Рассказ о круговороте воды в природе. Гидросфера. Круговорот воды в природе. Что мы узнали

Бесконечное перемещение влаги называется круговоротом воды в биосфере. Данный процесс очень интересный и увлекательный. В статье речь пойдет о том, что представляет собой круговорот воды и как понять все его тонкости. Эта информация вам пригодится, если нужно написать доклад или реферат на тему «круговорот воды в природе», а также объяснить, как происходит круговорот воды, своему ребенку.

Основы понятия

Круговорот воды (еще называется гидроциклом) представляет собой беспрерывное путешествие жидкости в мире. Его суть – под влиянием тепловой энергии влага на поверхности планеты превращается в испарения, после чего на молекулярном уровне поднимается в небо и скапливается там, что внешне выглядит как облака. Теперь становится понятно, как агрегатное состояние воды связано с ее круговоротом – жидкость перемещается, приобретая разные агрегатные состояния.

Попадая в слои биосферы с минимальными температурами, водяные молекулы остывают и выпадают на грунт в форме осадков. Таким образом, под влиянием нагревания и остужения последовательность круговорота воды природе бесконечно повторяется.

Это познавательно! Ежесекундно с поверхности планеты испаряется около 16 млн. тонн влаги.

Главные этапы и процессы

Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни и состоит из нескольких этапов:

  • испарение жидкой влаги;
  • накопление и оседание пара в слоях нижней атмосферы;
  • осаждение охлажденного пара в виде разнообразных осадков;
  • фильтрация посредством грунтовых слоев;
  • проникновение жидкости в почвенные протоки;
  • впитывание влаги растениями из грунта и воздуха;
  • участие в физиологических и биологических реакциях живых существ.

Если говорить кратко, тогда последовательность круговорота воды можно свести к минимуму:

  • влага испаряется;
  • накапливается в слоях атмосферы;
  • выпадает в виде различных осадков: снега, пара, дождя.

Вышеописанный круговорот воды можно наблюдать над большими природными водохранилищами – океанами, огромными озерами и морями.

Для гидроцикла характерны:

  • осадки в виде дождей, снега, пара (тумана), града;
  • перехват влаги – это осаждение все тех же осадков, но не в грунт, как в предыдущем варианте, а на кроны растительности (в таком виде влага сразу впитывается растениями и испаряется);
  • сток – перемещение влаги на поверхности земли;
  • инфильтрация – перемещение и фильтрация жидкости внутри почвы с подземными сточными водами;
  • испарение – превращение водяных молекул из классической формы в пар;
  • сублимация - превращение жидкости из твердой формы в парообразную;
  • отложение – превращение влаги из парообразной формы в твердую (кристаллизованную);
  • адвекция – движение молекул влаги в слоях атмосферы;
  • конденсация – накопление пара в атмосфере.

Вот мы и выяснили, какие компоненты природы связаны между собой круговоротом воды: осадки, грунты, флора и фауна, реки и озера. Гидроцикл сложен и может занимать от нескольких дней до нескольких тысячелетий. К примеру, океан полноценно обновляется за 3 000 лет, а небольшое озеро – за неделю.


Интересный факт о круговороте воды: если всю испарившуюся за год жидкость равномерно разлить по поверхности нашей планеты, выйдет слой влаги толщиной в 1 метр.

Разновидности циклов

Практически все мы знаем, что существует большой и малый круговорот воды. Однако ученым известно пять типов круговорота воды:

  • Мировой – испарение влаги из океанов и оседание на материковую сушу, а затем возвращение в океаны с помощью речек и ручьев.
  • Малый – испарение влаги из морей и последующее возвращение ее осадками под воздействием тепла.
  • Внутренний континентальный – водообмен исключительно над участками суши.
  • Почвенный – водообмен на суше при помощи подземных стоков.
  • Глобальный круговорот воды – сочетание всех перечисленных типов.

Круговорот приводит к непрерывному перемещению и передвижению воды, и без данного процесса не было бы ничего живого на нашей планете. Понимая, какие компоненты природы связаны между собой круговоротом воды, можно осознать всю его важность и значимость.

Насколько сильно мы зависим от влаги? В человеческом организме 70% жидкости. При потере 1%, мы испытаем жажду. А потеря 20% жидкости станет для нас фатальной.

