Отечественное оружие и военная техника. Отечественное оружие и военная техника Спаренный пулемет и ЗПУ


МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72Б3
THE MODERNIZED TANK T-72B3

В 2011 г. Министерство обороны РФ решило прекратить закупку новых танков семейства Т-90. Тем же Министерством обороны принято решение, что Т-80 и модификации модернизироваться не будут и все средства пойдут на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся Т-72. УКБТМ было разработано 15 опций модернизации Т-72. Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б.
Глубокой модернизацией танков Т-72 до версии Т-72Б3 занимается «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. По оценкам специалистов Т-72Б3 способен на равных способен противостоять на танковом биатлоне самым лучшим иностранным машинам, в том числе М1А2 из Кувейта и китайским Тип 96-99. В данном танке использован задел наработок, полученных при создании Т-72Б2 и Т-90СМ.

Контракт на проведение модернизации танков был подписан в мае 2012 года на сумму 6 млрд рублей (150 млн долл) в рамках более масштабного соглашения, которое должно загрузить производственные мощности «Уралвагонзавода» по меньшей мере на три года. Финансирование соглашения составит более шести миллиардов рублей. Помимо этих средств предприятие получит еще 6,2 миллиарда рублей на модернизацию производства.
Т-72Б3 – это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин. Комплектация определена Минобороны РФ (решение принимал Владимир Поповкин, когда был начальником вооружения, и Николай Макаров, бывший глава Генштаба). Стоимость модернизации одного Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходит на капитальный ремонт танка - машины полностью разбирают, обследуют все детали и меняют устаревшие на новые; остальные деньги тратят на модернизацию - закупку и установку нового оборудования и других комплексов, которые выбрал заказчик.
В ходе доработок танк получил новую систему управления огнем, включающую, в том числе, многоканальный всесуточный прицел наводчика. С его помощью танк может в любое время суток обнаружить и распознать цель на расстоянии до пяти километров. Кроме того, машину оснастили цифровым баллистическим вычислителем с комплектом датчиков метео- и топографических условий. Он обеспечивает автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышает точность стрельбы. Новый комплекс управляемого вооружения гарантирует высокую вероятность уничтожения цели ракетой с места и в движении на дальности до пяти километров. А внедрение автомата сопровождения целей упростило работу наводчика при стрельбе с ходу и по движущимся целям. Кроме того, усовершенствованный танк получил более современную динамическую защиту и цифровые средства связи.
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного. Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) – осталась открытая ЗПУ с ручным управлением.
Для улучшения динамических характеристик при возросшей массе танка устанавливается турбодизельный двигатель, мощность которого увеличена более чем на 30% по сравнению с базовым изделием. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.
Стоимость капитального ремонта с модернизацией Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходят на капитальный ремонт танка и его дизель В-84-1. Закупочная стоимость Т-90А сотавляет от 70 млн. руб. (2009 г.) до 118 млн. руб. (2011 г.).
Танк Т-72Б3 принят на вооружение российской армии приказом Министра обороны РФ от 19 октября 2012 года.
В Алабино в августе 2013 года на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» – танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».

На IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo (RAE 2013), которая начала работать сегодня в Нижнем Тагиле, в составе экспозиции ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» ОАО НПК «КБМ» представило два своих изделия. Впервые демонстрируется натурный образец модифицированного комплекса активной защиты объектов бронетанкового вооружения и техники «Арена-Э» на модернизированном танке Т-72Б3. Сектор защиты по азимуту у комплекса расширен до кругового. Если прежняя модификация поражала противотанковые управляемые ракеты и противотанковые гранаты, то новая рассчитана ещё и на уничтожение артиллерийских кумулятивных снарядов. Вместо моноблочной радиолокационной станции, являвшейся демаскирующим признаком, новая «Арена-Э» оснащена многомодульной РЛС, распределённой по контуру башни. Сократилось количество защитных боеприпасов. Общая масса комплекса уменьшена более чем в полтора раза.

К концу 2013 года на вооружение Западного военного округа было передано около 270 машин. Порядка 30 модернизированных танков Т-72Б3 в 2013 году поступили на вооружение Амурского общевойскового объединения Восточного военного округа. В 2015 году на новую технику перейдут все амурские военные подразделения.

