Соцреализм в метро: Площадь Свердлова - Площадь Революции

Старая Москва
Исторические районы, главные улицы и площади великого города

ПЛОЩАДЬ СВЕРДЛОВА

Площадь Свердлова - центральная площадь современной Москвы. Под нею сходятся три линии метрополитена, выходящие на поверхность вестибюлями станций "Охотный ряд" и "Площадь Революции". Ее пересекает важнейшая магистраль движения с запада на восток, и от нее идет большое движение на север по Пушкинской, Петровке и Неглинной улицам.
Площадь представляет собою прямоугольник, вытянутый с севера на юг.
На северной ее стороне находится здание Большого театра, увенчанное колоннами и портиком с триумфальной колесницей. По восточной стороне этого здания проходит улица Петровка. Перед театром разбит небольшой красивый сквер.
Южная половина площади прежде была занята большим сквером; с 1934 года ее покрыли асфальтом, и только оставшийся здесь старый фонтан напоминает о былом. На востоке площади Свердлова возвышается многоэтажное здание гостиницы "Метрополь".
Южную сторону площади Свердлова замыкает стена Китай-города, частично разобранная в 1937 году. На границе с площадью Революции расположен вестибюль станции метро "Площадь Революции", восточнее - лестница в Китай-город.

Площадь Свердлова. Большой театр. 1947 год.


Площадь Свердлова. Большой театр со стороны Малого театра. 1947 год.

За стеной Китай-города виднеются старые здания Печатного двора XVII века, Никольского и Заиконоспасского монастырей.
На западной стороне площади находятся 1-й стереокинотеатр и станция метро "Охотный ряд".
Таков современный вид площади Свердлова.
В XV веке эта местность была пустынной. Там, где сейчас стоят здания Мосторга и Малого театра, текла река Неглинная, плавным изгибом пересекая современную площадь у находящегося на ней теперь фонтана и направляясь к площади Революции. Во время наводнений и больших дождей река разливалась, затопляя почти всю площадь. Когда в конце XV века был построен Пушечный двор, мост от него был переброшен не только через р. Неглинную (остатки его недавно найдены при постройке новой, сцены Малого театра), но и по земле до современной Пушкинской улицы: очевидно, без деревянной мостовой по площади тогда нельзя было ни пройти, ни проехать.
В 1516 году в южной части площади был вырыт большой пруд. За ним в 1536-1538 годах была построена кирпичная стена Китай-города.
Следуя изгибу р. Неглинной, на правом ее берегу стояли ряды лавок, а на левом, поблизости от места, занимаемого "Метрополем", тогда находились деревянные бани с длинными журавцами (черпаками) для подачи воды в бани прямо из реки.
В 1737 году все деревянные дворы и лавки на площади сгорели. На их месте появились дворы знати: князей Черкасских, Туркестанова, Голицына и других.
По южной стороне Петровской улицы, продолжавшейся тогда до Тверской, на месте, где теперь 1-й стереокинотеатр, стояли "Архитекторские покои князя Ухтомского" - школа для подготовки архитекторов.


Театральная площадь в 1824 году. Петровский театр.


Театральная площадь со стороны Петровского театра в первой половине XIX века.

