Карлскирхе - одна из красивейших церквей вены. Необычная церковь карлскирхе в вене Карлскирхе - история

Карлскирхе - одна из красивейших католических церквей, популярнейшая достопримечательность Вены и настоящий образец барочной архитектуры. Здание находится в числе охраняемых городских памятников с XVIII века.

Карлскирхе - история

История Карлскирхе начинается в далеком XVIII веке, когда Вена содрогалась от эпидемии чумы. Правивший в то время Карл VI, император Священной Римской империи германской нации, находясь в соборе Святого Стефана, поклялся, что выстроит храм в честь своего тезки, Карла Борромео, как только страшная болезнь покинет город. Дана эта клятва была 22 октября 1713 года.

Кстати, сегодня можно встретить предположения, что появление церкви было обещано богу уже после отступления чумы, как благодарность императора за спасение. Однако история утверждает, что Карл VI дал именно обет - обязательство ради избавления от мора.

Создателя проекта нового храма определяли с помощью конкурса, в котором принимали участие известные венские архитекторы. Победителем стал Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, уже знаменитый к тому времени, благодаря Зимнему дворцу Евгения Савойского и не менее известному Шёнбрунну. Уже в 1715 он осуществил необходимые для строительства заказы, а в 1716 году приступил к работе. Строительство продолжалось вплоть до 1737, причем сам фон Эрлах умер, не дождавшись освящения кирхи. Последние этапы строительства осуществлялись под контролем сына Иоганна.

Карлскирхе - достопримечательности Вены
Карлскирхе плаза - достопримечательности Вены

Карлскирхе - архитектура

Несмотря на то, что в наше время здание Карлскирхе принято относить к барочному стилю, оно носит в себе явные черты эклектики. Так, знаменитый портик кирхи напоминает зрителю об искусстве древних греков. На треугольном фронтоне этого элемента авторы разместили рельефы, в характерном стиле иллюстрирующие ужасы эпидемии.

Известнейший римский собор святого Петра тоже оставил след в творчестве архитектора - огромный купол сооружен «по образу и подобию» итальянского божьего дома. Есть влияние и исламской стилистики, которое можно обнаружить в двух башнях, возвышающихся у главного фасада. Своей формой они напоминают минареты (поэтому издали храм похож на мечеть). Впрочем, некоторые исследователи утверждают, что башни копируют своей конструкцией колонну Траяна, построенную в Риме в 113 г. до н.э.

Карлскирхе - алтарь
Карлскирхе - орган

Карлскирхе - интерьеры

Интерьер церкви Карлскирхе не менее величественен - алтарь храма украшает рельеф, посвященный восхождению покровителя Вены, Карло Борромео, в рай. Роспись здания оформлена, в основном, Йоханн-Михаэлем Роттмайром. В ее фресках изображение святого тезки императора повторяются неоднократно.

Кстати, у посетителей Wiener Karlskirche есть возможность увидеть вблизи даже самые высокие рисунки. Стало это возможным благодаря возведению в 2002 году лифта, с помощью которого планировалось реставрировать те самые фрески. Изначально предполагалось, что подъемный механизм будет разобран после окончания работ, однако этого не произошло. В результате лифт, возносящий посетителей на высоту в 32 метра, продолжил работать и приносить деньги.

Подняться можно и выше, но только пешком - при максимальной высоте здания в 72 метра до смотровой площадки ведут только лестницы.

Карлскирхе: время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
С понедельника по субботу: 9 до 18 часов
В воскресенье и праздничные дни: 12 до 19 часов

Стоимость:
Взрослые: € 8,-
Школьники и студенты: € 4,-
Дети до 10 лет бесплатно

Адрес: Karlsplatz 10, 1040 Wien

  • Адрес: Hendrik Conscienceplein 12, 2000 Antwerpen, Бельгия
  • Телефон: +32 3 231 37 51
  • Сайт: carolusborromeus.com
  • Годы строительства: 1615-1621
  • Стоимость посещения: бесплатно

Одной из культовых считается церковь святого Карла Борромео, построенная в стиле барокко в интервале между 1615 и 1621 годами. Пышность и величие этого удивительного храма не перестает привлекать местных прихожан и туристов со всего мира.

История создания церкви

Проект по строительству храма долгое время разрабатывался братьями-иезуитами. После того, как в 1773 году орден был расформирован, новым покровителем церкви стал Карло Борромео, архиепископ из Милана. Некоторое время в здании находилась религиозная школа, и только в 1803 году церковь получает статус приходской.

1718 год стал для церкви святого Карла Борромео роковым. 18 июля в здание ударила молния, вследствие чего разгорелся страшный пожар. Разбушевавшаяся стихия уничтожила 39 бесценных полотен Рубенса и большую часть уникальных мраморов. Нетронутыми остались только аспиды главного алтаря и часовня Марии. Их первозданным видом можно полюбоваться и сейчас.

