День Всех Святых. Собор всех святых. День Всех Святых в православии: обряды и традиции праздника

Празд-ник из-ве-стен с кон-ца IV - на-ча-ла V ве-ков. Су-ще-ству-ет про-по-ведь свт. Иоан-на Зла-то-уста на па-мять «всех свя-тых, по все-му ми-ру по-стра-дав-ших», в ко-то-рой уже ука-зы-ва-ет-ся день празд-но-ва-ния ана-ло-гич-ный су-ще-ству-ю-ще-му в на-сто-я-щее вре-мя. Сре-ди пес-но-пе-ний прп. Еф-ре-ма Си-ри-на есть упо-ми-на-ние о празд-но-ва-нии в честь всех свя-тых.

Сту-дий-ский, а за-тем и Иеру-са-лим-ский Ти-пи-ко-ны окон-ча-тель-но по-ме-ща-ют празд-ник в честь всех свя-тых на первую неде-лю (вос-кре-се-ние) по-сле Пя-ти-де-сят-ни-цы. Та-кая по-сле-до-ва-тель-ность празд-ни-ков об-на-ру-жи-ва-ет их ло-ги-че-скую связь: свя-тые про-си-я-ли хоть и в раз-ное вре-мя и раз-лич-ны-ми по-дви-га-ми, но по бла-го-да-ти еди-но-го Свя-то-го Ду-ха, из-лив-ше-го-ся на Цер-ковь в день Пя-ти-де-сят-ни-цы.

В го-до-вом бо-го-слу-жеб-ном кру-ге пра-во-слав-ной церк-ви День всех свя-тых яв-ля-ет-ся по-гра-нич-ным:

  • За-кан-чи-ва-ет-ся пе-ри-од ис-поль-зо-ва-ния за бо-го-слу-же-ни-ем пес-но-пе-ний Цвет-ной Три-о-ди и на-чи-на-ет-ся пе-ри-од пе-ния Ок-то-и-ха.
  • На утрене Дня всех свя-тых на-чи-на-ет-ся чте-ние «стол-па» - по-сле-до-ва-тель-но-сти 11 вос-крес-ных Еван-ге-лий, рас-ска-зы-ва-ю-щих о Вос-кре-се-нии Хри-сто-вом.
  • В по-не-дель-ник по-сле празд-ни-ка всех свя-тых на-чи-на-ет-ся чте-ние на ли-тур-гии По-сла-ния к Рим-ля-нам и Еван-ге-лия от Мат-фея (в пас-халь-ный пе-ри-од чи-та-лись Де-я-ния свя-тых апо-сто-лов и Еван-ге-лие от Иоан-на)
  • В этот же по-не-дель-ник на-чи-на-ет-ся Апо-столь-ский пост, сме-ня-ю-щий сплош-ную (то есть без пост-ных сре-ды и пят-ни-цы) сед-ми-цу по Пя-ти-де-сят-ни-це.

Чи-та-ю-щий-ся на ли-тур-гии от-ры-вок из По-сла-ния к Ев-ре-ям () про-слав-ля-ет вет-хо-за-вет-ных пра-вед-ни-ков и на-зы-ва-ет их «об-ла-ком сви-де-те-лей», а со-став-ное еван-гель-ское чте-ние ( ; ; ) ука-зы-ва-ет на необ-хо-ди-мые при-зна-ки свя-то-сти («Кто ис-по-ве-да-ет Ме-ня пред людь-ми, то-го ис-по-ве-даю и Я пред От-цем Мо-им Небес-ным…Кто не бе-рет кре-ста сво-е-го и сле-ду-ет за Мною, тот не до-сто-ин Ме-ня…Вся-кий, кто оста-вит до-мы, или бра-тьев, или се-стер, или от-ца, или мать, или же-ну, или де-тей, или зем-ли, ра-ди име-ни Мо-е-го, по-лу-чит во сто крат и на-сле-ду-ет жизнь веч-ную»).

Гим-но-гра-фия празд-ни-ка изоби-лу-ет по-э-ти-че-ски-ми обо-ро-та-ми: свя-тые на-зы-ва-ют-ся «непре-лест-ны-ми све-ти-лами» (ка-нон утре-ни, песнь 3), «бо-же-ствен-ным об-ла-ком» (там же, песнь 6), «на-чат-ка-ми есте-ства» (кондак), «тер-пе-ли-во-душ-ны-ми» (сти-хи-ра на ли-тии); их кро-вью Цер-ковь укра-ша-ет-ся «баг-ря-ни-цею и вис-сом» (тро-парь); они «уяс-ня-ют цер-ков-ное небо» (ка-нон утре-ни, песнь 8), «доб-ро-де-те-лей свет-ло-стью» де-ла-ют зем-лю небом (сти-хи-ра на хва-ли-тех).

Молитвы

Тропарь Собору Всех святых

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Кровью пострадавших во всем мире Твоих как и облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»

Кондак Собору Всех святых

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою - Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва Собору Всех святых

О, преблаже́ннии уго́дницы Бо́жии, вси святи́и, предстоя́щии Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ющиися неизрече́ннаго блаже́нства! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, ми́лостивно призрите на нас, ме́ньших бра́тий ва́ших, принося́щих вам сие́ хвале́бное пе́ние и хода́тайством ва́шим прося́щих ми́лости и отпуще́ния грехо́в у Преблага́го Го́спода: ве́мы бо, вои́стинну ве́мы, я́ко вся, ели́ка восхо́щете, испроси́ти у Него́ мо́жете. Те́мже у́бо смире́нно мо́лимся вам: моли́те ми́лостиваго Влады́ку, да пода́ст нам дух ва́шея ре́вности к хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко да те́кше по стопа́м ва́шим, возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ без поро́ка прейти́ и в покая́нии дости́гнути пресла́вных селе́ний ра́йских, и та́мо ку́пно с ва́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист собору Всех Святых

Кондак 1
Избранным угодником Божиим, всем святым, от века во всем мире просиявшим и на небеси венцы славы приявшим, похвальное приносим пение. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, да зовем вам хвалебно:

