Мифология, магия, религия как культурные феномены. Магия и религия

Египта всегда были неотделимы от мифологии и мистицизма, свойственного этой части земного шара. Именно благодаря древнеегипетским мифам и легендам в дальнейшем сформировалось и язычество на Руси.

Также отголоски этой культуры можно наблюдать в современном иудаизме, исламе, христианстве. Множество образов и легенд распространилось по всему земному шару и со временем стало частью современного мира. Предположения и гипотезы, касающиеся египетской культуры и религии, до сих пор мучают ученых мира, отчаянно пытающихся разгадать тайны этой удивительной страны.

Основные направления

Религия древнего Египта многообразна. Она сочетает несколько направлений, таких как:

  • Фетишизм . Представляет собой поклонение неодушевленным предметам или материалам, которым приписываются мистические свойства. Это могут быть амулеты, картины или другие вещи.
  • Монотеизм . Основывается на вере в но при этом допускает существование иных сверхъестественных форм или нескольких божественных ликов, которые являются образом одного и того же персонажа. Такой бог может являться в разных обличиях, но его суть остается неизменной.
  • Политеизм . Система верований, которая основывается на многобожии. В политеизме существуют целые пантеоны божественных созданий, каждое из которых отвечает за отдельную тематику.
  • Тотемизм . Весьма распространенное явление для древнего Египта. Суть этого направления заключается в поклонении тотемам. Чаще всего это животные, которым преподносят дары, чтобы через них задобрить богов и попросить их о счастливой жизни или успокоении в ином мире.

Все эти направления формировались на протяжении более 3 тыс. лет, и, конечно же, за столь долгий срок религия древнего Египта пережила множество изменений. Например, некоторые боги, которые занимали последнее место по своей значимости, постепенно становились основными, и наоборот. Некоторые символы сливались и превращались в совершенно новые элементы.

Отдельную часть занимают легенды и верования, касающиеся загробной жизни. Благодаря этой многогранности, различным ответвлениям и постоянно меняющимся обрядам в Египте не было единой государственной религии. Каждая группа людей выбирала отдельное направление или божество, которому в дальнейшем начинала поклоняться. Пожалуй, это единственное верование, которое не объединяло всех жителей страны, и порой приводило к войнам в силу того, что жрецы одной коммуны не разделяли взглядов другой, поклоняющейся иным богам.

Магия в древнем Египте

Магия была основой всех направлений и практически представлялась людям как религия древнего Египта. Кратко сложно изложить все мистические верования древних египтян. С одной стороны, магия была орудием и направлялась против врагов, с другой - использовалась для того, что защищать животных и людей.

Амулеты

Важнейшее значение придавалось всевозможным амулетам, которые наделялись необыкновенной силой. Египтяне верили, что такие вещи могли защитить не только живого человека, но и его душу после перехода в другой мир.

Существовали амулеты, на которых древние жрецы писали специальные магические формулы. Особенно серьезно относились к обрядам, во время которых над амулетами произносили заклинания. На тело умершего также было принято класть лист папируса со словами, адресованными богам. Таким образом родственники покойного просили высшие силы о милости и о лучшей участи для души умершего.

Фигурки животных и людей

Мифы и религия древнего Египта включают рассказы о всяческих фигурках животных. Таким амулетам египтяне придавали большое значение, так как подобные вещи могли не только принести удачу, но и помочь проклясть врага. Для этих целей из воска лепили фигурку человека, которого нужно было наказать. В дальнейшем это направление трансформировалось в черную магию. В христианской религии тоже есть подобный обычай, но он, напротив, направлен на исцеление. Для этого необходимо вылепить из воска больную часть тела человека и принести в церковь к иконе святого, у которого родные просят помощи.

Наравнес амулетамиогромное значение придавалось рисункам и всевозможным заклинаниям. Первоначально существовала традиция приносить в погребальную комнату пищу и класть ее рядом с мумией умершего, чтобы задобрить богов.

Через некоторое время, когда продукты портились, египтяне приносили свежие подношения, но в конечном счете все свелось к тому, что рядом с мумифицированным телом клали изображение пищи и свиток с определенными заклинаниями. Считалось, что после прочтения заветных слов над усопшим жрец мог передать послание богам и обезопасить душу погибшего.

«Слова власти»

Это заклинание считалось одним из мощнейших. Древние религии Египта придавали произнесению сакральных текстов особое значение. В зависимости от обстоятельств указанное заклинание могло производить разный эффект. Для этого нужно было обязательно назвать имя того или иного существа, которое жрец хотел призвать. Египтяне верили, что именно знание этого имени было ключом ко всему. Пережитки таких поверий сохранились и по сей день.

Переворот Эхнатона

После того как из Египта были изгнаны гиксосы (которые оказали влияние на древние религии Египта),страна пережила религиозный переворот, зачинщиком которого являлся Эхнатон. Именно в это время египтяне начали верить в существование единого бога.

Избранным богом стал Атон, но данное верование не прижилось в силу своего возвышенного характера. Поэтому после смерти Эхнатона осталось очень мало поклоняющихся единому божеству. Этот краткий период монотеизма все же оставил свой отпечаток на последующих направлениях египетской религии.

Согласно одной из версий, левиты, которых вел Моисей, были одними из тех, кто верил именно в бога Атона. Но в силу того, что это стало непопулярно в Египте, секта была вынуждена покинуть родные земли. В ходе своего путешествия последователи Моисея объединились с кочующими евреями и обратили их в свою веру. Десять заповедей, которые известны ныне, сильно напоминают строки одной из глав «Книги Мертвых», которая называется «Заповедь отрицания». В ней перечисляется 42 греха (по одному на каждого бога, которых, согласно одной из египетских религий, было также 42).

