Кто построил эйфелеву. Эйфелева башня в париже. Высота Эйфелевой башни

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни, и большинство парижан если и не полюбили ее, то, во всяком случае, сумели с ней смириться. Но так было далеко не всегда - после постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан, находивших ее крайне несуразной. Гюго и Мопассан, например, неоднократно настаивали на том, что башню следует убрать с улиц Парижа.

Первоначально сооружение планировали разобрать в 1909 г., через 20 лет после возведения - но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку».

Тем не менее, у большинства туристов Эйфелева башня неизменно вызывает восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, ее общий вес не превышает 10 тыс. тонн, она оказывает давление за землю, равное давлению сидящего на стуле человека, а если весь металл башни переплавить в единый блок, он займет площадь 25 на 5 м и будет всего 6 см в высоту! Впрочем, в наше время на возведение аналогичной конструкции и вовсе потребовалось бы втрое меньше металла - технологии не стоят на месте.

Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!

Гюстав Эйфель

Самая патриотичная парижанка

Во время немецкой оккупации Гитлер посетил Париж и захотел подняться на Эйфелеву башню. Однако желание фюрера не сбылось: лифт очень вовремя сломался, и Гитлер уехал ни с чем. Немцы после такого конфуза 4 года пытались починить злополучный подъемник. Тщетно - немецкие мастера не смогли разобраться в механизме, а французские лишь разводили руками - нет запчастей! Однако в 1944 г., буквально через несколько часов после освобождения Парижа, лифт чудесным образом заработал и трудится без перерывов по сей день.

«Эйфелевый коричневый»

Любопытно, что Эйфелева башня - это, вероятно, единственное в мире сооружение, имеющее свой запатентованный цвет - коричневый эйфелевый, придающий башне бронзовый оттенок. До этого она сменила несколько цветов - была и желтой, и красно-коричневой, и цвета охры. В последнее время башню перекрашивают каждые 7 лет, а всего эта процедура проводилась 19 раз. На каждую покраску необходимо около 60 тонн краски (а также около 1,5 тыс. кистей и 2 гектара защитной сетки), так что с течением времени башня все еще продолжает прибавлять в весе. И не только в весе - за счет новых антенн ее высота постепенно увеличивается: сегодня она равна 324 м, и это далеко не предел.

На самом деле Эйфелева башня вовсе не одноцветная, как может показаться сначала. Она окрашивается в три разных оттенка бронзового - от самого темного на первом уровне до более светлого на третьем. Это делается для того, чтобы башня выглядела гармоничнее на фоне неба.

Каждый может купить себе кусочек Эйфелевой башни, и речь вовсе не о сувенирах с ее изображением, а о самом что ни на есть оригинале - со времен Гюстава Эйфеля «Железная дама» принадлежит частной компании, и ее акции торгуются на бирже.

8 достопримечательностей Парижа, которые можно посетить бесплатно:

Эйфелева башня, символ Парижа, имеет непростую историю. Сначала ее категорически не принимали, затем привыкли, а теперь невозможно представить столицу Франции без этого удивительного сооружения.

Местоположение

Знаменитый символ Парижа, придающий городу знакомый всему миру вид, располагается на бывшем военном плацу, который превращен в красивый парк. Он разделен на аллеи, украшенные небольшими водоемами и цветочными клумбами. Напротив башни находится Йенский мост. Изящная ажурная конструкция видна со многих точек в Париже, хотя Эйфель изначально этого не планировал. Башня должна была выполнить одну функцию - стать необычным входом на Всемирную выставку.

Утверждение проекта и назначение конструкции

История Эйфелевой башни началась в конце XIX века. В 1889 году в столице Франции должна была состояться Всемирная выставка. Это событие имело огромное значение для страны. Оно было приурочено к столетию со дня и должно было продолжаться в течение 6 месяцев.

Одна из задач выставки - демонстрация технических новинок, поэтому создатели павильонов соревновались, чей проект будет более всего отражать будущее. Входом на выставку должна была служить арка. Архитекторам дали задание подготовить проект сооружения, которое будет демонстрировать техническую мощь страны и достижения инженерной мысли.

Предложение об участии в конкурсе от парижской администрации поступило во все инженерные и конструкторские бюро города, в том числе и к Гюставу Эйфелю. У него не было готовых решений, и он решил поискать что-нибудь подходящее в проектах, которые были отложены. Там-то он и нашел эскиз башни, созданный Морисом Кешленом, его сотрудником. С помощью Эмиля Нугье проект сооружения был доработан и представлен на конкурс Эйфелем. Предусмотрительный инженер сначала получил совместно с создателями проекта патент на него, а потом выкупил его у Кешлена и Нугье. Таким образом, владения на чертежи башни перешло к Гюставу Эйфелю.

На конкурс было предложено много интересных и неоднозначных проектов, и история Эйфелевой башни могла так и не начаться. Инженер внес в конструкцию изменения, чтобы придать ей большую декоративность, и из четырех оставшихся в конце конкурса претендентов комиссия выбрала его.

Эйфелева башня - год начала строительства и этапы возведения

К строительству гигантского сооружения приступили 28 января 1887 года. Оно продолжалось в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней. По тем временам это была невиданная скорость. Объяснялось все высочайшей точностью чертежей, в которых был скрупулезно точно указан размер более 18 тысяч деталей конструкции. Кроме того, чтобы максимально ускорить темп работ, Эйфель применял заранее изготовленные части башни. Для соединения всех деталей конструкции было использовано два с половиной миллиона заклепок. В подготовленных заранее частях отверстия для заклепок уже были высверлены, а большая часть из них была установлена, что значительно ускоряло сборку.