Значение

Круговорот воды сложно переоценить, так как он служит связующим компонентом для гидросферы. С его помощью полезные микроэлементы и питательные вещества кочуют по Земле, питая грунт, растения, всевозможные микроорганизмы. Водообмен очищает и обновляет мировой океан, от него напрямую зависит климатическая обстановка на планете. Загрязнение экологии и расточительное использование влаги могут запросто нарушить гидроцикл, что приведет к катастрофическим последствиям для планеты и ее жителей.

Вывод

Пытаясь понять, что представляет собой влагообмен, нужно усвоить, что жидкость – важнейший ресурс, к которому необходимо относится бережно и осторожно. Без нее не будет ни растительности, ни животного мира, ни людей – абсолютно ничего. У природы все слажено и сбалансировано, гидрологический цикл, в том числе. Нам не следует вмешиваться в эти процессы.

Вода во время круговорота может быть в трех состояниях : твердом, жидком и газообразном. Она переносит огромное количество веществ, необходимых для жизни на Земле.

В процессе круговорота воды в природе происходит постепенное обновление вод во всех частях :

  • обновляются за сотни, тысячи и миллионы лет,
  • - за несколько тысяч лет (в - за десятки миллионов лет),
  • - за 2,5-3 тыс. лет,
  • замкнутые бессточные озера - за 200-300 лет,
  • проточные озера - за несколько лет,
  • - за 12-15 суток,
  • водяной пар атмосферы - за 8 суток,
  • вода в организмах - за .

Вода, вернувшаяся с суши, может снова испариться и снова попасть на сушу. Так и совершается ее круговорот: океан - атмосфера - суша - океан. Вот этот непрерывный процесс и называют круговоротом воды в природе.

Существенную роль в круговороте воды в природе с недавних пор стала играть деятельность человека . Уничтожение лесов, и орошение земель, создание водохранилищ и плотин, расходование воды на хозяйственные нужды - все это в значительной мере изменило гидрологические процессы на Земле. И хотя хозяйственная деятельность мало повлияла на общий объем гидросферы, она заметно влияет на отдельные ее части: сток одних рек уменьшился, других - увеличился, возросло испарение. Часть воды, которую потребляет человек для производства какой-либо продукции, может надолго выпадать из круговорота воды , поэтому ее называют «безвозвратно изъятой»: хотя ее возвращение и может произойти, но с большой задержкой во времени и на совершенно другой территории. Другой проблемой является загрязнение большого объема вод в результате хозяйственной деятельности человека. Именно угроза загрязнения представляет сейчас главную опасность, гораздо большую, чем угроза физической нехватки воды. Загрязненная вода, поступающая в ходе круговорота воды в Мировой океан ведет к гибели живых организмов и нарушению биологического равновесия.

Вода - это сок жизни... Так сказал всем известный Леонардо да Винчи. И здесь нет смысла спорить, потому что вода является основой для всего живого на планете. А что же такое вода? Это прозрачная жидкость, которая не имеет ни вкуса, ни запаха. Вода в чистом виде является связью двух молекул водорода и одной молекулы кислорода.

Химическая формула воды читается как Н2О. Вроде бы ничего сложного и удивительного. Но вот если копнуть глубже, то начинаешь понимать, насколько серьезна роль воды в нашем мире и зарождении жизни на планете! Одной из важных функций воды для поддержания жизни на Земле, является ее беспрерывный круговорот в природе.

Общие сведения о воде

  • занимает 2/3 (около 71%) площади нашей планеты. И если каждому известно, что вода есть в море, в озерах и реках, то такой интересный факт, который говорит о том, что человеческое тело на целых 70% состоит из воды, известен немногим. Человеку для нормальной жизнедеятельности ежедневно нужно употреблять около 3 литров воды. А при условии потери более 7 % жидкости организм начинает погибать.
  • Вода является отличным растворителем за счет того, что молекулы воды имеют очень высокую полярность. Поэтому если вода контактирует с какими веществами, то они обязательно растворятся в ней. Исключением являются минеральные соединения, а также жиры.
  • Идеально очищенная или как ее еще называют - дистиллированная вода - то есть вода, из состава которой были удалены все примеси солей, не проводит электрического тока. Но необходимо отметить, что исходя из предыдущего пункта, в природе при естественных условиях такая вода не существует. Воду искусственно дистиллируют.
  • Вода может пребывать в трех агрегатных состояниях: "жидком" - вода, "твердом" - лед, "газообразном" - водяной пар.

