Руны. Шепот тайны. Медоуз Кеннет. Магия рун

Не только великанам и людям показывался Один в те дни, когда странствовал по Ётунхейму под именем Вегтам. Он встречался и разговаривал также с богами: с тем, что жил далеко от Асгарда, и с теми, что спускались из Асгарда в Мидгард и Ётунхейм.

Далеко от Асгарда жил Видар, молчаливый сын Одина. Глубоко в глуши, среди ветвей и высокой травы, сидел Видар. А рядом с ним пасся оседлан­ный конь, готовый в любую минуту пуститься в путь.

И Один, теперь Вегтам Странник пришел в это уединенное место и заговорил с Видаром, молча­ливым асом.

О Видар, - молвил он, - самый непостижи­мый из моих сынов, бог, который будет жить, ког­да все мы умрем, бог, который принесет память об обитателях Асгарда в мир, не ведающий их власти. О Видар, я прекрасно знаю, почему рядом с тобой пасется конь, готовый в любую минуту пу­ститься в путь. Это затем, сын мой, чтобы ты мог вскочить на него и мчаться во весь опор, спеша отомстить за своего отца.

Только тебе, о Видар Молчаливый, открою я тайный смысл моих деяний. Кто, как не ты, вправе узнать, зачем я, Один, старейший из богов, девять дней и девять ночей висел на дереве Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем? Я висел там, об­дуваемый ветрами, дабы обрести знание, которое даст мне силу в девяти мирах. На девятую ночь мне явились руны мудрости, и, соскользнув с дерева, я взял их себе.

И ты узнаешь, зачем будут прилетать к тебе мои вороны, принося в клювах кусочки кожи. Это для того, чтобы ты стачал себе из них сандалию. Но­гой, обутой в эту сандалию, ты упрешься в ниж­нюю челюсть могучего волка и разорвешь его по­полам. Все башмачники мира бросают наземь обрезки кожи, чтоб тебе было из чего стачать сан­далию для ноги-раздирательницы.

Я надоумил людей срезать ногти у мертвецов, чтобы как можно дольше великаны не построили себе из этих ногтей корабль Нагльфар, на кото­ром они приплывут с севера в день Рагнарёка, ги­бели богов.

И я скажу тебе больше, Видар. Сойдя к людям, я женился на дочери героя. Зачатый нами сын бу­дет жить как смертный среди смертных. Его назо­вут Сиги. От него произойдут герои, что вместе с другими героями заполнят Вальхаллу, мой соб­ственный чертог в Асгарде, и, когда пробьет час, поддержат нас в битве с великанами и Суртом, во­оруженным огненным мечом.

Долго оставался Один наедине со своим мол­чаливым сыном Видаром, который со своим бра­том переживет обитателей Асгарда и принесет в новый день и новый мир память об асах и ванах. Многое поведал ему Один, прежде чем покинул глушь, где росли травы и кусты и пасся конь, гото­вый в любую минуту пуститься в путь, и обратил стопы к берегу моря, куда сошлись небожители, приглашенные на пир старым великаном Эгиром, морским владыкой.

Лист висел на дереве, выставляя напоказ под солнцем зеленый цвет своего тела. Люди смотрели на него из окна своего мира, и он представал их только такими:. освещенными солнцем, яркими и радующимися жизни. Из окна своего мира люди смотрели на него так, как им нужно был смотреть. Лист висел на дереве, и многие считали, что если на лист светит солнце, это значит,что листьям больше ничего не надо. Солнце любят все - а как иначе?

Листья освещались солнцем, а когда оно зайдет, им нужно просто лишний раз перетерпеть, зная свое место на дереве- иного пути у него нет.

Один из листьев висел так, что солнечный свет на него не попадал. Понятное дело, что он был изгоем, ведь на лист должен светить солнечный свет- никак иначе. Этот лист упал раньше других не в октябре, как было положено, принято и надо, а летом - какое хамство, какая наглость!

Он лежал вне дерева, на земле под ним. Однако, это был поразительный факт- он остался зеленым и пышным, именно благодаря нему сохранилось представление о том, что на этом дереве были листья спустя миллионы лет, в нашу эры- так как лист изгой окаменел и поведал другим о необычном дереве.