Архитектурные особенности церкви в Антверпене

Над оформлением фасада храма и внутренним интерьером работал известный живописец Питер Пауль Рубенс. Разрабатывая проект, архитекторы взяли за основу пример первой иезуитской церкви – римскую Иль-Джезу.

Конечный результат работы представляет собой базилику, состоящую из трех нефов. Боковые нефы поддерживаются изысканными колоннами, а над ними находятся галереи с большими окнами. В главном нефе расположен хор, который по всей ширине разделен алтарной оградкой из дерева. Аспида обрамлена венцом капелл, слева можно увидеть алтарь, посвященный Франциску Ксаверию, а справа – капеллу Девы Марии, которая уцелела в пожаре. Залы исповедален из темного дерева оформлены скульптурами ангелов и библейских персонажей.

Яркой особенностью интерьера являются работы живописца Корнелиуса Схюта. Картины Рубенса, которые раньше украшали храм, переданы в Музей искусств в Вене. Выдающейся деталью церкви святого Карла Борромео в считается оригинальный механизм, меняющий картины за алтарем. Он хранится в храме с 17 века и работает до сих пор, впечатляя туристов и прихожан. За свой роскошный декор церковь получила название «Мраморного храма».

Как добраться до церкви святого Карла Борромео?

До храма можно доехать на . Трамваи №2, 3, 15 ходят от остановки Groenplaats, №10, 11 – от остановки Wolstraat, №4,7 – от остановки Minderbroedersrui и №8 идет от остановки Meirbrug.

Посетить достопримечательность также можно, доехав на автобусе №6 и 34 от остановки Steenplein, №18, 25, 26 от остановки Groenplaats и №9 от остановки Minderbroedersrui.

Вена раскрывает перед туристами множество привлекательных мест. Одним из необычных сооружений на территории столицы Австрии является знаменитая церковь, построенная не менее известным архитектором И.Б.Фишер фон Эрлахом – церковь Святого Карла (Wiener Karlskirche).

История церкви
Своим появлением церковь Св. Карла в Вене обязана Карлу, который в благодарение своему покровителю за спасение города от напасти чумы, пообещал возвести в его честь церковь в Вене. Архитектор, взявшись за воплощение в реальность просьбы Карла, решил не только наилучшим образом прославить святого покровителя, но также создать прекрасный архитектурный памятник. И у него это получилось, судя по огромному интересу туристов, которые прибывают в Вену и всегда наравне с остальными достопримечательностями спешат посетить церковь в Вене.

Творение великого архитектора
В столице Австрии много интересных церквей, но именно эта церковь своей оригинальностью привлекает гостей. Церковь Св. Карла представляет собой уникальное воссоединение итальянского и французского барокко. Эта церковь располагается в центральной части Вены, она впитала в себя влияние стиля барокко периода расцвета Рима.

Любое культовое сооружение всегда выглядит как воплощение божественной идеи на земле. Возводя взор на огромные соборы, человек чувствует себя всего лишь земным существом рядом с подобными сооружениями. Принимаясь возводить церкви, архитекторы всегда стремились не только построить лучший шедевр искусства, но также вложить определенный сакральный смысл в свое творение. Возводя церковь в Вене, Фишер фон Эрлах попытался воплотить лучшие архитектурные идеи, которые заключены в знаменитый церквях Рима, Иерусалима, Стамбула.

Церковь в Вене поражает своей уникальностью. Роскошные колонны, овальный купол, низкие башни – все это раскрывает огромный талант архитектора. Сооружение состоит из центрального ядра, которое окружают дополнительные отсеки. Самой впечатляющей деталью Церкви Св. Карла считаются огромнейшие колонны, которые украшены рельефы на религиозную тему. Эти изображения прославляют Карла. Кроме того две из колонн носят явный намек на герб императора. Внутри церкви Св. Карла пространство овальной формы. Архитектору удалось мастерские соединить в себе разные архитектурные традиции. Результатом его стараний стало воплощение в жизнь настоящего шедевра – церкви, которая излучает гармонию. К сожалению, архитектору Фишеру фон Эрлаху не суждено было завершить свое творение. После его кончины над церковью Св. Карла трудился его сын Йозеф Эммануил Фишер.

В церкви Св. Карла можно увидеть фрески, которые расскажут о жизни Карла Борромео. Кроме того в этих фресках скрыты намеки на главные четыре добродетели: благоразумие, умеренность, храбрость, справедливость. На главном алтаре в церкви располагается замечательный и оригинальный лепной рельеф, изображающий Карла Борромео. Композиция выглядит так: Карл возносится в рай на облаке, а его окружают прекрасные херувимы.