В пожар 1812 года все здания на площади сгорели. Была утверждена новая планировка местности. Реку Неглинную заключили в подземную трубу.
Первыми на площади были построены в 1824 году здания Большого и Малого театров. Их строил знаменитый архитектор Бове.
Большой театр оперы и балета - одно из красивейших зданий Москвы. Внутренняя отделка театра, его большая вместимость (около 2300 зрителей) и прекрасные артистические силы ставят его на одно из первых мест в мире. Недавно еще здесь пели Шаляпин, Нежданова, Собинов, танцевала Гельцер. Сейчас из артистов театра пользуются заслуженным успехом Михайлов, Пирогов, Барсова, Лемешев, Козловский. В наше время особенно привлекают зрителей постановки: "Иван Сусанин" Глинки, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка", "Царская невеста" и "Садко" Римского-Корсакова, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Борис Годунов" Мусоргского, балеты "Лебединое озеро" и "Золушка".
В Большом театре происходили всероссийские и всесоюзные съезды Советов, торжественные заседания Московского совета, на которых неоднократно выступали В. И. Ленин и И. В. Сталин.
Малый театр ставит драмы и комедии. Его по праву называют Домом Щепкина, в честь прославленного актера середины XIX века М. С. Щепкина, утвердившего реализм - художественную правду - на сцене. В Малом театре играли и другие знаменитые актеры: Садовские, Ленский, Ермолова, Федотова, Южин, Давыдов. В наше время отличаются изумительной игрой актеры: Яблочкина, Рыжова и другие. Театр славится постановками пьес "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизор" Гоголя, комедий Островского и произведений современных драматургов.
Театр называется Малым, так как он вмещает вдвое меньше зрителей, чем Большой.
В. И. Ленин был в Малом театре в 1918-1920 годах на спектакле "Старик" и на пятидесятилетнем юбилее М. Н. Ермоловой.
После постройки театров по всем сторонам площади были сделаны проезды, а центр ее был обведен канатом на столбиках и не замощен; он предназначался для парадов войск и назывался плац-парадом.
К югу от этого плац-парада еще в 1829 году был устроен фонтан мытищинской воды, украшенный затем художественной скульптурой Витали. Фонтан сохранился до нашего времени.
В 1853 году Большой театр сгорел. В 1856 году архитектор Кавос восстановил его, надстроив один этаж и пристроив с боков навесы на железных столбах, стоящие и доныне.
В 1907 году была построена первоклассная гостиница "Метрополь" с рестораном и великолепным зимним садом. На фронтоне гостиницы помещена майоликовая картина художника Врубеля "Принцесса Греза". Построена была гостиница по проекту архитекторов Эриксона, Кекушева и других.
В 1910-1911 годах плац-парад, пыльный летом, снежный зимой и грязный весной и осенью, был уничтожен; на его месте появились два прекрасных сквера.
А в 1913 году у Китайской стены был устроен третий сквер - "розариум", в котором цвели лучшие сорта роз.
В январе 1917 года на Театральной площади, как тогда называлась площадь Свердлова, произошли столкновения рабочих демонстраций с царскими войсками.
Во время Великой Октябрьской революции площадь простреливалась артиллерийскими орудиями, поставленными революционными отрядами по обеим сторонам Большого театра и направленными на "Метрополь" и Городскую думу, захваченные белогвардейцами.
В 1919-1920 годах в залах "Метрополя" происходили заседания ВЦИК, съезды и совещания, на которых неоднократно бывал В. И. Ленин.
Во время строительства метро первой очереди в 1934 году большой сквер площади был занят его шахтой, а затем эту территорию временно асфальтировали. В недалеком будущем здесь опять будет устроен сквер.
В 1937 году место розариума у Китайской стены было занято строительством метро второй очереди. Здесь появились вестибюль станции "Площадь Революции" и временная лестница в Китай-город.
В ближайшем будущем на площадь выйдет новым фасадом здание гостиницы "Москва", а у Китайской стены появится новое здание, которое украсит площадь.
Площадь называлась сперва Петровской - по улице Петровке, позже - Театральной, по стоявшим на ней театрам. В 1919 году она переименована в площадь Свердлова - в память старого большевика, одного из руководителей партии и советской власти Я. М. Свердлова.

У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Свердлова. Площадь Свердлова площадь в Центральном районе Новосибирска. Названа в честь одного из лидеров партии большевиков, председателя ВЦИК Якова Свердлова. С 1931 года по 1938… … Википедия

Свердлова улица - Улица Свердлова название улиц, наименованных в честь Я. М. Свердлова. Улица Свердлова улица в Екатеринбурге. Улица Свердлова улица в Липецке. Улица Свердлова улица в Мурманске. Улица Свердлова улица в Сочи. Улица Свердлова советское… … Википедия

площадь Калинина - Площадь находится на пересечении Кондратьевского и Полюстровского проспектов. Она образовалась в начале 1950 х годов и первое время называлась площадью у кинотеатра «Гигант». Кинотеатр занимал выходящий на площадь дом № 44 по… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Площадь Науки (Челябинск) - площадь Науки Челябинск … Википедия

Площадь Тукая (Казань) - У этого термина существуют и другие значения, см. площадь Тукая. Площадь Тукая Казань тат. Тукай Мәйданы Общая информация … Википедия

Площадь Победы (Мелитополь) - У этого термина существуют и другие значения, см. площадь Победы. Победы площадь Мелитополь … Википедия

Площадь 1905 года (Екатеринбург) - У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь 1905 года. Координаты: 56°50′16.5″ с. ш. 60°35′50″ в. д. / 56.837917° с. ш … Википедия

Площадь Парижской Коммуны (Екатеринбург) - У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Парижской коммуны. У этого термина существуют и другие значения, см. Дровяная площадь. Координаты: 56°50′ … Википедия

Площадь Труда (Екатеринбург) - У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Труда. Координаты: 56°50′18.16″ с. ш. 60°36′24.4″ в. д. / 56.838378° с. ш … Википедия

Площадь Малышева (Екатеринбург) - Малышева площадь Екатеринбург Общая информация Район города Ленинский Жилой район Центральный Прежние названия Зелёный рынок, Старый толкучий рынок Ближайшие станции метро … Википедия