Лист-изгой, прежде чем окаменеть, проплыл небольшое расстояние по горной реке, которая заметно берегла его. Это было чудо, но лист-изгой абсолютно не распался и не раскрошился. Вскоре вода замерзла, а лист -изгой, попав в окаменелости, остался там навсегда. Время не дало ему распасться, время его сохранило.

Дерево стало желтеть и разрушаться, а лист-изгой оставался в окаменелостях таким же зеленым и пышным, как и прежде. Иные листья понимали, что давно настало их время, что им пора упасть и освободить место другим листьям. Лист-изгой уже лежал на земле: ему не нужно было никуда падать, он лежал во льдах на дне горного водоема, напоминая о том, как выглядели другие листья до того, когда им было уже пора уйти навсегда.

Наконец, с дерева упали все листья, а лист-изгой все еще был там, на дне ледяной горной реки, и у него еще было былое великолепие, что не скажешь при другие листья. Через несколько десятков лет дерево полностью высохло, а лист-изгой до сих пор лежал на дне той самой горной реки...

Время не было подвластно лист-изгою. Почему он упал? Почему не какой-то другой лист, ведь листьев очень много. Возможно, природа наказала его за то, что слишком много требовал. Все таки каждый должен знать свое место, а он хотел от жизни слишком многого. Умерев в молодом возрасте, если можно так выразиться, он обеспечил себе бессмертие. Он обеспечил себе вечное ледяное бессмертие...

Итак, дерево стояло на горе, а он упал вниз, в полузамерзший водоем, где и остался, в то время как другие, правильные листья, на которых светило солнце, пожелтели, упали, распались.

Но до этого они были засраны каким-то динозавром.

А кто вообще решил, что Один висел на Иггдрасиле?

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

Veit ek, at ek hekk
vindgameiði á
nætr allar níu,
geiri undaðr
ok gefinn Óðni,
sjalfr sjalfum mér,
á þeim meiði
er manngi veit
hvers af rótum renn.

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул.

Við hleifi mik sældu
né við hornigi,
nýsta ek niðr,
nam ek upp rúnar,
æpandi nam,
fell ek aptr þaðan.

Моё знание исландского стремится к нулю, но его достаточно, чтобы определить, что в оригинальном тексте нет ни одного слова, похожего на Yggdrasil.

Поэтому следующий комментарий из издания Гуревича и Стеблина-Каменского звучит несколько непонятно:

Древо предела — ясень Иггдрасиль, мировое древо. Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Иггдрасиль — буквально «конь Одина». Один повесился на этом древе однажды, чтобы приобрести тайные знания.

При чём тут "конь Одина"?

В одной антропологической книжке даётся оригинальная версия, которая объясняет и коня, и ритуальные 9 дней, которые Один якобы висел на дереве.

Начинается книжка весело, про ведьм и рецепты снадобий, которые они принимали, чтобы лететь на шабаш. Сегодня уже известно, что летали они не по-настоящему, а тихо-мирно у себя дома смотрели глюки под действием наркотического напитка или же практиковали астральные выходы вообще без веществ. Речь, в основном, идёт о европейских ведьмах. Если бы Инквизиция дошла до самой Северной Европы, Северной России, Индии, Африки или Центральной и Южной Америк, там бы список "средств для полёта" расширился бы за счёт мухоморов, кактусов (пейотль), коры лиан (айахуаска) и т.п.

Второй момент, который широко описывается в книгах по шаманизму - инициация шамана в мир духов: либо за счёт уединения и погодных испытаний, либо за счёт тех же галлюциногенных веществ. Причём даже во втором случае процесс мог продолжаться по несколько дней. Уединиться на 9 дней несложно, даже если поголодать. А северные шаманы суровые. Так что вполне возможно, что 9 дней Один "скакал на коне в далёкие дали", лёжа в это время в отключке где-нибудь под деревом.