В настоящее время это лишь гипотеза, которая позволяет рассмотреть более детально особенности религии древнего Египта. Достоверных доказательств не существует, но многие специалисты все чаще склоняются именно к такой формулировке. К слову, споры по поводу того, что христианство основано на египетских верованиях, до сих пор не угасают.

Египетская религия в Риме

Во времена, когда началось массовое распространение христианства, а Александр Македонский погиб, египетская религия полностью слилась с античной мифологией. В то время, когда старые боги уже не отвечали всем требованиям общества, появился культ Исиды, который распространился на всю территорию Римской империи. Наряду с новым течением большой интерес стал проявляться и к египетской магии, влияние которой к этому времени уже достигло Британии, Германии и начало распространяться по всей Европе. Сложно сказать, что это была единственная религия древнего Египта. Кратко можно представить ее в виде промежуточной ступени между язычеством и постепенно появляющимся христианством.

Египетские пирамиды

Эти постройки всегда были окутаны сотнями легенд и поверий. До сих пор ученые пытаются разгадать тайну того, как в пирамидах подвергаются мумификации любые органические объекты. Даже маленькие животные, погибшие в этих постройках, сохраняются очень долгое время без бальзамирования. Некоторые люди утверждают: проведя некоторое время в древних пирамидах, они испытали прилив энергии, и даже избавились от некоторых хронических заболеваний.

Культура и религия древнего Египта плотно связаны с этими необыкновенными постройками. Это и вполне объяснимо, так как пирамиды всегда были символом всех египтян, независимо от того, какое религиозное направление было выбрано той или иной группой людей. До сих пор туристы, приезжающие на экскурсии к пирамидам, утверждают, что в этих местах тупые лезвия бритв становятся острыми, если их правильно положить, ориентируясь на стороны света. Более того, есть мнение, что не столь важно, из какого именно материала сделана пирамида и где она находится, ее можно сделать даже из картона, и она все равно будет обладать необычными свойствами. Главное - соблюсти правильные пропорции.

Религия и искусство древнего Египта

Искусство страны всегда было тесно связанно с религиозными предпочтениями египтян. Так как любое изображение и скульптура носили мистический подтекст, существовали особые каноны, согласно которым создавались подобные творения.

В честь богов возводились огромные храмы, а их образы были запечатлены в камне или драгоценных материалах. Бог Хор изображался в виде сокола или человека с соколиной головой, символизируя тем самым мудрость, правосудие и письменность. Проводника умерших Анубиса рисовали в виде шакала, а богиня войны Сохмет всегда представала в образе львицы.

В отличие от восточных культур древние религии Египта преподносили божеств не как устрашающих и карающих мстителей, а напротив, как величественных и всепонимающих богов. Фараоны и цари были представителями владык мира и почитались никак не меньше, поэтому рисовали их также в виде животных. Считалось, что изображение человека - это его невидимый двойник, который назывался «Ка» и всегда был представлен в виде молодого человека, независимо от возраста самого египтянина.

Каждая статуя и картина должны были быть обязательно подписаны их создателем. Неподписанное творение считалось незаконченным.

Религия и мифология древнего Египта уделяют огромное внимание органам зрения человека и животного. Именно с тех самых пор пошло поверье, что именно глаза являются зеркалом души. Египтяне верили, что мертвецы были абсолютно слепы, поэтому зрению уделялось такое внимание. Согласно египетскому мифу, когда предательски убил собственный брат, его сын Хор вырезал свой глаз и дал его проглотить отцу, после чего тот воскрес.

Обожествляемые животные

Египет является страной с довольно бедным животным миром, тем не менее чтили природу и представителей флоры и фауны.

Они поклонялись черному быку, который был божественным созданием - Аписом. Поэтому в храме животного всегда находился живой бык. Ему поклонялись горожане. Как писал известный египтолог Михаил Александрович Коростовцев, религия древнего Египта довольно обширна, она видит символику во многих вещах. Одним из таковых был культ крокодила, который олицетворял Так же, как и в храмах Аписа, в местах поклонения Себеку всегда были живые крокодилы, которых кормили только жрецы. После смерти животных их тела мумифицировали (к ним относились с наивысшим уважением и благоговением).

Также в почете были соколы и коршуны. За убийство этих крылатых можно было поплатиться жизнью.

Отдельное место в истории религии Египта занимают кошки. Самый главный был всегда представлен в виде огромного кота. Также существовала предстающая в образе кошки. Смерть этого животного отмечалась трауром, а тело четвероногого относили жрецам, которые читали над ними заклинания и бальзамировали его. Убить кошку считалось огромным грехом, за которым следовала ужасная расплата. При пожаре в первую очередь из горящего дома спасали кота, а уже потом членов семьи.

Рассматривая древнеегипетскую мифологию, нельзя не упомянуть о жуке-скарабее. Этому удивительному насекомому отводит огромную роль религия древнего Египта. Краткое содержание наиболее известного мифа о нем заключается в том, что именно этот жук олицетворяет собой жизнь и самовозрождение.

Понятие души в древнем Египте

Египтяне разделяли человеческое существо на несколько систем. Как уже говорилось ранее, у каждого человека существовала частица «Ка», которая была его двойником. В погребальной комнате усопшего ставился дополнительный гроб, в котором должна была упокоиться эта самая часть.

Частица «Ба» представляла собой саму душу человека. Вначале считалось, что этой составляющей обладали исключительно боги.

«Ах» - дух, изображался в виде ибиса и представлял собой отдельную часть души.

«Шу» - тень. Сущность человеческой души, которая скрыта на темной стороне сознания.