Эйфелем было предусмотрено, чтобы ни одна из заготовленных заранее балок и других частей конструкции не весила более 3 тонн - так их легче было поднимать кранами. Когда же высота башни переросла размер подъемных устройств, на помощь пришли сконструированные архитектором специально для этого мобильные краны, которые двигались по рельсам, созданным для будущих лифтов.

Самым сложным для были не работы на самом верху, на 300-метровой высоте, а возведение первой платформы башни. Наполненные песком металлические цилиндры удерживали вес четырех наклонных опор. Постепенно выпуская песок, их можно было установить в правильном положении. Когда это было сделано, первую платформу установили строго горизонтально.

Стоимость работ по возведению башни составила почти 8 миллионов франков. Затраты на строительство удалось окупить в течение времени работы выставки (6 месяцев).

Вес и размер сооружения

Сколько метров Эйфелева башня имела в высоту сначала? Она составляла 300 метров и была намного больше поражающей воображение своими размерами (93 метра вместе с гранитным пьедесталом).

А сколько метров Эйфелева башня в высоту имеет сейчас? После установки новой антенны она стала на 24 метра выше. Общий вес башни составляет 10 тысяч тонн. С каждой покраской вес здания увеличивается еще на 60 тонн.

Судьба башни после выставки и отношение к ней парижан

По договору, заключенному с Эйфелем, башню должны были демонтировать через 20 лет после возведения. Успех ее был оглушительным - за время работы выставки более двух миллионов человек захотели посмотреть на гениальное сооружение, не имевшее равных в мире. За год удалось окупить большую часть расходов на строительство. Но восхищение посетителей выставки не разделяла творческая интеллигенция Парижа. Эйфелева башня (Франция не знала более противоречивого мнения о каком-либо другом сооружении) вызывала возмущение и раздражение у художников и писателей. Они считали ее уродливой, похожей на фабричную трубу, и опасались, что она нарушит уникальный облик Парижа, складывающийся столетиями.

История Эйфелевой башни могла закончиться ее демонтажем, если бы не наступившая эра радио. На здании были установлены радиоантенны, и постройка приобрела значительную стратегическую ценность. О сносе башни теперь не могло идти речи. В 1906 году в Эйфелевой башне разместили радиостанцию, а в 1957 году на ее вершине появилась телевизионная антенна.

Описание Эйфелевой башни и причины особенности ее конструкции

Нижний этаж сооружения представляет собой пирамиду. Она образована четырьмя наклонными опорами. На них покоится первая квадратная (65 метров в поперечнике) платформа башни. Опоры соединены арочными ажурными сводами. Выше на четырех опорах лежит вторая платформа. Следующие четыре колонны башни начинают переплетаться и соединяются в огромную колонну. На ней находится третья платформа. Выше ее расположены маяк и небольшая площадка чуть больше метра в поперечнике.

На первой площадке, по задумке архитектора, располагался ресторан. На второй находились еще один ресторан и емкости с машинным маслом для обслуживания лифтов. Третья площадка была отдана под лаборатории (астрономическую и метеорологическую).

За необычную форму башни в свое время Эйфель был раскритикован. На самом деле гениальный инженер и архитектор прекрасно понимал, что для такого высокого строения главную опасность представляет сильный ветер. Конструкция и форма башни призваны выдерживать большие ветровые нагрузки.

Эйфелева башня: интересное о знаменитом символе Парижа

Адольф Гитлер во время оккупации Франции немецкими войсками побывал в Париже и изъявил желание подняться на Эйфелеву башню. Но прямо перед его приездом привод лифта был серьезно поврежден, а чинить его в военных условиях не представлялось возможным. Лидер Германии так и не смог подняться на башню. После освобождения столицы Франции лифт заработал через несколько часов.

Архитектор Эйфелевой башни был очень озабочен вопросами безопасности, поскольку работа велась на очень большой высоте. За всю историю строительства ни один из рабочих не погиб - это настоящее достижение для тех лет.

С Эйфелевой башней связаны и неприятные события - в 2009 году ей присудили третье место по популярности у самоубийц.

Для того чтобы перекрасить башню, понадобится полтора года работы и 60 тонн краски.

В день башня потребляет столько же электроэнергии, как небольшая деревня в сто домов.

Знаменитый символ Парижа имеет собственный запатентованный цвет - «коричневый эйфелевый». Он максимально приближен к настоящему бронзовому оттенку конструкций сооружения.

В мире существует более 300 копий знаменитой башни. Несколько из них находятся на территории России: в Москве, Красноярске, Перми, Воронеже и Иркутске.

Эйфелева башня в культуре

Знаменитое сооружение не раз становилось объектом интереса художников, поэтов, писателей и режиссеров.

История Эйфелевой башни зафиксирована в документальных источниках, а ее возможное будущее не раз было показано в апокалиптических лентах. Один из наиболее интересных фильмов - документальная лента «Будущее планеты: жизнь после людей». В ней показано, что без обслуживания Эйфелева башня долго не сможет противостоять своим главным врагам: ржавчине и ветру. Примерно через 150-300 лет ее верхняя часть на уровне третьей платформы разрушится и упадет.