Икос 1
Ангельский собор, умаленный падением гордых ангел и вами, всеми святыми, восполняемый, светло торжествует в день памяти вашей, и всю вселенную созывает на веселие духовное. Мы же, им подражающе, зовем вам радостно:
Радуйтеся, святии, от века Богом предуведеннии и предуставленнии к славе небесней.
Радуйтеся, от всех родов, мест и времен в служение Господу избраннии.
Радуйтеся, избрание ваше подвигами благочестия оправдавшии.
Радуйтеся, образом добрых дел ваших правый путь к небеси нам показавшии.
Радуйтеся, прежде писаннаго закона Божия по закону совести праведно пожившии.
Радуйтеся, в законней сени благочестно житие свое совершившии.
Радуйтеся, в новей благодати светло добродетельми просиявшии.
Радуйтеся, в последняя сия времена Богу благоугодившии и мзду с первыми получившии.
Радуйтеся, от земных скорбей прешедшии к небесному покою.
Радуйтеся, сподобльшиися зрети неисповедимую славу Божию.
Радуйтеся, с лики безплотных непрестанно хвалящии Пресвятую Троицу.
Радуйтеся, всегда молящиися Ей о всех почитающих вас.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 2
Видящи Православная Христова Церковь, многочисленными лики святых, яко прекрасными райскими цветы себе украшену, светло почитает память их и Пречистую Богоматерь с Рождшимся от Нея Христом Богом величает, вопиющи Тому хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2
Разуму нашему просвещение у Господа испросите, святии угодницы Божии, да отрясше земное пристрастие, вознесемся сердцем и мыслию в наследованная вами и нам обещанная селения райская, и возопием вам радостно:
Радуйтеся, ветхозаветнии праотцы и патриарси, родоначальницы по плоти Христа Сына Божия.
Радуйтеся, яко благословением Божиим умножишася роды ваша, яко звезды небесныя.
Радуйтеся, среди мрака древняго нечестия правую вашу веру во истиннаго Бога сохранившии.
Радуйтеся, с надеждою чаявшии обетованнаго Искупителя.
Радуйтеся, яко от вашего племене возсия пресветлая свеща — Богородица Мария.
Радуйтеся, яко от Нея родися Победитель смерти и ада.
Радуйтеся, верою во грядущаго Христа спасение улучившии.
Радуйтеся, вместо древния клятвы благословение Тем получившии.
Радуйтеся, и во аде Христова пришествия ожидавшии.
Радуйтеся, адских мучений Им избавленнии.
Радуйтеся, на небеса со славою возведеннии.
Радуйтеся, с лики Ангельскими в вечныя обители Отца Небеснаго вселеннии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 3
Силою Вышняго осенени бывше, святии, дерзновенно ополчистеся противу начал и властей злобы поднебесныя, и победивше тех коварства, вся благая начинания ваша добре совершисте, воспевающе Всесильному Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще, святии пророцы, преславная селения во обителех дому Отца Небеснаго и присносущным светом лица Божия просвещаеми, неизреченнаго воистину со всеми святыми наслаждаетеся блаженства, егоже мы, земнии, причастницы быти желающе, воспеваем вам сице:
Радуйтеся, святии пророцы, Богом избраннии прежде вашего рождения.
Радуйтеся, верно поработавшии Ему прежде Христова воплощения.
Радуйтеся, от младенчества благодатию Святаго Духа освященнии.
Радуйтеся, посланнии от Господа вразумляти заблуждшия сыны Израилевы.
Радуйтеся, предвозвестившии Христово от Девы славное рождение.
Радуйтеся, звезды, предварившии пришествие истиннаго Солнца.
Радуйтеся, законопреступных царей Израилевых дерзновенно обличившии.
Радуйтеся, всякое людское нечестие мечем слова Божия нещадно посекшии.
Радуйтеся, вернии раби Господни, вся хотения Его исполнившии.
Радуйтеся, истину небоязненно пред властьми вещавшии.
Радуйтеся, многи скорби в мире претерпевшии.
Радуйтеся, со всеми избранными торжествующии на небеси в славе вечней.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 4
Бури житейския избавльшеся, вси святии, преидосте в небесный покой, на места злачна и прохладна, идеже потоцы сладости неисповедимыя, пища славы Божия нетленная, пения и гласы празднующих; тамо убо торжествуете со всеми Ангельскими силами, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце земнаго человека не взыдоша радости и сладости, ихже вы ныне наслаждаетеся, Апостоли святии. Сего ради благоговейно взываем вам:
Радуйтеся, святии Апостоли, с Предтечею Иоанном ближайшии друзи Христовы.
Радуйтеся, по Пресвятой Деве Марии, первостоятелие у Престола Святыя Троицы.
Радуйтеся, возвестившии миру таинство нашего искупления.
Радуйтеся, светом веры Христовы омраченныя люди просветившии.
Радуйтеся, семя слова Божия в сердца человеческая всеявшии.
Радуйтеся, плоды трудов ваших в небесном вертограде пожинающии.
Радуйтеся, святии отцы, седмию Вселенскими Соборы исповедание Православныя веры утвердившии.
Радуйтеся, утишившии бурю еретическаго нечестия.
Радуйтеся, изъяснившии нам догматы Православныя веры.
Радуйтеся, и доныне учением вашим ограждающии Церковь Христову от ересей и расколов.
Радуйтеся, святии иерарси, словом и житием светло просиявшии.
Радуйтеся, во свете невечернем с духовными вашими чады ныне обитающии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 5
Боготочною, Спасе, Кровию Твоею искупленнии и верно Тебе на земли послужившии вси святии, ныне на тверди церковней яко звезды пресветлыя сияют, и всех нас, по морю страстнаго сего жития плавающих, на путь правый, к небесному отечеству ведущий, наставляют; о сем убо с радостию благодарно поем Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевши, святии мученицы, яко в мире сем вся суетна суть и тлению причастна, потщастеся Предвечному Богу благоугодити и претерпением лютых мук тленная на нетленная пременити, за еже сподобистеся предстояния у страшнаго Престола Владычня в славе вечней, в нейже не забудите и нас, память вашу совершающих и вопиющих вам таковая:
Радуйтеся, святии страстотерпцы, кровию своею запечатлевшии правую вашу во Христа веру.
Радуйтеся, не убоявшиися убивающих тело, души же не могущих убити.
Радуйтеся, претерпевшии страшная мучения.
Радуйтеся, явльшии на себе Христовых страстей изображения.
Радуйтеся, победившии лютых мучителей свирепства.
Радуйтеся, чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии.
Радуйтеся, исповедницы и священномученицы, пострадавшии за благочестие и почитание святых икон.
Радуйтеся, преподобномученицы, в молитве Богу собеседовавшии и страданием диавола поправшии.
Радуйтеся, за славу и честь Царя Небеснаго мужественно воинствовавшии.
Радуйтеся, победную почесть от Христа на небеси приимшии.
Радуйтеся, велию благодать от Господа получившии.
Радуйтеся, многая и различная чудеса в славу Божию в поднебесней содевающии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 6
Проповедуют христианстии роди славу вашу, вси святии: вы бо яко рай насажденный явистеся посреде Церкве, имущии древо жизни Самаго Господа, от негоже вкусивше сладости райския, вся скорогибнущая в мире сем презресте, и радостно в небесный вертоград внидосте, поюще: Аллилуиа.

Икос 6
Правоверие и добродетели преподобных отец, яко солнце, всему миру сияют и нам мрачный путь жизни сея просвещают, да не заблудим в пустыни греха и душепагубных ересей. Сего ради хвалебно им воспеваем:
Радуйтеся, преподобнии отцы, мир и яже в мире любве ради Божия волею оставившии.
Радуйтеся, преподобнии матери, в подвизех дневных и нощных земное течение совершившии.
Радуйтеся, пустынницы, в пещерах и горах со зверьми пожившии.
Радуйтеся, постницы, в алчбе и жажде временное житие препроводившии.
Радуйтеся, столпницы, мраз и зной Царствия ради Небеснаго претерпевшии.
Радуйтеся, затворницы, в сердечней тишине Бога взыскавшии.
Радуйтеся, девственницы, целомудрие сохранившии и непорочному Агнцу Христу пoследовавшии.
Радуйтеся, послушницы, Христово смирение стяжавшии.
Радуйтеся, в общежитиих во взаимной братской любви ангельски пожившии.
Радуйтеся, мудрии и кротции монахов наставницы бывшии.
Радуйтеся, вси трудолюбцы, добродетелей совершенство стяжавшии.
Радуйтеся, в покой Господа своего вшедшии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 7
Хотя Всеблагий Господь явити миру, яко не всуе труждаются вси благоугождающии Ему, но яко велия мзда уготовася им в Царствии Небеснем: сего ради прослави сонмы святых угодник Своих, различне Тому на земли послуживших, да и мы поревнуем тех житию, и тоя же вечныя славы чающе, поем Ему: Аллилуиа.