Этот святой замечателен тем, что, с рождения принадлежа к «элите», к богатой итальянской аристократии в век всеобщего и крайнего падения нравов, и рано сделав церковную карьеру благодаря такому явлению, как «непотизм» (назначение Папами на высокие посты своих родственников), он, тем не менее, оказался человеком высочайшей нравственности и по-настоящему выдающимся пастырем, одним из тех, в ком особенно нуждалась Церковь в эпоху Контрреформации, и благодаря которым она устояла вопреки обрушившимся на нее изнутри и извне тяжким ударам.

Карло Борромео, второй сын графа Джильберто Борромео и его супруги из знаменитого аристократического рода Медичи, родился в родовом замке Ароне в северной Италии 2 октября 1538 г.
Отец вознамерился дать ему хорошее образование и направил на учебу в Милан. Несмотря на врожденный недостаток речи – заикание, юный Карл хорошо учился и очень рано обнаружил склонность к духовной жизни. Уже в 12 лет он упросил, чтобы ему разрешили носить рясу. Один из его учителей так выразился о нём: «Вы не знаете этого молодого человека; однажды он станет реформатором Церкви и сделает поразительные вещи». Эти слова стали пророчеством, исполнившимся позже.
Дядя Карла Юлий Цезарь Борромео отправил молодого человека в бенедиктинское аббатство Святых Грациана и Фелина в Ароне, где он обучался в течение трех лет. Затем он снова учился в Милане и, наконец, в 22 года закончил университет в Павии, став доктором гражданского и канонического права. Его родители к тому времени уже умерли.

В 1559 году младший брат его матери, кардинал Джованни Анджело де Медичи, был избран Папой, приняв имя Пия IV. В 1560 году Пий IV призвал своего любимого племянника в Рим, возвел его в кардинальское достоинство и даровал ему широчайшие полномочия. Карл сделался Папским легатом в Болонии, Романьи, Марко Анкона, Попечителем Португалии, Нидерландов, католических кантонов Швейцарии, Орденов францисканцев и кармелитов, рыцарей Мальтийского ордена, администратором Миланской митрополии, куда, впрочем, ему пока не позволили выехать.
22-летний Карл отнюдь не воспринимал эти назначения как синекуры и всерьез принялся за работу. При всём том он еще выкраивал время для занятий спортом, не забывая и о семейных делах: он подыскивал мужей для своих четырех оставшихся сиротами сестер.

Совершенно неожиданно Карл принялся обличать высшее римское духовенство. В его глазах это были никчемные люди, со своей показной роскошью, безнравственностью и вечными интригами. Он открыто бичевал их пороки, их развращенность и распущенность, призывая к воздержанию, милосердию и прочим добродетелям, приличествующим христианским пастырям. Это не способствовало его популярности: Карл снискал многих врагов и приобрел репутацию зануды, но покровительство Папы надежно защищало его.
Знаменательно, что уже в то время Карл Борромео попытался наладить систематическую просветительскую работу среди духовенства и в этой связи учредил в Ватикане Литературную академию.

В 1562 году Папа Пий IV возобновил созванный для реформы Церкви Тридентский Собор, открывшийся в 1545 г., но приостановивший свою работу в 1552 г. Карл принял в оставшихся сессиях этого Собора самое деятельное участие. Заметим, что в это время он всё еще не был рукоположен в священный сан.
Когда Собор еще не закончился, умер старший брат Карла, граф Федерико Борромео, и, таким образом, Карл сам оказался в роли старшего в семье и главного наследника всего имущества. Тогда все думали, что он оставит духовное поприще, примет на себя обязанности главы рода и вступит в брак. Но Карл передал свое наследство дяде Юлиусу, а сам, наконец, принял рукоположение в 1563 году, а уже в следующем году был хиротонисан в архиепископы Милана.

Несмотря на желание, сразу выехать в Милан Карлу не удалось из-за болезни его дяди, но время в Риме он проводил с немалой пользой, принимая самое активное участие в составлении согласно указаниям Тридентского Собора Римского Катехизиса, Миссала, Бревиария, а также внесении изменений в литургические обряды и церковную музыку. В это время архиепископ Борромео близко сошелся с церковным композитором Палестриной, которому затем оказывал поддержку и покровительство всю свою жизнь.


Наконец добравшись до своей епархии, Карл Борромео созвал в Милане синод духовенства (первый из шестнадцати за время его правления) и, засучив рукава, принялся исправлять многочисленные нестроения в делах своего диоцеза.
В 1565 году Карл Борромео проводил вместе со св. Филиппом Нери Папу Пия IV в жизнь вечную. Новый Папа Пий V пожелал видеть молодого талантливого архиепископа в Риме, но тот упросил вернуть его в свою епархию.