Но чаще всего Эйфелеву башню можно увидеть на полотнах художников. Жан Беро, известный своими жанровыми работами, изображающими повседневную жизнь Парижа, создал картину «Около Эйфелевой башни», на которой парижанка с удивлением рассматривает огромное сооружение. Очень много работ творению Эйфеля посвятил Марк Шагал.

Заключение

Одной из самых узнаваемых построек мира является Эйфелева башня. Франция по праву гордится этим удивительным символом Парижа. Вид, который открывается с вершины башни на город, великолепен.

Полюбоваться им можно в любой день - гениальное творение Гюстава Эйфеля открыто для посетителей и в выходные дни.

На протяжении 100 лет бесспорным символом Парижа, да и, пожалуй, всей Франции является Эйфелева башня. Находясь в Париже, любой стремится увидеть это «торжество технической мысли XIX века».

В горизонтальной проекции Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара. Вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, а весит она 8600 тонн. Как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было использовано 2,5 миллиона заклепок, для того, чтобы получился плавный изгиб. 12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам. Кроме того, самая высокая по тем временам башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно короткий срок.

Место расположения Эйфелевой башни

Главная достопримечательность Парижа располагается на Марсовом поле - бывшем военном плацу, преобразованном впоследствии в прекрасный парк. В настоящее время парк, планировка которого была изменена архитектором Формиже в 1908-1928 гг., разделен на широкие аллеи, украшенные клумбами и небольшими водоемами.

Эйфелева башня располагается рядом с центральной набережной Сены, возле моста Пон Де-Йена. Видна башня с многих точек Парижа. Сейчас она считается украшением города. Хотя стоит признать, что специально башню при строительстве не украшали. У Эйфеля вначале была идея разместить по углам каждой платформы декоративные статуи, но затем он отказался от этой затеи, оставив только ажурные арки, так как они вписываются в строгий образ конструкции.

Ускорение технического прогресса XIX века повлекло за собой революционные изменения в архитектуре. В различных возникают проекты грандиозных высотных сооружений. В это время произошли радикальные преобразования в архитектуре: стекло и сталь стали новым строительным материалом, наиболее соответствующим задаче сделать любое здание легким, динамичным, современным. Образно говоря, инженер окончательно заменил архитектора.

Правительство Третьей республики решило поразить воображение современников, построив сооружение, равного которому мир еще не видел. Выставка должна была продемонстрировать достижения технического прогресса. В 1886 году в Париже объявляется конкурс на лучший архитектурный проект для Всемирной выставки 1889 года, приуроченной к 100-летию Великой Французской Революции. План Эйфелевой башни был разработан Морисом Кёшлином в 1884 году. Гюстава Эйфеля (он известен еще тем, что строил каркас для знаменитой ) заинтересовал этот проект, и он решил претворить его в жизнь. План будущей башни был существенно дополнен и принят комиссией в июне 1886 года. Правда, на возведение сооружения был выделен нереально короткий срок - всего 2 года, а башня должна была вознестись на 1000 футов (304,8 метра). Но Эйфеля это не остановило. К этому времени он был довольно сильным профессионалом в своей области. Им было возведено большое количество железнодорожных мостов, а особенность его стиля была в том, что умел находить неординарные инженерные решения сложных технических проблем. В ноябре 1886 года были выделены средства на постройку этого чуда современности.

28 января 1887 года на левом берегу Сены началось строительство. Полтора года было затрачено на закладку фундамента, а на монтаж башни ушло всего чуть больше восьми месяцев.

Во время закладки фундамента было проведено заглубление до 5 метров ниже уровня Сены, в котлованы были уложены блоки 10-метровой толщины, ибо для безусловной гарантии устойчивости нельзя было пренебрегать ничем. В каждый из четырех фундаментов для башенных ног были вмонтированы гидравлические прессы грузоподъемностью до 800 тонн. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в каждой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы.

Сразу во время строительства были установлены лифты. Четыре лифта внутри ног башни поднимаются до второй платформы, пятый ходит от второй до третьей платформы. Первоначально лифты были гидравлическими, но уже в начале XX века их электрифицировали. Только однажды, в течение 1940 года, башня была полностью закрыта, так как в ней отказали все лифты. Из-за того, что в город в это время вошли немцы, никому не было дела до ремонта башни. Отремонтировали лифты только спустя 4 года.

31 марта 1889 года состоялось торжественное открытие Эйфелевой башни. Под патриотические звуки «Марсельезы» Густав Эйфель взобрался на 1792 ступени и водрузил флаг. Эйфелева башня была возведена в нужные сроки, за 26 месяцев. Причем точность ее проектировки просто поражала, все было вымерено до мелочей. До 1931 года (дата постройки небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг) башня даже считалась самым высоким сооружением на нашей планете.

Конечно, проект был грандиозным, но в свое время он встретил массу сарказма и порицаний. Эйфелеву башню называли «чудовищем в гайках». Многие считали, что она простоит недолго и скоро разрушится. В далеком XIX веке башня жутко не нравилась парижанам, негодовали, Гюго и Верлен. Великие деятели культуры писали длинные гневные письма с требованием немедленно убрать этот «громоотвод» с улиц Парижа.

Мопассан регулярно обедал в ресторане на самом верху башни. На вопрос, зачем он так поступает, если башня ему жутко не нравится, Мопассан отвечал: «Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно». Видные деятели искусств негодовали: «Во имя подлинного вкуса, во имя искусства, во имя истории Франции, находящейся сейчас под угрозой, мы - писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные поклонники до сих пор безупречной красоты Парижа, с глубоким возмущением протестуем против сооружения в самом сердце нашей столицы бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни».