Также была часть «Сах», которая олицетворяла собой тело умершего после его мумификации. Отдельное место занимало сердце, так как оно было вместилищем всего сознания человека в целом. Египтяне верили, что во время загробного страшного суда человек мог умолчать о своих грехах, но вот сердце всегда открывало самые страшные тайны.

Заключение

Перечислить все древние религии Египта кратко и доступно довольно сложно, так как за такое долгое время они претерпели массу изменений. Определенно точно можно сказать одно: таинственная египетская история содержит огромное количество самых необыкновенных и мистических тайн. Ежегодные раскопки преподносят невероятные сюрпризы и порождают все больше и больше вопросов. По сей день ученые и просто интересующиеся историей люди находят необычные символы и доказательства того, что именно эта религия легла в основу всех верований, которые существуют и ныне.

По мнению многих психологов, потребность в вере в сверхъестественное является одной из духовных , так как именно вера помогает людям найти смысл жизни и справиться с жизненными трудностями. Религия была неотъемлемой частью социальной жизни человеческого общества еще с тех времен, когда первобытные люди только начали жить общинами, и именно в период существования первобытно-общинного строя были сформированы первые религии. Эти религии некоторые исследователи называют проторелигиями , подразумевая под данным понятием примитивные первобытные верования, которые стали основой для формирования более поздних верований, и в том числе - .

Четырьмя основными проторелигиями, по мнению религиеведов и историков, являются анимизм, тотемизм, фетишизм и магия . Именно эти формы верований не только были древнейшими религиями, но и послужили основой для становления догм практически всех религий, признающих наличие высших сил. Какая из проторелигий появилась первой, историкам неизвестно, так как все источники знаний о древних верованиях - это наскальные рисунки, находки археологов и пересказы мифов и легенд древних народов, однако и на основании этих источников можно сделать вывод, что анимизм, тотемизм, фетишизм и магия появились примерно в одно время, и в некоторых древних верованиях присутствовали черты сразу нескольких проторелигий.

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением , и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим , сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу - это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

Запрет на убийство тотемного животного;

Запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

Запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

Запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы , причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

В большинстве , да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам - это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом.

Магия и шаманизм

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

История британской социальной антропологии Никишенков Алексей Алексеевич

3.1.2. Религия, магия, мифология

Малиновский в целом разделял предложенное Э. Дюркгеймом разделение явлений в традиционных обществах на «сакральное» и «профанное». Природу «священного», т. е. религии и магии, он выводил не из общественного сознания, а из психологии индивида. Согласно своей биопсихологической доктрине, исследователь считал религию и магию «культурными соответствиями», призванными удовлетворять некие биопсихические потребности человека. Развивая этот априорный тезис, Малиновский построил свою «прагматическую теорию» религии, магии и мифологии. Исходной посылкой его «прагматической теории» магии стало признание того обстоятельства, что в «примитивных» обществах человеческие возможности весьма ограничены. Ощущение своей слабости побуждает человека искать «дополнения» к своим положительным знаниям и имеющимся техническим средствам. Он «пытается управлять силами природы непосредственно, при помощи “специальных знаний”», т. е. магии. Таким образом, магия, по Малиновскому, – это попытка человека достигнуть исполнения, хотя бы иллюзорного, «сильных и невыполнимых желаний».

Без магии, утверждает Малиновский, первобытный человек «не смог бы ни справиться с практическими трудностями жизни, ни достигнуть более высоких ступеней культуры». Ученый объясняет это утверждение тем, что функция, выполняемая магией, необходима, причем необходима не столько для общества, сколько для каждого из составляющих его индивидов: «… Функция магии заключается в ритуализации оптимизма человека, в повышении его веры в торжество надежды над страхом. Магия несет человеку преобладание уверенности над сомнением, стойкости над нерешительностью, оптимизма над пессимизмом». В таком же ключе решает исследователь и вопрос о корнях и функции религии.

Появление религии, по Малиновскому, было вызвано страхом человека перед смертью и теми явлениями, которые он не умел объяснить, перед природными и социальными силами, которым не мог противостоять. Функция религии, считает ученый, заключается в том, что она «вводит, фиксирует и усиливает все ценные психические установки, такие как почитание традиций, гармония с окружающей природой, мужество и твердость в борьбе с трудностями и перед лицом смерти. Религиозные верования, воплощенные в культе и церемониях, имеют громадную биологическую ценность и в этом качестве представляют для примитивных людей истину в широком прагматическом смысле этого слова». Определения магии и религии, данные Малиновским, показывают, что оба эти явления в его концепции сливаются, хотя Малиновский декларативно и присоединялся к тезису Дж. Фрэзера об их принципиальном отличии. Мифологии «прагматическая теория» отводила вспомогательную роль своеобразного хранилища религиозных сюжетов, образов, магических заклинаний и т. п.

Утешительная, иллюзорно-компенсаторская функция религии обращала на себя внимание философов задолго до Малиновского. О природе этой функции, коренящейся в фундаментальном противоречии между «хотением и умением» людей, говорил в свое время Л. Фейербах. Это положение было развито классиками марксизма, которые, наряду с анализом материальных условий возникновения и существовании религии, никогда не упускали из виду того, что она еще и «непосредственная, т. е. эмоциональная, форма отношений людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным». К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права» определяет религию как «иллюзорное счастье народа», «вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира» и, в конечном счете, как «опиум народа».

«Прагматическая теория», выражая наиболее общие идеи Малиновского о природе религии, не охватывает, однако, всех его представлений о значении этого явления в конкретном доклассовом обществе. В этом вопросе особенно ярко проявилась раздвоенность научного мышления антрополога. Его представления о религии располагаются как бы на разных уровнях – общесоцио логическом и эмпирическом. Если источник первого – априорные мировоззренческие установки, то источник второго – наблюдаемая на Тробрианах действительность.