Круговорот воды в природе

Вода никуда не исчезает с планеты, а осуществляет непрерывный круговорот в природе. Приведем простейший пример: поливаете вы дерево из ведра. Казалось бы, что когда вода в ведре заканчивается, то ее просто нет уже. Но все не так просто. Вода закончилась в ведре, но она ведь оказалась в земле. И теперь, когда дерево "напьется", эта самая вода, которая была использована для полива, испариться с листочков дерева и поднимется к небесам, но только уже в другом состоянии. Если выразиться более научным языком, то круговоротом воды в природе является постоянное и непрерывное перемещение водных масс в, которое происходит под воздействием силы тяжести и энергии Солнца (то есть тепла).

Благодаря круговороту воды на планете происходит беспрерывное обновление водных масс. Обновление вод происходит в любой из частей географических оболочек. Процесс этот постепенный и довольно продолжительный. К примеру, для того чтобы полностью обновилась вода Мирового океана понадобиться около 3 тысячи лет. Антарктические ледники обновляют свои водные массы вообще десятки миллионов лет. А вот пары облаков меняют воду в своем составе всего за одну неделю, а вода в живых организмах (и людей в том числе) полностью обновляется уже за несколько часов.

Такой феномен, как круговорот водных масс в природе состоит из испарения вод с поверхностей морей, озер, рек и сухих территорий планеты. Испаренная вода при помощи воздушных потоков стремится вверх, превращаясь в пар. За счет того, что на высоте, там где находятся облака, температура существенно ниже, чем у поверхности земли, происходит конденсация паров, то есть пар превращается обратно в воду, такую воду, которую мы встречаем чаще всего - жидкую. И вновь вода попадает на землю в виде дождя или снега.

Львиная доля так называемого "поставщика" влаги в атмосферу земли приходится на океан. Благодаря энергии солнца вода в океане прогревается и за счет этого испаряется. Примечателен тот факт, что вода в океане хоть и является соленой, но все таки испаряется она в виде пресных парообразных масс. Если взять все количество испарений с поверхности земли, то на океан придется более 85%. Оставшиеся 15% испаряются уже с суши, за счет "дыхания" растений и животных, а также испарений воды с рек, озер, болот и грунтовых вод.

Вот так за счет постоянного движения водных масс на земле происходит круговорот воды. То есть вода испаряется с поверхности океана, затем выпадает на сушу в виде твердых или жидких осадков, просачивается в землю, встречается на своем пути с грунтовыми водами, которые так или иначе найдут выход к Мировому океана, а океан вновь отдаст воду в атмосферу. Этот цикл бесконечен и чрезвычайно важен для всего живого.

Схемы круговорота воды в природе

Представляем вашему вниманию несколько схем-рисунков с иллюстрацией круговорота воды в природе. Для отображения схемы в полном размере, кликнете по ней левой кнопкой мышки.



Значение воды в природе

Об этом можно сказать очень коротко: имеет огромное значение! Она стала первоисточником жизни на нашей планете. Без воздуха на Земле жизнь возможна (анаэробные организмы), а вот без воды нет. Вода - это основа всего живого. Научно доказано, что даже межпланетные кометы в своем составе имеют воду. Бедуины говорили: "Вода дороже золота". И они были правы, потому что странствующему путнику без воды не обойтись и трех дней. И если водные запасы иссякнут, то смерти не миновать. Какое уж тут золото?!

Агрегатные состояния воды в природе

Вода является уникальным и единственным веществом, которое может находиться в трех различных состояниях: в виде жидкости, в виде пара и в виде льда. Ни одно вещество на планете, на такое больше не способно! За счет того, что вода постоянно меняет свое агрегатное состояние и происходит ее круговорот в природе.