Даже некоторые члены комиссии, которые дали добро на строительство башни, говорили о том, что эта постройка не простоит больше 20 лет, спустя этот срок ее самим надо снести, иначе башня просто рухнет на город. Стоит отметить, что и сегодня, несмотря на то, что Эйфелева башня давно признана символом Франции, некоторые с пренебрежением относятся к этому достижению современного строительства.

Много раз в истории обсуждался вопрос о сносе башни по разным причинам (в том числе, по той, что некоторые министры считали, что это лишние вложения денег). Серьезная угроза башне существовала в 1903 году, когда даже были выделены деньги для демонтажа. Спасло башню только появление радио. Она стала опорой антенн для , потом телевидения и радарной службы.

Сейчас, конечно, нет сомнений в необходимости Эйфелевой башни. На башне находится уникальная , где ведется изучение суточных колебаний электричества, степени загрязнения и уровня радиации атмосферы. Отсюда транслирует свои программы парижское . На ней установлен передатчик, который обеспечивает связь полиции и пожарных. Самая верхняя площадка имеет диаметр 1,7 метра. На ней располагается маяк. Свет его прожекторов виден на расстоянии 70 километров.

Эйфелева башня в наши дни

Основание Эйфелевой башни представляет собой квадрат со сторонами в 123 метра. Ее нижний ярус, имеющий вид усеченной пирамиды, состоит из четырех мощных опор, решетчатые конструкции которых, соединяясь между собой, образуют огромные арки.

Башня имеет три этажа. Первый - на высоте 57 м, второй на 115 м и третий на 276 м. Кроме того, что она заметна из-за своего немалого роста, башня выделяется еще благодаря интенсивной подсветке. В 1986 г. внешнее ночное освещение башни было заменено системой освещения изнутри, так что после наступления темноты она выглядит просто волшебно.

Эйфелева башня весьма устойчива: сильный отклоняет ее вершину всего лишь на 10 - 12 сантиметров. В жару от неравномерного нагревания солнечными лучами она может отклониться на 18 сантиметров. 1910 года, затопившее пилоны башни, ничуть не повредило ее.

Первоначально башня являла собой символ Революции. Она должна была показать технические достижения Франции за последние 10 лет. Башня никогда не была просто украшением. Так, сразу после открытия Эйфелевой башни, здесь стал действовать ресторан, имевший небывалый успех. Спустя 10 лет был еще открыт еще один ресторан. На второй , на высоте 116 метров, газета «Фигаро» оборудовала свою редакцию. Во времена Империи и в период Революции на Эйфелевой башне проводились многочисленные и многолюдные празднества. На башне есть смотровые площадки, которые пользуются колоссальной популярностью у туристов. В особо ясную взгляд может охватить расстояние радиусом до 70 км. А в 2004 году здесь открылся ледяной каток. Он был смонтирован на 57-метровой высоте первого этажа башни в течение полутора недель. На площади в 200 квадратных метров сможет одновременно кататься 80 гостей башни.

Каждый год Эйфелеву башню посещает более 6 миллионов человек. К смотровым площадкам с подзорными трубами, ресторанам, сувенирным лавкам и музею «Тур Эйфель» их доставляют современные лифты. Увидеть это чудо своими глазами по-прежнему мечтают многие жители планеты.

Эйфелева башня (фр. tour Eiffel , МФА (фр.) : ) - металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная достопримечательность. Названа в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто «300-метровой башней» (tour de 300 mètres ).

Башня, впоследствии ставшая символом Парижа, была построена в 1889 году и первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.

Эйфелеву башню называют самой посещаемой платной достопримечательностью мира и самой фотографируемой. Например, в 2006 году на башне побывало 6 719 200 человек, а за всю её историю по 31 декабря 2007 - 236 445 812 человек.

История

Выбор и подготовка проекта

Всемирная выставка 1889 года проходила в Париже и была приурочена к столетнему юбилею Великой французской революции. Парижская городская администрация обратилась к известным французским инженерам с предложением принять участие в архитектурном конкурсе. На таком конкурсе следовало найти сооружение, зримо демонстрирующее инженерные и технологические достижения страны.

В том числе такое предложение пришло и в инженерное бюро Гюстава Эйфеля. У самого Эйфеля готовой идеи не было, но, порывшись в отложенных проектах, он нашёл эскиз высотной башни, который сделал его сотрудник Мори́с Кёшле́н (фр.) русск. (или Кё́хлен в немецком варианте произношения). В доработке проекта затем принял участие другой сотрудник, Эми́ль Нугье́ (фр.) русск. . Чертежи 300-метровой железной башни были предложены на конкурс. Предварительно 18 сентября 1884 года Гюстав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них же исключительное право.

Общефранцузский конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны были определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки, стартовал 1 мая 1886 года. В конкурсе приняли участие 107 претендентов, большинство из которых в той или иной степени повторяли проект башни, предложенный Эйфелем. На рассмотрении были также различные экстравагантные идеи, среди которых, например, гигантская гильотина, которая должна была напоминать о Великой французской революции. Другим предложением была каменная башня, но расчёты и опыт прошлого показали, что очень тяжело было бы соорудить каменную постройку, которая была бы ещё выше 169-метрового Вашингтонского монумента, сооружение которого стоило огромных усилий США за несколько лет до этого.