Конкретно-научные выводы Малиновского о роли религии, магии и мифологии в тробрианском обществе представляют собой результат сложного взаимодействия двух указанных тенденций, столкновения мировоззренческой предвзятости с фактическим материалом. Малиновский одним из первых обратил внимание на специфику бытования религиозных представлений в доклассовом обществе – на их туманность, противоречивость, по сути дела, на отсутствие четкой, логически связной религиозной системы. Одним из первых в антропологии он поставил проблему создания специальной методики изучения этих представлений, проблему чрезвычайно важную и спорную по сей день.

Не получив у тробрианцев связного описания их представлений о душах мертвых (балома ), Малиновский предложил косвенный способ вычленения инвариантных особенностей религиозных представлений – либо через их проявления в ритуальной практике, процедура которой строго регламентирована традицией, либо через спонтанные выражения религиозных представлений в повседневной деятельности. Он считал, что «все люди, даже те из них, которые не в состоянии выразить словами, что они думают о “балома” …тем не менее всегда ведут себя определенным образом по отношению к ней, придерживаясь определенных правил обычая и выполняя определенные каноны эмоциональной реакции». Это эмпирико-методическое положение приобрело характер ведущего принципа как при описании религиозно-магической деятельности тробрианцев, так и при ее интерпретации. По этому принципу «религиозные представления должны изучаться в их действиях в пространстве социальных измерений, они должны рассматриваться в свете различных видов мышления и различных институтов, в которых они могут быть прослежены».

Подобное методологическое предписание, отрицая по сути дела узость «прагматической теории», соответствует реальному положению вещей в доклассовом обществе, для которого характерна «сакрализация общественных идей и норм, отношений, групп и институтов. Религиозное сознание доминирует. Религиозные группы совпадают с этническими общностями. Религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения “налагаются” на другие социальные связи. Социальные институты соединяют на себе власть религиозную и светскую».

Малиновский справедливо считал, что каждое примитивное общество обладает определенным запасом знаний, основанных на опыте и организованных рациональным образом, и эти знания причудливым образом переплетаются с незнанием. Отталкиваясь от этого положения, он пришел к ряду интересных выводов о значении религии в разных сферах жизни тробрианцев. Особенно заметным был вклад Малиновского в изучение роли мифологии в доклассовом обществе. Современниками он не без оснований был воспринят как «революция» в этой отрасли антропологии.

Предшественники Малиновского, изучавшие мифологию первобытных и античных народов, имели дело, как правило, с текстами, но не с жизнью самих народов, среди которых эти мифы бытовали. Античные мифы дошли до Нового времени в сильно искаженном литературной обработкой виде; мифы современных доклассовых и раннеклассовых обществ поступали в руки ученых как разрозненные сюжеты, утратившие первоначальный облик от пересказа случайных людей – путешественников, миссионеров, торговцев и т. п. Все это неизбежно приводило к известной ограниченности создаваемых учеными теорий мифа.

Ко времени, когда Малиновский выступил в печати со своей трактовкой «примитивной» мифологии, в западной науке наибольшее распространение имели идеи Э. Тайлора о первобытной мифологии, а также идеи «мифологической школы» М. Мюллера. Если Тайлор рассматривал первобытную мифологию как результат попыток человека объяснить окружающий мир скудными средствами своего «примитивного» интеллекта, то представители школы Мюллера видели причину появления мифологических сюжетов в «болезни языка» первобытных людей, которые прибегали к метафорам, представляя метеорологические явления в виде сверхъестественных персонажей.

Принципиально новое видение «примитивной» мифологии позволило Малиновскому вскрыть ограниченность кабинетного толкования природы мифа и мифотворчества. Ученый показал, что тайлоровская и мюллеровская трактовки мифа – это попытки навязать некоему воображаемому «дикарю» свою собственную рационалистическую позицию, позицию созерцателя и мыслителя, которая меньше всего подходит реальным представителям доклассового общества. «Основываясь на собственном изучении живых мифов у дикарей, – пишет Малиновский, – я должен признать, что для примитивного человека в чрезвычайно малой степени характерен чисто научный или поэтический интерес к природе, символическому творчеству отведено чрезвычайно мало места в его идеях и рассказах; миф же в действительности – это не праздная рапсодия и не бесцельное излияние тщеславного воображения, но интенсивно работающая, чрезвычайно важная культурная сила».

Мифология доклассового общества впервые была представлена во всей полноте ее многообразных социальных функций именно Малиновским. Миф в его трактовке «выражает и придает особое значение религиозным верованиям, кодифицирует их; он охраняет и усиливает мораль, он способствует эффективности ритуала и содержит практические руководства для человеческой деятельности». Одним словом, мифология – это «хартия» всех социальных институтов «примитивного» общества. В этом качестве миф рассматривается как совокупность социальных установок, правил поведения, норм обычного права, воплощенных в сюжетах сакрального прошлого, т. е. выступает как регулятор общественной деятельности в условиях бесписьменного общества. Е. М. Мелетинский с полным основанием назвал эту трактовку мифа открытием Малиновского, которое заложило основу принципиально новому направлению изучения мифологии.

Взгляд Малиновского на регулирующую роль мифа в доклассовом обществе вскрывает характерные особенности этого явления как своеобразного синтеза превратных представлений и объективных суждений. Здесь знание выступает в форме незнания, объективная реальность отражается неадекватно, но в этом отражении присутствует элемент истины, облеченной в фантастические одежды вымысла. Такая трактовка мифологии делает ее рассмотрение необходимым элементом изучения любой сферы духовной культуры доклассового общества и, в особенности, религии и магии.