Икос 7
«Веруяй в Мя, аще и умрет жив будет»,— рече Господь. Вам же, святии вси, изрядно приличествуют сии Владычни глаголы: вы бо аще и умросте на земли плотию, но душами в вышнем селении всегда живи суще, многая и неизреченная совершаете в мире чудеса, и теплым вашим к Богу ходатайством пособствуете нам, сице возглашающим вам:
Радуйтеся, горняя мудрствующим вашим умом истиннаго Бога познавшии.
Радуйтеся, правую вашу в Святую Троицу веру непорочно сохранившии.
Радуйтеся, Христа Сына Божия, истиннаго Бога и совершеннаго человека исповедавшии.
Радуйтеся, в спасительныя Его страсти несумненно веровавшии.
Радуйтеся, Православием, яко звезды, блистающии.
Радуйтеся, праведностию, яко финикс процветающии.
Радуйтеся, плотию на земли, умом же на небеси пожившии.
Радуйтеся, временною смертию на безконечную жизнь прешедшии.
Радуйтеся, тесным путем евангельски шествовавшии.
Радуйтеся, узкими враты Царствия Небеснаго достигшии.
Радуйтеся, вечных благ наследницы.
Радуйтеся, о спасении нашем теплии к Богу ходатаи.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 8
Страну ону горнюю, идеже вси святии по трудех земных почивают, умным очесем своим представляюще, аще и не можем постигнути сущаго тамо блаженства, мы земнии и плотию обложеннии, обаче, верою сие проразумевающе и сердцем предвкушающе, поем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй, Вседержителю Господи, Ты един веси по имени всех благоугодивших Тебе. Мы же, дело суще руку Твоею, якоже песка морскаго исчести, сице и всех святых по имени нарещи не могуще, токмо изряднейшия рабы Твоя, от начала мира Тебе благоугодившия, именуем, глаголюще:
Радуйтеся, Адаме и Ево, праотцы всего рода человеческаго.
Радуйтеся, Авеле и Сифе, первии в мире благочестия рачителие.
Радуйтеся, Ное, вторый рода нашего родоначальниче, и Аврааме, завета Божия приемниче.
Радуйтеся, Моисее Боговидче и Аароне, первый ветхозаветный священниче.
Радуйтеся, Еноше и Илие, плотию смерти не вкусившии и на небо восхищеннии.
Радуйтеся, Исаие, Давиде и Данииле, зрителие таин Бога Вседержителя.
Радуйтеся, Иоакиме и Анно, родившии Деву Марию - Матерь Христа Бога нашего.
Радуйтеся, Петре, Павле, Иакове и Иоанне, избраннейшии Апостоли Христовы.
Радуйтеся, Николае, Василие, Григорие, Иоанне и Афанасие, непоколебимии столпи церкве Христовы.
Радуйтеся, Антоние, Пахомие, Евфимие, Иларионе и Савво, великие монахов наставницы.
Радуйтеся, Георгие, Димитрие, Евстратие и Пантелеимоне, велиции мученицы Христовы.
Радуйтеся, Варваро, Ирино, Параскево, Екатерино и вси мученицы, кровию своею торжество веры возвеличившии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 9
Вси святии Твои, Господи, ангельский подражая чин, безпрестани славят Пресвятое имя Твое на небеси, «Свят, Свят, Свят», — вопиюще; с нимиже и мы, грешнии, на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9
Витии суемудрыя недоумеют глаголати: како вы, вси святии, подобострастни нам бывше человецы, непреодолени страстьми бысте, мужеством вашим безплотныя враги победисте. Мы же, прославляюще укрепившаго вас Господа, хвалим доблести ваша и умиленно вопием:
Радуйтеся, святии, вседушно Господа возлюбившии.
Радуйтеся, любве Его ради живота своего не щадившии.
Радуйтеся, мир и миродержителя победившии.
Радуйтеся, вся сети древняго змия, яко паучину, разорившии.
Радуйтеся, смирившиися под крепкую руку всеблагаго Промысла Божия.
Радуйтеся, покорившии волю свою воле Отца Небеснаго.
Радуйтеся, прославившии Господа в душах и телесех ваших.
Радуйтеся, возвеличившии Его во всех делех ваших.
Радуйтеся, воздвизавшии руце ваши на творение дел благих.
Радуйтеся, направлявшии стопы ваша на путь правый.
Радуйтеся, не приложившии сердец ваших к земному богатству и наслаждению.
Радуйтеся, всегда помышлявшии о благах небесных и вечном веселии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 10
Спасения путем право шествующе и о судьбах правды Божия поучающеся, вси святии, явистеся яко древеса благоплодная при исходищах вод, и принесосте Богу плод добродетелей ваших во время свое. Ныне же в горнем Едеме неизреченнаго наслаждающеся блаженства, помяните и нас, чад ваших, отеческое ваше о спасении нашем попечение восхваляющих, Богу же поющих: Аллилуиа.

Икос 10
Стена тверда нам противу лица вражия вы есте, вси святии, и теплии молитвенницы ко Христу о всем роде христианстем. Темже от стрел невидимаго борителя присно вами защищаеми, радостно взываем:
Радуйтеся, рода человеческаго велие украшение.
Радуйтеся, в странствии земном присная нам отрада и утешение.
Радуйтеся, в брани со врагами спасения нашего сильнии нам помощницы.
Радуйтеся, от меча гнева Божия молитвами вашими нас защищающии.
Радуйтеся, сами искушени бывше, и нам во искушениих помогающии.
Радуйтеся, покаянию нас грешных зело радующиися.
Радуйтеся, на различных местех земли во вся времена праведно пожившии.
Радуйтеся, аще и согрешившии, обаче истинным покаянием и слезами скверну грехов омывшии.
Радуйтеся, от Адама даже до днесь в надежди жизни вечныя скончавшиися.
Радуйтеся, от Востока и Запада пришедшии и на лоне Авраамли почившии.
Радуйтеся, яко сонм ваш новыми с земли пришельцами всегда умножается.
Радуйтеся, яко вами место падших духов в соборе Ангельском восполняется.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 11
Песни наша хвалебныя, аще бы и тмочислени были, не довлеют к прославлению добродетелей ваших, вси святии; и нам немощным удобее любити молчание: но да не явимся лениви и неблагодарни за полученныя вас ради милости и благодеяния Божия, поем прославльшему вас Владыце: Аллилуиа.

Икос 11
Светильницы света невечерняго вы есте, вси святии, у Престола Пресвятыя Троицы с Ангельскими чинми в молитве о нас присногорящии, и на светлую спасения стезю наставляющии вопиющих вам сице:
Радуйтеся, светильницы огня невещественнаго.
Радуйтеся, насельницы обителей Отца Небеснаго.
Радуйтеся, гроздие винограда Христова.
Радуйтеся, благоуханнии цвети райстии.
Радуйтеся, животочнии реки, в жажде духовней нас напояющии.
Радуйтеся, дожденоснии облацы, в знои искушений нас прохлаждающии.
Радуйтеся, духовнии ветри, зиму уныния от сердец наших прогоняющии.
Радуйтеся, сладкопеснивии славии, духовную весну вечнаго блаженства нам возвещающии.
Радуйтеся, мысленныя горы, к небеси нас возводящии.
Радуйтеся, умнаго Солнца лучи, милость Его на нас изливающии.
Радуйтеся, добрии кормчии, от потопления греховнаго нас спасающии.
Радуйтеся, вернии путевождие, в небесное отечество нас путеводящии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 12
Благодать от Бога данную вам, в воздаяние многих добродетелей ваших, кто от земнородных исповести возможет, о святии! Якоже бо капли морския по единой исчерпати, сице чудодействий ваших и подаваемых вами нам благодеяний несть мощно исчести. Сего ради радостно совершаем славное ваше торжество, и вся действующему в вас Господу зовем: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Тя, Владыко Вседержителю, восхваляем вси Пресвятое имя Твое, яко от начала мира в различная времена явил еси приснопамятныя святыя Твоя, Тебе единому в Троице славимому Богу благоугодившия, ихже молитвами от всех зол избавляеши вопиющия к ним:
Радуйтеся, святии Божии угодницы, с Пресвятейшею всея твари Приснодевою Мариею.
Радуйтеся, и вы, безплотнии Ангели, хранителие рода человеческаго.
Радуйтеся, святии царие и князи, на земли благочестиво царствовавшии и Небесное Царствие наследившии.
Радуйтеся, добрии градоправителие, в небесном граде обитати сподобльшиися.
Радуйтеся, нелицеприятнии земнии судии, у небеснаго Судии оправдание и милость получившии.
Радуйтеся, ревностнии словесных овец пастырие, от Пастыреначальника Христа похваленнии и прославленнии.
Радуйтеся, праведнии земледелателие, в простоте сердца и незлобии Богу послужившии.
Радуйтеся, терпеливии странницы, небеснаго отечества достигшии.
Радуйтеся, юродивии, поношения и укорения Христа ради претерпевшии.
Радуйтеся, безсребренницы, туне болящим исцеления подававшии и на небеси мзду приявшии.
Радуйтеся, во всяком возрасте и звании угодившии Богу мужие и жены, яко вы едино есте о Господе и души ваша в руце Божией.
Радуйтеся, яко в будущем веце купно с душами и телеса ваша вечныя славы причастны будут.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 13
О всеблаженнии угодницы Божии, вси святии, приявшии наследие благ вечных! Приимите сие наше хвалебное пение, и благоприятными вашими к Богу молитвами испросите нам грехов оставление и вечных мук избавление, да с вами в Небесном нашем Отечестве поем Богу: Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва

К вам, о святии вси, яко путеводным светильником, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз, многогрешный, смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благости Своея, яко да тою озаряемь и подкрепляемь, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно прейти и ходатайством вашим ко Всеблагому Господу сподоблюся поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небеснем чертозе Царя славы, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Неделю всех святых.

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в Неделю всех святых.

Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в неделю всех Святых, при посещении города Коломны.

День всех Святых католики ежегодно празднуют 1 ноября — это один из десяти главных праздников римско-католического литургического года, имеющий ранг великого торжества.

День всех Святых отмечают и православные — дата праздника в православной церкви является переходящей и всегда празднуется в следующее воскресенье после Троицы.

Суть праздника как у православных, так и у католиков одна — почитание всех Святых, начиная с самых ранних веков христианства, которые услышав Слово Божие приняли Его в свое сердце и, следуя за Христом, спасли свои души.

Когда возник праздник

Память Святых почиталась еще с ранней христианской церкви, когда Святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру.

Сколько всего святых в христианстве - неизвестно. О подвиге тысяч никогда не будет известно, в том числе и о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа.

© photo: Sputnik / Nataliya Seliverstova

Существуют множество свидетельств об обычае сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения.

Днем почитания этих Святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба. В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь.

Первое упоминание о Дне всех Святых отмечено в IV веке. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице.

В западной церкви

Праздник был введен в VI веке и первоначально отмечался, как и на Востоке, в первое воскресенье после Пятидесятницы. Позже праздник был перенесен на 13 мая, на день освящения храма в Риме в 610 году в честь Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres), которую перестроили из языческого пантеона при папе Бонифации IV.

По приказу Папы Григория III праздник, который переименовали в День всех Святых, перенесли с VIII века на 1 ноября — этим христианская церковь хотела искоренить языческие традиции празднования кельтского Нового года.

© photo: Sputnik / Natalia Seliverstova

На староанглийском языке предпраздничная ночь звучала как All Hallows Even (Вечер всех Святых), или сокращенно — Hallowe"en, а потом еще короче — Halloween. Так и появилось современное название праздника Хэллоуин, который отмечают по сей день.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех Святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству.

За Днем всех Святых у католиков следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября.

В православии

Собор всех Святых — ежегодный переходящий праздник, который 2018 году будет отмечаться 3 июня. Во всех православных храмах в этот день проводится праздничная литургия, читаются хвалебные каноны и служится общий молебен в честь всех последователей Иисуса Христа — пророков, мучеников, исповедников, пустынники, преподобные, святители, Христа ради юродивые.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Не случайно этот день назначен после праздника Троицы, ведь именно Троица считается днем становления православной Церкви. Стараниями и жертвами уверовавших людей православие было распространено по миру, и в награду все содействовавшие этому были приняты как равные в Царствии Небесном.

В этот день во всех храмах проводится праздничное богослужение и вспоминаются деяния служителей Господа. На утренней литургии традиционно читаются все Евангелия, в которых повествуется о Воскресении Иисуса Христа.

Молитвы

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

День всех святых - это очень популярный праздник в западном мире: в США, Европе и Канаде. Его история корнями уходит в древность, а популярность только растет, ведь он уже добрался и до России.

День всех святых — это не только время радости и веселья. Раньше в этот день, а, точнее, накануне Дня всех святых, люди ждали пришествия призраков. Это был день опасений и ужаса, так что все сидели дома и старались ни в коем случае не выходить во двор.

История Дня всех святых

Корнями этот осенний праздник уходит во времена древних кельтов, живших на территории почти всей Европы еще до рождения Иисуса Христа. Праздник назывался Самайн и был начисто лишен негативной энергии, поскольку посвящался сбору урожая. Потом, после прихода христианства, его суть была искажена. Священники говорили людям, что в ночь с 31 октября на 1 ноября в наш мир помимо умерших близких людей врываются заблудшие души, которые не попали по какой-то причине в рай или ад. Эта ночь была названа Хэллоуином — разгулом нечисти.

Сейчас праздник очень популярен, хотя на самом деле это лишь повод погулять и повеселиться. Однако следующий день очень важен для верующих людей, поскольку он и есть День всех святых. Это католический праздник почитания всех умерших людей. 1 ноября — дата празднования этого дня, а поминовение продолжается до 2 ноября.

Обряд ряжения в призраков и в ведьм появился в виду того, что люди твердо верили: нечистые силы могут забрать детей с собой. Переодевания и сжигание чучела отпугивали привидений и злых духов, защищая ночью тех, кто исполнял обряд в преддверии праздника. Современные традиции проведения вечеринок и собирания сладостей выросли именно на этой почве.

Традиции Дня всех святых

В преддверии праздника, до 1 ноября и во время него совершается множество обрядов. Некоторым из них уже почти тысяча лет.

  • Для начала, люди готовятся к празднику. 31 октября, на Хэллоуин можно гадать на удачу, богатство, любовь и счастье . Эти гадания чем-то напоминают русские святочные.
  • 1 ноября люди посещают церковь для того, чтобы послушать проповедь и помолиться за умерших. Относится это только к католической конфессии, которая распространена и в России.
  • Поминают усопших в ночь на 1 ноября оставляют им немного еды на столе, уходя спать. Читают специальные католические молитвы о памяти мертвым.
  • Верующие посещают кладбища, где захоронены их родители, бабушки и дедушки. Они приводят в порядок место могилы.
  • 1 ноября еще древние кельты заканчивали сбор и подготовку к хранению урожая. В Европе в это время заканчивается сезон, поэтому такая традиция местами сохранилась.
  • В День всех святых 1 ноября люди делятся припасами с бедными и обездоленными, а также помогают близким, чтобы умершие видели их доброту и хранили покой своих душ.

Словом, 1 ноября нельзя назвать лишь днем после Хэллоуина, поскольку все с точностью до наоборот. Хэллоуин — это всего лишь прелюдия важного католического праздника, который имеет огромное значение. Некоторые дажу говорят, что современная мода и безнравственность превратили праздник в маскарад без духовной цели. Это прямое доказательство того, что люди все меньше и меньше уважают историю и все меньше заботятся о сохранении традиций.

День всех святых отмечают и в России. Но в православном церковном календаре этот праздник приходится на первое воскресенье после Троицы.

Мы желаем вам удачи в День всех святых. Защитить дом от нечистой силы помогут надежные обереги для дома . Используйте их в качестве защиты круглый год, тогда ваш дом станет неприступной крепостью для всякого зла и всяких проблем. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

05.10.2016 06:05

Празднование Хэллоуина всегда отличалось интересными костюмами, будоражащими воображение или внушающими страх. Но для того, чтобы...

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память "всеблаженных и богомудрых угодников Божиих" - Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней ( , май, ч. 3, 308-352).

Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.

Святые Церкви - наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что "наши святые сродники" никогда не забывают своих потомков, совершающих "любовию их светлый праздник" ( , 495-496).

Впрочем, "в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути" ( , ), и, внимательно всматриваясь в их подвиги и "взирая на кончину их жизни", стараемся, с помощью Божией, "подражать вере их" (), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.

От возникновения христианства до святительства митрополита Макария Московского (+1563)

История святости на Руси начинается, бесспорно, с проповеди святого апостола Андрея Первозванного (+ 62 или 70) 1 в пределах нынешнего нашего Отечества , в будущей Приазово-Черноморской Руси ( , 42; подробнее см.: , 133-142 и , т. 1, 11-54). Апостол Андрей обратил в христианство наших прямых предков, сарматов и тавро-скифов ( , 307; подробнее см.: , т. 1, 54-140), положив начало Церквам, которые не прекратили своего существования до Крещения Руси ( , 152). Эти Церкви (Скифская, Херсонская, Готская, Сурожская и другие), входившие в состав Константинопольской митрополии (а позднее и Патриархии) , и среди прочих народностей, принявших христианство, имели в своей ограде и славян ( , т. 1, 125-127). Крупнейшей из этих Церквей, явившейся по своей исторической преемственности и духовному воздействию праматерью Русской Церкви, была Церковь Херсонская.

Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ Римский. Будучи сосланным туда в 94 г. императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян, святой Климент "нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея" ( , 155-157; , 51). В Херсонесе святой Климент мученически скончался около 100 г. 6 во время гонения того же Траяна ( , т. 1, 110; , 51).

Почитание священномученика Климента в Херсонесе в II-IX вв. ( , 158) перешло в Х в. и в Киевскую Русь. Его мощи, чудесно уцелев, хранились в храме святых апостолов в Херсонесе. В 886 г. они были перенесены святым Кириллом, просветителем славян, в Рим; часть же их осталась на месте и позднее, при Крещении Руси, была положена равноапостольным Владимиром в Десятинной церкви в Киеве, где в скором времени появился придел святого Климента ( , 155,158; , 51; , т. 2, 50-51).

Из всех святых Херсонской Церкви наибольшего внимания заслуживают прибывшие в Крым в IV в. для утверждения и распространения христианства епископы, известные как "седмочисленные святители Херсонские": Василий (+ 309), Ефрем (+ ок. 318), Евгений (+ 311), Елпидий (+ 311), Агафодор (+ 311), Еферий (+ ок. 324) и Капитон (+ после 325). Память их Церковь празднует в один день - 7 марта. Это первая соборная память святых, просиявших в землях нашего Отечества, и поэтому день их памяти можно считать прообразом общей церковной памяти Всех русских святых, появившейся только в ХVI столетии.

Из вселенских святых, ныне особо чтимых Русской Церковью и связанных своими подвигами с Церковью Херсонской, следует упомянуть о следующих:

Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси . Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира - страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы "упреждая церковную канонизацию", началось сразу после их убиения ( , 40). Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I "с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира - Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно" ( , кн. 2, 54-55). Примерно в то же время, около 1020-1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности ( , кн. 2, 58, 67; , 40).

Вторым святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091 г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря - начинается местное почитание святого. А в 1108 г., по просьбе великого князя Святополка, совершается его общецерковное прославление ( , 53).

Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, немного позднее, святого крестителя Руси - великого князя Владимира (+ 1015).

О раннем почитании святых мучеников Феодора и Иоанна свидетельствует тот факт, что основанная в 989 г. и освященная в 996 г. известная Десятинная церковь была воздвигнута святым князем Владимиром именно на месте их убиения ( , кн. 2, 35; , 40). В Десятинную же церковь в 1007 г. были торжественно положены обретенные мощи княгини Ольги. Вероятно, что с того же времени было установлено праздновать память ее 11 июля - в день ее преставления; позднее была совершена и ее канонизация ( , кн. 2, 52-53).

Почитание равноапостольного князя Владимира в день его кончины, 15 июля, началось несомненно в первой четверти XI в., ибо похвальное "Слово" святителя Илариона в его честь, содержащее ряд молитвенных обращений к Владимиру, "естественно предполагает, что святость его была уже тогда признана Церковью" ( , кн. 2, 55). Общецерковное же почитание его, предположительно, началось вскоре после Невской битвы, одержанной над шведами в день памяти святого князя ( , 91). В том же XIII в., в некоторых рукописях, уже встречается служба святому Владимиру ( , кн. 2, 58 и 440).

Впоследствии, уже в XI-XII вв. Русская Церковь явила миру столько святых , что, пожалуй, к середине XII в. могла бы праздновать их общую память. Однако, несмотря на последующее увеличение почитавшихся святых в XIII-XV вв., до начала XVI столетия о таком празднике в Русской Церкви не могло идти речи по следующим причинам:

1. До середины XV в. Русская Церковь была только одной из митрополий Церкви Константинопольской, что, естественно, затрудняло решение ряда местных церковных вопросов, как то, например, прославление того или иного святого и установление ему празднования во всей Русской Церкви . Тем более предложение о ежегодном праздновании памяти Всех русских святых вряд ли бы нашло сочувствие у митрополитов-греков, возглавлявших Русскую Церковь до середины XIII в. А именно Киевским Митрополитам и принадлежало право торжественно устанавливать новые церковные праздники ( , 35).

2. Монголо-татарское иго, продолжавшееся на Руси около двух с половиной столетий, конечно же ставило перед нашей Церковью совсем иные задачи, далекие от творческого осознания русским народом основ национальной святости.

3. В самой Константинопольской Церкви праздник в честь Всех святых был установлен только в конце IX в. и в начале своего появления праздновался там с особой торжественностью. Русская же Церковь, воспринявшая после Крещения все основные праздники Церкви Константинопольской, также совершала и празднование в честь Всех святых, чего было вполне достаточно при наличии небольшого числа своих национальных святых: их память можно было совершить именно в этот день.

Некоторые изменения, впрочем, стали происходить после того, как в 1448 г. Русская Церковь стала автокефальной. Особое значение в историческом процессе установления дня памяти Всех русских святых принадлежит предстоятелям Новгородской кафедры Русской Церкви, многие из которых были прославлены позднее в святительском сане.

Великий Новгород, уже начиная со времени учреждения там архиерейской кафедры в 992 г., слыл крупнейшим центром духовного просвещения на Руси. Причем главной заботой новгородских владык (особенно начиная с XV в.) было собирание древних рукописей, преимущественно литургического плана, а также создание новых гимнографических памятников, посвященных сначала новгородским святым, а позднее и многим святым всей Русской земли ( , 31-33). Здесь особо следует выделить святителя Евфимия (+ 1458), святителя Иону (+ 1470) и святителя Геннадия (+ 1505).

Первый в 1439 г. установил празднование Новгородским святителям, а чуть позднее пригласил в Великий Новгород для составления служб и житий новоканонизированным святым известного духовного писателя того времени - афонского иеромонаха Пахомия Серба (Логофета), который трудился там и при святителе Ионе. И если главной заботой святителя Евфимия было прославление святых Новгородской земли, то его преемник, святитель Иона, прославлял уже "московских, киевских и восточных подвижников" и "при нем впервые на новгородской земле строится храм в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского" ( , 91-92).

Также и святитель Геннадий, благодаря которому была собрана воедино первая славянская рукописная Библия, "был почитателем русских святых, например, святителя Алексия" и "по его благословению были написаны жития преподобного Савватия Соловецкого и блаженного Михаила Клопского" ( , 90-91).

Впрочем, первое официальное церковное установление дня памяти Всех русских святых связано с именем другого новгородского святителя - Макария , в 1542-1563 гг. возглавлявшего Русскую Православную Церковь.

От святительства митрополита Макария Московского (+1563) до Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

В 1528-1529 гг. племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков , работая над исправлением Синайского Патерика, в составленном им послесловии сокрушался, что, хотя Русская земля и имеет немало святых мужей и жен, достойных не меньшего почитания и прославления, чем восточные святые первых веков христианства, однако они "нашим небрежениием презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы" ( , 74; , 275). Досифей совершал свой труд по благословению новгородского архиепископа Макария, с именем которого, главным образом, и связано устранение того "небрежения" по отношению к памяти русских святых, ощущавшееся многими чадами Русской Церкви в конце XV - начале XVI столетий.

Главной заслугой святителя Макария стал его многолетний, кропотливый и неустанный труд по собиранию и систематизации всего агиографического, гимнографического и гомилетического наследия Православной Руси, известного к тому времени. Более 12 лет, с 1529 по 1541 гг., святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи ( , 87-88; , 275-279). В этот сборник вошли жития многих русских святых, почитавшихся в разных уголках нашего государства, но не имевших общецерковного прославления. Выход в свет нового сборника, составленного по календарному принципу и содержащего жизнеописания многих русских подвижников благочестия, без сомнения, ускорил процесс подготовки первого в истории Русской Церкви прославления для повсеместного почитания целого сонма святых.

В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви ( , 103). Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 30 (или 31) 18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых ( , 50).

На Соборе 1547 г.19 были канонизированы:

1) святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461);
2) святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1186);
3) преподобный Макарий Калязинский (+ 1483);
4) преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477);
5) благоверный великий князь Александр Невский (+ 1263);
6) преподобный Никон Радонежский (+ 1426);
7) преподобный Павел Комельский, Обнорский (+ 1429);
8) преподобный Михаил Клопский (+ 1456);
9) преподобный Савва Сторожевский (+ 1406);
10-11) преподобные Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие;
12) преподобный Дионисий Глушицкий (+ 1437);
13) преподобный Александр Свирский (+ 1533).

Днем праздника сначала было установлено 17 июля, как ближайший день к памяти святого равноапостольного князя Владимира (15 июля). Однако позднее дата празднования памяти Всех русских святых несколько раз менялась. Она совершалась и в первое воскресенье по Ильине дне, и в один из седмичных дней перед Неделей всех святых .

В самое ближайшее время после Московских Макарьевских Соборов на Руси появилось "множество житий русским святым, или их новых редакций, служб, похвальных слов; начинают интенсивнее писаться иконы русским святым, строиться храмы в их честь, совершаются открытия мощей русских святых" ( , 279-289). Естественно, что установление праздника в честь всех русских святых потребовало и написания службы этого праздника. Эту нелегкую задачу выполнил инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий, оставивший Русской Церкви "в общей сложности до 14 агиологических произведений как об отдельных святых, так и сводные работы обо всех русских святых" ( , 50-51,54).

О личности суздальского инока Григория сохранилось очень мало исторических сведений, причем весьма расходящихся друг с другом . В современной церковно-научной литературе считается, что родился он около 1500 г., агиологическую деятельность в Спасо-Евфимиевом монастыре начал около 1540 г., а в 1550 г. написал "Службу Всем русским святым" и "Похвальное слово" им ( , 54; , 297).

Служба "новым чудотворцам" Российским явилась "новым фактором в русской литургической письменности" и "древнейшим протографом всех более поздних редакций вплоть до "Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим", составленной на Соборе 1917-1918 гг. и напечатанной Московской Патриархией в 1946 г. с необходимыми изменениями и дополнениями" ( , 228-229; 21, 54).

Списки службы и похвального слова Всем русским святым получили широкое распространение уже в XVI в. Однако в печатном виде опубликованы они были впервые только лишь в первой половине XVIII в. ( , 296). Вообще же, после большого духовного подъема в русском обществе, вызванного Московскими Соборами 1547 и 1549 гг., к концу XVI в. праздник Всех русских святых стал забываться и праздноваться только в отдельных уголках России. Эта печальная тенденция в XVII в. стала усиливаться, и в итоге на протяжении Синодального периода почитание праздника Всех русских святых в Русской Церкви было окончательно предано забвению и сохранялось только у старообрядцев ( , 50; , 296).

Для выяснения причин такого исторического нонсенса, вероятно, требуется специальное историко-богословское исследование.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

События восстановления празднования дня памяти Всех русских святых исторически совпали с восстановлением Патриаршества в Русской Церкви.

В предсоборный период у Святейшего Синода не было намерения возобновить празднование, появившееся в далеком XVI в. 20 июля 1908 г. крестьянин Судогодского уезда Владимирской губернии Николай Осипович Газукин направил в Святейший Синод ходатайство об установлении ежегодного празднования «Всем святым Российским, с начала Руси прославленным» с просьбой "почтить этот день особо составленною церковною службою". Прошение вскоре было отклонено синодальным определением на том основании, что существующий праздник Всех святых включает в себя и память святых русских ( , 427).

Тем не менее на Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг. праздник был восстановлен. Заслуга восстановления и последующего почитания дня памяти Всех русских святых главным образом принадлежит профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову) .

Одобренный отделом доклад Тураева 20 августа 1918 г. был рассмотрен Собором, и наконец, 26 августа, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, было принято историческое постановление : "1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста" ( , 427-428; , 7).

Собор постановил печатать исправленную и дополненную Службу инока Григория в конце Цветной Триоди. Однако спешно взявшиеся за этот труд Б.А. Тураев и иеромонах Афанасий вскоре пришли к выводу, что заимствовать из службы инока Григория можно лишь самую малую часть, тогда как все остальное необходимо составлять заново, "частью сложивши совершенно новые песнопения (это труд взял на себя главным образом Б.А. Тураев), частью выбравши наиболее характерное и лучшее из существующих богослужебных книг, по преимуществу из отдельных служб Русским святым (эту работу проделал иеромонах Афанасий)" ( , 7-8).

Инициаторам восстановления памяти Всех русских святых очень хотелось составленную ими службу "провести через Собор", который вот-вот должен был закрыться. Поэтому еще неполностью готовая, 8 сентября 1918 г., на предпоследнем заседании богослужебного отдела Поместного Собора, новая служба была рассмотрена, одобрена и передана на последующее утверждение Святейшему Патриарху и Священному Синоду ( , 9). 18 ноября, уже после закрытия Поместного Собора, Патриарх Тихон и Священный Синод благословили печатание новой Службы под наблюдением митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского), что и было осуществлено до конца 1918 г. в Москве с большими трудностями . Наконец 13 декабря того же года всем епархиальным архиереям был разослан указ о восстановлении дня памяти Всех русских святых, а 16 июня 1919 г. направлен и типографски отпечатанный текст службы с указанием совершать ее в ближайший воскресный день по получении ( , 428-429).

К несчастью, из-за событий революции 1917 г. восстановленный Собором праздник снова едва не был быстро забыт, как это уже случалось ранее. На этот раз это было связано главным образом с гонениями, воздвигнутыми на Русскую Церковь в XX в. К тому же 23 июля 1920 г. скончался Б.А. Тураев, очень желавший и далее трудиться над дополнением и исправлением спешно составленной службы ( , 9), а архимандрит Афанасий, по своему смирению, не решался один браться за такой ответственный труд.

Однако восстановленному празднику Промыслом Божиим не попущено было снова оказаться забытым. А воздвигнутые на Русскую Церковь гонения удивительным образом только помогли его повсеместному распространению.

От Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. до настоящего времени

Наконец, там же, в тюрьме, 10 ноября 1922 г., в день преставления святителя Димитрия Ростовского, списателя житий святых, в первый раз было совершено празднование Всем русским святым, не в воскресный день и по исправленной службе ( , 10).

1 марта 1923 г. в 121-й одиночной камере Таганской тюрьмы, где Владыка Афанасий ожидал ссылки в Зырянскую область, им было совершено освящение походного антиминса в честь Всех русских святых для своей келейной церкви ( , 68 и 75; , 10).

Вышеуказанные события еще более укрепили святителя Афанасия в мысли о том, что утвержденную Собором 1917-1918 гг. службу Всем русским святым необходимо дополнять и далее, "а вместе с тем явилась" мысль о желательности и необходимости установления и еще одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором" ( , 10). И действительно: праздник Всех русских святых по своему значению для Русской Церкви вполне заслуживает того, чтобы служба для него была насколько это возможно полной и праздничной, чего, согласно Церковному Уставу, невозможно достичь, если совершать ее только единожды в год и только в воскресный день - во 2-ю неделю по Пятидесятнице. Кроме того, в этот день во многих местах России совершаются празднования в честь местных святых; Русская обитель на Афоне и ее подворья совершают в этот день вместе со всем Афоном празднование Всем Афонским преподобным; наконец, в этот же день совершается память святых Болгарской Церкви и Церкви Чешских земель и Словакии, что ставит в затруднительное положение тех православных русских людей, которые Божиим Промыслом живут в этих славянских странах и ведут свою церковную жизнь в лоне братских Поместных Церквей. Соединить празднование Всех русских святых с вышеперечисленными местными празднованиями, которые не могут быть перенесены на другой день, по мысли Устава, никак нельзя. Поэтому "с неотложной необходимостью возникает вопрос об установлении второго, непереходящего праздника Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах" могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой" ( , 11 и 17).

Временем совершения второго празднования Всех русских святых святителем Афанасием было предложено 29 июля - следующий день после памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. В таком случае "праздник нашего равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной" ( , 12). Святитель Афанасий предложил также на следующий день после праздника вспомнать "многоименный сонм хотя и не прославленных еще к церковному чествованию, но великих и дивных подвижников благочестия и праведников, а также строителей Святой Руси и разнообразных деятелей церковных и государственных" , чтобы, таким образом, второе празднование Всем русским святым торжественно совершалось во всей Русской Церкви в течение трех дней ( , 12).

Несмотря на такие грандиозные замыслы святителя-песнотворца в отношении почитаемого им праздника, до 1946 г. Русская Церковь не имела возможности не только совершать торжество своих святых дважды в год, но и вообще не могла чествовать эту память повсеместно. Печатная Патриархийная служба 1918 г. "разошлась по рукам участников Собора… и не получила широкого распространения", сделавшись в короткое время редкостью, а "рукописные списки (с нее) были в очень немногих церквах", а остальные вообще ее не имели ( , 86). И только в 1946 г. вышла в свет "Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим", изданная Московской Патриархией, после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых в нашей Церкви.

Тем не менее после выхода в печать службы праздника, работа над ее исправлением и дополнением не закончилась. Автор большинства песнопений, святитель Афанасий, продолжал трудиться над службой до своей блаженной кончины, последовавшей в 1962 г.

Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Русской Церкви является одним из наиболее торжественных дней всего церковного года . Однако думается, что служба праздника могла бы еще быть дополнена. Святитель Афанасий в свое время предлагал обогатить ее тремя особо составленными канонами: "1) для молебна на тему: чудом Божиим и подвигами святых строилась Святая Русь, 2) Богородице для утрени на тему: Покров Богоматери над Русской землей и 3) особого канона для панихиды по подвижникам благочестия, совершаемый в самый праздник после вечерни, накануне поминовения их" ( , 15).

Главным же неисполненным желанием святителя Афанасия относительно службы Всех русских святых до сих пор остается отсутствие в ней особого «Слова похвального на память Всех святых, в земле Русской просиявших». В 1955 г. Владыка Афанасий так писал об этом своему другу - архимандриту Сергию (Голубцову) , преподавателю Московской Духовной Академии: "…Я давно пришел к мысли, что…(в) нашей службе должно быть обязательным чтение "Слова похвального на Собор всех русских святых", в котором были бы воспомянуты по именам все русские святые (за исключением Печерских, из которых должны быть воспомянуты более известные). При этом похвала каждому святому из одной, двух, не более трех фраз должна быть не столько плодом ораторского таланта составителя. Эти похвалы должны быть сложены из характеристик наших святых, выбранных из летописных отзывов о них, из древних житий и других памятников. Похвалы должны быть составлены по возможности из точных выражений памятников. "Слово похвальное" должно быть не сочинено, а составлено. Не найдется ли среди студентов нашей академии талантливый и благоговейный проповедник (а вместе и историк), который бы в качестве кандидатского сочинения взял тему: «Слово похвальное на Собор всех святых, в земле Русской просиявших»? Если бы мою мысль оказалось возможно осуществить, я со своей стороны дал бы еще некоторые советы и указания" ( , 50-51). Это "Слово" святитель Афанасий полагал уместным читать на пять статий (частей) в разных местах службы: перед шестопсалмием, после седальнов по 1-м и 2-м стихословии, после седальна по полиелее и по 3-й песне канона ( , 108, 110-111, 115, 124). По 6-й песне канона Владыка надеялся впоследствии читать за службой синаксарий "об установлении и значении сего праздника" ( , 15 и 133). В современном варианте службы (см.: , май, ч. 3, 308-352; , 495-549) эти чтения отсутствуют.

Впрочем, несмотря на это, службу Всем русским святым в ее современном состоянии следует признать одним из самых значительных явлений в истории русской церковной гимнографии, потому как она имеет много очевидных достоинств. Во-первых, в службе подвиг русских святых выявлен во всей возможной полноте и показан с различных сторон . Во-вторых, по своему музыкальному содержанию (использование всех восьми гласов, многих подобнов, в том числе очень редких и т. д.) служба превосходит даже многие двунадесятые праздники.

В-третьих, содержащиеся в службе литургические новации не кажутся какими-то лишними и надуманными, а, напротив, придают ей сдержанный колорит и внутреннюю цельность, без чего служба была бы явно неполной и казалась бы не такой праздничной, какой она является сейчас. Наконец, каждое песнопение службы содержит главное: искреннюю любовь и неподдельное благоговение авторов ее к прославляемым в ней святым, а это - главное не только в гимнографии, но и вообще в служении Церкви Христовой, без которого человеческая жизнь теряет всякий смысл.

Следует также напомнить пожелание святителя Афанасия совершать празднование Всем русским святым хотя бы дважды в год, что он сам неукоснительно делал до конца своей жизни ( , 137-138). Действительно, такой Праздник вполне заслуживает того, чтобы Русская Церковь совершала его не только во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, но и еще в какой-либо специально выбранный день . Здесь также, на наш взгляд, стоит воспользоваться пожеланиями святителя-песнотворца, и второй раз празднование Всем русским святым править в течение трех дней: 15 июля (день памяти святого равноапостольного князя Владимира как предпразднство), 16 июля (сам праздник) и 17 июля (отдание праздника и поминовение непрославленных подвижников благочестия и церковных и государственных деятелей России). Тем более, в эти дни Церковь не совершает празднования великим святым, и службы рядовых святых могут быть совершены на повечерии.

Примечания:

1) Разные источники предлагают разную датировку (ср., например, , 143 и , т. 1, 368).

2) Кроме апостола Андрея на территории будущей Руси проповедывали апостолы Варфоломей и Фаддей (в Армении) и Симон Зилот (в Грузии) ( , 153-154).

3) Непосредственными помощниками апостола Андрея были апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул ( , 144).

4) О подробной истории этих Церквей см. , т. 1, 107,112-113,122-123.

5) По другим сведениям в 99 г. ( , 157).

6) По другим сведениям в 101-102 гг. ( , 157).

8) Более полный список святых, подвизавшихся или скончавшихся на территории нашего будущего Отечества, см.: , 307-309 и , кн. 1, 368-369.

В день всех святых
Зажгите в храме свечи,
Теплей пусть будет
Святым на небесах,
Душе пусть вашей
Тоже станет легче,
Уйдет тяжесть грехов,
Лежащих на плечах.
В день всех святых
Желаю благодати,
Пусть ангелы
Коснуться вас крылом,
Пусть свечи воском
Где-то в храме плачут,
И счастье незаметно
Входит в дом.

С Днём всех святых вас поздравляем,
Любви и мира вам желаем,
Пусть в небо ангелы летят,
И все святые вас хранят.
Пусть радость этот день несёт,
И вам всегда во всём везёт.
В душе покоя и тепла
И будьте счастливы всегда!

Поздравляю с Днём всех святых. Желаю, чтобы жизнь была светлой, благополучной, счастливой, успешной. Желаю отрады для души, отзывчивости сердца, доброты и мира, блага и милости, крепкого здоровья и надежды на лучшее.

С Днем всех святых хочу поздравить,
Пускай надежно в Вашу жизнь
Они свой светлый взор направят,
Храня от завистей чужих,
От бед, невзгод и разногласий
В семейном, тихом очаге.
Добро пусть будет в жизни Вашей -
Размеренной, большой реке.

Поздравим вас с Днем Всех Святых!
Он и детей, и пожилых
Заставит вспомнить Божий свет
Да на вопросы даст ответ,
Рекой направит к вам любовь,
А главное, покажет вновь
Всю силу веры и добра.
Очень давно всем знать пора,
Как важно свет в душе иметь
... и этим светом мир согреть.
Радости вам, любви родных!
У нас сейчас День Всех Святых!

Поздравляю с Днем святых
Всех знакомых и родных,
Ангелы пусть охраняют
От любой беды спасают.

Жизни всей великий план
Богом нам для счастья дан.
Грусть идет пусть стороной,
Будь всегда самим собой.

С Днем всех святых! И пусть хранят от горя
Твой теплый дом и уголки души.
Осенний ветер за окошком воет,
Но ты грустить не очень-то спеши,

Храм посети, зажги свечу, и может
Вдруг наконец-то чудо посетит,
И круг святых нечаянно поможет
Счастливей, лучше, радостней зажить!

Светлый праздник всех святых
Наполняет сердце счастьем.
После снов тяжелых, злых
Навсегда ушло ненастье.

Вспомним тех, кто для людей
Совершал дела благие,
Радость ярче и полней
Делают для нас святые.

В день всех святых,
В день памяти усопших
Пусть добротой наполнятся сердца,
И до небес всей святости возросшей
Не будет ни предела, ни конца.

В день всех святых я пожелаю
Душевного вам всем тепла.
Пускай уютной жизнь лишь будет,
Удача будет пусть добра.

Пусть окружают вас друзья,
Родные и любимые.
Пускай надежда будет в сердце
Навсегда хранимая.

Маски сняты, смыт и грим.
Спит в кладовке Пилигрим.
Музыканты группы «Кисс»
Накануне напились.

Доктор Зло храпит под стулом,
Кашляет во сне, продуло,
Франкенштейн, сняв маску спит,
Как по-детски он сопит.

Злая ведьма и вампиры
Дружат утром с белым миром,
Через час они проснутся,
Потянувшись, рассмеются.

Маски сняв с лиц молодых,
Встретим мы День всех святых,
Пусть Хэллоуин прошел,
Будет через год еще.

Пригодятся нам и маски,
И смываемые краски,
Театральный этот грим,
Книжка сказок братьев Гримм.

Поздравляю вас, вампиры,
Пилигримы и сатиры,
Нимфы, ведьмы и колдуньи,
Эльфы и гадалки-лгуньи.

Утро, свет, день всех святых,
Просыпайся все, кто дрых,
Все за стол, опохмеляться,
Но сначала - умываться!