Проект Эйфеля становится одним из четырёх победителей, и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом. В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля. Завоевав первую премию конкурса, Эйфель с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком! »

Изначальный проект Нугье и Кёшлена был слишком «сухим» в эстетическом плане и не отвечал требованиям, выдвигаемым к сооружениям Всемирной Парижской выставки, архитектура которых должна была быть более изысканной. Чтобы башня более отвечала вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефа́ну Сове́стру (фр.) русск. было поручено поработать над её художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать её опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.

В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 года с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы - средства, внесенные тремя банками, вторая половина - личные средства самого Эйфеля.

Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.

Строительство

Строительство башни, июль 1888

Строительные работы в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 января 1887 года по 31 марта 1889 года) выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров 18 038 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн заклёпок.

Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Отверстия для заклёпок были просверлены в намеченных местах уже заранее, и две трети от 2,5 млн заклёпок были заранее установлены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места. В начале применялись высокие краны, а когда конструкция переросла их по высоте, работу подхватили специально сконструированные Эйфелем мобильные краны. Они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. Сложность состояла и в том, что подъемное устройство должно было двигаться вдоль мачт башни по изогнутой траектории с меняющимся радиусом кривизны. Первые лифты на башне приводились в действие гидравлическими насосами. Вплоть до нашего времени используются два исторических лифта фирмы «Fives-Lill», установленные в 1899 г. в восточной и западной опорах башни. С 1983 г. их функционирование обеспечивается электродвигателем, а гидравлические насосы сохранены и доступны для осмотра.

Второй и третий этаж башни связывал вертикальный лифт, созданный инженером Леоном Эду (фр. Léon Édoux ; однокурсник Эйфеля по Центральной высшей технической школе). Этот лифт состоял из двух взаимоуравнивающихся кабин. Верхняя кабина поднималась с помощью гидравлического цилиндра с длиной хода 78 метров. Нижняя кабина при этом выполняла роль противовеса. На полпути к площадке, на высоте 175 м от земли, пассажиры должны были пересесть в другой лифт. Ёмкости с водой, установленные на этажах, обеспечивали необходимое гидравлическое давление. В 1983 г. этот подъёмник, который не мог работать в зимнее время, был заменен электрическим лифтом марки «Otis», состоящим из четырёх кабин и обеспечивающим прямое сообщение между двумя этажами.

Возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом, что являлось значительным достижением для того времени.

При устройстве котлованов для опор башни, из-за близости реки Сены, Эйфель прибегнул к методу, который он ввёл при строительстве мостов. В каждом из 16 кессонов фундамента находилось рабочее пространство, в которое накачивался под давлением воздух. Из-за повышенного давления туда не могла просочиться грунтовая вода, и рабочие могли осуществлять выемку и перемещение грунта без помех.

Одной из самых сложных проблем для Эйфеля стала первая платформа. Массивные деревянные леса должны были удерживать 4 наклонные опоры и огромные балки первой платформы. Четыре наклонные опоры покоились на наполненных песком металлических цилиндрах. Песок можно было постепенно выпускать и, таким образом, устанавливать опоры под правильным наклоном. Дополнительные гидравлические подъёмники в фундаментах опор давали возможность заключительной регулировки положения 4-х наклонных опор, которые, таким образом, можно было точно подогнать к железной арматуре первой платформы.

Как только платформа легла строго горизонтально, она была прикреплена к наклонным опорам, а подъёмники были удалены. Затем строительство продолжилось уже на самой башне. Работа продвигалась медленно, но непрерывно. Она вызывала у парижан, видевших растущую в небо башню, удивление и восхищение. 31 марта 1889 года, меньше чем через 26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель смог пригласить нескольких более-менее физически крепких чиновников к первому подъёму на 1 710 ступеней.

После выставки

Первоначальный договор с Эйфелем был о демонтаже башни через 20 лет после постройки.

Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 млн посетителей. К концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.

Однако творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, и, начиная с самого начала строительства, посылала в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков. Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно) направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя:

Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни (ныне ресторан «Жюль Верн»). На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно».

В октябре 1898 года Эжен Дюкрете провёл первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном, расстояние между которыми 4 км. В 1903 году генерал Феррье, пионер в области беспроволочного телеграфа, применил её для своих экспериментов. Так случилось, что башню оставили сначала для военных целей.

С 1906 г. на башне постоянно размещена радиостанция. В 1907 году на втором этаже башни были установлены шестиметровые электрические часы по проекту российского инженера Ромейко-Гурко. 1 января 1910 г. Эйфель продлевает аренду башни сроком на семьдесят лет. В 1914 году радиоперехват позволил генералу Гальени организовать контратаку на Марне во время Первой мировой войны. В 1921 году состоялась первая непосредственная радиопередача с Эйфелевой башни. В эфир прошла передача широкого радиовещания, ставшая возможной благодаря установке на башне специальных антенн. С 1922 года стала регулярно выходить радиопрограмма, которая так и называлась «Эйфелева башня». В 1925 году предприняты первые попытки ретранслировать с башни телевизионный сигнал. Передача же регулярных телевизионных программ началась с 1935 года. С 1957 года на башне располагается телевизионная антенна, увеличивающая высоту стальной конструкции до 320,75 м. Кроме неё, на башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн, осуществляющих ретрансляцию различных радио и телепрограмм.