Если связь мифологии с религией всегда была очевидной для ученых, то ее связь с магией была открыта Малиновским и убедительно проиллюстрирована на тробрианском материале. Наивный и абсурдный, с точки зрения европейца, детерминизм магических действий получил благодаря исследованиям Малиновского новую трактовку. Антрополог пришел к выводу, что тробрианцы прибегают к магическим действиям не только и даже не столько потому, что неправильно понимают объективную причинно-следственную связь явлений, сколько потому, что подобным образом ведут себя в аналогичных случаях священные персонажи их мифов. Сам магический акт выглядит как драматизация определенного мифологического сюжета, через которую совершающие его как бы приобщаются к священному мифическому миру. Желаемый результат «достигается» не вследствие совершения определенного действия, а вследствие «перевода» возникшей жизненной ситуации в иное состояние – в мифологическое «пространство – время», где действуют особые законы и где помощниками людей являются духи предков, культурные герои и т. п.

Магия, по Малиновскому, полностью основана на мифологии: магические заклинания – это не что иное, как определенная частичка мифа; необходимость и содержание тех или иных магических обрядов в различных ситуациях определяются структурой и содержанием мифологии. Рассмотрение магии в ее связи с мифологией вскрывало целый пласт новых для британской социальной антропологии первой трети ХХ в. качеств этого явления – системных качеств, которые вытекали не из внутренней природы магического акта, но определялись местом этого акта в мировоззрении общества.

Малиновский не остановился на анализе системных качеств магического ритуала лишь в плоскости его связей с мифологией. Он пошел дальше, вскрывая функциональные связи магии с основными сферами жизнедеятельности тробрианского общества – экономикой и социальной организацией. Анализируя значение магии в земледелии тробрианцев, Малиновский приходит к выводу, что «магия всегда сопутствует земледельческому труду и практикуется не время от времени, как только возникает особый случай или по велению прихоти, но как существенная часть всей системы земледельческого труда», что «не позволяет честному наблюдателю отбросить ее как простой придаток». При этом ученый констатирует парадоксальную раздвоенность в сознании тробрианцев – они прекрасно знают и могут рационально объяснить, что требуется для достижения хорошего урожая, но в то же время абсолютно уверены, что без магических обрядов его не получишь и, объясняя это, ссылаются на миф, в котором культурный герой совершает магический обряд.

В чем же причина такой непоследовательности? Ответу на этот вопрос Малиновский придает особое научное значение: «Отношение между сверхъестественными средствами контроля над естественным ходом вещей и рациональной техникой является одной из наиболее важных проблем для социолога». Магические обряды, в трактовке Малиновского, – это своеобразный механизм связи между мифологией как средоточием племенной традиции и практической деятельностью людей. Через магический обряд осуществляется реализация многовекового опыта, заложенного в мифологических преданиях, в том числе опыта возделывания культурных растений и организация этого технологического процесса. Магический обряд утверждает и поддерживает в сознании людей ценность этого опыта, приписывая ему священное значение путем ссылки на авторитет мифических предков. Маги (товоси ), ответственные за обряды, способствующие росту ямса (мегвакеда ), одновременно являются и организаторами коллективного труда; они, как правило, признанные эксперты в вопросах земледелия.

В сознании тробрианцев идея собственности на тот или иной участок земли нередко ассоциируется с сакральной связью мага с этим участком, хотя в действительности реальным собственником его являются определенная община или ее подразделение. «Магия, совершаемая для деревенской общины в целом (включающей несколько поселений. – А. Н. ), деревни, а временами для подразделения деревни (субклана. – А. Н. ), имеет своего «товоси» (мага) и свою собственную систему «товоси» (магии), и это, пожалуй, главное выражение единства (перечисленных подразделений. – А. Н. )». Описанная ситуация означает, что земельно-соб ственническая и реальная производственно-территориальная структура тробрианского общества в сознании его членов выступают в «перевернутом» виде как структура магической деятельности и иерархия лиц, ее производящих. И это неудивительно, так как именно маги обычно стоят во главе собирающихся для совместной работы коллективов.

Эмпирически отраженная Малиновским картина «наложения» магической практики на структуру производственной деятельности тробрианцев включает в себя и еще один существенный аспект – роль магии в их социальной организации. Ведь в этом обществе маг часто соединен в одном лице с вождем или главой общины, что вытекает из характерного для всей Меланезии принципа соответствия сакрального статуса общественно-потестарному.

Интересную трактовку Малиновский дает связи мифологии тробрианцев с их системами родства. В мифах, утверждает он, содержатся нормы, регулирующие взаимоотношения между различными родственными группами. Исследователь подтверждает это тем фактом, что отношения между мифологическими существами представляют собой кодифицированные нормы поведения. Так, например, мифологический сюжет, повествующий о всевозможных встречах и приключениях Собаки, Свиньи и Крокодила, не что иное, как обобщенные на основе специфической логики нормы отношений между важнейшими тотемными группами, носящими имена этих существ. Взаимоотношения тробрианцев с душами умерших и душ умерших между собой – это превращенные, сакрализованные типы взаимоотношений между различными категориями классификаторских родственников. Это обусловлено тем обстоятельством, что «социальное разделение, принадлежность индивида к клану или субклану сохраняется через все его перерождения», что придает существенное социально-регулятивное значение культу предков, которые выступают здесь как священные хранители традиционных норм поведения.

Конкретно-эмпирическая трактовка Малиновским религии, магии и мифологии тробрианцев, явившаяся результатом определенных логических возможностей этого уровня методологии, внесла безусловно положительный вклад в изучение проблемы. Но, признавая это, мы должны обратить внимание и на ограниченность такой трактовки.