На прошедшей в Минске выставке MILEX-2014 Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представила натурный образец модернизированного танка Т-72 и другие свои военные разработки. В первый день работы выставки стенд УВЗ посетил премьер-министр Республики Беларусь Михаил Мясникович. Основным объектом его внимания в экспозиции УВЗ стал натурный образец модернизированного танка Т-72. Белоруссия заинтересована в предложенном Россией варианте модернизации основных боевых танков Т-72. Об этом на 7-й международной выставке вооружений «Милекс-2014″ (MILEX-2014) сообщил советник генерального директора НПК «Уралвагонзавод» Алексей Маслов. «Мы уже много лет эту тему обсуждали и сегодня, наконец- то, определились с опциями, которые бы белорусы хотели видеть на своих танках, – сказал Маслов. – Все, что в башне сделано их устраивает, про остальное будут думать».
Советник пояснил, что пока Минобороны Белоруссии оставит на модернизируемых танках штатный двигатель и шасси, потому что «у них есть определенный запас гусениц и другого ремонтного фонда. Модернизация будет осуществляться на белорусских заводах, куда будут поставляться из России модернизационные комплекты и соответствующая технологическая оснастка в рамках военно-технического сотрудничества.
MILEX 2014 – 7-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» выступала генеральным спонсором Чемпионата мира по танковому биатлону, который 4 августа 2014 года стартовал на полигоне в Алабино. На прошедшем в 2014 году Международном танковом биатлоне в Алабино сборная России выступала на специально разработанных «гоночных» танках Т-72Б3М (также обозначается как Т-72Б4), оснащенных мощным двигателем В-93 мощностью в 1130 л.с., гидравлической трансмиссией и автоматической коробкой передач. Удельная мощность этой модели (масса танка меньше массы Т-90А почти на 5 т) превышает такой же показатель других танков, участвующих в конкурсе. При массе танка 44,5 т удельная мощность составляет 25,39 л.с./т. Этот двигатель также устанавливается на экспортные танки Т-90СМ массой 46,5 т. Кроме того, танки оснащены усовершенствованной пушкой 2А46М5, которая имеет лучшие характеристики, чем пушка, установленная на предыдущих Т-72Б.

В ноябре 2014 года завод «Омсктрансмаш» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года по капитальному ремонту и модернизации поступающих из войск танков Т-72Б3. По словам гендиректора «Омсктрансмаша» Игоря Лобова, география поставок отремонтированных и модернизированных бронемашин в 2014 году расширилась – Т-72Б3 поставлены в воинские части всех военных округов страны. Большая часть машин отправлена в Новгородскую область и на Дальний Восток.
В мотострелковое соединение ЮВО, дислоцированное в Чеченской Республике, 27 ноября 2014 года прибыл очередной железнодорожный состав с 29 модернизированными танками Т-72Б3. Теперь все танковые подразделения в Чечне полностью перевооружились на новые боевые машины. Вместе с техникой в соединение прибыли представители завода-изготовителя из Омска, которые помогли танкистам ознакомиться с эксплуатационными особенностями новых танков.
В декабре 2014 года «Уралвагонзавод» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года и уже модернизировал 140 танков Т-72 в счет оборонного заказа 2015 года. Данная бронетехника выдержала все виды испытаний и была принята военным представителем Минобороны РФ. «После модернизации танк становится более маневренным за счет нового мощного двигателя и гусеничных лент. Современный прицел позволяет вести наблюдение и стрельбу в ночное время на большие расстояния, а также стрельбу управляемыми ракетами на расстояние до 5 километров. Также установлена более мощная и надежная рация, позволяющая вести радиообмен на большее расстояние с лучшим качеством», – рассказал замначальника 47-го военного представительства Алексей Грязнов.

В 2015 году в рамках Гособоронзаказа-2015 на вооружение мотострелковых соединений Восточного военного округа (ВВО) поступит более 70 модернизированных танков Т-72Б3. Новая боевая техника идет на замену устаревших танков Т-72Б1. Ее поставки будут осуществляться напрямую с завода-изготовителя.
В начале 2015 года 15 глубоко модернизированных танков Т-72Б3 производства корпорации «Уралвагонзавод» поступили в рамках Гособоронзаказа в юргинскую мотострелковую бригаду Центрального военного округа, дислоцированую в Кемеровской области.

Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. В конце марта 2015 г. более 20 машин производства корпорации «Уралвагонзавод» доставлены железнодорожным транспортом на станцию разгрузки.


Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала в марте 2015 года первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. Отдельная гвардейская мотострелковая Звенигородско-Берлинская орденов Кутузова и Суворова II степени бригада дислоцируется в городе Юрга с 1 января 1993 года.

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) намерен начать производство новой модификации основного боевого танка (ОБТ) Т-72Б3, об этом на форуме «Армия-2015» заявил главный конструктор УВЗ Андрей Терликов. «Для новой модификации Т-72Б3 подготовлен комплект дополнительной защиты, – проинформировал Терликов. – В ближайшее время эту модификацию планируем запустить в серийное производство».
По словам Терликова, новая модификация Т-72Б3 получила танковый дизельный двигатель В2Ф мощностью 1130 л.с. «Механик-водитель получил автоматизированный комплекс управления, который самостоятельно предупреждает о повреждениях и авариях, а рабочее место командира оснащено панорамным прицелом», – добавил представитель «Уралвагонзавода».
«Эта модификация зарекомендовала себя с наилучшей стороны», – подчеркнул он.

Для участия в самом зрелищном шоу военной техники «Танковый биатлон-2015″ были отобраны 18 танков Т-72Б3, которые в 2014-2015 гг. прошли плановый капитальный ремонт с модернизацией на омском заводе. Двенадцать из них принимают непосредственное участие в состязании, шесть находятся в резерве. Лучшие танковые экипажи из 13 стран мира борются за первое место в тяжелых, приближенных к боевым, условиях. По результатам жеребьевки сборная России по «Танковому биатлону» вышла на трассу во втором заезде на танках красного цвета. Программа соревнований этого года включает следующие этапы: индивидуальная гонка, спринт, гонка преследования и эстафета.

«Уралвагонзавод» (УВЗ) досрочно выполнил контракт по модернизации в интересах Минобороны РФ танков Т-72Б3, такая тенденция продолжится и в 2016-2017 годы, заявил во вторник заместитель гендиректора по спецтехники УВЗ Вячеслав Халитов. «Контракт выполняется в полном объеме, срывов нет, и этот 2015 год мы заканчиваем досрочными поставками танков Т-72Б3 в российские вооруженные силы. Программа модернизации Т-72 продолжится в 2016-2017 годах», - сказал он.

В январе 2016 года Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского разместила в реестре закупок информацию (ссылка на закупку № 31603190542) о заключении договора с входящем в интегрированную структуру корпорации АО «Омсктрансмаш» на капитальный ремонт танков Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3. Ремонт будет выполняться в интересах российского Министерства обороны. Уралвагонзавод является головным исполнителем государственного контракта на модернизацию танков Т-72Б.
По условиям соглашения, в ремонт до конца 2015 г. должны поступить 32 танка, завершение модернизации запланировано до конца 2016 г. При этом цена ремонта, утвержденная по ГОЗ на 2015 г., применяется для 12 ед., для оставшихся применяется цена 2016 г. Стоимость контракта составляет 2 525 984 345,88 руб. (средняя цена работ на одном танке – 78,9 млн.руб.)