Огромная Миланская митрополия простиралась в то время от Венеции до Женевы, насчитывала 600 тысяч верных, 3 тысячи духовных лиц, 2 тысячи храмов, 100 мужских монашеских обителей и 70 женских. Между тем, она уже на протяжении 80 лет оставалась без постоянного архипастыря.
28-летний архиепископ принялся реформировать ее жизнь, неукоснительно следуя указаниям Тридентского Собора. Он решительно отказался от свойственной высшему духовенству роскоши, продав собственное имущество и из вырученных средств учредив пенсию для бедняков. Свою епархию он изъездил вдоль и поперек, знакомясь со всеми возможными нюансами ее жизни и везде пытаясь навести надлежащий порядок.

Архиепископ Карло Борромео в то время отличался крепким телосложением и аристократической осанкой. Он носил короткую рыжеватую бородку, которую сбрил в 1574 г., предписав тогда и всему своему духовенству побриться. От свойственного ему с детства заикания он со временем избавился, но гладко говорить ему всё равно было трудно. Тем не менее, архиепископ постоянно лично проповедовал и лично же катехизировал. И то, и другое он мог делать часами.
Исповедовался архиепископ Борромео ежедневно, обычно священнику Гриффиту Робертсу из Британии (автору известной валлийской грамматики), который следовал за ним повсюду.

Чтобы преодолеть религиозную безграмотность народа, архиепископ Карл основал Братство христианского вероучения и воскресные школы; а для обучения священников им открывались духовные семинарии – одни из первых в тогдашней Европе. Миланский архиепископ делал большие пожертвования и для английской семинарии в Дуэ, готовившей подпольных священников для Англии в то время разорвавшей связи со Святым Престолом. Считается, что всего в Миланской архиепархии трудилось до 3 тысяч катехизаторов, охватывающих своим служением до 40 тысяч катехизируемых. Им были также учреждены дома призрения для престарелых священников, приюты для сирот и вдов, госпитали и больницы.

Следует отметить, что влияние личности архиепископа чувствовалось и за пределами его диоцеза. Довольно скоро его стали именовать «вторым Амвросием». Однако хватало у него и противников, и даже явных врагов.
Реформы Карла встретили сопротивление знати, чью разгульную жизнь он пытался ограничить. Предпринимались попытки заставить его отказаться от своей кафедры. В 1567 году он вызвал неудовольствие миланского сената, отправив в тюрьму нескольких влиятельных мирян за греховный образ жизни; а когда светские власти выгнали епископского исполнителя, он отлучил их от Церкви. Но в возникшем конфликте архиепископа поддержали Папа и король Филипп II Испанский, осуществлявший тогда власть в Северной Италии.
В другой раз каноники базилики Санта-Мария делла Скала в Милане даже пытались не пропустить своего архипастыря в храм, не позволяя ему войти. Борромео простил это оскорбление, а Папа и король вновь подтвердили его права.

26 октября 1569 года архиепископ миланский возглавлял служение Вечерни. До того он пытался призвать к порядку один могущественный церковный клан примерно из 70-ти человек, управлявший имуществом 90 монастырей. Эти люди наняли находящегося под запретом священника по имени Иероним Донати Фарина для убийства Борромео. Тот выстрелил в стоящего перед алтарем на коленях архиепископа, а сам бежал. Карл, думая, что смертельно ранен, предал свою душу Богу, тихо приказав продолжать службу, а по окончании богослужения отправился в монастырь отшельников-картузианцев. В итоге ранение оказалось легким, и Карл Борромео вновь вернулся к своим реформаторским трудам. Вскоре была получена Папская булла, распускавшая злополучное церковное братство.
В 1573 г. Карл Борромео отлучил от Церкви губернатора Ломбардии за его политические интриги. И опять в возникшем споре король Филипп II взял сторону архиепископа и отозвал губернатора. До конца жизни Борромео в Милане побывало еще два губернатора, назначенных королем, которые явно опасались связываться с непреклонным кардиналом-архиепископом.

Наведя относительный порядок в Ломбардии, архиепископ Карл Борромео отправился в альпийские долины, посещая швейцарские католические кантоны, отстраняя невежественных и недостойных священнослужителей и массово обращая последователей Ульриха Цвингли, отрицавших реальное присутствие Христа в Святых Дарах. Говорили, что Карл обладал необычайным даром мгновенно распознавать способности и таланты окружавших его людей. Он хотел, чтобы рядом с ним находились такие священники, которые были способны оказывать реальную помощь в пастырских трудах и могли стать живым примером для паствы. Поэтому окружение миланского архиепископа сплошь состояло из праведных и образованных людей, а любители «теплых местечек» и церковных синекур едва ли могли на что-то у него рассчитывать.