Свойства воды в природе

Вода уникальна. Вот несколько фактов, которые это доказывают:

1. В момент перехода воды из жидкого состояния в твердое, иными словами при замерзании, она уменьшает свою плотность, хотя все остальные вещества в мире замерзая ее увеличивают. За счет этого лед поднимается на поверхность и схватывается ледяной коркой, которая не пропускает воздух, что дает возможность даже при чрезвычайно низких температурах сохранить тепло в воде, которая находится подо льдом. Поэтому живые организмы не погибают. Представьте, что было бы, если вода вела себя по другому: все живые организмы, обитающие в толщах вод морей, озер и океанов, в мороз бы уже все погибли.

2. Значение поверхностного натяжения у воды гораздо выше, чем у какого либо другого вещества, что влияет на образование капель дождя. А это, несомненно, оказывает огромное влияние на круговорот воды в природе.

3. Вода имеет самую высокую температуру кипения среди всех остальных жидких веществ в природе. Это замедляет процессы испарения, что дает возможность меньшей потери влаги.

Видео: Круговорот воды в природе

Лилия Абрамкина
Беседа: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

Беседа «Вода вокруг нас . Круговорот воды в природе ».

Цель : Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни , показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде , рассказать, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Цель : Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе .

Развивающая среда : глобус, картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе , запись музыки Э. Мариконэ «Капли дождя» , трафареты рыбок, карандаши, ножницы.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Владимировна, я хочу с вами познакомиться. Я буду подходить к вам, а вы положите на мою ладонь свою ладошку и назовите своё имя.

Вот мы и познакомились, какие тёплые у вас ладошки, я думаю нам будет приятно вместе общаться.

Читает стихотворение Н.Рыжовой :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без неё нам не прожить!

Вот это да! Какая важная

Какая нужная вода !

«Путешествие по глобусу»

В. Скажите, кому и для чего она нужна?

Д. Человеку, животным, растениям.

В. Интересно много ли воды на нашей планете ? Давайте посмотрим на глобус. Знаете, что такое глобус?

Д. Отвечают.

В. : Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.

В. : Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Д. : Вода .

В. : Какие цвета вы ещё видите?

Д. : Зелёный, коричневый, жёлтый.

В. : Что обозначено этими цветами?

Д. : Горы, леса, пустыни.

Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает : какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Д. : Значит, что воды больше .

В. : Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

А вы знаете, что в морях и океанах вода солёная ? А можно употреблять морскую солёную воду для питья?

В. Конечно, нет. Но посмотрите как много солёной воды на нашей планете ! Кому- то же, она наверное нужна. Как вы думаете, кому?

Д. Морским обитателям, людям для плавания и др.

В. Могут ли люди, животные, населяющие Землю пить воду из моря, океана?

В. А какую воду можно пить людям, животным?

Д. Несолёную, пресную.

В. Откуда берётся пресная вода .

Д. Из родников, ручейков, рек и озёр.

В. А как же рождается речка? Хотите узнать?

Моделирование реки.

Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.

Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?

Д. Из широкой. (Выкладывают)

В. : Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты?

Д. : Маленькие речки и ручейки.

В. : Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают) .

В. : Кто теперь расскажет, как рождается большая река?

Д. : Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.

Мы с вами сделали модель реки, теперь вы знаете как рождается большая река. Проходите на свои места.

В. : Мы с вами узнали, что большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Ребята,подумайте и скажите :

А как ещё может вода в речку попасть ?

Д. : Когда идёт дождь, тает снег и т. д.

В. : А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы ,называется он : «Круговорот воды в природе » .

Круговорот воды в природе .

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе , рассказывает, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу , объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю . Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много , много. Когда солнышко греет вода испаряется , превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше , тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе , получается круговорот ».Давайте вместе скажем : - Круговорот воды в природе .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Одеть детям ободки- капельки.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя) . Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает что им делать.

«Полетели Капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки – пары, взявшись за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) . Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу ). Плавали, плавали Капельки в океане, устали, решили отдохнуть, (дети приседают, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, поднимают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись на небо, к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Дети садятся на места.

Экспериментальная деятельность.

Ребята,а теперь посмотрите : перед вами две ёмкости с водой.Скажите : вода в них одинаковая ?

Д. : Нет. В одной ёмкости вода чистая , а в другой грязная.