На сайте госзакупок в начале марта 2016 года появилась размещенная АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» информация о намерении заключить контракт «Авторское сопровождение и оказание технической помощи при проведениикапитального ремонта с модернизацией 154 танков типа Т-72Б (Т-72Б, Т-72Б1, Т-72БА) с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой». Начальная (максимальная) цена договора составляет 32,262 млн рублей. Срок действия договора – до 31 декабря 2017 года. Закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика, с проведением работ в Нижнем Тагиле.
Работы должны выполняться в течении 2015-2017 годов в обеспечение исполнения государственного контракта № 1517187321301030119015402/Р/3/2/234-2015-ДГОЗ, в соответствии с техническими требованиями (ТТ) № 3/6/1-2015 от 19.01.2015 г., на основании технического задания (ТЗ) от 25.08.2015 г. Капитальный ремонт с модернизацией танков типа Т-72Б с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой проводится по конструкторской и ремонтной документации АЭЛ.184.СД-Р7 с дополнениями (для танков Т-72Б/Б1) и АЭЛ.184.СД-Р8 (для танков Т-72БА).
Указывается, что на основании ТТ и ТЗ Исполнитель с 01.10.2015 года приступил к фактическому выполнению работ.
Закупка должна быть произведена у единственного поставщика, которым, видимо, является входящее в интегрированную структуру этой корпорации АО «Омсктрансмаш», осуществляющее работы по капитальному ремонту танков типа Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, т 46
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9530
- корпуса 6860
Ширина, мм 3770
Высота по крышу башни, мм 2226
Клиренс, мм 490
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,9
Площадь проекции, м2:
- лобовой 6
- бортовой 12,0
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град 30
- брод, м 1,2 (с ОПВТ -5)
Двигатель:
- тип V-образный многотопливный 4-х тактный дизель В-84-1 (или В-93, или В-92С2Ф)
- макс. мощность, л.с. 840 (или 1130, или 1130)
- система охлаждения жидкостная
- тип топлива ДЛ, ДЗ, ДА, Т-1, ТС-1, Т-2, А-66 и А-72
- система пуска стартер и сжатым воздухом (дополнительно)
Трансмиссия механическая, планетарная
- входные редуктора 1
- бортовые коробки передач 2
- бортовые редуктора 2
Приводы трансмиссии:
- тип гидравлические
Движитель: гусеничная лента с косыми грунтозацепами и ведущим колесом с улучшенной очищаемостью
Запас топлива, л 1200+400
Удельная мощность, л.с./т 18,3
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 500
Бронезащита: на уровне танка Т-72Б, встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5»,
бортовые экраны корпуса с интегрированными модулями динамической защиты типа «Реликт»
и решетчатыми экранами проекции МТО корпуса
система пуска дымовых гранат 8 х 902А
применяемая граната 3Д7 или 3Д17
время постановки завесы, с, не более 3
Экипаж, чел. 3

ВООРУЖЕНИЕ

125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 (или 2А46М-5-01)
12,7-мм зенитный пулемет 6П50 «Корд»
Автомат заряжания Обеспечивается укладка и заряжание артиллерийских и управляемых выстрелов
Стабилизатор вооружения Двуплоскостной с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим малогабаритным приводом в вертикальной плоскости
Основной прицел: многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У», каналы:
- оптический;
- тепловизионный;
- канал лазерного дальномера;
- канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).
Запасной прицел наводчика: 1А40-1 (или 1А40-4)
Прицел командира: ТКН-3МК с системой «Дубль»
Автомата сопровождения целей
Радиосвязь: радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук»
Комплекс программно-аппаратный АВСКУ
Дисплейный комплекс механика-водителя
Телевизионная камера заднего обзор

Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.
Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff , за что ему большое спасибо.
Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).

T-72A

Т-72Б (образца 1984 г), T-72B
принят на вооружение в 1984 г


(Т-72Б обр. 1989)


Т-72БМ (фото В.Кузьмина, )


последовательный РМШ ()


В дополнение к вышеизложеному:

Т-72Б3 - это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.
В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» - танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.


Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке Т-72Б3
()

Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) - осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.

Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (

Цифровая система управления огнем, усиленная динамическая защита «Реликт» и мощь нового 1000-сильного турбодизеля - два десятка модернизированных Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» (УВЗ) танков Т-72Б3 уже погружено на железнодорожные платформы и готово к отправке в войска.

Об этом РИА Новости сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. Под словом «модернизация» в данном случае подразумевается не просто косметический ремонт, а полное переоснащение боевой машины системами и агрегатами нового поколения. Заслуженный танк научили лучше «видеть», быстрее двигаться и прицельнее стрелять. О том, чем именно Т-72Б3 выделяется из семейства Т-72 и почему он стал менее уязвим для танков НАТО - в материале РИА Новости.

Танк Т-72Б3 на полигоне в Минской области во время совместных стратегических учений Белоруссии и России «Запад-2017»

Дешево и с «Реликтом»

Изначально модификация Б3 задумывалась Минобороны России как недорогой и быстрый способ «освежить» обширный парк стоящих на вооружении армии «семьдесят вторых», разработанных еще в начале 1970-х. Сильно переделывать машину не собирались, планируя ограничиться заменой наиболее устаревших узлов на современные. В итоге увлеклись и довольно серьезно «перетряхнули» танк, доведя его по боевым возможностям почти до уровня . Впрочем, в УВЗ рекомендовали эти машины не сравнивать - разные поколения.