Как и подобает настоящему Доброму Пастырю, архиепископ Карл Борромео проявлял заботу не только о духовных, но и о материальных потребностях вверенного ему стада. Во время массового голода в 1570 г. он нашел возможность кормить из своих запасов 3 тысячи человек в течение трех месяцев.
В 1575 году он направился в Рим, чтобы получить юбилейную индульгенцию, а в следующем году обнародовал ее в Милане. Огромные толпы кающихся прибыли в Милан. К несчастью, они принесли с собой чуму. Губернатор и другие знатные лица покинули город, но Карл Борромео отказался уезжать: он остался, чтобы лично заботиться о своих больных овцах, служа для них св. Мессу, лично, не опасаясь заразиться, причащая их, исповедуя и преподавая им Таинство елеопомазания, возглавляя погребальные обряды за уже умерших.
Собрав настоятелей приходов, архиепископ обратился к ним за помощью. Много духовных лиц жило в его доме. Госпиталь Святого Григория был переполнен больными и умирающими, а ухода за ними не хватало, поскольку далеко не всё миланское духовенство захотело последовать примеру своего архипастыря и служить больным. Тогда архиепископ послал искать помощников в альпийских долинах и частично преуспел в этом.

Когда чума ударила по торговле, в городе начался голод. Каждый день в продуктах нуждалось от 60 до 70 тысяч человек. И тогда Борромео продал большое родовое имение в Орио, в районе Неаполя, чтобы собрать средства для нуждающихся. Истратив собственные средства, он влез в долги, чтобы обеспечить людям пропитание. Из хоругвей, которые прежде использовались в ходе процессий с участием архиепископа или вывешивались у его резиденции, отныне шилась одежда, для размещения больных и нуждающихся использовались пустующие дома или возводились новые. Алтари воздвигались на улицах, чтобы больные могли из окон наблюдать за богослужением. Архиепископ по существу взял в это время на себя управление городом и обеспечение его всем необходимым, и продолжалось это довольно долго: чума свирепствовала с 1576 по 1578 год.
И даже в этот период недовольное местное духовенство пыталось поссорить Карла с Папой. Когда эпидемия закончилась, Карл попытался заново наладить жизнь в своей епархии на основе ранее сформулированных принципов, но каноники воспротивились этому. В стремлении найти преданных единомышленников и сотрудников, Карл Борромео учредил орден Облатов Святого Амвросия Медиоланского, в который, кроме духовенства, входило и братство мирян, посвящающее себя благотворительности.

Следует отметить близкую дружбу Карла Борромео с иезуитами (этот тогда еще «молодой» Орден переживал пору своего расцвета), которых он охотно приглашал для пастырского служения в своей епархии, и с гонимыми английскими католиками. Архиепископ Миланский постоянно носил с собой медальон с изображением английского мученика, епископа Джона Фишера, казненного за отказ порвать с Папой, он поддерживал духовно и материально английскую семинарию в Дуэ, его исповедником был валлиец Гриффин Робертс, а другого валлийца – Оуэна Льюиса (впоследствии – епископа Калабрии) он назначил своим генеральным викарием. В 1580 г. Карл Борромео провел неделю в своей резиденции в обществе 12-ти молодых священников, отправлявшихся для подпольного служения в Англию. Среди них были будущие мученики Ральф Шервин и Эдмунд Кампион, впоследствии причисленные к лику святых.
Немного позднее, в том же году, Карл общался с будущим знаменитым иезуитским святым Алоизием Гонзагой, которому в ту пору было 12 лет. Отрок принял из рук миланского архиепископа Первое Святое Причастие.

Напряженнейшие пастырские труды, визитации без сна и отдыха, подорвали здоровье Карла. В 1584 г. он почувствовал себя по-настоящему плохо. Устроив госпиталь в Милане, он уехал в Монте Валлано в свой ежегодный отпуск, сопровождаемый священником-иезуитом Адорно. Он сообщил нескольким близким ему людям о своей скорой кончине, сильно заболел 25 октября и вернулся в Милан на День поминовения всех усопших верных (2 ноября). В этот день он в последний раз отслужил Мессу, после чего окончательно слег, получил Святое Напутствие (Таинства исповеди, Причастия и Елеопомазания) и тихо скончался на рассвете 4 ноября на руках своего исповедника о. Робертса, произнеся слова: «Смотри, я пришёл. Да будет воля Твоя». Ему тогда едва исполнилось 46 лет.