Во время немецкой оккупации

Во время немецкой оккупации привод лифта внезапно был повреждён прямо перед самым приездом Адольфа Гитлера в 1940 году. Из-за войны восстановить привод было невозможно. Посещая Париж, Гитлер так и не смог попасть наверх. Однако через несколько часов после освобождения Парижа привод лифта вновь заработал.

В августе 1944, когда союзники приближались к Парижу, Гитлер приказал, чтобы генерал-полковник Дитрих фон Хольтиц (нем. Dietrich von Choltitz ), военный комендант округа Большого Парижа и начальник гарнизона, уничтожил башню наряду с остальными городскими достопримечательностями [источник не указан 1395 дней ] . Но фон Хольтиц не повиновался приказу.

В настоящее время

Башня доступна для посещений желающими туда попасть. Для входов открыты четыре пункта продажи билетов и пропуска: северная, южная, западная и восточная. Имеется две категории билетов: на второй ярус за 9 евро и на самый верх за 15.5 евро. Имеются скидки детям и инвалидам.

Описание башни

Месторасположение

Башня воздвигнута на Марсовом поле напротив Йенского моста (фр.) русск. через реку Сену, набережная Бранли. На схеме Парижского метрополитена станция: Bir-Hakeim.

Высота

Первоначально Эйфелева башня возвышалась на 300,65 м над уровнем земли. Высота вместе с новой антенной составляет 324 метра (2010 год).

На протяжении более 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, почти в 2 раза выше самых высоких зданий мира того времени - пирамиды Хеопса (146,6 м), Кёльнского (157 м) и Ульмского собора (161 м), - пока в 1930 году её не превзошёл Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.

Цвет

На протяжении своей истории башня неоднократно меняла цвет своей покраски - от жёлтого до красно-коричневого. Последние десятилетия Эйфелева башня неизменно красится в так называемый «коричневый-эйфелевый» - официально запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы.

«Железная дама» противостоит разрушающему действию времени благодаря 57 тоннам краски, которую необходимо обновлять каждые 7 лет (см. обслуживание башни).

Особенности конструкции

Масса металлической конструкции - 7 300 тонн (полная масса 10 100 тонн). Сегодня из этого металла можно было бы возвести сразу три башни. Фундамент выведен из бетонных массивов. Колебания башни во время бурь не превышают 15 см.

Нижний этаж представляет собой пирамиду (129,3 м каждая сторона в основании), образуемую 4 колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 м арочным сводом; на своде покоится первая платформа Эйфелевой башни. Платформа представляет собой квадрат (65 метров в поперечнике).

На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находится (на высоте 115,73 м) вторая платформа (квадрат в 35 м в поперечнике).

Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну (190 м), несущую на себе третью платформу (на высоте 276,13 м), также квадратной формы (16,5 м в поперечнике); на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 м находится площадка (1,4 м в поперечнике).

На башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты.

На первой платформе были возведены залы ресторана; на второй платформе помещались резервуары с машинным маслом для гидравлической подъёмной машины (лифта) и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 км. [источник не указан 2151 день ]

Огромная железная башня не особо страдает от ветра. Даже самый сильный ветер, случившийся в Париже (примерно 180 км/ч), отклонил верхушку башни лишь на 12 см. Значительно больше на неё действует Солнце. Обращенная к солнцу сторона расширяется от жары так, что верхушка отклоняется в сторону на 18 см.

Форма

Возведённая башня потрясала дерзким решением своей формы. Эйфель был жестоко раскритикован за проект и одновременно обвинен в попытке создания чего-то артистического и нехудожественного.

Вместе со своими инженерами - специалистами по мостостроению, Эйфель занимался расчётами силы ветра, хорошо понимая, что если они строят самое высокое сооружение в мире, то прежде всего должны убедиться в его устойчивости к ветровым нагрузкам. В одном из интервью газете «Le Temps» от 14 февраля, 1887 Эйфель заметил:

Почему такая странная форма? Ветровые нагрузки. Я считаю, что искривление четырех внешних краев монумента продиктовано и математическими расчётами, и эстетическими соображениями.
переведено с французской газеты
Le Temps от 14 февраля, 1887

Надписи

Под первым балконом, на всех четырёх сторонах парапета выгравированы имена 72-х выдающихся французских учёных и инженеров, а также тех, кто внёс особый вклад в творение Гюстава Эйфеля. Эти надписи появились в начале XX столетия и были восстановлены в 1986-1987 годах компанией «Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffel », нанятой мэрией для эксплуатации Эйфелевой башни. Сама башня является собственностью города Парижа.

Освещение

Впервые освещение на Эйфелевой башне было включено в день её открытия в 1889 году. Тогда оно состояло из 10 тыс. газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого был окрашен в синий, белый и красный - цвета национального флага Франции. В 1900 году на конструкциях «Железной дамы» появились электрические лампы. А нынешнее золотистое освещение впервые было включено 31 декабря 1985 года. В 1925 году Андре Ситроен разместил на башне рекламу, названную им «Эйфелева башня в огне». На башне было установлено около 125 тысяч электрических лампочек. Одно за другим на башне вспыхивали десять изображений: силуэт Эйфелевой башни, звёздный дождь, полёт комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилия Ситроен . Эта рекламная акция продлилась до 1934 года, а башня была самым высоким местом для рекламы в мире.