Ранее СМИ уже сообщали о получении НПК «Уралвагонзавод» госзаказа на модернизацию 150 танков Т-72Б до уровня Т-72Б3 на сумму более 2,5 миллиарда рублей, причем в каждый танк планировалось вложить по 17 миллионов рублей. Модернизированные танки поступают в войска партиями.

Главное достоинство семейства танков семейства «Урал» - исключительная надежность и безотказность даже в самых сложных условиях эксплуатации, будь то жара, мороз, пыль или повышенная влажность воздуха. «Сломать» Т-72 почти нереально, поэтому изменения коснулись не столько доработки базовой конструкции, сколько систем защиты и управления огнем.

Танки Т-72Б3 во время полевых занятий танковых подразделений мотострелкового соединения ЮВО на полигоне «Молькино» в Краснодарском крае

Обновленный танк надежно прикрыли всеракурсной защитой, которая повысила его живучесть и эффективность. В том числе - в бою с массированным применением противотанкового оружия. Бортовые решетчатые экраны и модули динамической защиты «Реликт» на многослойной броне превратили боевую машину в подвижную крепость, устойчивую к попаданиям кумулятивных и, что самое важное, подкалиберных бронебойных снарядов.

«Благодаря «Реликту» существенно возросла защищенность Т-72Б3 от бронебойно-подкалиберных снарядов , - отмечает военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский. - Дело в том, что динамическая защита предыдущего поколения работала в основном против кумулятивных боеприпасов, но недостаточно эффективно - против кинетических. Если говорить о танковых соединениях НАТО, то основной акцент борьбы с тяжелобронированными целями у них сделан как раз на подкалиберные снаряды «.

Эксперт отметил, что на Т-72Б3 можно поставить и систему активной защиты, аналогичную экспортной «Арена-Э», но такая комплектация удорожает машину, поэтому Минобороны пока ее не заказывает, придерживаясь оптимального критерия «стоимость-эффективность».

Водитель-механик танка Т-72Б3 мотострелковой бригады 58-й армии на полигоне «Гвардеец» в Шалинском районе

Новый ствол и снаряды

Боевые возможности танка заметно расширили заменой его главного оружия - пушки. На Т-72Б3 установили 125-миллиметровое гладкоствольное орудие, способное стрелять новыми бронебойными подкалиберными снарядами «Свинец» и «Свинец-1».

«Ключевой элемент модернизации до версии Т-72Б3 - это существенное повышение огневой мощи, прежде всего за счет радикального усовершенствования системы управления огнем, - рассказал Мураховский РИА Новости. - Установлен всепогодный прицел «Сосна-У», который днем и ночью обеспечивает наведение орудия на предельные дальности».

Танк Т-72Б3 во время учений на полигоне «Погоново» в Воронежской области

Танк «научили» гораздо точнее поражать цели благодаря цифровому баллистическому вычислителю, датчикам условий стрельбы и автомату сопровождения цели. Вычислитель - это мини-компьютер, который рассчитывает траекторию полета снаряда с учетом поправок на движение цели и скорость самого танка, берет во внимание температуру воздуха, заряда и множество других параметров. Фактически наводчик получил в свое распоряжение надежного электронного «помощника», за счет чего время прицеливания сократилось в несколько раз. Ночью приборы наведения работают через тепловизионный канал основного прицела.

Орудие прорыва

Перевооружив машину, уральцы не забыли и про ходовую часть. Бронированный ветеран отлично перенес «пересадку сердца», и теперь у него внутри рычит двигатель В-92С2Ф от Т-90, выдающий рекордные 1130 «лошадей» против 780 у старичка B-46, которым комплектовали ранние версии Т-72. Новый «всеядный» дизель с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом сконструирован таким образом, чтобы минимизировать нагрев корпуса от работы выхлопной системы и снизить заметность танка в ИК-диапазоне. За счет существенного увеличения мощности танк стал намного более динамичным, маневренным и скоростным.