Погребли Карла Борромео в крипте Миланского кафедрального собора. Народное почитание его началось практически сразу же. Вскоре благодарные ломбардцы решили поставить ему памятник. Это – 28-метровая статуя на 14-метровом пьедестале. Ее назвали «Карлоне» или «Большой Карл».
В 1602 г. святитель Карл Борромео был причислен к лику блаженных, в 1610 г. – к лику святых.

В иконографии его символами являются кардинальская шапочка и епископский посох. Обычно его изображают кардиналом, молящимся перед распятием, часто босым и с верёвкой вокруг шеи, плачущим над книгой или несущим Святые Дары больным чумой. Иногда он целует руку Пресвятой Девы и его благословляет Младенец Иисус. Он – небесный покровитель духовенства, семинарий, духовных наставников, катехизаторов, верных, готовящихся к первому Причастию… К его заступничеству прибегали во время эпидемий чумы.

Духовные чада св. Карла Борромео (члены Священнического братства имени св. Карла Борромео) ныне несут пастырское служение в том числе и в Преображенской епархии. К этой Конгрегации принадлежит и архиепископ Павел Пецци – когда-то также служивший в Новосибирске и бывший первым главным редактором «Сибирской Католической Газеты».

Св. Карл родился в Ароне (Италия) в 1538 г. В двадцать три года был назначен кардиналом и архиепископом Медиолана (Италия). Сотрудничая со своим дядей, папой Пием IV, в 1563 г. завершил Тридентский Собор. Решения этого Собора он усердно претворял в жизнь в своей епархии. Организовал первые духовные семинарии, провёл 16 синодов, без устали посещал епархию. Щедрый к бедным, во время эпидемии отдал им всё, даже собственную кровать. Проводил покаянные процессии, идя босым в грубой мешковине и неся тяжёлый крест. Умер 3 ноября 1584 г.

Родился в Ароне, Италия, 2 октября 1538 г.; умер в ночь с 3 на 4 ноября 1584 г., канонизирован в 1610 г., его день раньше отмечался 5 ноября.

Чем больше святые творят чудеса, тем труднее поверить, что человек, рождённый в состоятельной семье, в век всеобщего упадка нравов, станет святым. Тем не менее Карл Борромео был человеком большой скромности, хотя в своей жизни он рано получил мирские блага. Патриций с светским воспитанием, он обладал чувством строгой умеренности. Он даёт нам, тоже живущим в безнравственный век, надежду, что мы, пройдя свой жизненный путь, подобно святому Павлу, будем увенчаны короной небесной славы, ждущей каждого из нас.

Карл (Карло), второй сын графа Джильберто Борромео, одарённого и благочестивого человека и Маргариты де Медичи, родился в семейном замке Арона на озере Маджоре (Maggiore). Мальчиком его отправили на учёбу в Милан, так как его отец был убеждён, что сын должен получить образование, достойное его положению в обществе, несмотря на то, что многие думали, что Карл страдает задержкой в психическом развитии, так как был заикой.

Карл рано показал, что имеет особое призвание. Уже в возрасте 12 лет ему было позволено носить рясу. Он был необычайно серьёзным и трудолюбивым учеником. Один из его учителей так выразился о нём: «Вы не знаете этого молодого человека; однажды он станет реформатором Церкви и сделает поразительные вещи». Эти слова стали предсказанием, исполнившимся позже.

Его дядя Юлий Цезарь Борромео отправил молодого человека в бенедиктинское аббатство Святых Грациана и Фелина, в Ароне. Здесь он обучался 3 года. Аббатство платило ему небольшую стипендию, а его отец выделял ему небольшие средства на содержание. Карлу всегда не хватало денег, так как он позволял себе неплохой стол и любил поразвлечься.

После изучения латыни в Милане, в возрасте 15 лет Карла отправили в университет Павиа изучать гражданское и каноническое право при Франциске Альчиати, позже ставшим кардиналом. В 22 года Карл защитил докторскую диссертацию. Оба его родителя к тому моменту умерли.

В 1559 году младший брат его матери, кардинал де Медичи, был избран на папство и принял имя Пия IV. В 1560 году Пий IV пригласил своего племянника в Рим, где того поджидала кардинальская должность. Его Святейшество назначил Карла в 1561 году на пост администратора миланской епархии, но не разрешил ехать туда. В своём рвении он также сделал любимого племянника папским легатом в Болонии, Романьи, Марко Анкона, Попечителем Португалии, Нижних областей, католических кантонов Швейцарии, орденов святого Франциска, кармелитов, рыцарей Мальты и других.