Автор книжки также упоминает некоторых исследователей, которые считают, что Мировое Древо - это не ясень (askr, это же слово использовалось для обозначения любого дерева вообще), а тис (yr), который при определённых атмосферных условиях может спровоцировать галлюцинации у людей, которые находятся рядом с ним. Ещё Плутарх и Диоскорид писали, что человек, заснувший в тени тиса, рискует умереть. Также имеются свидетельства о том, что мебель из тиса в спальнях может явиться причиной болезни. И если не существует документальных свидетельств о том, что северо-европейские шаманы что-то принимали, вполне возможно, им это и не надо было, если правильный человек знал правильное дерево и правильное время, а деревья они скорее всего знали отлично, т.к. где-то там рядом жили друиды, славившиеся своим знанием именно что деревьев.

Я уже , что Мировое Древо это не ясень и не тис, и даже не баобаб, а метафора сути вещей. В космологии Иггдрасиль - суть мира. Так что 9-дневное шаманское путешествие Одина под веществами для познания сути мира, его тайн, рун (rúnar) - это банальная шаманская инициация. Не обязательно только бога Одина, а любого тогдашнего шамана. Но если Один считался типа первым шаманом, то, по мысли тех людей, должен был пройти стандартный известный им процесс, который и оказался художественно запечатлён в "Речах Высокого".

Слово "повесить" также приобретает новый смысл, когда знаешь, что Одину часто приносили жертвы, вешая их на дереве. То есть шаман принёс все необходимые жертвы богам, прежде чем начать инициацию. Ещё упоминается тот факт, что после победы над римлянами кимвры (германская народность) вешали пленников на деревьях и закалывали их копьями.

Автор также фантазирует на тему того, что, возможно, до Одина существовал бог по имени Yggr, с которым его культ впоследствии слился. Тогда пассаж "посвященный Одину, в жертву себе же" следует понимать не буквально, а аллегорически, как историческая смена одного культа другим.

В любом случае, буквально, последовательно и исторически трактовать такие многоплановые тексты нельзя. Вполне возможно, что в десятке строчек на первый взгляд законченной, но малопонятной истории, оказались зафиксированы несколько космологических и культурных реалий того времени, когда текст был записан.

Раненый я висел
Открытый всем ветрам,
Девять долгих ночей,
Пронзенный копьем,
Посвященный Одину,
Принесенный в жертву себе же,
На древнем дереве,
Чьи корни уходят
В неизвестность.

О дин открыл руны, вися на древнем дереве. Это древнее дерево символизирует мироздание. Один был пронзен копьем. Он был прибит копьем к дереву. Это очень важный момент. Прибит. И был прибит в одной точке. В одной! Копье, что пригвоздило Одина к дереву, дает "привязку" системы к определенной точке, к некоторому началу. И нечто утверждаемое будет иметь определенные свойства относительно этой определенной точки, относительно начала. Понятно, что относительно другого начала у этого нечто будут другие свойства, другие характеристики. Существует система. В данной системе действуют определенные законы.
Один бросил на землю девять палочек. Палочки образовали матрицу из вертикальных и диагональных линий. Путем выделения тех или иных сегментов матрицы проявились 24 символа - Руны. Палочки легли на землю и образовали матрицу, матрицу рун. Вполне возможно, что рассматривая то, или иное понятие, Один принимал соответствующую этому понятию позу. Возможно, определенная поза способствовала более полному ощущению определенного понятия. Затем, чтобы изобразить позу в виде символа, он и кидал палочки на землю, составляя из них символ. Символ повторил очертаниями позу, и стал отображением определенного понятия. Исходные девять палочек - это весь Космос - космическое дерево. Оно представляет собой девять миров. Это характерно для как для всей вселенной, так и для микро - вселенной - человека. Наиболее точно и доступно описание девяти миров и самого космического дерева дал знаменитый исследователь рун Кеннет Медоуз в своей книге "Магия Рун".


Средний мир - Мидгард. Расположен в центре, в точке взаимодействия всех остальных миров. Здесь все аспекты нашего целостного бытия - физический, энергетический, ментальный и духовный - находятся в динамическом равновесии, воздействуя друг на друга. Это царство повседневной реальности, рассудка и эмоций. Здесь властвует Время, обитает и временное "Я" человеческой личности. Здесь в равных количествах присутствуют силы, которые мы называем Добром и Злом. Ключевая руна - Jera.