Книги

  • Мастера советской архитектуры. И. А. Фомин , М. Минкус, Н. Пекарева. Москва, 1953 год, Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Настоящая книга посвящена жизни и творчеству одного из… Купить за 2200 руб
  • Клуб "Профинтерн" , Дегтева Любовь. Клуб "Профинтерн"-здание, имевшее много имен за свою вековую историю: Епархиальный дом, клуб" Профинтерн", Дом культуры им. Якова Свердлова, Дом культуры ГУВД. Оно появилось в начале XX века,…

Московский метрополитен не только выполняет транспортные функции, но и остаётся уникальным музеем работ советских художников-пропагандистов. Следующие станции - "Площадь Свердлова" и "Площадь Революции" - открылись в печально известном 1938 году. Наверху за счастливыми советскими людьми приезжали строгие сотрудники НКВД, а в подземке фарфоровые персонажи пели и плясали, бронзовые герои выполняли планы сталинских пятилеток, а после рабочей смены прыгали с парашютом или играли в футбол.



Открытие станции "Площадь Свердлова" (современное название - "Театральная") состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Архитектор станции И.А.Фомин не дожил до реализации проекта, работу завершил его ученик Л.М.Поляков.


Строительство метро на площади Свердлова. 1933-1934гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/93435

О прежнем названии станции напоминают следы букв на путевой стене и постамент демонтированного бюста Свердлова.

Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами - занавес. По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».

Свод центрального зала отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Это представители семи союзных республик: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Узбекистана и Украины. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н.Я.Данько. Персонажи повторяются, но, если приглядеться, каждая фигурка имеет некоторые небольшие отличия.


Русский


Русская


Узбек


Ещё узбек в другом халате


Узбечка


Армянин


Армянка


Украинец


Украинка


Грузин


Грузинка


Белорус


Белоруска


Казах


Казашка

Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина». 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года - переход из южного торца на станцию «Площадь Революции».

В переходе две композиции на тему советского балета.

Станция "Площадь Революции" открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») - «Курская» (вторая очередь строительства).

На торцевой стене восточного вестибюля (Богоявленский переулок) в технике флорентийской мозаики изображён герб СССР в окружении алых знамён. Ниже выложены даты «1917» и «1947» и строки одного из первых советских гимнов.

В зале станции на постаментах установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптурным оформлением станции занимался один из виднейших советских скульпторов - М. Г. Манизер. Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты (также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, который находился в тупиковом торце центрального зала). Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды). Известно, что при создании фигур матросов скульптору позировали реальные моряки - Олимпий Рудаков и Алексей никитенко.

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. При перевозке некоторые скульптуры пострадали, но были восстановлены.

Многие пассажиры верят, что скульптуры на "Площади Революции" приносят удачу, и не забывают подержаться за матросский наган или флажок сигнальщика, потереть нос пограничной собаке.

Арка I
01. Революционный рабочий с винтовкой и гранатой
02. Революционный солдат с винтовкой

Арка II
03. Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие
04. Революционный матрос с наганом

Арка III
05. Парашютистка ОСОАВИАХИМ
06. Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Арка IV
07. Девушка «Ворошиловский стрелок» с малокалиберной винтовкой
08. Пограничник с собакой

Театральная площадь – одна из центральных площадей Москвы, составляющих «ожерелье» вокруг Кремля и Китай-города. Она находится между ул. Петровкой и Копьевским переулком и соседствует с площадью Революции.

Театральная площадь была сформирована в 1821 году архитектором О.В. Бове. До XIX века это была местность на низком берегу реки Неглинной, застроенная частными дворами и банями. Здесь располагались дворы князей Лобановых-Ростовских, Черкасских, князя Туркестанова, князя В.Ф. Сибирского.

В пожар 1812 года все строения на площади сгорели. Тогда было решено устроить на освободившемся месте площадь, река Неглинная была убрана в трубу. Площадь назвали Петровской по ближайшей улице Петровке.

Центральное место на площади занимало огромное здание Петровского театра, фасадом обращенное к Китайгородской стене, по обеим сторонам его располагались четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Все фасады были спроектированы архитектором О. Бове. Сегодня только одно здание сохранило первоначальные элементы – это Малый театр.

До 1835 года немощеная (а потому в распутицу фактически непроходимая) площадь была отдана военному ведомству для проведения плац-парадов. Периметр площади огораживал канат, и проезд был возможен только в объезд.

С 1919 года площадь носила имя революционного деятеля Якова Свердлова.

В 1949 года площадь Свердлова украсили два сквера, разбитые вокруг двух фонтанов, засаженные плодовыми деревьями и сиренью. Один из фонтанов, ближайший к Китайгородской стене, создан почти двести лет назад известным скульптором И.П. Витали. В конце XIX века он выполнял роль водоразборного фонтана.