Всего спустя два года после прибытия в Рим, в возрасте 22 лет, не будучи рукоположен, Карл обладал такими же полномочиями, какими сейчас обладает госсекретарь Ватикана. Папа с лёгкостью назначал родственника на важные посты. Кто-нибудь другой на его месте возомнил бы, что является одним из семи золотых ключей святого Петра. Но не таков был Борромео. Возможно, он и склонил голову под весом стольких почестей, но не колени. Более того, он засучил рукава и принялся за работу.

Тем не менее он вёл разностороннюю жизнь. Карл умудрялся выкраивать время для занятий музыкой и спортом; не забывал он и о семейных делах, подыскивая мужей для своих четырёх сестёр.

К ужасу многих, вскоре Карл начал обличать римское высшее духовенство. В его глазах это были никчемные люди, со своей показной роскошью, безнравственностью и предательскими интригами. Он открыто высказывал своё отношение к этим порокам, осуждая развращённость, взывая к милосердию и сдержанности, восхваляя добродетели доброго примера. Его бесстрашный поступок вызвал враждебность многих священнослужителей, в чьих глазах он был посмешищем.

Среди священнослужителей и мирян Карл вёл просветительскую работу, учредив литературную академию в Ватикане. Записи о множестве её собраний и исследований можно прочесть в Noctes Vaticanae Борромео.

В 1562 году Папа Пий IV вновь созвал Тридентский Собор, открывшийся в 1545, но закрывавшийся с 1552 по 1562 гг. Благодаря Карлу Собор проходил ещё два года, где он ускорял принятие решений и примирял оппонентов.

Возглавив в 1566 году Миланскую епархию, 28 летний Карл оставил роскошную жизнь, которую была у него в Риме, и занялся применением принципов Собора для реформирования большой, беспорядочной епархии, которая оставалась без постоянного архиепископа уже 80 лет. В то время миланская епархия простиралась от Венеции до Женевы. К ней относились 3 000 духовных лиц и 600 000 мирян в более чем 2 000 церквях, 100 мужских монашеских орденов и 70 женских, примерно размер Римской Церкви в сегодняшней Англии.

Рождённый в аристократической семье, Карл Борромео решил отождествлять себя с бедными своей епархии. Он пересмотрел свои домашние вещи и продал фамильное блюдо и другие ценные вещи за 30 000 крон. Вся сумма была отдана бедным, по 200 крон бедной семье ежемесячно. Каждое утро перед Мессой он исповедовался (обычно Гриффиту Робертсу, Griffith (Gruffydd) Roberts, автору известной валлийской грамматики). Жизнь Борромео была примером добродетельного и самозабвенного служения, заботы о нуждающихся и бедных, свидетельством о живом Христе.

Свою епархию он изъездил вдоль и поперёк. Со временем Карл избавился от своего заикания, однако так и не смог до конца проповедовать без затруднений. Тем не менее, говорил он всегда убедительно, и во время своих объездов никогда не переставал проповедовать и вести катехизацию.

Чтобы преодолеть религиозную безграмотность народа, Карл основал Сообщество христианской доктрины и «Воскресные школы»; для обучения священников открылись семинарии (он много жертвовал для английского колледжа в Дуаи (Douai), так что кардинал Аллен назвал его основателем). Считается, что у него в миланской программе было занято 3 000 катехизаторов, обучавших 40 000 учеников. Он организовывал дома престарелых для священников, приглашал иезуитов для просветительской работы. Его влияние чувствовалось даже за пределами епархии и времени.

Карл Борромео является выдающейся фигурой среди католических реформаторов после Тридентского собора, его назвали вторым святым Амброзием. Его бескомпромиссность в некоторых вопросах и непреклонность не лишены критики, но такие заслуги, как религиозное просвещение детей, были оценены по достоинству.

Реформы Карла встретили сопротивление знати, чью разгульную жизнь он пытался ограничить. Предпринимались попытки заставить его отказаться от своего поста. В 1567 он вызвал враждебность миланского сената по поводу епископских полномочий, когда он отправил в тюрьму нескольких мирян за греховный образ жизни; а когда светские власти выгнали епископского исполнителя, он отлучил их от церкви, и в конце концов его поддержали Папа и король Филипп II.

И снова его права епископа привлекли к себе внимание. Каноники Санта-Мария делла Скала в Милане, после того, как их вернул губернатор Арбукерк (Arburquerque), однажды не допустили Борромео в свою церковь. Можно представить себе картину: священники собрались, как коммандос перед крепостным валом, негодующие и протягивающие руки к этому Божиему человеку. Борромео простил это оскорбление, но Папа и король вновь подтвердили его права.

26 октября 1569 года архиепископ миланский Карл Борромео был на вечерней молитве. Он пытался призвать к порядку отбившуюся группу верующих — гумилатов, в которой было не более 70 человек, но которой принадлежало имущество 90 монастырей. Одного из них, священника по имени Иероним Донати Фарина, наняли для убийства Борромео, продав для этого церковные украшения.