Над Мидгардом по вертикали расположен Альфхейм - место просветления, где властвует свет Разума. Это царство интеллекта и воображения. Это наша ментальная вселенная. Альфхейм - царство Разума, однако сам Разум является лишь эманацией Души и отражает ее свет. Ключевая руна - Sowilo.

Под Мидгардом по вертикали расположен Свартальфхейм. Это царство "становления", где будущее формируется из мыслительных образов настоящего; оно ассоциируется с подсознательной активностью, происходящей под поверхностью сознания и поддерживающей структуру нашей "обычной" реальности. Подсознательный аспект Разума, слуга сознательного "Я". Ключевая руна - Eihwaz.

У самого основания Космического Древа расположен Хелл. В естественном цикле жизнь ведет к смерти, а смерть - к новой жизни или возрождению. Слово "хел" означает "оболочка". Хел действительно "обволакивает" природные силы, действующие на самых глубинных уровнях Бессознательного. Хел - это царство неподвижности и инерции, место покоя. Это обитель импульсов и инстинктов, где находится сущность физического тела - телесное "Я". Ключевая руна - Hagalaz.

На вершине вертикальной оси расположен Асгард - царство богов. Верховное положение Асгарда означало, что это место достижимо лишь после решительных, настойчивых усилий и (в шаманистической традиции) с помощью валькирий. Мифологические валькирии были дочерьми Одина, сопровождавшими души погибших героев-викингов в царство счастья и вечной жизни. Слово "валькирия" означает "тот, кто выбирает среди мертвых". Валькирия символизирует совершенствование человеческого "я", которое доблесно сражаясь в земной жизни, заслужило для себя счастливую загробную жизнь. Ключевая руна - Gebo.

В горизонтальном плане расположены четыре "внешних" мира.

Нифельхейм - "обитель туманов", место иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутренней сущностью наблюдателя. Оно обладает магической силой, втягивающей вещи в себя, как "черная дыра" во Вселенной. Место текучести, (вода), либо даже затвердевания в замороженном состоянии (лед). Ключевая руна - Isa.

Муспельхейм - "обитель огня", "царство страсти" - противоположность Нифельхейму, взаимно дополняющая его. Мифические существа, ассоциируемые с этим царством, назывались турсами. Они имели огромный рост и владели как преображающей, так и разрушительной силой. Ключевая руна - Dagaz.

Ванахейм - это обитель Ванов. Ваны - разумные силы, управляющие органическими процессами и природным изобилием. Ключевая руна - Ingwaz.

Иотунхейм - это обитель гигантов, наделенных исполинскими размерами и великой силой. Это царство интеллекта и воображения. И то и другое обладают устрашаемой мощью. Ключевая руна - Nauthiz.

Каждому из девяти миров соответствует своя ключевая, необратимая руна. Необратимая руна выглядит одинаково в нормальном и перевернутом положении. Миров - девять, необратимых рун - девять.

Девять миров соединяются 24 "перемычками", или "мостами", удерживающими Космос как единое целое.

Вернее, 9 миров соединены 20 перемычками, четыре вертикальных перемычки - это ствол Дерева. Четыре горизонтальных перемычки управляются двумя рунами (на рисунке отображены двойными линиями). Фактически каждая горизонтальная перемычка состоит из двух частей. Почему они и отображены двумя линиями. Каждая часть управляется своей руной. Остальные перемычки состоят из одной части и управляются одной руной.