Летом 2003 года башня «оделась» в новое осветительное одеяние. За несколько месяцев бригада высотников из тридцати человек опутала конструкции башни 40 километрами проводов и установила 20 тыс. лампочек, изготовленных по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, которая обошлась в 4,6 млн евро, напоминала ту, что впервые включилась на башне в ночь на Новый 2000 год, когда башня, обычно подсвеченная золотисто-жёлтыми фонарями, за считанные секунды оделась в сказочное сияние, подмигивающее серебристыми огнями.

С 1 июля по 31 декабря 2008 года, когда Франция выполняла функции председателя ЕС, на башне работало синее освещение со звёздами (напоминающее флаг Европы).

Энергообеспечение башни

В настоящее время осуществляется проект зелёной модификации Эйфелевой башни. Около половины потребностей горячей воды двух павильонов обеспечивается за счет массива солнечных термальных панелей в 10 м 2 и тепловых насосов. Также на башне были установлены энергосберегающее светодиодное освещение и система сбора и повторного использования дождевой воды. В феврале 2015 году компания Urban Green Energy установила две ветряные турбины, способные генерировать 10 000 кВтч электроэнергии в год, что эквивалентно энергии, используемой коммерческой площадью на первом этаже Эйфелевой башни.

Радио и телевещание

FM-Radio

Программа Частота Мощность
France Inter
Regional 90,35 МГц 4 кВт
France Culture 93,35 МГц 3 кВт
France Musique 97,6 МГц 3 кВт

TV

Программа Канал Частота Мощность
Canal+ 6 228,25 МГц 100 кВт
France 2 22 479,25 МГц 500 кВт
TF1 25 503,25 МГц 500 кВт
France 3 28 527,25 МГц 500 кВт
France 5 30 543,25 МГц 100 кВт
M6 33 567,25 МГц 100 кВт

События и факты

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже была представлена модель Красноярского железнодорожного моста, которая удостоилась Гран-при и золотой медали - «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» . Специальное жюри возглавлял знаменитый инженер Гюстав Эйфель. Распространённым заблуждением является представление о том, что Красноярский мост разделил Гран-при с Эйфелевой башней.

За несколько дней до того, как Гитлер должен был посетить оккупированный Париж, лифт в Эйфелевой башне сломался. Поломка оказалась настолько серьёзной, что починить подъёмник в условиях войны инженеры не смогли. Побывать наверху самого большого сооружения Франции фюреру не удалось. Заработал лифт только тогда, когда Париж освободили от нацистских захватчиков – буквально через несколько часов. Поэтому французы и говорят, что хотя Гитлеру и удалось покорить Францию, Эйфелеву башню захватить он всё же не смог.

Если внимательно посмотреть на карту Парижа, столицы Франции, с целью узнать, где находится Эйфелева башня, можно увидеть, что расположена она в западной части города, на Марсовом поле, на левом берегу Сены, недалеко от Йенского моста, что соединяет набережную Бранли с противоположным берегом. Точно узнать, где находится Эйфелева башня на географической карте мира, можно по следующим координатам: 48° 51′ 29″ с. ш., 2° 17′ 40″ в. д.

Это сейчас силуэт Эйфелевой башни является символом Парижа, а когда-то, с первых дней своего существования, она вызвала неоднозначную реакцию как у французов, так и у гостей города. Тогда как туристы восхищались её весом, размерами и необычностью конструкции, многие парижане были категорически против её присутствия в столице и неоднократно требовали от властей разобрать это грандиозное сооружение.

От планируемого сноса (вес железной конструкции привлекал не одну фирму в сфере металлургии) Эйфелева башня спаслась лишь потому, что наступила эра радиочастотных волн – и именно это сооружение подходило для установки радиоантенн наилучшим образом.

Идея создания башни

История Эйфелевой башни началась тогда, когда французы решили организовать всемирную выставку, посвящённую столетию Французской революции, произошедшей в 1789 году. С этой целью по всей стране был объявлен конкурс, целью которого было отобрать наилучшие инженерные и архитектурные проекты, которые можно будет представить на запланированном мероприятии и которые смогут продемонстрировать технические достижения Франции за последнее десятилетие.

Среди конкурсных работ большинство предложений было похожи друг на друга и являли собой разновидность Эйфелевой башни, на которой судьи решили остановить свой выбор. Интересный факт: хотя автором проекта принято считать Гюстава Эйфеля, в действительности идею подали его сотрудники – Эмиль Нугье и Морис Кёхлен. Их вариант пришлось несколько видоизменить, поскольку парижанам, которые отдавали предпочтение более изысканной архитектуре, он показался излишне «сухим».


Было решено нижнюю часть конструкции обложить камнем, а на первом этаже связать опоры и площадку башни арками, которые также служили бы входом на выставку. Он подал идею на всех трех ярусах сооружения обустроить застекленные залы, а вершине конструкции придать округлую форму и украсить её разными декоративными элементами.

Строительство

Интересный факт: половину денег на строительство Эйфелевой башни выделил сам Гюстав Эйфель (оставшуюся часть суммы внесли три французских банка). За это с ним был подписан договор, по которому будущее сооружение передавалось инженеру в аренду на четверть века, а также предусматривалась компенсация, которая должна была покрыть 25% его расходов.

Башня окупилась ещё до закрытия выставки (за полгода её работы посмотреть на невиданную по тем временам конструкцию съехалось более 2 млн. людей), поэтому её дальнейшая эксплуатация принесла Эйфелю немало денег.