Танки Т-72Б3 на полигоне в Минской области во время совместных стратегических учений Белоруссии и России «Запад-2017»

«Танки с танками не воюют. Для этого есть противотанковые подразделения. А задача танков - проламывать оборону противника, причем не самостоятельно, а в тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией и под прикрытием системы войсковой противовоздушной обороны. Механизированные бронетанковые соединения позволяют развить тактический успех, быстро выйти противнику во фланг и тыл, уничтожить его штабы, аэродромы, узлы связи», - отмечает Мураховский.

Чтобы мощный дизель не перегрелся и не «наглотался пыли», конструкторы предусмотрели высокоэффективную систему охлаждения и очистки поступающего извне воздуха. За счет этого география боевого применения машины существенно расширилась: теперь она не заглохнет даже в эпицентре песчаной бури при экстремальной жаре в +50 по Цельсию.

Экипаж танка Т-72Б3 мотострелковой бригады 58-й армии на полигоне «Гвардеец» в Шалинском районе

Важное отличие последних Т-72Б3 от базовых версий - автоматическая коробка переключения передач, аналогичная установленной на Т-90МС. Кроме того, предусмотрен автоматизированный комплекс управления для механика водителя с цифровым дисплеем и телекамерой заднего вида, который сам предупреждает о возникших неисправностях или повреждениях шасси.

Танк Т-72Б3 на полигоне «Алабино

Командующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков ранее сообщил, что на современные танки Т-72Б3, Т-80У и Т-90А со временем перейдут все воинские части постоянной готовности. К 2020 году планируется обеспечить 71 процент современных танков в войсках. Всего, по данным за 2016 год, на вооружении у России числится 2700 танков, при этом более 10 тысяч танков находится на хранении.

На вооружении многих стран мира находится большое количество устаревших танков Т-72 различных модификаций. Эти танки не соответствуют современным требованиям по показателям защиты, подвижности и огневой мощи. Существует большое число предложений по модернизации Т-72 от различных разработчиков во многих странах, например Т-72М2 "Модерна" (Словакия), Т-72М4CZ (Чехия), Т-72АГ (Украина) и другие. Но большинство из предложенных вариантов модернизации отличаются достаточно высокой сложностью и высокой стоимостью.

Модернизация Т-72АГ предусматривает замену штатного двигателя мощностью 780 и 840 л.с. двигателем серии 6ТД мощностью 1000- 1200 л.с. Такая модернизация требует достаточно серьезных переделок кормовой части корпуса танка и имеет высокую стоимость из-за цены нового двигателя 6ТД.

В результате наиболее оптимальным и экономически привлекательным вариантом модернизации Т-72 стала установка модернизированного двигателя 5ТДФМА мощностью 1050 л.с. с сохранением штатной системы охлаждения и без значительных доработок корпуса танка. Компактные размеры двигателя позволили разместить в МТО вспомогательную силовую установку ЭА - 10-2 мощностью 10 кВт при часовом рас ходе топлива 3,8 кг/ч. Такой вариант был впервые изготовлен на харьковском БТРЗ №115 совместно с ХКБД. Впоследствии серийная модернизация осуществляется на киевском ремонтно-механическом заводе (7 БТРЗ). Наряду с новым МТО на танке так же была существенно усилена защита.


1,2, 3 - На фото видно хорошее перекрытие башни блоками динамической защиты "Нож". Ближний контейнер к люку водителя выполнен откидным для обеспечения удобства вождения с открытым люком. Тем не менее, сохранение старого ИК-прожектора справа от пушки не позволило создать идеального прикрытия башни современной динамической защитой.

Ходовая часть танка Т-72Б осталась без изменений, за исключением установки более совершенной гусеницы от танка Т-80УД/Оплот с обрезиненной беговой дорожкой. Огневая мощь танка возросла благодаря возможности применения современных управляемых ракет «Комбат».


1 - на танке по просьбе заказчика вместо зенитного пулемета НСВ-Т установлен пулемет ДШК-М, для унификации с существующим у заказчика парком танков Т-55; 2 - внешнее отличие Т-72УА1 в перенесенном выхлопе с левого борта на правый; 3 - изменение кормовой части Т-72УА1 по сравнению с Т-72Б


1- Дизель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. с промежуточным редуктором; 2 - Доработанный корпус вентилятора с установкой специально спрофилированных ребер; 3 - ВСУ ; 4 - вид на МТО.

