. Надо узнать точно, как этот сыр называется, жарить дома и тереть, добавлять в густой петербургский кефир. Второй - мини версии трёх национальных пирожков - полный провал. Холодильником хладны, вязки и мертвы. Хлеб кусками подан, тоже не фонтан, слишком похож на готовый. Оба было лучше не давать. Зато чай с огромными сухофруктами, «лимонодавилкой» и вареньем.


Суп кияу пильмяне (400 руб.) - Пельмешки жениха (легенду я передал в отзыве о «Д.Т.К.») в прекрасном бульоне. Не помню, когда ел лучше, и мастерские крошки-пельмешки. Сметана на каждую ложку, и бульон становится мягче...

Самса с бараниной (65 руб.) несколько другая, чем узбекская, тоньше тесто, легко порвать с обратной стороны. Неплохо, но мне по душе более грубые и жирные «коробочки», узбеков дар.
Губадия (60 руб.) рис и изюм - вот радость. Баланс делает очень простой продукт.

Перед азу подается «красота» с комментарием «это допгарнир к азу» - странная штука - салат яичный, два перепелиных, хрустяшка красная, фенхель и черрик на постаменте прозрачном с мазками тортового крема. Не совсем я понял, но надо класс оправдывать этими допами. Азу (750 руб.) необычно и неожиданно - современная миска с тонко нарезанным мясом и овощами, поровну, в лучшей подливе. Просто лучшей. Когда в Петербурге, в советских столовых, делали азу, разве не фаршировали солёными огурцами мясо перед тушением? Я запомнил этот вариант прошлой эры. Вкусно? Очень. Просто, разложимо на продукты, но совершенно прекрасно. Несколько универсально своей традицией, но я не в претензии.



Итого . Думаю не надо объяснять, почему я не пошёл второй раз. После описанного случая в ресторане «Бессонница», со мной не приключалось таких унизительных разборок, у меня не спрашивали, для чего я фотографирую свой пирожок. Место со средним чеком 4000 руб. должно быть безупречным и покидать его надо с полным удовлетворением. Два стола было занято в тот день. Думаю, в Казани больше богатых людей. В чем дело? Дорогой ресторан, но ведь пытаются оправдать эти цены отношением, ритуалом, порциями, избыточностью качества. Например, чай, как и надо, каждый раз наполняют кипятком. Налили в кружку, осталась влажная заварка, пошла на кухню, добавлять для ещё одной кружки: не стоит час перенастоянная бурда.

Адрес ресторана : Казань, Амирхана ул., 31