В центре площади – памятник К. Марксу. Скульптура основателя научного коммунизма высечена из цельной гранитной глыбы. Автором скульптуры был Л.Е. Корбель. Памятник был открыт в 1961 году.

  • Большой театр

    Архитектурной доминантой площади является Большой театр. Он был построен в 1824 году по проекту архитекторов О.И. Бове и А.А. Михайлова. Многоколонный портик, строгие классические линии делает его настоящим храмом искусств. Колоннаду венчает квадрига с летящим на ней Аполлоном. В 1853 году театр горел и был восстановлен в новом объеме по проекту талантливого театрального архитектора Альберта Кавоса.

    Перейдите через Театральную площадь к памятнику Островскому.

  • Малый театр

    По обеим сторонам Большого театра расположены Малый театр и Российский Академический молодежный театр. Недаром площадь названа Театральной. Малый театр – двухэтажное строгое здание, сохранившая на себе черты фасада, задуманного великим архитектором. Перед зданием Малого театра в 1929 году был открыт памятник драматургу А.Н. Островскому работы Н. Андреева.

    Подойдите к зданию по другую сторону от Большого театра.

  • Здание Центрального детского театра (театр РАМТ)

    Справа от Большого театра расположен Молодежный театр РАМТ. Доходный дом К. Полторацкого, спроектированный некогда Бове, был перестроен в конце XIX в. архитектором Б. Фрейденбергом для театра под руководством М. Лентовского. Сейчас это нарядное в стиле эклектики здание безусловно является украшением Театральной площади.

Площадь Свердлова (Новосибирск) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Примечательные здания и сооружения

«Стоквартирный дом»

Стоквартирный жилой даун - одно из самых значительных жилых зданий 1930-х годов, яркий пример постконструктивистских «неоклассических» поисков архитектурной стилистики. Автор проекта Андрей Крячков .

Дом строился с 1932 по 1937 годы для работников Западно-Сибирского краевого исполкома . На Всемирной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году проект дома (вместе с проектами Крячкова Домов Советов в Иркутске и Красноярске) удостоен высшей награды - диплома «Гран-при» и Золотой медали (на той же выставке Гран-при удостоен и проект здания Новосибирского театра оперы и балета).

П-образное в плане восьмиэтажное здание, расположенное с отступом от красной линии проспекта, занимает подчиненное положение в архитектурном ансамбле площади, подчеркивая в нем главную роль соседнего здания - Крайисполкома (ныне здание правительства Новосибирской области). Тем не менее чувствуется масштабность и «дворцовый» характер сооружения.

При проектировании дома тщательно продуман набор жилых и подсобных помещений в квартирах, удачные пропорции комнат с их хорошей ориентацией и инсоляцией. На протяжении длительного времени дом считается самым престижным в Новосибирске. В нем жили академик Евгений Мешалкин , биатлонист Александр Тихонов , художник Николай Грицюк, директора крупных новосибирских заводов, во время эвакуации артист Николай Черкасов . Мемориальные доски в память о трех знаменитых жильцах - Николае Грицюке, Евгении Мешалкине и Борисе Галущаке - установлены на главном фасаде дома.

Художественный музей

Это здание - яркая страница в истории послереволюционной Сибири, с 1926 года в нем была сосредоточена вся политическая власть Сибирского края .

7 февраля 1925 года Роберт Эйхе поручил архитектору Андрею Крячкову составление проекта и сметы на строительство здания Сибревкома , а также наблюдение за работами по его возведению. Через 7 месяцев трехэтажное кирпичное здание было построено. В его оформлении использованы приемы неоклассицизма и рационалистического модерна . У здания хорошие пропорции, высокопрофессиональный рисунок деталей и элементов от красивого абриса купола до решетки, ограждающей его. Оно имеет монументальный вид, а фигуры рабочего и крестьянина с серпами и молотами придали архитектуре здания конкретное идеологическое содержание.

Позже у здания появилась пристройка по улице Свердлова, в которой были квартиры для высших региональных чиновников, в частности, в 1930-1937 годах здесь жил сам Роберт Эйхе. В 1982 году, после того как областной и городской комитеты КПСС покинули здание, здесь разместилась Новосибирская картинная галерея. 5 марта 2004 года она переименована в Новосибирский художественный музей.

Здание правительства Новосибирской области

Одно из самых значительных сооружений Новосибирска, построенных в период формирования города как административного центра Сибирского края, объединившего пять бывших губерний царской России.

Бюст Александра Покрышкина

Напишите отзыв о статье "Площадь Свердлова (Новосибирск)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Площадь Свердлова (Новосибирск)

– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.