На создание Эйфелевой башни ушло очень мало времени: два года, два месяца и пять дней. Интересный факт: в строительстве было задействовано лишь триста рабочих, и не было зафиксировано ни одного смертельного случая, что по тем временам являлось своего рода достижением.

Такие быстрые темпы строительства прежде всего объясняются высококачественными чертежами, в которых были указаны абсолютно точные размеры всех металлических деталей (а их число превышало 18 тысяч). При сборе башни были применены уже полностью готовые детали со сделанными отверстиями, две трети из которых имели заранее установленные заклёпки.

Немаловажную роль сыграл тот факт, что вес деталей не превышал трех тонн – это значительно облегчало их подъём наверх.

В строительстве были задействованы подъёмные краны, которые после того, как башня значительно превысила их высоту, поднимали детали на максимальный для них уровень, откуда попадали в мобильные краны, что двигались наверх по рельсам, которые были проложены для лифтов.


Уже через два года после начала строительных работ Эйфелева башня была построена и её главный инженер 31 марта 1989 г. водрузил над конструкцией флаг Франции – и открытие Эйфелевой башни состоялось. В тот же вечер она засияла разноцветными огнями: на вершине сооружения установили маяк, светившийся цветами французского флага, два прожектора и около 10 тыс. газовых фонарей (впоследствии их заменили на 125 тыс. электрических лампочек).

В наше время Эйфелева башня ночью «одета» в золотистое одеяние, которое иногда в зависимости от проводимых мероприятий изменяет свой цвет.

Как выглядит символ Франции

Размеры Эйфелевой башни поражали парижан ещё до окончания строительных работ – подобного сооружения никто в мире ещё не видел. О том, какая грандиозная конструкция появлялась перед ними, говорят хотя бы такие факты, что она была намного выше всех существующих в то время сооружений: пирамида Хеопса имела высоту 146 метров, Кёльнский и Ульмский соборы – 156 и 161 метр соответственно (постройка более высоких размеров была возведена лишь в 1930 году – это был нью-йоркский Крайслер Билдинг высотой в 319 м).

Сразу после окончания строительства высота Эйфелевой башни составила около трёхсот метров (в наше время благодаря установленной на её вершине антенне высота Эйфелевой башни в шпиле – 324 м). Подняться на башню до второго этажа можно по ступеням – всего их 1792 штуки или на лифте. Со второго до третьего – только на подъёмнике. Тот, кто решиться подняться так высоко, однозначно не пожалеет: вид с Эйфелевой башни шикарен – весь Париж как на ладони.

Эйфелева башня в Париже потрясала современников своей необычной для столицы формой, а потому проект не раз подвергался нещадной критике.

Конструктор утверждал, что именно такая конфигурация является оптимальным вариантом для того, чтобы успешно противостоять силе ветра (как показало время, он был прав: даже сильнейший ураган, который пронесся столицей со скоростью 180 км/ч, отклонил верх башни лишь на 12 см). Не вызывает сомнения тот факт, что внешне Эйфелева башня несколько напоминает вытянутую пирамиду, вес которой составляет немало тонн.


Внизу, на одинаковом расстоянии друг от друга расположены четыре квадратных колонны, длина каждой стороны такой колонны составляет 129,3 метров и все они уходят вверх под небольшим углом с наклоном друг к другу. Эти колонны на уровне 57 м соединяют украшенный арками свод, на котором установлен первый ярус размером 65 на 65 м (здесь разместили ресторан). Интересно, что под этим этажом со всех сторон выбиты имена семидесяти двух самых знаменитых французских конструкторов учёных, а также всех, кто принял весомое участие в возведении башни.

От первой платформы под небольшим углом вверх поднимаются друг к другу ещё четыре колонны, которые сходятся вместе на высоте 115 м, а размер второго этажа в два раза меньше – 35 на 35 метров (тут расположен ресторан, а раньше находились ещё и резервуары с предназначенным для лифта машинным маслом). Находящиеся на втором ярусе четыре колонны также идут вверх под углом, сближаясь до тех пор, пока на высоте 190 м не сходятся в одну колонну, на которой, на уровне 276 м установлен третий этаж 16,5 на 16,5 метров (тут разместили астрономическую и метеорологическую обсерватории и физический кабинет).

Над третьим этажом установили маяк, свет от которого можно увидеть на расстоянии 10 км, из-за чего Эйфелева башня ночью выглядит непередаваемо красиво, поскольку светит синим, белым и красным светом – цветами национального флага Франции. В трёхстах метрах от земли над маяком была установлена очень маленькая площадка – 1,4 на 1,4 метра, на которой сейчас находится двадцатиметровый шпиль.

Что касается массы конструкции, то её вес составляет 7,3 тыс. тонн (вес полной массы сооружения – 10,1 тыс. тонн). Интересный факт: за все годы своего существования Эйфелева башня была продана особо удачливыми предпринимателями около двух десятков раз (вес металла всемирно известной конструкции привлёк не одного покупателя). Например, в 1925 году Эйфелева башня была дважды продана на металлолом аферистом Виктором Люстингом.

То же самое сделал через тридцать пять лет англичанин Дэвид Сэмс, интересный факт состоит в том, что он сумел документально доказать солидной голландской фирме, что парижские власти поручили ему заняться демонтажем. В итоге его арестовали, посадили в тюрьму, но к фирме деньги, не вернулись.