Ограничивающее воздействие априорных установок Малиновского на его конкретные выводы выразилось, прежде всего, в акцентировании внимания на позитивной стороне религиозных функций и в полном отказе видеть негативные их стороны (догмы «универсальной функциональности» и «функциональной необходимости»). Малиновский необоснованно поставил знак равенства между общественно полезными явлениями, в функционировании которых присутствует религиозно-магический аспект, и самой религией. Говоря об иллюзорно-компенсаторской функции религии, он не желал замечать других ее особенностей – постоянного страха черной магии, боязни злых духов, сковывающих волю и разум человека.

Кратко резюмируя выводы из анализа конкретно-научной трактовки Малиновским фактического материала по Тробрианам, представляющей собой моделирующий тип объяснений, можно заключить следующее. Интуитивно-беллетристическая описательность как следствие операциональной неопределенности методов привела к тому, что объяснения фактического материала получились крайне расплывчатыми и неоднозначными, они как бы угадываются при чтении монографий Малиновского. Никогда нельзя сказать с полной уверенностью, как он оценивает тот или иной факт. Скорее факт говорит сам за себя, чем о нем говорит Малиновский.

Многие принципы его конкретных методов, которые сами по себе являлись определенными методологическими достижениями, на практике часто давали нежелательный эффект. Так, принцип отражения явлений в их взаимосвязи приводил к фактологической перегруженности – за огромным количеством используемых материалов терялась аналитическая мысль исследователя, вычленяющая инвариантные отношения, выражающие не видимые непосредственно, но существенные связи в обществе. Принцип моделирующего объяснения явления через показ его роли в общем культурном контексте способствовал растворению качественной специфики этого явления во множестве других.

Результатом всего этого стало отсутствие четкого теоретического анализа институтов родства и религии доклассового общества, логически обоснованного вывода о качественной их специфике. Выводы Малиновского по этим проблемам не представляют собой стройной системы взглядов, это лишь серии подмеченных эмпирических закономерностей, не объяснения, но лишь наброски объяснений, не решение проблемы, но ее постановка и указание возможных направлений решения. Отмеченные аналитические слабости, правда, с лихвой восполняются литературным даром Малиновского, который обладал таинственной способностью в своих трудах так описать изучаемые явления, что эти описания говорили гораздо больше о реальности, чем обобщающая их интерпретация.

Из книги Ритуал в древней Месопотамии автора Емельянов Владимир Владимирович

Ритуал и магия В трудах немецких ассириологов давно уже принято подразделять ритуалы на культовые и магические. При этом культовыми называют царско–храмовые ритуалы, а магическими - общинные, связанные с исцелением. Первоначально хотелось назвать эту часть книги

Из книги Космические тайны курганов автора Шилов Юрий Алексеевич

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

1. ДРЕВНЕЙШАЯ РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ - РЕЛИГИЯ ОБЩИНЫ Мы, по существу, не имеем надежных данных о древнейшей римской религии. Сведения о ней дошли в интерпретации авторов, писавших, когда многое из ранних верований и установлений было уже забыто, стало непонятно и толковалось в

Из книги Классическая демонология автора Амфитеатров Александр Валентинович

Из книги Русская здрава автора Шатунов Максим Валентинович

Магия Христианство различало магию двух видов, но оба их замыкались на дьяволах. В одном случае взаимоотношения эти строятся на началах добровольного контакта: Дьявол обязывается оказывать магу такие-то и такие-то услуги, а маг, в уплату за то, обязывается отдать ему душу.

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Глава 2. Религия, мифология, философия Что такое человеческое мировоззрение? Каковы его формы и откуда они берутся? Откровенно говоря, это сложнейшие вопросы. Разрешить их под силу далеко не каждому, если это вообще возможно. Несмотря на эти видимые сложности, стоит все же

Из книги Мифы, легенды и предания кельтов автора Роллестон Томас

Магия Египет называют родиной магии, главным образом благодаря библейскому сказанию о чудесах египетских магов, которым противостоят чудеса Моисея и Аарона, оказавшихся победителями в этом своего рода «соревновании». Практически невозможно провести различие между

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Глава 2 Религия кельтов. Ирландия и религия кельтов Мы уже говорили, что из всех кельтских народов ирландцы представляют особый интерес, ибо их культура сохранила и донесла до нас многие особенности культуры древних кельтов. И тем не менее, свою религию даже они не

Из книги Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии автора Малиновский Бронислав

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Магия и религия

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Магия, наука и религия автора Малиновский Бронислав

Магия Возрождения Магия позволяет ученому не быть просто пассивным наблюдателем, она дает возможность действовать, активно постигать Природу, сотрудничать с ней, не преступать ее законы, а следовать им, вникая в их суть, в эту движущую силу, поддерживающую вечную жизнь

МАГИЯ И РЕЛИГИЯ

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности, видимо, преобладали женщины. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Сам магический обряд приобщения к духам (шаманское камлание) состоял в том, что посредством определенных ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с бормотанием, пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или колокольчика доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично, до состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его действиями зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман нередко впадал в транс, ничего не видел, не слышал - считалось, что именно в этот момент и происходит его контакт с миром духов.

В глубокой древности магические обряды носили, возможно, более общий характер и были менее дифференцированы. Позже дифференциация их достигла значительных размеров. Современные этнографы, в частности С. А. Токарев, разделяют магию по методам воздействия на контактную (соприкосновение носителя магической силы - колдуна-шамана или волшебного амулета - с объектом), инициальную (магический акт направлен на объект недосягаемый, в силу чего осуществляется лишь начало желаемого действия, конец которого предоставляется сверхъестественным силам), парциальную (опосредствованное воздействие на волосы, пищу и т. п.), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную и др.

В целом магия как серия ритуальных обрядов была вызвана к жизни реальными потребностями общества, которые в силу определенных непредсказуемых обстоятельств бытия диктовали такого рода путь связи с миром сверхъестественных сил. Однако в то же время магия сыграла немалую роль в закреплении в сознании людей пралогического мышления, что сыграло важную роль в процессе формирования религиозного сознания. Ведь по мере развития магического мышления человеку стало казаться все более очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от привходящих обстоятельств, окутанных магией сверхъестественного. А это вело к тому, что многие конкретные явления и даже отдельные предметы начинали восприниматься в качестве носителей магической силы.

Возник первобытный фетишизм, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном.

Фетишизм проявился в создании идолов - предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии.

Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений первобытного человека. В самом деле, анимизм с его одухотворением природы и предков и тотемизм с его культом тех же мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира при всей бесплотности его обитателей ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. И, наконец, появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойство перемещаться во времени и пространстве, но и может оказаться в предметах реального мира.

Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными потенциями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества и поэтому должное уважение к ним - первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой. Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле долгие десятки тысяч лет протекала вся духовная жизнь общества - по крайней мере, до эпохи неолита, а для более отсталых народов и много позже, в отдельных случаях вплоть до наших дней.

Первобытная мифология. Комплекс верований и представлений первобытного человека, как и вся его реальная жизнь со всеми ее трудностями, проблемами и достижениями, находили свое отражение в устной традиции, которая, закрепляясь в умах и обрастая со временем фантастическими деталями, способствовала рождению мифов, возникновению первобытной мифологии.

Мифопоэтическое творчество всегда было тесно связано с духовной жизнью и религиозными представлениями людей. Это легко понять: коль скоро основой духовной жизни первобытного человека были его родство с тотемом, культ умерших предков, одухотворение мира или перенесение магической силы на идолы и амулеты, то неудивительно, что центральное место в мифологии занимали зооантропоморфные предки или обоготворенные герои, которым под силу любые чудеса. С именами так называемых культурных героев в мифах обычно ассоциировались важнейшие изобретения или нововведения, будь то добывание огня или установление форм семьи и брака, изготовление оружия и орудий труда или учреждение правил инициации. Большое место в первобытной мифологии занимали и космогонические сюжеты, т. е. предания о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, наконец, человека. В мифах отчетливо прослеживается влияние тотемизма: духи нередко обладают волшебным свойством перевоплощаться, менять свой облик; обычным делом считаются брачные связи между человеком и животным, а то и фантастическим монстром.

В первобытной мифологии в образной форме обычно запечатлевались те важнейшие связи между жизнью и смертью, природой и культурой, мужским началом и женским, которые ранее всего осмыслялись человеком в процессе его наблюдений, изучения законов мира. Анализ этих важнейших противостояний, как и вообще основных мифологических сюжетов, является ныне одним из важных источников для реконструкции древнейших этапов истории человека, для познания тех важных закономерностей, которые были характерны для жизни первобытного человека. В частности, этот анализ позволяет ставить вопрос о той большой роли, которую играли в первобытном обществе культурные влияния и заимствования.

ЗАИМСТВОВАНИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ КУЛЬТУР

Специалистам хорошо известно, сколь замкнуты были первобытные коллективы, как четко действовала основная социальная оппозиция «свои - чужие», закрепленная нормами тотемизма. Естественно, это в немалой степени ограждало данную этническую общность от влияний извне. И все-таки эти влияния не только существовали, но и, просачиваясь через самые узкие щели, оказывали немалое воздействие, как на материальную, так и на духовную жизнь людей. На примере мифологии эти влияния и связанные с ними культурные заимствования особенно наглядны.

Едва ли сходные мифологические сюжеты возникали у каждого небольшого племени самостоятельно и независимо от того, чем располагали его соседи. Как раз напротив: несмотря на тотемные оппозиции, общение с соседями всегда открывало каналы для влияний, тем более в сфере духовной культуры. Сюжеты мифов распространялись и легко воспринимались теми, чей уровень культуры, бытия, духовной жизни и религиозных представлений хоть сколько-нибудь соответствовал отраженным в том или ином мифе сюжетным поворотам. Конечно, это не означало, что от племени к племени через континенты кочевали одни и те же имена, детали рассказа, повороты фабулы. Все это частично менялось, обрастало добавлениями, перемешивалось с уже существующими местными преданиями, принимало иную окраску, новую концовку и т. п. Другими словами, каждый народ вносил в предание нечто свое, так что оно со временем становилось именно его мифом. И все же основа сюжета сохранялась, что довольно легко реконструируется сегодня специалистами в области структурной антропологии, в частности известным французским ученым К. Леви-Строссом.

Специалисты уже достаточно давно доказали, что количество основных мифологических сюжетов невелико - эти сюжеты не только хорошо изучены, но даже и пронумерованы. Не вдаваясь в детали, стоит заметить, что такого рода генеральное единство сюжетов хорошо видно на примере мифов о мироздании, в том числе построений на тему о так называемом мировом дереве, мировой оси, мировой горе, о возникновении вещей и существ, включая человека, в результате расчленения тела первозданного великана и т. п. Немало общего в космологических и космогонических мифах, в представлениях о загробном мире, о небесах и небожителях. Речь не идет о том, что все сюжеты возникали где-то в одном месте, а оттуда распространялись. Имеется в виду иное: где бы и что бы в интересующем нас плане ни возникало - рано или поздно оно становилось достоянием всех тех, кто был подготовлен для восприятия упомянутого новшества. Это касается и великих открытий в материальной сфере (колесо, земледелие, обработка металла и т. п.), и нововведений в сфере идей, о чем сейчас и идет речь. Сфера идей отнюдь не ограничивается мифологией.