Вчера мне пришло озаренное понимание выражения «проклят всяк висящий на древе», это случилось, когда я размышляла о людях, привязанных к материальной жизни. Древо и является символом материализма, а висеть на нем, значит быть привязанным к нему, зависеть от него и поклоняться ему.
Не каждый признает себя «висящим на древе», но желание обладать материальными богатствами, ставить обладание ими выше духовного общения с Владыками это и есть показатель такой привязанности.
«Висеть на древе», аналогично пониманию «быть распятым на кресте». Ибо вывешивание трупа на дерево, как и распятие, выражает особо тяжелое проклятие и презрение. Под проклятием понимается лишение благословения и осуждение на бедствия.
В Учениях Вознесенных Владык, как и в христианстве и других религиях, распятие имеет двойственный характер, который выражает с одной стороны спасение, а с другой стороны являет смерть.
Физическое распятие на кресте по свидетельству Цицерона было «чрезвычайно жестокой и ужасной казнью». Пригвождение гвоздями казнимого причиняло ему острую боль. Подвешенный на кресте человек был мучим жаждой, испытывал сильные головные боли, которые усугублялись высокой температурой и острым чувством страха. Казнимый глотал воздух в приступах удушья, борясь с ним, пытался выпрямиться, опираясь на гвоздь, проходящий сквозь ступни. Все это причиняло нестерпимую боль и страдания. Тело умирающего импульсивно опускалось и поднималось, когда он глотал воздух и в результате в грудной клетке и брюшной полости скапливалась жидкость. (Когда «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, тотчас истекла кровь и вода»). Такая мучительная смерть на кресте была проклятием, ибо наступала медленно, лишь через несколько дней с момента казни.
Иисус Христос был безгрешен и все таки церковниками был предан на распятие. Эта постыдная и ужасающая смерть Иисуса в присутствии множества людей, является неопровержимым историческим фактом (ср. Ин 19:35)(2), и имеет глубокий смысл. По Божьей воле крест, изощренное орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.
Иисус сознательно выбрал крестный путь, категорически отказавшись от царства - без Бога и без креста. Распятие на кресте было завершением его миссии. Он принес себя в жертву на Голгофе.
Когда я была в Израиле и поднималась на место, где был распят Христос, то слышала пронзающий крик Матери Марии, который слышен до сих пор, полный горя и отчаяния. Этот крик Матери обращенный к нашим сердцам, взывает к нашей памяти о великой жертве ее сына. Ибо если мы не откликнемся и не обратимся к Богу, то смерть Иисуса Христа будет напрасной.
В основании всего Космоса положен закон Великой Жертвы. В высшем понимании этого слова этот закон выражает принцип даяния и отдачи в радостном служении во имя высшего Блага. Служение Богу всегда считалось почетной привилегией, на которую призывают или которую выбирают добровольно. Иисус был рожден для исполнения миссии во исполнения пророчества, чтобы свидетельствовать об истине. Он был Сыном Бога, творящим Словом, через Которое все «начало быть», но тем не менее на время своей земной жизни, ради спасения людей, Иисус Христос отказался от Своей божественной сущности. С вочеловечением (воплощением) Он утерял свое бессмертие и смиренно начал свой путь Спасителя мира. Теперь весь смысл Его жизни был заключен в исполнении цели, поставленной перед Ним: устранить отчужденность человека от Бога, возникшую в результате отпада от Творца, по причине греха. Иисус являет собой истинный пример отношения человека к Богу. Он есть Первый, Первородный, «образ ипостаси Божьей»(Евр 1:6,3). Он не запятнан грехом и Его отличают совершенное послушание и абсолютная преданность Своему Отцу. Он пришел примирить в Себе Бога и человека, чтобы люди могли через Него вновь прийти к Отцу. (2)
Распятый, Иисус Христос восторжествовал на кресте, совершив вознесение. «Совершилось» - этим словом была подведена черта под Его делом (Ин 19:30). Исполнив дело, которое повелел Ему Отец, Он получил безграничную власть на небе и на земле. Господь в вознесенном состоянии имеет возможность присутствовать на земле повсюду и руководить верующими посредством Святого Духа. Христос не может существовать на земле без Своего «тела», посему телом Христа является Его Церковь, все те, кто веруют в Него и следуют Его путем.
Иисус Христос принес в мир учение о примирении с Богом. Примирение Бога и человека заключается, прежде всего, в покаянии грехов, в обращении к Господу. Бог желает, чтобы грешник «обратился от путей своих и был жив» (Иез 18:23). Обращение не возможно без веры и надежды, которые основаны на жертвенной смерти Иисуса Христа.(1)
«Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Гал 3:14). Выражение «проклят всяк, висящий на древе» имеет прямой, а также иносказательный смысл. Само физическое распятие, приносящее столь ужасные муки и страдания, было сущим проклятием для того, кого казнили. И это проклятие, прежде всего, выражалось в отлучении от Бога и Его благословений, состраданий и милости. Точно также человек, которым управляют похоть и алчность приговаривает своего Христа к мукам и страданиям, отрезая его от Божьего истока.
Размышляя о том, что такое ад, я пришла к выводу, что адом можно назвать то, состояние при котором человек не может найти внутренней гармонии и связи с Богом, когда неудовлетворенность и неуемные желания разрывают его на части, лишая целостности, света Бога, а ненасытность его эгоизма, не дает покоя. Ад - состояние ума в котором нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», это мертвое сознание, где не славят Господа. Это тьма, эфемерность и полу-жизнь. Царство мертвых, тех «кто висит на древе», распяв Христа в себе.
Бог ставит человека перед выбором между жизнью и смертью. Мертвым в Библии называют все то, что не способно отвечать, реагировать и действовать в соответствии с волей Бога, Его любовью и мудростью.
Кто верою принимает жертву Христа, тот распят вместе с Христом, ибо оправдание пред Богом лежит не через исполнение Закона, а через обращение к Нему. «… Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24), а те которые продолжают жить материалистичностью, «снова распинают в себе Сына Божия» (Евр 6:6) и посему они имеют Божье проклятие.
Проклятие Бога заключается в лишении благословения. Так Бог проклял змея, соблазнившего Еву, и Каина, убившего брата, а также Бог обещал Аврааму проклясть людей, «злословящих его».
В наши дни некоторые люди по своему невежеству поддерживают тех, кто возводит хулу на Вознесенных Владык и Возлюбленного Эль Морию, который и является нашим духовным отцом, Авраамом. Такое их отношение к великому Мастеру несет им проклятие от Бога. Кроме того, верующие должны помнить, что согласно учениям Христа, христианину не должно проклинать ни себя, ни других. (Мф 5:44; Рим 12:14; Иак 3:10)
Символ распятия на кресте, говорит также о рабстве. Римских граждан запрещалось казнить путем распятия, оно применялась только к рабам и преступникам из низших сословий. Падший человек является рабом греха и рабом страха смерти и тления, пока не станет рабом Бога и праведности. Моисей принес «завет от горы Синайской, рождающей в рабство» (Гал 4:24) от Закона. Христос же делает людей истинно свободными. Во Христе нет больше рабов, есть только сыны Бога. Распятие Иисуса Христа было жертвой, которой Он выкупил их из рабства. Но это не значит, что все уже освободились, это значит появилась возможность сделать это!
В чем же суть распятия?
Крест может рассматриваться как символ философской смерти, и мистерии не могут достичь своей цели до тех пор пока они не заставят каждого неофита победно пройти испытание страданием, смертью и воскрешением. Вся жизнь Иисуса Христа и Его распятие содержат в себе ключи к освобождению. Своей жизнью и смертью он навсегда вписал в историю земли одержанную Им Бого-победу.
«Поэтому поймите, что страдания распятия обладают намного большим смыслом, который заключается во вхождении Сына Божьего через космический крест белого огня и его центр в живое сердце самого ГОСПОДА Бога. Когда встречаются небеса и Земля, Альфа и Омега, для всех открывается дверь к воскресению и жизни.
Вы куплены дорогою ценою- не только одного каузального тела, но каузальных тел многих Вознесенных Владык, прошедших посвящение космического креста белого огня, пригвожденных ко кресту и в этом положении испытавших обмен, космический взаимообмен, в результате которого была отдана меньшая жизнь ради нисходящей большей и Великой Жизни, и отданная меньшая жизнь гибла.
Бог запланировал для вас это посвящение, и все ступени этого посвящения воистину объяснены в учениях, продиктованных нами – собранием святых, облаченных в белое. Изучайте и слушайте их. Ибо благодаря изреченному Слову, изреченному во внутренее ухо, вы можете услышать диктовки прошлых годов, высвобожденные через Посланника Марка, таким образом ощутив сегодня звук, записанный в вас на нитях света, тонких волосках, в каждой клетке и атоме. Вот что означает «Вложу закон мой во внутренность их». (3)

Антонида Бердникова
5 августа 2011 г.
Литература:
1. Мэнли П.Холл «Энциклопедическое изложение….»
2. «Библейская энциклопедия Брокгауза» Ф.Ринекер, Г.Маейр
3. Диктовка Эль Мории от 5 апреля 1987 года