Он выстрелил в архиепископа, когда тот во время вечерней молитвы стоял на коленях перед алтарём. Фарина бежал. Карл, думая, что смертельно ранен, предал свою душу Богу. Пуля, однако, только пробила одежду сзади, вызвав синяк. Он тихо приказал продолжить службу. Вскоре после этого он получил папскую буллу, распускавшую это объединение. После благодарения Карл на несколько дней отправился в картузианский монастырь, чтобы заново посвятить свою жизнь Богу. Когда оказалось, что рана была не смертельной, Карл Борромео снова занялся реформой церкви.

Он отправился в альпийские долины, посещая католические кантоны, отстраняя невежественных и недостойных священнослужителей и обращая большое число Цвинглианцев. Говорили, что Карл обладал необычайным даром мгновенно распознавать способности и таланты окружавших его людей. Он хотел, чтобы рядом с ним были такие священники, которые помогали бы ему во многих его трудах, и поэтому собрал вокруг себя праведных и образованных людей, ставших образцами для других. Те же, кто претендовал на место или должность, ему не подходили.

Во время голода 1570 года он смог найти пропитание для 3 000 человек на три месяца.

Ломбардией в то время правил Филипп II Испанский. Устав от юридических споров и политических игр, в 1573 году Карл отлучил от церкви губернатора Луиса де Реквезенса (Luis de Requesens), которого впоследствии отстранил Филипп. Два следующих губернатора поняли из этого, что лучше не спорить с кардиналом-архиепископом.

В 1575 он направился в Рим, чтобы получить юбилейную индульгенцию, а на следующий год она была обнародована в Милане. Огромные толпы кающихся прибыли в Милан. К несчастью, они принесли с собой чуму. Губернатор и другие влиятельные люди покинули город; Карл Борромео отказался бежать, оставшись заботиться о больных.

Он собрал настоятелей приходов и обратился к ним за помощью. Много духовных лиц жило в его доме. Больница святого Григория была переполнена больными и мёртвыми, а ухода за ними не хватало. Он послал искать помощников в альпийских долинах, потому что миланское духовенство не захотело ухаживать за больными.

Когда чума ударила по торговле, началась нужда. Каждый день в продуктах нуждалось от 60 000 до 70 000 человек. Борромео первый продал своё большое имение в Орио, Неаполь, чтобы собрать средства для нуждающихся. Истратив собственные ресурсы, он влез в долги, чтобы собрать пропитание. Из флагов, которые вывешивались из его дома во время процессий, была сшита одежда. Занимались пустующие дома, возводились приюты для больных. Алтари выставлялись на улицах, чтобы больные могли из окон видеть богослужения. Он сам помогал больным, не переставая при этом организовывать городскую помощь. Чума продолжалась с 1576 по 1578 год.

Даже в этот период обиженное духовенство пыталось поссорить Карла с Папой. Когда чума закончилась, Карл хотел заново организовать свою епархию на основе общих принципов, однако каноники воспротивились этому. Тогда он учредил орден Облатов Амброзии (сейчас Облаты святого Карла).

Карл по-своему был мучеником. Он ездил без отдыха и сна. В 1584 здоровье его пошатнулось. После устройства дома для больных в Милане он уехал в Монте Валлано в свой ежегодный отпуск, сопровождаемый иезуитом о. Адорно. Он предупредил, что ненадолго задержится в этом мире, заболел 25 октября и вернулся в Милан на День поминовения усопших (2 ноября), в последний раз отслужив Мессу в своём родном городе Арона.

Лёг в постель, попросил соборование, получил его и тихо умер на рассвете 4 ноября на руках у своего исповедника из Уэльса, о. Робертса со словами «Смотри, я пришёл. Да будет воля Твоя.» Это случилось в 1584 году, когда ему было всего лишь 46 лет.

Его погребли в миланском соборе. Стихийное почитание его началось сразу же. Вскоре после смерти люди решили поставить ему памятник — 28 метровая статуя на 14 метровом пьедестале. Его назвали «Карлоне» или «Большой Карл».

В искусстве его символами являются кардинальская шапочка и crozier. Обычно его изображают кардиналом, молящимся перед распятием, часто босым и с верёвкой вокруг шеи. Иногда он (1) целует руку Пресвятой Девы и его благословляет Младенец Христос; (2) плачущим над книгой с непритронутыми хлебом и водой рядом; или (3) несущим Пресвятые Дары жертвам чумы (Roeder, White).

Он покровитель римского духовенства, семинарий, духовных наставников, катехизаторов, готовящихся к первому Причастию.