Заимствование сходных идей и представлений, взаимовлияние культур и уравнивание культурного потенциала за счет использования достижений вырвавшихся вперед народов всегда было законом развития человечества. Если бы этот механизм взаимодействия не работал, и каждому народу приходилось бы заново все изобретать, картина мира была бы совершенно иной. Результатом действия механизма диффузии культурных достижений можно считать и то, что, в конечном счете, одни и те же формы примерно в одинаковом комплексе характеризовали религиозные представления сапиентных людей уже на стадии верхнего палеолита.

Ключевые слова этой страницы: , .

Клуб целителей. Все на одном сайте. Целители, экстрасенсы, ясновидящие. Первобытная мифология. Комплекс верований и представлений первобытного Скачать zip-архив: Магия и Религия - zip. Скачать mp3: Магия и Религия - mp3. мифология древней греции верования первобытного человека первобытные люди реферат магия крови Основные этапы зарождения религии в первобытном обществе. Первобытные верования в эпоху патриархата. Дорелигиозный период. Развитие ритуалов и мифов. Эзотерический форум Талисман любой сложности. Белая магия поможет решить Ваши проблемы. Звоните! Религия в первобытном обществе Рефераты:: первобытные животные верования древних германцев Программа Религия в истории культуры магия чисел Магия. Магическая помощь Маг и колдун Верование? первобытные люди религия древнего рима

религия древнего египта религия как социальный институт Малиновский Б. Магия и опыт первобытные религия древней греции Первобытные формы религии, миф - реферат 6 апр 2004 Первобытные верования и культы. Соотношение магии и религии. Тотемизм. Табу. Система инициаций. Мифология и религия. Виды мифов. Первобытные верования верования древних египтян Первобытные верования. Анимизм. Фетишизм. Магия. Тотемизм. Проблема первобытного монотеизма. Религия и мифология. Система обрядов. первобытные верования Профессиональная работа, многолетний опыт, гарантированный результат! Работы, похожие на реферат: Первобытные верования - Д. Д. Фрезер Золотая ветвь. Исследование магии и религии, Студия Религия и мифология, Первобытные верования, Рефераты Мифология Австралии первобытным народам формы верований и культов - тотемизм, анимизм, магию, В возникших из магии более развитых формах религии первобытного общества, связанными с ними практическими верованиями религия полностью исчерпывалась. искусство и его связь с первобытными верованиями и культами. и духовная культура древнего мира. и ее разновидности. мифология славян Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Юрий Семёнов

магия имени магия,колдовство, приворот,эзотерика, ясновидение,астрология, предсказания Мир Экстрасенсов Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлениями о Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Департамент образования города Москвы Магия. Ясновидение. первобытные рисунки религия китая мифология викингов Религия в первобытном обществе - реферат Задайте вопрос юристу. Бесплатные ответы на все виды юридических вопросов. Итак, «первобытные» верования - это религия, а что же такое миф и какая между ними настроения - к религиозному чувству, а действия - к поклонению и магии. А в целом сумма мифов, мифология, являлась мировоззрением наших далеких мифология древних славян верования майя первобытные люди картинки мифология древнего египта религия израиля - Религия и мифология - Первобытные верования верования славян

религия японии Магический форум Фортуна космоэнергетика,магия, астрология,гадание, эзотерика,фен-шуй, мистика,нло. Магия и Религия Первобытные верования Главная страница Рубрики Религия и мифология Магия и религия. От животного-родича к животному-предку. Религия и мифология, Первобытные верования, Рефераты. Магия Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. магия вуду Религия и мифология - Первобытные верования. Магия Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. По целям воздействия, магия религия лютера мифология как исторический тип мировоззрения верования древних греков Реальное решение проблем. Редкие книги по магии. Обучение с посвящением. Реферат Религия и мифология Религия и культура Реферат: Первобытные верования - - Банк рефератов магия золота ювелирный магия любви мифология магия огня первобытные племена

верования восточных славян религия магия денег Матюшова. История мировых религий. верования первобытных людей Первобытные верования. Принял: Радченко А. А. Белгород 2004г. План. 1. Зарождение религии. 2. Мифология Австралии. 3. Тотемизм. 4. Магия. 5. Фетишизм. мифология это Мы видим, что основания магических верований и практики не взяты из воздуха, типичная и самая развитая мифология в первобытных обществах - это мифология магии. И магия и религия прямо опираются на мифологическую традицию, В отличие от религий, сверхъестественное в древнейших магических, анимистических, тотемистических и других первобытных верованиях не персонифицировано, Приворожить мужчину Культура и религия. Религия как форма культуры мифология древнего рима верования Новейшее открытие психологов: Секрет Приворотных Слов мифология и религия первобытные войны скачать бесплатно Для тех, кто все перепробовал, и ничего не помогло! первобытные формы религии магия красоты - Рефераты - Религия и мифология - Религия в первобытном обществе. Первобытные верования в эпоху патриархата. Дорелигиозный период. В первобытном обществе возникают тотемизм, магия, фетишизм, мифология, анимизм. магия золота 19 дек 2007 Исследование магии и религии. Изображение пользователя Ola. религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. религии, и еще менее потому, что я вывожу из него всю мифологию. Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, сложного видения мира и воздействия человека на окружающую среду, что и проявляется в магии. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории мифология и философия первобытные войны верования древних славян магия Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история - Главная религия индии VIP магия религия ислам верования индейцев