На модернизированном тмнке проведена доработка корпуса вентилятора путём установки в него специально профилированных рёбер. Данное конструкторское решение позволило увеличить в два раза КПД центробежного вентилятора, что обеспечило увеличение расхода воздуха на 20% при той же потребляемой мощности. Учитывая, что удельная теплоотдача в охлаждающую жидкость и масло двухтактного дизеля 5ТДФМА-1 на 30% меньше, чем у четырёхтактного дизеля В46-6, увеличение расхода воздуха вентилятора позволило при сохранении штатных радиаторов танка Т-72 обеспечить работу дизеля без снижения мощности до температуры окружающего воздуха +55 0 С. Благодаря сохранению штатной вентиляторной системы охлаждения удалось значительно уменьшить стоимость модернизации, несмотря на ее ряд недостатков по сравнению с эжекционной системой охлаждения.



Компоновочное размещение узлов и систем силовой установки с 5ТДФМА-1

1 - основной дизель (ОД); 2 - коробка передач; 3 - бортовая передача; 4 - ведущее колесо; 5 - компрессор высокого давления; 6 - компрессор; 7 - патрубок; 8 - жаровые трубы; 9 - воздухоочиститель; 10 - маслобак ОД; 11 - стартер-генератор ОД; 12 - маслобак системы гидроуправления и смазки передачи; 13 - стартер-генератор ВСУ; 14 - ВСУ; 15 - дизельВСУ; 16 - подогреватель; 17,19,20 - трубы; 18 - эжекционный клапан; 21 - труба выпускная; 22 - турбина ОД; 23 - система охлаждения; 24 -конический редуктор; 25 - направляющие ребра; 26 - центробежный вентилятор; 27 - корпус вентилятора; 28 - рессора; 29 - передача ОД

Существенную модернизацию претерпела и защита танка. Вместо устаревшей ДЗ установлена современная высокоэффективная динамическая защита на основе устройств ХСЧКВ применяемых в комплексах «Нож» и «Дуплет».
Хотя на КП «донецкий завод химических изделий» и ведет выпуск устройств 4С22, более требовательные заказчики выбирают современные устройства ХСЧКВ имеющие в 1,5-2,5 раза большую эффективность.

Кроме модернизации подвижности танк Т-72УА1 получил глубокую модернизацию защиты с заменой устаревшего навесного комплекса динамической защиты «Контакт» на современный «Нож» разработанный БЦКТ «Микротек». На башне устройства ХСЧКВ размещены в новых модулях разработанные БЦКТ "Микротек". На лобовых и бортовых участках корпуса устройства ХСЧКВ устанавливаются в доработанные штатные контейнеры навесного комплекса ДЗ. На бортах корпуса сохранена старая схема установки контейнеров, применяющаяся на Т-72Б с креплением непосредственно на резинометаллические экраны. Подобное решение объясняется ограниченными финансовыми возможностями заказчика.


В целом модернизация Т-72Б с установкой нового МТО с двухтактным двигателем 5ТДФМА-1 и современной динамической защитой «Нож» дает большие перспективы для дальнейшего совершенствования обширного парка устаревших танков этого типа во многих странах мира. Особенно модернизация актуальна для стран с теплым климатом, где штатные двигатели танков Т-72 и его модификаций типа В-46, В-84, В-92 испытывают значительное снижение мощности.

Дополнительные источники по установке 5ТДФА-1 на танк Т-72 и Т-55:

  1. С.А. Алёхин, канд. техн. наук, В.В. Салтовский, инж., В.И. Прокопович, инж. СИЛОВАЯУСТАНОВКАДЛЯ БРОНЕТЕХНИКИ
  2. Вакуленко В.В., Зарянов В.А., Горожанин Ю.Г., Жменько Р.В., Кузьминский В.А.,Чучмарь И.Д. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДВИЖНОСТИ ТАНКА Т-72 ПРИ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
  3. С.А. Алёхин, канд. техн. наук, Г.К. Попов, инж., В.В. Салтовский, инж. ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА НАЗЕМНОГОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА