Т 34 в немецкой армии его модернизация. Трофейная бронетанковая техника вермахта. ссср. Лишь дуновение ветра в русских степях

После захвата первых Т-34/76, немцы присвоили ему маркировку Panzerkampfwagen T-34747(r). Большое количество этих машин было захвачено германской армией и передано своим войскам для боевого использования, тогда как танков Т-34/85 Вермахту удалось раздобыть всего несколько штук. Т-34/76 были захвачены в период с 1941 по середину 1943 года, когда Германия ещё прочно стояла на Восточном фронте, тогда как Т-34/85 появились на полях сражений только зимой 1943 года, когда успех на востоке начал изменять Германии, а дивизии Вермахта были обескровлены после упорного сопротивления и удачных военных операций Красной Армии. Первые трофейные Т-34/76 были направлены в 1-ю, 8-ю и 11-ю танковые дивизии летом 1941 года.

Но там не решились их использовать в боевой обстановке, в связи с тем, что наводчики орудий в первую очередь руководствуются силуэтом танка, а не опознавательными знаками. А это могло привести к обстрелу трофейных Т-34 своей же артиллерией или другими танками. В дальнейшем, дабы не допустить таких случаев, на корпус и башню трофейных танков наносились опознавательные знаки или свастика большого размера и в большом количестве. Также, обычным делом было наносить опознавательные знаки на крышу и люки башни, чтобы лётчики Люфтваффе имели возможность опознать принадлежность танка. Другим способом, помогающим избежать поражения трофейных Т-34 своими войсками, было использование их совместно с пехотными подразделениями. В этом случае проблема опознавания практически не стояла. Танк Т-34/76D имел два круглых люка на башне, и был прозван немцами Микки Маусом. При открытых башенных люках он вызывал такую ассоциацию. Примерно с конца 1941 года захваченные Т-34 отправлялись на завод в Риге для ремонта и модернизации пока в 1943 году фирмы Merzedes-Benz (завод в Mrienfelde) и Wumag (завод в Goerlitz) также не стали проводить ремонт и модернизацию Т-34. Там Т-34/76 оборудовались по германскому стандарту: в частности, на башню устанавливалась командирская башенка с распашными створками, радиооборудование и ещё многие нестандартные переделки в соответствии с запросами их новых владельцев. Более 300 Т-34/76 были поставлены "под ружьё" Вермахта. Другие же танки использовались как тягачи для артиллерии, или перевозчики амуниции и боеприпасов.

Некоторое количество сильно повреждённых Т-34 устанавливались на платформы бронепоездов как артиллерийские установки (например, на известный бронепоезд "Michael"). Из подразделений Вермахта, имевших на своём вооружении трофейные Т-34 можно назвать 1-й танковый полк 1-ой танковой дивизии (по состоянию на 15 октября 1941 года имелось 6 танков Т-34/76 1940 и 1941 годов выпуска), 2-ю танковую дивизию, 9-ю танковую дивизию (33-й танковый полк), 10-ю танковую дивизию (7-й танковый полк), 11-ю танковую дивизию, 20-ю танковую дивизию (21-й танковый полк) и 23-ю танковую дивизию. И это ещё далеко не полный список. Некоторое количество трофейных Т-34 оставалось в использовании Вермахта вплоть до 1945 года, например в 23-ей танковой дивизии в Словакии и в Восточной Пруссии. Летом 1943 года несколько Т-34/76 имели даже итальянские экипажи. Согласно статистике германского командования, по состояниюна июль 1943 года в состав группы армий "ЮГ" входило 28 трофейных Т-34, а в состав группы армий "ЦЕНТР" - 22 Т-34. В сентябре 1943 года RONA (Русская Освободительная Армия), под командованием Мечислава Каминского, использовала в борьбе с белорусскими партизанами 24 трофейных Т-34. Даже самые элитные танковые подразделения Вермахта использовали Т-34, например танковая гренадерская дивизия "Grossdeutschland" (одноимённый танковый полк) использовала некоторые экземпляры трофейных Т-34 вплоть до 1945 года. Подразделения SS также не обошлись без Т-34. Их использовали 2-я танковая дивизия SS "Das Reich" (25) и 3-я танковая дивизия SS "Totenkopf" .Одной из интересных германских модификаций, основанной на шасси трофейного Т-34, был танк противовоздушной обороны 2sm. Flakvierling auf Fahrgestell T-34(r). Также известный как Flakpanzer T-34(r), он был оснащён 20мм пушкой Flakvierling 38 или 4-мя (в связке) 20мм зенитными пушками L/115. Пушки устанавливались в башнях, изготавливаемых в полевых мастерских из броневых листов повреждённых танков. Их использовал Heeres Panzerjaeger Abteilung 653 на Восточном фронте в начале и середине 1944 года. Flakpanzer T-34(r) можно сравнить с послевоенной Китайской зенитной установкой Type 63, также использовавшей шасси Т-34, которая оставалась на вооружении Китайской Народной Армии вплоть до конца 1980-х.

Эту уникальную машину на базе Т-34 использовали в 653-ем тяжёлом истребительном танковом батальоне (Schw. pz. jag. Abt. 653). Также в этом подразделении использовались и другие экспериментальные танки: Tiger (P) и Panther с башней от Panzer IV. Т-34 был модифицирован под установку зенитных орудий 2cm Flakvierling в частично открытой башне (очертаниями несколько напоминающей башню зенитного танка Ostwind). Машина была приписана к командному взводу этого подразделения.
В 1943 году Красная Армия получила на вооружение улучшенную модификацию - Т-34/85. Этот танк имел экипаж уже из 5-ти человек, был вооружён 85мм орудием. До конца войны было произведено 29430 танков этого типа. Германской армии удалось захватить очень небольшое количество Т-34/85, и ещё меньше - использовать. В середине 1944 года 5-ой танковой дивизии "SS", в ходе ожесточённых боёв под Варшавой удалось захватить один Т-34/85 и использовать его в дальнейшем против Красной Армии. Также один Т-34/85 был захвачен 252-ой пехотной дивизией в боях в Восточной Пруссии, и он также был взят на вооружение.

Тактико-технические данные T-34/76 (Ausf B)
Вес:27000 кг
Экипаж:4 человека
Двигатель:V2 Diesel/12 цилиндров/500 л.с.
Запас топлива:614 литров
Скорость:Дорога: 51 км/ч
Бездорожье: 40 км/ч
Запас хода:Дорога: 450 км
Длина:6,40 м
Ширина:2,74 м
Высота:2,43 м
Вооружение:76,2 мм орудие L/41.2
2 x 7,62 мм пулемёта "ДТ"
Боезапас:76,2 мм - 77 выстрелов
7,62 мм - 2000-3000 выстрелов
Броня:15-65 мм

Тип орудия: Срветское 76,2мм
Ф-34Германское 75мм
KwK 40 L/48 Американское 75мм M3 L/37.5
Вес (кг): 1155 750 405,4
Снаряд: ОФ-350БР-350AБР-354П SprGr 39 PzGr 39 PzGr 40 M 48 M72
Вес (кг): 6,23 6,50 3,05 5,72 6,80 4,10 6,67 6,32
Скорость полёта снаряда
(м/с): 680 662 950 590 790 1060 464 619
Пробивная способность при наклоне бронеплиты 90 градусов (мм):
500м - 71 100 - 114 143 - 66
1000м - 51 51 - 85 97 - 60
2000м - 40 - - 64 - - 50

Показали мне тут один прелюбопытный форум. Суть дискуссии в том, что альты предлагают новую версию об истинных причинах начала второй мировой войны. Спорят, могло ли такое быть, что у нас с немцами оружие было одно, да и государства были по сути - конфедерацией. Вопрос, не смотря на кажущуюся очевидность, на самом деле очень актуален. Дальше порассуждаем об этом, и вы убедитесь, что не всё так однозначно в нашем ближайшем прошлом. А пока посмотрите подборку очень редких фото. Гарантирую, многие будут ну очень.... очень удивлены!



Экипаж Панцерваффе на советском танке КВ-1 (Клим Ворошилов)

Тот же КВ-1. Трофейный? Или...

А это наши Т-26. Они успешно воевали даже в Африке, как и советские орудия ЗИС-2

А это тягач "Комсомолец"

Другой "Комсомолец" вытаскивает увязший штабной "Мерседес"

Совсем уж курьёз. Бойцы РККА возвратили из плена Советский БА.

Снова наш Т-26

А это уже легендарная "тридцатьчетвёрка"

БТ-7. Быстроходный танк, создавался советскими конструкторами специально для ведения боевых действий в Европе. Понятно, же, что в России разогнаться то не где было. Как и сейчас, впрочем.

Узнаёте? Это наш БА-10

Ещё один Т-26

Самый массовый и самый надёжный в мире Т-34. Рекордсмен-долгожитель. Ни один танк ни когда не стоял на вооружении такой срок. Последняя машина сошла с конвейра в 1958г. Стоит на вооружении в некоторых странах по сей день.

Ещё один Клим Ворошилов - 1

И опять он же!

52-тонный монстр, убийца ДОТов Клим Ворошилов - 2

Ещё один КВ-1. Очень популярная у фрицев тачка! А у нас теперь: - "Чёрный бууумер, чёрный бууумер..."

А этот БА из конюшни Ваффен-СС

Легендарная "Сушка" - самоходка СУ-85

Это просто шедевр! После тюнинга Т-26 просто не узнать!

Ещё КВ-2

Странный крест на Т-34, нешто санитарные танки бывают?

Снова Т-34

И опять он родимый...

И это снова он!

Может показаться,что у немцев своих танков совсем мало было!

И это он же. Очевидно, что немцы использовали нашу технику не одноразово, и это вызывает массу вопросов. Даже не специалисту ясно, что техника требует технического обслуживания и ремонта. Ну хотя бы просто масляный фильтр где взять на технику врага? В магазине "Автозапчасти для иномарок"? А боеприпасы? Да хоть те же траки гусеничные, их же порядком требуется во время эксплуатации. Неужели он у себя наладили производство расходных и запчастей?

Снова БТ-7.

А типографии в Германии выпускали картонные игрушки "Сделай сам" - копии КВ-1. А танкисты приколисты сами только что вылезли из этого танка и ерундой занялись. Ежё бы раскраски им присылали...

Изучаем матчасть Т-34

И КВ-1 игрушку склейку выпускали. У меня что-то никак это с реальностью не вяжется.

Нормальные такие немецкие КВ-1. А ещё есть сведения, что в Германии выпускались наши лёгкие миномёты. И копировали их так тщательно, что в маркировке на стволе даже букву "Ж" оставили.

КВ-1 разбежался, хотел перепрыгнуть, но... недопрыгнул.

И снова Т-26

Ну без "тридцатьчетвёрки" никуда уже... А как обстояло с трофейной авиацией?

Нормально. Самолётов захватить мало удалось, но были в строю Люфтваффе и наши И-16.

А это уже наводит на размышление. Подпись под иллюстрацией на русском звучит так: - "У нас рой таких танков". Значит их захватили такое огромное количество? В принципе, количество потерь в первые недели войны озвучены и не раз. Да, много попало в плен нашей техники. Но количество танков вставших в строй Панцерваффе просто поражает. Ведь логичнее предположить, что лёгкого стрелкового оружия было захвачено на милионную армию! Где оно? Есть. Есть. Но не много.

А вот, кстати, и миномётный расчёт рядом с "тридцатьчетвёркой"

Подводя итог первой части, объясню, почему в заглавии - портрет Иосифа Виссарионовича. Там правда косяк серьёзный - слово Родина с маленькой буквы, но суть ясна. СССР зарабатывал деньги импортом готовой продукции. Не нефтью и газом, как наши господари, а продукцией, создаваемой на высоко-технологичных предприятиях. Сейчас удивитесь, но я скажу. Советский автомобиль "Москвич 408" был признан в Великобритании автомобилем года, и стал лидером продаж. Его производство было налажено в Бельгии, и это был первый народный автомобиль англичан. Хочется ещё плюнуть в советский автопром?
Развиваю мысль. Как вы думаете, чем могла торговать Россия до 1941 года? Не нужно кидаться сразу "гуглить". В открытой информации только зерно, бобовые, марганец, фосфаты и всяческие руды. И объём внешней торговли просто потрясает. С кем торговали? С Германией естественно. Что у них покупали? Станки, трубы, высокосортную сталь и пр. Т.е. совершенно очевидно, что экономики наших стран были просто взаимозависимы. А что у нас с техникой и вооружениями? Можете не искать. Данные засекречены по сей день. Что... не торговала Россия оружием? Помилуйте! Когда такое было то? Только в смутные времена слома Российской империи, когда отправили на пожизненную каторгу замминистра обороны, отправившего накануне Первой мировой вагоны "устаревших" винтовок и револьверов на переплавку. Сейчас происходит тоже самое, как под копирку. Автоматы и винтовки, револьверы и пистолеты идут вагонами под пресс в Нижнем Новгороде. Только фельдмебель Табуреткин вместо того, чтоб болтаться на висилице посреди Красной площади, переезжает на ПМЖ в Латвию.
Теперь вспомним о военно-техническом сотрудничестве СССР и Германии. Вопреки распространённому мнению, я прихожу к выводу, что не Фердинанд Порше учил нас выпускать грузовики и бронеавтомобили в Горьком. Наоборот, мы поднимали немецкий автопром. Кто сейчас помнит, что генеральным конструктором всех автомобильных двигателей МАН и Даймлер был советский инженер? А вот знайте! Запишите имя создателя легенды мирового автопрома - Луцкий Борис Григорьевич.
Ну а пока взгляните как в Эстонии вытащили из озера немецкий Т-34. Ходят слухи, что этот танк сейчас на ходу, в отличном состоянии, к бою готов!

Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

В 1941-1943 годах германская армия захватила значительное количество Т-34/76. Согласно принятой в Вермахте нумерации трофейной техники тридцатьчетверка получила обозначение Pz.Kpfw.747 T-34(r). Модификации разных годов в немецкой официальной документации несли следующие обозначения: A (1940 г.), B (1941 г.), C (1942 г.), D / E / F (1943 г.). T-34(r) Ausf D (фактически Т-34 обр. 42 г.) получил прозвище "Микки-Маус" , два круглых посадочных люках в башне в открытом состоянии вызывали такую ассоциацию.

Летом 1941-го года первые трофейные Т-34(r) поступили в 1-ую, 8-ую и 11-ую танковые дивизии. Но в тд не решились использовать их в первой линии - наводчики орудий руководствовались прежде всего силуэтом танка, а не опознавательными знаками, что могло привести к обстрелу Т-34(r) своей же артиллерией или танками.
В дальнейшем, чтобы избежать подобных случаев, на борта и крышку моторного отсека корпуса, стенки и крышу башни наносились крупные опознавательные знаки или свастика. Также частой практикой было использование Т-34(r) в боевых порядках пехотных подразделений, что исключало риск обстрела танка собственной артиллерией.

В общей сложности около 300 Т-34/76 использовалось в Вермахте и войсках СС, как в боевых, так и в оккупационных частях. Можно назвать: 1-ый танковый полк 1-ой танковой дивизии (на 15 октября 1941 года - 6 Т-34), 2-ую тд, 33-ий тп 9-ой тд, 7-ой тп 10-ой тд, 11-ую тд, 21-ый тп 20-ой тд, 23-ую тд.
Сформированный в мае 1942 года Pz.Abt.zBV.66, предназначавшийся для вторжения на Мальту, в состав 2-ой роты получил трофейные КВ-1, КВ-2 и Т-34. После расформирования батальона Т-34 были переданы в 1-ую лыжную егерскую дивизию (1 Ski Jager Division), сражавшуюся в составе Группы армий Центр.
Элитные танковые войска Рейха также не брезговали трофейными тридцатьчетверками. Танковый полк тд Великая Германия (Grobdeutschland) использовал T-34(r) вплоть до 1945 года.
После боев за Харьков весной 1943 года (Контрнаступление Манштейна под Харьковом) 2-ым танковым корпусом СС было захвачено около 50 Т-34 обр. 41-42 гг. 25 танков получила 2-ая тд СС Рейх (2 SS Panzer Division das Reich), 22 - 3-я тд СС Мертвая голова (3 SS Panzer Division Totenkopf).
Летом 1943 года T-34(r) использовались в основном в подразделениях истребителей танков. В 3-ем танкоистребительном батальоне тд СС Рейх (3 Panzer Jager Abteilung) - 25 танков. Согласно отчету на 4-е июля в тд СС Рейх числилось 18 исправных T-34(r) и 9 - в ремонте, в тд СС Мертвая голова (Totenkopf) - 22-е машины.
В период Курской дуги, помимо войск СС, в 11-ом тп 6-ой тд числилось на 10 июля 4 Т-34(r), несколько танков в 128-ом танкоистребительном батальоне (128 Pz.Jg.Abt) 23-ей тд. В общей сложности по отчету ОКХ в июле 1943 года в Группе армий Центр использовалось 22-а Т-34(r), в ГрА Юг - 28.
В 23-ей танковой дивизии трофейные тридцатьчетверки использовались до конца войны, в Словакии и Восточной Пруссии, летом 1943 года несколько T-34(r) имели итальянские экипажи, в сентябре 1943 года 24 танка в составе бригады Мечислава Каминского использовались на территории Белоруссии для борьбы с партизанами. В конце 1943 года рота Т-34/76 вошла в состав РОА генерала Власова.

Некоторое количество тридцатьчетверок со значительно поврежденной ходовой частью или трансмиссией было установлено на платформах бронепоездов в качестве артиллерийских установок, например на поездах Михаэль (Michael) и Блюхер (Blucher). Часть танков со снятыми башнями использовались как артиллерийские тягачи, перевозчики аммуниции и боеприпасов или БРЭМы.
В сражениях 1944-45 годов германской армией было взято небольшое количество Т-34/85. В ходе ожесточенных боев под Варшавой 5-ой тд СС Викинг (5 SS Panzer Division Wiking) удалось захватить несколько танков и использовать их против Красной Армии. 252-ая пехотная дивизия во время боев в Восточной Пруссии захватила один Т-34/85 и взяла его на вооружение.
Весной 1945 года 5-ая гвардейская танковая бригада (18-ая армия, территория Чехословакии) отбила у немцев Т-34/85. На тот момент бригада имела на вооружении средние танки Т-34/76 обр. 43 года, легкие Т-70 и трофейные венгерские Толди. "Дважды трофей" стал первой тридцатьчетверкой с 85-мм орудием в бригаде.
Официально на декабрь 1944 года в боевых частях Вермахта использовалось 39 T-34(r), из них 29 - в 1-ой лыжной егерской дивизии (представил Т-34 на лыжах ) , на январь 1945 - 49 T-34(r) и T-34(r)/85.

С конца 1941 года захваченные T-34 направлялись на завод в Риге для ремонта и модернизации. С 1943 года к обслуживанию T-34(r) были подключены заводы в Мариенфилде (Marienfeld, фирма Мерседес-Бенц) и Герлице (Görlitz, фирма Вомаг). Заводы устанавливали на Т-34/76 командирскую башенку с распашными створками люка (с Pz.Kpfw.III) и немецкое радиооборудование.
После повторного захвата Харькова в 1943 г, Харьковский тракторный завод поступил в распоряжение ремонтного подразделения Panzer-Werkstaff SS и ремонтировал трофейные тридцатьчетверки и КВ вплоть до вступления в город русских в августе 1943 года.

В 1941 году T-34(r) использовались в родной темно-зеленой окраске и получали только немецкие опознавательные знаки увеличенного размера. Позднее танки стали перекрашивать в стандартный темно-серый цвет Panzer Gray, а с 1943 года - в грязно-желтый Dunkel Gelb. Тридцатьчетверки, использовавшиеся для охраны аэродромов, окрашивались в стандартный Luftwaffe Gray. Зимой на T-34(r) наносилась белая клеевая краска.

Самые крупные трофеи немцам достались в ходе операции «Барбаросса». Достаточно сказать, что к 22 августа 1941 года они подбили и захватили 14 079 советских танков. Однако попытки использовать столь богатые трофеи с самого начала были сопряжены с большими трудностями. Значительная часть советских танков была настолько разбита в бою, что годилась разве что на металлолом. У большинства же танков, не имевших видимых внешних повреждений, при осмотре обнаруживались поломки агрегатов двигателя, трансмиссии или ходовой части, устранить которые оказалось невозможно из-за отсутствия запасных частей.

Первые советские танки Т-26, захваченные в качестве трофеев, начали использоваться Вермахтом уже летом 1941 года. На фото вверху - танк Т-26 обр.1939 г. вытаскивает завязший в грязи 3-тонный грузовик «Мерседес-Бенц»

Такой же танк охраняет тыловой парк одной из пехотных частей Вермахта

Главной же причиной слабого интереса немцев к трофейной советской бронетехнике были высокие потери Германии в собственных боевых машинах и связанная с этим колоссальная загруженность ремонтно-эвакуационных и восстановительных служб. Заниматься трофейными танками было просто некогда. В результате к октябрю 1941 года в немецких войсках находилось всего около 100 советских танков различных типов. Остальная, брошенная на поле боя советская бронетехника, простояв под открытым небом зиму 1941/42 года, восстановлению уже не подлежала. В этот период Вермахт получил с ремонтных предприятий лишь несколько Т-26 (Pz.740(r), БТ-7 (Pz.742(r) и Т-60. Большинство же машин, в первую очередь, Т-34 (Pz.747(r) и KB (Pz.753(r), использовавшихся фронтовыми частями, были захвачены в полностью исправном состоянии, сразу вводились в строй и эксплуатировались до тех пор, пока не были подбиты или не выходили из строя по техническим причинам.

Лишь с середины 1942 года на вооружение частей, оснащенных трофейными советскими танками, стали поступать машины с германских ремонтных предприятий. Основным из них, специализировавшимся на нашей технике, был ремзавод в Риге. Кроме того, с 1943 года отдельные Т-34 восстанавливались на заводах фирмы Daimber-Benz в Берлине и фирмы Wumag в Герлитце.

Танки Т-26 в немецкой полевой мастерской. На переднем плане - Т-26 обр.1933г. с красной звездой и надписью «Захвачен 15-м пехотным полком». На втором плане - Т-26 обр. 1939 г. с крестом, названием Tiger II и тактическим значком 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова»



Трофейный советский танк Т-26 обр. 1939 г., используемый для отработки учебно-боевых задач по взаимодействию с пехотой, в одной из частей Вермахта

После вторичного захвата немцами Харькова весной 1943 года в цехах Харьковского тракторного завода дивизией СС «Рейх» была создана ремонтная мастерская, в которой прошли восстановление несколько десятков танков Т-34. Для частей СС вообще являлось характерным более активное использование трофейных советских танков. При этом в ряде случаев они состояли на вооружении танковых подразделений совместно с немецкими танками. В дивизии «Рейх» сформировали отдельный батальон, на вооружении которого числилось 25 танков Т-34. Некоторая их часть оборудовалась немецкими командирскими башенками.

Танк БТ-7 обр. 1935 г. в Вермахте. 1943 (или 1944) год. Боевая машина выкрашена в желтый цвет

Красноармеец осматривает вкопанный в землю танк БТ-7 обр.1937 г., использовавшийся немцами в качестве неподвижной огневой точки. 1943 год

Трофейный танк Т-34 из состава 98-й пехотной дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

Танки Т-34 из состава 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». 1942 год

Отдельные танки Т-34 без башен использовались немцами в качестве эвакуационных тягачей.

Что же касается тяжелых танков KB, то, судя по имеющимся данным, в немецких частях число их было невелико и вряд ли превышало 50 единиц. В основном это были танки КВ-1 Челябинского производства с пушками ЗИС-5. Однако есть сведения и об использовании в Вермахте некоторого количества, видимо, очень небольшого, танков КВ-2.

Вместо большого люка на крыше башни этого танка Т-34 установлена командирская башенка, заимствованная у танка Pz.lll

Немецкие командирские башенки устанавливались и на некоторых трофейных Т-34 более поздних модификаций - с так называемой улучшенной башней

Трофейный танк Т-34, переделанный немцами в зенитную самоходную установку с 20-мм счетверенной автоматической пушкой. 1944 год

Судя по фотографиям, на некоторых KB, для улучшения обзорности, устанавливали командирские башенки от немецких танков Pz.III и Pz.IV. Наиболее же творчески к этому вопросу подошли в 22-й немецкой танковой дивизии. Захваченный этим соединением в конце лета 1943 года танк КВ-1 оборудовали не только командирской башенкой, но и перевооружили немецкой 75-мм длинноствольной пушкой.

Трофейные танки Т-34 ремонтируются в цеху Харьковского паровозостроительного завода. Весна 1943 года. Работы осуществлялись силами специального предприятия, созданного в структуре 1-го танкового корпуса СС

Отремонтированные танки Т-34 вошли в состав смешанной танковой роты дивизии СС «Рейх», где использовались совместно с немецкими Pz.IV

Один из танков Т-34 моторизованной дивизии «Великая Германия». На переднем плане - бронетранспортер Sd.Kfz.252. Восточный фронт, 1943 год

В мае 1942 года в ходе подготовки немецкого десанта на остров Мальта (операция «Геркулес») предполагалось сформировать роту из трофейных тяжелых танков КВ. На них планировалось возложить борьбу с английскими пехотными танками «Матильда», входившими в гарнизон острова. Однако потребного количества исправных танков KB не оказалось и эту идею реализовать не удалось, тем более, что и сама высадка на Мальту так и не состоялась.

Некоторое количество трофейных легких танков Т-70 и Т-70М применялась частями Вермахта под обозначением Panzerkampfwagen Т-70®. Точное число этих машин неизвестно, но вряд ли их было больше 40 - 50 штук. Чаще всего эти танки использовались в пехотных дивизиях и полицейских частях (Ordnungspolizei), причем в последних (например, в 5-й и 12-й полицейских танковых ротах) Т-70 эксплуатировались до конца 1944 года. Кроме того, довольно много Т-70 со снятыми башнями использовались для буксировки 50- и 75-мм противотанковых пушек.

Еще один вариант использования трофейной техники - верхняя часть корпуса и башня танка Т-34 стали основой при создании бро-невагона - истребителя танков (Panzerjagerwagen). 1944 год

Бронетанковая техника во дворе ремонтного завода в Восточной Пруссии: танки «Пантера», Т-34 и двухбашенный Т-26(!). 1945 год (в центре)

Тяжелый танк КВ-1, использовавшийся в составе 1-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

Очень редко трофейные советские танки переоборудовались немцами в САУ. В этом отношении самым массовым можно считать эпизод изготовления в конце 1943 года десяти самоходных орудий на базе танка Т-26. Вместо башен на них установили 75-мм французские пушки (7,5-ст Рак 97/98 (f), прикрытые щитом. Эти машины поступили на вооружение 3-й роты 563-го противотанкового дивизиона. Впрочем, боевая служба их была недолгой - уже 1 марта 1944 года все они были заменены САУ «Marder III».

Известен случай переделки танка Т-34 в зенитную самоходную установку. Штатная башня была демонтирована, а вместо нее установлена вращающаяся открытая сверху специальная сварная башня с 20-мм счетверенной установкой Flakvierling 38. Весной 1944 года эта машина числи лась в составе 653-го тяжелого противотанкового дивизиона САУ «Фердинанд».

Монтаж 75-мм танковой пушки KwK40 с длиной ствола в 43 калибра в башню трофейного советского танка КВ-1. 22-я танковая дивизия Вермахта, 1943 год

«Монстр Сталина» - тяжелый танк КВ-2 в строю Панцерваффе! Боевые машины этого типа использовались немцами в количестве нескольких экземпляров, тем не менее, судя по фото, как минимум одна из них была оборудована немецкой командирской башенкой

В целом же количество использовавшихся германскими войсками советских танков было весьма ограничено. Так, по официальным данным, в мае 1943 года в Вермахте насчитывалось 63 русских танка (из них 50 - Т-34), а в декабре 1944 года - 53 русских танка (из них 49 - Т-34).

Трофейный танк Т-60 буксирует 75-мм легкое пехотное орудие. Обращает на себя внимание тот факт, что на этой машине, используемой в качестве тягача, сохранена башня. 1942 год

Переделанный в тягач легкий танк Т-70 буксирует 75-мм противотанковую пушку Рак 40

Всего же за период с июня 1941 по май 1945 года немецкие войска ввели в строй и использовали в боях с Красной Армией более 300 советских танков.

Советские бронеавтомобили применялись в основном в тех частях Вермахта и войск СС, которые их захватили, да и то крайне ограниченно. В числе эксплуатировавшихся немцами советских бронеавтомобилей можно упомянуть БА-20 - (Panzerspahwagen ВА 202(г), БА-6, БА-10 (Panzerspahwagen ВА 203(г) и БА-64. Трофейные полубронированные артиллерийские тягачи «Комсомолец» немцы использовали по прямому назначению - для буксировки легких артиллерийских орудий. Известен случай установки на крыше броневой кабины тягача 37-мм противотанковой пушки Рак 35/36 за штатным щитом.

Тягач - трофейный советский танк Т-70 без башни - буксирует трофейную же советскую 76-мм пушку ЗИС-3. Ростов-на-Дону, 1942 год

Немецкий офицер использует в качестве наблюдательного пункта башню трофейного бронеавтомобиля БА-3. 1942 год. На колеса задних мостов надеты гусеницы «Оверолл»

Предотвращая атаку собственной авиации, немецкие солдаты торопятся укрепить флаг со свастикой на захваченном советском бронеавтомобиле БА-10

Однако это число никогда не было большим. Так летом-осенью 1941-го года в рядах германской армии находилось всего лишь около 100 советских танков. Это был пёстрый парк из техники, которую удалось собрать после разгрома первых эшелонов советской армии. Заметно, что цифра очень скромная на фоне потенциального числа трофеев, которые могли бы достаться немцам. Подобное продолжалось и в дальнейшем - германские войска не стремились использовать советскую технику по причинам сложностей в эксплуатации из-за отсутствия запасных частей, да и Красная Армия уже не теряла танки в таких количествах как в 1941-м. Тем не менее имеющиеся у немцев образцы советской техники всё таки представляют определённый интерес для многих любителей истории и военной техники, поэтому посмотрим на некоторые виды боевых машин, которые использовались немцами более менее активно, если это слово вообще применимо для армии, практически не обращавшей внимания на трофейную бронетехнику.

Трофейный советский тяжелый танк КВ-2 на службе в вермахте.

Танк оснащен немецкой командирской башенкой, на корме установлены стеллажи для укладки пеналов с запасом снарядов. Машина использовалась в составе 66-го немецкого танкового батальона особого назначения (Pz.Abt.zBV.66) и предназначалась для вторжения на Мальту.


Трофейный советский тяжелый танк КВ-2 на службе в вермахте. Данная машина выпуска мая-июня 1941 года.

Изначально танк (зав. № Б-4673) принадлежал Ленинградским Краснознаменным бронетанковым курсам усовершенствования командного состава РККА (ЛКБТКУКС) и был доставлен в Ленинград на ремонт. В ходе ремонта были приварены броневые экраны для защиты погона башни и броневая полоса для защиты люка в отделении управления. На надгусеничных полках установлены дополнительные баки для ГСМ.

После ремонта данный танк попал в 1-ю танковую дивизию Ленинградского фронта и был захвачен частями 269-й пехотной дивизии в середине сентября 1941 года у деревни Тайцы Ленинградской области, после чего восстановлен немцами и некоторое время использовался в составе Pz.Kw.Zug 269 из 269-й пехотной дивизии группы армий «Север». Недавно обломки машины были обнаружены в районе Погостья. Машина застряла в болоте в феврале 1942 года и была взорвана.


Гренадеры батальона СС «Нарва» на броне трофейного танка Т-34.


Советский легкий танк Т-60, захваченный у города Холм.

Трофейные советские САУ СУ-85 из состава 23-й танковой дивизии вермахта.


Трофейный советский танк КВ-2, который использовался немцами во время обороны Эссена, города на западе Германии, и был повторно захвачен — на этот раз американцами.


Трофейный советский легкий танк Т-70 со снятой башней, используемый немецкими войсками в качестве тягача захваченной 76,2-мм дивизионной пушки ЗиС-3.


Трофейный советский танк БТ-7 на улице советского города. На снимке танк БТ-7 образца 1937 года. Трофейные танки БТ-7, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen BT 742(r).


Немецкий офицер и солдат стоят рядом с трофейным советским танком Т-26. По характерным признакам машина образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen Т-26С 740(r).

Три трофейных советских танка БТ-7, стоящие в поле. На переднем плане танк БТ-7 образца 1937 года с зенитной турелью П-40, второй танк БТ-7 образца 1937 года (линейный танк), дальний танк БТ-7 образца 1935 года с поручневой антенной на башне (командирский танк).

Советские трофейные танки часто использовались для подготовки немецких танковых экипажей. Трофейные танки БТ-7, принятые на вооружение вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen BT 742(r).

Трофейный советский танк Т-26 следует мимо строя немецких солдат в захваченной советской деревне. По характерным признакам машина образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen Т-26С 740(r).


Немецкий ремонтник занимается обслуживанием аккумулятора трофейного советского танка Т-26 в ремонтной мастерской. По характерным признакам машина образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen Т-26С 740(r).


Трофейный советский танк Т-26 на обеспечении охраны тылового парка одного из пехотных подразделений вермахта. По характерным признакам машина образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen Т-26С 740(r).


Трофейный советский танк Т-26 вытаскивает из грязи немецкий грузовик Mercedes-Benz L 3000. По характерным признакам танк образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс PanzerkampfwagenТ-26С 740(r).

Немцы едут на захваченном советском танке КВ-1.


Немецкий танкист наносит немецкие опознавательные знаки на башню захваченного советского танка Т-34-76. На борту башни, в центре креста, хорошо заметна заплата, закрывающая, скорее всего, пробоину в броне.


Трофейный советский танк Т-26 дивизии СС «Мертвая голова» носивший имя «Mistbiene»


Трофейные советские танки Т-34 выпуска 1941 года из состава неустановленной танковой части вермахта.

На машины нанесены опознавательные и тактические знаки. Судя по состоянию танков, очевидно, что они выведены из эксплуатации.


Трофейные советские танки Т-34 и КВ-2 из 66-го немецкого танкового батальона особого назначения (PzAbt. z.b.V. 66) в Нойруппине (Neuruppin), Германия. На машины установлены радиостанции, светомаскировочные фары «Нотек» (Notek) и нанесены опознавательные знаки.


Трофейный советский танк КВ-2 в вермахте.


Модернизированый трофейный советский танк КВ-1 из состава 204-го танкового полка 22-й танковой дивизии вермахта. Немцы установили на нем вместо 76,2-мм пушки немецкую 75-мм пушку KwK 40 L/48, а таже командирскую башенку.


Трофейные советские танки КВ-1Э (экранированные) из состава 8-й танковой дивизии вермахта. На танки установлены радиостанции и нанесены немецкие опознавательные знаки, на лобовом листе первой машины видна тактическая эмблема дивизии.

КВ-1 на переднем плане, выпуска июня 1941 года, был получен 6-м танковым полком советской 3-й танковой дивизии вечером 3 июля 1941 года. Вероятнее всего, был разгружен на станции Карамышево недалеко от Пскова. Танк прибыл с заводским экипажем и двумя боекомплектами. Экипаж был усилен комсоставом полка и утром 5 июля 1941 года пошел в бой. Танк атаковал примостный плацдарм немецкой 1-й танковой дивизии в Острове. Был подбит у моста черех речушку Вязовня в деревне Карпово, у северной окраины Острова на выходе из боя.


Советский танк КВ-1, захваченный немцами и использовавшийся в 8-й танковой дивизии вермахта в качестве учебного. На машину установлена радиостанция и нанесены опознавательные и тактические знаки.


Трофейный танк Т-34-76 в вермахте. Зима 1941—1942 г. Хорошо видна характерная немецкая модификация — командирская башенка, а также ящик на борту.

Трофейный Т-34 на лесной дороге под Москвой. Поздняя осень 1941 года.


Немецкие саперы разминируют дорогу перед трофейным советским танком Т-34. Осень 1941 года.


Танк КВ-2 из состава Pz.Abt.zBV-66. В результате немецкой модификации получил командирскую башенку, укладку для дополнительных боеприпасов на корме машины, фару Notek и еще ряд мелких изменений.


Трофейный советский легкий танк Т-26 на службе вермахта.


Захваченные немцами советские танки Т-34-76 поставлены ими в строй. Интересно, что немцы модернизировали танки: установили командирские башенки от Pz.III, улучшив обзорность (один из недостатков оригинального Т-34), снабдили пушки пламегасителем, добавили на борт ящик, установили фары слева. Кроме того, у второй и третьей машин неродные крылья.