В. : А какую воду вы хотели бы выпить – эту, или эту?

Д. : Вот эту.

В. : А почему?

Д. : Потому, что воду надо пить чистую.

В. : А давайте попробуем очистить грязную воду и посмотреть, что же делает воду такой грязной? Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальную бумагу и начнём пропускать воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Д. : Вода стала чистой .

В. : А что стало с бумагой?

Д. : Она стала грязной.

В. Как вы думаете, откуда столько грязи в речной воде?

Д. Люди бросают мусор в реку, моют машины.

В. : Ребята, а как вы думаете, в какой воде хорошо живётся её обитателям?

Д. В чистой, светлой.

В. : Да, в той, в которую не бросают мусор, не моют машины, не сливают грязные отходы заводы . В вашем посёлке есть речка или озеро? А вы как бережёте свою речку?

Д. : Отвечают.

В. Молодцы, заботитесь о своей реке, хорошо живётся в ней рыбкам! А давайте сделаем рыбок для нашей речки, которую мы моделировали. У вас на столе есть рыбки из картона, карандаши. Дорисуйте детали, старайтесь делать всё аккуратно, тогда рыбки получатся у вас красивые.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.

По окончании работы воспитатель с детьми прикрепляют рыбок.

Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые.

8. Итог занятия.

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?

Что интересного вы узнали?

Что понравилось вам на занятии?

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда!

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

По снежным долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь ,

В природу вглядитесь !

Вас окружает везде и всегда –

Наша спутница –

Волшебница … (хором) Вода

Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали замечательных рыбок. Спасибо вам за активную, заинтересованную работу на занятии.

Состояния воды.. 2

Круговорот воды в природе. 4

Заключение. 7

Список литературы.. 8

Состояния воды

Вода в природе может встречаться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода способна переходить из одного состояния в другое- из твердого в жидкое (таять) , из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое, превращаясь в капельки воды.

Рис 1. Состояния воды: твердое, жидкое, газообразное.

Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах, пресная - в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах. Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными. В таком случае последние называются минеральными водами.

Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому, соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной.

Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках.Ледники могут быть горными и покровными. Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев, Тянь-Шаня, Памира.

Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде облаков. Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму. В зависимости от этого облака делят на слоистые, перистые, кучевые и т.д.

Круговорот воды в природе

Значение круговорота воды велико, так как он не только объединяет части гидросферы, но и связывает между собой все оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу. Вода во время круговорота может быть в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Она переносит огромное количество веществ, необходимых для жизни на Земле.



Под действием солнечных лучей Мировой океан и суша нагреваются. В результате этого вода переходит из жидкого состояния в газообразное (пар) и поднимается вверх. Океан поставляет 86% влаги в атмосферу, и лишь 14% парообразной влаги образуется за счет испарений с суши. Вода, испаряющаяся с поверхности океана, является пресной. Таким образом, океан можно считать колоссальной фабрикой пресной воды, без которой невозможно существовать жизни на Земле. Известно, что с высотой температура в атмосфере понижается. Пары воды, встречаясь со все более холодными слоями воздуха, начинают остывать и образовывать облака. На суше испарение воды идет не только с поверхности ручьев, рек и озер. Пары воды попадают в атмосферу и в результате вулканической деятельности, и испаряются поверхностью растений.

Часто воды, испарившиеся с океана, возвращаются в него в виде осадков, которые выпадают из облаков, расположенных над морями и океанами. Другая часть облаков под воздействием ветра переносится на материк. Там из них тоже могут выпадать осадки в жидком или твердом виде. Часть атмосферных осадков попадает в реки. Они, извиваясь и впадая друг в друга, в конечном счете несут воды в моря Мирового океана или в замкнутые водоемы типа Каспийского или Аральского морей, восполняя их потери при испарении. Другая часть воды, выпавшая на землю в виде атмосферных осадков, просачивается вниз с поверхности суши и с подземными водами стекает опять в Мировой океан или реки. Это очень важный этап в круговороте воды, так как он регулирует речной сток во времени. Если бы его не было, вода в реках была бы лишь в кратковременные периоды выпадения осадков или таяния снегов. Третья часть воды, выпавшая на землю в виде осадков, может проникать в почву, а оттуда по корням подниматься в верх растения и испаряться через листья. Этот этап круговорота очень важен для растений, так как с водой из почвы через корни поступают растворенные минеральные вещества, необходимые для жизнедеятельности растений. Питаться «всухомятку» растения не умеют.

Не вся вода возвращается с суши в океан одновременно. Дольше всего (на сотни и тысячи лет) задерживается она в ледниках и в глубоко залегающих подземных водах.

Вода, вернувшаяся с суши, может снова испариться и снова попасть на сушу. Так и совершается ее круговорот: океан - атмосфера - суша - океан. Вот этот непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан называют мировым круговоротом воды в природе.

Существенную роль в круговороте воды в природе с недавних пор стала играть хозяйственная деятельность человека. Создание промышленности, уничтожение лесов, распашка огромных территорий, осушение и орошение земель, создание гигантских водохранилищ и плотин, расходование воды на различные хозяйственные нужды - все это в значительной степени изменило гидрологические процессы на Земле. И хотя хозяйственная деятельность мало повлияла на общий объем гидросферы, она заметно влияет на отдельные ее части. Сток одних рек уменьшился, других - увеличился, изменилось внутригодовое распределение стока. В результате изъятия воды из вод суши во многих районах мира возросло испарение, потому что именно на испарение идет значительная часть воды, изымаемой человеком из источников.

Часть воды, которую потребляет человек и которая входит в состав производимой им продукции, надолго выпадает из всеобщего круговорота, поэтому ее называют «безвозвратно изъятой». Этот термин, конечно, достаточно условен, так как эта вода не исключается полностью, но ее возвращение может произойти с большой задержкой во времени и на совершенно другой территории. Многие отрасли расходуют безвозвратно сравнительно немного воды - не более 10%. Остальная вода после использования сбрасывается в водоемы в виде сточных вод. Они загрязнены и приводят в негодность во много раз больший объем чистой воды. Именно угроза загрязнения водных ресурсов представляет сейчас главную опасность, гораздо большую, чем угроза физической нехватки воды.

Заключение

Одно из замечательных открытий геохимии заключается в установлении того, что движение многих химических элементов осуществляется в виде круговых процессов - круговоротов. Именно эти элементы слагают земную кору, жидкую и газовую оболочки нашей планеты. Их круговороты могут происходить на ограниченном пространстве и на протяжении небольших отрезков времени, а может охватывать всю наружную часть планеты и огромные периоды. При этом малые круговороты входят в более крупные, которые в своей совокупности складываются в колоссальные биогеохимические круговороты. Они тесно связаны с окружающей средой.

В биосфере, как и в каждой экосистеме, постоянно осуществляется круговорот углерода, азота, кислорода, фосфора, серы и других химических элементов. Энергия поступает в экосистемы во время фотосинтеза, а рассеивается главным образом в виде тепла, когда организмы используют ее для своей жизнедеятельности. Вследствие непрерывно происходящих потерь энергии необходимо, чтобы она столь же непрерывно поступала в экосистемы в виде энергии солнечного света. В отличие от этого вода и элементы питания совершают непрерывный круговорот.

Рассмотренная мною тема является очень актуальной в свете современной экологической ситуации. Вода – это источник жизни на земле. Но, как выясняется не бесконечный. Дело в том, что загрязнение водных ресурсов земли имеет в настоящий момент глобальный характер.

Очень важно обеспечить «природе» нормальное функционирование ее базовых циклов обмена веществ.


Список литературы

1.Захаров Е.И., Качурин Н.М., Панферова И.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. - Тула: ТулГТУ, 2002.

2.Мирасов О.Б. Физика вокруг нас. - М., 2006.

3.Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2 т. - М.:Мир, 2006.

4.Одум Ю. Экология: В 2 т. - М.: Мир, 2003.

5.Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека Среды. – М., 2004.

6.Семенов В.П. Кашина О.М. Физические процессы в природе. - М., 2006.

7.Стадницкий Г. В., Родионов А. И. Экология. - М.: Высш. шк., 2006.

8.Фазилов Н.Р. Физика природы. - М., 2000.


Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2 т. - М.: Мир, 2006.